Щетинин Михаил Петрович — создатель Русской родовой школы. Щетинин михаил петрович Школы подобные лицею щетинина

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - экспериментальная общеобразовательная школа, созданная в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. ТАКИМИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ВСЕ НАШИ ШКОЛЫ!

Михаил Щетинин известен на всю Россию тем, что использует новаторские методы в педагогике, которые способствуют раннему творческому развитию. Его ученики в 14 лет заканчивают среднюю школу, а к 18-20 годам имеют по три высших образования.

Его опыт и его педагогические находки изучают педагоги разных стран.
Неоднократно он становился «Человеком года» в сфере образования.

Всемирная организация ЮНЕСКО трижды признавала разработанную им систему образования лучшей в Мире и занесла имя М.П.Щетинина в список величайших людей ушедшего тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

В тоже время, на эту школу наложен информационный запрет (по телевидению о ней почти ничего не рассказывают). И не мудрено, ведь в этой школе обучение коренным образом отличается от повсеместно внедренной системы зомбирования и создания из детей невротиков. В школе Щетинина дети обучают детей. Школьную программу проходят за 1-3 года.


Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах:

Первый из них - это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Духовность не декларируется на уровне правил и нравоучений, а демонстрируется собственным поведением взрослых и детей.

Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний - устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам всё, что относится к изученной теме. Быть учителем очень ответственно и почетно.

Третья основа жизни в школе - это любовь к труду. Ученики своими руками, в буквальном смысле этого слова, строят окружающий мир, в котором живут. Они гордятся своими реально полезными для жизни достижениями. Чувство прекрасного, видение красоты в окружающем, проявление творчества во всех аспектах повседневной жизни, а также, мощная физическая подготовка на основе русского рукопашного боя как способ самозащиты и помощи снятия агрессии нападающего - еще две сферы, которые не остаются без внимания в этой педагогической системе, а занимают очень важное место.

Школе Щетинина в Текосе, а точнее – лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков уже 20 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин.

10 советов от учителя, преподававшего в школе М.П.Щетинина историю:

1. Урок начинается с ИНТЕРЕСА ученика к предмету.

2. Прежде, чем объяснить, ОБРАДУЙТЕ.

3. После того, как ученики заулыбались, ЗАИНТРИГУЙТЕ.

4. После того, как заинтриговали, ОБЪЯСНИТЕ, зачем это им нужно.

5. Передавайте своё УДИВЛЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ тем, что вы объясняете.

6. Запоминается НЕОЖИДАННЫЙ ПРИМЕР.

7. Запоминается НАГЛЯДНОЕ и то, что МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

8. Высший класс – когда ученик хочет ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ вашу информацию и ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ.

9. Хотят учиться не у того, кто хорошо знает предмет, а у того, кто показал, как он НУЖЕН УЧЕНИКУ.

10. Урок – не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся ХОРОШО ВМЕСТЕ. А что ещё и полезно – это следствие!

Более подробно о школе Щетинина, о ее философии, о том, как проходит учебный процесс, об успехах выпускников школы вы узнаете из этих видео.

Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской академии образования – автор методики "погружения", создатель экспериментальных школ гуманистической ориентации.

Основные принципы обучения в данной системе:

Каждый человек ("чело веков", то есть ум столетий) - источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.

Опора на понятие доминанты, введённое русским учёным А.А. Ухтомским. Концентрация содержания (конценты) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.

Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы человека: годовые, недельные, индивидуальные).

В основе школы М.П. Щетинина лежит система "погружения" . Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное "погружение" в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: "тихие - громкие", "образные - логические" и т.д.

Система ученических кафедр - форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), углубляются в изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

На выбранной кафедре дети могут "погрузиться" в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельности:

    Я учусь (изучаю предмет).

    Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).

    Я учу (взаимообучение учеников).

    Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих "погружений" проводятся в разновозрастном режиме. Например, в "погружении" по одному разделу курса (например, механика в курсе физики), одновременно участвуют школьники 7-10-х классов, но каждый из них участвует в "погружении" по данному разделу первый, второй, третий или четвёртый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга.

Элементы педагогической системы "погружения":

    чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;

    многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;

    наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников обеспечиваются либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие - организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;

    систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем - концептов ;

    совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;

    система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Система обучения методом "погружения" реализована в различных вариантах в других школах альтернативного типа: школа № 14 г. Тула (Е.В. Сковин), школы г. Красноярска (Г.М. Вебер, И.Г. Литвинская), Школа самоопределения г. Москва (А.Н. Тубельский) и др.

Школа свободного развития.

Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей, выразилось в создании и реализации модели Школы свободного развития.

В основе этой школы лежат идеи Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения. В начале 1990-х годов эти идеи получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. В разных городах стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А. Николаевы, г. Москва), Школа "Диалог" (Е. Букова, г. Сосновый Бор Ленинградской обл.), Школа интенсивного развития (М.Т. Сочень, г. Пермь), Лицей "Троице-Лыково" (О. Цой, О. Проценко, г. Москва) и др.

