Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Проблемы возрастной периодизации психического развития

Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический . Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.

Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др.

Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;

2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет);

2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1)раннее детство;

2)детство;

3)подростковый возраст.

Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность - 12-17 лет; ранняя зрелость - 18-25 лет; зрелость - 51-75 лет; старость - от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1)первые 12 месяцев жизни - начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) II-3-й годы жизни - вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3)III-5-й годы жизни - третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) IY - 6-11-й годы жизни - четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) Y -12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные

6) YI - начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) YII -зрелый возраст - человек поглощен собой и социумом;

YIII -пожилой возраст - человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности. И в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, возникают психические новообразования. В данном случае - мудрость, которая понимается как сплав знаний и жизненного опыта. Особое значение в данном периоде развития личности отводится отношению к смерти, бессмертию. Ученые выделяют нескольку путей бессмертия: религия, творчество, дети, природа.

Особый интерес приобретают стадии детского развития.

Так, в каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации-смена ведущих видов деятельности таких как:

1)ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интериоризация мотивов и задач);

2)усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1)ребенок - «общественный взрослый»;

2)ребенок - «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1)младенчество - с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2)раннее детство - от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3)младший и средний дошкольный возраст - от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4)старший дошкольный возраст-с 5 до 6-7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему

остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5)младший школьный возраст - от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I

В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст - от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности).

Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Если взять процесс развития ребенка в этом периоде в общем, то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет);

2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т.е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т.е. от 11 до 17 лет).

Важно помнить все границы периодов являются условными и могут быть изменены в тех или иных психологических подходах или точках зрения ученых.

26. Проблема возрастной периодизации психического развития.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:

1 . Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

2 . Для второй группыn характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3 . Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Абсолютный возраст - это продолжительность существования («жизни») породы, выраженная в годах. Абсолютные значения возраста горных пород приве­дены в геохронологической шкале. Для его определения применяют методы, основанные на использовании процессов радиоактивных превращений, которые имеют место в некоторых химических элементах, входящих в состав пород. С помощью одних элементов устанавливают возраст в миллионах лет (уран), другие дают возможность вычислить более короткие отрезки времени (углерод).

Шкала геологического времени Земли

Зон (эонотема) Эра (эратема) Период (система) Индекс периода Типичные Организмы Абсолютный возраст, млн лет
Неохрон Кайнозой­ Четвертичный Человек, млеко­ 90-95
(фанерозой) ская KZ Неогеновый N питающие, цвет­
Палеогеновый £ ковые растения
Мезозой­ Меловой К Головоногие, 550-570
ская MZ Юрский J моллюски, прес­
Триасовый Т Мыкающиеся
Палеозой­ Пермский Р Амфибии и 600-620
ская PZ Споровые
Каменноугольный С Рыбы, плечено- 400-410
Девонский D Гие
Силурийский S Первые беспоз­ >1500
Ордовикский О Воночные
Кембрийский е
Палеохрон PR - - -
(криптозой) AR
Планетарная стадия земли

Относительный возраст позволяет определять возраст пород относительно друг друга, т. е. устанавливать, какие породы древнее, какие моложе. Для установления относительного возраста ис­пользуют два метода: стратиграфический и палеонтологический.

Палеонтологический метод позволяет определять возраст оса­дочных пород по отношению друг к другу независимо от харак­тера залегания слоев и сопоставлять возраст пород, залегающих на различных участках.Животные и растительные организмы развивались постепенно, последовательно. Остатки вымерших организмов захоронялись в тех осадках, которые на­капливались в тот отрезок времени, когда они жили.

Все геологическое время разделили на отрезки. Так была создана геохронологическая шкала. Для слоев пород, которые образовались в эти отрезки време­ни, были предложены свои названия, что позволило создать стратиграфическую шкалу.Самый длительный отрезок времени - эон. Самый ко­роткий отрезок - век. Каждый отрезок времени получил наименование и обозначение в виде индекса, а на геологических кар­тах - свою окраску.

Периоды деляг на эпохи (отделы), например, триасовый пери­од подразделяют на нижнюю (Т,), среднюю (Т2) и верхнюю (Т3) эпохи. Каждую эпоху разделяют на века (ярусы), например K dat , что читается как меловой период, верхняя эпоха, датский век. Верхний индекс дает наименование века. Современный четвер­тичный период имее.т деление на эпохи, обозначенные римскими цифрами - Qj, Qu, Q n , и Q (V . Кроме того, перед индексом Q ставят знаки, обозначающие генезис (происхождение) пород, на­пример, aQ, M - породы аллювиального (речного) происхождения, eoQn - эолового (ветрового) генезиса, mQ, - морского проис­хождения и т. д.

