Происхождение слова. Препятствия для возникновения языка эволюционным путем

Реферат на тему:

"Язык. Происхождение языка. Классификация языков"



Введение

2. Происхождения языка

3. Классификация языков

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Язык - явление многогранное. Чтобы понять, как он устроен, необходимо рассматривать его в разных аспектах. Нужно оценить элементы, которые он в себя включает, как эти элементы взаимодействуют друг с другом и как меняется это взаимодействие и в зависимости от социальных условий общества, использующего данный язык. Необходимо также рассмотреть, какие изменения случаются в языке в процессе его исторического развития.

Настоящая работа разбирает, что же такое язык, рассматривает его происхождения и классификацию.


1. ЯЗЫК


Перед тем как разбираться с тем, что же такое язык, нужно определить его основные функции. Прежде всего язык - это средство выражения человеческой мысли, средство общения. Отсюда вытекают и основные функции языка - коммуникативная и мыслеформирующая. Эти функции и определяет сущность языка, его основное назначение.

Общение, однако, в нашем мире существует не только между людьми. Существует также и общение между животными, а в современном мире можно говорить о общении человека и машины. Чем же отличаются эти виды общения друг от друга?

Общение животных прежде всего связано с инстинктами и происходит только в случае необходимости передачи сигналов (опасности, готовности к воспроизведению потомства, защиты территории и т.п.).

Человеческое же общение находится на порядок выше. Языковое общение подразумевает под собой не только инстинктивную передачу информации (выраженную главным образом невербально - мимика, жесты), но и обмен мыслями. Такой обмен может выражаться как посредством передачи звуков (устно), так и без (письменность, язык глухонемых). Стоит также отметить языки, алфавиты которых приспособлены под передачу определенными средствами (азбука Морзе, морская флажковая).

Язык представляет собой систему , в котором существенным является единение смысла и звука (жеста, знака, движения). Он определен и в отрыве от речи поддается изучению. Примером тому могут служить мертвые языки (латинский, древнееврейский) - мы вполне можем овладеть ими, несмотря на то, что в мире нет групп людей, использующих данные языки в для общения. Сюда также можно отнести искусственно созданные языки (эсперанто, универсаль).

По Ю. С. Маслову язык как языковая систему, можно разделить на две части:

·инвентарь (система единиц языка);

·грамматика (система правил взаимодействия между собой единиц языка).

Такая система служит основой для речевой деятельности, выраженной в актах говорения и понимания, которые, в свою очередь формируют тексты. Система циклична, и тексты могут изменять инвентарь и грамматику языка: появление/исчезновение в языке слов, изменение грамматических конструкций и т.п. (см. рис. 1).


Рисунок 1


2. ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА


Человеческая речь как средство коммуникации и выражения человеческой мысли могла возникнуть только в определенных условиях.

"Ни одно из живых существ, за исключением человека, не обладает речью. Уже сам по себе этот факт говорит о том, что важнейшим условием возникновения речи является наличие определенного физиологического субстрата или определенной физиологической организации, наиболее ярко воплощенной в человеке" .

Вопрос о происхождении языка поднимался уже древними греками, полемика по нему идет и по сей день.

Существует несколько теории происхождения языка:

1. Теория звукоподражания. Смысл ее заключается в том, что человек, не имея языка, но слыша звуки природы и подражая им, постепенно разработал систему, благодаря которой и смог общаться.

Отрицать звукоподражания совсем нельзя - в каждом языке есть звуки природы (хрю-хрю - хрюшка, ку-ку - кукушка и т.п.), но нельзя и утверждать, что человек смог бы на основе таких элементарных звуков разработать сложную языковую систему и назвать предметы которые не издают звуки (камень, дерево).

2. Теория междометий. Разработана эпикурейцами и поддержана Ж.-Ж. Руссо в XVIII в. Сторонники этой теории считают, что язык произошел междометий - звуков сопровождающих эмоции первобытного человека (ох - охать, хи-хи - хихикать и т.п.).

Таких слов в языках еще меньше, чем звукоподражательных, к тому же в языке есть много слов, которые не связаны с эмоциями (имена собственные предметов - стол, стул, ложка и т.п.). Ради этих слов в большей степени должен был возникнуть язык, нежели рады выражения эмоционального состояние человека, которое довольно легко передается мимикой и жестами.

3. Теория трудовых выкриков. Разработана в трудах вульгарных материалистов и заключает в себе положение, что язык возник из выкриков, производимых в момент труда. Выкрики эти не несли в себе никакой смысловой нагрузки, они ничего не выражали и использовались лишь как средство ритмизации труда. Не неся в себе никакой функции (коммуникативной, номинативной, экспрессивной), сложно говорить о этих выкриках как о родоначальниках языка вообще. Теорию не стоит путать с теорией Энгельса, который считает, что общение возникло в трудовых отношениях для облегчения работы.

4. Трудовая теория. Разработана Энгельсом. Первобытное общество, для выживания должно было объединяться в группы. Именно групповой характер труда и заставил налаживать коммуникацию со своими сородичами. Язык был наиболее удобным средством для этого. Чем сложнее становился труд, соответственно, тем сложнее становился язык.Эта теория хорошо прослеживается в современном обществе, где стремительно развиваются технологии (появляются неологизмы, устаревшие слова приобретают новый смысл).

