Школьный этап всероссийской олимпиады по истории. Всероссийская олимпиада школьников по истории россии

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

Управление образования Администрации ЯМР

Всероссийская олимпиада школьников 2015-2016 учебного года

Школьный этап

История. 10 класс.

Задания.

Время выполнения – 90 минут.

Составитель: Дубичев О.В.,

учитель истории и обществознания МОУ Иванищевской СШ ЯМР

I. Историческая хронология

1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Невская битва + распад СССР – убийство Александра II + Начало правления В.В. Путина – Начало Северной войны – 2 = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.

Ответ: 1240+1991-1881+2000-1700-2=1648 (Соляной бунт) (максимум 6 баллов)

2. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы:

1533, 1682, 1762, 1801

Ответ: начало царствования русских царей и императоров (максимум 5 баллов)

1533 – начало правления Ивана IV Грозного

1682 - начало правления Петра I

1762 - начало правления Екатерины II

1801 - начало правления Александра I

3. Установите правильное соответствие между элементами левого и правого столбцов. Полученные результаты запишите в таблицу.

События в период нахождения у власти Л.И. Брежнева Дата

1. Карибский кризис А) 1942 г.

2. Брестский мир Б) 1962 г.

3. Начало перестройки В) 1985 г.

4. Завершение битвы за Москву Г) 1982 г.

5. Принятие Конституции «развитого социализма» Д) 1977 г.

Е) 1918 г.

Ответ:

II. История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры : ГУЛАГ РСДРП ВЛКСМ

Ответ:

Главное управление лагерей, Российская социал-демократическая рабочая партия, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. (3 балла)

2. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «хрущевка».

Укажите:

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связан данный термин;

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.

Ответ:

  1. Хрущёвка – дешёвый стандартный многоквартирный дом из блоков.
  2. вторая половина 1950-х годов
  3. Н.С. Хрущёв
  4. генеральный секретарь КПССС (за каждый правильный ответ по 1 баллу, макс. - 4)

III. Историческая личность

« Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец ».

Ответ: А.В. Суворов, (максимум 4 балла)

2. Объясните, по какому принципу образован ряд.

Нахимов П.С., Тотлебен Э.И., Корнилов В.А., Пётр Кошка.

Ответ: герои Крымской войны (2 балла)

3. О каком историческом деятеле идет речь?

Этот советский и российский государственный , политический и общественный деятель родился в Ставропольском крае в 1931 году. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС . Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР , затем первый председатель Верховного Совета СССР . Единственный Президент СССР . Имеет ряд наград и почётных званий , наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории .

Ответ: Горбачёв М.С. (2 балла)

IV. Работа с источником

1. Прочитайте отрывок из документа:

«…Приказываю: Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении».

Ответьте на вопросы:

1) Кем был подписан документ?

2) Когда появился документ?

V. История культуры

  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
  • Что изображено на рисунке?
  • Где находится данный памятник культуры?
  • Кто архитектор данного сооружения?

Ответ: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, архитектор Огюст Монферран (максимум 3 балла)

2. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. 3

3. Какое событие изобразил на своей картине К. Антонов? Назовите дату этого события.

VI. Историческое краеведение

  1. Ярославский край стал родиной ряда известных поэтов. Назовите три фамилии из них.

Ответ: Некрасов Н.А., Трефолев Л.Н., Жадовская С., Суриков И.З., Сурков А.А. (3 балла)

2. «В воскресенье 20 июля 1897 года на первом представлении … было очень много публики, которая была поражена и очарована виденным. Зал неоднократно требовал повторения чудных «фотографий жизни».

О чём идет речь в данном отрывке?

Ответ: синематограф (кинематограф) 2 балла

Максимальное количество баллов: 49

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 1ЭТАП 10-11 КЛАСС

Максимальная оценка -100 баллов

Время на подготовку -135 минут

Фамилия, имя____________________________ Класс ____________________

Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите учёного с научным открытием (до 3 баллов)

1.К.Э Циолковский

А. Основатель научной теории авиации.

2.И.М. Сеченов

Б. Труды по физиологии кровообращения и пищеварения.

3.И.И. Мечников

В. Теория движения реактивных аппаратов и ракетной техники

4. Н.Е. Жуковский

Г. Разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.

