Психологический подход. Подходы в современной психологии

2.1. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

В системе наук психология играет особую роль, поскольку:
1) это наука о самом сложном, что известно человеку
2) в психологии сливаются субъект и объект познания
3) психологическая наука имеет уникальные практические наследия

Нелинейная классификация наук Б.М.Кедров:
Расположены по объекту изучения:
Естественные науки - объект - природа
Социальные науки - объект - общество
Гносеология - наука о познании - теория познания

Двухсторонняя связь - психология берет и дает из этих наук

Отрасли современной психологии возникают как междисциплинарные, на стыке психологии и других наук и научно-практических комплексов:

на стыке психологии и общественных наук существуют такие отрасли:

  • социальная психология (как то, что мы включены в определенную группу влияет на нашу психику)
  • экономическая психология
  • политическая психология
  • этническая психология
  • юридическая психология
  • психолингвистика
  • психология искусства
на стыке психологии и естественных наук существуют:
  • психофизиология (поиск физиологических оснований психических процессов)
  • психофизика (как энергия внешних воздействий преобразуется во внутренний опыт)
  • зоопсихология и сравнительная психология
  • психобиохимия (биохимические основания организма)
на стыке психологии и медицины возникли:
  • патопсихология (изучает различные отклонения, патология психического развития)
  • клиническая психология
  • нейропсихология (изучает мозговую локализацию психических процессов, где локализованы зрение, слух...)
  • психотерапия (лечение с помощью психологических средств)
  • психофармакология (влияние на психику фармакологических средств)
на стыке психологии и педагогики существуют:
  • возрастная психология (от зачатия до смерти человека)
  • педагогическая психология (разработка психологических основ обучения и воспитания)
на стыке психологии и технических наук:
  • инженерная психология (изучает приспособление техники к человеку)
  • эргономика
2.2. Основные теоретические подходы в современной психологии

Все теоретические направления, существующие в современной психологии, различаются по двум принципиальным положениям:

  1. Что признается главным источником поведения человека
  2. Насколько жестко поведение человека детерминировано внутренними или внешними причинами
Биологический подход

Источник: биологические программы. Человек - биологическое существо.

Различные формы поведения связывают с функционированием нервной и гормональной систем, исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенных от рождения программ.

К этому подходу принадлежат представители бихевиоризма, психофизиологии, этологии, социобиологии.

(социобиология - ценность воспроизведения потомства)

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

Человека переполняют подавленные влечения, которые стремятся выйти наружу в виде оговорок, описок, ошибочных действий, в произведениях искусства, в выбранной профессии и в сновидениях

Гуманистическая психология

В 60-е годы ХХ века возникает "Третья сила" (третья сила по отношению к бихевиоризму и психоанализу) - гуманистическая психология.

Противовес механичности человека. Начали изучать ЗДОРОВОГО человека.

Движущая сила развития человека - стремление к самоактуализации , полноценному функционированию, поиску смысла жизни

Гуманистическая психология:

  • Личностно-ориентированная психология (А.Маслоу, Карл Роджерс). Стремление к самоактуализации - человек должен стать тем, кем он должен стать. Максимальное развитие способностей и потребностей.
  • Экзистенциальная психология (Ирвин Ялом). Существование определяет сущность. Источник: выборы, которые осуществляются в каждый момент времени. Тот выбор, который мы делаем, определяет то, кем мы являемся.
  • Трансперсональная психология (Станислав Гроф). Холотропное дыхание, области человеческого бессознательного.

Культурно-исторический подход

Лев Семенович Выготский

Формирование личности - это присвоение ребенком культурно-исторического опыта

Деятельностный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн
А.Н. Леонтьев

Развитие человека - это смена его деятельностей , которая определяет характер психологических новообразований

Эклектический подход

Понемногу из всех направлений, то, что сейчас может сработать.

2.3. Методологические основы психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

  • парадигма
  • категории
  • принцип
  • закон
Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это:
образец для исследования,
какие проблемы и как их исследовать,
ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность.

