Постановка и автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука л. Автоматизация изолированного звука л и закрепление графического образа буквы л Картотека заданий для автоматизации звуков л ль

Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

Произнеси словосочетания правильно

Голубой бокал, голубой колокольчик. Голубая тарелка. Голубое облако, голубое платье.

Голубые облака, голубые колокольчики, голубые бокалы.

Желтая календула, желтая луна. Желтое солнышко, желтое одеяло. Желтый подсолнух, желтый колосок.

Желтые платки, желтые блузки, желтые ласты.

Отвечай правильно. Какой бывает мел? О чем еще можно сказать белый ?

«Подбери слово».

Мармелад... (сладкий ), и халва... (сладкая ). Пастила тоже... (сладкая ).

Сладкое яблоко. Колкая иголка.

Сладкие яблоки. Колкие иголки.

Кислый кизил. Золотой подсолнух.

Кислая алыча. Злой Полкан.

Кислое яблоко. Плохой мальчик.

Кислые яблоки. Волнистые волосы.

Ласковый Слава. Лучистое солнышко.

Ласковая Мила. Лунная ночь.

Ласковое солнышко. Глубокий колодец.

Ласковые лучи. Глубокая тарелка.

Веселый клоун. Глубокие колодцы, тарелки.

Светлый платок. Пластмассовый плафон.

Из чего сделаны предметы? (Из пластмассы. ) Значит, это какие предметы? (Пластмассовые. )

Пластмассовая ложка.

Пластмассовое кресло.

Пластмассовые пластинки.

Найди слову пару. Алый... (платок ), белый... (мел ), белое... (облако ), спелая... (клубника ), унылая... (Мила ), умелый... (человек ), смелый... (пилот ), милый, славный... (малыш ).

Кто больше подберет слов? Какое это яблоко? (Целое, спелое, кислое, сладкое, желтое. )

Автоматизация звука [л] в предложениях и связной речи

Предложения из двух слов

Михаил смелый. Володя уехал. Стул упал. Мила пела. Володя бегал.

Составь предложения,

волк прыгала

белка бежал

малыши улыбались

Предложения из трех и четырех слов

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Представь, что ты — художник. Я заказываю тебе картину голубого цвета. Что ты нарисуешь голубой краской? (Я нарисую голубые облака. )

Предложения с союзами а, и

Лана ходит в школу, а Мила — в детский сад.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

Мила ласковая, а Клава ласковее.

Я положил(а) книгу на стол, а куклу посадил(а) на стул.

Лола взяла метелку и подмела пол. Малыш упал и заплакал. Козел зашел в огород и съел капусту. Павел взял пилу, молоток и смастерил полку.

Выполнение поручений. Возьми куклу и сядь на стул. Что ты сделал(а)? Я взял(а) куклу и сел (а) на стул. Возьми белочку и поставь ее на полку. Что ты сделал(а)? Я взял(а) белочку и поставил(а) ее на полку.

Развитие просодии

Произнеси фразу «Какая пчела» с разной интонацией. Какая пчела? (вопросительно.) Какая пчела! (с восхищением.) Какая пчела?! (с испугом.)

Назови лишние слова в предложении. Повтори предложение.

Лампа висела, светила, погасла очень ярко. (Лампа светила очень ярко. )

Лодка гребла, плыла, летела по реке.

Стол, висел, сидел, стоял в комнате.

Снег таял, сверкал, бежал на солнышке.

Ночью светит луна, солнце.

Володя шел, пел, сидел по улице.

Клава пела, ела, бросала песенки.

Слава сделал, смастерил, сколотил, повесил, распилил скворечник.

Лана испекла, сломала, бросила пирожки.

Мила шила, вязала, бросала кукле шарф.

«Нравится — не нравится».

Мне нравится сладкий мармелад. А что нравится тебе?

Мне хотелось бы съесть сладкое яблоко? А тебе?

Я люблю голубые колокольчики, а ты?

Какой цветок тебе больше нравится — календула или гладиолус?

«Закончи предложение».

По дороге Павел... (шел ). К лесу Павел... (подошел ). В лес густой он... (зашел ) и волнушку там... (нашел ). Срезал грибок, положил в кузовок. По тропинке он... (шагал ), звонко песню... (напевал ). Павел к речке... (подошел ), речку вброд он... (перешел ).