Возраст горных пород в виде индексов широко используется в геологической документации (карты и разрезы), которая явля­ется неотъемлемой частью проектирования зданий и сооружений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Геология и ее разделы

Геология и ее разделы.. геология комплекс наук о составе строении истории развития земли.. в настоящее время геология является типичной естественной наукой обладающей комплексным характером и состоящей более..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вечная мерзлота
Вечная мерзлота – близкая к поверхности подземная зона с отрицательной температурой, сохраняющейся в течение веков и тысячелетий; мощность зоны от 1 до сотен метров. Многолетняя - явление

Происхождение, форма и строение планеты Земля. Геосферы
Вопрос о происхождении Земли – важнейший вопрос естествознания. Более 100 лет пользовалась признанием гипотеза Канта-Лапласа, согласно которой солнечная система образовалась из огромной раскаленной

Оползни. Геологические условия. Методы борьбы
Оползни - это скользящее смещение горных пород на скло­нах под действием гравитации и при участии поверхностных или подземных вод. Деформации в результате оползания подвергаются насыпи шос

Температурный режим верхней поверхности Земли
Земная кора имеет два источника тепла: от солнца и от распада радиоактивных веществ в своей нижней части на границе с верхней мантией. В недрах же Земли температура увеличивается с глубины от 1300

Геологическая деятельность рек. Эрозия донная и боковая. Понятие базиса эрозии. Продольный и поперечный профиль речной долины
Подземные воды и временные ручьи атмосферных осадков, стекая по оврагам и балкам, собираются в постоянные водные потоки - реки. Площадь, с которой к реке стекает вода, называ­ют бассейном реки.

Борьба с эрозией рек
С боковой эрозией борются укреплением берегов с регулиро­ванием течения реки. В зависимости от геологического строения берега, характера и места размыва укрепление проводят устройст­вом набережных,

Билет 4.
1. Что называется минералом? Химический состав и физические свойства минералов. Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянством состава

Геологическая деятельность ветра. Эоловые отложения, их состав и форма залегания (с. 307-311)
На земной поверхности постоянно дуют ветры. Скорость, сила и направление ветров бывают различны. Нередко они носят ураганный характер. Ветер совершает большую геологическую работу: разруше

Билет 5.
1. Что называется минералом? Происхождение минералов. Минералы магматических горных пород. Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянст

Коэффициент фильтрации. Методы определения
Коэффициент фильтрации - это скорость фильтрации при напорном градиенте I= 1. Коэффициент фильтрации грунтов в основном определяется геометрией пор, т. е. их размерами и формой. На значение коэффиц

Минералы осадочные горных пород. Искусственные минералы
Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянством состава, строения и свойства. Условия, в которых образуются минералы в природе, отличаются большим разнообразием

Геологические процессы в зоне мерзлых пород
Происходящие в зоне многолетней мерзлоты геологические процессы связаны, в первую очередь, с расклинивающим горные породы действием замерзающих подземных вод. В свою очередь, это действие зависит о

Билет 7.
1. Что называется горной породой? Магматические горные породы, их происхождение и классификация. Горные породы – это естественные агрегатные соединения минералов одного ил

Формы залегания магматических горных пород в земной коре, их минеральный состав, структура, текстура. Отдельности по трещинам в массиве
Магматическими (или извер­женными) горными породами называют горные породы, которые образовались в результате кристаллизации магмы при ее остыва­нии в недрах. В зависимости от условий, в которых пр

Напорные воды. Их изображения на картах
Межпластовые подземные воды. Эти воды располагаются в водоносных горизонтах между водоупорами. Они бывают ненапорными и напорными (артезианскими). Напорные (артезианские) воды связаны с за

Билет 9.
1. Осадочные горные породы: происхождение, классификация, формы залегания в земной коре. Общие особенности минерального состава и текстуры осадочных горных пород. Осадочны

Закон Дарси. Скорость фильтрации
Подземные воды могут передвигаться в горных породах как путем инфильтрации, так и фильтрации. При инфильтрации передвижение воды происходит при частичном заполнении пор воздухом или водяными парами

Билет 10.
1. Что называется грунтом? Классификация грунтов по ГОСТ 25100-95. Грунты – это любые горные породы и твердые отходы производства, залегающие на поверхности земной коры и

