Причиной гибели Римской империи, как показали классики марксизма-ленинизма, была не валютная катастрофа, а разложение рабовладельческого строя, в результате чего разложилась и римская армия. О причине гибели Римской империи

Военно-теоретическая мысль в период со II века до н. э. по IV век н. э.

Многочисленные войны в период со II века до н. э. по IV век н. э. нашли свое отражение прежде всего в трудах древних историков. Крупнейшим историком древнего мира во II веке до н. э. (около 210-128 гг.) был Полибий. Он родился в Греции, но много лет жил в Риме. Полибий был очевидцем и участником третьей Пунической войны и советником крупного греческого полководца Сципиона Эмилиана.

«Всеобщая история» Полибия охватывает период от второй Пунической войны (218 г. до н. э.) до завоевания римлянами Греции (146 г. до н. э.). Из 40 его книг до нас дошли полностью первые пять, а другие лишь в отрывках. Из них мы узнаем о стратегии и тактике римских войск. Описание римских войн, по мысли Полибия, должно было показать мощь Рима н бесполезность сопротивления ему отдельных государств. «Всеобщая история» Полибия была идеологическим оправданием стремления римлян к мировому господству, проповедью римской экспансии, подобной экспансии периода Пунических войн. «История» Полиция должна была убедить народы в необходимости подчинения Риму. Поэтому Полибий неоднократно подчеркивает пользу исторических знаний. «Познание прошлого, - пишет он, - скорее всяких иных знаний может послужить на пользу людям»{254}.

Касаясь вопроса о методе исследования, Полибий доказывал необходимость изучать исторические явления в их взаимосвязи, изучать исторический процесс в целом. «Правда, по какой-нибудь части можно получить представление о целом, но невозможные точно познать целое и постигнуть его. Отсюда необходимо заключить, что история по частям дает лишь очень мало для точного уразумения целого; достигнуть этого можно не иначе, как посредством сцепления, сопоставления всех частей, то сходных между собой, то различных, только тогда и возможно узреть целое, а вместе с тем воспользоваться уроками истории и наслаждаться ею»{255}. Затем Полибий указывал на то, что предварительное ознакомление с целым помогает уразумению частей, а знакомство с частностями много содействует пониманию целого. Этот двойной способ изучения истории он считал наилучшим и следовал ему.

Полибий не просто фиксировал события, но и глубоко их анализировал. Историкам и читателям он рекомендовал обращать внимание «не столько на изложение самих событий, сколько на обстоятельства, предшествующие им, сопровождающие их или следующие за ними»{256}. Полибий требовал изучать войны в связи одна с другой, не разрывая их и не вырывая из общей исторической связи отдельные сражения: «По нашему мнению, необходимейшие части истории те, в которых излагаются последствия событий, сопутствующие им обстоятельства и особенно причины их. Так, мы находим, что Антиохова война зарождается из Филипповой, Филиппова из Ганнибаловой, Ганнибалова из Сицилийской, что промежуточные события при всей многочисленности и разнообразии все в совокупности ведут к одной и той же цели. Все это можно понять и изучить только при помощи общей истории, но не из описания одних войн, каковы Персеева или Филиппова; разве кто-нибудь из читателей вообразит, что предлагаемые этими историками описания одних только сражений дают ему верное понятие о последовательном ходе целой войны»{257}. То, о чем правильно говорил древний историк Полибий, требуя изучать все военные события в связи, сознательно игнорировал Дельбрюк, который историю военного искусства свел к простому перечислению сражений. В основе такого антинаучного подхода лежит продиктованное Клаузевицем извращение связи стратегии и тактики, подчинение стратегии тактическим успехам на войне. Уроки же истории говорят о том, что тактика есть часть стратегии, ей подчиненная, ее обслуживающая.