5. И.П. Павлов

Д. Исследование в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

Е. Открытие периодического закона химических элементов.

Задание №2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).

2.1. (3 балла)

Произведение

1. Владимир Мономах

А.«Слово о Законе и Благодати»

Б.«Поучение»

3. Илларион

В. «Задонзина»

Г. «Памяти и похвале Владимира»

Д. «Чтение о житии Бориса и Глеба»

2.2. (3 балла)

1. Северная война

А. Сан-Стефанский мирный договор

2. Русско-персидская война 1826-1828гг

Б. Ништадский мирный договор

3. Крымская война

В. Адрианопольский мирный договор

4. Русско-турецкая война 1877-1878гг

Г. Парижский мирный договор

Д. Туркманчайский мирный договор

На время княжения __(1 имя князя)__(2 даты княжения)_ приходится успешная война с Волжской Булгарией. В честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от его княжеской резиденции __(3 название резиденции)_ была воздвигнута замечательная церковь Покрова Богородицы на реке _(4 название реки)_ . Этот князь стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. Его войска взяли _(5 название города)_ и учинили там страшный разгром. Однако, в отличие от своего отца _(6 имя князя)_, он ставил своей главной целью укрепление собственного _(7 название)_ княжества. Развернутое при нем мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть его могущество и суверенность. В годы его княжения в новой столице княжества _ (8 название города)_ по примеру Киева были построены _(9 название архитектурного памятника)__ и __(10 название собора) собор. В результате заговора он был убит своими приближенными. В борьбе за власть между его младшими братьями победил _(11 имя князя)__ по прозвищу _(12 прозвище)_. Этот князь завещал престол не старшему своему сыну, а второму – Юрию. Этому князю было суждено погибнуть в битве с монголами на реке _(13 название реки)_ в _(14 год)_ г .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Всего 5 баллов за задание.

    Вхождение Крыма в состав Российской империи

    Дата подписания межгосударственного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, городом федерального значения Севастополь

    Крымская война

    Дата проведения Крымской операции

    Дата проведения всекрымского референдума

1) ее название,

2) художника,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

1) его название,

3) архитектора,

1)_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 13).

1. Напишите название войны, изображённой на схеме. Укажите годы военного конфликта (3 балла).

2.Напишите имя императора, правившего в этот период в России. (1 балл)

3.Напишите название сражения, указанного на схеме цифрой «1». (2балла) 4. Напишите цифру, которой обозначено на схеме место описанных событий: «В первый день войны - 27 января, крейсер "Варяг" и канонерский корабль "Кореец" приняли неравный бой с вражеской эскадрой. В ходе боя "Варяг" и "Кореец" потопили несколько лучших кораблей противника, после чего, не сумев прорваться из окружения, были затоплены своими командами.» (2 балла)

5.Напишите название мирного договора, окончившего данную войну. (1 балл)

6.Какое государство выступило посредником урегулирования конфликта между воюющими сторонами. (1 балл)

7.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (3 балла)

А. Одно из крупнейших сражений этой войны называется «Мукденской мясорубкой».

Б. Во время этой войны погиб выдающийся русский художник-маринист И.К.Айвазовский.

В. Порт-Артур был сдан сразу же после начала войны, и это предопределило её быстрый конец.

Г. Из 2-й Тихоокеанской эскадры уцелели только 3 корабля, среди них был крейсер «Аврора».

Д. Мирный договор по итогам войны был подписан на территории США.

Е. Россия получила в качестве возмещения за о-в Сахалин 100 тысяч золотых рублей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Иван IVполучил выход к Балтийскому морю.

    Иван III стал первым царём на Руси.

    Василий II одержал победу в московской усобице.

    Елена Глинская ввела денежную единицу копейку.

Задание №9. Перед вами агитационные плакаты. Определите, какие плакаты относятся к периоду НЭПа, а какие к периоду военного коммунизма в СССР. Ответ оформите в виде таблицы (до 6 баллов)

Агитационные плакаты периода политики военного коммунизма..

