Распутин: жизнь и смерть. Григорий ефимович распутин как паранормальное явление

В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

Биография

Семья

Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

Учёба и служба

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг" . К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер "Варяг" имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.

В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».

Последний бой "Варяга"

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины - Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

Окончание службы и последние годы жизни

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).

22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).

7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

Литература и источники

Труды В. Ф. Руднева

Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)

Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. - М., 1977. - Т.22. - С. 349-350.

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. - М., 1979. - Т.7. - С. 156.

Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.2. - С. 145-146. - Библиогр. в конце ст.

Другие источники

Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. - Тула, 1982. - Т. 1. - С. 221-228.

Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. - 1995. - № 8. - С. 3.

Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. - 2004. - № 1. - С. 2.

Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник - 2000. - 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. - Тула: Кн. изд-во, 1960. - 247 с.: ил.

Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». - Тула, 1996. - С. 23-26. - Библиогр. в примеч.

Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. - Тула, 1997. - С. 37-43.

Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман - М, 1997. - Кн. 2. - С. 231-232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904-1905 гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. - № 4. - С. 44.

Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. - 2004. - № 3. - С. 26-30: ил.

Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. - 2001. - 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)

Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. - Тула, 1981. - С.78-80.

Библиография

130 лет со дня рождения (1855-1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. - Тула, 1985. - С. 22. - Библиогр.: 7 назв.

Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. - Тула, 1989. - Библиогр.: с. 33-34.

Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С.73-78. - Библиогр.: 34 назв.

Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. - 2004. - 15 янв. - С. 12-15

В. Ф. Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. - Тула, 1965. - С.48-49, фото. - Библиогр.: 7 назв.

Было ясно, что он собирается кому-то отомстить. Подобное поведение я уже замечал у него раньше. Злобно он все повторял: «Я с ним справлюсь, я ему докажу». Он находился в каком-то особенном состоянии и был погружен совсем в себя. Такое состояние продолжалось целый день. Вечером он отправился в сопровождении агента охранной полиции в баню и вернулся домой в 10 часов. Он имел очень утомленный вид и молчал. Мне было знакомо это состояние, и я не беспокоил его разговорами и даже распорядился, чтобы в этот вечер никого не принимать. Молча, ни на кого не смотря, Распутин прошел в свою рабочую комнату, написал что-то на записке, сложил ее и направился в свою спальню. Здесь он засунул записку под подушку и лег. Как я уже говорил, и раньше приходилось наблюдать у Распутина такого рода, напоминающее колдовство, поведение. Так как он в таких случаях не желал, чтобы его беспокоили, то я не тревожил его в спальне. Распутин сейчас же уснул и спал без перерыва всю ночь. Однажды я спросил Распутина, какие это записки он кладет себе под подушку. Он ответил, что он записывает на записках свои желания, которые во время его сна исполняются. Это он мне говорил совсем серьезно: по-видимому, он верил в чудотворное действие записок и эта вера действительно очень заразительна. Распутин рассказывал, что в то время, когда он еще не умел писать, ему приходилось свои пожелания отмечать путем надрезов на палке, и таким образом он предотвратил много несчастий. После того как он научился писать, он уже не нуждался в палке, но прибегал к запискам. На другой день он еще спал, когда я к нему пришел. Он вышел только спустя некоторое время, и я сразу заметил, что его вид был совсем другим, чем за день перед тем. Он был оживлен, благожелателен и любезен. В его руках находилась лежавшая ночью под его подушкой записка. Эту записку он растер своими пальцами, и, когда она превратилась в мелкие кусочки, он бросил ее. При этом он сказал мне с любезной улыбкой: «Симанович, ты можешь радоваться, моя сила победила». «Я тебя не понимаю»,- ответил я. «Ну, так ты увидишь, что случится через 5 или 6 дней. Я поеду к папе и расскажу ему всю правду». «И твоя правда должна победить папу?» - спросил я. «Моя власть и правда будут царю известны через три дня,- ответил гордо Распутин.- Я должен ему только предсказать будущее». Он просил меня соединить его по телефону с Царским Селом. Соединение было дано немедленно, так как телефонная станция имела распоряжение Распутина соединять с царем всегда немедленно. Такое же распоряжение было отдано телеграфному ведомству, так что телеграммы Распутина всегда передавались первыми. «Чем занят папа?» - спросил Распутин. «Он занят со своими министрами»,- последовал ответ. «Доложи ему, что у меня имеется божественное послание для него». Распутина соединили с царем. «Могу ли я приехать?» - «Пожалуйста. Я тоже хочу с тобой поговорить». Распутин поехал в Царское Село и был немедленно принят. Как он мне потом рассказывал, разыгралась следующая сцена. Распутин обнял царя и прижал трижды свою щеку к его, как он привык делать с людьми, которые были ему симпатичны и приятны. Потом он рассказал царю, что ночью он имел божественное явление. Это явление передало ему, что царь получит после трех дней телеграмму от верховного главнокомандующего, в которой будет сказано, что армия обеспечена продовольствием только на три дня. Распутин сел за стол, наполнил два стакана мадерой и велел царю пить из его стакана, между тем как он сам пил из царского. Потом он смешал остатки вина из обоих стаканов в стакан царя и велел ему выпить это вино. Когда царь этими мистическими приготовлениями был достаточно подготовлен, Распутин объявил, чтобы он не верил телеграмме великого князя, которая придет через три дня. Армия имеет достаточно продовольствия, Николай Николаевич желает только вызвать панику и беспорядки в армии и на родине, затем под предлогом недостатка в продовольствии начать наступление и наконец занять Петербург, заставить царя отказаться от престола. Николай был ошеломлен, так как он верил предсказаниям Распутина. «Что мне делать?» - спросил он опасливо. «Он хочет меня сослать в Сибирь, но я его отправлю на Кавказ»,- ответил Распутин. Царь понял намек. Можно представить себе его потрясение, когда через три дня от верховного главнокомандующего пришла телеграмма, которая сообщала, что армия снабжена хлебом только на три дня».