Теоретико-дидактические направления, учебные программы и методические условия обучения как свободного развития разработаны в авторской школе доктора педагогических наук А.В. Хуторского (п. Черноголовка Московской обл.), на базе которой с 1992 по 1997 г. велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов.

Концепция Школы свободного развития:

    Предназначение человека - выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

    Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка.

    Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен.

    Развитие творческих способностей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.

    Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.

В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах - не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учётом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.

Каждый день в школе проводится специальное занятие - рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.

Начиная с 1-го класса, ребёнок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углублённую индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своём счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издаёт сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Даётся перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.

Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах.

Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всех учителей. В ходе обучения эти установки корректируются с учётом конкретных условий и детей.

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины - метапредметы , которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия - в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов.

Русская школа.

Автор: Иван Фёдорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращённую в будущее.

В основе Русской школы - три идеи:

    Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.

    Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.

    Самоусовершенствование человека (Л.Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.

Целевые ориентиры. Образование русского человека с национальным духовным характером.

Концептуальные положения.

    Русская школа - средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

    Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

    Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

    Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.

    Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого - широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие - это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Школа диалога культур.

Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ним диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М.М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В.С. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С.Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих концептуальных идеях :

Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

Структура школьного обучения:

1-2 классы: обучение строится вокруг "точек удивления", которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. "Точки удивления" обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3-4 классы: античная культура во всей совокупности её форм. Но это не "погружение" ученика в античность с потерей его "всенаходимости", а диалог с ней. Эйдетическое (образное) мышление.

5-6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7-8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум - это всё.

9-10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11-й класс: специальный диалогический класс.

Автор программ для каждого класса - сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную "проблему-воронку", которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог - форма организации обучения; б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

    Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

    Смысл занятий - в постоянном воспроизведении ситуации учёного незнания, сгущение учеником своего видения проблемы.

    Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

    Позиция учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

    Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Школа самоопределения.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Принципы школы самоопределения.

    Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.

    Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

    Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

    Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.

    Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учёбы или работы.

    Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в котором ребёнок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создавать насыщенную среду - пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребёнок сможет образовывать себя.

    Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учителей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счёта, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении "пробы сил" подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору , а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведётся по индивидуальным учебным планам , которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены "интенсивы", где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является "погружение" , когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачёта вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателем дети "проживают" различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времён года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребёнка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер , когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитьё и конструирование одежды, кулинария, художественные ремёсла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика , в которой отмечаются продвижения ребёнка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учёбы, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Самостоятельная работа № 7.

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Инновация -…………………………………………………………………………

Типы школ -………………………………………………………………………..

Альтернативная школа - …………………………………………………………

Модернизация образования - …………………………………………………………

Интеграция образования - ……………………………………………………………

Задание № 2.

● Используя научную и научно-методическую литературу,

а) выпишите основные подходы к пониманию термина "инновация";

Критерии инноваций

Виды нововведений

Сфера осуществления новшества

(что обновляется в образовании?).

Способ возникновения новаторского процесса.

Широта и глубина новаторских мероприятий.

Основа, на которой возникают новшества.

Задание № 3.

Познакомьтесь с целями и основными принципами государственной политики в области образования, зафиксированными Законом РФ "Об образовании" :"Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

● Ответьте письменно на вопрос: какие нововведения в сфере образования отражены в данных положениях Закона? Приведите примеры, подтверждающие сущность ваших выводов.

Задание № 4.

Проанализируйте схему финансовых потоков в системе общего образования, предложенную П.И. Пидкасистым.

● Перечислите новшества в сфере финансирования образования.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

Задание № 5.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент об инновационных процессах в педагогической практике и образовании:

"В последние годы у нас в стране идёт стихийный поиск новых форм на разных уровнях образования. Можно приводить примеры возникновения альтернативных школ, гимназий, лицеев, колледжей, создаются различные концепции в поисках оптимальных путей развития школы. Однако все эти эксперименты не носят системного характера и нацелены, как правило, только на "элитарное" образование. Поэтому массовой школой, работающей в рамках традиционной парадигмы образования, любые такие нововведения отторгаются. С другой стороны, поскольку элитные школы находятся в образовательном пространстве, сформированном на основе чуждой им парадигмы, то они вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления и включать новые, нужные им предметы, в добавление к традиционным, а новые формы пытаться приспособить к старому содержанию. Это в лучшем случае ведёт к сильной перегрузке учащихся, а в худшем сводится к смене вывески."

(О.П. Морозова. Педагогический практикум.)

● Ответьте письменно на вопросы:

    Насколько правомерно утверждение подобного рода?

    Существуют ли сегодня реально функционирующие образовательные модели школ, которые снимали бы обозначенные противоречия?

Аргументируйте свою точку зрения.