В своей «Всеобщей истории» Полибий главное внимание уделил войтам, что дало основание военным историкам назвать ее «Военной историей». Полибий был знатоком военного дела, он не только описывал войны и сражения, но и исследовал причины побед и поражений, преимущества и недостатки боевых порядков, тактические приемы, стратегические формы. Его анализ военных событий отличается большой глубиной. Имеются все основания назвать Полибия крупным военным историком рабовладельческого общества.

Из историков II века н. э., которые уделяли большое внимание вопросам военной истории, следует отметить Аппиана и Арриана.

Аппиан написал «Римскую историю» в 24 книгах; полностью до нас дошли 9 книг, часть книг имеется в отрывках, некоторые утрачены вовсе. Сохранились книги, описывающие войны, - «Ганнибалову», «Митридатову», «Гражданские».

Характеризуя Аппиана, Энгельс писал: «Из древних историков, которые описывали борьбу, происходившую в недрах римской республики, только Аппиан говорит нам ясно и выразительно, из-за чего она велась: из-за землевладения»{258}. Маркс говорил, что Аппиан «...старается докопаться до материальной подкладки этих гражданских войн»{259}. В этом ценность работ Аппиана.

По словам Аппиана, цель его работы заключается в том, чтобы прославить «доблесть римлян». Причину могущества императорского Рима он видел в том, что римляне «превзошли всех своею доблестью, выдержкой и упорством». Прославляя величие рабовладельческого императорского Рима, Аппиан старался доказать целесообразность порабощения римлянами народов Европы, Азии и Африки. Такова классовая сущность «Римской истории», и именно эта сторона работы Аппиана привлекала и привлекает внимание идеологов реакционных классов.

Арриан одно время был римским полководцем. Его работа «Анабазис Александра» составлена по первоисточникам и дает довольно достоверный материал о войне Македонии с Персией. Обращение римского писателя к македонскому периоду должно было вооружить римских военачальников боевым опытом Александра Македонского и познакомить их с ближневосточным театром военных действий.

Характерной особенностью крупных историков древнего мира было то, что их исторические взгляды в большинстве случаев являлись наивно-материалистическими, а военная и общая история излагались в тесной, неразрывной связи.

Военно-исторические работы накапливали фактический материал, который требовал теоретических обобщений. В этом направлении и развивалась военно-научная мысль. Военная теория, как таковая, прежде всего выступала в исторической форме, в виде тематизированных военно-исторических примеров («Стратегемы» Фронтина, Полиена и др.).

Фронтин жил в I веке н. э. Он сочетал военную и государственную деятельность с теоретической работой. В Британии, будучи легатом, он, по словам Тацита, «покорил сильное и воинственное племя силуров, одолев не только мужество врагов, но и природные трудности».

В своей работе Фронтин прежде всего дал определение «Стратегемам», как кратким записям исторических «деяний полководцев». В «стратегемах» современные «полководцы получают в свое распоряжение образцы продуманности и прозорливости, которыми будет питаться их собственная способность самим придумывать и создавать подобные военные планы; кроме того, сравнение с уже проверенным опытом позволит не бояться последствий новых замыслов»{260}. «Стратегемы» - это обозрение всех видов военных хитростей, собранных из исторических трудов и систематизированных по типам. Стратегия же, по определению Фронтина, это все то, что «полководец совершает по заранее обдуманному плану, надлежащим образом, со всей официальностью и постоянством»{261}.

«Виды военных хитростей» Фронтин систематизировал, исходя из последовательности развертывания военных действий. Он различал четыре основных вида: подготовку боя и создание благоприятной для себя обстановки, ведение боя и обеспечение победы, осаду и оборону крепостей, поддержание в армии дисциплины. Авторство этого последнего раздела «Стратегем» взято под сомнение.