Дмитрий Павлович - великий князь, двоюродный брат Николая II, любовник Феликса Юсупова.

Евреинов Николай Николаевич - театральный деятель, литератор.

Елизавета Федоровна (Элла) - великая княгиня, старшая сестра императрицы Александры Федоровны.

Жевахов Николай Давидович - князь, камер-юнкер, и.о. товарища обер-прокурора Св. Синода.

Илиодор - см. Труфанов.

Иоанн Кронштадтский (Сергеев Иоанн Ильич) - настоятель Андреевского собора в Кронштадте, церковный проповедник и писатель.

Ковалевский П. - публицист.

Ковыль-Бобыль Иван - публицист.

Коковцов Владимир Николаевич - граф, министр финансов, после убийства П. А. Столыпина был назначен премьер-министром (до 1914 года).

Лахтина Ольга Владимировна - жена действительного статского советника, поклонница Распутина.

Мария Федоровна - жена Александра III, мать Николая II, вдовствующая императрица.

Милица Николаевна - великая княгиня, дочь черногорского князя Негоша, жена великого князя Петра Николаевича.

Николай Николаевич - великий князь, дядя Николая Второго.

Палеолог Морис - посол Франции в России.

Протопопов Александр Дмитриевич - последний министр внутренних дел царской России.

Пуришкевич Владимир Митрофанович - крупный землевладелец, депутат II, III и IV Государственной Думы, основатель Союза русского народа и «Палаты Михаила Архангела».

Родзянко Михаил Владимирович - крупный землевладелец, председатель III и IV Государственной Думы. Был одним из тех, кто объяснял Николаю II необходимость дарования конституции во имя сохранения монархии.

Руднев Владимир Михайлович - товарищ прокурора Ека-теринославского окружного суда, в марте 1917-го включен в Чрезвычайную следственную комиссию с поручением «обследовать источник безответственного влияния при дворе».

Симанович Арон Семенович - купец первой гильдии, ювелир, личный секретарь Распутина.

Труфанов Сергей Михайлович (иеромонах Илиодор) - начинал как многообещающий проповедник и ревнитель веры. В 1912 году публично отрекся от «Бога, Веры и Церкви».

Феофан (Василий Быстров) - епископ, ректор Петербургской духовной академии и одно время духовник императрицы Александры Федоровны.

Филипп - французский авантюрист.

Юсупов-Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович - князь, наследник богатейшего состояния в России, муж Ирины Александровны, дочери великого князя Александра Михайловича, племянницы Николая II.

Имеющиеся в тексте неправильности в написании автором имен, фамилий и должностей не оговариваются.

Матрена Распутина

Распутин. Почему?

Я - дочь Григория Ефимовича Распутина.

Крещена Матреной, домашние звали меня Марией.

Отец - Марочкой.

Сейчас мне 48 лет.

Почти столько же, сколько было отцу, когда его увел из дома страшный человек - Феликс Юсупов.

Я помню все и никогда не пыталась забыть ничего из происходившего со мной или моей семьей (как бы ни рассчитывали на это недруги).

Я не цепляюсь за воспоминания, как это делают те, кто склонен смаковать свои несчастья.

Я просто живу ими.

Я очень люблю своего отца.

Так же сильно, как другие его ненавидят.

Мне не под силу заставить других любить его.

Я к этому и не стремлюсь, как не стремился отец.

Как и он, хочу только понимания.

Но, боюсь, - и это чрезмерно, когда речь идет о Распутине.

Однажды я уже принималась писать об отце, полагая, совершенно искренне, в этом свой долг перед его памятью и даже своей совестью.

К сожалению, я тогда не вполне еще отстранилась от происшедшего с моей семьей, чтобы противостоять желаниям советчиков, вдруг объявившихся рядом со мной. Записки, давно уже вышедшие под моим именем, меньше всего похожи на те, которые хотелось бы написать. Тогда был взят чужой тон. И сейчас мне если и не стыдно, то грустно от этого.

