Травма рождения: метод ее разрешения. Психологическая травма рождения и ее дальнейшее влияние на судьбу человека

В статье представлен уникальный метод работы с травмами рождения, созданный в датском институте Бодинамики. Раскрывая свой подход к повторному рождению, авторы делятся новыми представлениями о соматическом и соответствующем ему психологическом развитии ребенка в пре-, пери- и постнатальном периодах; посвящают читателя в метод систематического исследования мускульных паттернов, который позволяет установить наличие у человека проблем, связанных с травмой рождения; делятся техниками, направленными на создание позитивного импринтинга рождения и пр. В статье обсуждаются вопросы структуры характера, соотношения шок-паттернов и процесса рождения, переноса и контр-переноса в процессе работы с клиентом. Авторы описывают свою работу с взрослыми людьми, хотя созданный ими метод при условии модификации может быть использован также при работе с младенцами и детьми.

Введение.

Мы различаем три основные школы терапии повторного рождения, оказавшие наибольшее влияние на существующие в этой области методы. Одна из них создана Станиславом Грофом. Он акцентирует метафорические и трансперсональные аспекты повторного рождения и с целью доступа к данным о рождении человека использует технику гипервентиляции. Другой подход, разработанный Орром, также включает гипервентиляцию, а иногда и применение горячих ламп с целью воссоздания состояний, соответствующих процессу рождения. Наконец, третья школа представлена работами английского психотерапевта Ф. Лейка, также применяющего технику гипервентиляции и разработавшего теорию, которая объясняет природу детской реакции на стресс рождения. Бодинамический развивающий импринтинг-метод отличается от перечисленных выше подходов, хотя мы и включаем в наше понимание развития характера человека обобщенное представление Лейка о детском сознании и защитных механизмах при внутриутробном и родовом состояниях.

Наш метод воспроизведения рождения разрабатывался Л. Марчер и Л. Олларсом в ходе клинической практики, в значительной степени независимо, более 15 лет. Свое начало он ведет из нескольких источников. К ним принадлежит, прежде всего, датская система телесных тренингов “школы релаксации”, известной по работам Ш. Сильвер, где основное внимание уделяется низшему уровню телесного осознавания. Затем следует соматический развивающий подход норвежским психотерапевтом Л. Янсеном и датчанкой Б. Холле. И, наконец, - главнейшая часть, которую составляют открытия Л. Марчер в области развития психомоторики. Значительным оказалось также и влияние Райха, но на более позднем этапе развития теории бодинамики. Благодаря особенностям нашей работы для клиента становится возможной более безопасная и в то же время более полная интеграция опыта переживания повторного рождения. У нас сложилось критическое отношение к техникам гипервентиляции, которые широко используются в процессе повторного рождения. Поскольку метафорическую тему “смерти и возрождения” мы рассматриваем как достойный предмет терапевтического исследования, то главной своей задачей считаем введение нового психомоторного запечатления повторного рождения, которое протекает в безопасной, поддерживающей атмосфере.

Распространена точка зрения, заставляющая сомневаться в том, нужно ли и можно ли придавать повторному рождению столь большое значение. Главное возражение наших оппонентов состоит в том, что сознание младенца во время, а тем более до рождения слишком неразвито, чтобы процесс появления на свет мог оказать сколько-нибудь серьезное воздействие на последующее развитие ребенка. Для скептиков, убежденных, что рождение остается в не поддающемся воскрешению прошлом, не оставляя в мозге никаких следов, скорее всего, совершенно ошеломительными окажутся данные, свидетельствующие, что процесс рождения, несомненно, запечатлен в нашем бессознательном, и более того - доступен зрелому сознанию. Но на смену первому спешит еще одно возражение, несколько иного порядка: не является ли повторное рождение еще одним увлечением в поисках универсального решения для всех наших проблем, еще одним средством в поисках идеального лекарства? Наконец, не является ли это новое наше упование еще одним способом ухода от реальных жизненных проблем, более насущных и важных?

В ответ на эту критику, прежде всего, приходится признать, что, действительно, бывают случаи, когда ребефинг проводится безответственно, людьми, не имеющими соответствующей подготовки ни в психотерапии как таковой, ни в области психологии и физиологии рождения. В этих случаях, действительно, травма рождения нередко начинает выступать как центральная метафора жизни и ребефинг предписывается в качестве идеального лекарства для решения любого типа психологических проблем. Однако, несмотря на досадные случаи подобного рода, представляется очевидным, что, если мы относим себя к приверженцам развивающей модели психопатологии, то тогда вынуждены принимать во внимание точку зрения на травму рождения как на один из источников психологических проблем. Вместе с тем, не будем спорить, рождение - хотя и неотъемлемая, но только одна из частей процесса развития в целом.

Процедура воспроизведения рождения, согласно нашей методике, занимает три часа и при условии правильной интеграции полученного опыта не требует повтора. Три часа нельзя считать чрезмерным вкладом в процесс развития человека. Однако этим трем часам может предшествовать длительный подготовительный период или, напротив, они могут предварять последующую работу как часть продолжительного терапевтического процесса. Так или иначе, мы располагаем многочисленными данными, бесспорно свидетельствующими о глубинном воздействии, которое разрешение травмы рождения оказывает на жизнь человека. Новые ощущения - собственной силы, способности противостоять стрессам, воспринимать позитивные аспекты мира, которые приобретают наши пациенты, убеждают нас, что интегрированное повторное рождение является необходимой частью полного цикла терапии для тех, кому он показан.

Далее мы представим перечень самых существенных элементов нашей теории и техник развивающего “импринт-метода”. Конечно, этот перечень - далеко не полон и весьма схематичен. Мы не утверждаем, что, прочитав статью, можно будет беспрепятственно браться за практику повторного рождения. Просто не видим иного способа объяснить то, что мы подразумеваем, говоря о развитии нового “импринта” и приобретении новых ресурсов, как привести четкий перечень наших методов и основных положений лежащей в их основе теории. В нашей практике подготовки специалистов методы повторного рождения начинается только на третьем году четырехлетнего курса. Поэтому тем, кто интересуется терапией повторного рождения, мы настоятельно рекомендуем пройти полноценную тщательную подготовку.

Перспективы развивающего соматического метода.

