"путешествие по морю" старшая группа. Конспект НОД «Путешествие к морю» (старшая группа ДОУ)

Лариса Норова
Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы

Вид проекта : информационно-творческий

Участники: дети старшей группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта : 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря »

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей .

расширять представления детей об обитателях морских глубин , формировать умение размышлять;

развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать способность вслушиваться в звуки природы;

развивать познавательный интерес, творческие способности;

использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;

учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

владеть понятиями «морские животные », «рыбы», «моллюски»;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знать о взаимосвязи с другими обитателями ;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов . Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта :

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта .

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом ).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели », «Море»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе , помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете ?

Что вы знаете об обитателях подводного мира ?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин ?

Чем питаются обитатели моря ?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели ?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов .

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин . Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей ; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий «Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов «Морской мир ». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков , кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка -клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания ;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х. -К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире .

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря . Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию .

Расширить словарь детей : медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк , камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны ».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей .

Аппликация «На дне морском »

Коллективная аппликация «В морских глубинах »

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами «Морские рыбки »

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей . Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание песен о море;

Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира »;

Помощь в организации досуга на морскую тематику .

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны » совместное творчество родителей и детей , воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику ;

Разрезные картинки «Морские животные »;

Сюжетно - ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир »

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире . Привить интерес детей к окружающему миру . Развивать связную речь детей . Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы: Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты .

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель:

Итоговое мероприятие:

Дата: 26.10.2015

День недели

Режим

Взаимодействие

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

УТРО:

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа на тему: «Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.

Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи

сказку» Цель: Развитие речи

детей, умения составлять

рассказ по картинке (Катя К., Тигран).

Труд в уголке природы

Рыхление почвы у растений

Цель: Формирование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями. Воспитание экологической культуры.

Внести пейзажные картины о воде (репродукции Айвазовского); карту России; познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы о морях.

Предложить родителям вместе с детьми сходить к морю и понаблюдать за ним.

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Ознакомление с окружающим) Тема: «Песня колокольчика». Цель: Познакомить с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руст и в других странах. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве и их свойствах.Дыбина стр.45

ОО»Художественно-эстетическое развитие» (Рисование )Тема: «Автобус с флажками едет по улице». Учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей. деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе. закреплять умение рисовать карандашами.

ОО»Художественно-эстетическое развитие»(Музыка) по плану муз. руководителя.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за природными явлениями

Цель: Продолжать закрепление знаний детей об окружающем мире, временах года, погоде и природных явлениях.

Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Развитие движений с подгруппой детей. Игровое упражнение «Добеги до флажка». Цель: совершенствовать технику бега.

Подвижная игра «Караси и щука» Цель: Совершенствовать основные движения – бег, прыжки. Развивать внимание и ловкость.

Игры с выносным материалом. Строительная игра «Строим канал». Цель: способствовать умению согласовать свои действия с действиями партнеров игры.

Работа перед сном

С. Сахаров «Морские сказки».

Вечер:

Прослушивание аудиозаписи «Шум моря».

Д/игра «Морское царство» -

Совершенствовать знания детей о подводном мире. Учить играть, соблюдая запрещающие и разрешающие правила.

Д/упражнение «Посчитай рыбок» - закрепить у детей порядковый счет (Рубен, Витя).

Работа с Палочками Кюизенера «Выложи по схеме» - развивать мелкую моторику.

Просмотр мультфильма «Подводная братва».

Сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели».

Настольные игры: «Собери картинку» (морские обитатели).

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Мы - капельки», «Живой лабиринт».

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 27.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа на тему: «Всё о ракушках» поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Д/игра «Четвертый лишний» - закрепить знания детей о морских обитателях.

Д/упражнение «Найди звук А» - закрепить умение определять место звука А в слове (в начале, середине, конце) – Алина, Аня.

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше (Катя З., Рома)

Наблюдение в уголке природы «Какое растение нуждается в поливе?» Цель:

Формировать умение, устанавливать причины следственной связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (листья высохли – недостаточно воды).