Принципы

Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность , подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
5) Системно-структурный принцип
6)Принцип личностного подхода

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Законы психологии

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

  • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
  • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
  • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
  • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
  • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
  • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
  • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).
Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

2.4. Методы психологического исследования

“Метод - это путь познания. Это способ, посредством которого познается предмет науки” С.Л.Рубинштейн

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых получают факты, которые используются для доказательства положений, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

Б.Г.Ананьев предложил такую классификацию методов психологического исследования:

Организационные методы - определяют стратегию исследования

  • Метод срезов или сравнительный (сопоставление отдельных групп исследуемых с целью установления сходства и различия между ними) (дает информацию сейчас, развития не дает)
  • Лонгитюдный (многократное обследование тех же самых лиц с целью выявления динамики исследуемых качеств) (явление в развитии, дает динамику)
  • Комплексный (реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых берут участие представители разных наук, с целью установления связей между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности) (привлекает специалистов разных областей)
Эмпирические методы сбора данных
  • Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
  • Экспериментальные: формирующий, природный и полевой эксперимент (позволяет изучать причинно-следственные связи, нет эксперимента без гипотезы, особенность зависит от факторов)
  • Психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа.
  • Праксиметрический метод (анализ процесса и продуктов деятельности)
  • Моделирование (принятие решений, память)
  • Биографический (образец гуманистической парадигмы)
Методы обработки данных
  • Количественный (статистический) анализ
  • Качественный анализ (ближе к гуманитарной парадигме) (дифференциация и обобщение материала по качественным параметрам, по группам)
Обобщение - по качественным показателям (как нарисовал, с чем не справился)

Методы интерпретации

  • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе) (определение закономерностей изменения данных) (лонгитюдный, сравнительный)
  • Структурный - (установление структурных взаимосвязей между исследуемыми характеристиками) построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношения между факторами)
Один и тот же тест - это информация о нескольких личностных факторах.

Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение и эксперимент
Применяются во всех науках.

Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Позитивная черта наблюдения - непосредственная связь с объектом исследования, негативная - пассивность исследователя, который не вмешивается в ход процесса, который изучается.

Эксперимент - способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности, при котором психические явления изучают в специально созданных или контролируемых исследователем условиях.

Во время проведения эксперимента необходимо быть уверенным, что переменные, то есть все изменяемые факторы, которые варьируются действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:
1) Независимые переменные , которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые. Не зависят от испытуемого, ими варьирует экспериментатор.
2) Зависимые переменные , связанные с поведением испытуемого.
3) Промежуточные переменные , которые следует учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и т.д.
Эксперимент - главный метод для проверки причинно-следственных связей.
Эксперимент невозможен без существования гипотезы.
Экспериментировать - это варьировать независимые переменные, фиксировать изменение зависимых и учитывать промежуточные.

Эксперимент Милгрема.
-Велика роль экспериментатора в плане влияния получаемого результата (эффект Розенталя, эффект предубежденности), влияния экспериментатора на результат. Трансляция правильного поведения (неосознанно, мимикой и т.д.)
-Испытуемый знает гипотезу. Если испытуемый знает гипотезу, он может вести себя в соответствии с ней.

Слепой метод
- наблюдатель не знает какая группа контрольная
Двойной слепой метод - испытуемые не знают гипотезы, наблюдатель не знает, какая группа контрольная.

К вспомогательным методам исследования относятся опросы и тесты.

Опрос - метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

Тесты (от англ. test - проба, испытание, экзамен) - система приемов для испытания и оценивания отдельных психических особенностей человека. Используется как в научных, так и в практических целях.

Виды тестов:
По содержанию: тесты успешности, тесты способностей, тесты личности
По материалу: вербальные, действующие
По форме поведения: групповые, индивидуальные

Психодиагностические методы (тесты)

Это методы исследования, которые стандартизированы.
Стандартизирована процедура проведения, обработки, получения информации, интерпретации.
Психодиагностика занимается проведением тестов. Основные формы проявления психики

  • Психические процессы
  • Психологические состояния
  • Психологические свойства

Психологические состояния

  • устойчивый интерес
  • творческое вдохновение
  • сомнение
  • апатия
  • угнетенность
  • утомление
Психологические свойства (вошли в структуру личности человека)
  • темперамент
  • направленность
  • характер
  • способности

Если говорить о психологии в целом, то одной из ее главных особенностей является политеоретичность – отсутствие единой общепринятой теории, в рамках которой объяснялись бы все изучаемые явления. Этим она принципиально отличается от естественных и точных наук. К примеру, в биологии объединяющую роль играет эволюционная теория, разделяемая подавляющим большинством биологов, предлагающая объяснения ключевым биологическим явлениям и предопределяющая основные направления поиска этой науки. В психологии такая единая концепция отсутствует, в ней существует несколько подходов, ни один из которых не может претендовать на господство. Каждый из них обладает значимым числом сторонников, но при этом у каждого есть и непримиримые противники; каждый, в конечном счете, претендует на исчерпывающее объяснение всех психологических явлений, но на практике сталкивается с препятствиями на пути становления собственной гегемонии; и каждый имеет собственную приоритетную область, изучение которой признается его сторонниками критичным для развития психологической науки в целом.