5. Теория социального договора. Разработана Адамом Смитом и говорит о том, что язык возник в момент возникновения общества, как средство, необходимое для того, чтобы договориться.

Теория имеет место быть на более поздних этапах развития языка. Примером тому может послужить договоренность мирового сообщества о международных обозначениях терминов. В древнем мире же, скорее, сначала необходимо было иметь язык а уж потом договариваться.

5. Божественная теория. Имеется у всех народов и говорит о том, что язык создан Богом, богами или божественными мудрецами.

На данный момент у ученых нет единого мнения по поводу происхождения языка, однако, можно предположить, что язык возникал под влиянием нескольких процессов, что делает верными и несколько теорий.

6. Антропологическая теория. Появления языка эта теория объясняет физиологической эволюцией человека. Изменение строения гортани и голосовых связок, по мнению сторонников этой теории, и привело к появлению речи. Невозможно сказать, что какая то из этих теории абсолютно верна. Однако, можно предположить, что появления языка связано сразу с совокупность факторов, включающих в себя сразу несколько теории. Например, можно представить, что человек, в эволюционировал в процессе труда и возникновение языка не только последствие изменения его голосовых связок, но и необходимость в групповой коммуникации.


3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ


Существует огромное разнообразие классификаций языков - их можно разделить на группы по численности носителей, по наличию падежей в языке, по количеству гласных или согласных.

Пожалуй, наиболее часто лингвисты выделяют следующие классификации:

1. Генетическая или генеалогическая классификация. Она опирается на понятие языкового родства, т.е. общего происхождения языков.

Одна из главных трудностей, возникающая при классификации языков, связана с наименованием различных степеней классификации. Обычно языки распределяются по семьям и группам. Возможны также и промежуточные объединения: между семьей и группой - ветвь, или подсемья, между группой и отдельными языками - подгруппа. Несколько семей, связанных генетическим родством, могут объединяться в лингвистическую совокупность более высокого уровня - надсемью (иначе - макросемью, или филу). Наконец, в пределах языка выделяются различные диалекты, а в пределах диалекта - говоры (см. табл. 1) .


Таблица 1.

В лингвистикеТермин для уровня классификацииПример объединения языковнадсемья (макросемья, фила)ностратические языкисемьяиндоевропейские языкиподсемья (ветвь)балтославянские языкигруппаславянские языкиподгруппавосточнославянские языкиязыкрусский языкдиалект (говор)южнорусские говоры


2. Типологическая классификация языков. Основывается на сходствах и различиях языков вне зависимости от их исторического развития или территориальной близости. Эта классификация опирается прежде всего на грамматику, объединяя языки по общности строя.

Наиболее известна морфологическая классификация языков , согласно которой языки делятся на типы по следующим признакам:

) изолирующие, или аморфные (китайский язык, большинство языков Юго-Восточной Азии). Для них характерны отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов;

) агглютинативные, или агглютинирующие (тюркские и банту языки). Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований;

) инкорпорирующие, или полисинтетические (чукотско-камчатские, многие языки индейцев Северной Америки). Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ (термин "полисинтетические языки" чаще обозначает языки, в которых глагол может согласоваться одновременно с несколькими членами предложения);

) флективные языки (славянские, балтийские). Для них характерны полифункциональность грамматических морфем, наличие фузии, фонетически не обусловленных изменений корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.

Многие языки занимают промежуточное положение на шкале морфологической классификации, совмещая в себе признаки разных типов; например, языки Океании могут быть охарактеризованы как аморфно-агглютинативные.

3. Ареальная классификация языков. Основана на территориальном признаке (восточно-славянские языки, карпатские языки и т.п.).

Такая классификация может применятся как самостоятельно ((например, карпатский ареал венгерско-славянских диалектов), так и внутри генеалогической классификации (например, полесский ареал, охватывающий белорусско-украинские диалекты).

Классификация применяется и к диалектам одного языка и лежит в основе лингвистической географии.

Классификации языков могут пересекать и дополнять друг друга. Так, например генеалогическая классификация за недостатком других признаков, может делить языки с помощью их типологической и ареальной классификации. Такое происходит, когда язык по генеалогической классификации относят к той или иной группе условно из-за недостаточной изученности того или иного языка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, язык - это система, служащая основой для речевого общения и присущая из всех живых существ только человеку. Он, как система поддается исследованию, классификации.

Происхождение языка - предмет многовековой полемики ученых. Существует несколько основных теории происхождения языка: звукоподражания, междометий, трудовых выкриков, социального договора, антропологическая, божественная.

Можно лишь предполагать, что изначально человек научился подражать звукам природы и выражать звуками свои эмоции и лишь потом, когда возникла необходимость в более расширенной групповой коммуникации, начал создавать язык.

Классификации языка также довольно спорный вопрос. Существует множество принципов, по которым можно делить языки на группы. Ученые-лингвисты выделяют три основных классификации: генеалогическая, типологическая и ареальная. Эти классификации могут пересекаться и взаимодействовать между собой, смешиваться.

