Семь фактов о «Турецком потоке». Чего мы не знали? «Газпром» возрождает «Южный поток Газопровод через черное море на какой глубине

В Черном море стартовали работы по прокладке глубоководного участка газопровода "Турецкий поток". За стыковкой мелководной и глубоководной частей трубопровода лично наблюдал президент РФ Владимир Путин, который прилетел на борт судна-трубоукладчика Pioneering Spirit.

Работы по прокладке газопровода сейчас ведутся на расстоянии в 6,5 км от берега. На трубоукладочный корабль глава государства прибыл на вертолете. С капитанского мостика он спустился в основной сварочный цех, где в этот момент велись монтажные и сварочные работы по стыковке частей "Турецкого потока", сообщает РИА "Новости" .

По словам специалистов, трубы для укладки на прибрежных участках будут иметь дополнительное защитное бетонное покрытие. Они привариваются к основной нитке газопровода на борту специализированного судна. Каждый сварной шов автоматически проверяется ультразвуковой системой, затем на них наносится полипропиленовое покрытие для защиты от коррозии. Постепенно трубопрокладчик продвигается вперед, опуская новые секции труб на морское дно. Сварочный процесс на судне полностью автоматизирован. Всего работает шесть сварочных станций, скорость сварки одного шва составляет примерно десять минут.

Осмотрев работы по сварке и укладке труб, президент России связался по телефону с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Он проинформировал его о начале глубоководной стадии работ и высоко оценил степень доверия и взаимодействия между странами, благодаря которому реализация проекта движется очень быстро.

"У нас с Турцией развиваются проекты так, как они не развиваются со многими другими партнерами. Там, где с другими у нас уходят годы на различные административные согласования, с Турцией мы это делаем в течение нескольких месяцев, и это происходит безусловно в результате вашей непосредственной личной поддержки", - сказал Путин Эрдогану.

Он напомнил, что соглашение о строительстве газовой магистрали было подписано осенью прошлого года. И вот спустя всего семь месяцев работы уже вовсю ведутся, отметил президент России, поздравив с этим своего турецкого коллегу.

Строительство морского участка "Турецкого потока" началось 7 мая около российского побережья Черного моря. Новый газопровод пройдет по морскому дня из Анапского района Краснодарского края России в западную часть Турции. Российско-турецкий договор о строительстве магистрали предусматривает прокладку двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая с возможностью расширения до четырех ниток емкостью 63 млрд кубометров. Предполагается, что поставки газа по первой нитке будут предназначены для турецких потребителей. Вторая нитка рассчитана на европейский рынок.

Россия в последние месяцы резко активизировала работы по строительству двух новых газовых магистралей, по которым голубое топливо пойдет в Европу. Речь идет о "Турецком потоке" и "Северном потоке - 2". На днях сообщалось, что европейские партнеры "Газпрома" по расширению терминала, который свяжет СП-2 с газотранспортной системой Германии.

Что касается энергосотрудничества со Старым Светом, то в Москве не уверены, что подвох исключен - замглавы МИД России Алексей Мешков в конце мая заявил, что Москва ждет от Европейского союза гарантий по реализации "Турецкого потока" , чтобы не повторился печальный опыт "Южного потока".

"Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте "Северный поток - 2". Неясности со стороны Еврокомиссии в отношении второй нитки газопровода "Турецкий поток", которая будет ориентирована на потребителей Южной и Юго-Восточной Европы. Чтобы не повторялся печальный опыт "Южного потока"…, мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта", — цитирует дипломата "Газета.Ru" .

Москва планирует ввести в действие первую нитку "Турецкого потока " в марте 2018 г., вторую - в 2019-м. Примерно в это же время "Газпром" намерен начать прокачку газа по "Северному потоку - 2". Этих сроков необходимо придерживаться потому, что в 2019 г. истекает контракт на транзит газа через Украину и продлевать его Киев пока не планирует.

Сейчас по украинскому маршруту идет чуть менее половины российского газа, предназначенного для европейского рынка - 82 млрд из 179 млрд кубометров. Если эта труба закроется, газ нужно будет пускать по обходному пути - для этого и нужны "Турецкий поток" и "Северный поток - 2", которые в совокупности способны возместить необходимую мощность.