Можно выделить пять таких подходов.

Биологический – исходит из того, что в основе всех психических процессов лежат изменения в нервной системе человека. Изучение психики и поведения человека, следовательно, должно быть основано на исследовании соответствующих физиологических процессов.

Бихевиористский подход основывается на утверждении, что психика человека не может считаться подходящим для строго научного исследования объектом, так как психические процессы недоступны для наблюдения. Исходя из этого, изучение человека должно основываться на наблюдениях за его поведением, а не на теоретизировании по поводу событий, происходящих в его внутреннем мире. Главным исследовательским инструментом бихевиористы считают экспериментирование на основе сопоставления наблюдаемых фактов – стимулов и реакций.

Психоаналитический подход, напротив, объясняет поведение и психические процессы, опираясь преимущественно на бессознательные глубинные явления психики. Сознание рассматривается психоаналитиками как вторичная структура, определяемая инстинктами человека, действие которых проходит большей частью за пределами осознаваемого. Проникновение в сферу бессознательного и его изучение составляет, по мнению психоаналитиков, важнейшую задачу психологии.

Сторонники когнитивного подхода считают, что основной функцией человеческого мозга является обработка информации. Когнитивные исследования проводятся, основываясь на аналогии между высшей нервной деятельностью человека и работой компьютера: предпринимаются попытки свести сложные психические процессы к простейшим операциями по обработке поступающих данных, а любое поведение рассматривается как реакция, основанная на результатах обработки.

Перечисленные подходы объединяет то, что все они считают сознательный опыт человека ненадежным источником информации. В отличие от них, феноменологический или, иначе, гуманистический подход сосредоточен именно на субъективном опыте человека. Его сторонники считают, что исключение сознательного опыта из сферы интересов психологии неоправданно сужает ее рамки и лишает психологов возможности объяснить духовную сферу человеческой жизнедеятельности - творчество, эстетическое чувство, самопожертвование и другие проявления высоких мотивов, которые составляют основной интерес гуманистической психологии.

В исследовании вопросов управления задействуются все подходы. Естественно, что в некоторых случаях это порождает противоречивые выводы, однако чаще политеоретичность способствует формированию комплекса разносторонних и взаимодополняющих данных.

Ознакомившись с историческими основаниями психологии, мы можем детально рассмотреть некоторые из основных современных психологических подходов. Что же представляет собой подход? Говоря в общем, подход - это определенная точка зрения, способ рассмотрения изучаемой темы. К изучению любой темы, относящейся к области психологии, можно подходить с различных позиций. Фактически это верно в отношении любых действий, предпринимаемых индивидуумом. Допустим, вы переходите улицу. С точки зрения биологического подхода данное событие может быть описано как акт, включающий передачу нервных импульсов, активизирующих мускулы, управляющие движением ваших ног. С точки зрения поведенческого подхода данный акт может быть описан без обращения к чему-либо, происходящему в пределах вашего организма; вместо этого зеленый сигнал светофора будет рассматриваться в качестве стимула, на который вы отреагировали, перейдя улицу. Можно также рассмотреть переход улицы и с когнитивной точки зрения, уделив основное внимание ментальным процессам, участвующим в данной форме поведения. С точки зрения когнитивного подхода ваши действия могут быть объяснены в терминах ваших целей и планов: ваша цель - навестить друга, а переход улицы - это часть вашего плана достижения данной цели.

Хотя существует много различных способов описания любого психического акта, пять подходов, рассматриваемых в данном разделе, являются основными подходами в современной психологии (см. рис 1.5). Поскольку эти пять подходов будут обсуждаться на протяжении всей книги, здесь мы приводим лишь краткое описание основных отличительных особенностей каждого из них. Важно также помнить о том, что эти подходы не являются взаимоисключающими; скорее, они сосредоточивают свое внимание на различных аспектах одних и тех же сложных феноменов.

Рис. 1.5. Научные подходы в психологии. К анализу психических явлений можно подходить с нескольких сторон, или видеть их в различной перспективе. Каждый подход в чем-то no -своему объясняет, почему человек действует именно так, и каждый из них может внести какой-то вклад в нашу концепцию человека в целом. Греческая буква " пси" (ψ ) иногда используется для сокращенного обозначения психологии.