В прошлом году, отдыхая на Чёрном море, я случайно побывала в Школе Щетинина. Она находится в посёлке Текос Краснодарского края. Я, например, об этой школе узнала впервые. Ни о чём подобном до этого не слышала.
Тому, кто интересуется эзотерикой, наверное, известна книга В.Мегре "Анастасия". Говорят, что там про эту школу упоминается.
Щетинин - это один из профессоров-педагогов, которым ещё в 70-х годах поставили задачу создать школу будущего. Школу 21 века. Кажется, он единственный, кто довёл это дело до конца.

"Щетинин, с нашей точки зрения, совершил величайшее образовательное открытие, которое, конечно, осталось незамеченным его погромщиками. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, программа, учебные предметы здесь есть, ребята изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом. И еще: все говорят о том, что дети разные и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование."

Экскурсию нам проводили сами дети и они же рассказывали нам (небольшой группе, бОльшая часть которой очень увлекается всякими этакими "знаниями") о своём житье-бытье. Вот что я узнала.
В этой школе учителями являются сами дети. Восьмилетний ребёнок может быть учителем, к примеру, четырнадцатилетнего. Все корпуса построены детьми (причём очень красиво, настоящее деревянное зодчество). Занимаемая площадь небольшая. Но всё так уютно. И внутри корпусов очень интересно и необычно: картины на стенах и великолепные (мне понравилось) фрески.








"Понять что-нибудь с налету тут невозможно. Просто ходишь и смотришь, с вытаращенными глазами и открытым ртом. И глазам действительно не веришь.
Едва заметный поворот с трассы - и сразу изумление: крепкий каменный терем в три этажа, чем-то важным решительно отличающийся от примелькавшихся коттеджей наших нуворишей. Этот дом-дворец дышит индивидуальностью и обаянием ничем не стесненного вдохновенья (позднее пойму - его же построили дети!).
Минуем дворик-столовую, переход, еще дворик, парадное крыльцо... Всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - запечатленный поиск красоты. Одна из формул Щетинина: "Художник всегда прав". "Ничего не перерисовывайте, не переделывайте", - говорил он, пока строились. И прихотью ребячьих вдохновений где-то брызнула на стену золотая осень, рассыпались по крыше звезды, на полу распустились цветы...
И на всем - ни пылинки. Дежурные без устали, чуть не за каждым проходящим моют и вытирают мостовые, ступеньки, паркет. Обычно это шокирует "экскурсантов". Напрасно! Разве не естественно для художника холить свое творение? И разве не естественно для людей, которым поручено поддерживать чистоту, честно ее поддерживать?
То же, кстати, можно сказать и о местном обычае здороваться со всяким встречным. Так исстари велось в любой русской деревне. Это в городах мы совсем уже чокнулись: заходимся теперь от восторга при виде элементарной нормы. Иное дело, что Щетинин сумел опоэтизировать эту норму в глазах детей. По нему, говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться. Более того, мы "пробуждаем среду" - содействовать ему в этом...
За теремом - "танцплощадка". Доски пригнаны безупречно. Деревья не вырублены - окружены настилом, отчего стволы их становятся как бы колоннами, а кроны - узорчатыми сводами этого лесного зала. Здесь проводятся занятия по хореографии и рукопашному бою, "огоньки", "круглые столы", общие сборы. Здесь на ночь рассказывают сказки. Или смотрят по видику фильм. Как правило, хороший, отечественный, с добрым смыслом.
Дальше - поляна с теремами поменьше, жилища холостого "педсостава", юношей и девушек, зачастую в свои 15-18 лет имеющих высшее образование, а то и не одно. За поляной идет стройка. Школе нужны жилье, библиотека, мастерские, спортзалы... За стройкой лес, ручьи, озера... "Текос" - в переводе с черкесского -"Долина красоты"

Эти позитивные цитаты я взяла здесь www.rodova.narod.ru
Мы спрашивали у ребят, бывает ли отсев из школы. Они ответили, что как такового отсева нет. Он происходит сам собой. Некоторые не выдерживают ритма, некоторые очень скучают по своим домашним. Там мы встретили одну маму, которая рассказала, что приехала из какого-то далёкого города (уже не помню какого). Снимает в посёлке квартиру или дом и уже года 3 живёт рядом с дочерью.
Нашей группе повезло. Мы встретили самого Щетитнина. Нас было человек 12. И всех нас он пригласил к себе в гости.. в кабинет. Усадил за круглый стол. Такой приятный в общении человек. Чем-то напомнил мне любимого с детства Доктора Айболита. Очень много всего интересного рассказывал. Даже как-то завораживал что ли.
Ещё немножко поцитирую. Это почти то, что Щетинин рассказывал нам лично.
- Михаил Петрович, как все началось, как родилась идея такого центра?
-Я думаю, мы не начинаем, мы скорее продолжаем, то, что в веках делали наши пращуры. Мы, мне кажется, ничего не выдумываем, мы идем от ребенка. Возможно, во мне сохранился ребенок, память, начало. В детстве я много мечтал, тогда не было телевизора в доме. У нас была большая библиотека, отец собирал нас и читал, а мы слушали. А потом я засыпал под отцовское чтение, и сон продолжал по-своему перестраивал образы. В раннем возрасте (я начал читать около четырех лет, когда букварей не было) я читал художественную литературу, классику. А потом рассказывал сверстникам, старшим, но чаще всего я фантазировал, выдумывая истории. Знаете про что? Про нечто то, что происходило, происходит, и будет происходить, как бы включаешься в образность Трои, так все наши пращуры работали. Сказки как бабушка рассказывала? Она играла по случаю происходящему, она их не выдумывала, она вслушивалась в информационное поле жизни, Вселенной и транслировала. И так все дети.