Агитационные плакаты периода НЭПа в СССР

Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб… крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни. Мы считаем справедливым и полезным… постановить следующее:

1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам… 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. 6) Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят. 7) Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности. 8) Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

Вопросы и задания:

1. Под каким наименованием вошел данный указ в историю? (1 балл)

2. В каком году был принят указ? (1 балл)

3. Какие права получали крестьяне, освобожденные по этому указу? (до 3 баллов)

4. Что общего было (с точки зрения обязанностей) у освобождаемых крестьян с помещичьими? (до 2 баллов)

5. Каков был юридический порядок освобождения крестьян по данному указу?

(до 2 баллов)

6. На основе знаний курса приведите конкретное последствие принятия данного указа. (1 балл).

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

(эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные Темы эссе:

1. «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях» (Б.А. Рыбаков).

2. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

3. «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).

6.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).

7. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. Значение принятия христианства на Руси.

Ответы 10-11 классы (история)

Задание № 1. (максимальный балл 3)

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).

2.1. 2.2.

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

    Андрей Боголюбский

  1. Боголюбово

    На реке Нерли

    Юрий Долгорукий

    Владимиро-Суздальское

    Владимир

      Золотые ворота и Успенский Собор

11.Всеволод

12. Большое Гнездо

13. на реке Калке

Задание 4. Всего 5 баллов за задание.

Укажите, в какие годы проходили приведенные ниже события.

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите

1) ее название,

2) художника,

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

    «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)» - картина русского художника Козьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написанная в 1920г году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

    «Юрьев день» — картина русского художника С. Иванова, написанная в 1908 году.

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите

1) его название,

2) место расположения (город),

3) архитектора,

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

    Главное здание МГУ (ГЗ МГУ ; в официальных документах иногда называется Главным корпусом МГУ ) - центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Выстроено в 1949-1953 гг., архитекторы Б. М. Иофан (был смещён с должности главного архитектора), Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов - работы мастерской В. И. Мухиной.

    Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Скульптор Этьен Фальконе.

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

    Русско-японская война. 1904-1905гг. (2 балла)

    Николай II (1 балл)

    Цусимское сражение (2 балла)

    2 (2 балла)

    Портсмутский мирный договор (1 балл)

    США (1 балл)

    АГД (3 балла)

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

Задание №9. (до 6 баллов)

Задание № 10. Документ (10 баллов).

Указ «о вольных хлебопашцах», 1803 год.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016- 2017 учебный год

10-11 КЛАСС.

Фамилия, имя Класс

Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали. (до 3 баллов)«От этого ли черепа принять мне смерть»

«Да не посрамим земли русской»

«Не подниму руку на брата своего»

«Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото»

«Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить»

«Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть»

А) Святослав

Б) Владимир Мономах

В) Владимир Святой

Д) Дмитрий Донской

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. (Максимальный балл - 6).

А) (3 балла)

Художник

Произведение

    А.А. Иванов

А) «Портрет А.С. Пушкина»

    В.И. Суриков

Б) «Явление Христа народу»

    А.Г. Венецианов

В) «На пашне. Весна»

    В.А. Тропинин

Г) «Боярыня Морозова»

Д) «Рожь»

Ответ:Художник

Произведение

    А.А. Иванов

    В.И. Суриков

    А.Г. Венецианов

    В.А. Тропинин

Б) (3 балла)Государственный

1. С.Ю. Витте

А. Введение «золотого рубля» в качестве денежной единицы

2. П.А. Столыпин

Б. Преобразования в сфере управления государственными

крестьянами

3. П.Д. Киселев

В. Провозглашение права крестьян выхода из общины и закрепления своего надела в частую собственность

4. М.М. Сперанский

Г. Отмена подушной подати

Д. Создание Государственного совета

Ответ:Государственный

Реформа, воплощавшая идеи данного деятеля

1. С.Ю. Витте

2. П.А. Столыпин

3. П.Д. Киселев

4. М.М. Сперанский

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл - 13)

Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ - собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах - и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___- их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения - «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).

Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие - складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Было создано постоянное ___ войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.

Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему.

В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.

Слова: 1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр

Задание № 4. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Соотнесите изображение исторической личности с высказываниями о таковом и личными высказываниями.

О ком идет речь?