Неожиданным препятствием на пути реализации этого плана могут стать власти Турции. С одной стороны, они крайне заинтересованы в строительстве прямой трубы из России, которая к тому же позволит им зарабатывать на транзите в Европу. С другой, Анкара в последние годы показала себя крайне ненадежным партнером. Кроме того, у страны имеются собственные газовые амбиции и в недалеком будущем она намерена сократить зависимость от российских углеводородов. Остается надеяться, что до тех пор, когда Реджеп Эрдоган в очередной раз вздумает чинить препятствия строительству газопровода, дело уже будет сделано.

— проект транснационального газопровода, который разрабатывается в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям и предполагает прокачку голубого топлива через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы.

Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" между "Газпромом" и итальянской компанией Eni был подписан 23 июня 2007 года . Он определил направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления "Южным потоком".

С 2008 года в течение нескольких лет согласовывались экономические и юридические аспекты сделки, в результате которых, были определены маршруты магистральных трубопроводов.

Маршрут газопровода на предынвестиционной стадии проекта рассматривается в нескольких вариантах и включает в себя сухопутные части газопровода, проходящие по территориям ряда европейских государств, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря (в случае выбора варианта поставок газа в южную часть Италии). Кроме того, для обеспечения "Южного потока" достаточным количеством природного газа предполагается расширение существующих и строительство новых газотранспортных мощностей на территории Российской Федерации.

Новая газопроводная система, предназначенная для снабжения "Южного потока" природным газом, по территории России пройдет от компрессорной станции "Починки" до берега Черного моря. Ее протяженность достигнет примерно 2,5 тысяч километров. Предполагается строительство 10 компрессорных станций.

Прокладка газопроводов будет вестись в восьми регионах России: Воронежской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях, Мордовии и Краснодарском крае.

Морской участок газопровода "Южный поток" пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции "Русская" на российском побережье до побережья Болгарии.

Общая протяженность черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина залегания газопровода в Черном море — 2250 метров.

Существует несколько вариантов маршрута "Южного потока" по дну Черного моря. В данный момент маршрут, проходящий через исключительные экономические зоны России, Турции и Болгарии, прорабатывается в качестве основного.

На сентябрь 2011 года доли в морском участке проекта "Южный поток" распределялись следующим образом: ОАО "Газпром" — 50%, итальянская компания Eni — 20%, немецкая компания Wintershall Holding и французская энергетическая компания EDF — по 15%.

На территориях стран Южной и Центральной Европы рассматриваются два возможных маршрута прокладки газопровода: северо-западный — в направлении Словении и Австрии через Болгарию, Сербию и Венгрию, а также юго-западный — в Грецию и Италию. От основной трассы европейского сухопутного участка "Южного потока" будут сделаны отводы в Хорватию и Македонию.

Предполагается, что газопровод по 15,57 миллиарда кубометров каждая. Ввод первой из них пока запланирован на декабрь 2015 года, вывод на полную мощность (63 миллиарда кубометров) ожидается к 2018 году. Ориентировочная стоимость "Южного потока" составляет 15,5 миллиарда евро, 10 миллиардов из которых приходится на морской участок, а 5,5 миллиарда — на сухопутный.

В целях реализации европейской сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией.

В 2011-2012 годах Черногория и Республика Сербская изъявили желание принять участие в проекте. Было принято решение разработать технико-экономические обоснования строительства газопроводов-отводов в эти страны.

21 ноября 2011 года был введен в эксплуатацию первый объект "Южного потока" — подземное хранилище газа "Банатский Двор" в Сербии, которое является одним из крупнейших объектов хранения газа в Юго-Восточной Европе.

В третьем квартале 2011 года была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования (ТЭО) "Южного потока", объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы. В сводном ТЭО представлены основные технические решения по проекту с обоснованием их осуществимости, оценка экологической безопасности и мероприятия по охране окружающей среды, оценка экономической эффективности проекта с учетом капитальных и эксплуатационных затрат.

В январе 2012 года в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина был одобрен подробный план мероприятий, позволяющий приступить к ускоренному строительству газопровода "Южный поток" не в 2013 году как планировалось, а уже в декабре 2012 года.

Окончательное инвестиционное решение по "Южному потоку" будет принято в ноябре 2012 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди , а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас .

Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy ), сообщил «Газпром».

«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос .

Напомним, что «Посейдон» (Poseidon ) — это морская часть проекта ITGI , из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.

В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.

После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell .

Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart , премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.

Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?

— О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов .

— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.

В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.

Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA .

При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».

Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.

«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?

— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.

Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена ​Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года​. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.

Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.

Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.

«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?

— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.

С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.

Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.

«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?

— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…

— «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник .

— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».

«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.

Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.

С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.

На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.

Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.

Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…

По подводным газопроводам во всем мире ежесекундно перекачиваются миллионы кубометров голубого топлива. Только в Северном море проложено более 6000 километров газовых труб. На полную мощность запущен «Северный поток», и вот-вот начнется укладка труб «Турецкого потока» по дну Черного моря. А это очень непростая работа.

Работы по прокладке начинаются с разведки морского дна по всей протяженности будущего газопровода. Препятствия могут быть самые разные — от крупных валунов, до затонувших кораблей и невзорвавшихся боеприпасов. В зависимости от сложности препятствий, их устраняют или обходят. Так же определяются места заглублений трубопровода в грунт.

Вслед за «подводной разведкой» идет, вернее плывет, судно-трубоукладчик – гигантское плавучее сооружение, осуществляющее непосредственную укладку труб на морское дно. На его борту смонтирован специальный конвейер, где трубы свариваются. После проверки сварочных швов ультразвуком и нанесения специального антикоррозийного покрытия начинается погружение.

Оно осуществляется с помощью специальной стрелы – стингера, обеспечивающего погружение труб под определенным углом, исключающим деформацию металла.

Что интересно, укладка труб начинается в море и может одновременно проводиться на нескольких участках, которые затем соединяются между собой. На берег уложенные в море трубы вытаскиваются с помощью прочных металлических тросов и затем производится «захлест» — соединение с сухопутной частью газопровода.

Сегодня, 7 мая началась укладка газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Накануне 4 мая Владимир Путин дал добро Алексею Миллеру на начало строительства морского участка.

«Турецкий поток» – это экспортный газопровод из России в Турцию и Европу с совокупной пропускной способностью 31.5 млрд. куб. газа в год. Две нитки газопровода (одна для поставок в Турцию, вторая для Европы) будут проложены по дну Черного моря от побережья в районе Анапы к турецкому городу Люлебургаз. Планируется, что первый газ по новому экспортному маршруту поступит к концу 2019 года.

Морскую прокладку будет вести суда компании Allseas – Audacia и Pioneering Spirit. Эта же компания выиграла тендер на укладку первой нитки газопровода «Северный поток 2». На данный момент по всему миру компания уже проложила более 20 тысяч глубоководных трубопроводов.

225 метровое трубоукладочное судно Audacia будет вести работы на небольших глубинах.


На глубоководных участках будет работать самое большое в мире строительное судно Pioneering Spirit. Это двухкорпусной катамаран длинной 382 метра и грузоподъемностью 48 тысяч тонн. Стоимость судна составляет почти 3 миллиарда долларов.


Любопытно, что первоначально судно назвалось Pieter Schelte, в честь отца владельца компании Эдварда Херема (Edward Heerema), однако было переименовано в Pioneering Spirit из-за скандала, вызванного прошлым Питера Шелте Херема (был высокопоставленным членом Waffen-SS).

Навигация по записям

Последние новости раздела

    Глава Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании Центр (МРСК Центр – часть Россети, снабжение энергией 26 млн. россиян) Игорь Владимирович Маковский рассказал, как цифровизация повлияет на развитие…

    По данным французской организации “Сеть электроснабжения” (Réseau de transport d’électricité или RTE), закрытие угольных электростанций во Франции может произойти после 2020 года, если соответствующий проект…

    Сотрудничество в области топливно-энергетического сектора (ТЭК) ведущие политики и эксперты отрасли обсудили на флагманской конференции Ассоциации Европейского Бизнеса “Приоритеты развития российской экономики и европейский бизнес”….

Популярное за неделю


  • Российская система качества (Роскачество) провела исследование очередной группы товаров и составила рейтинг бутилированной воды. Для этого специалистами организации было закуплено около 60 образцов негазированной воды...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!