Михаил Петрович, по какому принципу Вы отбираете будущих воспитанников? Это жизненный опыт или Вы экстрасенсорными способностями обладаете?
- Мне кажется, я очень простой человек. Как все простые люди, я обладаю удивительным даром видеть, потому что не видят люди, возомнившие о себе, что они представляют из себя большее, чем обыкновенный человек. Вы замечали, что мудрые люди, как правило, простые люди, а когда у человека не хватает ума, он начинает дорабатывать отсутствием простоты. Я бы очень хотел, чтобы Вы на меня смотрели как на простого человека, я иду от здравомыслия. И точно так же, когда встречаем людей здесь, мы хотим найти в них основы для простого здравого видения мира, ищем в человеке сопереживание. Для нас очень важны мотивы учения. Я только что смотрел девочку, я взял баян и стал петь песню: "Ой, да не вечер, то не вечер". (Я казак, эта песня казачья). Мне важно, как она чувствует народную музыку, народную песню, жива душа или нет. Смотрю, она чувствует. Играю "Славянку", она плачет, значит, жива родовая память. Человек ведь информационная система. Когда начинаешь трогать информацию, то видно сразу соответствие информации. Никак он ничего не сделает из себя, ежели в информационном плане устремлений он не адекватен, у него другие интересы, другие потребности, другое информационное пространство. Потом, насколько подтверждены первые посылки, видно в процессе обычного простого труда: как чистит картошку, как моет пол. Если он занимается выбранным предметом самозабвенно, как делом своей жизни, если он, чтобы ни дела, делает качественно, это тот человек, который должен здесь быть. самое главное, чтобы все, что он делает, делал для другого. Если я как часть мира работаю на мир, то я весь мир, я огромен. Я большой, я созвучен ему, и тогда он через меня себя представляет. Я люблю этот образ, когда клетка работает на тело, тело работает на клетку. Закон целого. Но кто бы к нам ни попадал, мы стараемся работать качественно, даже, если это три дня. Направление всех наших усилий, чтобы человек, уходя отсюда, не бросал нас мысленно, чтобы шел, работал, чтобы уходил не униженный, а с чувством благодарности.


Ещё он интересно рассказывал, что каждое поколение несёт в себе информацию о своих прадедах. И поэтому в школе дети воспитываются на рассказах, фильмах и песнях времён Отечественной войны.
Любезно сфотографировался вместе с нами. Но что-то случилось с моим фотоаппаратом. Именно в этот момент он отказался работать.
В общем, лично мне всё это напомнило старые фильмы из серии "Отроки во Вселенной".

Но это всё позитив. По приезду домой я порылась в Интернете, чтобы поискать, что пишут про эту необычную школу. И натолкнулась на множество отрицательных, негативных высказываний. Вот, к примеру, статейка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА: ВЗГЛЯД СВЯЩЕННИКА...
ПОД КОЛПАКОМ
"Школа Щетинина" - замкнутая на себе система, которая потребляет то, что порождает: закончившие эту школу становятся ее преподавателями. Не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами. "Студенты вузов" проходят очно-заочное обучение, не выходя из стен школы.
В школе Щетинина применяется метод "вызова на круг", когда провинившийся оказывается перед лицом всей группы, настроенной к нему отрицательно и выражающей свое порицание. Всякое несоответствие предписанной модели поведения расценивается как "жидовство" (!?) и подлежит осуждению всей группой. При этом возраст проявившего "жидовские" качества не играет никакой роли: и взрослый человек, и ребенок подвергаются одинаковым по строгости мерам.
Вся информация, проникающая внутрь "группы Щетинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы, как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щетинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока.
Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". Эта концепция заставляет адепта неадекватно воспринимать свою роль в ситуации: так, 6-летний мальчик в день своего рождения "на вопрос: "Сколько тебе исполнилось?", ответствовал: "Много. За мною - века. Я княжьего (?) рода". И все как один члены группы Щетинина не мыслят себя в иной роли, кроме как "спасителей России", хотя, будучи оторваны от реальной жизни, навряд ли представляют, что на самом деле требуется сейчас России. Уход из "группы Щетинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован, вплоть до того, что не имеет никакого опыта обращения с деньгами.
Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. Известны случаи, когда давно желающие вступить в брак ученики его комплекса не делают этого только потому, что не имеют санкции "Учителя". С другой стороны, имеются примеры браков, заключенных на основании одного лишь "благословения" лидера группы. Одним из показаний для вступления в брак является возможность поездки супругов в родные места на жительство с целью создания там филиала щетининской школы. Вообще в публикациях, освещающих "щетининскую" тему, слово "семья" встречается только по отношению к "группе Щетинина". Ситуация, впрочем, не новая. На семью покушается всякая тоталитарная идея. Все описанное дает основания усмотреть в "группе Щетинина" типичные признаки тоталитарной секты. Единственное, что формально отличает ее от религиозной организации, - отсутствие строго сформулированного религиозного учения. Но секта, которая маскируется под школу духовного развития и кулачного боя, опасна не менее, если не более.
отец АЛЕКСЕЙ (Касатиков)