Биологический подход

Мозг человека состоит более чем из 10 миллиардов нервных клеток и практически бесконечного числа взаимосвязей между ними. Возможно, что это самая сложная структура во вселенной. В принципе, все психические события так или иначе соответствуют активности мозга и нервной системы. Биологический подход к изучению человека и других видов животных пытается установить взаимосвязь между внешними проявлениями поведения и электрическими и химическими процессами, происходящими внутри тела, в частности в мозге и нервной системе. Сторонники такого подхода стремятся определить, какие нейробиологические процессы лежат в основе поведения и психической активности. В случае с депрессией, например, это заболевание пытаются представить в виде патологических изменений в концентрации нейромедиаторов (химических веществ, продуцируемых в мозге и обеспечивающих коммуникацию между нейронами, или нервными клетками).

Биологический подход можно проиллюстрировать на проблемах, описанных нами выше. Изучение узнавания лиц у пациентов с повреждением мозга показало, что за эту функцию отвечает определенный участок мозга. Мозг человека делится на левое и правое полушария, и участки, специализирующиеся на узнавании лиц, располагаются преимущественно в правом полушарии. Получается, что полушария мозга человека высокоспециализированы; например, у большинства правшей левое полушарие отвечает за понимание речи, а правое - за интерпретацию пространственных отношений. Биологический подход добился успеха и в изучении памяти. Особое внимание в этом подходе уделяется определенным структурам мозга, включая гиппокамп, участвующий в консолидации следов памяти. Возможно, амнезия детства частично объясняется незрелостью гиппокампа, поскольку эта мозговая структура полностью развивается только к концу первого-второго года жизни.

< Рис. Изучая активность мозга у животных, исследователи больше узнают о мозге человека. В этом эксперименте с одноклеточной регистрацией при помощи микроэлектрода, имплантированного в зрительную систему обезьяны, отслеживается электрическая активность отдельного нейрона.>

Бихевиористский подход

Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы взаимодействуете (то есть на социальных стимулах), и на том, какие реакции по отношению к ним вы проявляете (положительные - вознаграждения, отрицательные - наказания, или нейтральные), какими реакциями они, в свою очередь, отвечают вам (вознаграждениями, наказаниями или нейтральными), а также как эти вознаграждения способствуют продолжению или прекращению ваших взаимодействий.

Чтобы проиллюстрировать этот подход, снова воспользуемся нашей выборкой проблем. Так, в случае с тучностью некоторые люди могут переедать (специфическая реакция) только при наличии определенного стимула, и во многих программах по контролю за весом людей учат избегать таких стимулов. В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, например бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда они наказываются (другие дают сдачи).

< Рис. Если агрессивный ребенок добьется своего и другой уступит ему качели, это выступит в качестве вознаграждения агрессивного поведения, и ребенок будет более склонен проявлять агрессивное поведение в будущем.>

Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря, бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и реакцией (Skinner, 1981). [ На протяжении всей книги вы будете находить ссылки на автора и год издания, где подробнее описываются положения, приводимые в данной книге. Список литературы по этим исследованиям приведен в конце книги. - Прим. автора.] Сегодня мало кто из психологов считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов.

Когнитивный подход

Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично - реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение, планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе.

Интерпретируя поведение, когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом и компьютером. Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется, по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами, хранящимися в долговременной памяти.

Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем для начала фундаментальную ошибку атрибуции. Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные качества (щедрость, например), а не давление ситуации.

Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.

< Рис. События самого раннего периода жизни обычно забываются. Эта маленькая девочка, вероятно, не сможет вспомнить события, относящиеся к периоду рождения ее младшего брата.>

Психоаналитический подход

Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же, когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но кроме этого он интересовался когнитивным развитием - тогда это направление разрабатывалось в Европе. В некоторых отношениях его психоанализ представлял собой смесь когнитивной науки и физиологии в их варианте XIX века. В частности, Фрейд соединил бытовавшие тогда когнитивные представления о сознании, восприятии и памяти с идеями о биологических основаниях инстинктов, создав новую смелую теорию поведения человека.