Все это говорит о том, что язык - феномен очень сложный и требующий долгих и обстоятельных исследований. Следует понимать, что каждый язык - явление уникальное и может оцениваться наукой с различных сторон. Только благодаря своей многогранности он может в полной мере выполнять мыслеформирующую функцию, а значит и максимально точно осуществлять коммуникативную функцию между людьми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

язык звукоподражание ареальный генетический

1. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание [Текст]: учебник / Ю. С. Маслов. - изд-е 2-ое; перераб. и доп. - М.; Высшая школа, 1987. - 272 с.

Общее языкознание: формы существования, функции, история языка / Под ред. Б. А. Серебренникова. - М.: Наука, 1970. - 597 с.

Дьячок, М. Т., Шаповал, В. В. Генеалогическая классификация языков / М. Т. Дьячок, В. В. Шаповал. - Новосибирск, 2002. - 32 с.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.; Советская энциклопедия, 1990.

Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский; под. ред. В. А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.

Бенвенист, Э. Классификация языков / Э. Бенвенист // Новое в лингвистике. Вып. III. - М., 1963. - С. 36-55.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


1

ЯЗЫК – соц. обработан, исторически изменчивая знаков система, служащая основным средством общения и представлен-я разных форм существования, каждой из которой имеет по крайней мере одну из форм реализации– устн или письменн.

РЕЧЬ – это один из видов коммуникативной деятельности человека т.е. использование языка для общения с другими людьми

Виды речевой деятельности:

Говорение

Слушанье

Основными функциями языка являются:

коммуникативная (функция общения);

мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами , необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. "Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя", - писал основоположник языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной" (Там же, с. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (Там же).

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.

Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), но не только для нее - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

Русский язык среди других языков мира.

На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой.

Так же, как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в интернете), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам.

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе взятых, английского и испанского языков), но не этот признак является главным при определении мирового языка. Для "мирового языка" существенно не само число владеющих им, особенно как родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран , а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах. Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке (Костомаров В.Г. Русский язык в международном общении // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997. С. 445).

Русский язык изучается в качестве иностранного во многих странах мира. Русский язык и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран.

Русский язык, как и другие "мировые языки", отличается высокой информативностью, т.е. широкими возможностями выражения и передачи мысли. Информационная ценность языка зависит от качества и количества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях.

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека.

Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуковой речи). В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и при-менению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Понятие общения

Общение - специфическая форма взаимодействия лю­дей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходи­мость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку - все живое так или иначе об­щается.

Общение не является изобретением человека, потреб­ность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что практически получила статус одной из самых главных , и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения. И действительно, в жизни человека есть периоды, когда отсутствие общения равносиль­но смерти, физической или духовной. У маленьких детей де­фицит общения приводит к задержкам психического роста.

Основные функции и единицы общения

Общение многогранно и может выполнять весьма разнооб­разные функции. Основными являются следующие:

1)коммуникативная, она состоит в обмене необходимой информацией;

2)интерактивная, функция организации взаимодействия, т.е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, влияние на настроение, пове­дение, убеждения партнера по общению;

3)персептивная, установ­ление взаимопонимания в процессе деятельности.

Общение становится возможным, если налицо все его еди­ницы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведённую ей роль. Компонентами общения являются: 1) его участники - их называют «коммуникантами», 2) предмет общения и 3) его средства (словесные и несловесные).

Виды общения

В лингвистике и существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а ско­рее, дополняют друг друга.

Лингвисты кладут в основу классификации:

1)вид дея­тельности человека (общение деловое и бытовое)

2)положе­ние коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное)

3)наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непос­редственное и опосредованное)

4)используемая форма языка (устное и письменное)

5)постоянство или изменчивость по­зиций «я говорящий» - «ты слушающий» (диалогическое и монологическое)

6)количество коммуникантов (межличност­ное и массовое).

Невербальная коммуникация – под этим понимается “система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система”, т.е. - это в основном произвольные жесты, телодвижения, позы, которые приняты в конкретном социуме, и которые могут варьироваться в зависимости от культурной среды или места проживания (в качестве примера можно привести жесты приветствия и т.п.).

Коммуникативный портрет специалиста

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества, способности, умения:


  • знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

  • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

  • владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

  • владение стилем профессиональной речи;

  • умение определять цель и понимать ситуацию общения;

  • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

  • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

  • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

  • высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

  • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

  • знание этикета и четкость выполнения его правил.

Речевой этикет - регулирующие правила речевого поведения , система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

функции речевого этикета:


  • помощь в установлении контакта между собеседниками;

  • привлечение внимания слушателя (читателя), выделение его среди других потенциальных собеседников;

  • предоставление возможности засвидетельствовать уважение;

  • помощь в определении статуса происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);

  • формирование благоприятной эмоциональной обстановки для общения и оказание положительного воздействия на слушателя (читателя) и пр.
Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета - типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д.

формулы речевого этикета разделяются на три основных группы:


  1. Речевые формулы, относящиеся к началу общения .

  2. Речевые формулы, характерные для основной части общения .

