Секреты успешного публичного выступления. Доброжелательное выражение лица

Как произвести хорошее впечатление

Мнение, которое складывается о тебе при первой встрече, очень важно. Многие люди доверяют именно первому впечатлению, и создается оно в течение нескольких минут, если не секунд. Конечно, ты не должна зацикливаться на том, чтобы всем понравиться (вряд ли это возможно), но пусть все-таки людям будет приятно с тобой общаться. Добиться этого не так уж сложно.

Следи за своим внешним видом. Не обязательно быть в курсе всех событий в мире моды. Быть чистоплотной и аккуратной, одеваться со вкусом и соответственно ситуации — уже большое дело.

Будь приветливой — не стесняйся показать, что общение с человеком доставляет тебе удовольствие.

Внимательно слушай собеседника, не перебивай и не переводи разговор на себя.

Во время разговора обращайся к собеседнику по имени.

Откажись от необходимости быть всегда правой.

Грамотно излагай свои мысли. Первое впечатление во многом зависит от стиля и манеры разговора. По тому, какая у тебя речь, люди судят о твоем интеллекте и воспитании.

Речь, мимика, жесты

Как правильно разговаривать

Когда ты разговариваешь с человеком, он обращает внимание не только на смысл произносимых тобой слов, но и на манеру речи: ее темп (быстрый, средний, замедленный), модуляции высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонацию, дикцию.

Неприятный голос способен перечеркнуть твои достоинства, а приятный, наоборот, придать тебе дополнительный шарм. Словом, твой голос должен помогать тебе в общении, а не мешать! Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Если у тебя высокий голос, постарайся, чтобы он не был визгливым. А иначе твой собеседник почувствует непреодолимое желание заткнуть уши! Нет, твой голос должен быть спокойным и мелодичным, а сама ты должна следить за произношением и артикуляцией. Добейся грудного и приятного голоса, понизив его, насколько это возможно. Но не говори слишком тихо и неуверенно.

Важную роль при разговоре играет дыхание, которое главным образом зависит от твоей осанки. Вот почему не стоит разговаривать, ссутулившись или наклонившись.

Не говори слишком быстро: твой собеседник почувствует себя тонущим в потоке информации. Лучше всего воспринимается размеренный темп речи. Делай небольшие паузы.

Не говори слишком медленно и долго — это тоже утомляет. Человек уже давно все понял, а ты все говоришь и говоришь!

Читай вслух по десять минут в день, записывая свой голос на магнитофон. Повторяй упражнение, пока не услышишь на пленке голос, который тебя устраивает.

Мимика

По выражению твоего лица можно понять, какие чувства ты испытываешь. Лоб, брови, глаза, нос, подбородок могут выразить радость, гнев, удивление, страх, печаль, отвращение и т. п.

Если ты хочешь скрыть какие-то свои чувства, проследи, прежде всего, за мимикой — контролировать ее труднее, чем свою речь.

К примеру, улыбка обычно очень красит человека, выражает дружелюбие, открытость общению. Однако быть чрезмерно улыбчивой все же не стоит. Не сходящая с лица улыбка может быть расценена как потребность в постоянном одобрении, угодничество, а то и просто ничего не выражающая маска вежливости.

Жесты. Язык жестов

Когда люди хотят показать свои чувства, они используют жесты. О человеке можно многое узнать по его жестикуляции.

Мы дадим тебе некоторые — самые основные — характеристики жестов, и ты сможешь понимать, какие чувства они выражают.

. Жесты рук : руки, висящие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — стремление установить дистанцию, выжидание.

. Жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — попытка скрыть неуверенность, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация внимания, стремление к самоутверждению.

. «Игры рук»- : пальцы барабанят по столу — скука, незаинтересованность; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений.

. Жесты рук и кистей рук: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо.

. Барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от кого-то или чего-то.

. Барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности.

. Жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий.

. Жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление заставить собеседника замолчать, стремление овладеть собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость.