Согласно основному положению фрейдовской теории, в человеческом поведении многое возникает из бессознательных процессов, под которыми Фрейд подразумевал убеждения, страхи и желания, не осознаваемые человеком и тем не менее влияющие на его поведение. Он полагал, что многие из тех побуждений, которые в детстве нам запрещаются взрослыми, обществом и являются наказуемыми, на самом деле происходят от врожденных инстинктов. Поскольку все мы рождаемся с этими побуждениями, они оказывают на нас распространяющееся влияние, с которым приходится как-то справляться. Их запрещение только переводит их из сознания в бессознательное, где они продолжают влиять на сны, оговорки речи, манеры и в конце концов проявляются в эмоциональных конфликтах, симптомах психических болезней или, с другой стороны, в социально приемлемом поведении, например в художественном или литературном творчестве. Скажем, если вы чувствуете сильную неприязнь к человеку, которого вы можете изолировать от себя, ваш гнев может стать бессознательным и, возможно, косвенно отразится на содержании сна об этом человеке.

Фрейд считал, что у всех наших действий есть причина, но эта причина чаще всего является бессознательным мотивом, а не полагаемым нами рациональным основанием. В частности, Фрейд полагал, что наше поведение направляют те же самые основные инстинкты, что и у животных (прежде всего сексуальность и агрессивность), и что мы постоянно боремся с обществом, заставляющим регулировать эти импульсы. Хотя большинство психологов не вполне разделяют фрейдовский взгляд на бессознательное, они, по-видимому, согласны в том, что люди полностью не знают о некоторых важных чертах своей личности и что эти черты развиваются в раннем детстве во взаимодействиях с семьей.

Психоаналитический подход позволяет по-новому взглянуть и на знакомые нам проблемы. Согласно Фрейду (Freud, 1905), амнезия детства возникает потому, что некоторые эмоциональные переживания первых нескольких лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в сознание (т. е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего беспокойства. В случае с тучностью известно, что некоторые люди переедают при повышенном беспокойстве, С точки зрения психоанализа эти люди таким образом реагируют на ситуацию, вызывающую беспокойство: они делают то, что всегда приводит их в состояние комфорта, а именно - едят. И конечно же, психоанализу есть что сказать об агрессивности. Фрейд относил агрессивность к инстинктам, откуда следует, что она является выражением врожденной потребности. Такое положение принимается далеко не всеми психологами, изучающими человека, но оно согласуется со взглядами некоторых психологов и биологов, занимающихся агрессивностью у животных.

Феноменологический подход

В отличие от других рассмотренных нами подходов, феноменологический практически полностью сосредоточен на субъективном опыте. Здесь изучается феноменология индивида - то, как человек лично переживает события. Этот подход возник отчасти как реакция на другие направления, считавшиеся сторонниками феноменологии слишком уж механистическими. Так, феноменолог склонен не соглашаться с тем, что поведение управляется внешними стимулами (бихевиоризм), последовательной обработкой информации в процессах восприятия и памяти (когнитивная психология) или бессознательными импульсами (психоаналитические теории). Кроме того, феноменологи ставят перед собой иные задачи по сравнению с психологами других направлений: их больше интересует описание внутренней жизни и переживаний человека, нежели разработка теорий и предсказание поведения.

Некоторые из феноменологических теорий называются гуманистическими, поскольку в них делается акцент на качествах, отличающих человека от животных. Например, согласно гуманистическим теориям, главной мотивирующей силой индивида является тенденция к развитию и самоактуализации. У всех людей есть базовая потребность наиболее полно развить свой потенциал, пойти далее того, где они находятся сейчас. Хотя нам могут препятствовать окружающие и социальные обстоятельства, наша естественная тенденция направлена на актуализацию нашего потенциала. Например, женщина, состоящая в традиционном браке и десять лет растившая своих детей, вдруг может ощутить сильнейшее желание сделать карьеру на каком-нибудь внесемейном поприще, скажем, начать развивать свой долго дремавший научный интерес, в актуализации которого она чувствует потребность.

Феноменологическая, или гуманистическая, психология ориентируется более на литературу и гуманитарные сферы, чем на науку. По этой причине нам трудно подробно описать, что сказали бы сторонники этого направления по поводу поднимавшихся нами проблем, таких как распознавание лиц или амнезия детства; просто это проблемы не того рода, изучением которых занимаются феноменологи. На самом деле некоторые гуманисты отрицают научную психологию всю целиком, заявляя, что ее методы ничего не добавляют в понимание природы человека. Такая позиция несовместима с нашим пониманием психологии и представляется слишком уж крайней. Ценный момент гуманистических взглядов состоит в напоминании психологам о необходимости чаще обращаться к проблемам, существенным для человеческого благополучия, а не только к изучению тех разрозненных фрагментов поведения, которые в качестве изолированных случаев легче поддаются научному анализу Однако неверно и неприемлемо полагать, что проблемы разума и поведения удастся решить, если отбросить все, что удалось узнать путем научных методов исследования.