Бодинамический подход рассматривает рождение в контексте общего соматического рождения. На каждой стадии процесса родов у младенца активируются высоко специализированные типы моторных рефлексов. Наиболее значимые из них включают рефлексы, изначально связанные с вытягиванием ребенком собственного тела в ответ на сокращения матки, что завершается дальнейшим энергичным выталкиванием из нее. В период после родов наиболее важными являются рефлексы доставания, сосания, хватания и поиска. При идеальных обстоятельствах эти моторные паттерны исчерпывают себя по мере того, как перестают быть необходимыми. Однако в условиях стресса указанные типы рефлекторных паттернов нарушаются и теряют способность спонтанного исчерпания. Они сохраняются телом до тех пор, пока не найдут своего разрешения в ходе терапии. Благодаря тонкому пониманию этих рефлекторных соматических паттернов и их психодиагностического содержания, аналитики бодинамики работают с процессом рождения в психотерапии людей зрелого возраста.

Оценка мышечного паттерна при травме рождения.

Открытие “мускульного” паттерна - идея, касающаяся мышечного напряжения, которое блокирует эмоции, - принадлежит Вильгельму Райху. Л. Янсен открыл противоположную тенденцию мышц - становиться расслабленными или гипореактивными и разработал метод, использующий данное явление в терапии. Янсен создал теорию развития ребенка, в основе которой лежит эволюция типов гипо- и гипернапряженных мышечных паттернов. Л. Марчер развила эти идеи, исследуя специфически психологическое содержание мышечных реакций и наблюдая, в каких случаях мышцы активируются в процессе развития ребенка. На базе этих исследований Марчер разработала теорию структуры характера и уникальный диагностический инструмент - “Телесную карту”, где отмечаются основные мышцы тела, протестированные на ступень гипо- или гиперреактивности. Данный тест обычно проводится на предварительном этапе процесса долгосрочной терапии и используется для анализа проблем развития пациента в период младенчества и детства, включая рождение. Если мышцы, активирующиеся при рождении, значимо гипо- или гипернапряжены, это является показателем того, что травма рождения до настоящего времени сохранена телом.

Создание нового импринта.

Проведение повторного рождения предполагает две задачи. Первая - придти к пониманию, какой фактор оказался действительно травмирующим или психологически значимым при рождении индивида. Вторая - создать новый импринт “рождения”, позволяющий клиенту реально почувствовать, чего так недоставало в его реальном опыте рождения. С нашей точки зрения, создание нового “отпечатка” рождения - один из наиболее существенных моментов, от которого зависит успешное разрешение травмы рождения. Мы работали с клиентами, уже проходившими процесс повторного рождения, но по другим методикам, которые так и не разрешили проблем, связанных с травмой рождения, поскольку новый импринт не был создан. Вместо этого повторно переживали травму и, таким образом, увязали в чувствах страха, ярости, подавленности и пр.

На наш взгляд, неспособность клиентов решать возникающие в ходе терапии проблемы рождения, вызвана двумя причинами. Первая: клиенты были слишком глубоко погружены в травму. Наш собственный опыт позволяет утверждать, что вводить клиента в ощущение того, что когда-то возымело для него травматический эффект, необходимо лишь в степени, достаточной для соматического осознавания происшедшего. Иначе повторное переживание травматического опыта может привести к психологическому и физиологическому срыву. Мы обнаружили, в частности, что методы ребефинга с использованием гипервентиляции вызывали в этом отношении серьезные проблемы.

Одна из особенностей гипервентиляции состоит в том, что она создает повышенный уровень кислорода в крови. В действительности, при рождении ребенка уровень кислорода в его организме существенно ниже. На этом основании можно сделать вывод, что техники гипервентиляции могут и не вызывать истинной регрессии в состояние рождения на психологическом уровне. Еще важнее то, что, судя по нашему опыту, они способны активизировать и другие шоковые проблемы. Это может привести к хаотической ситуации, когда целый ряд проблем возникает одновременно, и ни одна из них не может быть действительно разрешена. Отчасти поэтому рождение рассматривается иногда как центральная составляющая человеческих проблем: при проведении ребефинга “все” всплывает на поверхность. Учитывая это обстоятельство, очень важно работать в определенный момент только с одной проблемой, так, чтобы она могла быть полностью разрешена на всех уровнях - эмоциональном, когнитивном и моторики. При проведении повторного рождения с использованием гипервентиляции клиенты получают мощный опыт, который для некоторых, относительно здоровых людей может оказаться действительно целебным, но другим - только повредит, а для многих окажется бесполезным, так как не разрешит полностью травмы рождения.

Вторая причина неполного разрешения травмы рождения заключается в том, что соматические “ресурсы” клиента остаются не раскрытыми. Под ресурсами мы имеем в виду соматические паттерны движений или способности. Эти моторные паттерны всегда имеют глубокий психологический смысл. Новые ресурсы становятся доступными на телесном уровне, когда блокированные или недостаточно развитые моторные паттерны восстанавливаются либо впервые активируются.

Так, например, если клиент родился в результате кесарева сечения с применением анестезии, недостаточно просто об этом знать и ощущать соответствующие чувства. Для полного разрешения травмы необходимо побудить клиента продвигаться к переживанию активного толкания с использованием всех своих сил, помочь ему испытать состояния полного пробуждения и жизненности, а также ощутить принятие доброжелательным окружением. В противном случае рефлекторные реакции остаются спящими, а гипо- и гиперреактивные мускульные паттерны остаются без изменений, и клиент не ощущает никаких новых ресурсов. Типы ресурсов, относящихся к рождению, включают новое чувство свободы времени, возможность изо всех сил проталкиваться вперед и выбираться, быть способным выдерживать нежелательные раздражители, умение должным образом терпеть давление, оказываемое со стороны, способность проходить через стрессовую ситуацию вплоть до ее завершения, умение принимать заботу, работать вместе, ощущение принятия, доброжелательности и поддержки. Задача терапевта - создание возможности для возникновения этих ресурсов.

Повторное рождение - в терапевтическом контексте.

Еще одной причиной, в виду которой повторное рождение может создавать проблемы, выступает неверно выбранное время для его проведения в контексте более общей ситуации клиента. Бодинамический анализ рассматривает повторное рождение с точки зрения более общего контекста психотерапевтического процесса. Для того, чтобы воспроизведение рождения возымело терапевтическое воздействие, необходимо, в идеальном случае, соблюдение некоторых условий.

  1. Клиент должен располагать стабильным социальным окружением (социальной средой), где он черпает поддержку. Должным образом проведенное рождение включает регрессию на психологическом, неврологическом и эмоциональном уровнях, и для интеграции новых переживаний в опыт клиента очень важно наличие значимой поддержки со стороны близких людей в течение, по крайней мере, двух недель после воспроизведения рождения.
  2. В идеальном случае клиент до прохождения повторного рождения должен проработать имеющиеся у него психологические проблемы. В противном случае у него не найдется достаточных психологических и соматических ресурсов для интеграции процесса рождения или, что еще хуже, под давлением процесса ребефинга он может стать даже более дезорганизованным.