Повтори весь рассказ.

«Учимся размышлять».

Подумай и скажи, какая связь существует между нарисованными предметами. Я скажу слово, а ты назови предмет, который имеет со словом какую-либо связь.

Гроза — молния.

Сено — вилы.

Стол — ложка.

Свет — лампа, лампочка.

Борщ — свекла.

Иголка — елка, ствол.

Грядка — лопата.

Котлета — вилка.

«Развиваем внимание».

Найди 10 отличий. Две елки, украшенные флажками. Какой флажок оторвался? Чего не хватает на этой елке?

«Пятый лишний».

Ряд из цветов и клубника.

Как ты понимаешь слова глупость, глупый ?

Что означают слова головомойка ? Головоломка ? Глоток, глотать ?

Темы для составления рассказов и сказок

«Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка, весло, ледокол, ладья, палуба.

Был ли ты на море? Кому нужны акваланг, ласты и баллон?

«Геологи». Опорные слова: молоток, кирка, палатка, минерал, алмаз, золото.

«Комната». Рисунок 42. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил — за столом.

Имена: Мила, Павел, Володя, Клава, Слава, Данил, Луша.

«Игра в футбол». Опорные слова: Павел, Володя, ударил, играли, футбол, разбитое стекло, осколки.

Что делали Павел и Володя? Что случилось?

«За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.

Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки. ) Кто сидит на елке? (На елке сидит белка. ) Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки. ) Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз. ) Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка. ) Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц. )

Куда пришли Мила и Павел?

«Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.

«Одежда». Опорные слова: платье, платок, колготки, блузка, футболка, бейсболка, лосины, пуловер. Хлопок, лоскут, лоскутик.

«Животный мир». Опорные слова: лось, лань, волк, волчица, волчата, шакал, енот-полоскун, манул, белка, слон, осел, кулан, козел, марал, колонок.

«Посуда». Опорные слова: тарелка, вилка, ложка, солонка, салатница.

«Холодильник». «Продукты». Назови предметы, лежащие в холодильнике. Что не должно лежать в холодильнике?

Опорные слова: балык, колбаса, молоко, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, яблоки, баклажаны, халва, мармелад, пастила, клубника, салат, лучок, лук, свекла, голубика, яблоко, клубника, алыча, кукла, лаваш.

Чем можно полакомиться? Что означают слова лакомка, лакомиться, лакомый кусочек ?

Знаешь ли ты эти слова? Маслозавод, маслобойня. Что такое глазурь ? Что означает слово ломтик ? Большой кусок — это ломоть, а маленький кусочек — ломтик.

«Водные животные». Опорные слова: хохлач, кашалот, сервал, белуха, нарвал, малый полосатик, бутылконос, северный плавун, ламантин, лама, лангуст, ласка, луна-рыба, белуга, белуха, головастик.

«Глубоко — мелко». Кто плавает глубже других?

«Птицы». Опорные слова: лунь, орел, ласточка, баклан, голубь, соловей, глухарь, дятел, галка, иволга, сокол, поползень, лунь, лысуха, орлан, плавунчик, славка, фламинго, щегол.

«Магазин "Все для дома"». Опорные слова: иголка, булавка, метелка (мамины вещи).

«Инструменты». Опорные слова: лопата, лобзик, коловорот, лом, долото, шило, пила, пилка, молоток (папины вещи).

«Игрушки». Опорные слова: кукла, юла, волчонок, елка, белочка.

Скажи ласково. Лопата — лопатка, лопаточка. Иголка — иголочка. Пила — пилка, пилочка.

Папа купил себе большую лопату, Лане купили лопатку. Маленькому Володе — лопаточку.

«На лугу». Опорные слова: колокольчики, пчелы. Чистоговорки со словом пчела.

— Пчела, пчела, где ты была?

— Я летала на лужок,

Собирала там медок.

«Магазин "Спорттовары"». Опорные слова: ласты, весло, акваланг, лыжи, палки, велосипед, мотоцикл, бейсболка, футболка, лыжный костюм.

Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.

«Спорт». Опорные слова: велотрек, велосипедист, велогонки, баскетбол, волейбол, футбол, слалом, скалолаз, пловец.

