Прописная и строчная буква «х» (конспект). Письмо слов с буквой х

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки - всё для вас!
За работу, в добрый час!

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке письма нам с вами предстоит узнать что-то новое и закрепить те знания, которые мы уже знаем. А помогать нам в этом будет Весёлый Жук. <Рисунок 1>.

У нашего Весёлого Жука есть друг Цветочек. Но одна вредная гусеница <Рисунок 2 > оторвала все лепесточки у Цветочка <Рисунок 3 > , написала задания и разбросала. Давайте поможем Весёлому Жуку собрать лепестки, чтобы восстановить Цветочек. Вы готовы помогать Жуку? (ответ детей)

3. Актуализация опорных знаний.

Тогда берём первый лепесточек, на нём написано задание: "Угадай букву".

Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

О какой букве идёт речь? (ответ детей)

А что, вы уже знаете об этой букве? (даётся характеристика звука)

На какую букву похожа буква ж? (ответ учащихся)

Практическая работа.

Давайте вспомним, как можно без карандаша и ручки написать на листке букву х? (раздача листочков в форме квадрата; сложение квадрата по диагонали)

А кто может сейчас букву х превратить в букву ж?

Покажите, как вы превратите? (складывают квадрат посередине)

А писать букву ж умеете?

Откройте прописи на с. 19

Я тетрадочку открою
И, как надо, положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Пропишите на первой строчке букву х и ж.

4. Изучение нового материала.

Один лепесточек мы прикрепили, берём второй: "Большая буква Ж И Х".

Ребята, скажите а зачем нам уметь писать большие (заглавные) буквы Х и Ж?

Давайте сравним строчные и заглавные буквы х и ж. Что можем сказать?

В прописях обведите заглавные буквы Х и Ж, а дальше допишите сами до конца строчки. - - Прочитайте слова, начинающиеся с буквы Х.

Что это такое? (города)

Почему написаны с большой буквы?

Запишите их, заглавную букву подчеркните.

Прочитайте слова на второй строчке. Что это за слова? (город и имя)

Кто знает, чем славен город Жостово? (показ подноса) <Рисунок 4 >

Запишите эти слова, подчеркните букву.

Второй лепесточек прикрепили. Берём третий лепесток: "Отдохни с Жуком"

Физминутка

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (руками и телом двигаются)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (наклоны в стороны)
Низко-низко наклоняюсь.(наклон вперёд)

Третий лепесточек прикрепляем. Интересно, а что написано на четвёртом лепесточке? "Буквы ж и ш".

Почему эти две буквы вместе? (парные согласные)

Почему они ходят парами? (слышим один звук, а пишем другую букву)

Как узнать, какую букву написать в этих словах?

гара. опу.ка ё. кни.ка кры.ка

В прописях найдите двух звуковичков. Давайте прочитаем слова, подчеркнём опасные места, а рядом напишем проверочные слова.

Молодцы. Мы с вами прикрепили уже четвертый лепесточек. Осталось ещё два лепестка и друг Весёлого Жука Цветочек будет собран.

Берём 5 лепесток и читаем задание: "Слова с жи-ши"

Что это такое слова с жи и ши?

Буквы ж и ш - капризные, ленивые, обозначают только один звук. Они поссорились с гласной ы. После их ссоры буква ы отказалась стоять после "ж" и "ш". Даже придумали такой стишок:

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши.

В прописях напишем слова, в которых будут эти сочетания, и подчеркнём их.

5. Закрепление пройденного материала.

А теперь, ребята, я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. <Рисунок 5 >. Работать будете в парах. По окончании работы узнаем, какая пара у нас внимательная. Вам надо как можно больше составить и записать слов с этими сочетаниями. Закончите писать, когда закончится музыка. Приступили. (музыка длится не более 2 минут)

Давайте проверим, у кого, сколько получилось слов. Молодцы. Прикрепляем пятый лепесток. Остался последний - шестой. На нём написано - "Проверь себя".