. Жесты ладоней: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — сила, принуждение к действию.

Учись слушать!

Вот что мы хотим тебе посоветовать:

Даже если тебе очень хочется прервать собеседника, старайся себя сдерживать. Прежде чем отвечать, дай ему возможность высказаться. Одним словом, не перебивай! Напротив, покажи всем своим видом, что тебе интересно его слушать.

Слушай внимательно и не отвлекайся.

Совет психолога

Каждый день, по меньшей мере два раза по 10 минут, полностью сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, слушай кого-нибудь - хоть диктора радио. Привычка к концентрации внимания очень благотворно скажется на способности слушать.

Эта статья о жестах и жестикуляции оратора.

Куда девать оратору руки?

А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:

– О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
– Так же, как и стоять.
– А как же правильно стоять?
– Так же, как и лежать.
– Но как?
– Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Для чего нужны жесты?

Да, для чего они нужны?

– Для многого. Жесты – та же речь, только без звука.

невербальная речь.

Функций у жестов много. Например, жесты :

– привлечение и удержание внимания публики

– инструмент обращения к людям в аудитории

– инструмент воздействия оратора на публику

– способ занять руки

– способ сбросить излишнее волнение

– прекрасно заполняют паузы

– показатель уверенности оратора

Многие ораторы не умеют делать жесты. Совсем. Или же совершают много разных ошибок в жестикуляции.

Посмотрите это видео, чтобы знать, какие жесты не желательно совершать при выступлениях:

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Одна из главных функций жестов – привлечение и удержание внимания.

Подсознательного внимания публики. И это тоже мы будем изучать, но позже.

Юный оратор. Отработка жестов.

Есть такие животные, которые видят и реагируют только на движущиеся объекты (рептилии, например)

Человек, конечно, создание более совершенное. Но на любые движения и перемещения реагирует всем своим восприятием.
И когда оратор является источником движений, внимание зрителей сосредоточено исключительно на выступающем. Причем, люди порой сами не замечают, как внимательно слушают. Увлекаются.

Жесты оратора

Обращаю ваше внимание, что мы рассматриваем жесты не только, как средство передачи информации. Жесты – это более универсальный инструмент оратора.

Как уже отмечалось выше, главенствующая задача жеста – привлечь и удержать подсознательное внимание зрителя. А уж все остальное второстепенно.

У хорошего оратора руки всегда работают. Но зачастую это даже не заметно, потому как жесты «видит» подсознание.

Жестикуляция помогает усваивать информацию.


Как можно выступить оратору с пламенной речью без жестов?

Ведь жесты действуют на зрительный канал восприятия. При этом акцентируется внимание на необходимой информации, поступающей через аудиальный канал.

Попутно жесты усиливают эмоциональность и энергичность речи, повышая эффективность сказанного слова.

Но поначалу, пока будете учиться, Вам придется делать движения не совсем Вам свойственные. Потом из этих движений вырастут Ваши жесты. Но это потом.

Как развивать жестикуляцию?

Так же, как и ездить на велосипеде. Бесполезно читать о том, как нужно ездить на велосипеде – нужно делом заняться.

Жесты – инструмент оратора.


Жесты. Упражнения по развитию жестикуляции. Тренер Болсунов Олег.

Жесты оратора должны быть естественны . Для каждого человека – индивидуальные жесты. Разные жесты для различных выступлений.

Обучение жестам оратора – сложная задача (сложная, но посильная)

Функций у жестов много.

Одна из главных функций жеста оратора – привлечение и удержание внимания публики.

Но есть и другие важные функции у жестов.

Жесты оратора должны быть индивидуальны.

Жесты оратора – это не только движения рук. Движения пальцев – тоже жесты…

Жесты – это стиль оратора, имидж оратора.

Можно выступать оратору без жестов ? – Конечно же можно.

Но человек без движений кажется неестественным – это говорящая голова!

