Принцип указывающий на объективную необходимость приведения любой. Профессиональная педагогическая деятельность

Образовательной деятельности

Гендерные исследования в области образования находятся на стадии активной разработки: обосновывается актуальность применения гендерного подхода в процессах образования и воспитания; проектируются технологии внедрения гендерного подхода в образовательную практику. Актуальной становится необходимость исключения гендерной дискриминации из учебной и научной литературы; акцентируется элиминация сексизмов из педагогического общения; высказываются предложения по внедрению гендерных курсов и изменению учебных программ  все меры направлены на обеспечение гармоничного развития личности человека в системе образования.

Происходящие изменения выявили проблему формирования гендерной компетентности работников образования как новой составляющей профессионально-педагогической компетентности. Одним из аспектов этой проблемы является то, что повседневная практика образовательных учреждений не позволяет педагогам справляться с рядом инновационных преобразований. Их ежедневная работа заключается в следовании учебной программе, своевременной подготовке учащихся к экзаменам, работе над достаточным уровнем учебной успеваемости, поэтому педагоги неохотно выступают организаторами нововведений. Такая ситуация характерна и для гендерной инновации, а объяснение этому лежит на поверхности: «проблема гендерного равенства не входит в содержание учебного теста, а основная задача современного педагога  его успешное выполнение» .

Данная проблема объясняется не только отсутствием гендерной компетентности и методологическими трудностями внедрения гендерного подхода в содержание образования, но и некоторыми социальными причинами. Дело в том, что решение проблем сферы образования происходит в рамках педагогической работы, которой в основном занимаются женщины. Между тем изменение традиционных подходов в образовании требует личностного напряжения и перенастройки, что осложняется проблемой психологической нестабильности женщин в обществе. Не секрет, что вследствие политики «низкой вовлеченности женщин в публичную сферу» (Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина), проводимой государством на протяжении многих лет, женщины уступают мужчинам в профессиональной конкурентоспособности, что на фоне общей феминизации образования является причиной снижения авторитета педагогической профессии в глазах общественности. Как отмечает Т.В.Барчунова, «смысл гендерного подхода заключается в показе не только культурно детерминированных различий между полами, но и того, как культурное конструирование этих различий сказывается на социальном статусе гендерных групп: положении на рынке труда, возможностях в сфере политики, образования и т. д.» .

«Проблема разделения труда по полу является одной из центральных тем в гендерных исследованиях, и это не удивительно: представления о “мужской” и “женской” работе “делают гендер” в такой же мере, в какой интерпретация биологических различий. Как отмечает И.Н.Тартаковская,  …мужественность и женственность представляют собой, прежде всего, определенный тип поведения, и трудовое поведение играет здесь центральную роль» . Основное противоречие состоит в том, что в современном обществе произошло коренное изменение: труд стал главной опорой для социальной идентичности женщины . То есть традиция «естественного предназначения» потеряла свою актуальность. Приоритетом в мышлении современных женщин теперь пользуется эгалитарная концепция, снимающая все социальные барьеры, которые мешают проявляться каждому человеку, каждой личности независимо от пола .

При этом стремление женщин реализовать себя не только в материнстве, но и в работе, стремление к социальному равенству с мужчинами пока неоднозначно вписывается в традиционные представления общества. Так З.А.Хоткина отмечает, что «представления о “семейном предназначении женщин” и о “мужчине как хорошем работнике и кормильце” достаточно широко распространены и глубоко внедрены в сознание не только мужчин, но и женщин, не только работодателей, но и “простых” работников, и эти гендерные стереотипы являются питательной почвой для дискриминации женщин в сфере общественного труда» . Т.В.Барчунова подчеркивает, что в бинарных гендерных системах идея доминирования одной группы (мужчин) над другой (женщинами) и идея гендерной сегрегации так глубоко укоренены в сознании любого человека, что воспринимаются как естественные не только мужчинами  субъектами власти и сегрегации, но и женщинами  их объектами .

Необходимо признать, что женщина значительно больше мужчины обременена заботами, связанными с семьей, детьми, хозяйством. Домашний труд как один из главных факторов, сокращающих свободное время, отвлекающих людей от полезной активной деятельности, главным образом лежит на женских плечах. У женщин объективно меньше свободного времени, чем у мужчин, а, следовательно, меньше возможности для общего культурного развития . Соответственно возникает вопрос, а сможет ли женщина-педагог достичь гендерной культуры, в то время как достижение общепедагогической культуры в целом находится под сомнением. Тем не менее, процесс феминизации системы образования продолжается, и основная задача по воспитанию и образованию подрастающего поколения по-прежнему находится в компетенции женщин.