У каждого есть листочек на парте, на этом листе записаны слова, но в некоторых словах есть ошибки. Вы должны найти и исправить эти ошибки. (каждому ученику выдаются по 5 слов на орфограмму "Гласные после шипящих ж и ш").

Молодцы. Я потом проверю ваши слова. Надеюсь, что в них будут исправлены все ошибки.

6. Рефлексия.

Вот мы и помогли Весёлому Жуку собрать его друга Цветочка. Им опять будет вместе очень весело.

А кто помогал собирать Цветочек?

Что мы для этого делали?

Какие задания мы выполняли?

Вам понравилось помогать Жуку?

За то, что мы помогли собрать Цветочек, он хочет вас отблагодарить. <Рисунок 6 >

МОЛОДЦЫ, хорошо потрудились!

Все сегодня отличились! Всем спасибо!

Предмет: русский язык

Класс: 1-А

Тема урока: Заглавная буква Х.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания .

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Х, х; способствовать развитию фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Личностные:

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; рисуют узор безотрывно; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; дополняют предложения словом, закодированным в схеме-модели; используют заглавную букву в именах собственных; списывают с печатного текста.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – проводят слого – звуковой анализ слов со звуком [х]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные : умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Оборудования:

Проектор, экран, «Пропись 4» В.Г.Горецкого, ноутбук Lenovo , раздаточный материал.

Ход урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки, карандаши).

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Давайте отметим своё настроение. На столе тучка и солнышко, выберите то, что ближе вашему настроению.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Отмечают своё настроение, эмоционально настраиваются на урок.

2.Постановка учебной задачи.

Какую букву мы с вами писали на прошлом уроке?

Хохотал хохол, ухохатывался.

Что написано на доске?

Докажите, что это предложение.

Проблемный вопрос:

Можете ли вы записать это предложение? Почему?

Давайте поставим, цель нашего урока с помощью наших опорных слов: Познакомиться с ….

Учиться писать ….

Уметь сравнивать ….

Скажите для чего нам нужна заглавная буква?

- Строчную букву х.

- Предложение.

- Начинается с большой буквы и в конце стоит знак точка.

- Нет. Мы не умеем ещё писать заглавную букву Х.

- Чтобы правильно писать имена, фамилии, названия городов и других названий. Чтобы уметь правильно писать и если эта буква будет в начале предложения уметь его написать.

3.Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика.

Сейчас, давайте подготовим руку к письму, для этого мы сделаем…

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

Но медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Пропишем узор по контуру на с.16 прописи.

2 . Правила посадки за столом во время письма.

Проверяем посадку, правила обращения с ручкой.

3. Знакомство с написанием заглавной буквы Х.

Сравнение Х и Х (печатной и письменной заглавной буквы Х).

Посмотрите и найдите на наборном полотне такую букву печатную, посмотрите на печатную и письменную букву Х , сравните их, т.е. найдите сходства и различия.

Ещё скажите, на что она похожа?

Какое умение мы используем?

Графический анализ.

Посмотрите внимательно на письменную заглавную букву Х и скажите из скольки элементов она состоит? Из каких назовите их?

Давайте пропишем элементы буквы заглавной Х.

Письмо буквы с комментированием учителя.
-
Заглавную букву Х начинаем писать ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, доводим до середины вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем правый полуовал. Начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки так, чтобы второй полуовал коснулся первого. Ведем руку вверх влево, доходим до нижней линии рабочей строки, ведем вниз,
закругляем вправо, пишем полуовал.

Запишите эти элементы в воздухе.

Работа в «Прописи 4» (с.16). Письмо буквы Х.

Посмотрите образец написания буквы Х.

Для чего нужны стрелки?

Допишите буквы на 1-ой строчке. Помним правило: букву надо писать на одинаковом расстоянии.