И под статьёй совсем уже нелицеприятные отзывы.
Или вот тут (если кого заинтересовало): http://www.sektam.net/modules.php?name=News&file=article&sid=550
Не хочу судить или осуждать. Но знаю точно, что своего ребёнка я бы туда ни за что бы не отдала. Даже если бы моя дочь подошла бы подо все их (школьные) стандарты и даже, наверняка, если бы мне никогда бы не довелось читать такие отрицательные отзывы.

Щетинин Михаил Петрович известен своими громкими высказываниями о том, как правильно следует воспитывать будущее поколение. По его словам, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность проживать это время в полной мере без каких-либо существенных ограничений

Щетинин считал, что дети должны сами выбирать какой деятельностью хотят заниматься. Свобода в принятии такого рода решений даёт право ребёнку чувствовать свою самостоятельность, определять дальнейшие пути развития. Ученики должны не поверхностно изучать предмет, а углубляться в основы, применять знания на практике.

Несмотря на критику, которой подвергалось его учение, Михаил Петрович был удостоен множеством наград, в том числе очень престижных для педагога. Начиная с 1976 года, ему были вручены многочисленные грамоты и медали. Значок Отличника народного просвещения он получал два раза в 1978-ом и 1981-ом годах. Стоит отметить, что Премия Ленинского комсомола, которую Щетинин получил за работу в области педагогики, в то время выдавалась за выдающиеся достижения и большой вклад в развитие науки и культуры.

Биография Щетинина Михаила Петровича практически вся основана на педагогической деятельности. В самом начале своего профессионального обучения у него уже наблюдалась склонность к преподаванию. Зарождение идеи о правильности системы образования происходило постепенно, накапливая опыт и знания из практической деятельности.

Щетинин родом из Дагестана, родился в небольшом селе Новый Бирюзяк. Отец был потомственным терским казаком, поэтому уже с малых лет Михаил Петрович знал, что такое воспитание и как правильно надо себя вести. Поэтому в 1962 году без колебаний отправился служить в армейских войсках.

Обучение Щетинин начинал в музыкальном училище, однако окончить его не получилось из-за внезапной болезни рук. Тем не менее, свою судьбу Михаил Петрович всё же хотел связать с музыкой, поэтому в последствие начал преподавать в музыкальной школе, успевая при этом учиться в педагогическом институте на заочном отделении. Считается, что именно тогда начались зарождаться идеи об экспериментах, связанных с обучением.

Первые опыты новой системы образования были начаты, когда Щетинин Михаил Петрович стал директором музыкальной школы в городе Кизляр. Тогда он создал первый в своём роде лицей искусств, при этом координируя свои действия с обычным общеобразовательным учреждением. В то время можно было говорить о первом удачном опыте, когда отстающие ученики начали улучшать свои показатели в обучаемости.

После того как эксперимент подошёл к концу, Щетинина назначили директором образовательного учреждения в поселке Ясные Зори. К тому времени он успел окончить обучение в музыкальном педагогическом училище и получить диплом преподавателя. Сам Михаил Петрович часто предпочитал в качестве музыкального инструмента баян.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Щетинин Михаил Петрович определил, что изначально личность должна воспитываться на четырёх основах: наука, культура, созидание и физкультура. Новшество его идеи заключалось в том, чтобы при прочей занятости ученикам выделялось время на небольшие насыщенные уроки по различным направлениям. Таким образом, создавалась своеобразная атмосфера погружения в обучение.

Вскоре Щетинину присваивают звание научного сотрудника Академии педагогических наук (АПН), и о школе узнают в Москве. СМИ, выяснив о странных, по их мнению, подходах к обучению, применяемых в стенах учебного заведения, обрушились шквалом критики и высказывались о ней не лучшим образом. Это дало толчок к тому, чтобы было принято решение о закрытии центрального школьного комплекса.

После случившегося Щетинина направляют на Украину, где он должен возглавить научный отдел по основам продвижения своего эксперимента в условиях школы-интерната. В основном такая возможность была дана ему для того, чтобы власть могла удостовериться в провальности идеи и её бесполезности. Несмотря на это Михаил Петрович продолжает внедрять методику погружения в процессе обучения. Вскоре об этом эксперименте узнаёт всё больше людей, а вскоре весть разносится по всей стране. К сожалению, Министерство образования не нашло положительных моментов в данном эксперименте, и было принято решение о закрытии школы.