    Потомственный военный. Окончил академию генерального штаба. Участвовал в Хивинском походе 1873 года, был военным губернатором Ферганской области. Герой русско-турецкой войны1877-1878 гг. «Белый генерал», как его называли в войсках за появление в бою на белом коне и в белом мундире, был самой яркой и популярной личностью среди русских солдат и полководцев.

    Отец служил при дворе Александра II. Дальним родст­венником являлся М. Ю. Лермонтов.

Был самым молодым губернатором в России. Министр внутренних дел, председатель Совета министров. Реформатор. Пережил несколько покушений. Убит эсером Д. Богровым.

    Лидер большевиков. Вождь Октябрьской революции. Был уверен: будущее и России, и всего человечества принадле­жит рабочему классу. Только пролетариат сможет проложить дорогу в социалистическое (коммунистическое) будущее через революцию, установив диктатуру пролетариата.

Высказывания:

а) Из истории ВКП(б): «...покрыл виселицами страну. Бы­ло казнено несколько тысяч революционеров. Виселицу в то время называли «...галстуком».

б) Память Ловчи и Шейнова: «Имя Ваше не нуждается в новых победах. Слава Вами приобретена навсегда. Живите, .... величие и счастье славянского мира этого требуют».

в) Павел Аксельрод: «Я тогда почувствовал, что имею де­ло с человеком, который будет вождем русской революции. Он не только был образованным марксистом - таких было очень много, - но он знал, что он хочет сделать и как надо сделать. От него пахло русской землей».

Из личных высказываний:

г) «Дайте нам организацию ре­волюционеров, и мы перевернем Россию»; «Нельзя ждать!! Можно потерять все! Промедление в выступлении смерти по­добно».

д) «Дайте государству 20 лет по­коя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

е) «Борьба между славянами и немцами неизбежна. Она будет продолжительна и ужасна, но славяне победят».

Ответ:изображения

Кто изображен

О ком идет речь?

Высказывания:

Из личных высказываний:

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (По 0,5 балла за каждый верный ответ. Всего 3,5 балла).

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.

Помни войну! Пусть далека она и туманна,

Годы идут, командиры уходят в запас,-

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно -

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

Цифра, обозначающая стихи

Песенный жанр

Задание № 6. 8.Рассмотрите карту и выполните задание. По 1 баллу за каждый верный ответ. Итого 3 балла.

Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на карте, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

Ответ _____________

Задание № 7. Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.».

В выделенной вертикальной строке должно получиться название города

Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой. Напишите хронологические рамки этой битвы. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. (Итого 7 баллов)

10омпозитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. 2. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием Рейхстага. 3. Название немецкого плана вторжения в СССР. 4. Советский военачальник, с июня 1942 г. возглавлявший Генеральный штаб. 5. Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией в апреле 1945 г. 6. Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г. 7. Название операции по освобождению Белоруссии. 8. Город в Германии, близ которого произошла встреча советских и американских армий. 9. Командир крупного партизанского соединения на Украине. 10. Поэт, создатель «Василия Теркина».

Город ____________

Битва __________________

Процесс, в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой________________________________

Хронологические рамки битвы_________________________

Задание 8. (до 10 баллов)

Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

А. Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе вос­поминания. Мы живем лишь в самом ограничен­ном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли... Сначала дикое варварство, затем - грубое суеверие, да­лее - иноземное владычество, жестокое, унизи­тельное, дух которого национальная власть по­том унаследовала, - вот печальная история на­шей юности... Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших бра­тьев на Западе... мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схиз­ме 1 , ничего из происходившего в Европе не доходи­ло. Нам не было дела до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откро­венно оценить себя; понять, что мы такое, вый­ти из лжи и утвердиться в истине. .

Б.Нет сомнения, что схизма отъединила нас от ос­тальной Европы, и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий... но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары, не посмели перейти наши за­падные границы и оставить нас в тылу. Они ото­шли к своим пустыням, и христианская цивили­зация была спасена... Татарское нашествие - пе­чальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству...неужели все это не история, а лишь бледный полу­забытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина II, кото­рая поставила Россию на пороге Европы? А Алек­сандр, который привел нас в Париж,.. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не вос­торгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы пере­менить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

    Какая общая проблема объединяет эти документы? (4 балла)

    В чем разница во взглядах на эту проблему? (4 балла)

    Один из документов принадлежит П. Я. Чаадаеву, дру­гой - А. С. Пушкину. Определите авторство. (2 балла)

Задание 9. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (2,5 балла):

1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки» в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права

Задание 10. Имя на карте области.