Взаимосвязь между психологическими и биологическими подходами

Бихевиоризм, когнитивный подход, психоанализ и феноменология - все эти подходы находятся на одном уровне: они основаны на чисто психологических законах и понятиях («подкрепление», «восприятие», «бессознательное», «самоактуализация»). Хотя эти подходы иногда конкурируют, по-разному объясняя одно и то же явление, но все они согласны в том, что объяснение должно находиться на психологическом уровне. Такое положение дел резко контрастирует с биологическим подходом, который частично пребывает на другом уровне. Помимо психологических понятий и законов в нем также используются понятия и законы, заимствованные из физиологии и других биологических дисциплин (понятия «нейрон», «нейромедиатор» и «гормон»).

Редукционизм. Существует, однако, путь, на котором биологический подход вступает в прямой контакт с психологическими подходами. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических дубликатов. Например, обычную способность к узнаванию лиц можно попытаться объяснить исключительно на языке нейронов и их взаимосвязей в определенном участке мозга. Поскольку такая попытка означает сведение психологических понятий к биологическим, объяснения подобного рода называются редукционизмом. В этой книге вы встретите несколько примеров удачного редукционизма, т. е. таких ситуаций, когда то, что когда-то объяснялось только на психологическом уровне, теперь объясняется, по крайней мере частично, на биологическом уровне. Но если редукционизм может быть успешным, зачем же вообще беспокоиться о психологических трактовках? Или, иначе говоря: может быть, психология нужна только до того момента, когда свое слово смогут сказать биологи? Ответом будет громкое «нет».

Прежде всего, существует множество законов, сформулировать которые можно только на психологическом уровне. Для иллюстрации рассмотрим закон человеческой памяти, согласно которому в памяти сохраняется смысл сообщения, а не те символы, которые реально использовались для передачи этого смысла. Так, через пару минут после прочтения этого абзаца вы уже не сможете вспомнить, какие в точности слова использовались, хотя легко вспомните смысл текста. Этот принцип действует независимо от того, прочитали ли вы сообщение или услышали его. Но некоторая часть происходящих при этом биологических мозговых процессов будет различной для случаев чтения и слушания. При чтении вначале работает часть мозга, отвечающая за зрение, а при слушании вначале работает слуховой участок мозга; следовательно, всякая попытка свести этот психологический закон к биологическому закончится выдвижением двух различных подзаконов: одного - для чтения, а другого - для слушания. И единый объемлющий принцип будет при этом утрачен. Подобных примеров множество, и они доказывают необходимость психологического уровня объяснений в отличие от биологического (Fodor, 1981).

Психологический уровень объяснения нужен еще и потому, что психологические понятия и законы могут быть использованы для того, чтобы направлять работу биологов. Учитывая, что мозг содержит миллиарды нервных клеток с бесчисленными соединениями между ними, биопсихологи не могут надеяться обнаружить что-нибудь интересное, выбирая наугад мозговые клетки для изучения. У них должен быть какой-то способ направлять свои исследования на определенные группы мозговых клеток. И это направление им могут указать психологические данные. Например, если из психологических исследований следует, что наша способность различать произносимые слова (т. е. говорить, когда они различаются) подчиняется другим принципам, чем способность различать различные положения в пространстве, то биопсихологам, видимо, стоит поискать в различных участках мозга неврологическую основу этих двух способностей к различению (для различения слов - в левом полушарии, а для различения пространственного положения - в правом). Еще один пример. Если психологические исследования показывают, что научение двигательному навыку происходит медленно, а сам навык разрушается с большим трудом, то биопсихологи могут обратить внимание на процессы в мозге, которые протекают относительно медленно, но постоянно изменяют связи между нейронами (Churchland & Sejnowsky, 1989).

Во-вторых, наша биологическая природа всегда действует в согласии с нашим прошлым опытом и окружающей нас в настоящий момент средой. Так, тучность может быть результатом как генетической предрасположенности к набору веса (биологический фактор), так и приобретения привычки к нездоровому типу питания (психологический фактор). Биолог может стремиться изучить первый из этих факторов, однако именно задачей психолога является исследовать и объяснить особенности предыдущего опыта и текущих обстоятельств, оказывающих влияние на привычки индивидуума к определенному типу питания.