В связи с произошедшими событиями Щетинину не разрешают заниматься педагогической деятельностью. Он принимает решение отправиться в Москву, где устраивается на должность старшего сотрудника Научно-исследовательского института АПН. Годы, проведённые на этой работе, дали возможность Михаилу Петровичу обобщить результаты своего эксперимента, которые впоследствии были изданы в формате книги «Объять необъятное».

Скачать, которую в. pdf формате вы можете по ссылке: « »

Воодушевившись новыми идеями воспитания молодёжи, несколько членов Центрального комитета помогают Щетинину попасть на должность директора школы, расположенной в Краснодарском крае. После его прихода учреждение сразу реорганизуется, начинают внедряться новые методики. Со временем родители, не поддерживающие взгляды директора, настаивают на возвращении к классическому варианту обучения, после чего учреждение делится на две части.

Школа Щетинина помогла ему стать генеральным директором Центра всестороннего обучения молодёжи. Рядом с Михаилом Петровичем начинают появляться сторонники его теории, организуется коллектив единомышленников, возникают связи с высшими учебными учреждениями, оттачивается система обучения методом погружения. В 91-ом году Щетинину присваивается звание академика.

Однако, несмотря на большое развитие и продвижение идей Центра, некие противоречия периодически возникают. В связи с этим Щетинину со своими коллегами и парой учеников пришлось переехать в небольшой посёлок, расположенный рядом с городом Геленджик Краснодарского края. На месте разваленного заброшенного помещения для солдат была создана интернатная Русская родовая школа.

К началу 21-го века она приобрела широкую популярность и начала позиционироваться как образовательное учреждение современности. Данная школа была признана не только обычными гражданами, но и всемирно известной организацией ЮНЕСКО. В наше время этим лицеем до сих пор руководит Щетинин.

Основные принципы системы учения Щетинина Михаила Петровича

Поскольку основные принципы, методики Щетинина направлены на создание идеального ученика, его систему можно отнести к философской. Сотворение цельной, увлекающейся спортом, обладающей творческими способностями, к тому же умной личности – главная цель, к которой стремятся преподаватели в рамках системы Щетинина.

В чём основные идеи педагогики по данной методике:

Саморазвитие

Человек изначально с самого рождения имеет все возможности для того, чтобы успешно развиваться в любой сфере деятельности. При должном преподавании и правильно составленном учебном плане можно дать ребёнку максимум ресурсов как физических, так и умственных для реализации саморазвития.

Воспитание

Оно не должно ограничиваться или каким-либо образом ущемлять права ребёнка. Лучше, если воспитание будет проходить при максимально возможном уровне свободы. Это необходимо для того, чтобы личность могла успешно самореализоваться в будущем.

Природные данные

Следует учитывать все наклонности ученика, дарованные ему от природы. Если данные характеристики направить в нужное русло, то можно получить превосходный результат не только в обучении, но и в становлении личности в целом. Саморазвитие, основанное на природных данных, позволяет дать ребёнку возможность быть самим собой и при этом развиваться по собственному пути.

Индивидуальность

Каждый человек уникален, и способности к обучению у всех разные, это обязательно стоит учитывать в преподавании. Необходимо чётко понимать, что кто-то усваивает материал быстрее, кому-то на это стоит потратить больше времени. Индивидуальный подход к ученикам позволяет стимулировать в них способность к обучению.

Если дети будут сами способствовать созданию системы обучения, то смогут контролировать личностное саморазвитие. Школа Щетинина позволяет ребятам учиться в атмосфере полного сотрудничества и взаимопонимания. Её главные особенности заключаются в следующем:

Нравственность

Становление духовных начал в ребёнке закладывается не методом наставлений, а через созданный образ жизни. Т.е. человек воспитывается в атмосфере нравственности и взаимоуважения. Изначально созданная обстановка способствует развитию лучших личностных качеств для цельного саморазвития.

Познание

Человек не устаёт от получения знаний, а, наоборот, стремится узнавать каждый день что-то новое, потому что видит на собственном примере, как это положительно сказывается на общем развитии. Чередование занятий с использованием методики полного погружения позволяет максимально вовлечь ребёнка в процесс образования.

Духовность

Для достижения наибольших результатов необходимо с ранних лет приучать ребёнка к стремлению к прекрасному. Гармония души и тела позволяет детям чувствовать себя уверенно и не уставать во время обучения. Если видеть прекрасное даже в самом безобразном, то можно преодолеть практически любые проблемы, поскольку они больше не будут иметь власти над человеком.

Трудолюбие

Если любить только некоторые виды сфер деятельности, то можно чувствовать себя некомфортно при выполнении нелюбимой работы. В то время как любовь к любому труду даёт возможность выбрать среди широкого спектра деятельности. Такая тактика позволяет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Физподготовка

Физическая активность играет большую роль для становления полноценной всесторонне развитой личности. Если регулярно заниматься борьбой в целях самозащиты, то можно быть уверенным, что ребёнок в будущем сможет постоять за себя и защитить свою честь. К тому же занятия физкультурой помогают расслабиться и немного отвлечься от основной учёбы.