Оратор с жестами выглядит куда увереннее, естественнее, живее и энергичнее.

Жесты оратора (уверенные жесты) – хороший показатель уверенности оратора.

Как развивать жесты?

Жесты перед зеркалом. Тренер Ирина Палько

Так же, как и ездить на велосипеде.

Чтобы научиться делать жесты – нужно делать жесты! 🙂

Развитие жестов рук

Развивать жесты начинающему оратору важно и нужно.

Сначала новый навык требует усилий и сосредоточенности. Поначалу, жесты могут казаться неестественными, некрасивыми.

Скорее нелепыми. Поначалу подсознание сильно сопротивляется, возмущается: “Мне так непривычно! Так – неестественно! Это – некрасиво! Не буду я так делать!”

Как делать жесты. Обучение жестам в парах с помощью упражнений.

Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами.

И частью вашего имиджа.

Обучение новому навыку требует времени и усилий. Вспомните, как долго мы учили в школе математику?

Но обучиться жестам куда быстрее и проще, чем выучить, скажем, алгебру и геометрию.

Посмотрите видео. Фрагмент занятия по развитии жестикуляции в “Школе ораторского мастерства Болсунова Олега”.

Совсем несколько кадров видео.
Занятие по жестикуляции ведет тренер риторики Палько Ирина.

Упражнений для развитии жестов рук множество. Отрабатывают жесты в паре, в группе и индивидуально перед зеркалом.

Жесты оратора – это речь


Конечно, жесты хорошо дополняют вербальную речь оратора

Речь, конечно же, невербальная речь, как писалось ранее.

Этой речью можно и нужно уметь пользоваться любому оратору.

Думаю написать книгу “Как обучиться жестам”. Но это будет толстая книжка, а толку от нее будет не так уж и много. Лучше – прийти обучаться на тренинге, в группу. Это будет и быстрее и эффективнее.

В крайнем случае – запишитесь на онлайн-обучение. Не всем техникам можно овладеть онлайн, но вот жестам – у многих получается.

Как научиться делать жесты начинающему оратору

Первое, что важно принять – что не бывает некрасивых жестов у оратора.

Обычно, сначала, со мной спорят – потом соглашаются, когда приходим к практике жестов. Объяснять и доказывать долго.

Все жесты оратора красивы.

В определенном контексте, конечно. Если жесты оратора вырвать из контекста, то всё может показаться…

Второе.

Необязательно жестом что-либо изображать или показывать. Жест оратора может быть и без смысловой нагрузки.

Тем не менее, жесты оратора можно условно разделить на удачные жесты и жесты не совсем удачные:

Неудачные жесты, которых стоит избегать оратору:

  • Резкие жесты
  • Мелкие жесты
  • Жесты в одной плоскости
  • Однообразные жесты
  • Повторяющиеся жесты
  • Жесты театральные
  • Жесты соединенных пальцев рук
  • “Зеркальные жесты”

Удачные жесты, которые стоит использовать оратору:

  • Плавные жесты
  • Широкие жесты
  • Объемные жесты
  • Свободные жесты
  • Разнообразные жесты
  • Естественные жесты
  • Индивидуальные жесты

Зеркальные жесты Трампа

Все мы знаем, что невербальные проявления всегда очень точно отражают состояние человека. Через невербальный канал (жесты, мимика, положение в пространстве) передается до 80% информации. Даже не изучая специальные разделы психологии, мы можем определить насколько комфортно или дискомфортно нашему собеседнику. Точно также мы сразу видим неуверенность или надменность оратора.

Когда готовимся к выступлению, мы, конечно же, хотим выглядеть уверенными и доброжелательными, однако наше тело может выдать нас в самый неудачный момент. Именно поэтому стоит заранее уделить внимание проработке своей позы и жестикуляции. Жестами и мимикой управлять тяжело, однако же, возможно, если уделить этому некоторое время.

