Средневековый город в западной и центральной европе. Развитие ремесел и городов

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.

Поскольку города размещались на землях феодалов, городское население подлежало внеэкономическому принуждению и выполняло феодальные повинности. Феодал являлся собственником города, управлял им, чеканил свою монету, брал пошлины с торговли. Все это мешало развитию ремесла и торговли. В XI-XII вв., горожане начинают активную борьбу за освобождение от власти сеньора, в результате жители городов получили освобождение от крепостной зависимости, а города добились полного или частичного самоуправления. В ряде случаев городские вольности и привилегии выкупались у феодалов за деньги. Это движение, возглавляемое цеховыми ремесленниками, получило название коммунальных революций. В результате этих революций в Италии возникли города-государства (города-республики) - Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, в Германии - вольные имперские города: Любек, Гамбург, Бремен, во Франции и Испании - города-коммуны (вольные города). В Англии же коммунальных революций не было, города откупились от феодалов и поддерживали короля.

Городское ремесло, цехи.

Ведущей отраслью феодальной экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, однако опережающее развитие получает ремесленное производство. Ремесло отделяется от сельского хозяйства, превращается в самостоятельную отрасль. Это стало возможно в результате увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста спроса на ремесленные изделия и непосредственно развития самого ремесла.

Совершенствовались техника и технология ремесленного труда, росла его производительность. Заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. Наибольшее развитие получает сукноделие. Это объясняется высоким спросом на продукцию отрасли, а также совершенствованием техники прядения и ткачества.

Усложнение ремесленного производства делало невозможным совмещение его с земледелием. Ремесло становится основным занятием определенной части населения. Ремесленники производят изделия для торгового обмена, что ведет к развитию торговли с целью обеспечить наиболее благоприятные условия производства и сбыта произведенной продукции, защититься от конкуренции со стороны ремесленников из других районов, обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке. Ремесленники одной специальности, как правило, объединялись в особые корпорации - цехи.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Первые ремесленные цехи появляются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В XIV веке в Париже было 350 цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50.

Каждый цех имел свой устав и выборную администрацию - старшин. Полноправным членом цеха являлся мастер - мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали один-два подмастерья и один или несколько учеников. В XI-XII вв., каждый ученик мог, сдав экзамен, получить звание мастера и открыть свою мастерскую.

Цеховая регламентация обеспечивала высокое качество изделий, а также препятствовала конкуренции среди мастеров. С этой целью определялись число учеников и подмастерьев, необходимых инструментов, запасы сырья, устанавливались цены на изделия, продолжительность рабочего дня. Удовлетворяя спрос местного рынка, некоторые производства получили европейское признание.

Возникнув с образованием городов, цехи стали социально-экономической основой их развития. Цех был также и религиозной организацией. В первые века своего существования цехи имели прогрессивное значение, но с середины XIV в., цеховая организация ремесла, с ее жесткой регламентацией, запрещением рекламы, неразглашением секретов производства, становится препятствием экономическому развитию.

В X -- XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово - ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати возводились в два-три этажа. Крупные города имели хорошо налаженное городское хозяйство: цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу.

В столицах Кайфыне и Ханчжоу жило по нескольку сот тысяч человек. Деление горожан на сословия отсутствовало. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить чины и тем самым социально уравняться с чиновниками, купить землю.

С развитием городов расширилось ремесленное производство, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Увеличилась добыча и обработка металлов. В XI в. добыча меди возросла в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды -- в 12 раз. Расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов: стали применять каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди. Широко распространилось кузнечное дело и изготовление металлических изделий: оружия, ножей, гвоздей, котлов, обручей, посуды.

Десятки видов шелковых тканей изготовлялись на юге; изобрели способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана завезли хлопок, а изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало возможность уже в XII -- XIII вв. выпускать ткани из хлопковой нити без примеси льна или конопли.

Усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды (селадоны) и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин (кракле).

На улицах города располагалось бесчисленное множество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-- XIII вв. труд в городских ремесленных мастерских не был дифференцирован. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам сбывал товары. В XII--XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о мастерских, где работали по 10 и даже 40 человек.

Объединение ремесленников в цехи (ханы и туани) стало обязательным. Государственные власти использовали этот институт в своих целях, вынуждали объединяться в цехи даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п. В Ханчжоу в XIII в. насчитывалось 414 цехов. Существовала иерархия цехов. Как правило, ханы были смешанного типа -- торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как оптовая торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, *обладавшие большим влиянием. Членом хана обычно был глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров, условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов,

В отличие от Западной Европы в Китае в торгово-ремесленных кварталах более интенсивно шла торговля, имелись даже ночные рынки. Цех имел праздники и культы, защищал интересы мастеров, помогал своим членам в случае болезни или похорон. Старшины и казначеи взимали штрафы, отвечали за уплату властям налогов, выполнение заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели никакого политического влияния, испытывая сильный гнет феодального государства.

Наем рабочей силы в XII--XIII вв. был феодальным по своей сути, он, как правило, не касался основных отраслей ремесла, был не свободным, а происходил через посредство главы цеха. В крупных городах были специально выделены места для найма рабочей силы.