И все равно я ни за что не хотела приниматься за обреченный труд - новые записки.

Но кто скажет заранее, как сложится, наверное ошибется.

Отец говорил (и это часто откликалось в моей жизни): «Нет никакой напрасности».

Четырнадцать лет назад ко мне в дом пришла (по рекомендации) одна русская дама. Правда, в отношении ее надо было бы сказать - одна бывшая советская дама. Тогда часто можно было встретить русских-советских, из перемещенных лиц. В сущности, беженцев, как и я. Она пришла посмотреть на дочь Распутина. И не скрывала своего любопытства, которое другой на моем месте принял бы за неприличность.

Я никогда не делала тайны из обстоятельств своей частной жизни. Все знают, к примеру, - чтобы прокормиться после смерти мужа, я была какое-то время танцовщицей. Словом, меня смутить трудно.

Пришедшая не была мне неприятна, и я охотно отвечала на вопросы. Боже мой, какая же у нее в голове была каша!

Так бы и остался этот вечер обычным в своем роде, если бы под конец его гостья не протянула мне тонюсенькую книжицу без обложки, по виду - зачитанную.

Я приняла подарок, не ожидая подвоха. И что же я увидела - «Сказка наших дней о старце Григории и русской истории», начальными строками которой были: «Мы расскажем эту сказку и про Гришку, и про Сашку».

От негодования я чуть не задохнулась. У меня в доме - и такое! Я было собралась указать на дверь, но гостья опередила меня словами, перевернувшими все:

Вы хотите, чтобы от вашего отца осталось только это? - Дама выразительно посмотрела на книжицу.

Я тут же, разумеется, расплакалась, понимая, как она права, что судит обо мне так, и понимая свое бессилие что-либо изменить.

Так мне казалось в ту минуту.

Кое-как проводив гостью, я отправилась спать. В голове крутилась одна фраза: «Не хочу!». Так бывает, когда в полузабытьи пытаешься ухватиться за обрывок какого-то смысла, ускользавшего раньше. Что - «не хочу»? Чтобы от жизни отца остался пасквиль, или не хочу сделать так, чтобы остался не только он?

Не в силах заснуть, я встала. Я поняла, чего хотела.

Для начала дочитала до конца принесенную мне с таким явным умыслом книжицу.

Приведу только один, не самый гнусный отрывок.

Между тем почтенный Гриша

Забирался выше, выше,

Был он малый крепких правил,

Уважать себя заставил,

От девиц не знал отбою

И доволен был собою.

С Гришкой спорят иерархи,

Рассуждают о монархе,

И вещает Джиоконда

Из столичного бомонда:

«Vous savez, простой мужик,

А такой приятный лик».

Недавно по первому каналу ТВ был показан сериал режиссера Андрея Малюкова о Григории Распутине. В основе сценария, над которым начинал работать ныне покойный Эдуард Володарский, отчеты реального следователя – В. М. Руднева, который после ареста Царской Семьи по поручению Временного правительства занимался расследованием материалов внешней и внутренней политики Царского правительства. Естественно, с целью найти хоть какой-либо компромат. Он знал, чего от него ожидают, и сам первоначально был настроен против Ц. С.

Рудневым были рассмотрены и разобраны архивы Зимнего дворца, Царскосельского и Петергофского дворцов, личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей и др. высокопоставленных лиц. Этот честный человек вошел в историю тем, что в результате расследования не побоялся сказал о Государе: «Чист, как кристалл», и о Государыне: «Чиста, как кристалл».

Помимо того, особое внимание следователя было обращено на взаимоотношения Царской Семьи с Г. Е. Распутиным и А. А. Вырубовой. Много наслышавшись о влиянии Вырубовой при дворе, об отношении ее с Распутиным, перед допросом Руднев был настроен к ней враждебно. Когда же 33-летняя калека-Вырубова вошла под конвоем двух солдат, его «сразу поразило особое выражение ее глаз: выражение это было полно неземной кротости». После бесед это впечатление подтвердилось…

Отчетами именно этого следователя пользовался сценарист фильма. Именно он стал прообразом введенного в фильм вымышленного персонажа – следователя Генрих Свиттена, который по заданию Керенского ведет расследование по делу Распутина. Разумеется, с целью подтвердить уже созданный и «раскрученный» демонический образ Гришки Распутина.