Внести энциклопедию «Живые организмы морей»; коллекцию ракушек для рассматривания.

Настольные игры по выбору детей, шнуровки.

Раскраски «Подводный мир».

Подготовить с детьми стенгазету «Любимое Черное море».

НОД

ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) Тема: «Образование числа 9». Цель: Учить считать в пределах 9 ; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов. выраженных соседними числами 8 и 9 . Закрепить представление о геометрических фигурах, развивать умение находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.. продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка) «Олешек» Учить создавать изображение по мотивам дымковской игрушки. Учить создавать фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение «Нахождение осенних примет». Цель: Развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).

Разучивание скороговорки «В озере - карп, а в море - краб» (Паша, Диана)

Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу.

С/р игра «Путешествие на подводной лодке». Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать воображение, выразительность речи детей.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа С. Воронина «Добрая раковина».

Вечер:

«Как сделать морскую воду» -

Выкладывание из счетных палочек «Рыбка» - развивать фантазию (Давид, Даша, Танай)

Проблемная ситуация «Что делать, чтобы вода в море была чистой?»

Игра с конструктором типа LEGO «Батискаф –подводная исследовательская станция» - развивать навыки работы с конструктором.

ПРОГУЛКА:

Подвижная игра «Кати в цель», «Догони мяч». Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 28.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Город у моря». Цель:

закрепить знание о нашем городе,

Уточнить и расширить знания о тружениках моря, о выполняемой работе судов, воспитывать у детей любовь к своему городу.

Вырезывание изображений рыб по шаблону. Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру (Элина, Эмиль).

КГН за столом. Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».

Разучить с детьми загадки об обитателях морей.

НОД

ОО «Речевое развитие» (Развитие речи ) Тема: Чтение стихов о поздней осени; Д/У «Заверши предложение». Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) По плану муз. руководителя

ОО «Физическое развитие» по плану физ.инструктора (« половина дня)

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за дождем. Расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы через умение определять характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.

Развитие движений с подгруппой детей. Игровое упражнение «Мячики». Цель: совершенствовать пряжки с продвижением вперед.

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Цель: закреплять названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы).

Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье

Игра малой подвижности

«Ручеек».

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение Г. Косова «Азбука подводного мира».

Вечер:

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности:

«Соль – это кристаллы» - Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения.

Д/и « Найди пару» -упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух (Катя З., Игорь)

Просмотр мультфильма «Подводная братва» (продолжение).

Д/и «Кто живёт в подводном царстве? ». Цель: учить детей подбирать соответствующие картинки.

Предложить детям пластилин, природный материал (листики, елочные иголки, ракушки, перышки)для изготовления рыбок.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за природой после дождя. Подвести к понимаю того, что влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Обратить внимание на то, что взрослые не бояться дождя, они надевают плащи, укрываются зонтиками. Человек давно научился прикрываться от непогоды.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 29.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Наше Черное море» - познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;

продолжать формировать представления об обитателях Черного моря.

Просмотр презентации «Обитатели Черного моря»

Д/упражнение «Заштрихуй рыбок» - упражнять детей в умении штриховать в разных направлениях (Саша, Сережа).

«Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов (Элина, Паша).

Д/и «Загадай, мы отгадаем». Цель: продолжать учить детей описывать по опорной таблице морских обитателей.

Слушание песни «Я люблю свой город Сочи».

Фотографии детей «Мы на море».

Выставка поделок из ракушек принесенными детьми.

Энциклопедии для рассматривания и чтения.

Посетить с детьми Сочинский океанариум, дельфинарий.

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Экология) Тема: « Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: Дать детям представление о том.что лес – это среда обитания диких животных. белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей от лета до зимы. Дыбина стр 129.

ОО Художественно – эстетическое развитие (Рисование) «Знакомство с искусством – рассматривание дымковской игрушки». Цель: Познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства –дымковской глиняной игрушкой. Учить выделять элементы росписи, колорит, мотивы и композицию узора на изделии. Швайко стр. 46

ПРОГУЛКА:

Экскурсия к морю - расширить представления детей о море, о разных состояниях моря.