Развитию ремесла и расширению рынка препятствовала монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские сосредоточивались в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых, а также в обеих столицах -- Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы. Ремесленники, обслуживающие эти мастерские, работал» на основе выполнения повинностей или принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, оснащение армии, уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла оживилась и торговля. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались рынки, специализирующиеся на продаже лекарств, угля, риса, лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирали ярмарки, чаще всего на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа. Там на рынках и ярмарках шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. Важную роль в сбыте изделий ремесленников и продуктов земледелия играли бродячие купцы. Однако межобластные связи были еще слабыми, а движение товарных масс из области в область -- небольшим.

Рост ремесла и торговли увеличил денежную массу в стране. Кроме железных и медных монет вошли в обращение золото и серебро. Несмотря на суровые законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты, на рынках сопредельных стран были в ходу главным образом китайские монеты. Наряду с металлическими монетами в Китае применялись, бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры посредничали при найме рабочей силы, а также при торговых сделках оптовых продавцов с лавочниками.

Внутренняя торговля -- источник доходов казны -- строго ею контролировалась. Первым среди китайских рынков был кайфынский: от приносил казне 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара. Кроме налогов с дохода ремесленники и торговцы были обязаны платить казне за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть товаров по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Вьетнам. Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер. Морская торговля велась через приморские портовые города -- Цюаньчжоу, Нинбо и Ханчжоу. Крупнейшим портом стал Гуанчжоу, там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Иногда их численность доходила до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, золото и серебро. В Китай же доставляли пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни на юго-восток удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600--700 человек и большой груз.

Экономическое возвышение города не сопровождалось формированием его самостоятельного облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их зависимая роль, политическое бесправие ставили горожан в положение, почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.










1. Оставались под властью сеньора 2. Добивались относительной независимости –Коммуна –Самоуправление Мэр, магистрат, суд, казна, войско. Вносили бывшему господину платежи за землю Государство облагало города налогами. 3. Добивались полной независимости (города – государства и городские республики в Италии и Германии). XIV-XV вв. – результаты борьбы


Важный результат борьбы городов с сеньорами Освобождение горожан от феодальной зависимости. Беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось прожить в городе один год и один день – «городской воздух делает человека свободным». Личная свобода привлекала людей из деревни.


Жители средневековых городов (§ 14) Вопросы для сравнения Городские богачи Мастера- ремесленники, лавочники Городские бедняки 1. Группы городского населения? ПатрицииБюргерыПлебеи 2. Чем владели? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли в управлении городом?












Цеховой устав – правила, обязательные для всех членов цеха: 1.Делать вещи по единому образцу. 2.Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев. 3.Не переманивать друг у друга покупателей. 4.Нельзя работать в праздники и «при свечах». 5.Продавать изделия по предписанной цене. 6.Закупать сырье у определенных поставщиков. Старшины – следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей


Роль цехов в жизни города Долгое время цехи способствовали развитию ремесла К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства 1.Члены цеха устраивали совместные праздники, сообща тушили пожар, несли сторожевую службу в городе, составляли отряды городского войска. 2.Цех помогал больным, разорившимся ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. 3.Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище. 1.Препятствовали переходу подмастерьев в мастера. 2.Не разрешалось расширять мастерские и вводить новые орудия труда.




Важные торговые пути 1.На Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) через Венецию и Геную (предметы роскоши, пряности). 2.По Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе через Новгород, Брюгге и Лондон (соль, шерсть, железо, меха, воск, мед, лес). Ганза – союз немецких торговых городов. Фактории – торговые дворы иностранных купцов. Ярмарки – ежегодные торги. Меняла – специалисты по денежным делам. Ростовщики – люди, дававшие деньги в долги под проценты. Банк – хранилище больших сумм денег. Банкиры – владельцы банков.


Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр; 1,4 стр; кроссворд на стр