    Этот населенный пункт, расположенный в Свободненском районе, носит имя военного губернатора Амурской области, генерал-майора. Факты биографии: Он командовал третьим сплавом по Амуру весной 1856 года. В 1859 году назначен губернатором Амурской области. Как называется этот населенный пункт? (1 балл)

Ответ:_________________

    Этот населенный пункт до 1920 года носил имя приамурского генерал-губернатора. Факты биографии: родился в Москве в семье итальянского скульптора. Выпускник Московского университета. Был назначен на пост генерал-губернатора Приамурского края в 1911 году.

В 1920 году этот населенный пункт был переименован в честь инженера - путейца, казненного в 1918 году белогвардейцами в Благовещенске.

Напишите прежнее и нынешнее названия этого населенного пункта.(2 балла)

Ответ:_________________________

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

Примерные Темы эссе:

    0причная «затея» являлась крупной государственной реформой.(СФ.Платонов)

    Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

    Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью... Страх перед европейской революцией...Страх перед «слишком освобожденной Польшей»(В.В.Бондаренко)

    Отмена крепостного права представляет собой....единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства а новой европейской истории.(Т. Эмменс)

    Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).

    В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

    Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

    Почему центром объединения становится Москва, хотя ни географическое, ни культурное положение её среди других городов не было более выгодным.

    Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

    Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

    «У России особый путь?» Идеи западников и славянофилов.

    «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Ключи. Олимпиада. 10-11 класс. 2016-2017 уч. год

1 задание (по 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего 3 балла)

2 задание

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ. Итого за два задания 6 баллов)

АХудожник

Произведение

    А.А. Иванов

    В.И. Суриков

    А.Г. Венецианов

    В.А. Тропинин

БГосударственный

Реформа, воплощавшая идеи данного деятеля

1. С.Ю. Витте

2. П.А. Столыпин

3. П.Д. Киселев

4. М.М. Сперанский

3 задание

(1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл - 13)

Ответ: 2, 8, 16, 5, 13, 4, 1, 14, 6, 10, 20, 15, 11

4 задание

(За каждую верную позицию - по 1 баллу. Всего 3 балла. 1 дополнительный балл за полный ответ)

изображения

Кто изображен (достаточно указания фамилии, за полный ответ - до 1 балла)

О ком идет речь?

Высказывания:

Из личных высказываний:

П.А. Столыпин

М.Д. Скобелев

В.И. Ленин (Ульянов)

5 задание.

По 0,5 балла за каждую верную позицию. Всего 3,5 балла.Юрий Визбор

Булат Окуджава

Владимир Высоцкий

Цифра, обозначающая стихи

6 задание.

По 1 баллу за каждый верный ответ. Итого 3 балла

Ответ: 1,4,5.

7 задание.

Кроссворд: За каждый правильный ответ по 0,5 балла. (Итого 7 баллов)

    1. Шостакович. 2. Кантария. 3. Барбаросса. 4. Василевский. 5. Кенигсберг. 6. Панфилов. 7. Багратион. 8. Торгау. 9. Ковпак. 10. Твардовский.

Город: Сталинград.

Битва Сталинградская

Процесс, в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой - Коренной перелом.

8 задание (до 10 баллов)

    Общая тема - рассуждение о судьбе России, ценности её исторического пути. (4 балла)

    Автор документа А - скептически относится к истории России, считая, что в её пути нет ни одного светлого прорыва, стремления к прогрессу. Автор документа Б придерживается прямо противоположного мнения, считая, что страна прошла свой не менее яркий путь.(4 балла)

9 задание

(до 2,5 баллов. По 0,5 балла за каждое верное соотношение событий)

10 задание

    Село Буссе. 1 балл.

    Ж-д ст. Гондатти - город Шимановск 2 балла

Всего 3 балла.

Итого: 55 баллов

Критерии оценивания Эссе или развернутого ответа (25 баллов):

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу

1 Схизма - разделение Церквей.