Школа Щетинина даёт своим ученикам возможность получить комплексное образование, когда общность мировоззрения тесно сплетается с фундаментальной основой знания. Благодаря цельному образовательному пространству ученики:

— мыслят продуктивно и много размышляют обо всём, в чём они заинтересованы;

— имеют навыки преподавания, которые позволяют им без труда донести полученные знания до других;

— легко находят общий язык с окружающими людьми и способны правильно организовать своё время, чтобы быть наиболее продуктивными;

— ведут себя открыто с другими людьми, готовы всегда прийти на помощь в сложной ситуации;

— имеют наклонности с творческой деятельности, способны практически в любых новых начинаниях;

— понимают, что такое ответственность и соблюдают все нравственные и духовные правила поведения.

Главные особенности школы Щетинина

Открытие уникальной школы стало конечным итогом всех экспериментов, проводимых Щетининым. Основная суть его учений заключалась в том, что образовательное учреждение не должно лишь помогать учиться детям, лучше, если оно будет стимулировать к саморазвитию, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Когда Щетинин Михаил Петрович создавал Русскую родовую школу, в первую очередь он хотел сделать её своеобразной базой для подготовки детей к реальной жизни, чтобы они действовали здесь и сейчас. Основная суть этой школы – восприятие человека как частицы Вселенной, у каждого должно быть понимание и принятие единого целого в существующем бытие. Другими словами, начиная с собственного саморазвития, человек вносит вклад в общее дело.

В школе очень трепетно относятся к изучению истории Российского государства, давая понять детям, что основа народности базируется на знании предков. Именно поэтому школа называется Русской. Бережное хранение истории помогает воссоздать образ гордого славянина и лучше понять прошлое страны.

Родовой школа была названа потому, что духовное начало человек берёт из памяти о своих предках. Обращаясь к роду, он начинает воспитывать в себе чувство уважения к старшему поколению. Одна из целей школы – помочь детям укрепить связь с родителями любовью и преданностью. Ребёнок должен быть горд своим происхождением и с честью относиться к собственной фамилии, данной при рождении.

Важно понимать, что школа Щетинина базируется в основном на деятельности детей. Преподаватели выполняют здесь лишь консультирующую роль и направляющую. Можно сказать, что ученики предоставлены сами себе в том плане, что вольны определять самостоятельно уровень обучаемости. Однако они понимают, что если человек хочет успешно самореализоваться, то он должен приложить для этого максимум усилий. Для этих целей в школе предусмотрены различные помещения для занятия хореографией, спортом, кулинарией, производством молока, творчеством и многие другие.

Учебные занятия могут проводиться в любом удобном для этих целей помещении и даже на свежем воздухе. Дети самостоятельно изучают школьные предметы, обращаясь к преподавателям за консультацией и разъяснениями. Одними из главных учебных занятий являются история, русский язык и литература. В среднем урок длится около 30-ти минут, это время считается наиболее предпочтительным для того, чтобы отлично усвоить материал и при этом не устать. Домашних заданий нет, что даёт возможность преподавателям определять наклонности и желания детей, помогая развиваться им в разных направлениях.

Заключение

Школа Щетинина отзывы в основном получила положительные, однако нашлись недоброжелатели, которые считают этот учебный центр тоталитарной сектой, а учеников называют её адептами. Стоит понимать, что такая школа является чем-то новым и поэтому относиться к ней стоит с пониманием. Популярность лицея в настоящее время выросла настолько, что конкурс для желающих здесь обучаться очень большой – 13 человек на место.

О школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края не знает только ленивый - слава о ней разнеслась далеко за пределами края, по всей России и за рубежом. Не проходит и дня без гостей: учителя из Сибири, Дальнего Востока, Урала, Заполярья едут сюда, чтобы самим стать на время учениками.
Чтобы понять - что же это за чудо, школа Щетинина…

Увидеть этот залитый щедрым южным солнцем огромный двор, неожиданный, поражающий воображение комплекс зданий, весело поблескивающих разноцветной мозаикой, горбатые мостики во дворе и сказочные дорожки, которые выводят к раскидистым деревьям. Услышать звонкоголосый хор детей, поющих полузабытые щемящие песни о Родине, долге и чести. Почувствовать всем распахнутым ошеломленным сердцем всю новизну и непохожесть новаторской щетининской педагогики. Впитывать, и жадно ловить каждое слово автора этого - хочется сказать - учения, ведь в ней нет занудливых педагогических длиннот и описаний, в ней - глубокое уважение к Ребенку и понимание того, что Род и Любовь суть два главных помощника учителя. Осознать, что нет в мире учебников - как учить детей «по-щетинински», и этому можно научиться только вот так - сидя и стоя рядом с Учителем, вглядываясь туда, куда устремлен его иссиня-голубой взгляд, подпевая мелодии, срывающейся с кончиков его пальцев, хватая кисть или молоток - это уж как по надобности и вместе с детьми забираясь на крышу нового строящегося терема.

И все это время медленно, исподволь строить в душе образ своей новой Школы - школы будущего.