В связи с этим, мировоззренческая позиция женщины-педагога важна для эффективного применения гендерного подхода в коммуникациях образования и воспитания. Ведь гендерная система общества базируется на определенных ценностях, которые прививаются каждому в процессе социального познания и закрепляются в форме стереотипов, представлений и убеждений, проявляясь в стиле коммуникативного поведения. Интернализация социальных норм происходит, прежде всего, в системе образования, а основным носителем такой информации выступает зрелая личность преподавателя. Как отмечает В.И.Турковский, «система знаний, которую формирует педагог, ее воспитательные возможности, воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость» . Личностные качества, которыми должен обладать педагог в рамках гендерного подхода, в своей совокупности представляют собой определенный набор положительных проявлений маскулинности и фемининности. В данном случае представляется возможным говорить о некой психологической андрогинии 7 , которую возможно выработать путем повышения собственной квалификации и переоценки стратегии профессиональной деятельности.

Н.А.Рунгш анализирует недостатки и достоинства каждой из характеристик типа личности с точки зрения гендерного подхода и приходит к выводу о наибольшем соответствии андрогинного типа идее гендерного подхода: «андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Учителя андрогинного типа проявляют поведенческую гибкость, что свидетельствует об их пластичности, тонкости натуры, владеют разнообразным репертуаром социальных ролей: могут быть умелыми руководителями, организаторами творческих дел, преподавателями, воспитателями» . Однако выработка андрогинного стиля поведения не может быть осуществлена без теоретико-методологической базы, которую необходимо формировать путем повышения гендерной компетентности в образовательной деятельности.

Гендерная компетентность в общем виде  это совокупность усвоенных знаний о сущности гендерного подхода в профессиональной сфере, умение осуществлять гендерную стратегию в организации управленческого процесса, опыт использования гендерных знаний и умений в качестве основы гендерного взаимодействия в условиях инновационных преобразований в социально-производственной сфере . По мнению В.В.Созаева, «гендерная компетентность как составляющая культурной компетентности  есть неотъемлемая черта любой зрелой личности, и игнорирование данной составляющей приводит к формированию частичных людей с ущербным мировоззрением» . Как считает М.А.Радзивилова, гендерная компетентность в образовании должна включать три компонента или три уровня ее формирования: когнитивный, мотивационный и операциональный .

Когнитивный компонент предполагает наличие у педагогов системы гендерных знаний, соотнесенных с педагогической деятельностью, современной реальностью и индивидуальными особенностями мальчика/девочки, социальными условиями жизни ребенка. В состав когнитивного компонента входят знания в области гендерной психологии и педагогики: закономерности психосексуального развития личности ребенка, особенности гендерной социализации девочек и мальчиков, сущность гендерной социализации и идентификации личности.

Мотивационный компонент характеризует уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания, стремление к осознанию собственной гендерной роли в рамках педагогической деятельности, творческому применению гендерных норм и уход от стереотипов полоролевого поведения во взаимодействии с воспитанниками и коллегами, гуманистическую ориентацию на ребенка как представителя конкретного пола.

Операциональный компонент оценивается через степень практической готовности педагога к работе по гендерному воспитанию: сформированности умений по организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации и навыков структурирования и упорядочения педагогических ситуаций; умениями согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка.

Формирование гендерной компетентности на основе перечисленных аспектов образует, на наш взгляд, структуру методологической работы педагога по внедрению гендерного подхода в образовательную практику. При этом необходимо акцентировать внимание на мотивационном компоненте, который заключается в преобразовании стереотипных представлений о модели гендерных отношений и содержании гендерных ролей. Так, по мнению Т.К.Антоновой, «приоритетное место в формировании гендерной компетентности должно занимать развитие умений педагога анализировать ситуации гендерного неравенства, рефлексировать типичные его проявления в своем поведении» .