После просмотра первых серий впечатление о фильме сложилось самое благоприятное. Умный и добросовестный следователь использует поручение Керенского, чтобы честно разобраться в личности и поведении недавно убитого одиозного Распутина. Едет в Сибирь, к нему на родину, спокойно, непредвзято проверяет версии-штампы о Гришке-конокраде, убийце, сектанте-хлыстовце… Но оказывается, что ни одна версия не доказана, все весьма противоречиво. У зрителя же складывается впечатление, что Распутин был скорее оклеветан и оболган. Что в действительности так и было. Логика расследования первых серий была настолько тщательной и убедительной, быт дореволюционной зажиточной Сибири так органичен, что возникла надежда, что и весь фильм продержится на этой ноте. Актерский состав, заявленный в этих сериях – безупречен. Следователь Свиттен (Андрей Смоляков) сразу же подкупает своим умом, честностью и даже каким-то особым видением человека, с которым он беседует. Так, во время допроса он рисует своего собеседника. Прекрасный режиссерский ход. Сибирский уездный пристав (отличная игра К. Воробьева), который верой и правдой и всем своим разумением служил Царю и отечеству, тоже не торопится оговорить Гришку… Наконец, Владимир Машков в роли Распутина – это не просто стопроцентное попадание. Машков уже в процессе игры не только проживает, но все время вживается и постигает, постигает этот образ. Как актер, выполнивший задумку авторов фильма, В. Машков за эту роль заслуживает пятерки с плюсом. Проблема с видением реального образа… Но при соответствующем сценарии В. Машков сделал бы и больше.

Быка за рога

Накануне отъезда в Петерббург Распутин – такой ход называется «быка за рога» - показан нам как провидец и чудотворец. Причем, чудеса он творит постоянно и как-то концентрированно. Происходит даже перебор, то есть авторы приписывают ему прозрения, в которых он что называется не повинен. В частности с Анной Вырубовой (об этом – ниже). А отсюда – пошло, пошло, пошло… То есть, с приездом Распутина в Пб. началось КИНО, создание образа и образов. Даже безупречный следователь Свиттен как-то поблек. Но В. Машков по-прежнему настолько убедителен, что неподготовленный зритель уверен: вот такой он и был, вот так и было!

Автор художественного произведения, в том числе и на историческую тему, имеет право на вымысел, на домысливание, то есть некоторое художественное конструирование. Но проблема в том, что Царская тема в нашей истории – дело очень уж особое, сокровенное, еще далеко не постигнутое. Большевики и разного рода «анти» до них оболгали, исказили, оклеветали здесь все, что можно и не можно. Черное тщательно оклеили белым. Белое густо утыкано черными иглами. Поэтому честному, патриотичному автору, во-первых, следовало бы поступиться своим правом на художественный вымысел и постараться, сколь возможно, следовать исторической правде. В том числе – в мелочах. Иначе есть опасность повторить старые легенды. Что, увы, так и произошло.

Итак, в чем суть самой распространенной легенды? Распутин и Вырубова внедрились в Царскую Семью, полностью подчинили ее себе. Политику государства Российского вершили интриганка Вырубова, подчинившая себе императрицу, и темный колдун и развратник Гришка Распутин. Во дворце устраивались оргии с участием Вырубовой, Императрицы и Распутина. Даже Наследник был рожден от Распутина. То есть темная сила подчинила себе и поглотила несчастную слабую и никчемную Царскую Семью. Конечно Ц. С. – жертва, но по слабости своей достойная того. И жалеть не о чем.

Если внимательно посмотреть фильм, приходится сделать вывод, что эта большевистская легенда в целом сохранена. Отличие только в том, что главные действующие лица – Анна Вырубова и Григорий Распутин представлены на этот раз белыми и пушистыми. Они обелены, очищены и облагорожены, сколь это возможно. Даже вопреки исторической правде. Это не просто искренние верноподданные, но люди, всю свою жизнь положившие на то, чтобы послужить, помочь, сохранить… Но опять же - слабую, никчемную и безвольную Ц. С. Соответственно, Император, Императрица, и вся Ц. С. – принижены еще больше. Ну совсем никудышние… Одно дело, Ц.С. попалась в сети «темных сил», которые своими чарами лишили их собственной воли. В этом случае их и соотвественно погибшую Россию можно пожалеть. Другое дело, что это были совсем не темные силы, а люди любящие, умные, тонкие, проникновенно жертвующие собой, старающиеся хоть чуть-чуть научить уму-разуму эту (по-прежнему) никчемную Ц. С.

Более всего на эту легенду работает образ Анны Вырубовой. (Екатерина Климова здесь заявила себя как актриса, способная играть роль аристократки, что в нашем кино стало редкостью. Сценарную задумку она выполнила прекрасно). По фильму она знакомится с Распутиным где-то в Сибири, будучи замужем (а замужем она была всего год - с 1907 по 1908 г.). По приезде в Пб. Анна поселяет Распутина в своей квартире и сразу привозит к Императрице, которая в первый же момент встречи «западает» на него и тут же решает: «Завтра представим его Ники…». Назавтра «с Ники» - все еще проще. Вырубова объясняет (!) Царю, ЧТО это за человек. А «этот человек» тут же начинает поучать Царя. То есть перед нами умная, красивая, предприимчивая женщина, руководящая и Императрицей, и (вместе с ней) Государем и вообще – ситуацией. Все данные для того, чтобы представить ту самую «интриганку», которая вместе с Распутиным заправляет Ц. С. и, как следствие, государственной политикой.

