Современные инновации в образовании: виды и примеры. Научная электронная библиотека

Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. И с этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.

Традиции и инновации в образовании

Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.

На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. А это значит, что нынешние стандарты образовательных школ устарели и требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и опробуются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения. Сегодня можно выделить ряд противоречий современного образования, которые лишь обостряются со временем и пока не решены:

  • противоречие между стандартами обучения учащихся и их индивидуальными интересами и способностями;
  • противоречие между темпами развития науки и реальными возможностями учащихся в плане познания;
  • противоречия между стремлением к обучению по одной специальности и педагогической задачей многостороннего развития личности.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы инноваций в образовании начинаются на первом же этапе их разработки и внедрения. Ни один из авторов новейших педагогических подходов не может доказать, что его план будет эффективно работать на образовательном пространстве и также не может мотивировать других авторов присоединиться к его новой концепции. Как бы то ни было – любая инновация это большой риск. И никто не может быть полностью убежден, что риск этот оправдан.

Тем не менее, попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся непрерывно. Совершаются также попытки классифицировать нововведения и разделить их на несколько видов. Один из новейших вариантов классификации инноваций в области образования выглядит так:

  1. Аналоговая. Эта инновация строится на том, что берется известный в педагогике подход, к которому пристраивают частное нововведение. Например, классическую рейтинговую оценку считают по шкале в 1000 баллов.
  2. Комбинированная. Представляет собой процесс, в котором несколько известных образовательных блоков объединяются, и получается совершенно новый подход.
  3. Ретроинновация. Заключается во внедрении в современную педагогическую практику нескольких исторически забытых подходов. Например, гимназийское образование, лицей и т.п.
  4. Сущностная. Характеризуется неприменимой ранее инновацией в современном образовании.

Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Также инновации должны относиться к одной из четырех областей распространения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Н.В. Краснова

методист по предметам

естественно-научного цикла,

учитель математики

МАОУ Калининградский морской лицей

г.Калининград, Россия

На современном этапе развития российского общества в свете реализации «Стандартов второго поколения» в образовании, актуальной задачей становится необходимость оптимизации образования, его совершенствование.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является процесс инновации в образовании, который в первую очередь связан совершенствованием технических средств коммуникаций, что приводит к значительному прогрессу в информационном обмене ученик- учитель. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Итак, что такое инновация? Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление;

г) новые формы и методы оценки полученных знаний;

д) организация совместной деятельности ученика и учителя.

Педагогические инновации в образовании внедряются с использованием педагогических технологий, главной целью которых является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная система может быть претворена в жизнь. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека с его чувствами и разумом, и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, с помощью которых будет преодален кризис в образовании. Развитие умения находить мотивацию своим действиям, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели образовательной инновационной деятельности.

К наиболее известным образовательным инновациям относятся:

    Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы):

Создание профориентированных школ, каковой является Калининградский морской лицей;

Создание профильных классов;

Внедрение в образовательный процесс игровых методик (викторины, диспуты).

2. Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Внедрение метода проектов, где усвоение знаний происходит на основании вовлечения ученика в процесс исследования;

Создание схем сетевого дистанционного взаимодействия ученик-ученик, ученик – учитель, учитель -родитель (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы);

Разработка индивидуальных образовательных траекторий.

3. Представление и передача и усвоение содержания образования:

Овладение универсальными общенаучными методами обучения

Использование опорных сигналов при блочном изучении предмета;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение этого процесса поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации ИКТ;

Внедрение метода погружения;

Выделение профильного, национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Программное обучение;

Проблемное обучение;

Организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Но создавать новое - это и есть инновация, а значит образование само по себе уже инновация.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и что еще более важно, проблема внедрения достижений педагогики в практику.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении « феномена сопротивления» изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств, утверждает ученый (А.И.Пригожин) часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему:

- «Да, но…» ; «Это у нас уже есть». Затем, как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

- « Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

- «Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ чего-то незначительного, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

- «Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.

- «Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или учёный-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.

Однако не всё так просто. В социуме «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.

Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.

Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций и инновационных технологий, создание условий для их успешной разработки и применения.
Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Литература

    Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

    Бокарев, М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки (лицей-вуз): монография./ М.Ю. Бокарев - Калининград: БГА РФ 2001. 121 стр.

    Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

    Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

    Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.

    Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

    Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования . Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании" Москва

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Инновации в системе образования: проблемы и тенденции.

«Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»

В.Ф.Шаталов

На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. А это значит, что нынешние стандарты образовательных школ устарели и требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. «В широком смысле создавать новое - это и есть инновация». Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

Встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему "прогрессивная часть человечества" в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения?

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Качественное образование общешкольное, является основным инструментом развития всего общества. Как добиться качества?

В образовательный процесс необходимо внедрять инновации. Общество развивается стремительно. Это вызывает необходимость такой организации системы образования и самого образовательного процесса, которые могли бы подготовить сегодняшних учеников к жизни в быстро меняющихся условиях.