Осмысление проблемы гендерной стереотипизации в образовании должно быть основано на результатах многочисленных исследований, которые можно структурировать в соответствии со следующими требованиями:


  1. коммуникативное поведение и речевые стратегии преподавателя должны носить не только общий прагматический характер, но и учитывать гендер учащегося как один из факторов социализации личности;

  2. методы обучения должны быть ориентированы на активное социальное взаимодействие и современные технологии обучения с целью формирования коммуникативной компетенции и демократического стиля общения;

  3. механизмы феминизации педагогических кадров должны быть по-новому представлены с точки зрения биологически врожденной предрасположенности женщин к социальным контактам и коммуникативному взаимодействию;

  4. «персонализация» современной культуры должна найти свое выражение в образовании в форме установки субъектов образовательного процесса на понятие толерантности к чужой субъективности.
Перечисленные требования направлены на то, чтобы способствовать гендерному просвещению личности в системе образования, формированию качества гендерной компетентности в процессе коммуникации. Основываясь уже на настоящем этапе институционализации гендера, можно сделать вывод о том, что данное понятие заняло собственную нишу в культурном развитии общества и переопределило содержание педагогической культуры работников образования. В рамках понятия педагогическая культура 8 сегодня постепенно закрепляется понятие «гендерная культура», которую следует понимать как «интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций» . Гендерная культура понимается также как «система знаний, норм и ценностей, обеспечивающих эффективное гендерное взаимодействие и способствующих развитию общей культуры личности. Она формируется в результате критического (аналитического) осмысления общепринятых стереотипов и предубеждений относительно мужественности и женственности и проявляется в следовании этим принципам в повседневной жизни» .

Формирование гендерной культуры личности представляется главным ориентиром в становлении новой отрасли наук об образовании – гендерной педагогики. Гендерная педагогика  это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек . Методологическую основу гендерной педагогики составляют принципы феминистской педагогики, которая проводит ориентацию на учащегося, демократическую структуру учебного процесса, предполагает отказ от декларируемой традиционной педагогикой нейтральности позиции преподавателя за счет поощрения групповых обсуждений, за счет привнесения в преподавание собственной субъективности. Также феминистская педагогика побуждает учащихся к рефлексии их женского и мужского опыта, внимательна к эмоциональному и телесному измерениям их существования. Она предлагает учитывать, что момент гендерных различий между преподавателем и студентом играет непоследнюю роль в эффективности преподавания .

Большинство разработок гендерной педагогики направлено на развитие коммуникативных навыков межличностного взаимодействия, которое «должно быть основано на принципах равноправия, взаимного уважения, взаимопонимания и сопереживания, сотворчества и сотрудничества, т. е. общения на уровне межличностного диалога» . Его ценность состоит в том, что он позволяет не просто описать или переоткрыть уже имеющиеся формы знаний, но служит способом их трансформации . Как отмечает В.В.Сериков, «осуществление личностно-смыслового диалога выступает тонким инструментом воздействия на личностный опыт учащихся» .

Данное требование усиливает необходимость в проявлении педагогом толерантности как способности признавать ценность ребенка (коллег), его/ее право на существование своего мировоззрения и возможности отстаивать свою точку зрения, давать возможность общающимся сохранять свою индивидуальность и чувство собственного достоинства . С.Л.Братченко полагает, что межличностная толерантность в концепции диалога может быть раскрыта и исследована с помощью такого конструкта как «коммуникативные права личности», на основе которого описывается система психолого-правовых оснований общения, определяющих границы свободы собеседников таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия . Поэтому основная задача педагога заключается в формировании образовательной среды, наполненной здоровыми социальными и духовными отношениями. По мнению Л.П.Шустовой, «она должна формироваться в атмосфере партнерских отношений и гендерной толерантности» .

Создание подобной среды предполагает наличие у самого педагога соответствующего ценностного настроя. Как отмечает Л.В.Вершинина, «ориентация на воспитание учащихся в духе гендерной толерантности связана с раскрытием ценностных аспектов педагогического пространства, точнее аксиологического пространства педагогической деятельности» . Обращение к аксиологическому подходу в образовательной коммуникации обусловлено тем, что он открывает возможность влияния на характер личностной субъективности. Ведь ценностные ориентации, формируемые в ходе педагогического дискурса, ложатся в основу социальных установок и стереотипов, которые оказывают влияние на социокультурное развитие личности.

В системе образования «культуру» как актуальное состояние определенной символической реальности реализует педагог . Подчеркивая важность развития коммуникативных навыков и умений, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации) . Необходимо отметить, что в науке существует проблема соотношения понятий «общение» и «коммуникация». Одни исследователи их отождествляют, другие, напротив, разделяют. Мы придерживаемся мнения Ж.В.Николаевой о том, что самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», которая осуществляется на вербальном уровне обмена информацией,  «общение» . Реализуя процесс общения в стенах образовательного учреждения, которое переходит на уровень социальной коммуникации, педагог выступает культурным образцом коммуникативного поведения, что является основным поводом для формирования гендерной культуры взаимодействия .

