Степан щипачев - почти забытый поэт.

Мало кто сегодня помнит имя поэта Степана Петровича Щипачева. Однако для поколения советских граждан 40-50-х годов он был так же известен, как А. Твардовский или К. Симонов. Его стихи читали, учили наизусть, переписывали в тетрадки. О жизни и творчестве почти забытого поэта будет этот рассказ.

Биография

Родился Степан Щипачев в 1899 году в семье бедного крестьянина из деревни Щипачи Екатеринбургской губернии. Он был младшим ребенком в семье. Когда умер его отец, Степану едва исполнилось четыре года. Вместе с бабушкой он ходил по соседским дворам собирать милостыню. Став постарше, пошел работать: нанимался батраком на служил на приисках и в лавке скобяных изделий.

В 1917 году Щипачев вступил в ряды Красной Армии. В 1921 г. окончил военную школу, после чего некоторое время преподавал военным обществознание. Параллельно он увлекся литературной работой, служил редактором журнала «Красноармеец», писал стихи, к чему с юных лет имел большую склонность.

В начале 1930-х годов Степан Щипачев получил литературное образование. И с тех пор занимался исключительно литературной деятельностью.

Путь в литературу

Степан Щипачев, биография которого была нетипичной для поэтов и писателей начала XX века, позже признавался, что полюбил стихи еще в детские годы, когда посещал церковноприходскую школу. Он рассказывал, как однажды учитель прочел на уроке стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это произведение так взволновало душу ребенка, что он несколько дней был под впечатлением. Тогда Степан и решил, что будет писать стихи.

В последующие годы он много работал над стихосложением, оттачивал свой стиль, искал собственные рифмы. В 1923 году Степан Щипачев опубликовал свой дебютный сборник стихов, который назывался «По курганам веков». Маленькая книжка всего в 15 страниц с ранними, еще неумелыми стихами стала для автора первым шагом на пути в большую литературу.

Книги

После окончания института Степан Щипачев в своем творчестве стал тяготеть к лирическим темам. В этот период написаны книги «Лирика» и «Под небом Родины моей».

В годы ВОВ Щипачев вновь надел военную форму. Он принимал участие в операции по освобождению западных районов Украины, позднее был задействован в создании фронтовых газет и листовок. В этот период его стихи приобрели яркие патриотические интонации и одновременно интимно-лирические. Два главных сборника этого времени - «Фронтовые стихи» (1942) и «Строки любви» (1945).

«Строки любви»

Степан Щипачев, стихи которого принято относить к разделу гражданской поэзии, был тем не менее мастером и в области любовной лирики. Его сборник со скромным названием «Строки любви» появился в продаже в мае 1945 года. 45 стихотворений о чувстве, понятном и знакомом каждому, моментально прославили автора. Его строками признавались в любви парни и девушки 50-х годов, настолько они были просты и искренни.

Работу над этим сборником Щипачев Степан Петрович продолжал всю жизнь, в результате чего книга увеличилась почти в четыре раза. В последнем издании в состав сборника входило уже 175 стихотворений.

В советской литературе культивировался особый тип героя, трудолюбивого, умелого, патриотичного. Благодаря стихам Щипачева этот герой стал более живым и человечным. Стало понятно, что и советский гражданин умеет чувствовать, может влюбляться, радоваться и печалиться, надеяться и искать свое счастье.

ЩИПАЧЁВ, Степан Петрович [р. 26.XII.1898 (7.I.1899), деревня Щипачи, ныне Камышловского района Свердловской области] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1919. Сын крестьянина, рано осиротевший, с 9 лет узнал труд батрака, рабочего на приисках.

Весной 1917 был призван в армию. С начала 1919 до 1931 - в Красной Армии; стихи Щипачёва печатались в местных газетах, листовках. В 1934 Щипачёв окончил литературное отделение Института Красной профессуры. Первый сборник его стихов «По курганам веков» (1923) наполнен космической патетикой («космориторикой», по его собственному определению). Декларативны и сборники «Одна шестая» (1931) и «Наперекор границам» (1932). Стихи Щипачёва в эти годы публиковались чаще всего в журнале «ЛОКАФ» (позднее «Знамя»).