1. Условия успешного проведения повторного рождения

1.1. Ситуация клиента

Наилучшее время для проведения повторного рождения - момент, когда становится очевидным, что в жизни клиента спонтанно возникают проблемы, связанные с процессом рождения. Вот некоторые признаки возможного наличия подобных проблем:

  • несмотря на интенсивную терапию, клиент сообщает о “неспособности выйти” из трудной ситуации, или неспособности “пройти через нее”; он может также чувствовать, что ему не удается использовать все свои возможности в данной ситуации, ощущать, что “увяз в обстоятельствах”.
  • в сновидениях клиента повторяются образы прохождения через каналы, выходя из темноты на свет и т.д.
  • на телесном уровне клиент может испытывать ощущение жизненной энергии или напряжения в областях, ассоциативно связанных с рождением: шея в основании черепа, точки прикрепления сухожилий затылка, соединений фасций в области плеч, точки прикрепления мышц крестца и сухожилий пяток. При тестировании этих зон с помощью Телесной карты мы обнаруживаем чрезмерную степень гипореактивности мышц (что является показателем паттернов отказа или уклонения от борьбы) или их гиперреактивности (показатель реакции борьбы).
  • появление паттернов спонтанных движений, относящихся к процессу рождения, например, тенденции сжиматься, уподобляясь эмбриону.

Однако само по себе возникновение проблем, связанных с рождением, не означает, что клиент готов к интеграции опыта повторного рождения. Отсюда следует, что прежде необходимо выяснить, готов ли клиент психологически к этому опыту.

1.2. Определение времени проведения повторного рождения в контексте долговременной психотерапии.

В идеальном случае, если клиент не проходил предварительной терапии, мы должны наблюдать его в течение двух-трех лет, прежде чем убедимся, что повторное рождение может быть наиболее адекватным и успешным методом терапии для него. Наша техника работы во времени предполагает движение от проблем развития более позднего происхождения - к более ранним. В какой-то момент мы достигаем “дна” и начинаем обратное движение, с тем чтобы осуществилась интеграция нового материала, полученного на основе изучения ранних периодов жизни, с более поздними структурами характера. “Дно” может включать и повторное рождение, но важно отметить, что оно не во всех случаях обязательно.

Относительно вопроса, кто нуждается, а кто не нуждается в процессе повторного рождения, мы считаем, это зависит от серьезности намерений клиента в терапии. Если клиенты стремятся полностью проработать структуры своего характера, то с уверенностью можно сказать, что для 80-90% наблюдаемых клиентов воспроизведение рождения полезно. Если цели клиента в терапии более ориентированы на текущие проблемы или он настроен на краткосрочную терапию, то повторное рождение необходимо лишь в том случае, если мы явно имеем дело с основной проблемой, связанной с травмой рождения.

В известной мере необходимость воспроизведения рождения обусловлена и культурной спецификой. Установившаяся в скандинавской культуре практика рождения, видимо, диктует его необходимость. В культурах с более гуманной практикой рождения число клиентов, нуждающихся в терапии повторным рождением, может быть значительно меньшим.

Парадоксально, что клиентам, которые наиболее нуждаются в повторном рождении, часто требуется более внимательная подготовка. У таких пациентов чаще всего преобладают проблемы раннего развития. Безошибочно чувствуя эту особенность, мы начинаем испытывать тягу сначала решить именно эти проблемы, особенно если ощущается тупик в процессе терапии, и мы, с целью прорыва, хотим предпринять что-то радикальное. Исходя из нашего опыта, утверждаем, что в большинстве случаев такая ситуация не является достаточным основанием для проведения повторного рождения.

В этом случае лучше тщательно рассмотреть другие характерологические проблемы и следовать установленному принципу - сначала работать с проблемами позднего развития, и лишь затем - раннего.

Исключением являются случаи, когда клиенты настолько увязли в проблемах рождения, что уже не в состоянии эффективно участвовать в терапевтическом процессе, и все их попытки решения других проблем заведомо обречены на неудачу. Признаками таких случаев служат:

  1. сильное ощущение замешательства и неспособности действовать в жизни;
  2. спонтанные физические ощущения в областях тела, связанных с процессом рождения (давление в голове, крестце, пятках, пупке);
  3. в стрессовой ситуации -спонтанное принятие человеком позы эмбриона;
  4. преобладание в снах и фантазиях образов каналов, тоннелей и пр.

Если, с учетом перечисленных признаков, проведено повторное рождение, то это часто означает, что терапевт должен принять особо интенсивную форму “родительского трансфера” (переноса), поскольку весьма часто у таких клиентов нет соответствующего социального окружения, которое могло бы обеспечить заботу, необходимую им после терапии рождением.

Характерологические проблемы и повторное рождение.

В данном разделе описываются характерологические блоки, создающие препятствие для успешного проведения повторного рождения.

Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основывающуюся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов. В целом мы рассматриваем две обязательных позиции для каждой из характерологических структур. При первой - “ранней” - позиции, имеющей в виду те варианты развития, когда импульсы рано блокируются и соматические ресурсы утрачивают возможность нормального развития, типичной реакцией является отказ (покорность). При второй - “поздней - позиции импульсы уже имеют некоторые соматические ресурсы, поэтому могут оказывать сопротивление попыткам окружающей среды блокировать их. Поскольку мы работаем с проблемами развития в определенной последовательности - от поздних структур к ранним, именно в этом порядке мы и описываем установленные нами семь типов характера.

1) Структура Солидарность/Действие.

Способность принимать поддержку от группы и от друзей в период непосредственно после повторного рождения - важная часть успешной интеграции опыта рождения. Без способности иметь друзей и принимать их помощь клиенту сложно интегрировать глубинную потребность в заботе, возникающую после процедуры повторного рождения. С нашей точки зрения, формирование отношения личности ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет. Основной проблемой этого возраста, как мы полагаем, является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы. Мы используем термин “солидарность” в противовес термину “действие” для описания основной задачи, которую ребенок данного возраста пытается решить. Люди с характерологическими проблемами подобного рода имеют тенденцию либо ставить потребности группы выше своих (солидарность), либо чувствовать, что они должны действовать лучше остальных (конкуренция). При повторном рождении конкурирующие личности стремятся быть наилучшими клиентами и показать “наилучшее рождение”: они перестают ощущать чувство отчужденности от группы и отстраняют свои сугубо личные потребности установления контактов. Личности, нивелирующие собственные потребности, по-прежнему выказывают тенденцию к признанию потребностей группы выше собственных. Проведение повторного рождения гораздо легче, когда мы имеем дело с незавершенными проблемами нивелирования, нежели конкурирования, так как нивелирующая личность чувствует себя свободнее в вопросах помощи, по крайней мере, легче ее принимает.