  3. Речевые формулы, используемые в конце общения . Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения.
Типичные ситуации речевого этикета:

  • обращение и привлечение внимания;

  • знакомство, приветствие;

  • прощание;

  • извинение, благодарность;

  • поздравление, пожелание;

  • одобрение, комплимент;

  • сочувствие, соболезнование;

  • приглашение, предложение;

  • совет, просьба;

  • согласие, отказ.
Факторы, определяющие формирование речевого этикет:

  1. Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров , вступающих в коммуникацию: социального статуса субъекта и адресата, их места в социальной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

  2. Речевой этикет определяется ситуацией , в которой происходит речевое общение. Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения.

  3. Речевой этикет имеет национальную специфику . Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.
9

Функциональный стиль. Функция - по-другому, назначе­ние, цель. Люди пользуются языком в разных целях. В одних ситуациях язык используют для того, чтобы просто обменяться мыслями, впечатлениями, наблюдениями. Вспомним, например, наши беседы с друзьями, родными, членами семьи, нашу пере­писку с ними. В этих и подобных им ситуациях функция языка - общение. В других ситуациях язык выполняет другие функции: сообщение и воздействие. Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. называют функциональными.

Функциональные стили - это прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, офи­циально-деловой, публицистически и, и особо сто­ит стиль художественной литературы.

Для каждого функционального стиля характерны определенные; средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами (от лат. neutralis-не принадлежащий ни тому, ни другому роду, средний), т. е. общеупотребительными. Именно эти средства , являющиеся межстилевыми, создают единство литературного языка.

Функциональный стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разно­видность литературного языка. Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.

Научный стиль

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормальной речи. Научный стиль обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технику.

Основная функция научного стиля - передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля , вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).

Выделяют три разновидности (подстиля) научной речи:

1) Собственно-научный подстиль (монография, диссертация, доклад и др.) Подстиль отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов.

2) Научно-учебный подстиль соединяет в себе черты Собственно-научного подстиля и научно-популярного изложения. С собственно научным подстилем его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного подстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

3) Научно-популярный подстиль Особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. Значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Особенности:

Большая разнообразность речевых жанров: научная статья, научная монография, диссертационные работы, научно-учебная проза, аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научно-популярная литра. Реализуется преимущественно в письменной речи. Точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Специально научная и терминологическая лексика.. Лексический состав – однородность, замкнутость – меньшее использование синонимов. Отсутствует лексика с разговорной окраской. Не носит эмоционально-экспрессивного характера. Характерно использование Формул, символов, таблиц, графиков. Информационная насыщенность предложения.

Письменная и устная формы научного стиля:

1) Устная: реферативное сообщение, лекция, доклад.

2) Письменная: статья, монография, учебник, реферат, аннотация, документация, справочник и др.

Жанры научного стиля:

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: "Какая информация содержится первоисточнике, что излагается в нем?" Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография - научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. В эту группу жанров - оригинальных сочинений исследовательского характера - можно включить курсовую и дипломную работу. Для данных научных сочинений характерны строгая композиция. В каждом тексте выделяются структурно - смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Заголовок (название) научного произведения - это информационная единица ; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы (например, раскрыть специфику... , объяснить явление, обобщить факты). Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

Конспект - сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В конспекте перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура. Отвечает на вопрос: "О чем говорится в тексте?"

Курсовая работа - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. В учебном докладе на гуманитарные темы, в частности, эта новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции.

Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и су­дебным выступлениям и т.д. Он используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мне­ния, формирующегося с целью их решения.

Одной из центральных функций публицистического стиля речи является функция информационная. Реализуя ее, этот стиль выполняет и другую функцию - воздействие на чита­теля и слушателя.

Публицистический стиль, в отличие от научного, напри­мер, сопряжен с простотой и доступностью изложения. Его речевая выразительность проявляется в стремлении к новизне изложения, в попытках пользоваться необычными, неизбитыми словосочетаниями, избегать повторений одних и тех же слов, конструкций, обращаться непосред­ственно к читателю или слушателю и т.д.

Среди черт публицистического стиля особенно выделяются его своеобразная собирательность. Наиболее рельефно собирательность проявляется как лингвистический признак газетного варианта публицистики. В частности, она находит воплощение в повышенной частоте употребления местоимений «мы», «наш».

Другим важнейшим проявлением публицистического сти­ля является использование так называемой интеллектуаль­ной речи. Для нее характерен строгий документализм, акцентирование внимания на точности, проверенности, объектив­ности приводимых фактов.

Важнейшую роль в публицистическом стиле речи играют эмоциональные средства выразительности. Среди них - при­менение слов с яркой эмоциональной окраской, использова­ние переносного значения слов, употребление различных об­разных средств. Широко используются эпитеты, лексические повторы, сравнения, метафоры, обращения, риторические вонросы. Средствами эмоциональной выразительности выступа­ют также пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, фразеологизмы, использование литературных образов , возмож­ностей юмора и сатиры.

Сфера применения: печать, полит и судебные выступления, лит-ра, информационные программы.

В публицистическом стиле ф-я передачи инфы тесно связана с ф-ей воздействия.

Особенности:


  1. Простота и доступность в изложении

  2. Собирательность (выражается в том что часто употребляется местоимения мы, наш) претендует на выражение мнения, получившего общественную поддержку.