Вместе с тем, повышение педагогической компетентности и культуры в целом требует «…осознания педагогом проблем собственной деятельности, содержательных пробелов в собственном педагогическом знании, что может побудить его к осмысленной работе с теоретическими конструктами педагогики и преподаваемого предмета» . Научным основанием профессиональных действий и теоретическим ключом к их осознанию выступает педагогическая праксеология. Праксеология  это учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни . Соединяя когнитивный и инструментальный уровни профессионального бытия, она предлагает специалисту рациональную основу для осознанного нахождения и удержания себя в рамках профессии. Исходя из бытийных смыслов педагогической деятельности, выделяются следующие праксеологические функции:

– преобразующая (связана с необходимостью позитивных изменений человеческого качества, системы отношений, педагогической ситуации);

– информационная (задана необходимостью обмена культурным опытом между поколениями);

– коммуникативная (обусловлена совместностью действий и необходимостью общения в системе «человек-человек»);

– организационная (связана с потребностью упорядочивать действия внутри педагогических систем и процессов);

– демонстрационная (задана требованием эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям) .

Праксеологический анализ образовательной деятельности обогащает педагогический потенциал и повышает уровень профессионального мастерства. Поэтому наше исследование гендера в коммуникациях системы образования направлено на активизацию работы преподавателя по анализу своих функций в рамках новых социокультурных ценностей. В данной ситуации возникает проблема появления личностной мотивации к осуществлению подобного рода рефлексии.

Как известно, существует пять подходов к процессу внедрения в образовательную деятельность какого-либо нововведения: административный, научно-методический, идеологический, традиционно-педагогический и философско-методологический . Именно последний подход предполагает системную рефлексию субъектами образовательного процесса своих ценностей и норм, что делает его наиболее продуктивным и предпочтительным. При этом преподаватель предстает ключевой фигурой в ходе реализации гендерного подхода, а проектирование его/ее деятельности может обеспечить успех применения гендерной инновации. Проектирование понимается Р.С.Бондаревской как деятельность, дающая человеку самоосуществиться, самовыразиться, ценностно переосмыслить предстоящие целеустремленные действия . Проектирование гендерного подхода заключается в выработке коммуникативной стратегии, направленной на преодоление гендерных стереотипов в индивидуальном сознании личности.

Исследователи склонны считать, что стереотип имеет трехкомпонентную структуру: аффективный уровень, включающий в себя чувство симпатии или антипатии относительно реального или символического объекта; когнитивный уровень, представленный в знании, мнении или суждении относительно данного объекта; поведенческий уровень, характеризующий программу действий, касающихся данного объекта . Исходя из концепции гендерного подхода, на аффективном уровне должно происходить закрепление положительных эмоций полоролевого взаимодействия; на когнитивном уровне  усвоение сведений о необходимости преодоления половой дискриминации; на поведенческом уровне  формирование образа гендерно-компетентной личности. Поэтому мы считаем, что проектирование гендерного подхода как стратегии коммуникативного взаимодействия заключается в соблюдении педагогом следующих рекомендаций:

1) Раскрывать обоюдную значимость гендерных ролей с целью достижения отношений сотрудничества, кооперации. В результате взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе коллективного решения учебных задач вырабатываются определенные эмоции сотрудничества. Эти эмоции представляют собой аффективный уровень стереотипного восприятия гендерных отношений. Учитывая это, педагогу необходимо поощрять совместную работу учащихся, активизировать коммуникативную активность, которая, в свою очередь, будет способствовать выработке навыков общения между учащимися противоположного пола 9 . При этом важно стимулировать гендерно сбалансированный характер коммуникативного взаимодействия, избегая оценок и суждений дискриминационной направленности.

2) Формировать понимание гендерной культуры как явления, отражающего социально-компетентную форму поведения.

В настоящее время образовательные учреждения обращаются к гендерной проблематике путем введения гендерных курсов в учебные программы, проведения соответствующих занятий и лекций. Однако из-за присутствия патриархатных стереотипов в нашей жизни, повышение информированности в данной сфере не может полностью решить проблему формирования гендерно-компетентной личности. В связи с этим, педагогу необходимо демонстрировать пример гендерно-культурного поведения, которое будет восприниматься учащимися как социальная норма, как неотъемлемая черта социально-компетентной личности.