Подземные воды
Современные представления геоэкологической науки определяют гидросферу как одну из главных жизнеобеспечивающих геосфер; гидросфера - неотъемлемая часть окружающей природной среды, неразрывно связан

Безнапорные грунтовые воды
Грунтовыми называют постоянные во времени и значительные по площади распространения горизонты подземных вод, залегающие на первом от поверхности водоупоре. Они характеризуются рядом признаков:

Осадочные горные породы хемогенные и органогенные
Хемогенные породы образуются в результате выпадения из водных растворов химических осадков. К этим породам относят различные известняки, известковый туф, доломит, ангидрит, гипс, каменную соль и др

Снежные лавины
Снежные лавины - это обрушение больших масс снега с кру­тых склонов гор. На высоких горных хребтах постоянно накап­ливается снег, образуя нависающие над склонами большие кар­низы. Под действием соб

Метаморфические горные породы, их происхождение, формы залегания, минеральный состав, структура, текстура и свойства в образце и массиве
Метаморфические горные породы – породы, которые образуются вследствие преобразования магматических, осадочных и других пород. Эти преобразования называются метаморфизмом. Изменение минералов и горн

Сезоная мерзлота. Пучение
По длительности существования мерзлого состояния пород принято подразделять «родовое» понятие «мерзлые породы» на три видовых понятия: кратковременномерзлые породы (часы, сутки),


Геологические карты и разрезы
Геологические карты и разрезы являются важнейшей и обязательной геологической документацией при решении вопросов строительства. Карты составляются для больших площадей, где намечается крупное строи

Тектонические движения земной коры. Складки, трещины и разрывы в земной коре
Тектоническими движениями называют перемещения вещества земной коры под влиянием процессов, происходящих в более глубоких недрах Земли. Эти движения вызывают тектонические нарушения, т. е. изменени

Образование и рост оврага. Борт, тальвег и другие элементы оврага. Понятие базиса эрозии (с. 314-317)
Образование оврагов. При таянии снега и дождя на склонах рельефа отдельные струйки образуют временные ручьи. Возникает струйчатая эрозия, что приводит к образованию вытянутых понижений рельефа - ов

Билет 17

Селевые потоки. Пролювий (с. 317-320 и с.314)
Пролювий,пролювиальные отложения - продукты разрушения горных пород, выносимые временными водными потоками (сели и др.) к подножию возвышенности или на пологие участки склонов и межгорных равнин. П

Билет 18
15. Сейсмические явления: землетрясения и цунами. Магнитуда и бальность землетрясения. Сейсмическое районирование и микрорайонирование. Сейсмические явления проявляются в

Геологическая деятельность ледников
В настоящее время льды занимают 10 % поверхности суши, 98,5 % ледниковой поверхности приходится на полярные области и лишь 1,5 % - на высокие горы. Различают три типа ледников: горн

Билет 19
16. Рельеф поверхности суши. Рельеф – это совокупность всех форм земной поверхности – возвышений, равнин и углублений. Эти «неровности» на поверхности Земли весьма динамич

Плывуны
Плывунами называют водонасыщенные рыхлые породы, обыч­но пески, которые при вскрытии различными горными выработ­ками разжижаются, приходят в движение и ведут себя подобно тяжел

Физические и химические свойства подземных вод, их жесткость, агрессивность
При оценке свойств подземных вод исследуют вкус, запах, цвет, прозрачность, температуру и другие физические свойства подземной воды, которые характеризуют так называемые органолептические свойства

Билет 21
27.Что такое подтопление? Подтопленные, подтопляемые и не подтопляемые территории (Задачник с.238). Подтопление - подъём уровня грунтовых вод, обусловленный повышением гор

Аллювиальные отложения рек, их состав, мощность. Аллювий русловой, пойменный и старинный
Значительная часть аллювиальных отложений скапливается в русле рек и на поймах. Общая мощность аллювиальных отложе­ний в долинах рек различна - от нескольких метров до десятков метров

Аккумулятивная деятельность моря
В прибрежной зоне морские осадки (обломочные горные поро­ды) формируются как за счет продуктов разрушения берегов, так и за счет привноса материала ветром и особенно реками. В морях обитают многочи

Инженерно-геологические изыскания для строительства
Инженерно-геологические изыскания для строительства – это технологический процесс получения, накопления, обработки и обобщения информации об инженерно-геологических условиях участка строительства о

Состав инженерно-геологических изысканий
1. Сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет 2. Дешифрирование аэро- и космоматериалов, аэровизуальные наблюдения 3. Рекогносцировочное обследование, включа