задания школьного этапа всероссийской олимпиады 10-11 классы, ключи к заданиям, 2017 год


«+История_задания_10-11»

Олимпиадные задания по истории 10-11 класс

Максимальный балл за работу - 81

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (максимальный балл - 4):

1.1. Прочтите отрывок из труда историка и укажите имя князя, в период правления которого происходили описываемые события. «Каменная крепость сооружалась на владимиро-суздальских землях впервые. До этого с каменными оборонительными сооружениями имели дело новгородцы и псковичи. Новой представлялась техника работ, непривычным был самый материал. Его находят в 30 км по течению Москвы-реки, близ впадения в нее Пахры, у села Мячкова. Мячковский камень и дал Москве имя «белокаменной». Весь необходимый для строительства Кремля запас москвичи сумели доставить по Москве-реке – по льду и воде».

1) Юрий Долгорукий 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Иван III

1.2. Прочтите отрывок из труда историка и укажите понятие, с которым связана ситуация, описанная в нем. «Князь Ф.А. Ноготков, из рода Оболенских, получивший должность второго воеводы сторожевого полка, более низкую, чем у Ф.Н. Романова, бил на него челом. Он, как и многие в подобных случаях, не хотел да и не мог допустить «потерьки», «порухи» себе и своей фамилии и тогда, и на веки вечные. Ему, доказывал Ноготков, «меньши боярина Федора Никитича Романова быть невместно»; более того, «мочно ему», Ноготкову, «быть больши боярина Федора Никитича, дяди Данилы да отца ево Никиты Романовичей Юрьевых».

1) лествица 2) местничество 3) кормление 4) нестяжательство

1.3. Прочтите отрывок из воспоминаний художника и укажите его имя. «Однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина…»

1) И.Н. Крамской 2) И.Е. Репин 3) В.М. Васнецов 4) В.И. Суриков

1.4. Прочтите отрывок из документа и определите время его появления.

«Товарищи – солдаты! Выслушайте и наш голос – ваших братьев. Куда вы идете? Кого Вы слушаете? Кому верите? На Петроград вас послал Корнилов. Они его прислужники уверили Вас, что в Петрограде бунт, что бунтуют рабочие, большевики, что Петроград предал Родину, что надо идти и защищать правительство. Неправда. Корнилов обманул Вас. Он ведет Вас сюда, чтобы направлять Ваши ружья против народа, против революции, против завоевания народом свободы».

Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их (максимальный балл 3):

2.1. Пожилое – Юрьев день – Заповедные лета – Урочные лета – Бессрочный сыск.

2.2. Шапка Мономаха – Скипетр – Держава – Барма – Золотая цепь

Ответ: _____________________________

2.3. Создание приказов – Положение о службе – Отмена кормлений – созыв Земского собора – Судебник

Ответ: _____________________________

(максимальный балл - 6) .

3.1. Главным идеологом «теории официальной народности» был_______________.

3.2. А.С. Пушкин издавал журнал _________________.

_____________________________.

_______________________________.

3.5. Первые фабричные законы, ограничивающие эксплуатацию взрослых рабочих, появились в _________ году.

3.6. Статью, о которой Николай I сказал, что она «смесь дерзостей бессмысленности, достойной умалишенного», написал ________________.

Задание 4.

(максимальный балл - 16)

«Полудержавный властелин» - ___________________________

«Великий помор» - ______________________________________

«Работник на троне» - ___________________________________

«Миротворец» - _________________________________________

«Железная маска русской истории» - _______________________

«Бунтовщик хуже Пугачёва» - _____________________________

«Серый кардинал» - _______________________________________

«Белый генерал» - _________________________________________

Здание 5. Используя все (максимальный балл - 12 ).

6.1. Отрасль, монополистический, регулирование, форма, предприятие, одна, с, извлечение, монопольная, его, прибыль, объединение, для, фирма, объема, или, производства, и, цель, сбыта, участники, посредством.

________________________________________________________________________

6.2. Крестьяне, деревня, на, уход, нечерноземная, заработки, для, временный, характерный, полоса.

_______________ - _______________________________________________________

________________________________________________________________________

6.3. Местный, органы, Россия, всесословный, первые, вопросы, самоуправление, решавшие, культурные, хозяйственные, социальные, регионы.

______________ - ________________________________________________________

________________________________________________________________________

6.4. Направление, античный, искусство, литература, стиль, использовавший, качество, образец, наследие.