3) Содействовать становлению гендерной идентичности в рамках представлений о культурном сходстве, а не различии.

Суть гендерного подхода заключается в становлении гендерной идентичности с эгалитарными ценностями и толерантной гендерной субъективностью. Нам представляется, что принцип андрогинности должен являться основой такой идентичности. Теория андрогинии подразумевает акцент на равномерном развитии маскулинных и феминных психологических качеств, что будет способствовать формированию гендерной идентичности с толерантной субъективностью. В целом, соблюдение перечисленных требований необходимо для создания гендерно-чувствительной образовательной среды, которая будет препятствовать распространению андрократии и эгоцентризма, тем самым способствуя приобщению учащихся к новым социокультурным ценностям.

Итак, интеграция гендерного подхода в образовательную коммуникацию предполагает наличие информированности педагога о социальном феномене «гендер»; демонстрацию гендерно-культурного, компетентного поведения, исключающего признаки половой дискриминации; проявление стремления к профессиональной самореализации и активной социальной позиции. Все эти качества, несомненно, являются составляющими гендерной и, в целом, педагогической компетентности. Более того, сознательный учет гендерного подхода в образовании и воспитании является составной частью образа социально-компетентного педагога, осведомленного о проблемах общества и стремящегося к их преодолению. Можно заключить, что применение гендерного подхода в образовательной деятельности актуализирует «компетентностную парадигму, которая влечет за собой существенное изменение образовательного процесса, способствуя переходу к иной, постмодернистской модели образования» .

Социально-философскую категорию «гендер» следует рассматривать не через призму телесных предпосылок, а как феномен общественных отношений, который оказывает влияние на социокультурное развитие личности. Смысл гендерного подхода состоит в том, что он способен вывести эти отношения на качественно другой уровень. При этом система образования выступает тем социальным институтом, который может способствовать формированию гендерно-эгалитарных ценностей.

Теоретико-методологической основой гендерного подхода в образовании является теория социального конструирования личности, которая предполагает активизацию познавательной и коммуникативной деятельности субъекта по формированию своей субъективности. В рамках социального конструирования личности система образования выступает в роли социально-коммуникационного института, отвечающего за конструирование новых агентов демократического общества.

Социально-педагогические проблемы интеграции гендера и гендерного подхода в практику образовательной деятельности заключаются в доминировании принципа биодетерминизма над конструктивизмом, что ложится в основу квазигендерного подхода, который проявляется в приверженности педагогов к полоролевой интерпретации психофизиологических различий учащихся и следовании патриархатным суждениям о мужественности и женственности в своей профессиональной деятельности.

Тест по педагогике

для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин,

претендующих на высшую и первую квалификационные категории

Выбрать правильный ответ

Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

1. Образовательная программа.

2. Учебный план.

3. Государственный образовательный стандарт.

4. Закон «Об образовании».

Правильный ответ: государственный образовательный стандарт

Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

1. Учебник.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.

4. Рабочая тетрадь.

Правильный ответ: учебник

Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

1. Закон «Об образовании».

2. Национальная доктрина образования в РФ

3. Базисный учебный план.

4.Государственный образовательный стандарт.

Правильный ответ: базисный учебный план

Под сформировавшейся в образовательном процессе системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности в новом стандарте общего среднего образования понимаются:

1. Личностные результаты

3. Предметные результаты

Правильный ответ: личностные результаты

Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

1. Педагогические технологии

2. Педагогические правила

3. Педагогические закономерности

4. Педагогические принципы.

Правильный ответ: педагогические закономерности

Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

1. Стратегия

3. Технология

4. Методика

Правильный ответ: подход

Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

1 Принцип фундаментализации

4. Принцип полноты образования.

Правильный ответ: принцип опережающего образования

Включение в содержание образования деятельностных компонентов - целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением :


1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования.

4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества.