Какое умение использовали?

Теперь сравним и оценим написание наших букв методом наложения нашего помощника клеёночки, если буква написана правильно точно так, то внизу под буквой ставит точку. Критерии оценки следующие: если правильно написано 6-7 букв, то на наше «Дерево успеха» приклеиваем 2 листочка, если 4-5 букв, то 1 листочек, а если 3 и менее, то пока ничего не приклеиваем.

Письмо слогов (с.16).

Посмотрите и скажите, что написано на 2-ой строке?

Прочитайте слоги.

Внимательно посмотрите и скажите какое соединение во всех слогах используется при их написании?

Напишите слоги, обращая внимания на их соединение букв.

Оцените друг друга, обменяйтесь прописями, проверьте правильность выполнения написания слогов и его соединение у друг друга. Правильно написанные слоги отметьте внизу точкой. Верните прописи друг другу. Посчитайте количество правильно написанных слогов.

Критерии оценки следующие: если правильно написано 3 слога, то на наше «Дерево успеха» приклеиваем 2 листочка, если 2 слога, то 1 листочек, а если 1 и менее, то пока ничего не приклеиваем.

Если ничего не приклеили и ничего не получилось, что нужно сделать?

Сейчас нам нужно два карандаша зеленый и синий, разберём согласные в слогах, твердые они или мягкие и подчеркнем нужным карандашом.

Физминутка.

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Лёша нам покажет,

Будем дружно повторять.

- Пальчиковую гимнастику.

Выполняют пальчиковую гимнастику и движения по тексту за учителем.

Считают, загибая польцы.

Пишут узор по контуру.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку и положение прописи.

Ищут печатную букву и сравнивают её с письменной.

Высказывают свои предположения, на что эта буква похожа.

-умение сравнивать буквы.

- Из двух. Полуовалы.

Пишут элементы.

Слушают и смотрят объяснения учителя.

Выполняют письмо элементов в воздухе.

-Стрелки показывают направление движения руки.

Пишут, соблюдая правило.

- Умение писать по образцу.

Налаживают клеёночку, сравнивают буквы и отмечают совпавшие с образцом.

Считаю правильно выполненное написание,

-

- Слоги с заглавной буквой Х.

- Верхнее.

Пишут слоги.

- Потренироваться в написании изученных букв

Подчеркивают согласный звук нужным карандашом с комментированием.

Выполняют движения по тексту за учителем

4.Закрепление знаний и способов действий.

Правописание имени. Слого-звуковой анализ слова (с.16)

– Прочитайте слово на 3-й строке.

– Почему написано с большой буквы?

Сколько слогов в слове? Поставьте ударение.

– Напишите имя на свободной части строки.

– Прочитайте предложение. На что вы обратили внимание?

– Какое слово соответствует данной схеме?

– Проверьте свою версию, выполните слого-
звуковой анализ слова. Самостоятельно.

Если работу выполнил верно самостоятельно без помощи, то клеим 2 листочка, если работу выполнил с помощью кого-то или чего-то и правильно, то 1 листочек, если не справился с заданием, то ничего.

– Запишите имя дедушки вместо точек.

Работа с предложением 9 (с.16)

– Продолжим знакомиться с дедушкой Харитоном.

– Что вы можете сказать про слово он , какую роль оно здесь выполняет?

– Какое это предложение по цели высказывания?

– Напишите предложение, правильно оформите его на письме. Что это значит?

Сравните своё предложение с тем, которое было дано, если вы правильно его написали соблюдая правила написания предложения, то на наше «Дерево успеха» приклеиваем 1 листочек. Если нет, то ничего.

– Прочитайте следующее предложение.

Давайте ниже составим схему этого предложения.

Сравните с доской.

А сейчас проверим и оценим выполнение своей работы.

– Прочитайте предложение на последней строке.

– Определите предложение по цели высказывания.

– Какой шрифт здесь используется?