«Лыжная прогулка». Опорные слова: елки, белка, лыжи, лыжники, лыжня, палки, Михаил, Алла и Володя, елка, кладовая белки, упал, встал, спустился, увидел, посмотрел, прыгала, скакала, грызла.

Где проходит лыжня? Куда дети поставили лыжи и палки? (Возле елки. )

«Спасатели». «Володя — скалолаз».

Опорные слова: скала, скалы, скалолаз Павел, облака, ласточка, орел, горный козел, голубое ущелье, пещера, сталактиты, заоблачные.

Из каких двух слов составлено слово скалолаз ?

«Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.

«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г...обус ?

«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место — шкоал ?

Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.

Анализ слова школа. Чтение слов.

«Зоопарк».

Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Автоматизация звука л Ль

Автоматизация звуков [Л], [Л"] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л"] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация звуков [Л], [Л"] на материале скороговорок и текстов

В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л"]:

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

7. Маленькое предостережение

Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л"] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ

ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ

ЛИ – ЛИ – ЛИ

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ

АЛЬ – АЛЬ – АЛЬ

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ

ЁЛЬ – ЁЛЬ – ЁЛЬ

ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ

ЮЛЬ – ЮЛЬ –ЮЛЬ

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ - ЫЛЬ

ЯЛЬ – ЮЛЬ – ИЛЬ - ЁЛЬ

УЛЬ – ЕЛЬ – ЯЛЬ - ИЛЬ

ЮЛЬ – ЁЛЬ – ЫЛЬ - УЛЬ

ЕЛЬ – АЛЬ – ОЛЬ – ЫЛЬ

ЛЯ – ЛЕ – ЛЁ - ЛИ

ЛЕ – ЛЁ – ЛИ - ЛЯ

ЛЁ – ЛЯ – ЛИ - ЛЕ

ЛЮ – ЛИ – ЛЯ - ЛЕ

ЛИ – ЛЮ – ЛЯ – ЛЁ

ТЛЯ – ТЛЁ – ТЛЮ АЛЯ – АЛЯ - АЛЯ

ТЛИ – ТЛЕ – ТЛЯ ЕЛЕ – ЕЛЕ - ЕЛЕ

ТЛЕ – ТЛИ – ТЛЁ ЕЛЁ – ЕЛЁ - ЕЛЁ

ТЛЮ – ТЛЯ – ТЛИ ЮЛЮ – ЮЛЮ - ЮЛЮ

ТЛЁ – ТЛЯ – ТЛЕ ИЛИ – ИЛИ - ИЛИ

Слова

Сталь, эмаль, шаль, даль, медаль, педаль, пальма, деталь, мальчик, дальше, фестиваль, пальчик.

Соль, моль, толь, боль, Ольга, только, больно, фасоль, куль, пульс, булькать, руль.

Ковыль, костыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, мыльце, паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, килька, сильный.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь.

Удаль, пальто, пальба, батальон, почтальон, медальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Табель, никель, китель, дельфин, шницель.

Поля, Ляля, лямка, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Липа, лист, ливень, Лиза, калина, Полина, улитка.

Лента, лейка, лес, левый, лезть, леска, лебедь, лесенка, лев, билет, колено, жалеть, телега, тюлень.

Лёша, лёд, лён, лёгкий, полёт, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, уголёк, мотылёк, самолёт.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, Люба, люди, люк, лютик, колючий.

Ля: Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, пуля, неделя, мелят, белят, холят, солят.

Ли: Лицо, лиса, листок, лимон, улица, сидели, стояли, стучали, ходили, возили, писали, носили, наехали, топали, хлопали, великан.

Ле: Улей, поле, колесо, летать, лесник, ледник, лечить, лебедка, лепешка, ледоход, лежать.

Лю: Полюс, челюсти, целюсь, любимец. Произносить слова со стечением согласных:

Ля,ли: Клякса, пляж, бляха, для, шляпа, хлястик, пляска, глянец, слякоть, глядеть, склянка, шли, ближе, глина, длина, плита, климат, клин, блин.