Проблемная ситуация «Что будет, если…»

Д/игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Д/упражнение «Кто где?» Цель: закрепить умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади (Денис, Радмир)

Трудовая деятельность – сбор морских камней (плоских) для изо. деятельности.

Удмурдская подвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игры с выносным оборудованием.

П/игра «Волшебная скакалка» Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание, координацию движений.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворения Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Вечер:

Просмотр мультимедийной презентации «Кораллы животные или растения?»

Д/и «Что общее? ». Цель: Учить детей находить сходства в представителях фауны, развивать внимание, речь.

Игра «Построй по схеме»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы (Эдгар, Артем)

Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли».

Просмотр мультфильма «В поисках Немо».

Оформление альбома с фотографиями детей «Наше любимое Черное море».

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Черное и белое». Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

«Зайцы и собаки». Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 30.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Знаешь ли ты морских обитателей?» - выявить у детей знания о подводном мире.

Д/игра « Птицы, звери, рыбы» - развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры.

Д/упражнение «Обведи по точкам и раскрась» (Ангелина, Рома)

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу (Игорь, Витя).

Рассказы детей о Черном море, составленными совместно с родителями, с использованием фотографий.

Игра «Где мы только не бывали, что мы только не видали» - развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

Игра – лото «Путешествие под водой» .

Трафареты морских обитателей, карандаши.

Схемы выкладывания морских обитателей из геометрических фигур.

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира».

НОД

ОО " Речевое развитие" (Художественная литература) Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой « Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку сказки.Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

ОО «Физическое развитие» - по плану руководителя.

ОО « Художественно -эстетическое» (Конструирование и ручной труд) Тема: «Самолеты» (строительный материал). Цель: Расширять представление детей о различных летательных аппаратах.их назначении.4 развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании из геометрических фигур по предложенной схеме и придумыванию своих моделей.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Разучить с детьми физ. минутку «Море»

Развитие движений.

Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом (Дима, Вероника).

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята», «Затейники».

Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

Самостоятельная деятельность детей – учить играть самостоятельно, договариваться между собой, распределять роли.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

Вечер:

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь.

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова (Диана, Аня)

Просмотр мультфильма «В поисках Немо» (продолжение)

Д/игра «Воздух, земля, вода».

Предложить материал для изготовления панно «Подводный мир» - клей, ножницы, цветная бумага, схема – оригами «Рыбка».

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Кто быстрее?». Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.

«Ручеек». Цель: закреплять умение двигаться парами.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.


Праздник "Всемирный день моря" для детей старшей группы ДОУ

Автор : Салимова Евгения Игоревна, воспитатель МБДОУ детский сад №65 г. Орёл.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада. В этой работе ребята познакомяться с удивительным праздником, который отмечается в нашей стране в последнюю неделю сентября, Всемирный День Моря. В процессе знакомства с задачами этого праздника, мы познакомимся с морскими обитателями и растительным миром моря.
Актуальность темы : интерес к морским обитателям вызывают у детей положительные эмоции. А если ещё к эмоциям добавить праздничное настроение, то получится удивительное мероприятие, которое останется в памяти детей. Таким образом ребёнок лучше усваивает материал.
Цель : Знакомство детей с праздником << Всемирный День Моря>>.
Задачи :
Развивающая : познакомить детей с целью данного праздника. Формировать предствавление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.
Обучающая : Расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна.
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение морей и их биоресурсов.
Предварительная работа: Изготовление различных рыб, кораллов, водорослей для имитации морского дна, беседы на морские темы, изготовление масок на данную тему, чтение художественной литературы, наблюдение на карте и знакомство с различными морями.
Материал к работе : декоративные рыбки, водоросли, кораллы, ракушки, карнавальные маски, звуковое сопровождение(можно выбрать любую музыку), игрушка Краб.