Кто такой хлебороб, как вы думаете?

Что нужно нам сделать с этим предложением, какое умение применить?

Запишите его переводя с печатного шрифта в письменный.

А сейчас посмотрите на доску и сравните написание вашего предложения с моим. (проверка с эталоном)

Если работу выполнил верно самостоятельно без помощи, то клеим 1 листочек, если работу выполнил с помощью кого-то или чего-то и если не справился с заданием, то ничего.

Это имя.

- 3 слога

Слово заменено
схемой.

Харитон

и приклеивают на «Дерево успеха» листочки.

Записывают имя.

Слово он заменяет слово дедушка .

Повествовательное.

- Соблюдая границы предложения при его написании, это начало с большой буквы и в конце должен стоять знак показав, что предложение закончилось.

Считаю правильно выполненное задание

и приклеивают на «Дерево успеха» листочки.

Рисуют схему предложения.

Считаю правильно выполненное задание

и приклеивают на «Дерево успеха» листочки.

Восклицательное.

Печатный

Высказывают свои предположения

Списать с печатного шрифта письменными буквами.

Записывают.

Считаю правильно выполненное задание

и приклеивают на «Дерево успеха» листочки.

5.Рефлексивно – оценочный.

Сейчас посмотрите на свои деревья, покажите их соседу по парте, учителю и нашим гостям, у кого-то они все в листьях у кого-то не совсем, что нужно сделать тем у кого оно не совсем закрылось листочками?

– У какой буквы мы сегодня были в гостях?

– Буква Х довольна вашей работой. А вы?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

– Понравилось вам в гостях у буквы Х ?

Высказывают свои предположения.

-Рисуем смайлик.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают настроение.

Тема: Заглавная буква Х

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы х, Х; способствовать развитию фонематического слуха.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; рисуют узор безотрывно; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; дополняют предложение словом, закодированным в схеме-модели; используют заглавную букву в именах собственных; списывают с печатного текста.

Личностные результаты: проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – проводят слого-звуковой анализ слов со звуком х, выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Оборудование: снежинки с буквами, презентация, слово хлебороб, пословица- у страха глаза велики, электронная физминутка.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Долгожданный звонок -
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:

ручка и тетрадка.

- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране письма, где мы учимся писать как?

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Красиво, правильно, аккуратно

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

Найдите лишнюю букву?

По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?

Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

Какую букву вы научились писать на прошлом уроке?

Откройте прописи на с. 16. Определим цели нашего урока, чему научимся?

Психологический настрой на урок

Буква Х

Гласные буквы

При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные - нет).

Строчную х

заглавную букву Х , учиться писать слоги с новой буквой, новые слова

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности

А) пальчиковая гимнастика

- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

(на левой руке)

1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять.

Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец).

Этот- гриб нашёл (безымянный).

Этот- чистил (средний).

Этот- жарил (указательный).

Этот –ел. Оттого и растолстел.(большой)

(на правой руке)

Этот пальчик- мамочка. (мизинец)

Этот пальчик- папочка (безымянный).

Этот пальчик- бабушка(средний).

Этот пальчик – дедушка (указательный).

Этот пальчик –Я(большой).

Вот и вся моя семья!

Выполняют пальчиковую гимнастику и движения за учителем

Б) правила посадки за столом во время письма

- Проверяем посадку, правила обращения с ручкой(проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами)

В) знакомство с написанием заглавной буквы Х

Давайте вспомним, на что похожа буква Х?

Ха- на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь-режешь,

Хочешь-шьешь,

Хочешь- сам себя стрижешь.

Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х».

Чем они похожи? Чем отличаются?

Сколько элементов в заглавной букве Х?

Назовите эти элементы.

Рассмотрите образец написания заглавной буквы Х

(объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» на доске мелом)

Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Закругление, рука пошла вниз на нижнюю линию рабочей строки, закругление, не отрывая руки вернись по написанному вверх, закругление, вернись на нижнюю линию рабочей строки – закругление. Заканчиваем на середине строки.