Выветривание горных пород, его виды. Продукты выветривания. Элювий, вертикальная зональность, форма подошвы (с. 300-305)
. Под процессом выветривания понимают разрушение и изменение состава горных пород и строительных материалов, происходящие под воздействием различных агентов, действующих на поверхности земли, среди

Виды воды в горных породах (грунтах) и их влияние на состояние и свойства горных пород
Взави­симости от того, в каком состоянии в грунтах находится вода, она классифицируется следующим образом: парообразная; свя­занная - прочносвязанная (гигроскопическая), рыхлосвязанная; свободная -

Билет 25
25. Основной закон фильтрации – закон Дарси. Скорость фильтрации и действительная скорость подземных вод (с. 266-267). Подземные воды могут передвигаться в горных породах

Осыпи и обвалы на склонах
Осыпи.На крутых склонах, особенно в горных районах, где развиты скальные породы, активно действует процесс физиче­ского выветривания. Породы растрескиваются и обломки скаты­ваются

  • - свободный от к.-л. отношений и условий, независимый, совершенный. Противоположность - относительный...

    Начала современного Естествознания

  • - в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах с момента рождения; понятие введено как противоположность биологического возраста...
  • - в палеодемографии и демографии представляет собой середину возрастной когорты, на которую приходится максимум смертности в популяции...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - 1) безотносительный, безусловный...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Радиологический возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - время, прошедшее от какого-либо геологического события до современной эпохи, исчисляемое "" млн. и тыс....

    Словарь геологических терминов

  • - горных пород, устанавливается по содержанию продуктов радиоактивного распада в минералах...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - возраст г. п., м-лов и руд, выраженный в единицах астрономического времени и устанавливаемый разл. радиологическими методами по накоплению в м-лах и г. п. продуктов распада радиоактивных элементов...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более древними, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более молодыми, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - вычисленный по изотопному составу обыкновенного свинца; существует несколько вариантов его вычисления. Модельный возраст является “грубым”, приближенным. Син.: возраст геологический абсолютный условный...

    Геологическая энциклопедия

  • - син. термина возраст геологический абсолютный модельный...

    Геологическая энциклопедия

  • - обычно определяется ионий-ториевым, протактиний - ториевым и калий-аргоновым методами...

    Геологическая энциклопедия

  • - свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность – относительный...

    Философская энциклопедия

  • - означает то, что рассматривается само по себе, без отношения к чему-либо другому и потому противополагается относительному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный...

    Большая Советская энциклопедия

"абсолютный возраст" в книгах

автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала

Из книги Удивительная палеонтология [История земли и жизни на ней] автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала Прежде всего заметим, что для ученых сама по себе постановка вопроса о возрасте Земли была некогда весьма революционной - ибо «возраст» подразумевает наличие «даты

Абсолютный вахтер

Из книги Как по лезвию автора Башлачев Александр Николаевич

Абсолютный вахтер Этот город скользит и меняет названья. Этот адрес давно кто-то тщательно стер. Этой улицы нет, а на ней нету зданья, Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер. Он отлит в ледяную, нейтральную форму. Он тугая пружина. Он нем и суров. Генеральный хозяин

Абсолютный джентльмен

Из книги Элизабет Тейлор. Клеопатра Голливуда автора Бенуа Софья

Абсолютный джентльмен Вкус формируются постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед. Элизабет Тейлор Обеспокоенные размерами и количеством пятен на репутации своей актрисы, публицисты из MGM (к тому

Абсолютный кошмар

автора

Абсолютный кошмар

Из книги Фабрика здоровья автора Смирнов Алексей Константинович

Абсолютный кошмар Медициню помаленьку.Может быть, кто-то помнит, как я рассказывал про страшную таблетку Цифран?У этой антимикробной таблетки в побочном послужном списке значатся ночные кошмары и галлюцинации. Сам я ее никогда, конечно, не ел, а жене дал однажды, когда с

Абсолютный слух

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Абсолютный слух – Как здорово поет Тимо! И это в два с половиной года. Ты, небось, в столь нежном возрасте еще не выступал?– Я начал позже – в три года. Читал стихи в клубе в Вилге.– Стало быть, внук пошел по стопам дедушки-артиста…– У Тимо, действительно,

Абсолютный слух

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

Абсолютный слух Стоит такому человеку услышать какой-то звук, как он может совершенно точно его воспроизвести. Специалисты считают, что такие люди сначала классифицируют звуки и запоминают их категориями, а потом определяют, к какой категории относится данный звук. Они