Как известно, города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. В Королевстве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было. В Киевской Руси города были. Правда, не каждый «граж», упоминаемый в летописи, был центром ремесла и торговли: источники того времени называли «градами» укрепленные поселения вообще. Важно другое: ремесло здесь было самостоятельной отраслью производства, причем развивалось оно в городах. А один из византийских писателей X в. даже утверждал, что по развитию ремесла первые места среди известных ему стран занимают Греция и Русь.
В лесной стране особенно многочисленными были мастера по дереву. Дома, крепостные стены, церкви, мостовые - все это делалось из дерева. Киевляне дразнили новгородцев «плотниками». Особое место занимали городники (строители городских стен и башен) и мостники (укладчики деревянных мостовых). В «Русской правде» (сборнике законов Киевской Руси) мостникам был посвя щен специальный раздел, который так и назывался - «Устав о мостниках». Массовым промыслом был гончарный. Одна из час тей Новгорода называлась Гончарным концом. Очевидно, она была заселена преимущественно гончарами. Один из районов Киева назывался Кожемяки - очевидно, здесь жили кожевники. На ряд специальностей делилась металлообработка. Большого мастерства достигли оружейники.
О развитии ремесла в Киевской Руси свидетельствуют не только византийские авторы, но и «Русская правда», древнерусский сборник законов, где ремесленники выделены в особую группу городского населения, и материалы археологических раскопок.
В XI-XJI вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб: на севере не хватало своего хлеба.
Из раскопок в Новгороде выясняется, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии. Сырье для янтарных украшений доставлялись из Прибалтики. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Его привозили купцы.
Рождаются на Руси и новые формы производства, которые стали характерны для России - артели и подряды. Для некоторых работ требовалось объединение значительных коллективов людей. Так, большими коллективами работали городники - строители городских стен и башен, мостники - укладчики деревянных мос-
товых, порочные мастера, которые изготовляли стеиоби і НІ.К* «»|>\ дия. Эти работы выполнялись артелями, во главе коюрмч, а іг ственно, оказывались предприимчивые люди, «сіареииїиш.і» Старейшина выступал в качестве подрядчика, а для иного ему шл)ч было обладать значительным капиталом.
Объединять значительные группы работников требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специ альных «пренах». Это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал «соляные куны» - доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
Центром древнерусского города был детинец, или кремль, - резиденция князя или его представителя с дружиной («детские» - члены дружины, рядовые воины, отсюда «детинец»). Снаружи у стен детинца располагался посад - торгово-ремесленное поселение. На посаде находился торг - торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением.
Киев, столица государства, по свидетельствам иностранцев, был одним из крупнейших городов Европы. Здесь насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город, Новгород, занимал особое положение. Через этот город, от которого вел озерно-речной путь в Балтийское море, шла торговля Руси с Западной Европой.
Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. Но если торговая площадь была центром общественной жизни, это свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.
О степени развития торговли свидетельствовало и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги. До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги частью сохраняли их названия (куны, веверицы, т.е. куницы и белки). Но несмотря на то, что деньги уже чеканились, в обращении преобладали слитки серебра. Целый слиток назывался гривной. Это была самая крупная денежная единица (1 гривна равнялась 50 кунам или 150 ти веверицам), но иногда слиток резали на части и получались резаны.
Особое значение для Руси имела внешняя торговля, так что некоторые наши историки, втом числе крупнейший историк России Ключевский, даже рождение русской государственности выводит из внешней торговли.
Дело и том, что Русь находилась на транзитных торговых путях между Европой и Азией - по Волге и Днепру. Мы знаем, что Венеция разбогатела в средние века, потому что держала в своих руках транзитную торговлю по средиземному морю. Но был и второй путь - между Азией и Северной Европой, который вел реками к Балтийскому морю.
О значении этой транзитной торговли для Киевской Руси свидетельствуют следующие обстоятельства:
Восточные славяне, исконные земледельцы, двигались из южных степей на север, в леса и болота, туда, где условия для земледелия были гораздо хуже. Почему? Потому что туда, к Балтийскому морю, уходили транзитные речные пути. И славяне строят Новгород, торговый город, перевалочную базу на подступах к Бал-тике. Вспомним, что именно в Новгороде заканчивался торговый путь Ганзы на востоке.
Чтобы участвовать в этой транзитной торговле, надо было иметь свой товар. Какой? Хлеб? Но в то время хлеб не был товаром международного обмена. А вот продукты лесных промыслов - меха, мед, воск - высоко ценились и на Западе. Как известно, и дань киевские князья собирали не хлебом, а мехами, медом, воском - товарами на экспорт.
Конечно, на этих торговых путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги. Они приходили с моря армадами в сотни дракаров (кораблей). Это были морские разбойники. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках. На речных путях, с волоками на водоразделах, норманны со своими дракарами были беззащитны. Поэтому сюда они приходили не как морские разбойники, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь на богатую Византию. Они вливаются в состав русской правящей верхушки, становятся дружинниками и участвуют в защите русских земель.
А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости. Но одновременно на берегах « Русского моря» рождались и русские военно-торговые форпосты: Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак).
Учитывая вышесказанное, мы должны по-новому оценить знаменитые договора киевских князей с византийскими императорами. Известно, что все князья совершали походы на Византию. Для чего? Для грабежа? Нет, результатом этих походов были договора Руси с Византией, и не просто мирные, а торговые. Тексты этих договоров сохранились в византийском варианте, на греческом языке. Оказывается, походы совершались ради получения торговых привилегий. Русские гости получили в Византии право бес-
пошлинной торговли, обеспечивались там за счет Ми ишшккши императора даровым кормом идаровой баней. Л ло значило, чн> к ним относились не как к обычным купцам, а как к предании к- лям иностранного государства. Но зато пускали их в Консммш нополь партиями более 50 человек, т.е. видели в них людей воєн ных, которые могут захватить город.
Дело в том, что торговал с Византией и через нее с восюч ными странами - князь со своей дружиной, «военно-торговая аристократия», по выражению историка Павлова-Сильванского. Но главе государства стояли купцы-дружинники, а Русь была торгтым государством.
Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговые походы русских купцов-дружинников. С наступлением весны в Киеве снаряжался целый флот, который затем двигался вниз по Днепру, отбивая нападения кочевников-пе- ченегов. Таким же порядком этот флот осенью возвращался в Киев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!