Ле,лё,лю: Глеб, хлеб, плед, след, плен, клей, хлев, плесень, блеск, клетка, бледный, коллектив, увлеченье, клён, Киев, взлёт, шлёпать, плёнка, клюв, ключ, клюшка, плюшка, люблю, слюда, клюква, наблюдать.

Предложения

Лиля нарисовала зеленую лилию.

Юля и Галя любят кататься на льду.

Лёня и Юля купили леденцы.

Люди заходили в лифт.

Около леса синеет лен.

Поля и Галя рисуют пальму.

Валя не гуляла, потому что была метель.

Коля льет молоко из бутылки в блюдце.

Над лесом летели лебеди.

У Толи папа летчик, он сегодня в полете.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

На тополе распустились молодые клейкие листочки.

С улицы доносился звук капели.

Лёва лепит из пластилина.

У Лены зелёная лента.

Люда поливает тюльпаны из лейки.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони, причесала волосы.

Около палаток лопухи и полынь.

Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец.

Лес большой, а лесок маленький.

Лист большой, а листик маленький.

Сельские жители живут в селах и поселках.

Лес из лиственных деревьев – лиственный.

Аллея из лип – липовая.

Пух от тополя – тополиный.

Кисель из малины – малиновый.

Кисель из лимона – лимонный.

Кисель из клюквы – клюквенный.

Олененок из плюша – плюшевый.

Связная речь

ПРАЗДНИК ЛЕСА

В школе объявили праздник леса. В субботу ребята собрались в школе. Они принесли лопаты и лейки. Приехали машины, они привезли саженцы. Школьники обсадили деревцами деревенский пруд, озеленили спортивную площадку. Возле школы разбили ельник.

Я собирал в лесу землянику и потерял дорогу. Кругом был молодой ельник. Я лег на душистый ковер из еловых иголок, возле ног поставил корзинку с земляникой. Над головой гудели шмели. Быстро проносились осы. С цветка на цветок перелетали домашние пчелы, собирая сладкий сок. Потом пчелы скрылись за ельником. Я отправился за пчелами, и они указали мне путь к дому.

КУКЛА МИЛА (пересказ текста)

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась: голубые глаза, светлые волосы, голубое платье, голубые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Стихи

А недавно две газели В светлом зале

Позвонили и запели: На рояле

Неужели в самом деле Плясовую заиграли.

Все сгорели карусели? Собирайся хоровод,

Ах, в уме ли вы, газели? Встретим пляской

Не сгорели карусели, Новый год!

И качели уцелели.

Вы б, газели, не галдели, Совы летели,

А на будущей неделе Все люди глядели,

Прискакали бы и сели Совы садились,

На качели-карусели. Все люди дивились.

АПРЕЛЬ МЕТРО

Апрель, апрель! Кто построил этот светлый,

По дворам звенит капель, Этот мраморный вокзал?

По полям бегут ручьи, Кто под нами незаметно

На дорожках лужи. Проходил и проползал?

Скоро выйдут муравьи Под садами, под домами

После зимней стужи. Шли рабочие в забой,

Пробирается медведь Воевали с плывунами,

Сквозь лесной валежник, С камнем, глиной и водой.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

У липы липовый цветок, Мы теперь метатели -

У липы липовый листок, Бьем по неприятелю!

Целебен липовый цветок, Размахнись рукой – бросок!

И липок липовый листок. Прямо в цель летит снежок.

Лепестки лелеют, Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют, Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют, Все лето листок зеленый

Пусть они алеют. Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

Спит на льдине целый день Ливень, ливень льет везде.

Толстый маленький тюлень. Рады птенчики в гнезде:

У ленивого растяпы – Мама дома посидит,

Превратились в ласты лапы. Никуда не улетит!

ЛИВЕНЬ ЛЬЕТ

Ливень льет! Ливень льет! – Я на волнах поплыву!

Пляшут капли в лужице, По каналу – и в Москву!

Плот плывет! Плот плывет! Только ливень все сильнее.

Плот по луже кружится. Только капли все крупнее.

Лягушонок влез на плот Хвастунишки не жалея,

И кричит: «Ура! Вперед!» Бьют сильнее и больнее!..

Плещут волны! Хлещут волны! Лягушонок в лужу -

Заливают с головой! Плюх!

Что мне волны! Самый полный! И на землю,

Не сдается рулевой. Под лопух.