Ход мероприятия :
Воспитатель: Здравствуйте, ребятами. Сегодня я хочу поздравить вас с удивительным праздником - "Всемирный день моря". Этот праздник отмечается в нашей стране с 1978 года. Его празднуют в последнюю неделю сентября. Как вы думаете, какие цели преследует этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель : Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Скажите, как вы считатете, чем нам полезны моря и океаны?
Ответы детей.
Воспитатель:
В их водах человек вылавливает рыбу, которую потом употребляет в пищу. Некоторые водоросли, например ламинария(морская капуста), полезна нашему организму. В ней большое содержание витаминов и минеральных веществ. Одна из древнейших японских легенд рассказывает нам о мудром правителе Шань Гине. На грани гибели от жестоких завоевателей он воззвал к богам. И боги принесли чудесный напиток, дарящий силу, стойкость, бесстрашие и долголетие. Чтобы доставить напиток ко всем островам государства, дочь правителя красавица Юи выпила его и бросилась в море. Боги превратили Юи в ламинарию, вобравшую в себя всю силу божественного напитка. Водоросли быстро распространились вокруг островов. Попробовав их, истощённые жители обрели стойкость и силу, и неприятель был разбит…


Во время рассказа демонстрируется изображение ламинарии.
Воспитатель : Достаточно часто общественные организации отмечают этот праздник уборкой публичных пляжей, а также митингами и шествиями в защиту морей. А что мы можем сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправится на морское дно и посмотреть какие обитатели там живут.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель : Теперь мы можем погрузится на морское дно. Посмотрите вокруг, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте познакомимся с некоторыми обитателями. Смотрите, вот под камнем спрятался краб. Здравствуйте, дедушка Краб.
Дети приветствуют Краба .
Краб: Здравствуйте, здравствуйте! Кто же это к нам в гости пожаловал?
Воспитатель : К вам в гости пришли ребята из детского сада. Они хотят познакомится с обитателями морского дна.
Краб : Это хорошо! Я очень люблю загадки, вот послушайте:
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!
Ответ: Дельфины
Автор: Леонов В.А.


Воспитатель : А что вы знаете о дельфинах?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дельфины очень умные и удивительно развитые млекопитающие. Ничем не объяснимая любовь к людям, удивительный процесс сна – эти и многие другие загадки про дельфинов постоянно изучаются и подтверждаются всё новыми фактами. Вроде, кажется, что дельфин похож на акулу, но это совсем не так. Хотя у них есть плавник и внушительные зубки – они совсем не хищники и даже, строго говоря, не являются рыбами. Вы говорили о том, как дельфины любят детей. Некоторых детей специально приводят к дельфинам, дают им поплавать в бассейне вместе. Ребенок выходит из воды абсолютно новым человеком. Объясняют это тем, что дельфин словно видит человека насквозь и если у нас что-то болит, он это чувствует и может помочь. Находясь рядом с ними, мы успокаиваемся и настраиваемся на оптимистичный лад, получаем новые силы, легкость и радость. Не будем забывать и то, что дельфины относятся к нам всегда с бескорыстной любовью и нежностью, такому отношению стоит поучиться любому человеку.
Краб :
Через море-океан
Плывет огромный великан.
(кит)


Воспитатель : Киты – самые большие животные на Земле. Это чудесные создания, и совсем не злые обитатели океанов. Имя киты получили от старого греческого слова ketos (морское чудовище). С виду немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. И хоть даже внешне они – огромные рыбы, внутри они совсем не такие как остальные обитатели океанов. Кит не может ничего прожевать и ему приходится глотать целиком свой обед. Ученые часто рассказывают о необыкновенной способности китов общаться между собой. Они подают сигналы на своей частоте и могут рассказывать сородичам о беспокойстве или страхе, даже пожаловаться на боль. Кит – семейное животное, предпочитающее держаться большими компаниями. Киты находятся на грани вымирания, и мы должны заботиться о них и проявлять уважение к этим огромным созданиям природы.
Краб : а каких ещё обитателей морей и океанов вы знаете?
Ответы детей.
Краб:
Какие вы молодцы! Посмотрите, вы видете?
В океане острова
Из живого вещества.
И полипы твердые,
Очень-очень гордые –
Без камней и без земли
Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)
Воспитатель : На рифах живут рыбы, давайте посмотрим какие они.
Дети и воспитатель рассматривают риф, возле которого собралось множество разных рыб.
Воспитатель: А давайте немного поиграем.
Подвижная игра <<Море волнуется>>.
Краб :
Голова и много ног,
А характер очень строг:
Если гость ко мне не зван,
Поступаю мило -
Выпускаю в океан
Черные чернила.(Осьминог)