В середине 30-х годов впервые зазвучала в поэзии Щипачёва лирическая интонация. Лучшие сборники этих лет - «Под небом Родины моей» (1937) и «Лирика» (1939). Унаследовав от русской классической поэзии песенность стиха, Щипачёв придал новое, современное звучание темам природы и любви (стихи «Признание» , «Елена» , «Июль» и др.). В 1939 Щипачёв - участник освобождения Западной Украины; с началом Великой Отечественной войны - сотрудник фронтовой печати. В стихах и поэмах этого времени лирическое начало сливается с героическим (сборник «Фронтовые стихи», 1942); поэт воссоздаёт образ Родины, образ В. И. Ленина (поэма «Домик в Шушенском» , 1944). В послевоенные годы появились такие известные произведения Щипачёва, как сборник «Стихотворения» (1948; Гос. премия СССР, 1949), поэма «Павлик Морозов» (1950; Гос. премия СССР, 1951), прозаическач повесть о детстве «Берёзовый сок» (1956). В поэмах «Наследник» (1965), «Звездочёт» , «Сцена - шар земной» (обе - 1967), «Песнь о Москве» (1968), «12 месяцев вокруг Солнца» (1969) поэтический рассказ о прошлом перерастает в гимн сегодняшним свершениям. Новые стихи Щипачёва, насыщенные гражданскими мотивами, философскими раздумьями, проникнутые острым интересом к внутреннему миру человека, к окружающему, вошли в его книгу «Товарищам по жизни» (1972). Произведения Щипачёва, пользующиеся большой популярностью у советского читателя, переведены на иностранные языки и языки народов СССР. В 1959-63 Щипачёв - председатель Президиума Московского отделения СП РСФСР.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1970; Строки любви, М., 1967; Трудная отрада. Проза, М., 1972; Русый ветер, М., 1972.

Лит.: Дементьев Валерий, Степан Щипачёв. Очерк жизни и творчества, М., 1956; его же, Сад под ливнем. Лирика Степана Щипачёва, М., 1970; Бабенышева С., Степан Щипачёв. Критико-биографич. очерк, М., 1957.

Л. П. Печко

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Из автобиографии

Родился я в 1899 году в Зауралье, в деревне Щипачи, в семье крестьянина-бедняка. Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках.

Стихи я полюбил ещё в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение «Бородино» , прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушённый, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.

В мае 1917 года меня призвали в армию. Служил рядовым в городе Глазове, где вскоре сблизился с большевиками: прапорщиком М. В. Драгуновым и студентом И. В. Поповым. В годы гражданской войны участвовал в боях с уральскими белоказаками. Весной 1921 года окончил кавалерийскую школу в городе Оренбурге, вслед за этим - педагогические курсы в Москве, после чего несколько лет преподавал обществоведение в военных школах: в Крыму, на Украине, наконец, в Москве. Не переставал упорно работать над стихами.

В 1930 году было создано литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), в организации и работе которого я принимал активное участие.

Осенью 1931 года я поступил в Институт красной профессуры на литературно-творческое отделение. Впервые за много лет я сменил военную форму на гражданский костюм. Но чувство благодарности навсегда связало меня с нашей армией.

Долгие годы мои стихи губила риторика, но к середине 30-х годов у меня всё чаще стали появляться лирические стихотворения. Была написана поэма «Еланин» . В целом она не получилась и не была напечатана, но многие лирические её места оказались жизнеспособными и впоследствии стали существовать как отдельные самостоятельные произведения. Это окончательно определило меня как лирика.

