Сложные существительные с соединительными гласными о е. Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными .

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка - сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие - чувство собственного достоинства - сам, любит, корень люб-.

Сам - первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пар оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камн епад (падают камни, корни камн-, пад-),

звезд опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р" и н" , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый - надо писать О, если на мягкий - Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний - много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель - путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,

древнерусский -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие - вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли - самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые - с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка - с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад - падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая - с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный - с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока - любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;

сладкоежка - в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов - говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый - любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный - слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный - милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный - добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный - благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа - великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум - остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза - ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы - темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов - любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов - русский писатель.

Добронравов - добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.

Боголюбов - любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова - красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка - сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка - сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост - корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка - корни вод-, мер-. Вода, измерить.

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    «Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

    1 орта мектебі» КММ

    КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

    Атбасарского района»

    РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

    «Соединительные О, Е в сложных словах»

    (УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

    Подготовила: Щербак А.Н.

    учитель русского языка

    и литературы СШ №1

    2016-2017 оқу жылы

    Мақсаты:

      формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

      развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

      воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

    Сабақ барысы:

      Организационный момент

      Актуализация знаний

        Творческий диктант.

    Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

    1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

    2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

    3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

    4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

    5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

    6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

        Беседа с учащимися.

    Что общего в этих словах?

    Назовите известные вам особые способы словообразования.

    Как называется такой способ образования слов?
    - Предположите, как могут называться такие слова?

    III . Изучение нового материала

    1. Объяснение учителя.

    Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

    Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

    Сложные слова образуются двумя способами:

    1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

    2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

    2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром

    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

    «Как простые слова стали сложными?»

    Было это давным-давно,

    В тридевятом царстве,

    В тридесятом государстве,

    Возле Грамматической речки

    Жили-поживали слова и словечки.

    Вместе ели, пили, веселились,

    Никогда ничем и не гордились,

    Не сорились и не зазнавались:

    Простыми словами назывались.

    Но однажды у Грамматической речки

    Появились странные человечки:

    Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

    Стали словам нашептывать сердито:

    «Эх вы, простаки и простушки

    Раскройте глазки, прочистите ушки!

    Скажем вам не в обиду,

    Уж очень вы простые с виду!

    Репутация у вас простофилей.

    Это теперь немодно,

    Неприлично, неблагородно!»

    И у Грамматической речки

    Взбунтовались простые словечки.

    «Не хотим быть простыми словами,

    Пусть все шапки снимают перед нами,

    Нас приветствуют издалека

    Все поклонники русского языка!

    Хотим быть словами сложными!

    Такое превращение, не возможно ли?»

    Только одного желания мало!

    Как это сделать? Буква О подсказала:

    «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

    Времени не тратьте даром».

    Птица полетела к слову ловить,

    Луна покатилась к слову ходить,

    Вода потекла к слову падать.

    Но их ведь чем-то соединять надо!

    Распадаются две половинки

    Без скрепляющей золотой серединки.

    Возмутители спокойствия О и Е

    Решили словам помочь в беде:

    «Будем мы между согласными

    Соединительными гласными!»

    Правда, О немного ленивой была,

    Не много дела себе взяла:

    После твердых согласных становиться решила.

    А буква Е, подругу свою любя,

    Согласилась остальное взять на себя.

    После мягких согласных, шипящих и Ц

    В сложных словах пусть всегда будет Е!

    А после твердых пусть будет О -

    Не перепутает их никто

    Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

    Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    IV. Закрепление изученного материала.

    3. Работа с учебником. Чтение правила.

    4. Работа по группам (рядам)

    А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

    1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

    мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

    2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

    сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

    книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

    3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

    солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

    Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

    В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

    В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

    представители флоры.

    Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

    Г) Записать предложение и выполнить разборы.

    Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

    Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

    1 уровень

    Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

    сложных существительных.

    2-й уровень.

    Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

    3-й уровень.

    Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

    V . Итог урока.

    Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

    Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

      Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

    Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

      Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

    используя сложные слова.

    Урок русского языка в 6 классе.

    Учитель: Егорова

    Альбина Всеволодовна,

    Учитель русского языка

    И литературы МБОУ

    «СОШ№24» г. Чебоксары

    Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

    Цель:

    1. повторить основные способы образования слов;
    2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
    3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
    4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

    Ход урока

    1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

    Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

    Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

    «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

    Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

    Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

    Исходное слово

    Приставка

    суффикс

    Ехать

    Раз-

    Ся

    Закон

    Пара

    На-

    Ник

    Грызть

    Ок

    Граница

    По-

    Ник

    Тайна

    Река

    За-

    2.Постановка цели урока:

    Работа с таблицей:

    Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

    (Учитель обобщает ответы детей)

    3. Объяснение новой темы

    В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

    С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

    Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

    Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

    Дополните таблицу своими примерами.

    Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

    После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

    4.Тренировочные упражнения

    Творческий диктант

    Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

    Помогать взаимно (взаимопомощь)

    Любить труд (трудолюбие)

    Люди одной фамилии (однофамильцы)

    Тот, кто ходит пешком (пешеход)

    Тот, кто варит сталь (сталевар)

    Заготовка леса (лесозаготовка)

    Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

    Лечение грязями (грязелечение)

    Жук, который ест кору (короед)

    Тот, который плавает в море (мореплаватель)

    5.«Отгадай загадку»

    Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

    1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

    2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

    3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

    4. У меня который год ежик в комнате живет.

    Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

    5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

    6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

    7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

    8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

    «Найди себе пару»

    - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

    (В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

    Вода

    О

    Падать

    Гром

    Отводить

    Земля

    Мерить

    Корабль

    Крушение

    Край

    Ведать

    Лед

    Колоть

    Лес

    Рубить

    Нефть

    Провод

    Огонь

    Тушить

    Пешком

    Ходить

    Птица

    Ферма

    Рыба

    Ловить

    5.Изобразительные возможности словообразования

    Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

    Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

    Кто бы мог еще тягаться

    С этой зеленью лесной?

    Лето все свои богатства

    Рассыпает предо мной.

    По достоинству отметить

    Мы покуда не смогли

    Разнотравье, разноцветье,

    Разнолесье всей Земли.

    Никогда нам не наскучит,

    Никогда не надоест

    Разнокрасье, разнозвучье,

    Разногрозье этих мест.

    Молодых берез соседство,

    Одиноких вязов грусть

    Принимаю прямо к сердцу,

    Что-то выронить боюсь.

    Мята, кашка, медуница

    Здесь теснятся на лугу.

    Вот уж нам пора расстаться,

    Да никак я не могу.

    Став старее, что ни год я,

    Ощущаю все сильней

    Разнозлачье, разноплодье,

    Разноптичье летних дней.

    Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

    6.Рефлексия

    С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

    Отчего зависит выбор соединительной гласной?

    7. Объяснение домашнего задания

    Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».


    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?

      Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.

      Итак, соединительная буква О:

      • голоштанный
      • дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
      • задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
      • крикогубый
      • златоустейший

      Соединительная Е:

      • сердцелюдый

      Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.

      Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .

      Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;

      Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;

      Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;

      Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;

      Слово листОпад образовано от лист и падать;

      Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;

      Слово дымОход образовано от дым и ходить;

      Слово языкОзнание образовано от язык и знание;

      Слово лесОстепь образовано от лес и степь;

      Слово ледОход образовано от лед и ходить;

      Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;

      Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.

      Слова с соединительной гласной -о-:

      латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.

      Слова с соединительной гласной -е-:

      жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.

      Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

      1. КашЕ вар (каша + варить)
      2. ПтицЕ лов (птица + ловить)
      3. ПешЕ ход (пеший + ходить)
      4. ДождЕ мер (дождь + мерить)
      5. ПылЕ сос (пыль + всасывать)
      6. ПтицЕ лов (птица + ловить)
      7. ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
      8. НефтЕ провод (нефть + проводить)
      9. ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
      10. ПутЕ шествие (путь + шествовать)

      Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

      1. СамО вар (сам + варить)
      2. ВодО пад (вода + падать)
      3. ЛедО кол (лд + колоть)
      4. ЯзыкО вед (язык + ведать)
      5. СнегО пад (снег + падать)
      6. ВертО лт (вертикально + летать)
      7. СтеклО рез (стекло + резать)
      8. БетонО мешалка (бетон + мешать)
      9. ЗверО лов (зверь + ловить)
      10. ДомО сед (дома + сидеть)
    • птицелов

      мясорубка

      хлебопечь

      картофелечистка

      кораблекрушение

      перелесок

      мышеловка

      домохозяйка

      самосвал

      снегопад

      цветовод

      скалолаз

      водоворот

      головокружение

      бетономешалка

      каменоломня

      Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.

      Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:

      птицелов,

      цветопередача,

      телепередача,

      телемост,

      птицефабрика,

      вездеход,

      солнцестояние,

      кофеварка,

      землетрясение,

      царедворец.

      А соединительная гласная буква О есть в словах:

      железобетонный,

      железнодорожный,

      пароварка,

      свиноферма,

      книгоноша,

      газосварка,

      сахарозаменитель.

      Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:

      • мышеловка;
      • мореплаватель;
      • пешеход;
      • грязелечение;
      • пылесос;
      • овощехранилище;
      • сталевар;
      • кораблекрушение;
      • нефтепровод;
      • птицелов;
      • птицефабрика;
      • землемер.

      • свежемороженый;
      • кашевар;
      • птицелов.

      Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:

      • скороход;
      • самовар;
      • атомоход;
      • снегоочиститель;
      • самолет
      • кубометр;
      • звездопад;
      • новостройка;
      • короед;
      • трудолюбие;
      • водопровод
      • лесозаготовка;
      • однофамильцы;
      • взаимопомощь;
      • вертолет
      • электрополотер.

      На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.

    • Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.

      Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.

      Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова

      Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)

      Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

      Соединительная гласная Е (примеры слов):

      вездЕход,

      вездЕсущий,

      камнЕломня,

      солнцЕстояние.

      Соединительная гласная О (примеры слов):

      фотОаппарат,

      автОколонна,

      бетонОмешалка,

      светОдиод,

      электрОпила,

      тестОмешалка,



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!