______________ - __________________________________________________________

Задание 6. (максимальный балл - 4).

7.1. а) роспуск Коминтерна б) создание Организации Варшавского договора; в) введение всеобщей воинской обязанности; г) принятие конституции развитого социализма; д) возведение Берлинской стены; е) Ялтинская (Крымская) конференция

7.2. а) операция «Багратион»; б) Восточно-Прусская операция; в) операция «Кольцо»; г) операция «полководец Румянцев»; д) операция «Оверлорд»; е) Корсунь–Шевченковская операция.

Задание 7.

Внимательно рассмотрите карту и выполните помещенные ниже задания

(максимальный балл-11).

8.1. Назовите войну, события которой обозначены на схеме. __________________________

8.2. Назовите крепость, обозначенную на карте цифрой 1, три кровопролитных штурма которой так и не привели её к сдаче.____________________

8.3. Назовите выдающегося военного инженера, благодаря которому после длительной осады крепость всё-таки была вынуждена сдаться. ____________________

8.4. Назовите перевал, обозначенный на карте цифрой 2, героическая оборона которого вошла в историю.____________________________________

8.5. Назовите местечко, обозначенное на карте цифрой 3, где был подписан мирный договор. _________________________________

8.6. Верны ли представленные ниже утверждения («ДА» – «НЕТ»). Ответы внесите в таблицу.

Задание 10. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения;

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями.

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед

собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Чёткость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы:

1. «Кто знает, как бы стали развиваться в дальнейшем события, если бы планам Святослава суждено было сбыться и центр огромного Древнерусского государства переместился бы в Нижнее Подунавье, находившееся в непосредственной близости от границ Византийской империи». (В. Перхавко)

2. «Образ царя Федора Иоанновича, ставший хрестоматийным не только в научной, но и художественной литературе искажен. Причина этого искажения была и в сложной внешнеполитической ситуации царствования Федора (мощное процветающее русское государство вызывало зависть у соседей), и в острой политической борьбе, развернувшейся после его смерти». (Л. Морозова)

3. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II).

4. «Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством». (В.О.Ключевский)

5. «Умирающий Ленин оставил РКП(б) открытую модель, поисковую модель, жёсткую в политике и более или менее либеральную в экономике». (М.Я. Гефтер)

6. «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.». (М. Хастингс).

7. «Брежнев отбросил хрущевские метания, грозившие гибелью советской державе. Он пытался продолжить лучшее, что осталось от его предшественников – державшую мощь, космос, прославление страны во всем. Но он именно «продолжал», а не создавал новых идей и не искал новых сил. (С.С. Семанов).

Максимальный балл - 25

Просмотр содержимого документа
«+История_ключи_10-11»

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 - 2017 учебный год

Ключи к олимпиадным заданиям 10-11 класс

Максимальный балл за работу - 81

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (максимальный балл - 4):

Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их (максимальный балл -3):

1. этапы закрепощения крестьян

2. царские регалии

3. реформы Избранной Рады

Задание 3. Закончите фразу, вставив нужную дату, понятие или имя (максимальный балл - 6) .

3.1. Главным идеологом «теории официальной народности» был С.С. Уваров.

3.2. А.С. Пушкин издавал журнал «Современник».

3.3. Теория П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева были основной движения

народников.

3.4. «Великая ложь нашего времени» - так отзывался о революционных теориях

К.П. Победоносцев.

3.5. Первые фабричные законы, ограничивающие эксплуатацию взрослых рабочих, появились в 1886 году.

3.6. Статью, о которой Николай I сказал, что она «смесь дерзостей бессмысленности, достойной умалишенного», написал П.Я. Чаадаев.

Задание 4. Кому из исторических деятелей России были даны эти прозвища?

(максимальный балл - 16)

    «Полудержавный властелин» - А.Д. Меншиков

    «Великий помор» - М.В. Ломоносов

    «Работник на троне» - Петр I

    «Миротворец» - Александр III

    «Железная маска русской истории» - Иван Антонович

    «Бунтовщик хуже Пугачёва» - А.Н. Радищев

    «Серый кардинал» - М.А. Суслов

    «Белый генерал» - М.Д. Скобелев

Задание 5. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения терминов и понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не должны использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (максимальный балл - 12 ).