Наибольшие удачи мне принёс 1938 год. Тогда я написал больше двадцати лирических стихотворений. В 1939 году эти стихи вышли отдельной книгой. В журналах стали появляться новые вещи этого плана. Обо мне дружно заговорила критика. Откликнулись и некоторые писатели. Особенно порадовало меня письмо А. Н. Толстого. Лестно отозвавшись о моей работе, он добавлял: «Живите и думайте по-своему. Поэзия - это редкая удача».

Осенью 1939 года я участвовал в освободительном походе нашей армии в Западную Украину. В годы Великой Отечественной войны всё время был связан с военной печатью. Летом в 1944 году написал поэму о Ленине «Домик в Шушенском» , немного позднее - поэму «Павлик Морозов» .

Особенно плодотворными в моей работе были 60-е годы. Появились за это время сборники «Думы», «Ладонь», «Красные листья», поэмы «Наследник» , «Звездочёт» , «Песнь о Москве» и др. Вот, пожалуй, и всё. Хочется напомнить ещё о повести «Берёзовый сок», в которой я рассказал о своём детстве.

[Русские поэты. Антология в четырёх томах. Москва, «Детская Литература», 1968]

СТЕПАН ЩИПАЧЁВ

ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА

«Библиотечка избранной лирики»

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966

Scan, OCR. Spellcheck А.Бахарев

От составителя. Лев Озеров

На парткоме

В троллейбусе

«Лил дождь...»

«Себя не видят синие просторы...»

«Урал! Он был как начало песни...»

Нескошенная трава

«Лил дождь осенний...»

«Наверно, и вы бы приметили сразу...»

«Ой, вьюга, ой, вьюга какая...»

Прощание с зимой

«На жизнь свою я не хочу пенять...»

Потомкам

«Уже приметен радостный почин...»

Могила матери

Первые шаги

«Когда накреняется купол звёздный...»

«Не оттого ли она хорошеет...»

Опять о луне

Незнакомая

Муж и жена

«Тело твоё молодое, ржаное...»

«На ней простая блузка в клетку...»

«Пускай умру, пускай летят года...»

«Своей любви перебирая даты...»

«Пусть пристально глядят мужчины...»

«Как хочешь это назови...»

«Опять тревожно, больно сердцу стало...»

«Ты со мной, и каждый миг мне дорог...»

«Любовью дорожить умейте...»

«Ты порой целуешь ту, порою – эту...»

«Берут мальчишки и девчонки в руки...»

Библиографическая справка

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

При имени Степана Щипачёва сразу же перед глазами возникает образ

стройного седовласого внимательного человека. Он говорит мало, негромко, редко улыбается. Но зато если скажет - всерьёз, повысит голос - справедливо, улыбнётся - от души. Он добр той добротой, «от которой пятится ложь, негодяя

бросая в дрожь». Не терпит многословия. Все написанное им, вернее то, что он

хочет видеть в читательском обращении, умещается в двух небольших томах. Что

же - мало написал? Нет, жёсток отбор.

Крестьянский сын, батрак, председатель солдатского комитета, он имел

все права воскликнуть: «Революция... а тебе восемнадцать лет! Как здорово

это, как это прекрасно!» Человека с лицом, характером, биографией Щипачёва

мог бы среди своих двенадцати красногвардейцев встретить Блок. Державный шаг

двенадцати - это государственная уверенность Щипачёва в настоящем и будущем.

Скромный и застенчивый в быту, он по жизни, идёт всегда смело и открыто.

Мечтательность не мешает ему быть бойцом.

Сейчас это кажется таким простым: стихи о природе и любви. Но в

середине тридцатых годов, когда в газетах и журналах преобладала риторика, когда нередко воспевался бетон, а не человек, Щипачёв выступил с небольшой

книжкой «Лирика». Она рассказала о глубокой жизни сердца. После длительного

поиска собственного пути, после шести книг Щипачёв, наконец, находит себя. Он

берёт в собеседники природу и возлюбленную. И говорит с ними о самом близком

и дорогом. Любовь! О ней писали в лоб, декламационно, напрягая голосовые

связки. Щипачёв написал о берёзке, которую ломает ливень, гнёт буран, но она

не сдаётся - «видать, характером прямая, кому-то третьему верна». Эта лирика

запросто открывает сердца читателей и заставляет по-новому задуматься над

вечными темами. Щипачёв отстаивает поэзию раздумий и душевной

сосредоточенности. Он борется за цельного, во всех отношениях цельного

человека, выверяет чистоту его общественных помыслов частотой жизни сердца, личной, или, как прежде говорили, частной жизнью. Щипачёву принадлежат слова:

«...кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?»