Необходимыми условиями подготовки боя и обеспечения успеха Фронтин считал сохранение в тайне своих планов и разведывание планов противника, действия сообразно с обстановкой, устройство засад, непрерывное пополнение снаряжения, распыление сил противника и оказание морального воздействия на свои войска. Последнее означало: успокоить солдатский мятеж, сдержать несвоевременный порыв к бою, создать боевое настроение в войске, рассеять страх, внушенный неблагоприятными предзнаменованиями.

Успех в бою, по словам Фронтина, обеспечивается правильным выбором времени и места для боя, верным построением боевого порядка и дезорганизацией рядов противника, организацией засад, устройством «золотого моста» для противника, сокрытием своих неудач и решительным восстановлением боевого порядка. После удачного боя надо завершить разгром противника, при неудаче следует умело выправить положение, не давая возможности войску пасть духом.

Для успешного штурма крепости Фронтин рекомендовал обеспечить внезапность штурма, ввести осажденных в заблуждение в отношении характера действий наступающих, вызвать предательство в их рядах, создать у осажденных недостаток в припасах, не допустить подхода подкреплений, отвести реки и испортить воду, морально воздействовать на осажденных (внушить, что осада будет длительная, навести страх), ворваться в крепость с той стороны, откуда осажденные не ждут противника, и заманить осажденных в засаду, осуществив притворное отступление. Для успешной обороны крепости необходимо быть бдительным, подводить подкрепления и подвозить провиант, бороться с изменниками и перебежчиками, производить вылазки и обеспечивать стойкость осажденных.

В последнем разделе «Стратегом» говорится о мерах обеспечения дисциплины в армии, о справедливости, стойкости, доброжелательности и умеренности, которые способствуют поддержанию высокой воинской дисциплины.

Особенностью книги Фронтина является то, что он не описывает все эти требования военного искусства, а иллюстрирует их большим количеством поучительных исторических примеров, изложенных в лаконичной форме. Ограниченность такого изложения заключается в том, что исторические факты рассматриваются вне связи с обстановкой и отдельные моменты таковой превращаются в абсолют. Так, например, он пишет, что исход боя под Каннами решил ветер, который нес пыль в глаза римлянам.

В I веке н. э. некоторые военные теоретики уже пытались освободить изложение от исторической формы, ограничиваясь редкими ссылками на исторические примеры. Военно-теоретические вопросы систематизировались, и труды принимали форму наставлений. Примером такой военной литературы являются «Наставления военачальникам», написанные в середине I века н. э. Онисандром. В этой книге автор стремился дать военачальнику рекомендации по большому количеству практических вопросов, начиная с требований, которые предъявляет к полководцу война.

В своей работе Онисандр большое внимание уделил вопросу о том, как обеспечивать, сохранять и умножать моральную стойкость войска. В этой связи он говорит, что войну надо начинать «по справедливой причине». «Я думаю, - пишет он, - что должно прежде всего убедиться в необходимости войны и открыть всему свету справедливость причин, побуждающих начать таковую. Это - единственное средство обратить на себя благоволение божества, получить помощь небес и ободрить войско к перенесению опасностей боевых действий. Люди, спокойные в своей совести и убежденные в том, что они не делают несправедливого нападения на других, а только защищают свою безопасность, к достижению этого употребляют все свои силы; между тем, как те, которые полагают божество разгневанным несправедливою войною, от этой мысли приходят в боязнь, чтобы от неприятеля не случилось им претерпеть какого-нибудь бедствия»{262}.

В I веке н. э. господствующий класс Римской империи стремился главным образом обеспечить за собой сохранение завоеванных ранее территорий и подавлял сопротивление порабощенных народов. Выполнение этой задачи Онисандр называл «справедливой причиной» оборонительной войны. Убеждение воинов в справедливом характере войны должно было увеличивать их моральную стойкость в бою. Фактически римская рабовладельческая армия вела несправедливые, грабительские войны. Поэтому задача идеологов римских рабовладельцев заключалась в том, чтобы замаскировать истинный характер войн, изображая их войнами, ведущимися с целью защиты безопасности государства. В качестве средства идеологического воздействия Онисандр рекомендовал использовать религию, обещавшую в «справедливой» войне помощь божества и религиозными гаданиями во время жертвоприношений предсказывавшую успешный исход войны. Вселить в войска уверенность в победе автор «Наставлений военачальникам» считал одной из важнейших задач полководца.