Еще раз вместе со мной прописываем в воздухе:

И раз и и и и два и

4. Работа в прописи. Письмо буквы Х, узора

- Посмотрим образцы написания буквы Х в прописи.

- Для чего нужны стрелки?

Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.

- Обведите элементы буквы Х.

-Обведите узор безотрывно, самостоятельно выполните узор по образцу.

А теперь под счет про себя пропишем заглавную букву «Х» в 1 рабочей строке.

Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии. Не забывайте сравнивать с образцом.

Стрелки показывают направление движения руки.

Выполняют письмо элементов буквы, узора, буквы Х

5. Физминутка

-Игра . Если вы услышите в словах новые звуки [Х ] –

[ Х’], то вы хлопайте в ладоши, а если нет - то топайте ногами. Будьте внимательны!

ХОР, стол, МЕХ, дом, окно, САХАР, пенал, МУХИ, дверь, УХА, ХОМЯК, ручка, ХУЛИГАН.

6. Письмо слогов

Прочитаем слоги хором.

Скажите какое соединение в этих слогах?

Напишите слоги, обращая внимание на соединение букв

Читают слоги, пишут

Хо – нижнее, Хи – верхнее, Ху - верхнее

7. Закрепление знаний и способов действий

А) Правописание имени. Слого- звуковой анализ слова

Прочитайте слово на 3 строке.

Почему это слово написано с большой буквы?

Напишите имя на свободной части строки

Прочитайте предложение.

На что вы обратили внимание?

Какое слово соответствует данной схеме?

Выполните звуко- слоговой анализ слова.

Запишите имя дедушки вместо точек

Читают

- Это имя

Слово заменено схемой

- Харитон

Анализируют слово

Б) Работа с предложением

Продолжаем знакомиться с дедушкой Харитоном.

Прочитайте следующее предложение.

Какое слово в этом предложении заменяет слово дедушка? Сколько слов в этом предложении?

Напишите предложение. Сначала прочитайте первое слово. Пишем в свободной строке, диктуя себе проверяем.

Прочитаем второе слово, диктуя его себе пишем, проверяем.

Прочитайте следующее предложение, записываем его в следующей строке.

Прочитайте предложение на последней строке.

Какой шрифт здесь используется?

Спишите с печатного шрифта письменными буквами

Объясните, кто такой хлебороб?

Читают.

Печатный

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец

Физминутка для глаз

Электронная физминутка для глаз Снежинки

Работа в прописи. Элементы букв.

Пропись с. 17

Рассмотрите образцы написания элементов букв.

Назовите и покажите, элементы каких букв здесь написаны.

Что обозначают стрелки?

Обведите элементы букв.

Какие буквы нужно вписать в квадрат?

Впишите буквы в квадрат

Обведите бордюрные узоры безотрывно.

Ж, ж, С, с, о, н, л, х

Письмо сочетания букв Хх

Рассмотрите образцы написания сочетания букв Хх.

Допишите их на 1 строке.

Помните: буквы надо писать на одинаковом расстоянии

Звуко-слоговой анализ слов

Прочитайте слова.

Выполните слого-звуковой анализ слов сухой, тихий

Напишите эти слова

Слова с противоположным значением

Прочитайте пару слов на 4 строке. Что вы можете о них сказать?

Прочитайте следующие два слова и подберите к ним противоположные по значению слова.

Слова, противоположные по значению

Плохой, громкий

Работа с предложением

Прочитайте предложение. Какой шрифт здесь используется?

Спишите с печатного текста письменными буквами.

У страха глаза велики.

Объяснить смысл этого предложения

Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так.

Анаграмма

Прочитайте слово на нижней строке.

Что оно означает?

Какой шрифт использован?

Разгадайте анаграмму

Выполните слого- звуковой анализ слова.