В этой статье мы разберем особенности поведения, которые характеризуют оратора как успешного и доброжелательного, и рассмотрим некоторые ошибки, которые выдают неуверенность или, напротив, самоуверенность.

Жесты, мимика и положение в пространстве, которые помогут расположить аудиторию:
1. Доброжелательное выражение лица

Конечно, первое, что вы должны постараться выразить – это ваше теплое отношение к аудитории. Доброжелательность выражается в спокойной мимике, легкой улыбке, открытом взгляде. Не пытайтесь выглядеть слишком серьезно (если, конечно, это не часть вашего образа), помните, что публика более всего любит живых, открытых, заинтересованных ораторов. Нужно избегать и другой крайности – чрезмерно веселого или фамильярного поведения. Вы в любом случае должны быть вежливы и воспитаны, соблюдать общепринятые нормы.

2. Взгляд на слушателей

Еще раз напомню, что мы ни в коем случае не смотрим в пол/стену, не смотрим только на одного человека из зала. Старайтесь охватить взглядом весь зал, включая самые крайние точки и задние ряды. Переводите взгляд от одного слушателя к другому, рассказывая как бы каждому по очереди. Представьте, как бы вы рассказывали то же самое компании своих друзей? Вы бы старались удержать зрительный контакт с каждым из них, чтобы донести суть своего рассказа. Точно также вы должны стараться донести свою речь до каждого сидящего в зале.

3. Поза спокойная, открытая

Старайтесь не скрещивать руки и ноги, не стоят в полоборота к залу. Движения должны быть спокойные, плавные, без суетливости. Это один из наиболее сложных пунктов, так как в непривычной ситуации у вас может появиться ощущение, что вас некуда деть руки, что вам нужно бесконечно поправлять волосы или одежду, будет чесаться нос или ухо. Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Они должны быть шире, больше, для того, чтобы вас было хорошо заметно всей аудитории.

4. Выгодное положение в пространстве

Ваше расположение может считаться удачным, если вас хорошо видно максимальной части аудитории. Выбирайте положение по центру помещения, или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача – расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всех зрителей.

5. Жестикуляция и перемещение по залу

Для того чтобы сохранить внимание аудитории, а также создать ощущение непринужденного общения необходимо уместно жестикулировать и перемещаться от одной части аудитории к другой. При помощи жестов вы сможете подчеркнуть смысл сказанного, обратить внимание на самое важное. Перемещение позволит вам дополнительно привлечь внимание тех участников, которые начали утомляться. Например, когда вы видите, что у вас заскучала одна из частей зала, вы можете просто подойти ближе к этим участникам. Далее, вы можете переместиться уже к другой части, уделяя тем самым внимание всем участникам.

Частые ошибки ораторов:
1. Безэмоциональность оратора

Это одна из самых частых ошибок, которую мы можем наблюдать у ораторов. Часто за отсутствием эмоций скрывается волнение, попытка совладать с волнением и подавить свою тревогу. Однако, это не лучший способ, так как аудиторию быстро теряет интерес к монотонной речи, и выступление превращается в пустую трату времени как для оратора, так и для публики.

2. Отсутствие жестикуляции/чрезмерная жестикуляция

В любом деле важна золотая середина, в том числе и в активности оратора. Если выступающий долгое время стоит в статичной позе, не жестикулирует и не подает других признаков жизни, аудитория теряет к нему интерес. Если он двигается чрезмерно много и активно, он начинает нервировать окружающий и отвлекать их от сути выступления.

3. Нервные жесты

Очень часто в стрессовой ситуации у нас появляются некоторые навязчивые движения, которых нет в обычной жизни. Это некоторые однотипные действия, которые может не замечать выступающий, однако же, будут явно заметны для аудитории. К данной категории относятся, например, следующие действия: щелкать ручкой; поправлять очки, волосы, предметы одежды; теребить в руках указку, пульт от проектора. Избежать этой ошибки вам поможет, опять же, репетиция выступления и дополнительный контроль над собой в процессе выступления. Очень полезно периодически записывать себя на камеру для того, чтобы заметить все свои ненужные жесты (о которых вам могут не сказать окружающие) и исключить их в последующих выступлениях.