Он видится мне на фоне берёз. Их образы и в стихах нередки - «бело от

молний, от берёз бело», и в прозе - автобиографическая повесть «Берёзовый

сок». И всегда от стихов Щипачёва ощущение нежной вязи берёзовых веток в

бездонной голубизне. Я вижу поэта - уральца по месту рождения - на фоне

берёзовых рощ и Подмосковья и Приволжья...

Мы читаем: две-три строфы, афористичность, ясность. Но так ли уж прост

Щипачёв? Нет, только с первого взгляда. В эту простоту надо углубиться. У

текста есть подтекст, как у реки глубокие течения. При первом знакомстве в

юности Щипачёв выглядит не так, как при повторном чтении в зрелые годы. Не

только поэт растёт, растут вместе с нами и его давно знакомые строки...

Это лирика с мягким знаком. Она смягчает кору человеческой чёрствости.

Щипачёв не делает театральных жестов и не взбирается на трибуну. Он садится

рядом, внимательно смотрит в глаза и говорит тихим голосом. Тихим - потому

что «кричать не надо, если даже ты с целым миром говоришь». И о чём бы ни шла

речь - о снежинке или звезде, о яблоке или земном шаре, - тихий голос

Щипачёва убеждает, ему веришь.

Лев Озеров

Зрение

Известно не только якутам,

откуда зима идёт.

В метели, в бураны укутан

Памир у звёздных ворот.

На дальней какой-то планете,

где вряд ли гадают о нас,

и там по-земному ветер

снежком обдувает наст.

Немыслимым было когда-то

увидеть незримого лик.

Ничтожней ничтожного атом

и, как мирозданье, велик.

Всё зорче становится зренье.

Когда-нибудь лягут следы

от капли на ветке сирени

до самой туманной звезды.

На парткоме

Ещё и на парткоме так

сидеть случается, друзья:

заметишь дома, сняв пиджак,

что ты прокурен до белья.

На улице весна давно,

дождём обрызгана трава,

а тут ещё зима в правах.

Но секретарь рванул окно -

и ветки бросились к рукам,

к его горячему лицу.

Гул самолётов, детский гам;

землёй пахнуло, как в лесу.

Земля от яблони бела,

и годы впереди ясны.

Решать партийные дела

нельзя, не чувствуя весны.

Соловей

М. Петровых

Где березняк рябой и редкий,

где тает дымка лозняка,

он, серенький, сидит на ветке

и держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

озябший ночью от росы,

заворожит посёлок дачный

у пригородной полосы.

Овёс

От ночной росы,

от холодных звёзд

в холодном поту

проснулся овёс.

Прозрачные

утренние небеса

коснулись

шершавых бровей

Ему с кукурузой дружить

и к пшенице

белокурым чубом

клониться.

Пускай он ростом

не вровень,

он налит силой,

он дышит здоровьем.

Он ходит под ветром,

взъерошен, белес -

с глазами детскими

Геркулес.

Недаром к нему,

чтоб задор не погас,

тянется лошадка моя

В троллейбусе

Идёт троллейбус возле клёнов.

Льёт дождь, шумит вода везде.

К стеклу прилип листок зелёный.

Деревья топчутся в воде.

Прямой, прохожих не щадя,

дождь припустил ещё сильнее.

Всё в каплях светлого дождя,

стекло троллейбуса синеет.

И можно ль не принять участья

и ливня не желать земле!

На город, как сквозь слезы счастья

гляжу сквозь капли на стекле.