На деле же… Царской чете Распутин был представлен в 1905 г. В. К. Милицей Николаевной. Только через год, когда Анна (тогда еще девица Танеева) собиралась выходить замуж за лейтенанта Вырубова, та же В. К. Милица Ник. познакомила ее с Распутиным. Предварительно серьезно подготовив 22-летнюю девушку «через чтение франц. оккультной литературы». Практически Анна просила его благословения на брак. Но Распутин не предупредил, что она собирается выходить замуж за импотента-извращенца. Сказал только (это в воспоминаниях Вырубовой), что «путь жизни не усеян розами, но страданиями душа совершенствуется». То есть – дипломатично и обтекаемо ушел от ответа. В фильме же, как мы видим, Анна знакомится с Распутиным в Сибири, уже будучи замужем. И здесь мы слышим придуманное авторами пророчество «старца»: он называет Анну «девой» и советует поскорее уйти от мужа, пока он не забил ее до смерти. Анна действительно ушла от мужа после таковых побоев. Но это «пророчество», как говориться уже - «пост-фактум».

Когда следователь В. М. Руднев во время допросов-дознаний познакомился с Вырубовой, находящейся в Петропавловской крепости, он сделал такое заключение

В силу своих индивидуальных качеств она не могла иметь абсолютно никакого влияния не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику Государства (чисто женское отношение ко всем политическим событиям; словоохотливость и даже болтливость, полное неумение хранить секреты. Даже себе во вред.).

Детально изучив жизнь Царской семьи и уяснив себе облик Императрицы, Руднев отмечает: «неглубокий ум Вырубовой и чисто философский склад ума Императрицы…» И далее: Влияния Вырубовой на Императрицу не могло быть: слишком большой был перевес умственных и волевых данных Императрицы над умственно ограниченной, но беззаветно преданной и горячо любящей сначала фрейлиной, затем подругой и домашним человеком Вырубовой. Это отношения матери к дочери – не более того. Анна была на девять лет моложе Императрицы. Сильное связывающее звено – религиозное чувство, которое привело их к трагическому поклонению личности Распутина.

Эти слова взяты из заключения Руднева. В фильме же мы видим как раз перевес умственных и волевых качеств Вырубовой (Климовой) над расслабленной и находящейся в какой-то прострации Императрицей (И. Дапкунайте).

В это же время, обследовавший Анну д-р Манухин, заключил, что она – девственница. И соответственно клевета на нее, а главное через нее на Ц. С., предстала перед ним во всей своей чудовищности…

Итак, Вырубова - это искренне преданная Ц. С., горячо любящая, год терпевшая побои неполноценного мужа, оклеветанная сверх всякой меры женщина небольшого ума, как сейчас сказали бы – простушка…

В фильме же Анна, замужняя женщина 22-х лет, привозит Распутина в Пб., смело селит на своей квартире (где в это время ее муж – непонятно). Неоднократно режиссер показывает Анну и Распутина в такой близости, что в большевистской легенде сомневаться и не приходится. И вообще Анна смело и уверенно управляет ситуацией. Захотела – стала жить со «старцем» в одной квартире, захотела – поехала с ним в одном поезде к нему на родину… а затем горделиво наставляет жену Распутина, что она-де – фрейлина Императрицы, а отношение к ней здесь – несоответственное! И горделиво – уезжает. Здесь ложь все – от фактов до психологии, от психологии до фактов.

В действительности Анна, будучи как домашний человек Ц. С. в благоговейном подчинении у Императрицы, никогда не посмела бы этого сделать. Она была в с. Покровское дважды со светскими дамами по поручению Императрицы. Ей было поручено увидеть все своими глазами и проверить слухи о жизни Распутина. Последний раз в 1915 г. Анна, уже калекой, ездила в сопровождении не только «дам», но своего санитара. Это информация для тех интернет-рецензентов, которые надеются и даже уверены, что увидели наконец с экрана – правду…

Дело даже не в том, что простодушную, добрую, бесхитростно преданную Ц. С. калеку-Вырубову полюбить с экрана сложнее, чем умную и красивую Климову, изящно и даже кокетливо опирающуюся на палочку… Чтобы принять такую Вырубову, нужно иначе выстраивать приоритетный ряд...

Еще сложнее говорить - об образе Распутина.