5.1. Картель – форма монополистического объединения предприятий или фирм одной отрасли с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объема производства и сбыта для его участников.

5.2. Отходничество – временный уход крестьян на заработки, характерный для деревни в нечерноземной полосе.

5.3. Земства – первые в России всесословные органы местного самоуправления, решавшие культурные, хозяйственные и социальные вопросы регионов.

5.4. Классицизм – стиль и направление в литературе и искусстве, использовавший античное наследие в качестве образца.

По 2 балла за правильную формулировку, по 1 баллу за название термина, итого 3х4, – максимальное кол-во баллов 12.

Задание 6. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу

6.1. а) роспуск Коминтерна б) создание Организации Варшавского договора; в) введение всеобщей воинской обязанности; г) принятие конституции развитого социализма; д) возведение Берлинской стены; е) Ялтинская (Крымская) конференция

6.2. а) операция «Багратион»; б) Восточно-Прусская операция; в) операция «Кольцо»; г) операция «полководец Румянцев»; д) операция «Оверлорд»; е) Корсунь–Шевченковская операция.

Полностью верная последовательность 2 балла. Последовательность с 1 ошибкой - 1 балл. Максимально за задание - 4 балла

Задание 7.

В
нимательно рассмотрите карту и выполните помещенные ниже задания

(максимальный балл-11).

7.1. Назовите войну, события которой обозначены на схеме. (Русско-турецкая война 1877-1878 гг.)

7.2. Назовите крепость, обозначенную на карте цифрой 1, три кровопролитных штурма которой так и не привели её к сдаче. (Плевна)

7.3. Назовите выдающегося военного инженера, благодаря которому после длительной осады крепость всё-таки была вынуждена сдаться. (Э.И. Тотлебен)

7.4. Назовите перевал, обозначенный на карте цифрой 2, героическая оборона которого вошла в историю. (Шипкинский перевал)

7.5. Назовите местечко, обозначенное на карте цифрой 3, где был подписан мирный договор. (Сан-Стефано)

7.6. Верны ли представленные ниже утверждения («ДА» –

«НЕТ»). Ответы внесите в таблицу.

1) Данная война происходила в период правления Александра III

2) Император был главнокомандующим русскими войсками на Балканах

3) В ходе этой войны на Кавказе была взята крепость Карс

4) В ходе этой войны была произведена первая в истории морского флота успешная торпедная атака

5) Один из героев данной войны носил прозвище «белый генерал»

6) Один из героев данной войны впоследствии стал «бархатным диктатором»

Вопрос 7.1.–7.5. – 1 балл.

Вопрос 7.6. – по 1 баллу за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов.

Всего за задание 11 баллов .

Задание 8. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории . Выберите из них одно , которое станет темой Вашего сочинения - эссе . Ваша задача сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами , представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

    можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

    располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

    владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения;

Критерии оценивания. До 5 баллов по каждому критерию. Всего за задание 25 баллов.

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Чёткость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы:

«Кто знает, как бы стали развиваться в дальнейшем события, если бы планам Святослава суждено было сбыться и центр огромного Древнерусского государства переместился бы в Нижнее Подунавье, находившееся в непосредственной близости от границ Византийской империи». (В. Перхавко)

«Образ царя Федора Иоанновича, ставший хрестоматийным не только в научной, но и художественной литературе искажен. Причина этого искажения была и в сложной внешнеполитической ситуации царствования Федора (мощное процветающее русское государство вызывало зависть у соседей), и в острой политической борьбе, развернувшейся после его смерти». (Л. Морозова)

«От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II).

«Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством». (В.О.Ключевский)

«Умирающий Ленин оставил РКП(б) открытую модель, поисковую модель, жёсткую в политике и более или менее либеральную в экономике». (М.Я. Гефтер)

«Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.». (М. Хастингс).

«Брежнев отбросил хрущевские метания, грозившие гибелью советской державе. Он пытался продолжить лучшее, что осталось от его предшественников – державшую мощь, космос, прославление страны во всем. Но он именно «продолжал», а не создавал новых идей и не искал новых сил. (С.С. Семанов).

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!