Несмотря на все вышеизложенные соображения, редукционистский порыв к перекодированию психологических объяснений в биологические не угасает и даже усиливается. В результате (это относится ко многим разделам психологии) мы имеем не только психологическое объяснение изучаемого явления, но и какое-то знание о том, как соответствующие психологические понятия реализуются мозгом (например, какие отделы мозга в этом участвуют и как они взаимосвязаны). Такого рода биологическое знание обычно не доходит до тотального редукционизма, но оно все же чрезвычайно важно. В исследованиях памяти традиционно различали кратковременную и долговременную память (это психологические понятия), но теперь уже известно кое-что и о том, чем различается кодирование этих двух видов памяти в мозге. Поэтому при рассмотрении многих тем, затронутых в этой книге, мы будем обращаться и к тому, что известно на психологическом уровне, и к тому, что известно на биологическом.

Действительно, если у этой книги (и у современной психологии вообще) есть лейтмотив, то это - идея рассмотрения психологических явлений как на психологическом, так и на биологическом уровне, когда биологический анализ позволяет выяснить, как психологические понятия реализуются в мозге. Очевидно, нужны оба уровня анализа (хотя в некоторых вопросах, включая прежде всего вопросы социального взаимодействия, только психологический анализ обладает большими возможностями).

В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы: социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноменологический и социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002). Каждый из этих подходов представляет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

Социокультурный подход. Основы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность , обладающую свойственным ей сознанием. В самом начале своей книги Росс определил социальную психологию как науку о "психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей" (Ross, 1908. P. 1). Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс , нормы культуры).

В центре данного теоретического подхода находится концепция культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Итак, можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.

Эволюционный подход . Если исследователи социокультурного направления рассматривают в первую очередь различия в поведении людей, представляющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, интересуются явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека). Начала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Конечно, было бы ошибкой полагать, что эволюция могла привести к формированию лишь негативных "инстинктов", которые "запрограммированы при рождении" и не могут подвергаться сильному влиянию среды. Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и другие животные организмы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Даже самые основные биологические потребности, такие как голод, приводятся в действие факторами окружающей среды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Теория социального научения. Гораздо более современной и популярной, чем два предыдущих направления, является сейчас на Западе, особенно в США, теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль подражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широкую известность приобрели эксперименты Бандуры по моделированию обучения детей посредством использования наблюдения. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результатом влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное поведение. Итак, можно заключить, что данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Феноменологический подход. В отличие от всех трех упомянутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ К. Левина, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это " пространство " входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие - не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной команды не терпится ввязаться в драку с поклонниками "чужой" команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально-когнитивный подход. Считается, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внутреннему опыту человека привело естественным образом к тесным связям между социальной и когнитивной психологией, подчеркивающей роль "внутренних", ментальных процессов. Основная проблематика когнитивной психологии - это процессы ощущения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания событий окружающей среды. За последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихся к социально-когнитивному подходу, значительно возросло. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу ХХ века. Пониманию важности изучения человека как "двигателя" политики способствовали такие факторы, как значительное увеличение массы людей, принимающих участие в политических и общественных движениях ХХ века, усложнение политических процессов во многих странах мира, повышение роли индивида и цены его поступка в политической сфере.

Политической науке близок относительно небольшой спектр направлений психологии: бихевиоризм и необихевиоризм (или "теория стимулов – ответных реакций"); фрейдизм и его социологизированные версии.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии. Наиболее известные его представители Дж. Уотсон, К. Лешли, Э. Торндайк. Бихевиоризм возник на рубеже XIX-XX вв. под влиянием изучения психики животных (исследование условных и безусловных рефлексов). В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции – ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие внешней среды. Бихевиористы искали законы, описывающие взаимодействие между S и R. Представители политического бихевиоризма (Дж. Доллард, Р. Лейн, Б. Скиннер, Р. Уолтерс) предлагали производить исследование по схеме: социально-политические условия порождают определенное политическое поведение. Слабость этой концепции состоит в том, что трудно оценить влияние конкретных политических условий, абстрагируясь от индивидуальных качеств личности. Исходя из этой концепции, человек представал как объект манипуляции политиков.

Как реакция на недостатки бихевиоризма, в 30-х годах ХХ в. в США возник необихевиоризм. Его представители Э. Толмен, К. Халлрасширили традиционную формулу "стимул-реакция", введя между ними понятие "промежуточные переменные". Получилась формула S – O – R. Промежуточные переменные – это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R, это наблюдаемые, мотивационные компоненты поведения.