Блистательная игра Владимира Машкова здесь, увы, не в помощь. Машков играет, что поет, человека, себе не принадлежащего, постоянно, ежеминутно Богом ведомого, всем помогающего, все знающего… И даже не отдающего себе в этом отчета. Ангел небесный, по необходимости иногда касающийся земли. Как только Анна вводит его к Императрице, он тут же – во вдохновенной миссии спасителя – приступает к Императрице, берет в свои руки ее лицо (!). И весь его вид говорит: «Все. Все, ребятки! Хороший дядя пришел… Я теперь все сделаю. Плохое - ушло. Теперь все будет хорошо. Вы только слушайтесь!». И Императрица, блаженно улыбаясь, впадает в прострацию: «Он…». Ну чем не аргумент в копилку большевистской легенды?

Распутин действительно помогал Наследнику – и непосредственно и даже по телефону. Но, молясь, он никогда даже не прикасался к ребенку, чему масса свидетельств.

Далее мы видим Распутина, для которого двери Царского дворца всегда открыты настежь. Чего стоит его эффектная реплика: «Еду во дворец!». Иначе говоря: пора, пора им сделать втык, ничего ведь не соображают… И все это на фоне его постоянных благодеяний страждущим и чудотворений, чудотворений, чудотворений... Божий человек!

Реальная Анна Вырубова, всю жизнь на службе Ц. С., в своих воспоминаниях призывает хотя бы прислушаться к фактам.

…Во всех книгах говорится о влиянии Распутина на государственные дела, утверждают, что Распутин всегда находился при Их Величествах. Скажу на это лишь то, что каждый шаг Распутина (со времени его знакомства с Их Величествами до его убийства в юсуповском доме) – записывался полицией.

У Их Величеств было три рода охраны: дворцовая полиция, конвой и сводный полк. Всем этим заведовал дворцовый комендант. Последним до 1917 г. был генерал Воейков. Никто не мог быть принятым Их Величествами или даже подойти ко Дворцу без ведома Дворцовой полиции. Солдаты Сводного полка на главных постах вели точную запись лиц, проходивших и проезжавших мимо. Затем, сообщали по телефону дежурному офицеру сводного полка о каждом человеке, проходившем во Дворец. Каждый шаг их Величеств записывался.

Если Государыня заказывала экипаж к известному часу,- камердинер передавал об этом в конюшню. Об этом тут же докладывали Дворцовому коменданту, который передавал приказание всей полиции – быть начеку, что-де экипаж заказал к 2-м часам.

Стоило Государыне где-либо остановиться или поговорить со знакомыми, этих несчастных тут же обступала полиция, спрашивая фамилию и повод разговора в Государыней. Она ненавидела эту «охрану», называла ее «шпионажем», но была безсильна изменить однажды заведенные порядки.

Если я говорю «Распутин приезжал во Дворец 2 или 3 раза в год, в последнее время 4 или 5 раз в год» – это можно проверить по записям полицейских книг. В 1916 г. Государь видел Распутина 2 раза. Ошибка, что они делали прием Распутина тайной. Проводили Распутина «боковым ходом по маленькой лестнице», но все равно через 40 постов полиции с соответствующими записями. Эта часовая беседа наделывала на год шума среди придворных. Секретов при Дворце не существовало. Принимали его – вечером, но не из-за тайны, но потому, что в то время был свободен Государь.

Алексей Николаевич приходил до сна в голубом халатике посидеть с родителями и повидать Григория Ефимовича. Все они по русскому обычаю 3 раза целовались и садились беседовать. Он им рассказывал про Сибирь, про нужды крестьян, о своих странствованиях. Они – о здоровье Наследника и важном в ту минуту. Он оставлял Их Величества успокоенными и радостными.

Их Величествам приносили все эти газетные статьи о Распутине, ответ был один: «Его ненавидят, потому что мы его любим».

А после этого еще раз вслушаемся в эффектно сказанную Машковым-Распутиным фразу: «Еду во дворец!»…

А почему бы, зададимся наивным вопросом, Царской чете и не иметь этого вполне невинного пристрастия – вечерних бесед с мистически настроенным крестьянином? Кто вправе делать такой упрек Царю? Известно, что предок его Александр I любил вести мистические беседы с известной предсказательницей … И никому не приходило в голову ставить такой упрек Царю. Потому что дело не в Распутине, а в искусно разыгранной карте Распутина.

Есть в фильме даже намек на святость Распутина. Когда следователь Генрих Иванович Свиттен недоумевает, как предсказатель не сумел предвидеть и соответственно избежать рокового покушения, мы слышим слова жены Распутина: «Кто убил Сына Божия, все знают, а вот почему он на это сам пошел, никто не знает…».

Логика раскрытия образа Распутина в фильме, об этом уже шла речь выше, такова: все недоказанные и спорные ситуации трактуются – в его пользу. Презумпция невиновности. Все это более чем приемлемо, но до тех пор, до тех границ, пока такая позиция не бросает явную тень на других. Я не говорю о Ц. С., Наследнике, даже внешние образы которых искажены и принижены до карикатурности. Это слишком больно. Возьмем образ Столыпина, нашего несравненного премьера, о котором даже кайзер Вильгельм сказал, что он был несомненно выше Бисмарка. В. В. Розанов в посмертной статье сказал о нем: «На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека».