Что такое инновация? Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который сознательно вводится в систему традиционного образования. Инновация сродни новаторству, и предполагает присутствие у человека (в данном случае у учителя) постоянной мотивации к совершению любых преобразований. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, «процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения». Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Инновационные технологии в образовании многообразны: это и организационная работа с детьми, и формирование здоровой личности, и воспитание патриотизма, и проведение олимпиад, и индивидуальный подход в обучении. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но профессионал в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие технологические достижения, в том числе информационные. Истинные инновации - это давно забытые старые истины в иной интерпретации методов и приёмов обучения.

Современную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Попробуем разобраться. Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки.

О минусах

Инновационные методы обучения помимо положительных сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно, сельские. Ещё и ЕНТ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕНТ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕНТ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями

ИКТ – прекрасная технология в совершенствовании системы образования, но на практике далеко не всегда и не везде она повышает мотивацию к изучению других предметов, скорее наоборот, - ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. Эффективность труда ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся новыми видами деятельности. На данный момент эти некогда инновационные технологии обучения становятся все более привычными и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными.

Абсолютно все школы большую часть времени вынуждены заниматься выбором или составлением, организацией и систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб самому образовательному процессу, проще говоря, на общение с детьми остается все меньше времени. Организация же проверок и аккредитаций образовательных учреждений отделами образования на практике превращают учебный процесс в своеобразную «чехарду» педагогов и учеников: вместо процесса познания, качественно выполняются только бюрократические обязательства. Личностная же ориентация и обеспечение комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает под собой и устранение многих форм «наказания»: от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале. А так как дидактические инновационные технологии обучения направлены, в основном, на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал или сделать неверные акценты на изучаемом и, как следствие, выбрать неверное направление в его освоении.

Что же касается системы портфолио в психо-педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из-за этого страдает учебный процесс.

О плюсах

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологиипризваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии.

Говоря о современных педагогических технологиях, мы должны учитывать, что истинные инновации в области педагогики – это отражение давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Инновации в образовании – процесс сложный Пути повышения эффективности образования проблема всех педагогов. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная реализация непременно ведет к колоссальным достижениям в системе образования. Внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и уровень подготовки школьников

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать необходимый материал и развивать творческий потенциал в предметной деятельности.

Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Исследовательское занятие и практические работы . Их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем(«дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Уроки по сингапурской методике проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа идет в команде по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Каждый член команды в течение урока вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается просто отсиживаться на задних партах, не обращая внимания и на учителя, и на то, что происходит в классе. Каждый ученик принимает участие в уроке, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.
Информационно-аналитическая инновационная деятельность в школе действительно мотивирует на наименьший уровень неподготовленности среди учителей, на стремление усовершенствовать программы и проекты образовательного процесса, выбирать более совершенные способы обучения, более креативные методики в образовательной деятельности, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

Анализ и диагностика при тестировании в технологиях мониторинга интеллектуального развития помогает выявить недостатки в усвоении материала, «белые пятна» в знаниях учащихся по предмету и в дальнейшем устранить их.

Воспитательная инновационная деятельность в школе помогает духовно ориентировать личность в направлении созидания согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях

Дидактические инновационные методы обучения помогают, в первую очередь, усвоить материал согласованно с личностно-ориентированной технологией. Различные способы подачи материала воздействуют на все возможные образы его восприятия и усвоения у того или иного ребенка. Также присутствует смена деятельности, значительно обостряющая внимание во время работы. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

А психолого-педагогические инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности.

Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала.Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе

Информационные технологии это не только технология, предполагающая внедрение в образование компьютера, но и любой процесс, связанный с обработкой информации.

Применение новых информационных технологий в образовательных учреждениях, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В соответствии с программой информатизации, наша школа уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения школы. Применение ИКТ на уроках и во внеклассной работе решает многие педагогические задачи: 1. Позволяет представить учебный материал более доступно и понятно, повышает степень наглядности; 2. Делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; 3. Способствует реализации развивающего обучения, формирует навыки исследовательской деятельности обучающихся; 4. Позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося; 5. Позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении; 6. Вызывает высокую степень эмоциональности учащих- ся, оживляют учебный процесс; 7. Повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся, их творческой активности.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, то есть, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это, как говорится, временные трудности. При большом желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей. Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при обучении, при работе с отстающими учениками, при отработке элементов изучаемого материала.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одно из ключевых условий образования. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Но существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций.

    Отсутствие должного финансирования.

    Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района.

    В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

    Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

    Неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров

    Слабая и практически отсутствующая технически-информационная база.

    Личностные факторы: свободное время на чтение; волевые; возможно, темперамент, черты характера учителя и т.д.

    Экономические: отсутствие реальных рыночных отношений в образовании, следовательно, не стимулирует личность учителя к развитию.

    Материальные: нехватка средств в силу индивидуальных причин.