Вместо точек напишите слово хор письменными буквами

С какой буквы вы будете писать имя?

С заглавной

Подведение итога урока предложением, в котором учащиеся досказывают слова:

Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова:

« Я сегодня на уроке научился (лась)

Рефлексия

Вначале урока у нас были буквенные снежинки, а сейчас я вам предлагаю взять снежинки настроений и выбрать ту, которая соответствует вашему настроению к концу урока.

Урок письма в 1-м классе "Письмо строчной и заглавной буквы "х"

Цели:

    Сформировать у детей четкий зрительный образ строчной буквы х.

    Научить писать букву х, используя все пути соединения с другими буквами.

    Формирование графической зоркости, развитие фонематического слуха.

    Умение работать в парах, группах, прививать интерес к учебной деятельности.

Ход урока

1. Создание учебной ситуации

Какой урок?

Что необходимо приготовить к уроку?

Как будем работать на уроке?

Зачем нужен такой договор?

Как считаете, какую задачу мы будем ставить на уроке письма?

гд) Комментирование 2-3 букв детьми.

2. Письмо строчной буквы х.

Показывается образец написания буквы х.

Из каких элементов состоит буква х?

Кто сможет объяснить написание буквы х? (Ставлю ручку ниже верхней рабочей строки на 1\3. Веду бугорком вправо вверх, довожу до верхней рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии и влево кладём “клюшку”. Поднимаемся по “клюшке” и прямой наклонной вверх, не доводя 1\3 до верхней рабочей строки, ведём бугорком вправо вверх, опускаемся вниз на 1\3,Возвращаемся по бугорку и прямой наклонной вниз, доводим до нижней рабочей строки, делаем поворот на месте, по крючку ведём до середины.)

Повторяется правило посадки учащихся, положение тетради на парте.

Письмо буквы х в тетради. Дети обводят букву, которая, по их мнению, получилась правильной

физминутка.

Работа в парах. Повторение правила работы в парах.

(х, э)-хе (даётся характеристика звуков)

4. Письмо данных слогов в тетрадь с комментированием.

5. Письмо слов с буквой х.

Дети составляют слова из букв: а у х, е х м Проводится звуковой анализ составленных слов: хлеб и хорь - Анализ слов. Произношу слово и слушаю себя: (у х а).

Выделяю первый звук (уууууха)- гласный. Обозначает значком.

Выделяю второй звук (ухххха)-согласный, глухой, твёрдый. Обозначает значком.

Выделяю третий звук (ухаааа)- гласный.

Проверяю, все ли звуки слова выделены.

Делю слово на слоги.

Нахожу ударный слог. Аналогично проводится звуковой анализ слова хорь, предварительно выяснив, что означает это слово. Зачитывается значение слова мех из словаря. Письмо заглавной буквы Х.

6. Письмо предложения.

На доске слова: Хомяк спит в норке.

Задание: составить высказывание из слов, которое соответствовало бы данной модели:

Составляем слоговую модель высказывания.

Запись высказывания в тетрадь с комментированием.

7. Работа в тетради.

Хвост, халат, химия, сухой, хитрый, хозяин, хлеб, хомяк.

В лесу пели чижи. У Димы машина. Ребята пили чай.

8. Итог урока:

Чему научились на уроке?

Как работали?

Кто доволен своей работой на уроке?

На следующем уроке письма мы продолжим тренироваться писать букву х.

Урок по теме: "Знакомство со звуками (х), (х*) и буквами Х,х".

Цель урока:

    1.Развитие пяти языков: крупной моторики, мелкой моторики, глаз, языка, фонетического слуха.

    2.Расширение словарного запаса.

    3.Выработка навыка письма буквы Х,х.

    4.Работа над синонимией слова.

Ход урока:

1.Сообщение темы урока.

2.Выделение нового звука и наблюдение за ним.