«Это удивительно, но мне сначала показалось, что я попала в какую-то другую реальность! - говорит Тамара Сергеевна Борисова, учительница младших классов из Горно-Алтайска. - Так не бывает! - хотелось мне сказать всякий раз, когда я видела нечто невообразимое в нашей обычной средней школе.
- Например?

Да вот даже как здороваются с учеником: «Здравствуй, великий!»…Или как дети сами изучают весь учебник и затем сами (!) преподают предмет в своих группах! Или как семиклассник без труда поступает в вуз! А как дети поют и пляшут! Профессиональным ансамблям за ними не угнаться! Словом, все здесь будоражит педагогическое сознание и заставляет понимать, что будущее образования здесь, а не в наших школах!…»

Тамара Сергеевна приехала сюда по поручению родительского комитета, финансировавшего всю неблизкую дорогу с одним условием: привезти щетининскую методику. Конечно, теперь она понимает, что это было наивным - думать, что за семь дней можно постичь то, что взращивалось десятилетиями. Но надо же с чего-то начинать! Почему бы и не с изучения методики преподавания предметов?

У Михаила Петровича Щетинина замечательное правило: не терять ни одной минуты на забывание учебного материала. Поэтому школьные предметы преподаются здесь по принципу «полного погружения». Например, изучение математики. Во-первых, «классов» как таковых нет. Есть лаборатории с углубленным изучением и разновозрастные группы. Ученики в таких группах проходят за учебный год весь курс за несколько «погружений». Каждое - сложнее предыдущего, а в конце - закрепление материала. Поэтому здесь возможно пройти весь школьный образовательный курс не за 11, а за 9 лет. А за оставшееся время «погрузиться», например, в высшую математику на уровне 2 курса института.

По аналогии напрашивается пример с ловцами жемчуга. Да, в этой методике тоже есть «жемчуг» - это самостоятельно добытое знание. Ребенок не просто «проходит» предмет, он занимается исследованием. Поэтому в школе Щетинина нет оценок - как можно оценить исследовательский труд, где отрицательный результат - крайне важен, поскольку позволяет приступить к отработке следующей модели! Да и возможно ли это - оскорбить своего соратника по исследованию какой-то балльной отметкой?! И вот здесь мы подходим к главному отличию щетининской школы.

Дети у Щетинина - особенные . Спокойные, излучающие какую-то особую приветливость, радушные, собранные. В их походке, осанке и широком развороте плеч угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Да, они здесь все танцуют. Танцы самые разные: казачьи пляски и даже горские танцы. И поют - тоже все.
Просто, как в теории - все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой.

Нет, они не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду. Среду, где уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг - аксиома. Где учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Где понимают, что быть образованными - это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Где помнят и чтут предков, и осознают, что являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода. Потому и все - великие. И учатся здесь не за оценку, а потому что - надо. Ведь школа - это только этап и за стенами школы начнется взрослая жизнь, где надо брать на себя ответственность.

За свои знания. За труд. За семью. За страну.

Кажется - может ли четвероклассник чувствовать такую ответственность? У Щетинина - может. Потому и темы докладов младшеклассников могут быть, например, такими: «Реформа системы подготовки педагогов». Или «Информационная война - продукт противостояния культур».

Мудрено? Конечно, мудрено, и трудно приложить такую систему к нашей обычной общеобразовательной школе. Потому и едут педагоги со всех концов и со всех стран, потому что здесь отсчет - иной. Не в системе отметок и не во внедрении западных систем образования здесь учат увидеть человека новой эпохи, а в пробуждении памяти рода, памяти взыскующих нравственных императивов, запечатленных в истории, слове, традициях!

Ново это? Еще как ново! Ведь мы забыли то, с чего начинается уважение к стране - с уважения Человека. Пусть ему даже и пять или пятнадцать лет, он уже несет в себе все, необходимое для наиболее полного и правильного развития.

Как говорит сам Михаил Петрович: «Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, так неужели мы, люди, более примитивные начала? Родовая память содержит все знания. Поэтому единственное, чем мы можем помочь ребенку - это реализовать себя». И еще: «Школа в Текосе делает все, чтобы не было школы. Школа - это жизнь. Школа не может работать в стенах. Не школу нужно создавать, а Родину».

Действительно, разве знания и технологии - главный продукт системы образования? Личность - вот основа, которая найдет все необходимое для реализации своего замысла. Если есть здоровая, крепкая личность - такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Да и страну делают страной не неведомые электоральные группы, а личности.

В этом году школе Щетинина в Текосе, а точнее - лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков исполняется 18 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. За эти годы ЮНЕСКО трижды объявляла школу Щетинина лучшей в мире, а имя М.П. Щетинина внесено в список выдающихся людей тысячелетия.

Отрадно, что интерес к школе Щетинина сегодня идет только по нарастающей. Значит ли это, что когда-нибудь методика Щетинина будет применяться в гораздо большем масштабе? Конечно, время покажет, но все же так хотелось бы в это верить!

Елена Минилбаева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!