  3. Использование интеллектуальной речи для создания документально – факто логической точности

  4. Элементы призывности и декларативности
21

Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка

Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами. Норма - единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития. Она исторична я со временем, так или иначе, может изменяться. Установление нормы и её усвоение носителями языка помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов.

Норма может выть императивной (не допускающий выбора) и диспозитивной (допускающий выбор).

Различают нормы орфоэпические, стилистические, грамматические и лексические. Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения. Лексические нормы отвечают за употребление слов. Стилистические нормы отвечают за правильный выбор языковых знаков соответствии с ситуацией, со сферой употребления. Грамматические нормы отвечают за правильный выбор формы слова правильное построение синтаксической конструкции.

Усвоение норм языка носителями национального языка происходит естественным путем, если в раннем детстве человек слышит правильную, нормированную речь. Овладение нормами продолжается в школе и других учебных заведениях. Но в речевой практике, несмотря на это, очень часто встречаются те или иные нарушения нормы. Преодолеть этот недостаток можно, если систематически работать с различного рода словарями и справочниками.

Разновидности языка чаще проявляются на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях.

Что мы имеем в виду, когда говорим о разновидностях языка?
Дело в том, что на определённой территории или внутри каких-то социальных групп (к примеру, студенческой, профессиональной и др.) возникают отдельные разновидности, которые существуют внутри одного языка. Например, сленг. Он функционирует в определенной социальной среде. Рассмотрим некоторые разновидности функционирования языка в определённой среде.

Разновидности языка социальной среды

Сленг

Сленг – английское слово (slang). Означает оно набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей. Очень точно охарактеризована суть сленга: «Сленг – язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». И, кстати, многие сленговые слова и обороты в настоящее время прочно вошли в литературный язык
Молодёжный сленг – самая изменяющаяся разновидность языка, что объясняется сменой поколений. Лингвисты даже выделили три сленговые «волны» в России: 20-е годы, 50-е годы и 70-80-е годы XX в.

Примеры молодёжного сленга:

Пре́под (преподаватель)
Пофигист (безразличный к происходящему человек)
Прикол (шутка) и т.д.
В настоящее время молодёжный сленг в основном – интернет-сленг.
Инет (Интернет)
Комп (компьютер)
Винда́ (операционная система Виндовс) и т.д.

Жаргон

Жаргоном называется социолект, т.е. лексические и стилистические разновидности языка, характерные для какой-либо социальной группы: профессиональной, возрастной, субкультуры. В современном языке жаргон получил широкое распространение особенно в языке молодёжи. Фактически сленг и жаргон мало различимы.
Видов жаргона более 10. Например, феня (воровской жаргон). Этот язык сформировался на Руси давно, ещё в эпоху Средневековья. Первоначально он использовался бродячими торговцами, которых называли офенями. Офени создали новый язык, придумав новые корни, но оставив традиционную русскую морфологию, и использовали язык для общения «не для чужих ушей». Впоследствии язык был перенят уголовной средой, и в настоящее время феней называется воровской жаргон (разговаривать на таком языке – болтать по фене).
Существуют журналистский жаргон (газетная утка, ночные бабочки), военный жаргон (дембель, бандерлог) и др.

Жаргон падонков («олбанский» йезыг или йазык падонкафф)

Новой разновидностью жаргона, возникшей в Рунете в начале 2000-х годов стал стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед, зайчега и т. п.), но орфографически умышленно неправильным написанием слов, частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов (например, «превед», «ржунимагу», «жжош», «аффтар», «выпеййаду и т.д. Считается, что «падонкаффский» язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности энтузиастов – сначала в письменном виде в Интернете, а оттуда попал в устную речь.

Литературный язык

Литературный язык, прежде всего, нормативный. Он многофункциональный, стилистически дифференцированный. Он функционирует и в письменной, и в разговорной формах.
Литературный язык – общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов; язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры. Это исторически сложившаяся языковая система, которая отличается строгой кодификацией, но остаётся подвижной, охватывает все сферы деятельности человека.
Литературный язык – это не только язык художественной литературы. «Литературный язык» и «язык художественной литературы» – разные, хотя и соотносительные понятия. Язык художественной литературы основан на литературном языке, но включает в себя много индивидуального, не общепринятого, чтобы отразить жизнь персонажей, обстановку и эпоху, в которую происходят описанные события. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы часто не бывала неодинаковой.

Просторечие

Просторечие – речь людей, не владеющих литературными нормами. Просторечие не ограничивается какими-то географическими рамками. Сфера функционирования просторечия довольно узка и ограничивается лишь бытовыми и семейными ситуациями. Оно реализуется в основном в устной форме речи. Но при необходимости просторечие может использоваться в художественной литературе для характеристики персонажей.
Примеры просторечия: «скока» (вместо «сколько»), «щас» (вместо «сейчас»), «када» (вместо «когда»), а также обращения «братан», «пацан», «батя», имена «Ленок» (вместо Лена), Лёха, Толян, Санёк и т.д.

Социальные разновидности языка

Этот вопрос рассмотрим в иерархической последовательности, начиная с более крупной разновидности языка.