Второй основой успешной войны Онисандр называл план войны, значение которого он сравнивал со значением фундамента дома. Без прочного фундамента дом развалится, говорил он, так и на войне нельзя достигнуть успеха без хорошо продуманного плана ее ведения, без которого войско можно измотать, расстроить и подвергнуть опасности поражения. План войны надо разрабатывать «на прочных основаниях», не оставляя без внимания ни одного средства, необходимого для улучшения своего войска и флота. Онисандр одним из первых пытался выявить значение плана войны.

Переходя к изложению основ успешных военных действий, древний теоретик начинает с вопроса организации походного движения. Прежде всего, по его мнению, надо обеспечить порядок на марше и постоянную готовность армии к бою даже в том случае, когда противник находится далеко. Средством обеспечения безопасности марша является войсковая разведка, которую надо поручить коннице. При форсировании горных проходов Онисандр рекомендовал предварительно занять несколькими отрядами горные вершины. При расположении на отдых, хотя бы на один день, необходимо устроить укрепленный лагерь (с валами и рвом) и организовать сторожевое охранение, усиливаемое на ночь. При более длительном отдыхе и в период, когда непосредственные боевые действия не ведутся, опытный полководец всегда должен организовать обучение своих войск «потому, что войско, сколько бы ни было утомлено, должно считать обучение отдыхом, верным способом сражаться так, чтобы не страшиться никаких военных опасностей»{263}. Тут же древний теоретик предупреждает о том, что безделье расшатывает воинскую дисциплину и резко снижает боеспособность войск.

Исследованию вопроса что стало причиной паления Древнего Рима посвящены многотомные труды учёных — историков и на эту тему написана не одна тысяча диссертаций разного уровня, начиная от магистерских на Западе и заканчивая докторскими в Советском Союзе. Однако однозначно назвать причину не удалось. И то что гибель Римской империи вызвана непрекращающимися набегами авторов, прежде всего германских племен, годится лишь для учебников средней школы.

Социально-экономические причины падения Древнего Рима

Уже III-IV веках рабовладельчество с присущим ему правами собственности не только на орудия труда и ресурсы, но и на самих создателей материальных ценностей – рабов стало показывать свою неэффективность. Ситуация обострилась массовой раздачей земельных участков не только выдающимся военачальникам перманентных римских завоевательных походов, но простым . Это требовало увеличения притока земледельцев, но армия рабов не могла расти бесконечно.

Владение легионерами земельной собственностью привело к внутреннему разложению армии, военачальники которой вынуждены были пополнять армейский контингент наемниками из числа германских, готских и галльских племен. Это в свою очередь требовало дополнительного финансирования.
Таким образом решение одной проблемы порождало другую, и все это крутилось вокруг общего финансового упадка, вызванного неэффективностью производства и ограниченными человеческими ресурсами на рынке труда. Деградацию всей системы усугублялось все более распространяющимся христианством.


Религиозные причины упадка Рима

Если принятие христианства нельзя назвать одной из основных причин падения Древнего Рима , то смена политеистического вероисповедания, на монотеистическое внесло свой вклад в нарушение хорошо отлаженного имперского механизма. Первые римские императоры, различными способами и приемами отождествляли себя с богами, но с начала правления , завоевавших имперский трон на штыках своих легионов, это отождествление становилось проблематичным. И конечно никакой параллели между Христом и правителями Рима найти невозможно. Раннехристианская мораль находилась в явном противоречии с нравственным разложением имперской знати, начавшейся во время правления Нерона.