2) Структура мнений.

У детей способность формировать собственное твердое мнение вырабатывается в интервале от 6 до 8 лет. Если у клиента, проходящего повторное рождение, есть неразрешенные проблемы, связанные с выработкой собственного мнения, то в процессе воспроизведения рождения он может отчаянно сопротивляться или, напротив, слишком легко уступать указаниям терапевта, когда они не совпадают с его мнением относительно того, что для него лучше.

3) Структура Любовь/Сексуальность.

Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет. Люди со здоровым ощущением своих романтических и сексуальных чувств способны дифференцировать эти чувства от ранней потребности в зависимости. А клиент, который обращает свою тревогу в сексуальные переживания, имеет тенденцию и в процессе повторного рождения сексуализировать свою тревогу. Человек с неразрешенным эдиповым комплексом может флиртовать с терапевтом или воображать, что у терапевта есть к нему сексуальный интерес.

4) Структура воли.

В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать “нет” и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно. Обычные утверждения для этой характерологической структуры таковы: “Если я использую всю свою силу, я взорвусь” или “Это вы виноваты в том, что мне приходится сдерживаться”. С другой стороны, если мы имеем дело с “ранним” вариантом данной структуры, когда преобладает отказ (покорность), утверждения могут носить признаки отрицания: “Я ничего не делаю правильно”.

Поскольку действия выталкивания в процессе повторного рождения требуют определенной силы, существует резонанс между процессами рождения и проблемами структуры воли: в том и в другом случае требуется проявление личной силы, но на разных уровнях развития этого качества и для разных целей. Клиент с явно выраженными проблемами рождения (ранняя позиция) говорит: “Я не могу выйти откуда-то” (матка), в то время как клиент с проблемами структуры воли (поздняя позиция) склонен к утверждениям типа: “Я не могу выбраться из чего-то внутри меня” (мои чувства).

5) Структура автономии.

В возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей. Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным (ранняя позиция), неспособным чувствовать, чего он хочет: “Я вынужден подавлять свои импульсы, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть” или “Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь”. Если у ребенка в достаточной степени сформирована основа его автономных импульсов, он, вместо подавления, будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира. “Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться, мне необходимо быть независимым: мне не нужна помощь, помощь опасна”. Проблемы автономии могут возникнуть и при проведении повторного рождения, во время фаз сжатия и выталкивания, когда группа, симулируя давление матки, оказывает сопротивление толканию клиента. Клиент, которому присущи проблемы автономии, может чувствовать в целом потребность сопротивляться давлению (уйти от стресса, вызванного требованиями родителей). Повторное рождение в этих случаях становится, скорее, психологической силовой борьбой в попытке спастись бегством, нежели биологическим процессом появления на свет.

6) Структура потребности.

С рождения до 1,5 лет основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру. Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным (“ранняя” позиция) или резким и недоверчивым (“поздняя” позиция). Процесс рождения зачастую охватывает проблемы базового доверия, так и, во время фазы принятия ребенка, удовлетворения потребности в заботе. Если клиент в течение первых полутора лет жизни переживал выраженный опыт отвержения, отчаяния и недоверия, ему будет трудно чувствовать свои потребности во время повторного рождения и обретать доверие к группе, даже если он видит, что она, действительно, присутствует здесь для него. Однако по мере того, как группа представляет позитивные послания или физическую заботу, могут возникать следующие чувства: “Они не могут это делать серьезно” или “Я не заслуживаю этого”.

7) Ментальная/эмоциональная структура существования.

Мы рассматриваем опыт внутриутробного существования, рождение и время непосредственно после рождения как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования. При благоприятных обстоятельствах мы чувствуем, что мир приглашает и ждет нас, и на некотором базовом уровне ощущаем себя желанными и получившими право на существование. При наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребенок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя и/или оставления своего тела. У ребенка появляется ощущение, что он исчезает. Мы называем эту “раннюю” позицию ментальной структурой существования. Иначе складывается ситуация, когда уже в некоторой степени сформировавшееся ощущение нового существования внезапно ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. Внутренний опыт выражается следующим образом: “Я должен продержаться в этом мире с помощью моих эмоций, мир угрожает мне исчезновением”. Мы называем эту более позднюю позицию эмоциональной структурой существования.

Два первичных способы защиты, в большой степени связанных с процессом рождения, - энергетический уход или эмоциональный взрыв. По теории Ф. Лейка, каждый из этих способов имеет тенденцию меняться на противоположный в случаях, когда структура находится под влиянием “трансмаргинального” стресса (Лейк называл это шизоистерическим расщеплением). В процессе повторного рождения пациент может вновь пережить трансмаргинальный стресс. Готовя клиента с ментальной структурой существования к повторному рождению, необходимо тщательно сформировать у них телесное осознавание, чтобы противодействовать тенденции к уходу (избеганию). Необходимо, чтобы оно было основано в большей степени на реальных телесных ощущениях и чувствах, нежели метафорах и образах, поскольку последние относятся к ментальным, т.е. защитным навыкам, которые и без того высоко развиты у таких клиентов.

Клиенты с эмоциональной структурой существования, которые склонны к уходу в эмоции, нуждаются в обучении чувствовать свой страх и сдерживать его, так как это основная эмоция, которую они стараются блокировать путем эскалации. Такие клиенты пытаются использовать гнев как защиту от своего страха, и, помогая им ощутить, что они на самом деле боятся, а не сердятся, можно принести им чувство облегчения. При проведении повторного рождения с такими индивидами необходимо выдерживать медленный и неторопливый темп, чтобы они не имели повода использовать взрыв эмоций как защитное средство против тревоги.

Следует отметить, что многие проблемы, связанные с перечисленными структурами, возникают во внутриутробном периоде. В соответствии с нашим методом, двигаясь от поздних структур к ранним, мы отмечаем, что с проблемами, сформировавшимися в период внутриутробного развития, следует работать в последнюю очередь, стараясь не касаться их при воспроизведении рождения. На практике, однако, довольно трудно бывает отличить одну от другой все эти различные проблемы.