Наречие

Крупное подразделение языка. Наречие объединяет говоры и диалекты определённого языка. Наречие могло появиться в результате объединения части говоров языка или слиянием в один язык близкородственных самостоятельных языков в результате объединения народностей, говорящих на этих языках. В этом случае ранее самостоятельные языки продолжают сохранять и прежние различия между ними, выделяющие каждое из них в особое наречие.
Так произошло на основе говоров Великого Новгорода северновеликорусское наречие. А на говорах Курска и Рязани базируется южновеликорусское наречия русского языка.

Диалект

Это разновидность языка одной территории. Диалект – полноценная система речи (не обязательно письменной) со своим собственным словарём и грамматикой.
Обычно под диалектами понимают прежде всего сельские территориальные диалекты. Но сейчас различают и городские диалекты: например, речь негритянского городского населения США. Их английский язык отличается от других разновидностей американского английского.

Говор

Разновидность языка, которая используется в общении небольшой территории носителей данного языка. Говор может быть акающим, окающим, цокающим и т.д. Группа сходных говоров объединяется в диалект.

Идиоле́кт

Это вариант языка, используемый одним человеком, характерный исключительно для данного человека. Каждый человек обладает своим идиолектом.
Идиолекты используют судебные лингвисты, чтобы определить, был ли текст (письменный или расшифровка устного) создан человеком, которому его приписывают.

Типы языка

Типы языка отличаются в зависимости от условий функционирования, по наличию или отсутствию письменности, от статуса, от сферы использования, от степени владения им и т.д.
Рассмотрим некоторые типы языка.

Типы языка в зависимости от общепризнанного статуса и престижа

Язык может быть государственным (русский в РФ); но может быть несколько государственных языков в одной стране (белорусский и русский в Белоруссии; русский и татарский в Татарстане).
Язык может быть официальным языком или языки (например, русский язык в официальной и деловой сферах республики Киргизия при государственном статусе киргизского языка).
Язык может быть региональным (например, русский язык в Латвии).
Язык меньшинства (например, турецкий язык в Греции).

Типы языка в зависимости степени владения человеком

Язык может быть родным , усвоенные в детстве, но затем утраченным.
Язык может быть обиходным , используемым во внутрисемейном общении. Он не всегда соответствует родному языку каждого из членов семьи, например, в межнациональных браках.
Разговорный язык – язык повседневного общения внутри семьи и за её пределами.
Рабочий язык доминирует на рабочем месте
Человек в совершенстве может владеть вторым (третьим и т.д.) языком.
Иностранный язык – язык чужой страны.

Эсперанто - самый распространенный в мире искусственный язык. Сейчас, по разным данным, на нем говорят от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Он был придуман чешским окулистом Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом в 1887 году и получил свое название по псевдониму автора (Лазарь подписался в учебнике как Эсперанто - «надеющийся»).

Как и остальные искусственные языки (точнее, их большинство) обладает простой в изучении грамматикой. В алфавите 28 букв (23 согласные, 5 гласных), и построен он на основе латинского. Некоторые энтузиасты даже прозвали его «латынью нового тысячелетия».

Большая часть слов эсперанто состоит из романских и германских корней: корни заимствованы из французского, английского, немецкого и итальянского языков. Также в языке много интернациональных слов, понятных без перевода. 29 слов заимствованы из русского, среди них слово «борщ».

Гарри Гаррисон разговаривал на эсперанто и активно пропагандировал этот язык в своих романах. Так, в цикле «Мир Стальной Крысы» жители Галактики говорят в основном на эсперанто. На эсперанто выходят около 250 газет и журналов, вещают четыре радиостанции.

Интерлингва (окциденталь)

Появился в 1922 году в Европе благодаря лингвисту Эдгару де Валю. Во многом схож с эсперанто: в нем много заимствований из романо-германских языков и такая же, как и в них, система построения языка. Изначальное название языка - окциденталь - стало помехой для его распространения после Второй мировой войны. В странах коммунистического блока считали, что вслед за прозападным языком вползут и антиреволюционные идеи. Тогда окциденталь стал зваться интерлингвой.

Волапюк

Автору языка священнику Иоганну Мартину Шлейеру в 1879 году во сне явился Бог и приказал придумать и записать собственный язык, чем Шлейер безотлагательно и занялся. Всю ночь он записывал его грамматику, значения слов, предложения, а потом и целые стихи. Основой волапюка стал немецкий язык, Шлейер смело деформировал слова английского и французского языков, перекраивая их на новый лад. В волапюке он по какой-то причине решил отказаться от звука [р]. Точнее, даже не по какой-то причине, а по совершенно конкретной: ему казалось, что этот звук вызовет трудности у китайцев, решивших выучить волапюк.

Поначалу язык стал довольно популярным благодаря своей простоте. На нем издавалось 25 журналов, было написано 316 учебников на 25 языках и действовало 283 клуба. Для одного человека волапюк даже стал родным языком - это дочь профессора волапюка Генри Конна (о ее жизни, к сожалению, ничего не известно).