Военные причины крушения Римской империи

Официальной причиной падения Римской империи считается захват города римским военачальником (скиром или ругом по национальности) Одоакром, в сентябре 476 года. Правда основную массу воинства составляли разноплеменные наемники. Но еще за 60 лет до этого, войско вестготов, возглавляемое королем Аларихом разграбило Рим. Позднее, когда гуннские войска

Гибель Римской республики началась уже со 2 века до н.э., когда Рим был ввергнут в пучину гражданских противостояний. Против сенаторов начали выступать богатые люди, которые хотели обладать правом управления государства, также как и представители аристократии.

Влияние гражданской войны

Сенаторы не хотели признавать их равными себе, что послужило началом открытой и затяжной борьбы. Во внутренне противостояние были также втянуты иностранные союзники Рима.

Интересы обеспеченных граждан в гражданской войне представлял полководец Гай Марий, во главе сенаторской аристократии стоял Луций Сулла. Гай Марий к тому времени славился как мудрый полководец, он сумел победоносно завершить затяжное военное противостояние в Африке.

У него также были личные причины для того, чтобы возглавить войско богачей: он сам претендовал на консульство в Риме, хотя являлся представителем плебеев. Сулла был представителем патрициев, получившим блестящее образование, и в свое время также учувствовал в африканской войне под командованием Гая Марии.

По большому счету противостояние в Риме было в первую очередь соревнованием двух полководцев. Победителем в войне стал Гай Мария, однако, спустя некоторое время, он внезапно умер.

Сулла воспользовался ситуацией и, несмотря на оказанные ему противостояния, захватил Рим, установив там жесткую диктатуру. Война показала то, что армейское руководство при поддержке армии, способно пойти на любые преступления, не останавливаясь перед законом.

Внешние войны республики

Восстание Спартака не остановило Рим в его колонизаторской политике. В 1 веке до н.э. государство активно продолжает вести завоевательные войны. Римляне сумели дойти до гор Кавказа.

Благодаря поддержке причерноморских городов они подчинили под свою власть Армению. В Сирии, где на протяжении трех веков правила элланистическая династия, также была захвачена.

Римские войска сумели захватить Иерусалим, который ранее не знал посягательств со стороны иностранных завоевателей. Успехи Рима во внешних войнах не давали покоя претендентам на верховную власть в государстве. Республика погрузилась в пучину грязной борьбы за победу на выборах.

Первый триумвират

Чтобы захватить власть в стране в ход шли самые нечестные политические приемы, начиная от подкупа избирателей, заканчивая убийствами главных конкурентов. В 60 году до н.э. претендентами на должность главы государства были трое знаменитых римлян: Марк Красс, Юлий Цезарь и Гней Помпей.

Чтобы не допускать кровопролитий и не враждовать между собой ими был создан первый триумвират. Не смотря на то, что отношения в триумвирате были сложными и иногда перерастали в открытую вражду, ему удалось подчинить себе сенат, магистраты и народные собрание, сделав свою власть фактически единоличной.

Судьба двух членов триумвирата сложилась трагически: Красс и Помпей погибли во время попытки колонизировать Египет. Власть в государстве сосредоточилась в руках Юлия Цезаря , который благодаря своей мудрой и хитрой политике, смог приблизить конец существования республики, окончательно превратив ее в империю.

В обсуждениях предыдущего поста возник вопрос об устройстве денежной системы Римской империи. Мне показалось небесполезным поместить для прояснения этого вопроса небольшую статейку. Также небезынтересную всем, кого интересует роль денежной системы в возникновении и гибели империй.

Кроме того по поводу гибели Римской империи много всяких малонаучных домыслов о причине этого. Например, что Рим погиб от разврата. Хотя в эпоху гибели Рима с развратом уже в основном завязали. Так как все граждане Рима были в основном охристианены. Кто насильственно, кто по зову души. А у ранних христиан насчёт разврата было строго.