Воспитатель : В мире насчитывается 200 видов осьминогов. Если присмотреться повнимательнее, то под глазами можно увидеть отверстие или короткую трубочку - это сифон. Сифон ведет в мантийную полость, в которую осьминог набирает воду. Сокращая мускулы мантии он с силой выдавливает воду из мантийной полости, тем самым создавая реактивную струю, которая толкает его тело вперед. Вот только получается при этом, что плавает осьминог задом наперед. У этих животных целых три сердца. Кровь у осьминогов… голубая! У осьминогов есть особый чернильный мешок, в котором накапливается красящее вещество для защиты. Окрашены осьминоги чаще в бурый, красный, желтоватый цвет, но они могут менять окраску не хуже хамелеонов. Осьминоги живут поодиночке и очень привязаны к своему участку. Активны эти животные в темное время суток, спят они с открытыми глазами (только сужают зрачки), во сне осьминоги желтеют.
Краб : Я вижу, вы ребята очень любознательные! А знаете ли вы, что сегодня у нас на рифах карнавал, в честь Дня моря! Я хотел бы вас пригласить.
Воспитатель : Спасибо тебе, дедушка Краб. Мы с ребятами как раз захватили с собой маски для карнавала.
Воспитатель достаёт маски. Дети одевают. Включаются звуки океана+ мелодичная музыка. Дети веселятся а рядом с ними плавают рыбки(рыбок можно подвесить на леску, таким образом создаётся эффект, что они на морском дне).

Название: Конспект по экологии «Океаны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

Конспект НОД по экологии «Моря и Океаны» в разновозрастной группе

Воспитатели: Николаева Татьяна Борисовна

Цель : расширить знания об экосистеме «Океан»: уточнить представление о значение морей и океанов в жизни человека; учить сохранять чистоту окружающей среды; закрепить знания детей об обозначение воды на глобусе.

Материал: глобус, Монтессори — карта континентов, карточки-названия, фигурки морских животных.

Словарная работа : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый

Предварительная работа : рассматривание глобуса, географических карт, фотографии картинок с изображением морских обитателей, чтение художественной литературы.

Ход занятий.

1 . Дети садятся в круг, здороваются с воспитателем (ритуал приветствия в группе с помощью мяча).

В оспитатель : Ребята отгадайте загадку.

На нем уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля,

И Северный полюс

Там тоже найдешь,

А если захочешь –

В руках унесешь.

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель нашей Земли.

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Скажите какой он?

Дети: Круглый, разноцветный.

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то каким цветом он станет?

Дети: Он становится голубым, потому что этого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе?

Дети: Этим цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а везде ли одинаково окрашены моря и океаны?

Дети: Нет, потому что одни очень глубокие и поэтому цвет более темный, а другие мельче и цвет светлее.

Воспитатель: Правильно, чем мельче море или океан – тем цвет светлее, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и так скрылась бы в их пучине. А как же образовались моря и океаны? Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков, и она была очень горячая. А когда Земля начала остывать, на нее обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые океаны.

Воспитатель: Кто был на море и видел его? (Ответы детей ) Как вы думаете, хорошо ли, что есть море и почему?

Дети: Море дарит прохладу, у моря отдыхают, по морю перевозят грузы, в море ловят рыбу и т. д.

Воспитатель выкладывает на коврик Монтессори – карту континентов и предлагает детям назвать, что это и сказать, чем карта удобнее глобуса.


(на глобусе мы видим только одно полушарие или сторону Земли, а на карте можно увидеть все океаны и материки )

В. Ребята, мы с вами уже знаем, что на Земле четыре океана, и я предлагаю вам показать на карте океан назвать его и подложить карточку – название.

А начнем с океана на берегу, которого живем мы с вами.

Младшие дети показывают и называют океаны, а старшие подкладывают названия.