Так вот, это самое «грязное пятно» положили на личность Столыпина авторы фильма. Они запятнали его черной неблагодарностью в отношении Распутина. Последний-де поднял на ноги 15-летнюю дочь Столыпина Наташу (после взрыва на Аптекарском острове), а премьер с ненавистью изгоняет его из Пб…

Приведем факты. Только факты.

Известно, что после взрыва на Аптекарском острове дачи и одновременно офиса премьера в августе 1906 г. Столыпин, по просьбе Императора Николая II, принял «старца» в Зимнем дворце, где проживал тогда с семьей. Сохранившееся письмо Государя позволяет увидеть обстоятельства, при которых это произошло.

«Петр Аркадьевич! На днях я принял крестьянина Тобольской губернии Григория Распутина, который поднес мне икону. Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание повидать вас и благословить вашу больную дочь иконою (выделено мною – С. К.). Очень надеюсь, что вы найдете минутку принять его на этой неделе.

Как писал сын реформатора Аркадий Петрович Столыпин, Распутин был принял премьером в Зимнем дворце, где тогда проживало его семейство. Пробыл всего несколько минут, впечатления не произвел и больше не приглашался». Внук премьера – Дмитрий Аркадьевич Столыпин пишет об этом так: «По просьбе Государя и Государыни Наталью (раненую дочь премьера) навестил Распутин, с чем мой дед очень неохотно согласился. Следующий его визит, на этот раз к моему отцу, не состоялся. Наверное моему деду удалось с большой дипломатией избежать этого визита».

В этой ситуации доказательно только то, что Распутин стремился попасть в окружение знаменитого премьера. Сведения же о том, что «Распутин навестил больную дочь Столыпина», некоторое общее место в нашей публицистической литературе… Только. То, что Распутин поднял девочку своими молитвами – слышим впервые.

Но за свое явное и однозначное неприятие «старца» премьер Столыпин был удостоен авторами фильма – этого самого «грязного пятна» неблагодарности и очень неприятного внешнего образа.

В целом приходится признать, что вышеназванный фильм Андрея Малюкова – это новое прочтение старой большевистской легенды.

В заключение несколько слов о Царственной чете, которых авторы фильма опустили до предельной никчемности... Что, впрочем, также согласуется с легендой.

Конечно, мы не знаем Их. Мы не знаем Их жизни. Но боль за Их трагическую жертвенную кончину, которая черным пятном лежит на нашей совести, могла бы родить и другие образы. Однажды на Царских Днях в Екатеринбурге, кажется в 2005 году, мне пришлось видеть некое театрализованное представление. Жизнь Царской Семьи как некое действо происходила за прозрачной белой завесой, кисеёй. То есть - от нас сокрытая. И не понять: жизнь это, или мечта о жизни? А может быть - сон?

Все происходило, будто в замедленном кино. Дети качаются на высоких качелях, Родители сидят в креслах, улыбаются друг другу и детским играм... Девочки бросают друг другу мяч, но летит он как-то медленно… Эхом слышится смех… Отдаленные звуки музыки. Все одеты в белое… Чуть поодаль на веранде с ажурной резьбой накрывают стол… И все пространство там, за завесой, пронизано каким-то необыкновенным светом… Мы же, сидящие во тьме зрительного зала, напряженно и тщетно всматриваемся в эту Тайну, пытаясь постичь сокрытую от нас Жизнь в Свете.

Сильнейшее впечатление. К тому же, верный и честный режиссерский ход: мы не знаем Их жизни, знаем только что в отличие от нашей жизни, она – в Свете. Когда Анна Вырубова просила Распутина помолиться о том, чтобы ей всю жизнь служить Их Величествам, она уже тогда различала Свет, исходящий от их жизни. Ей очень хотелось быть поближе к этому Свету. Вплоть до своей кончины в 80 лет она носила в волосах черную ленту, знак фрейлины Императрицы.

Вопрос:

Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?

Аркадий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По мере того, как растет число архивных публикаций и воспоминаний людей, близко знавших царя Николая II и его семью, изумляешься той чистоте, которую они сохранили среди нравственного неблагополучия общества, в котором уже появились явные признаки приближающейся катастрофы.

Царской семье выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В распространении ее участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности. Если вспомним, что греческое слово «дьявол» (diabolos) переводится – «клеветник, ненавистник», то станут понятны глубинные причины этой борьбы. Поэтому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим. 1, 30; 2 Тим. 3, 3). Ложь, в силу своей демонической природы, обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она чаще всего пытается проявить активность именно в той области, где человек наиболее безупречен. Чистоту и целомудренность жизни этой необыкновенно дружной семьи нам ярко и полно открывают их письма, документы и воспоминания людей, ежедневно общавшихся с ними. Мы никогда до конца не сможем узнать, сколько нравственных терзаний пережила семья, про которую все революционеры, либералы и вообще все, зараженные ненавистью к христианству и традиционным ценностям, утверждали, что Двор представляет собой гнездо разврата, «царица живет с Распутиным, Вырубова живет с Распутиным и одновременно является любовницей царя». Прошу простить, что прикоснулся к этом грязным вымыслам, но без этого невозможно показать «технологию лжи».