Есть ещё предположение, что Рим погиб из-за христианства. Дескать, проповедь о непротивлении злу насилием разложила римский дух и погубила тем самым империю. Ну, о ненасилии христиан, это в суе. Никогда ещё вера не мешала добрым христианам резать друг друга. А тем более нехристей. Во славу божию.

Так что причина гибели империи следует искать в другом.

Римская валюта - сестерций отличалась замечательной стабильностью в течении четырёх веков. Историки описывают такой случай:

Однажды римскую галеру занесло в Индию. Римляне в порту стали расплачиваться сестерциями. Эти монеты попали к местному магарадже. Все монеты были одинаковые по весу. Они состояли из чистого серебра. И, невероятно! На них были изображены разные императоры. Магараджа вызвал римлян к себе. И спросил: правда ли что императоры, изображённые на монетах, жили в разное время. Римляне ответили утвердительно. И рассказали подробнее о императорах, изображённых на монетах, и их времени. Магараджа сравнил римские монеты со своими. Которые с течением времени становились всё меньше и меньше. И процент серебра в них всё уменьшался (инфляция в духе тех времён). И всё равно у магараджи постоянно возникали проблемы с его войском из-за регулярных задержек жалования.

Магараджа почесал репу, и спросил: нельзя ли как ни - будь присоединить и его царство к такой замечательной империи? И даже написал письмо римскому сенату и императору с этой целью.

Не только римская мощь объединяла империю. Но и её выдающаяся финансовая система, делавшая выгодной существование в составе империи и покорённым народам. Что и выразилось в поразительно слабом сопротивлении римскому господству этих самых народов. Из истории известны в основном иудейские восстания. Да и те не приобрели подлинно массового характера. Хотя и доставили Риму кучу проблем.

Так вот: где то в четвёртом веке серебряные рудники в Пиренеях иссякли. (А ещё ранее иссякли серебряные рудники в Аппенинах. Захват Пиренейских серебряных промыслов с целью получения монетарного металла для финансирования империи и был изначальной целью пунических войн между Римом и Карфагеном.)

Попытки найти другой источник серебра успехом не увенчались. Рим не дошёл всего полторы сотни километров до серебряных рудников в Татрах. (Не знали они о серебре в Татрах. А то бы дошли. Именно на этом серебре и выросла в последствии Австрийская империя с династией Габсбургов и существовала больше 1000 лет.)

По исчезновению монетарного металла в империи началась жуткая дефляция. (То есть, подорожание денег со временем). Стало выгоднее не пускать сестерции (а также таланты - более крупная римская монета) в оборот, а зарыть их в землю. Платёжных средств не хватало. Нечем было платить чиновникам и солдатам. Нечем было кормить плебс. Товарообмен всё больше уходил в бартер. С бартера налоги собрать весьма затруднительно. А где не было бартера, там возрождалось натуральное хозяйство. Тоже безналоговое, по сути. И начался развал империи. Были попытки спасти положение путём найма в солдаты и чиновники более дешёвых варваров с последующим их вооружением и обучением. Ну, наняли. Ну, вооружили. Ну, обучили. Чем это кончилось общеизвестно.
Такая вот история.

Не от разврата Рим погиб. И не от массового внедрения в умы римлян идеи о непротивлении злу насилием. Были и более весомые причины.