Физминутка «Море волнуется раз…»

Воспитатель: Наши старшие дети приготовили сообщения об океанах.

Сообщения детей об океанах.

Воспитатель: А можно ли пить морскую воду (нельзя ) Почему?

Дети: Потому что она соленая, не вкусная, не утоляет жажду.

Воспитатель: Правильно, а соленый привкус воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в океаны и моря, впадающие в них реки. Но морская вода очень полезная. А где человек использует ее?

Дети: Из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т.д.

Воспитатель: Но хотя в океанах и морях вода соленая, в ней растут водоросли и обитают различные животные. А какие, мы сейчас узнаем, если достанем их фигурки из чудесного мешочка. Я предлагаю младшим детям достать фигурку и назвать морское животное, а старшие – читают на карточках название животного и подкладывают к нему.

Игра «Чудесный мешочек»



Воспитатель: Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в них попадает слишком много мусора, отходов, нефть. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы, исчезают дельфины. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как?

Дети: Создавать морские заповедники, корабли нефти- сборщики, корабли — мусоросборщики.

Воспитатель: Да человек давно понял, что океаны нуждаются в охране. Давайте представим, что мы с вами инженеры, которые уже изобрели эти чудо машины и в нашей мастерской сконструируем их.

Дети подходят к столам, на которых находятся наборы конструктора «Лего», педагог предлагает с помощью него создать придуманные ими машины.

Программное содержание: формировать у детей навыки передвижения в воде, умение свободно ориентироваться под водой; х; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: якоря из цветного картона, 2 корабля, тонущие игрушки, цветные камешки, 2 палочки с верёвками, на концах привязаны рыбки, канат, доски.

Действующие лица: Моряк-Бряк (инструктор по плаванию), матросы (дети).

Дети заходят в бассейн под песню «Морячка» (сл. и муз. О. Газманова), их встречает Моряк-Бряк.

Моряк-Бряк. Я - Моряк-Бряк! Я приплыл к вам из далёких тёплых стран, чтобы найти команду для своего корабля. Мне нужны быстрые, ловкие, смелые и умные матросы.

Я приготовил для вас несколько интересных заданий. Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. Первая команда будет называться «Морской конёк», а вторая - «Морская звезда». Команду, которая победит, я и приглашу на свой корабль. Победитель в конкурсе получит якорь. Выиграет та команда, которая соберёт больше якорей.

Задание 1. Игра «Обитатели моря».

Игроки по очереди называют обитателей морей.

Моряк-Бряк. А сейчас мы с вами выполним разминку. Спускайтесь в воду и повторяйте за мной.

Проводится гидроаэробика под музыку.

Задание 2. Игра «Водолазы».

На дне бассейна («моря») находятся разноцветные камешки и игрушки («сокровища»). Детям надо побыть водолазами и собрать все «сокровища».

Звучит сигнал, дети одновременно ныряют и достают игрушки.

Задание 3. Игра «Море волнуется…».

Пока объясняются правила игры, дети водят руками по воде, делая волны. После фразы «Морская фигура на месте замри!» дети выполняют любую знакомую им фигуру (например, «звезда», «медуза» и т.д.). В этом конкурсе обе команды получают якоря.

Задание 4. Игра «Удержись».

Моряк-Бряк. Во время шторма корабль может наткнуться на морские скалы (рифы). Попадая на риф, корабль терпит крушение, а морякам необходимо удержаться на плаву, дождаться помощи. Кто дольше продержится, тот принесёт своей команде победное очко.

Дети ложатся животом на доску и стараются удержаться на ней. Игроки, которые коснулись ногой дна бассейна или не удержались на доске, выходят из воды.

Задание 5. Конкурс капитанов «Поймай рыбку».

Капитаны команд стоят у лестницы бассейна. По свистку они начинают крутить палочку, наматывая на неё верёвку, к которой привязана рыбка. Кто быстрее свернёт, тот и выиграл.

Задание 6. Конкурс «Перетягивание каната».

Моряк-Бряк. Хорошие у вас команды, я вам вручаю грамоты-посвящения в моряки!

Подведение итогов, награждение.

Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста выполнили: Е. Исаеня, Л. Апанасевич



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!