Скороговорки

Вале велики бальные туфли.

Великану малы Валины валенки.

Ладе дали медаль.

Лилипуты пили пилюлю и лопотали.

Над лугом летели белые лебеди.

Оля дала Лене длинную белую ленту.

В июле юлу купили Юле.

Лёня лепил оленя.

Мели, мели, Емеля,
Твоя неделя!

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?

Поля полет в поле,
А Коля колет колья.

имонлимон лэмоннимон

вимонхимонмимонжимон

зимонримон лимон гимон

Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком ЛЬ. (линейка, люстра, леска, Лена, липа и т.д.)

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).

Зеленеют все поля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Я капусту посолю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Книги спрятаны в столе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Мы на озеро пошли, ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Дочке куколку куплю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Крестик я нашла в золе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Дров для печки напилю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Все ромашки зацвели, ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Облепила листья тля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Закрепление произношения звука ЛЬ в различных прямых слогах

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь пропой их.

ля - ли-ле ля - ле - ле ли - ля - лю

лю - ля - ли лю-ля -ле ля -ле -лю

ле-ли -ля ле -ля-ли лю -ли -ля

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (аль, оль, эль, иль, уль).

Говорит взрослый Говорит ребенок

Есть у дедушки медаль, аль-аль-аль, аль-аль-аль.

Все в шкафу поела моль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

На дворе метет метель, эль-эль-эль, эль-эль-эль.

Я зажгу свечной фитиль, иль-иль-иль, иль-иль-иль.

Мы белье связали в куль, уль-уль-уль, уль-уль-уль.

Я люблю поесть фасоль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пару чистоговорок. Обрати внимание, что одна из них - шуточная.

Ля-ля-ля, есть на облаке земля.

Ля-ля-ля, под колесами земля.

Ле-ле-ле, вот будильник на столе.

Ле-ле-ле, спит будильник на земле.

Лю-лю-лю, клюкву сильно посолю.

Лю-лю-лю, клюквенный компот люблю.

Ли-ли-ли, от оленя льва спасли.

Ли-ли-ли, мы оленю помогли.

Упражнение «Скажи по образцу» Я знаю - и они (знали), я умею - и они (умели), я пою - и они (пели), я даю - и они (давали), я кидаю - и они (кидали), я киваю - и они (кивали), я покупаю - и они (покупали), я топаю - и они (топали), я пылю - и они (пылили), я пилю - и они (пилили), я лью - и они (лили), я клею - и они (клеили), я пью - и они (пили).

Закрепление произношения звука Л в одинаковых прямых слогах,

Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь

подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

Клава села у стола, ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Клаву отведу к столу, лу-лу-лу, лу-лу-лу.

Клаве за столом светло, ло-ло-ло, ло-ло-ло.

Вместе сядем за столы, лы-лы-лы, лы-лы-лы.

Клава сделала салат, лат-лат-лат, лат-лат-лат.

У камина нам тепло, пло-пло-пло, пло-пло-пло.

Слава - смелый водолаз, лас-лас-лас, лас-лас-лас.

В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.

Закрепление произношения звука Л в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ла-лу-лы ла-лы-лолы-лу-лэлу-лы-ла

лы-ла-лоло-лу-ла лэ-ло-лы ла-лы-лу

ло-лу-лылэ-лы-лолу-ло-лылэ-лу-лы

Закрепление произношения звука Л в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослыйГоворит ребенок

Влад купил себе пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.

Лыжи уложу в чехол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Нил полы и стены мыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.

Молоко теленок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.

Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.

Кот-шалун всю шляпу смял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.

Слава всю сметану съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

Слава пол метлой подмел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

++++++++++++++++

В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.

Закрепление произношения звука Л в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ла-лу-лы ла-лы-лолы-лу-лэлу-лы-ла

лы-ла-лоло-лу-ла лэ-ло-лы ла-лы-лу

ло-лу-лылэ-лы-лолу-ло-лылэ-лу-лы

Закрепление произношения звука Л в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослыйГоворит ребенок

Влад купил себе пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.

Лыжи уложу в чехол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Нил полы и стены мыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.

Молоко теленок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.

Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.

Кот-шалун всю шляпу смял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.