*Отгадай загадку -

Сидит на заборе будильник живой

На славу сработал завод часовой (петух)

*выдели твёрдый и мягкий звуки по схемам

Игра «Услышь звук» хитрый., шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шелк, химия, хижина,зайка.

*чистоговорка

Ха-ха-ха нам купили петуха

Ух-ух-ух машет крыльями петух

*характеристика звука

*определи наличие твёрдого и мягкого звуков в словах: духи, художник, хорошо, хурма. Плохо, хищный, мох, сапог.

* показ буквы и её места на ленте букв

3.Чтение слогов и слов с новой буквой

* чтение слогов и показ твердости и мягкости звука (х)

*чтение слов по учебнику

*составление пар слов по учебнику

4.Физминутка для глаз

7.Работа с интерактивной доской

8. Работа над текстом

V. Работа с учебником.
1. Как много выпекают хлебных изделий! Само слово хлеб имеет несколько значений:
Во-первых, испеченный хлеб, а второе значение нам поможет отгадать загадка:
Золотист он и усат,
В 100 карманах, 100 ребят.
Что это? (колос)
Итак, второе значение слова хлеб – это хлебные колосья, ведь часто говорят: «Растет хлеб!» - подразумевая, что растут колосья хлеба.
Из колосьев ржи пекут (показ.) «черный» хлеб, из пшеничных – «белый».
2. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Прочитайте пословицу о хлебе:
Не велик кусок пирога,
А стоит много труда.
Как вы это понимаете?
Да, чтобы каждое утро, когда вы проснетесь, на вашем столе лежали мягкие булочки, скольким людям приходится трудиться. В любое время года работают люди, чтобы вырастить хлеб. Мы уже говорили о том, как долог путь хлеба до нашего стола.
Давайте проследим этот путь, прочитав стихотворение: (читают цепочкой по одной строчке)

Откуда хлеб на стол пришел.

Зимний вечер, звездный час
Что стучите мастера - золотые руки
Чиним, чиним трактора,
Точим, точим плуги,
Проверяем семена,
Приходи скорей, весна!
На дворе весна у нас.
Трактора выходят в степи
Расчесать земельку.
Приготовить для зерна
Теплую постельку.
Продолжаем наш рассказ
Можно сеять, в добрый час.
Вот и лето пролетело,
Подросла пшеница,
Налилась она уже,
Крепнет, золотится.
Осень в поле
Что такое там вдали?

Выплывают в степь комбайны
Словно в море корабли.
По дорогам фары светят
И прощупывают путь
Это кто же мчится, едет?
Едет хлеб, не кто-нибудь!
Вот и собрано зерно
Да не хлеб еще оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут
В порошок, в муку сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука
А потом и в печь давай
Народился, каравай!
Ну, теперь уж путь недолгий
Вот он в булочной на полке
И теперь к тебе на стол
Он пожаловал, пришел

Вот как много труда люди вложили, чтобы вырастить хлеб. А чтобы урожай вырос богатым, надо его удобрять. Органические удобрения есть в почве, а к минеральным относится апатит. От греческого слова «обман», так как своим видом он иногда и правда обманывает не сведущих людей, которые нередко принимали его за другие минералы. Так вот, минерал-обманщик апатит оказался превосходным удобрением, повышая урожай пшеницы в два раза. Мы живем рядом с местом, где добывают апатит. А наш город назван в честь этого минерала.
VI. Чтение текста. (текст на доске).
1. Трудные слова:
хлеб каждую
теперь корочка
беречь крошка
рассказали дорожи
2 . Теперь прочитаем текст.
Как он называется?
Береги хлеб.

Скирда́ - плотно сложенная масса сена, соломы или снопов, которой придана продолговатая форма, предназначенная для хранения под открытым небом. Скирда отличается от стога по форме. Если стог чаще всего имеет округлую форму, то скирда продолговатая

Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб.
Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку.
Дорожи хлебом!

10.Итог урока:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!