1.3. Проблемы переноса и повторное рождение.

При рассмотрении отношений между повторным рождением и переносом на первый план выдвигается важный вопрос: как мы, собственно, трактуем данное понятие. Необходимо отметить, что мы различаем две основные позиции, которые терапевт занимает по отношению к переносу. При первой из них терапевт удерживает четкую границу между собой и клиентом, так что потребность последнего в переносе может подвергаться некоторой фрустрации (“аналитическая” позиция). За второй закрепилось название “родительской”. В этой позиции терапевт активно вовлечен в потребности клиента и берет на себя задачу его обеспечения позитивными родительскими посланиями.

Как уже понятно, позиция родительского переноса используется при работе с клиентами, которые не обладают достаточными ресурсами для активации себя с целью удовлетворения насущных своих потребностей. Главное правило терапевта: клиент нуждается в родительских отношениях, если в ранний период его развития импульсы были блокированы, и поэтому стереотипной ответной реакцией стало отчаяние (уход). Второе правило: чем раньше по времени сформировалась проблема, тем больше клиент склонен проявлять потребность в родительских отношениях.

На практике мы зачастую перемещаемся между двумя указанными позициями, обе из которых, хотя и в разной мере, одновременно являются как конфронтирующими и ограничивающими, так и поддерживающими и заботящимися. Однако при проведении повторного рождения почти всегда используются отношения родительского трансфера. Мы активно исполняем роль матери или отца по отношению к клиенту в течение всего времени работы, рассматриваем родительскую позицию в переносе как важное условие формирования нового импринта и овладения пациентом новыми ресурсами. Родительская позиция, кроме того, означает, что терапевт берет на себя ответственность за психологическую и физическую безопасность клиента во время его регрессивного состояния.

Повторное рождение само по себе - достаточно фрустрирующий процесс, требующий и от клиента, и от терапевта физических и эмоциональных усилий. Как тот, так и другой должны быть готовы к состоянию интимности и близкой связи, неизбежно возникающему в условиях сокровенной процедуры повторного рождения. Вряд ли было бы оправданным - неожиданно перескакивать от доминирующей позиции, характерной для аналитической работы трансфера, к позиции родителя, удовлетворяющего потребность клиента в защите, заботе, прикосновении и пр. Главные трудности в отношениях переноса и контр-переноса следует прояснить до погружения в процесс повторного рождения. Может случиться, что некоторым терапевтам удобнее работать с уже подготовленными клиентами, не принимая участия самому в фазах подготовки и последействия. Это не будет большой ошибкой. Действительная, с трудом поправимая ошибка возникает, когда мы пытаемся дать человеку то, чего не готовы дать: такая ситуация может стать причиной ретравматизации, так как клиент безусловно почувствует искусственность наших усилий.

1.4. Контр-перенос и повторное рождение

Очерченные выше проблемы характера сохраняют свою силу применительно не только к клиенту, но и к терапевту. Если сам терапевт несет в себе проблемы, связанные с ранней потребностью в зависимости, весьма реален шанс, что он будет амбивалентен, удовлетворяя аналогичные потребности своих клиентов. Вот некоторые специфические проблемы, с которыми сталкиваются сами терапевты в процессе проведения повторного рождения.

Терапевт может переживать трудные минуты, ожидая начала спонтанных родовых движений со стороны клиента или желая, чтобы он “вышел” как можно быстрее. Часто рядом с клиентом нужно побыть полчаса или сорок пять минут, прежде чем у него начнутся спонтанные движения рефлексов рождения.

Терапевт должен вкладывать слишком много эмоций в процесс повторного рождения вместо того, чтобы четко фиксировать изменение моторных паттернов. Разумеется, воспроизведение рождения не может не вызывать массы эмоций по отношению к клиенту и, безусловно, чувства важны, но, тем не менее, терапевт прежде всего обязан тщательно отслеживать динамику моторных процессов.

Терапевт может даже слишком интенсивно “сливаться” с пациентом, особенно в фазе принятия. Он как бы лишается собственных границ и посылает клиенту чересчур много энергии, или стремится как родитель заботиться о нем, исходя в бо

Травма рождения - понятие о том, что роды представляют собой физиологически тяжелый и психологически страшный опыт для новорожденного. Данная идея, по меньшей мере настолько же стара, как и сам Будда, который находил роды одним из пяти неминуемых мучений в жизни человека .

Мнение Ранка о травмирующих родах

Психоаналитик О. Ранк, один из учащихся Фрейда, сформировал эту начальную идею в собственной книге «Травма рождения». Он объяснял, что опыт покидания материнской утробы с пищей, теплом, покоем и кислородом чтобы ради выхода в суровый мир голода, холода и затруднений дыхания безусловно станет травмирующим. В соответствии с психоаналитической теорией, какой угодно травмирующий опыт сохраняет рубец в душе человека, препятствующий обычному, разумному мышлению. Ранк высказал соображение, что роды причисляются к подобным травмирующим событиям.

Что думают другие про травму рождения

Отдельные специалисты по психологии и психиатры, соглашаются с формулировкой Ранка. В итоге этого они побуждают совершеннолетних пациентов попробовать по новой испытать опыт собственного рождения, чтобы возвратить в сознание похороненные воспоминания, которые, может быть, деформируют последующее развитие.

Отдельные врачи старались ослабить мучения новорожденного при неожиданном переходе из чрева матери во внешнюю среду. Более видным из всех является Ф. Лебуйер, книга описывает мучения человека, которые он испытывает при рождении. Лебуйер порекомендовал ряд мер для предоставления «мягких родов», среди каких - отсрочка перерезания пуповины, уменьшение света и гула в родильном отделении, плавание новорожденного в теплой воде, - все для того, чтоб приостановить стремительный переход из 1-го мира в другой.

Остальные психологи и доктора находят травму появления на свет быстрее выдумкой, чем фактом. Они сосредоточивают внимание на то, что такие операции, как обрезание или вправка сломанной кости (очень болезненные для ребят наиболее старшего возраста), сопровождаются значительно наименьшим ревом у только что родившихся. Помимо того, если новорожденных кладут рядом с мамой (обеспечивая безопасный физический контакт) или приятно сворачивают в мягонькую пеленку сразу после рождения, они скоро утихают и проявляют интерес - действия, не отмечаемое обычно после травмирующего опыта.