Слава всю сметану съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел. Слава пол метлой подмел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

Елена Ладыгина
Занятие по автоматизации изолированного звука [л]

Тема: Звук [л].

Цель:

автоматизировать изолированный звук [л].

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в правильном произношении изолированного звука [л];

Активизировать словарный запас по теме: «Животные».

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематические процессы;

Развивать речевое дыхание;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Воспитывать усидчивость.

Тип занятия:

закрепление.

Этап работы:

автоматизация звука.

Организационная форма проведения:

индивидуальная.

Возраст ребёнка:

Оборудование:

индивидуальное зеркало, цветок ландыш (например, сделанный из цветной бумаги, кукла Лада, игрушечные животные: белка, лось, слон, лошадь, осёл, фламинго (или картинки с их изображением).

Лингвистический материал:

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2) Пальчиковая гимнастика «Вышли белки поиграть».

4) Игра «Самолёт гудит».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Найди звук [л]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда находится кукла Лада.

Учитель-логопед:

Посмотри, кто к нам пришёл в гости. Это кукла. Её зовут Лада. У куклы Лады несчастье: она не умеет говорить звук [л]. Ей очень хочется научиться правильно произносить этот звук. Как ты думаешь, почему? (Потому что её имя начинается на этот звук) Научим куклу Ладу правильно произносить звук [л].

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).

Научим куклу Ладу выполнять артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Иголочка», «Часики», «Накажи непослушный язычок» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Вышли белки поиграть» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

Научим куклу Ладу делать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять – Загибаем пальчики правой руки, начиная с большого.

Вышли белки поиграть. Ритмичные сжимание пальцев в кулак и их разжимание.

Одна куда-то подевалась – Загибаем пальчики правой руки, начиная с мизинца.

Четыре белочки осталось.

А теперь, скорей смотри,

Их осталось ровно три.

Ну и ну! Какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталось белочка одна.

Затем гимнастика выполняется на левой руке.

3) Дыхательная гимнастика «Ландыш».

Учитель-логопед:

Отгадай загадку.

Белые звоночки

У меня в садочке,

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.

Ответ: Ландыш

Учитель-логопед (даёт ребёнку цветок – ландыш):

Научим куклу Ладу выполнять дыхательную гимнастику.

Взять в правую руку цветок – ландыш. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом на ландыш, чтобы его колокольчики зашевелились. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

4) Игра «Самолёт гудит» (на автоматизацию изолированного звука [л]).

Учитель-логопед:

А теперь поиграем вместе с куклой Ладой в игру «Самолёт гудит».

Рот приоткрыт. Зажать кончик языка между передними верхними и нижними зубами. В таком положении произносить непрерывный звук [л] (как будто гудит самолёт): ллллл…. Упражнение выполнять несколько раз.

3. Динамическая пауза «Головой качает слон».

Учитель-логопед:

Поиграем вместе с куклой Ладой (выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова):

Раз, два, три - вперёд наклон,

Раз, два, три - теперь назад. Наклоны вперёд, назад.

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад. Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. Ребёнок садится за стол.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Найди звук [л]».

Учитель-логопед:

Посмотри, кукла Лада пришла к нам ни одна.

Учитель-логопед выставляет на стол игрушечных животных: белку, лося, слона, лошадь, осла, фламинго (или выкладывает перед ребёнком картинки с изображением этих животных).

Учитель-логопед:

Поиграем с нашими гостями.

Задание: распредели гостей (животных) по трём группам. В одну – животных, название которых начинается со звука [л] (лось, лошадь, во вторую – животных, в названии которых звук [л] находится в середине слова (белка, слон, фламинго, в третью – животных, название которых заканчивается звуком [л] (осёл).

Молодец, ты правильно распределил животных.

2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [л]».

Учитель-логопед:

Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [л]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [л], хлопай в ладоши.

- [р], [л], [р,], [л,], [м,], [н,], [л], [м], [н], [р], [л,], [л], [н,], [л], [м,], [л,].

Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [л])

Нашим гостям пора возвращаться домой. Попрощайся с ними. Будем надеяться, что кукла Лада будет правильно произносить не только звук [л], но и все остальные звуки.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.

3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!