24 августа 410 года вестготы под предводительством короля Алариха взяли Рим, оставленный императором, жестоко разграбили его. Папа Иннокентий отправился в новую столицу западного императора, Равенну, умолять об оказании помощи. Варвары становятся вторыми в истории покорителями Вечного города. Впервые это произошло почти за 800 лет до описываемых событий. Христианская вера поколеблена. Язычники во всем обвиняют христиан, утверждая, что город пал вследствие отступничества от старых богов.
Закат Римской империи начался, когда в конце III века «вдруг» резко возросли налоги. Если изначально Римская империя была фактически «государством без бюрократии» даже по древним меркам (страна с населением в 60 миллионов жителей держала на довольствии лишь несколько сотен чиновников) и допускала широкое самоуправление на местах, то теперь, при разросшемся хозяйстве, необходимо стало «укреплять вертикаль власти». На службе у империи уже 25 000—30 000 официальных лиц.«Растет число дармоедов».
Вдобавок почти все монархи, начиная с Константина Великого, тратят средства из казны на христианскую церковь, — священники и монахи освобождаются от налогов. А к жителям Рима, получавшим бесплатное продовольствие от властей (за голоса на выборах или просто, чтобы не бунтовали), добавляются константинопольцы. «Растет число дармоедов», — язвительно пишет об этих временах английский историк Арнольд Джонс.
Логично предположить, что налоговое бремя в результате непосильно возросло. В самом деле тексты того времени полны жалоб на большие подати, а императорские указы наоборот — угроз неплательщикам. Особенно часто это касается куриалов — членов муниципальных советов. Они личным имуществом отвечали за внесение платежей от своих городов и, естественно, постоянно пытались уклониться от обременительной повинности. Иногда даже спасались бегством, а центральная власть, в свою очередь, грозно запрещала им оставлять должность даже ради поступления в армию, что всегда считалось святым делом для римского гражданина.
Все эти построения, очевидно, вполне убедительны. Конечно, люди ропщут на налоги с тех пор, как они появились, но в позднем Риме это возмущение звучало гораздо громче, нежели в раннем, и не без причины. Правда, некоторую отдушину давала благотворительность, распространившаяся вместе с христианством (помощь бедным, ночлежки при церквах и монастырях), но в те времена она еще не успела выйти за стены городов.
Кроме того, есть свидетельства, что в IV веке бывало трудно найти солдат для растущей армии даже при серьезной угрозе отечеству. А многим боевым частям, в свою очередь, приходилось артельным методом заниматься земледелием в местах длительной дислокации — власти более не кормили их. Ну а раз легионеры пашут, а тыловые крысы служить не идут, что остается делать жителям пограничных провинций? Естественно, они стихийно вооружаются, не «регистрируя» свои отряды в имперских органах, и сами начинают охранять границу по всему ее огромному периметру.
Как метко заметил американский ученый Рэмзи Макмаллен: «Обыватели стали солдатами, а солдаты — обывателями». Логично, что на анархические отряды самообороны официальная власть положиться не могла. Именно поэтому в пределы империи начинают приглашать варваров — вначале отдельных наемников, потом целыми племенами. Многих это тревожило. Киренский епископ Синесий в речи «О царстве» констатировал: «Мы наняли волков вместо сторожевых псов». Но было уже поздно, и хотя многие варвары служили верно и принесли Риму много пользы, все кончилось катастрофой. Примерно по следующему сценарию. В 375 году император Валент разрешает пересечь Дунай и поселиться на римской территории готам, которые отступают на запад под натиском гуннских орд. Вскоре из-за жадности чиновников, ответственных за снабжение провиантом, среди варваров начинается голод, и они поднимают бунт. В 378-м римская армия была наголову разбита ими при Адрианополе (ныне Эдирне в европейской Турции). Сам Валент пал в бою.
Подобные истории меньшего масштаба происходили во множестве. Вдобавок бедняки из числа граждан самой империи стали проявлять все большее недовольство: что, мол, это за родина, которая не только душит налогами, но еще и сама зазывает к себе своих же губителей. Люди побогаче и культурнее, конечно, дольше оставались патриотами. А отряды бунтующей бедноты — багауды («воинствующие») в Галлии, скамары («судоходы») в Подунавье, буколы («пастухи») в Египте — легко вступали в союзы с варварами против властей. Даже те, кто не восставал открыто, при вторжениях вели себя пассивно и не оказывали особого сопротивления, если их обещали не слишком грабить.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!