Правильный ответ: принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

Вопрос:Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

Правильный ответ: информационная функция педагогической деятельности

Заменятся на

Совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы – это:

1. Компетентность

2. Компетенция

3. Способ деятельности

4. Способность

Правильный ответ : компетенция

Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям составляет основу:

1. Преобразующей функции педагогической деятельности

2. Информационной функции педагогической деятельности

3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

Правильный ответ: демонстрационная функция педагогической деятельности

Вопрос:Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

1. Непосредственно-педагогические

2. Организационно-педагогические

3. Коррекционные

4. Методические

Правильный ответ: коррекционные

Заменяется на:

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов – это

1. Личностные результаты

2. Предметные результаты

Правильный ответ: метапредметные результаты

Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

1. Методические

2. Креативно-педагогические

3. Организационно-педагогические

4. Непосредственно-педагогические

Правильный ответ: организационно-педагогические

Суждение «Определяют тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение, направлены на решение частных педагогических задач, отражают частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь» характеризует

1. Педагогические принципы

2. Педагогические приемы

3. Педагогические правила

4. Педагогические методы

Правильный ответ: педагогические правила

Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

1. Методический прием

2. Правило

4. Технология

Правильный ответ: метод

Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

Правильный ответ: принцип полноты образования

Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

Правильный ответ: управляемость педагогической технологии

Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

2. Методика

3. Технология

Правильный ответ: технология

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

1. Принцип культуросообразности

2. Принцип индивидуализации

3. Принцип природособразности

4. Принцип личностной ориентированности

Правильный ответ: принцип природосообразности

1. Типовые

2. Творческие

3. Нештатные

4. Импровизационные

Правильный ответ: творческие

Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

1. Научение

2. Исследование

3. Педагогическое общение

4. Воспитание

Правильный ответ: исследование

Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

1. Проектирование

2. Исследование

3. Организационно-методическая работа

4. Педагогическое общение

Правильный ответ: педагогическое общение

Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

1. Новшество

2. Нововведение

3. Инновация

4. Технология

Правильный ответ: новшество

В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

1. Ведущему источнику знаний.

2. Характеру умственной деятельности учащихся.

3. Ведущей дидактической цели.

4. Логике рассуждений.

Правильный ответ: ведущему источнику знаний

Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

1. Уровню общетеоретического представления

2. Уровню учебного предмета

3. Уровню учебного материала

4. Уровню процесса обучения

Правильный ответ: уровень учебного предмета

Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

1. Новшество

2. Нововведение

3. Технология

4. Эксперимент

Правильный ответ: Нововведение

Тест по педагогике
для аттестующихся педагогических работников

Выбрать правильный ответ

  1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
    1. Образовательная программа.
    2. Учебный план.
    3. Государственный образовательный стандарт .
    4. Закон «Об образовании».
2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание - это:
  1. Учебник.
  2. Учебный план.
  3. Учебная программа.
  4. Рабочая тетрадь.
3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
  1. Закон «Об образовании».
  2. Национальная доктрина образования в РФ
  3. Базисный учебный план.
  4. Государственный образовательный стандарт.
4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:
  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты
5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:
  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты
6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это
  1. Педагогические технологии
  2. Педагогические правила
  3. Педагогические закономерности
  4. Педагогические принципы.
7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:
  1. Стратегия
  2. Подход
  3. Технология
  4. Методика
8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
  1. Принцип фундаментализации
  2. Принцип вариативности образования
  3. Принцип опережающего образования
  4. Принцип полноты образования.
9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:
  1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
  2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
  3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования
  4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества
  1. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
  1. Информационной функции педагогической деятельности
  2. Демонстрационной функции педагогической деятельности
  1. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:
  1. Преобразующей функции педагогической деятельности
  2. Информационной функции педагогической деятельности
  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности
  1. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
    1. Организационно-педагогические
    2. Коррекционные (психологические)
    3. Методические
  1. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
    1. Методические
    2. Креативно-педагогические
    3. Организационно-педагогические
    4. Непосредственно-педагогические
  1. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования- это:
  1. Методический прием
  2. Правило
  3. Метод
  4. Технология
15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов - это:
1. Принцип открытости
2. Принцип вариативности образования
3. Принцип опережающего образования
4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это
1. Эффективность педагогической технологии
2. Воспроизводимость педагогической технологии
3. Управляемость педагогической технологии
4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата - это
1. Подход
2. Методика
3. Технология
4. Метод

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

  1. Принцип культуросообразности
  2. Принцип индивидуализации
  3. Принцип природособразности
  4. Принцип личностной ориентированности
19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:
  1. Типовые
  2. Творческие
  3. Нештатные
  4. Импровизированные
20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:
  1. Научение
  2. Исследование
  3. Педагогическое общение
  4. Воспитание
21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:
  1. Проектирование
  2. Исследование
  3. Организационно-методическая работа
  4. Педагогическое общение
22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании - это:
  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Инновация
  4. Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