И пускай травма рождения до сих пор остается предположением, многие, в том числе и работники медицины стремятся сделать первое время после родов наиболее приятными для новорожденного. Сейчас уже не так часто возможно увидеть то, как новорожденного шлепают сразу после рождения, берут в низ головой или незамедлительно уносят от матери на медицинский осмотр, не дав ей подержать своего ребёнка.

Источник –

(birth trauma) Т. р. - представление о том, что роды представляют собой физически трудный и психологически устрашающий опыт для новорожденного, память о к-ром сохраняется в бессознательном. Эта идея по меньшей мере столь же стара, как Будда, к-рый считал роды одним из пяти неизбежных страданий в челов. жизни. Психоаналитик О. Ранк, один из учеников Фрейда, развил эту исходную идею в своей книге "" (Тhe trauma of birth). Он пояснял, что опыт оставления материнской утробы с изобилием пищи, тепла, покоя и кислорода ради выхода в грубый мир голода, холода, шума и затруднений дыхания непременно будет травмирующим. Согласно психоаналитической теории, любой травмирующий опыт оставляет шрам в душе чел., мешающий нормальному, рациональному мышлению. Ранк высказал предположение, что роды относятся к таким травмирующим событиям. Нек-рые психологи и психиатры, среди них Р. Д. Лэйнг, соглашаются с формулировкой Ранка. В рез-те этого они побуждают взрослых пациентов попытаться заново пережить опыт своего рождения, чтобы вернуть в сознание погребенные воспоминания, к-рые, возможно, деформируют дальнейшее развитие. Нек-рые врачи пытались ослабить страдания новорожденного при внезапном переходе из матки во внешнюю среду. Наиболее видным из них яв-ся Ф. Лебуйер, к-рый в книге "Рождение без насилия" (Birth without violence) описывает "пытку невинного", какой яв-ся роды в совр. больницах, восклицая: "Как напрасно думать, что такой громадный катаклизм не оставит своих следов!". Лебуйер предложил ряд мер для обеспечения "мягких родов", среди к-рых - отсрочивание перерезания пуповины, приглушение света и шума в родильном отделении, купание новорожденного в теплой воде, - все для того, чтобы замедлить быстрый переход из одного мира в др. Др. психологи и врачи считают Т. р. скорее фантазией, чем фактом. Они обращают внимание на то, что такие процедуры, как обрезание или вправление сломанной кости (весьма болезненные для детей более старшего возраста), сопровождаются гораздо меньшим криком у новорожденных. Кроме того, если новорожденных помещают рядом с матерью (обеспечивая безопасный телесный контакт) или уютно заворачивают в мягкую пеленку сразу после родов, они быстро успокаиваются и проявляют любопытство - поведение, не наблюдаемое обычно после травмирующего опыта. Тем не менее, хотя Т. р. остается недоказанным предположением, мн. родители и мед. персонал пытаются сделать первые моменты после родов более приятными для новорожденного. В последнее время уже не так часто можно увидеть, как новорожденного держат вниз головой и шлепают или сразу уносят, не дав матери подержать его. См. также Психоанализ, Ранкианская психология К. С. Бергер

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. trauma - повреждение организма) - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появления на свет, выступающей в качестве всеобщего травмирующего фактора, который при...

Новейший философский словарь

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (греч trauma - повреждение организма) - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появления на свет, выступающей в качестве всеобщего травмирующего...

Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…

Библия. Бытие

Экзистенциальный обман

Роды для женщины являются мучительным испытанием. Такова реальность женской физиологии. Но мы забываем, что рождение для ребенка тоже является мукой.

Рождение на свет происходит в результате грубого и длительного выталкивания младенца из матки в результате ее спазмов. Младенец изгоняется из мира, в котором он появился из небытия и жил все это время.

Первым из ощущений, которое испытывает младенец при рождении, является удушье, потому что требуется некоторое время, для того, чтобы расправились легкие, которые он использует впервые. Первый крик ребенка означает, что он сделал первый выдох. Крик символизирует жизнь.

Одновременно младенец видит ослепительный для него свет, поэтому ему приходится крепко зажмурить глаза.

Следующее ощущение ребенка – это холод.

А следующее – голод.

Из идеально комфортной и, главное, привычной внутриутробной среды, перманентной сытости, темноты и стабильной температуры в 36,6°C, младенец выталкивается в жизнь. В первом крике ребенка мы можем слышать весь ужас, с которым он сталкивается при рождении на свет. Это первое разочарование в жизни. Рождение на свет можно назвать экзистенциальным обманом .

Разрезание пуповины символизирует конец физической связи с матерью и непрерывного блаженства, в котором он пребывал. Вероятно, смутные воспоминания этого блаженного внутриутробного комфорта и безмятежности запечатлены в легенде о потерянном Рае.

Сущность бытия

Зигмунд Фрейд первым предположил, что всякий страх в основе сводится к физиологической травме рождения, а именно, удушью (асфиксии). Эту идею развил Отто Ранк, абсолютизируя первостепенное значение травмы рождения , как первопричины хронической (базальной) тревоги и, соответственно, основы для развития депрессии. За ним эту идею развил Станислав Гроф, разработав концепцию перинатальных матриц.

Все люди рождены на свет в муках, но не все мучаются всю жизнь депрессивными переживаниями. Поэтому мы не будем видеть причину всех страданий взрослого человека в травме его рождения.

Нельзя недооценивать значение травмы рождения, но когда ребенка передают матери, если она ласково укладывает его около себя, если она вкладывает в его губы сосок своей груди, если грудь полна молока – младенец начинает жадно сосать молоко, возвращаясь к покою и безмятежному блаженству внутриутробного состояния.

Это возвращение в Рай. На время.

Рано или поздно, мать оставит младенца, он снова проголодается, описается или обкакается, ему станет холодно или жарко – и он проснется с пронзительным криком в результате непереносимой для него фрустрации . Те минуты, которые потребуются матери, чтобы удовлетворить потребности своего младенца и успокоить его – покажутся для него вечностью. Вероятно, смутные воспоминания об этих минутах породили легенду об Аде с вечными муками.

Мать творит счастье для своего младенца.

Периоды удовольствия будут сменяться периодами неудовольствия – так младенец будет постигать экзистенциальную сущность бытия .

Формирование психики

Травму рождения, вероятно, невозможно было бы пережить, если бы ребенок рождался со сформированной психикой. Травматические переживания преследовали бы его всю жизнь, как это бывает в случае военных неврозов.