Уже в марте 1917 года Временное правительство учредило специальную следственную комиссию по изучению жизни императорского двора. В нее входил Владимир Михайлович Руднев. Сам он в записке пишет следующее: «Состоя Товарищем Прокурора Екатеринославскиго Окружного Суда, 11-.го марта 1917 г., ордером Министра Юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, а Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений бывших Министров, Главноуправляющих и других высших должностных лиц. В Петрограде, работая в этой Комиссии, я получил специальное поручение обследовать источник «безответственных» влияний при Дворе, причем этому отделу Комиссии было присвоено наименование: «Обследование деятельности темных сил». Занятия Комиссии продолжались до последних чисел августа 1917 г., когда я подал рапорт об отчислении ввиду попыток со стороны председателя Комиссии прис. пов. Муравьева побудить меня на явно пристрастные действия. Мне, как лицу, командированному с правами Судебного Следователя, было предоставлено производство выемок, осмотров, допрос свидетелей и т. д. В целях всестороннего и беспристрастного освещения деятельности всех лиц, относительно которых в периодической печати и обществе составилось представление, как о людях, имевших исключительное влияние на направление внутренней и внешней политики, мною были разобраны и осмотрены архивы Зимнего Дворца, Царскосельского и Петергофского Дворцов, а ровно и личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей, а также и переписка, отобранная при обыске у епископа Варнавы, графини С. С. Игнатьевой, доктора Бадмаева, В. И. Воейкова и других высокопоставленных лиц. При производстве расследования было обращено особое внимание на личность и характер деятельности Г. Е. Распутина и А. А. Вырубовой, также и на отношение Царской Семьи к Германской Императорской Фамилии».

Что же показало следствие? Анна Вырубова была девственницей. В браке, ввиду болезни мужа, жила в воздержании от плотских отношений. В отчете В. М. Руднева читаем: «При дальнейшем производстве следствия эти объяснения Г-жи Танеевой о болезни супруга ее дочери [А. Вырубовой] нашли свое полное подтверждение в данных медицинского освидетельствования Г-жи Вырубовой, произведенного в мае 1917 г. по распоряжению Чрезвычайной Следственной Комиссии: данные эти установили с полной несомненностью, что Г-жа Вырубова девственница». Это подтверждается и другими источниками. Генерал А.И. Спиридович писал: «Было распространено мнение, будто бы они были в близких интимных отношениях. Так говорили кругом. И тем более я был поражен, когда лейб-хирург Федоров сказал мне, что, делая медицинское исследование госпожи Вырубовой еще с одним профессором вследствие перелома бедра, они неожиданно убедились, что она девственница. Больная подтвердила им это и дала кое-какие разъяснения относительно своей супружеской жизни с Вырубовым, с которым она была разведена» (А. И. Спиридович. Великая война и Февральская революция. Книга I, гл.16). Самое страшное, что клевета, порочащая царскую семью и Вырубову, была воспринята почти всеми слоями общества. Это видно из записки В. М. Руднева: «Мои предположения о нравственных качествах Г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестном помещении, и, наконец, в Зимнем Дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над Г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от Г-жи Танеевой; только лишь после этого Г-жа Вырубова подтвердила все сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью, заявив, «они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемого битьем по лицу и по другим частям тела больной, еле двигавшейся на костылях женщины, и угроз лишить жизни «наложницу Государя и Григория», побудили Следственную Комиссию перевести Г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском Жандармском Управлении». Следователь комиссии В.М. Руднев пришёл также к выводу о полной несостоятельности сплетен об интимных похождениях Г. Распутина во дворце.

От фальшивых стереотипов избавляться тяжело. Горы лжи будут разгребаться медленно. На это уйдет еще много десятилетий. В последние годы изданы замечательные дневники и письма царицы-мученицы. От них веет благоуханием истинной чистоты. В наше время, когда семья оказалась буквально раздавлена пороками нашего больного общества, очень назидательно и полезно читать и перечитывать эти документы.

Из записок Императрицы:

– Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

– Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

– После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

– День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

– Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

– Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение.

– Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Сердце ее мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и экстравагантность жен разрушили счастье многих семейных пар.

– Надо, чтобы руки мужа, вдохновленные любовью, умели делать все. Надо, чтобы у каждого любящего мужа было большое сердце. Многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе.

Ровно 90 лет назад Императрице Александре и всей Царственной семье было послано великое испытание, которое они встретили со святым христианским смирением. Ее чистое материнское сердце предчувствовало это. Еще будучи царицей, она записала в дневнике: «О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!