Лил дождь -

и сверкает асфальта река,

широка, глубока.

И кажутся лодками автомобили;

огни, как водоросли в глубине,

где, вспугнутые, заходили

красные рыбы на дне.

Себя не видят синие просторы,

И, в вечном холоде светлы, чисты, себя не видят снеговые горы,

Родился я в 1899 году в Зауралье, в деревне Щипачи, в семье крестьянина-бедняка. Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках.

Стихи я полюбил еще в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение "Бородино", прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушенный, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.

В мае 1917 года меня призвали в армию. Служил рядовым в городе Глазове, где вскоре сблизился с большевиками: прапорщиком М. В. Драгуновым и студентом И. В. Поповым. В годы гражданской войны участвовал в боях с уральскими белоказаками. Весной 1921 года окончил кавалерийскую школу в городе Оренбурге, вслед за этим - педагогические курсы в Москве, после чего несколько лет преподавал обществоведение в военных школах: в Крыму, на Украине, наконец, в Москве. Не переставал упорно работать над стихами.

В 1930 году было создано литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), в организации и работе которого я принимал активное участие.

Осенью 1931 года я поступил в Институт красной профессуры на литературно-творческое отделение. Впервые за много лет я сменил военную форму на гражданский костюм. Но чувство благодарности навсегда связало меня с нашей армией.

Долгие годы мои стихи губила риторика, но к середине 30-х годов у меня все чаще стали появляться лирические стихотворения. Была написана поэма "Еланин". В целом она не получилась и не была напечатана, но многие лирические ее места оказались жизнеспособными и впоследствии стали существовать как отдельные самостоятельные произведения. Это окончательно определило меня как лирика.

Наибольшие удачи мне принес 1938 год. Тогда я написал больше двадцати лирических стихотворений. В 1939 году эти стихи вышли отдельной книгой. В журналах стали появляться новые вещи этого плана. Обо мне дружно заговорила критика. Откликнулись и некоторые писатели. Особенно порадовало меня письмо А. Н. Толстого. Лестно отозвавшись о моей работе, он добавлял: "Живите и думайте по-своему. Поэзия - это редкая удача".

Осенью 1939 года я участвовал в освободительном походе нашей армии в Западную Украину. В годы Великой Отечественной войны все время был связан с военной печатью. Летом в 1944 году написал поэму о Ленине "Домик в Шушенском", немного позднее - поэму "Павлик Морозов".

Особенно плодотворными в моей работе были 60-е годы. Появились за это время сборники "Думы", "Ладонь", "Красные листья", поэмы "Наследник", "Звездочет", "Песнь о Москве" и др. Вот, пожалуй, и всё. Хочется напомнить еще о повести "Березовый сок", в которой я рассказал о своем детстве.

В феврале камышловские поэты и прозаики - члены литературного сообщества «Литературный четверг» - собрались в музее у камина, чтобы почитать стихи и поговорить о творчестве поэта- земляка С.П. Щипачёва.

Как повяжешь галстук...

Работники детской библиотеки Л.Н. Южакова и A.A. Окладникова познакомили собравшихся с фактами из жизни поэта, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий, рукописей, сборников его произведений. Проникновенно и выразительно читали они стихи. О.В. Нифонтова рассказала о М.Ю. Лермонтове. Он был кумиром Степана Петровича.

Стихи Лермонтова поэт услышал в школе. В программу церковно-приходских школ входила его поэма «Бородино», и мальчик был очарован её слогом и содержанием. «Стихи по-настоящему полюбились мне во втором классе, а вернее, с того дня, когда учительница прочитала нам «Бородино». Слушал я его, вытянув шею и затаив дыхание», - пишет он в автобиографической повести «Берёзовый сок». Так что можно сказать, поэзия Лермонтова сыграла определённую роль в формировании поэта Щипачёва.