Но психическое рождение ребенка значительно отстает от его физического рождения (Маргарет Малер). Если мы не будем проецировать на младенца наши взрослые чувства и мысли, то увидим маленькое беспомощное существо, которое может дифференцировать только два состояния. Для этих состояний еще нет названий, потому что ребенок должен еще научиться давать имена . Но их можно условно назвать ощущениями Рая и Ада .

Психика ребенка формируется вокруг "островков" райского счастья, которое доставляет ему мать в результате удовлетворения его потребностей (Вейкко Тэхкэ). И каждый раз часть сформированной психики разрушается, когда фрустрация оказывается слишком долгой (М. В. Ромашкевич).

Развитие психики младенца идет по принципу: "два шага вперед – один шаг назад".

Депривация

Травму рождения переживают все люди, но психические нарушения формируются не в результате травмы рождения, а в процессе нарушенного формирования психики.

В результате частых или длительных фрустраций не происходит непрерывное формирование цельной психики. В худшем случае зарождающиеся "островки" психики не соединяются даже в единый "материк" – тогда ребенка во взрослом возрасте ждет психоз (шизофрения, МДП). Чаще дела обстоят лучше, психике удается консолидироваться, но в ней остается "дыра" – тогда формируется анаклитическая депрессия (Рене Шпиц).

Как говориться: Родителей не выбирают .

Можно перефразировать эту поговорку: Рождение не выбирают .

«Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет.»
(Шандор Ференци. “Нежданный ребенок и его стремление к смерти”)

Но, к сожалению, не все матери способны дать своему младенцу любовь, потому что у них самих нет любви к жизни. Нередко именно потому и принимается решение завести ребенка, в бессознательной надежде заполнить собственную "дыру" в душе, придать смысл собственному бессмысленному и мало радостному существованию.

В предвкушении рождения ребенка фантазии рисуют благостную картинку счастливой семьи, объединенной розовощеким счастливым младенцем. А после изнурительных родов матери дают маленькое сморщенное кричащее существо.

Мать надеялась получать любовь от младенца, не зная, что для этого нужно сначала самой ему давать любовь, получая пока взамен только крик, мочу и кал. В младенце от рождения есть только ужас и надежда. Семя любви вложить и вырастить в нем должна мать.

Умилительная улыбка и мелодичное гуление появятся позднее. А пока мать должна любить это маленькое очень нуждающееся в ней существо пресловутой материнской безусловной любовью . Радость от общения с младенцем возникает только тогда, когда в душе матери есть радость жизни и любовь.

Если у матери в душе "дыра", у нее нет сил быть с младенцем в постоянном контакте, предугадывать и удовлетворять все его непрерывные потребности. "Голодный" младенец становится беспокойным, крикливым, начинает плохо спать и плохо есть. Уставшая от постоянной требовательности младенца мать, изможденная бессонными ночами, становится раздражительной и нетерпимой.

Хорошо, если в этот сложный период муж способен разделить тяготы забот матери о младенце – тогда ребенок будет спасен. Но чаще мужья сбегают от крикливых младенцев и раздражительных жен, подолгу задерживаются на работе, находят для себя неотложные дела, или вовсе покидают свою семью.

Тогда у такой матери наступает послеродовая депрессия .

Находясь в состоянии отчаяния, мать уходит в себя, оставляя своего младенца. Она с большой задержкой откликается на его плач, она без любви ухаживает за ним, она не радуется ему с умилением.

В ее глазах ребенок не видит жизни. Она становится мертвой матерью (Андре Грин). "Дыра" порождает "дыру". У ребенка развивается анаклитическая депрессия .

Хроническая депрессия

Ситуация в отношении матери к младенцу может поменяться со временем в лучшую сторону, если она хоть немного уделяет внимания своему малышу. Пусть и с опозданием, младенец начнет улыбаться своей маме, гулить, тянуться к ней ручками. И мать оживет . И все пойдет своим чередом внешне нормально. Но у ребенка в душе останется "дыра".

Если растущий ребенок не будет в дальнейшем подвергаться серьезным психическим травмам, он будет выглядеть почти как нормальный. Ну, разве что, только, будет несколько менее веселым и подвижным, чем другие дети, или, наоборот, гиперактивным.

Все может идти внешне нормально. До подросткового возраста, когда его накроет "беспричинная" депрессия .

Конечно, беспричинной депрессия быть не может. В подростковом возрасте ребенок испытывает стресс в связи с гормональным бумом, оказываясь в конфликте между растущим сексуальным желанием и невозможностью его полноценного удовлетворения. Будучи менее активным, более закрытым и недостаточно жизнелюбивым, чем его сверстники, он будет неизбежно проигрывать конкуренцию за внимание и любовь. Мартиролог его поражений будет расти, лишая подростка уверенности в себе, порождая пессимизм и апатию.

Со стороны это будет выглядеть "нормально": некоторая подростковая замкнутость, некоторая подростковая нерешительность, может быть, "несчастная любовь", столь частая в этом возрасте.

Что это хроническая депрессия, станет понятно не скоро, потому что он жил со своей анаклитической депрессией всю свою жизнь. Если, конечно, темные мысли не сгустятся настолько, что он решится раз и навсегда покончить со своим мучительным существованием. Все попытки самоубийства среди подростков, совершенные без видимой причины, являются следствием хронической депрессии, причина которой в далеком младенчестве.

Пережив страсти подросткового кризиса, такой человек будет жить наполовину, часто и длительно испытывая апатию и бессилие – если депрессия не будет диагностирована, и его не "подсадят" на антидепрессанты.

Такие люди часто выбирают профессии врачей, психологов и философов. За этим выбором стоит желание разобраться в себе. Если такому человеку удается получить соответствующее образование, то он становится хорошим врачом или психотерапевтом (раненый целитель по Юнгу). Желание помочь себе часто вызывает желание помочь другим.

Но чаще, низкий жизненный тонус не позволяет окончить столь сложное образование. Тогда работа "нормальных" людей для них становится проклятием от понедельника до пятницы, от отпуска до отпуска.

Но некоторым удается "нырнуть" в суету жизни (забросить себя в бытие по Хайдеггеру). Основной задачей таких людей является ни на минуту не останавливаться, чтобы не почувствовать в себе депрессивные переживания. Это может выражаться как в бурной профессиональной деятельности, так и в непрерывных "тусовках", для поддержания тонуса часто приходится прибегать к алкоголю или наркотикам. Депрессия становится ажитированной . Если такое состояние маниакального возбуждения не удается поддерживать постоянно, такой человек проваливается в тяжелую депрессию. Когда такие состояния маниакального возбуждения и депрессии регулярно чередуются, ставят диагноз маниакально-депрессивный синдром (циклотимия).