Психологический бихевиоризм в политологии не слишком распространен из-за невозможности объяснить богатство человеческого поведения. Одним из наиболее известных ученых, исследовавших политическое участие с использованием методологии бихевиоризма, является Лестер Милбрат. Он исходил из того, что чем большее количество стимулов получает человек, тем выше вероятность его участия в политике. Однако из этого нельзя понять, от чего все же зависит предрасположенность к участию в политике. Поэтому многие политологи используют другие направления психологии, объясняющие поведение людей из внутренних факторов. Одним из таких направлений является психоанализ.

Теория психоанализа разработана Зигмундом Фрейдом(1856-1939 гг.) и является одним из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли ХХ века. Первоначально психоанализ возник как медико-биологическое учение. Однако с утверждением в науке идей о разделении и взаимодействии неосознанных и сознательных уровней психики, психоанализ становится и социально-политическим учением. Широко распространенные сегодня фрейдистские и неофрейдистские концепции исследуют роль бессознательного в политическом поведении.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющих: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. "Я" – это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" является итогом воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Сверх-Я – это властный представитель общества в личности.

В психике нет ничего случайного. Помимо осознаваемых процессов, в ней есть и бессознательные. Бессознательные процессы обусловлены "первичными влечениями" (прежде всего либидо – сексуальными влечениями). Эти влечения пытаются проникнуть в сознание, но подавляются и вытесняются им, так как сознание впитало господствующие социальные нормы и запреты. Стремясь избавиться от неприятных психических состояний, человек с помощью "Я" вырабатывает защитные механизмы: неприятие критики в свой адрес, подавление мыслей и желаний, противоречащих принятым нормам, оправдание неспособности сделать что-то.

В работах "Тотем и табу" (1913), "Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921) и др. Фрейдисследует социально-политическую структуру общества. Его схема социальной структуры такова: вождь – элита – массы. Человек в понимании Фрейда – это изолированный атом. Потребность в объединении с другими людьми принуждает человека сдерживать свои естественные устремления. Массы всегда ищут вождя, поклоняются ему и жаждут отказа от самостоятельной ответственности. В основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений.

Таким образом, для фрейдизма характерно сведение социальной организации к патриархальному семейству. Эта концепция работает лишь в тех случаях, когда происходит политизация массы, когда идеальный образ лидера проецируется на творимого кумира.

Неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести в некоторые его положения общественно-политический контекст. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, Эрих Фроммсчитал, что психика человека социально обусловлена. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там где подавляется свобода личности, возникают патологические проявления: садизм, мазохизм, склонность к разрушению. В работе "Бегство от свободы" Фроммисходит из того, что в капиталистическом обществе человек выделяется из социальной среды. Он предоставлен самому себе, изолирован и свободен. Одни люди стремятся использовать возможности для индивидуального развития, а другие стремятся убежать от свободы. Бегство от свободы характерно для авторитарной личности, которая одновременно стремится и к подчинению, и к господству. Это явление Фроммназвал садо-мазохизмом. Мазохизм проявляется в наслаждении от подчинения сильной деспотической власти. Садизм – в стремлении к господству над другими. Общая черта в мазохизме и садизме – слияние индивидуального "Я" с другими "Я". Формирование авторитарной личности происходит под влиянием социальных условий: экономической и политической нестабильности, падения жизненного уровня.

На основании психоанализа разработан жанр психоаналитического портрета. Впервые этот жанр был применен в совместной работе З. Фрейда и американского дипломата У. Буллита. Ими был создан портрет американского президента Вудро Вильсона. Г. Лассуэллиспользовал этот метод в работе "Психопатология и политика", где он сделал вывод, что стиль политического деятеля напрямую связан с его психологическими особенностями. Лассуэллвыделил три типа политиков: агитатор, администратор, теоретик. Л. Милбрат, проанализировав психику американского президента Р. Никсона, сумел объяснить его отставку.

Многие исследователи критикуют сторонников психоанализа за некорректные аналогии индивидуального и группового поведения, за упрощенческий подход при описании поведения. Другие же, наоборот, считают психоанализ весьма продуктивным методом исследования в политологии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов

Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и метод

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Компоненты политической системы
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической и

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Роль идеологии в обществе.
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".

Положение средств массовой информации.
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое

Изменения в политической системе общества.
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб

Политическая культура.
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,

Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжа

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Исторические формы и модели демократии.
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии. Проблема классификации д

Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!