Постепенно интерес к языку стал снижаться, но в 1931 году группа волапюкистов во главе с ученым Ари де Йонгом провели реформу языка, и на некоторое время его популярность снова возросла. Но тут к власти пришли нацисты и запретили в Европе все иностранные языки. На сегодняшний день в мире насчитывается лишь два-три десятка человек, говорящих на волапюке. Тем не менее в Википедии есть раздел, написанный на волапюке.

Логлан

Лингвист Джон Кук придумал логлан (log ical lan guage) в 1955 году как альтернативу обычным, «неидеальным» языкам. И вдруг язык, который создавался по большей части для научных исследований, обрел своих поклонников. Еще бы! Ведь в нем нет таких понятий, как время у глаголов или число у существительных. Предполагается, что это и так понятно собеседникам из контекста разговора. Зато в языке очень много междометий, с помощью которых предполагается выражать оттенки эмоций. Их около двадцати, и они обозначают спектр чувств от любви до ненависти. А звучат они так: иу! (любовь), уе! (неожиданность), уи! (счастье) и т.д. А еще там нет запятых и других знаков пунктуации. Чудо, а не язык!

Разработан священником из Огайо Эдвардом Фостером. Сразу после появления язык стал очень популярным: в первые годы выходили даже две газеты, издавались пособия и словари. Фостеру удалось получить грант Ассоциации международного вспомогательного языка. Главная особенность языка ро: слова строились по категориальной схеме. Например, красный - bofoc, желтый - bofof, оранжевый - bofod. Минус такой системы: различить слова на слух практически невозможно. Вероятно, поэтому особого интереса у общественности язык не вызвал.

Сольресоль

Появился в 1817 году. Создатель француз Жан Франсуа Сюдр считал, что все в мире можно объяснить при помощи нот. Язык, собственно, из них и состоит. В нем всего 2660 слов: 7 односложных, 49 двусложных, 336 трехсложных и 2268 четырехсложных. Для обозначения противоположных понятий используется отзеркаливание слова: фаля - хорошо, ляфа - плохо.

У сольресоля было несколько письменностей. Общаться на нем можно было, записывая ноты на нотном стане, названиями нот, первыми семью цифрами арабской письменности, первыми буквами латинского алфавита, специальными стенографическими символами и цветами радуги. Соответственно, общаться на сольресоле можно было не только произношением слов, но и игрой на музыкальном инструменте или пением, а также на языке глухонемых.

Язык нашел массу поклонников, в том числе и среди известных людей. Знаменитыми последователями сольресоля были, например, Виктор Гюго, Александр Гумбольдт, Ламартин.

Ифкуиль

Специально придуманный язык, чтобы общаться на философские темы (впрочем, это с тем же успехом можно делать на любом другом языке, все равно будет непонятно!). Создание языка потребовало у его автора Джона Кихады почти 30 лет (с 1978 по 2004 год), да и то он считает, что еще не закончил со словарным набором. Кстати, в ифкуиле 81 падеж, а значения слов передаются при помощи морфем. Таким образом, очень коротко можно передать длинную мысль. Как если бы ты захотел заархивировать слова.

Токипона

Самый простой искусственный язык в мире был создан в 2011 году канадским лингвистом Соней Элен Киса (настоящее имя, впрочем, Кристофер Ришар). В словаре токипона всего 118 слов (каждое из них имеет несколько значений), и вообще предполагается, что говорящие будут понимать, о чем речь, из самого контекста разговора. Создатель токипоны считает, что приблизился к пониманию языка будущего, о котором говорил Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе».

Клингонский

Лингвист Марк Окранд придумал клингонский по заказу компании Paramount Pictures, на нем должны были разговаривать инопланетяне в фильме Star Trek. Они, собственно, и разговаривали. Но помимо них язык переняли многочисленные поклонники сериала, и в настоящее время существует Институт клингонского языка в США, который издает периодику и переводы литературной классики, есть клингоноязычная рок-музыка (например, группа Stokovor исполняет свои песни в жанре дет-метал исключительно на клингонском), театральные постановки и даже раздел поисковой системы Google.

См. в тетради, в книжке нет, в тетради есть)

2. Типология как общенаучный метод. Лингвистическая типология - один из видов систематизации языков и раздел общего языкознания

В общенаучном масштабе типология - это метод исследования разнообразных и внутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторые классы (группы, типы). Типологические исследования в различных науках могут существенно отличаться по принципам и логическим формам. Так, биологическая типология (систематика растительного и животного миров) опирается на эволюционный принцип; в географии, геологии, этнографии типологические исследования строятся с учетом иерархических отношений между объектами (соответствующие группы объектов одного ранга называются таксонами, а их классификации - таксономическими классификациями, или таксономиями*). Для понимания некоторых других областей реальности важно выявить как иерархию объектов (т.е. их «вертикальные» взаимоотношения), так и горизонтальные связи, обусловленные разной силой проявления некоторого общего признака. В результате соответствующая предметная область предстает как континуум объектов или их классов.

В лингвистике используются три основных вида систематизации языков: 1) генеалогические объединения, в которых учитываются родственные взаимоотношения языков; 2) типологические классификации языков, понимаемые как объединения (группировки), логически независимые от родословных деревьев языков; 3) территориальные (ареальные) классификации языков. В систематизации языков используются общенаучные принципы типологических исследований, методы генетических и таксономических классификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только в типологических исследованиях языков используется сама идея типа в качестве некоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистике принято терминологически отграничивать собственно типологию от всех иных видов систематизации языков (т.е. от генетических и ареальных их объединений).