  1. Ведущему источнику знаний .
  2. Характеру умственной деятельности учащихся.
  3. Ведущей дидактической цели.
  4. Логике рассуждений.
24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:
  1. Уровню общетеоретического представления
  2. Уровню учебного предмета
  3. Уровню учебного материала
  4. Уровню процесса обучения
25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое - это:
  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Технология
  4. Эксперимент
26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность: 27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:
Информационная - 1 1. Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами
Правовая - 4 2. Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
Коммуникативная - 2 3. Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)
Профессиональная - 3 4. Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность
29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель
30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику
31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:

Воспроизводимость - 4 1. Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов
Управляемость - 3 2. Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей
Концептуальность - 2 3. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата
Эффективность - 1 4. Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами
32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность:

Социопрактический аспект - 2 1. Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам
Ценностно-смысловой аспект - 1 2. Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания
Деятельностный аспект - 4 3. Механизм управления функционированием и развитием идеи
Прогностический аспект - 3 4. Способ реализации идеи в практике

34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе
Деятельностный - 1 1. Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества
Личностно-ориентированный - 3 2. Формирование «человека активного», субъекта действия, концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества
Социокультурный - 2 3. Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности
Герменевтический - 4 4. Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла

35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации
36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику
Информативная компонента - 2 1. Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия
Репродуктивная компонента - 1 2. Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)
Творческая компонента - 4 3. Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности
Эмоционально-ценностная компонента - 3 4. Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:
Дидактический тип анализа урока - 4 1. Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся
Методический тип анализа - 2 2. Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание
Психологический тип анализа - 3 3. Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности
Самоанализ - 1 4. Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
Личный опыт - 4 1. Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы
Массовый опыт - 3 2. Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы
Передовой совершенствующий опыт - 2 3. Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов
Передовой преобразующий опыт - 1 4. Обладание основами профессии

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:
Предварительный контроль - 2 1. Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса
Текущий контроль - 4
2. Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью
Периодический контроль - 3
3. Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям
Итоговый контроль - 1
4. Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации
Логический подход - 4
1. Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов
Степень активности познавательной деятельности - 3 2. Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый
Соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся - 2 3. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский
Дидактическая цель - 1 4. Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

  1. Уровень общего теоретического представления
  2. Уровень учебного предмета
  3. Уровень учебного материала
  4. Уровень процесса обучения
  5. Уровень структуры личности ученика
42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
  1. Информационно-рецептивный метод
  2. Репродуктивный метод
  3. Метод проблемного изложения
  4. Частично-поисковый метод
  5. Исследовательский метод
43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:
  1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
  2. Введение проблемной ситуации
  3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
  4. Проверка приведенного решения
  5. Рефлексия
44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления
  1. Концепция содержания образования
  2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования
  3. Содержание циклов учебных курсов
  4. Содержание учебного курса
  5. Содержание учебной дисциплины внутри курс
45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:
  1. Формулирование запроса на необходимую информацию
  2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
  3. Организация сбора и обработки информации
  4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе
  5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования
46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
  1. Изучение образовательной программы учебного курса
  2. Определение основных блоков тематического плана
  3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
  4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
  5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

  1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
  2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
  3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
  4. Внедрение и распространение новшества
  5. Перевод новшества в режим постоянного использования4
48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:
  1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
  2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
  3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
  4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
  5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи
49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока
  1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
  2. Содержательная характеристика темы урока
  3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
  4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке
  5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта
  1. Организационный этап
  2. Теоретический поиск
  3. Накопление и обработка фактического материала
  4. Оценка фактического материала и принятие решений
  5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта
Тест по педагогике

для аттестующихся педагогических работников


Выбрать правильный ответ

  1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

    1. Образовательная программа.

    2. Учебный план.


    3. Закон «Об образовании».

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:


    1. Учебник.

    2. Учебный план.

    3. Учебная программа.

    4. Рабочая тетрадь.

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:


    1. Закон «Об образовании».

    2. Национальная доктрина образования в РФ

    3. Базисный учебный план.

    4. Государственный образовательный стандарт.

4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:


    1. Личностные результаты

    2. Метапредметные результаты

    3. Предметные результаты

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:


    1. Личностные результаты

    2. Метапредметные результаты

    3. Предметные результаты

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это


    1. Педагогические технологии

    2. Педагогические правила

    3. Педагогические закономерности

    4. Педагогические принципы.

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:


    1. Стратегия

    2. Подход

    3. Технология

    4. Методика

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:


    1. Принцип фундаментализации

    2. Принцип вариативности образования

    3. Принцип опережающего образования

    4. Принцип полноты образования.