4. Игра в прятки

Еще одной ошибкой оратора является попытка «спрятаться» от аудитории, то есть встать так, что бы его закрывал какой-либо предмет интерьера. Обычно прячутся за кафедры, столы, презентационное оборудование, флипчарты. Из-за неправильного положения оратор одновременно показывает свой страх или отстраненность от аудитории, а также теряет возможность управлять вниманием за счет движения и жестикуляции. Старайтесь всегда выходить ближе к публике и занимать максимально выгодной положение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что ваше поведение во время выступления должно сигнализировать о вашей уверенности и доброжелательности. Для этого вам необходимо заранее прорепетировать свое выступление, записать его при необходимости на видео, или попросить дать обратную связь кого-либо из знакомых. Узнать больше о подготовке к публичным выступлениям вы может .

Как мы можем помочь?

Если вы выступаете не часто и подготовка к важному публичному мероприятию дается тяжело, записывайтесь на . В ходе консультации отработаем все аспекты вашего публичного выступления, подготовим текст и сценарий выступления, разберем техники удержания внимания.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

5) Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

В последнее десятилетиие в нашу жизнь ворвалось слово "имидж". В переводе с английского - образ, престиж, репутация. Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств человека окружающими людьми. Имидж - самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.Для создания своего авторитета в социальной среде необходимо многое менять в индивидуальном облике.Первый этап формирования имиджа должен быть связан с повышением самооценки. Поэтому первым делом следует научиться уважать самого себя, сформировать личность, создать свое "Я".После того, как человек научиться уважать свою физическую красоту, убедиться в своей привлекательности в глазах окружающих, далее следует перейти ко второму этапу: к воспитанию хороших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.Однако имидж формируется не только внешними чертами человека, но и личностными качествами: предприимчивостью, смелостью, творческим типом характера, целеустремленностью. Имидж является неотьемлемой чертой в профессиональной деятельности любого человека. Не маловажную роль он играет и в юридической практике.В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, нежели это было во время учебы.Успехи в юридической деятельности, особенно связанные с общением, руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностей к обучению, но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило, не реализуются и не проверяются.Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требуют не только задатков, признания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь, профессия судьи, прокурора, а также следователя, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предьявляет к личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов.Труд юристов весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезмерным разнообразием решаемых задач.Во-вторых, вся юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии регулируется правом, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет свои будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.Практически для всех этих профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, заключающая в общении в условиях правового регулирования, а также эмоциональная напряженность.По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.


Рукопожатие . Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информированным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом положении, обозначает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.Жест, называемый «перчаткой», означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие с применением обоих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.Жесты и позы . В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Движение рук и тела передают много сведений о человеке.Во-первых , в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).Во-вторых. Позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию. Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака». Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание пойти на встречу и установить контакт. Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте. О желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие иуверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак , то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер,снижающих напряженность, то может произойти срыв.Жест,когдаруки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук , является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки» . Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.Жест «пощипывание переносицы» , который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз – собеседник как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой вопрос.Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений). Прикосновение к носу или его легкое потирание – также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки,то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, - потягивание мочки уха – говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам. В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время , обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это. Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, Это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов проявляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ладоней предаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными. Рассмотрим мимические реакции, которые позволяют нам определить, обманывает нас собеседник или нет

.Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.
Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетность голоса - это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

lВступление - привлечь внимание слушателей , подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

lОсновная часть - сообщить информацию ; обосновать ее.

lЗаключение - суммировать сказанное ; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

lВСТУПЛЕНИЕ - способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу . Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением.

. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. основная часть - то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.ТЕЗИС - это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать.

Достояние искусства оратора:

«Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением» (Цицерон).

Достояние искусства оратора:

То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего»


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!