На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять из них, то позитивное, что они несли. Но, пожалуй, основополагающим в этом вопросе будет соответствие материальной базы образовательных учреждений сегодняшнему дню. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и т.д. Поэтому основная тенденция развития инновационного образования (не умаляя значимости остальных) – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей на протяжении всего учебного года, обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ, Создание методической - информационной базы, доступность и возможность выхода в информационную сеть каждому педагогу учебного учреждения. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный . Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие «инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося .

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности .

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную табл. 3.1 .

Таблица 3.1  Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое .

Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа». Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в табл. 3.2 .

Таблица 3.2 Понятия «реформа» и «инновация»

Инновация

Реорганизация образовательного процесса

Изменения во внутренней организационной деятельности вуза

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Преподаватель - Студент»

Повышение статуса образования

Новые санитарно-гигиенические требования

Изменения в структуре системы образования

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике . В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса . В ней выделяют следующие действия:

 определение потребности в изменениях;

 сбор информации и анализ ситуации;

 предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

 принятие решения о внедрении (освоении);

 собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

 институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной
практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют :

1)

2)

3)

4)

5)

6) по источнику возникновения:

 внешние (за пределами образовательной системы);

 внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

7) по масштабу использования:

 единичные;

 диффузные.

8) в зависимости от функциональных возможностей (табл. 3.3):

Таблица 3.3 Классификация инноваций в образовании в зависимости от функциональных возможностей

9)

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности (табл. 3.4);

Таблица 3.4 Классификация инноваций в образовании по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности

инновации нулевого порядка

это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента)

инновации первого порядка

характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве

инновации второго порядка

представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)

инновации третьего порядка

адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования

инновации четвертого порядка

инновации пятого порядка

инициируют создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы)

инновации шестого порядка

в результате реализации создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа

инновации седьмого порядка

представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных (педагогических) систем

11) по осмыслению перед внедрением инноваций (табл. 3.5);

Таблица 3.5 Классификация инноваций в образовании по осмыслению перед внедрением инноваций

случайные

полезные

системные

инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение

инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого с системой учебного заведения

инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспортируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)

Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений . Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Развитие высшего образования не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры . Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание -
формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (ректора, преподавателей, студентов и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в «веер» задач, разработки содержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития учебного заведения: ректора, проректоров и его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и университетском (институтском) уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в вузе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретного вуза требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне университета (института), районном и региональном уровнях.Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении вузом и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла . Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшест-
ва - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, называемую иррадиацией, когда с рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития школы. Например, технология программированного обучения до и после широкого распространения компьютеров в вузах с выходом в Интернет).

Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности .

Можно обозначить и ещё одну структуру (очень близкую к только что описанной). Это - структура генезиса инноваций, взятая из теории нововведений в сфере материального производства. Но при наличии у читателя достаточно развитого воображения вполне поддающаяся перенесению на инновационные процессы в вузе: возникновение -
разработка идеи - проектирование - изготовление (то есть освоение в практической работе) - использование другими людьми.Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в вузе планируется в виде концепции развития вуза или - наиболее пол-
но - в виде программы развития вуза, затем организуются деятельность коллектива вуза по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в вузе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития вуза) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности вуза, формирование концепции развития вуза и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Для руководителей, которым трудно сразу перейти на ёмкую четырёхкомпонентную структуру управленческих действий, можно предложить её прежнюю - более объёмную разновидность, называемую ещё организационной структурой инновационного процесса в вузе. Она включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий .

Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.

Чем чаще руководитель будет обращаться в своей аналитической и в целом - управленческой деятельности к этим структурам, тем скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися. Во всяком случае: если ректор фиксирует ситуацию, когда инновационный процесс вузе не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной структуры.

Знание всех структур необходимо ректору ещё и потому, что именно Знание всех структур необходимо ректору ещё и потому, что именно инновационный процесс и является объектом управления в развивающемся вузе, а руководитель обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.

Все приведённые структуры органично сплетены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс
системен.

Руководитель любого вуза, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма - важный и необходимый инструмент управленческой деятельности.

Конечно, любая норма - правовая, административно-ведомственная, нравственная - ограничивает свободу. Но свобода действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую правовую культуру. Без нормативной регламентации невозможна нормальная деятельность вуза. Опора на право и нравственность в вузе, реализующей новшества, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности студентов и педагогов.

В инновационной деятельности высшей школы используются документы различного уровня - от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений Минобрнауки РФ, муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самого вуза.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов прежде всего определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование , права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами, раскрываемыми в главе 2 первого раздела Конституции РФ. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутривузовскими нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности вузов, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития вуза принадлежит закону РФ «Об образовании». Знание Закона позволяет руководителю вуза во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые вузом.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности вуза означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, ректора за результаты и последствия любой, но особенно - инновационной деятельности. Вуз в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за :

Невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

Реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

Качество образования своих выпускников;

Нарушение прав и свобод студентов, слушателей и работников вуза;

Жизнь и здоровье студентов и работников во время образовательного процесса.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!