Следует различать понятия «тип (класс) языка» в качестве эмпирической реальности (это группа конкретных языков, обладающих рядом типологически существенных общих черт) и «тип языка» в качестве абстрактного мысленного конструкта (в книге или в сознании исследователя): это логическое построение, в котором отображается набор значимых признаков, отвечающих данному типу языков.

3. Из истории типологических исследований (предщественники и основоположники типологии языков: А. Арно, Клод Лансло «Грамматика всеобщая и рациональная Пор-Рояля (1660); Ф.фон Шлегель; В.фон Гумбольдт и др.)

Хотя первые типологические классификации и термины принадлежат началу XIX в., однако предпосылки типологического языкознания и лингвистики универсалий закладывались еще в Средние века - благодаря многовековой уверенности людей в том, что внутренне все языки схожи и что поэтому по грамматике латинского языка можно понять устройство и категории любого из народных языков. Повсеместное в Средние века культурное двуязычие побуждало постоянно сопоставлять языки, замечать их сходства и различия, при этом греческий, латынь или церковнославянский были своего рода «точками отсчета», «эталонными» языками.

Стихийный универсализм средневековой грамматической мысли, убеждение в принципиальной «соизмеримости» любых языков впоследствии получили теоретическое развитие в знаменитой грамматике Антуана Арно и Клода Лансло «Грамматика всеобщая и рациональная Пор-Рояля» (1660). Под ее влиянием еще в начале XIX в. в разных странах Европы грамматики разных языков продолжали называться всеобщими, рациональными или философскими

Францисканец и оксфордский профессор Роджер Бэкон (ок. 1214-1294), философ и естествоиспытатель, писал: Грамматика по сути одна и та же во всех языках, хотя случайно может варьироваться. Это убеждение Бэкона тем более характерно для эпохи, что он отнюдь не был чистым теоретиком: известны составленные Бэконом грамматики древнееврейского и греческого языков.

Среди предшественников типологического языкознания выдающаяся роль принадлежит знаменитому английскому социологу и экономисту Адаму Смиту (1723-1790). Задолго до Шлегеля, в сочинении «О первоначальном формировании языков и о различии духовного склада исконных и смешанных языков» (Лондон, 1781), Смит увидел движение ряда индоевропейских языков от синтетизма к аналитическому строю и обсуждал причины такой типологической эволюции. Им высказаны удивительно прозорливые мысли о природе первоначального языка человека: это была отнюдь не номенклатура, но знаки для энергичного, часто побудительного сообщения о событии, которое происходит или ощущается как актуальное в момент речи. Смит допускал синкретическое существование слова и предложения на ранних стадиях становления языка человека. В XIX в. к сходным мыслям пришли исследователи инкорпорирующих языков. Смит первым высказал мысль о том, что смешение языков ведет к упрощению морфологии, иными словами, способствует нарастанию аналитических черт контактирующих языков (подробно см. Кацнельсон 1982). Однако типологические идеи Смита не были замечены современниками. Начало типологических исследований относится к рубежу XIX-XX вв. и связано оно с немецкой культурой.

Основы типологии закладывались почти одновременно с формированием сравнительно-исторического языкознания". Первые компаративисты были и первыми типологами. В их числе - автор книги-манифеста индоевропеистики «О языке и мудрости индусов» (1808) Фридрих фон Шлегель (1772-1829), давший первую типологическую классификацию языков; основоположник немецкой философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1765-1835); автор первой сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Франц Бопп (1791-1867). Уже тогда были предложены основные категории морфологической типологии языков: флексия (флективные языки), агглютинация и фузия, аналитические и синтетические языки, изолирующие языки, инкорпорация.

Основые типологические противопоставления у Гумбольдта представлены на следующей схеме:

Морфологическая типология языков по Гумбольдту

Создавая морфологическую типологию, компаративисты-типологи «первого призыва» стремились к ее исторической интерпретации, т.е. к тому, чтобы представить типы языков как стадии единого исторического процесса формирования языков мира. Этот процесс иногда называют глоттогонией, или глоттогоническим продессом. Наиболее древним они считали аморфный строй языков, где фраза состояла из односложных слов-корней, лишенных всяких служебных морфем, как бы не оформленных. Затем агглютинация и последовавшие фузионные процессы привели к появлению флексии, .звуковых чередований. Флективная (фузионная) морфология, следовательно, здесь рассматривалась как высший этап грамматического развития, а утрата флексии - как упадок языка.

Конечно, этот романтический пессимизм первых типологовкомпаративистов принадлежит прошлому. Однако их исследовательские достижения остаются общим категориально-терминологическим фундаментом типологии. В XX в. развитие типологии в значительной мере заключалось в эмпирико-языковом (в том числе квантитативном) и логическом уточнении тех классификаций и понятий, которые были выдвинуты в первой трети XIX в. При этом современная типология почти отказалась от историко-культурной и тем более оценочной интерпретации языковых типов. Зато возникло новое направление в типологических исследованиях - лингвистика универсалий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!