17. Возраст Христа и возраст Андроника

Из книги автора

17. Возраст Христа и возраст Андроника Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа

Из книги автора

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа Вопрос - в каком возрасте Фауст продал душу дьяволу, интересен для оценки возраста Фауста-Христа, согласно германской версии. Как мы уже отмечали, срок его договора с Мефистофелем был равен 24 годам, с. 43. Согласно Юсту Кристофу

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА

Из книги Царь славян автора

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско Очень интересно сравнить данные о возрасте князя Курбского и бакалавра Карраско. Вот что сообщает Сервантес о бакалавре: «Сей ДВАДЦАТИЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ молодой человек был круглолиц, курнос, большерот», ч. 2, с. 28.

Абсолютный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ Существует целый ряд свойств вечной реальности Божества-Абсолюта, которые невозможно в полной мере объяснить конечному пространственно-временному разуму, однако актуализация Бога-Абсолютного стала бы следствием объединения второй эмпирической

Возраст - одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный возраст (календарный, или хронологический) выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет), начиная с момента зачатия до смерти. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами (характеризуют среднестатистического человека).

У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для хронологического возраста. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, то биологический возраст превышает хронологический возраст.

Психологический возраст определяется соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то психологический возраст меньше хронологического, а при опережении хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

субъективно-переживаемый возраст личности за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Жизненный путь индивида

Развитие индивида описывается в нескольких терминах: Время жизни (протяженность), жизненный цикл (жизнь индивида подчинена некоторой цикличности, этапы жизни представляют собой постоянный круговорот), жизненный путь (полно отражает жизнь человека).

В современной Ψ большое значение приобретает биографический метод - изучение человека идет через его биографию, принято изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Жизненный путь характеризуется неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов. неравномерность и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную организацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условным, допускающий любые вариации и отклонения от статистически средних, которые являются вполне нормальными, неустранимые, представляя собой разные типы развития.

(можно говорить то что выделено, а можно и нет. Смотря сколько время)

Американские ученые Шеррод и Брим сделали следующие выводы:

Ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным и ведущим к одному и тому же конечному результату.

Развитие происходит от зачатия до смерти, при этом пластичность и способность к изменениям сохраняется на протяжении всей жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни. Развитие в разных областях не обязательно имеют сходные траектории или принципы.


Похожая информация:

  1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница
  2. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 2 страница

ВОЗРАСТ. Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется.

Характерно, что понятие хронологического времени и выражающие его термины исторически возникли значительно позже, чем членение человеческой жизни на такие этапы как детство, взрослость и старость, или представления о космических и социальных циклах. Этимология славянских терминов «возраст» и «век» показывает, что слова, восходящие к первоначальному значению «годы» или «время», возникли позже, чем слова, восходящие к значениям «рост» и «сила». Слово «возраст» происходит от корня «рост»; его семантика связана с понятиями «родить», «вскармливать», «растить», «воспитывать». Слова «старый», «пожилой» – позднейшие образования от этого корня: «старый» – значит выросший, поживший. Понятия, описывающие длительность, течение и собственное «время жизни» (англ, «life time», нем. «Lebenszeit») исторически наиболее поздние. Они возникли на базе нерасчлененного понятия «жизнь», в котором количественные характеристики (время, длительность) еще не отделялись от самих жизненных процессов. Древнейшие славянские хронологические понятия – те, что восходят к значению «вечность», «на век». А слово «век» первоначально означало «жизненную силу», восходя к индоевропейским глаголам с корнем veik – «прилагать силу», «мочь» и т.п.

Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия) . То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства – то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.

Индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями. Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Индивидуальное развитие, которое изучают возрастная физиология и возрастная психологии (сейчас ее более точно называют психологией развития), всегда происходит в определенной социальной системе. Поэтому вторая группа возрастных категорий – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества , описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «возрастные когорты» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм , отражение возрастных процессов и свойств в культуре. Возрастной символизм включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей «Мы».

Хотя каждый из этих предметов является по сути своей комплексным, в изучении индивидуального развития ведущую роль издавна играли физиологи и психологи; сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества – область социологии и демографии, тогда как возрастной символизм изучается преимущественно антропологами, фольклористами и историками. По мере развития науки возрастные категории все больше дифференцируются, обрастая системой специфических индикаторов. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной возраст, возраст полового развития и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!