Надо было видеть, с каким удовольствием собравшиеся читали любимые стихи поэта, а они нашлись у каждого. С.Е. Садовская, постоянный читатель и автор «ЛЧ», принесла сборник стихов поэта, который сопровождает её на протяжении полувека. Был он с ней в студенческие годы, был в более зрелые, и всегда в нём можно было найти стихотворение, соответствующее состоянию души. В день нашей встречи Светлана Евгеньевна прочитала всем знакомое, ставшее хрестоматийным, стихотворение «Пионерский галстук».

Как повяжешь галстук,
Береги его.
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За Отчизну бьются
Братья и отцы...
Как повяжешь галстук,
Ты светлей лицом.
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..

Она принесла с собой пионерский галстук, торжественно повязала его на шею юной участнице встречи Наташе Минькашовой из Баранниковской школы и посоветовала беречь его как символ истории нашей Родины. Татьяна Борисовна Новикова напомнила собравшимся пронзительные строки стихотворения «22 июня 1941 года». Так кратко, так ёмко, так зримо нарисовать последний мирный рассвет, наверное, удалось только ему, нашему Степану Петровичу.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром
и войной
Всего каких-то пять минут
осталось!

Интересно и взволнованно говорил о поэзии Щипачёва В.Т. Сысюк. Он не раз был на встречах с поэтом, когда тот приезжал в Камышлов, сделал ряд уникальных снимков. Несколько из них находятся в музее поэта в Богдановиче. З.И. Сысюк, тоже участница нашей встречи, писала репортажи о встречах с поэтом и интервью с ним. Он приезжал в город в 50-е, 60-е и 70-е годы XX столетия. Где-то в последние годы произошла в Камышлове и эта удивительная встреча, о которой я расскажу ниже.

А тайна жила в нашем городе

В стихах поэтов часто заключена какая-то тайна. То мы видим инициалы чьего-то имени в начале произведения, то таинственное «Тебе», а иногда поэт обходится без заголовков, просто обращаясь в стихотворении к кому-то, нам неизвестному и загадочному. Есть такие стихи и у Щипачёва.
Русый ветер, какой ты
счастливый!
Эх ты, ветрена голова!
У тебя для березки, для ивы
Одинаковы нежны слова.
Русый ветер, какой ты счастливый!
А вот я, словно кто приковал,
Об одной, о далекой, красивой,
Столько лет тосковал!

Стихотворение датировано 1926 годом (а первый сборник вышел у него в Крыму в 1923 году. Поэту тог¬да не было и 25 лет. А в 27 лет он пишет «о далёкой, красивой»).

Тайна открылась в 1963 году. Ну, давайте начнём вот с этого. Зал клуба «40 лет октября». Встреча с поэтом-земляком закончилась. Все приобретают книги Щипачёва, стоят к нему в очередь за автографом. Он приветлив, внимателен. Не просто пишет пожелания, спрашивает, кому подписать книгу. Вот подошла к нему уже пожилая женщина, простое, открытое лицо, добрый взгляд, светлая улыбка
- Напишите Ирине Николаевне, можно просто Лине Савёлковой, - говорит она.
Степан Петрович поднимает глаза.
-Лине?!
Она улыбается.
Конечно, Лина, сейчас уже бабушка Лина. Это она-далёкая, красивая, та, о которой тосковал... Столько лет тосковал! Он любил её, и дело шло к сватовству, но не дошло. Отец Лины - зажиточный крестьянин, узнав о симпатии дочери, заявил: «Да у них верёвок не хватит, чтобы все твои юбки развесить...» Воля родителя - закон. Ирина и Степан расстались. А время было неспокойное. Война, ре-волюция. Как большинство молодых людей, Степан был мобилизован в армию. Служил у белых, потом перебежал в Чапаевскую дивизию. Мелькают новые места, люди, лица. Вот он уже учится в Оренбурге, затем в Москве в высшей военно-педагогической школе, по окончании преподаёт историю в военных училищах Крыма. И всё это время помнит её.

Весь текст - в файле

Елена Флягина.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!