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:


    1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

    2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

    3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования

    4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества

  1. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности




  1. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности

  2. Информационной функции педагогической деятельности

  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

  1. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:



    1. Коррекционные (психологические)

    2. Методические

  1. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

    1. Методические

    2. Креативно-педагогические

    3. Организационно-педагогические

    4. Непосредственно-педагогические

  1. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

  1. Методический прием

  2. Правило

  3. Метод

  4. Технология

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования
16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии
17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

2. Методика

3. Технология

4. Метод
18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:


  1. Принцип культуросообразности

  2. Принцип индивидуализации

  3. Принцип природособразности

  4. Принцип личностной ориентированности

    1. Типовые

    2. Творческие

    3. Нештатные

    4. Импровизированные

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:


    1. Научение

    2. Исследование

    3. Педагогическое общение

    4. Воспитание

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:


    1. Проектирование

    2. Исследование

    3. Организационно-методическая работа

    4. Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:


  1. Новшество

  2. Нововведение

  3. Инновация

  4. Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:


  1. Ведущему источнику знаний .

  2. Характеру умственной деятельности учащихся.

  3. Ведущей дидактической цели.

  4. Логике рассуждений.

24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:


  1. Уровню общетеоретического представления

  2. Уровню учебного предмета

  3. Уровню учебного материала

  4. Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:


  1. Новшество

  2. Нововведение

  3. Технология

  4. Эксперимент

26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:


Успешность - 3

1.

Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным

Технологичность - 2

2.

Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение

Полезность - 1

3.

Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде

Эффективность - 4

4.

Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами

27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:

Информационная - 1

1.

Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами

Правовая - 4

2.

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Коммуникативная - 2

3.

Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)

Профессиональная - 3

4.

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность

29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель

30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику

31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:


Воспроизводимость - 4

1.

Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов

Управляемость - 3

2.

Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей

Концептуальность - 2

3.

Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата

Эффективность - 1

4.

Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами

32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность:


Социопрактический аспект - 2

1.

Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам

Ценностно-смысловой аспект - 1

2.

Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания

Деятельностный аспект - 4

3.

Механизм управления функционированием и развитием идеи

Прогностический аспект - 3

4.

Способ реализации идеи в практике

34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе


Деятельностный - 1

1.

Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества

Личностно-ориентированный - 3

2.

Формирование «человека активного», субъекта действия, концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества

Социокультурный - 2

3.

Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности

Герменевтический - 4

4.

Создание условий вхождения в мир чувств другого человека , в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла

35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации


Объяснительно-иллюстративный - 4

1.

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

Репродуктивный - 3

2.

Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

Проблемного изложения - 2

3.

Ученик выполняет действия по образцу учителя

Исследовательский - 1

4.

Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают

36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику


Информативная компонента - 2

1.

Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия

Репродуктивная компонента - 1

2.

Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)

Творческая компонента - 4

3.

Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности

Эмоционально-ценностная компонента - 3

4.

Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу :


Дидактический тип анализа урока - 4

1.

Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

Методический тип анализа - 2

2.

Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

Психологический тип анализа - 3

3.

Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

Самоанализ - 1

4.

Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:


Личный опыт - 4

1.

Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы

Массовый опыт - 3

2.

Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы

Передовой совершенствующий опыт - 2

3.

Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов

Передовой преобразующий опыт - 1

4.

Обладание основами профессии

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:


Предварительный контроль - 2

1.

Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса

Текущий контроль - 4

2.

Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью

Периодический контроль - 3

3.

Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям

Итоговый контроль - 1

4.

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Непрофессиональной педагогической деятельностью, например, занимаются родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально создаваемых обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20-30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность - огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога - это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это - работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же - вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок - это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же - самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель - это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

5. Миссия и функции профессиональной деятельности педагога: обучающая, воспитывающая, общественно-педагогическая, методическая, самообразовательная, исследовательская.

Первоначальный смысл этого слова претерпел существенные изменения. В дословном переводе с древнегреческого языка «педагог» - это «детоводитель», т. е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник. У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель».

Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам.

Учитель управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.

Функции (от лат. «обязанность»,«назначение») педагога многообразны, однако среди них можно

выделить три основных:обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, т. е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями,а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во вне учебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего,воспитательная работа все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательная функция.Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность только служебными.рамками. Русский учитель - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т. е. выполнение общественно-педагогической функции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!