Послеродовая депрессия

Серьезным испытанием для людей с хронической депрессией оказывается рождение ребенка.

В случае депрессивного типа матери младенец воспринимается как вампир, сосущий кровь.

В случае маниакального типа матери младенец воспринимается как помеха прежнему "активному" образу жизни.

В любом случае, чаще всего это заканчивается послеродовой депрессией и, как следствие, анаклитической депрессией ребенка.

Круг замыкается.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что причина анаклитической депрессии как результат депрессии матери заключается не в том, что мать "заражает" младенца своей депрессией. Все дело в депривации: депрессивная мать не может создавать необходимые условия любви и заботы для младенца, и этим не обеспечивает ему непрерывное и равномерное развитие психики.

Младенец, "оставленный" своей депрессивной матерью, у которой нет жизненных сил на него, остается пребывать наедине в ужасе продолжающейся травмы рождения http://www.сайт , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Австрийский психоаналитик Отто Ранк (нем. Otto Rank; наст. фамилия Розенфе́льд) родился ровно 130 лет назад — 22 апреля 1884 года в Вене. Он был одним из ближайших учеников и последователей Фрейда, работал над теорией сновидений.

Материал сновидений Отто соотносил с художественным творчеством и мифологией. Одна из самых известных его монографий, которую написал Отто Ранк — «Травма рождения и её значение для психоанализа». В этом труде автор указывает, что изгнание плода из материнского лона представляет «главную травму», которая определяет развитие неврозов. Также Ранк пишет, что у каждого человека подсознательно присутствует желание возвратиться в материнское чрево, но Фрейд не разделял этого взгляда.

Отто Ранк родился в бедной еврейской семье. Он был младшим из двух сыновей. В его семье не было особых духовных предпочтений. Отец считал, что младший сын должен выучиться на инженера-машиностроителя, и авторитарно направлял обучение юного Отто. Ранк окончил ремесленное училище, получил аттестат зрелости и пошел работать в мастерскую. В это же время он стал самостоятельно изучать психологию. Затем он окончил Венскую школу искусств. Особый интерес Отто проявлял к литературе и мифологии. Он взял себе фамилию Ранк, так звали доктора из пьесы «Кукольный дом» Г. Ибсена.

С Зигмундом Фрейдом он познакомился в 1906 году, и представил ему рекомендательные письма от Альфреда Адлера, это семейный врач Розенфельдов. Так же он представил три свои рукописные работы. В 1907 году по материалам одной из них была выпущена популярная книга Отто Ранка «Художник». Эти рукописи получили довольно высокую оценку от Фрейда. Он рассмотрел в молодом авторе способности к обучению психоанализу. Позже Фрейд писал: «рукопись, представленная нам выпускником ремесленного училища показывает исключительное понимание им данного предмета. Поэтому мы убедили его продолжить гимназическое обучение, и посещать университет. Мы уговорили его, чтобы он посвятил себя вневрачебному приложению психоанализа». В 1912 году Отто Ранк, книги которого спустя несколько лет изменят развитие психоанализа, окончил Венский университет и получил степень доктора философии.

Со временем между Ранком и Фрейдом возникла глубокая личная дружба. Фрейд видел в Отто своего сына и общался с ним соответственно. Ранк в 1912 году стал секретарем Венского психоаналитического общества. В 1913 году он становится членом тайного комитета. Возглавлял издательство он с 1919 года по 1924 год. В этом издательстве публиковались психоаналитические работы.

Отто Ранк стал первым психоаналитиком, который не имел медицинского образования, но вел прием пациентов. В доме, где жил он оборудовал свой приемный кабинет. Определенный промежуток времени он занимался исследовательской работой (из которой позже и родилась книга Отто Ранка «Травма Рождения»), а так же вел финансовые и управленческие дела психоаналитического общества. К тому же он помогал Фрейду в организационных вопросах, и был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.

Ранк в начале 20-х годов высказал ряд идей, из-за которых его исключили из числа членов тайного комитета и привели к разрыву с Фрейдом. Из Соединенных Штатов Америки в 1924 году, от президента Нью-Йоркского психоаналитического общества ему пришло приглашение. И Отто ездил в США, здесь на протяжении нескольких месяцев перед американскими психоаналитиками он рассказывал о новых идеях. Некоторые слушатели стали проходить у Ранка краткосрочный анализ. После возвращения в Вену он оставил пост главного редактора психоаналитического журнала. Ранк подал в отставку в 1929 году, и это можно сказать предопределило окончательный разрыв с Фрейдом. Отто Ранк в начале 30-х годов стал работать в Париже психоаналитиком.

В Соединенные Штаты Америки Отто Ранк переехал в 1935 году. Здесь он занимался терапевтической и преподавательской работой. Так же он выдвигал новые психоаналитические идеи.

Умер Отто Ранк 31 октября 1939 года в Нью-Йорке от аллергической реакции на лекарство содержащее серу. Он применял его для лечения инфекции горла.

Отто Ранк был одним из первых психоаналитиков уделивших особое внимание применению психоаналитического способа исследования при изучении литературы, поэзии, религии. Ещё задолго до книги Отто Ранка «Травма рождения» он в своей работе «Миф о рождении героя» высказал положение, согласно которого только на основе психологического анализа возможно открытие ключа содержательной тождественности мифов всех времен и народов.

Отто Ранк анализировал способность к воображению как универсальное явление характерное как для каждого отдельного человека, так и для всего человечества в целом. Рассматривая легенды и мифы, а именно мифы о рождении Саргона, Моисея, Эдипа, Париса, Телефа, Персея, Гильгамеша, Кира, Тристана, Ромула, Геркулеса, Иисуса, Зигфрида и Лоэнгрина, он обнаружил несколько моментов, которые служат основой для построения стандартного сказания. Ранк заметил, что во всех сказаниях герой относится к своим родителям с каким-то нездоровым характером. Автор отметил, что такое отношение определено чем-то, что отражено в характере каждого героя.

В «Семейном романе невротиков», одной из самых известных книг Отто Ранка, тот высказывал идеи Фрейда, и в дальнейшем они получили развитие. Он отметил, что тема брошенных, а затем воспитанных другими родителями детей содержится в очень многих сказаниях и мифах. Автор открыл связь между семейными романами и мифами о героях. Все они включают в себя желание героя избавится от родителей.

Объясняя психологический смысл мифа, Отто Ранк попытался обнаружить связь мифа с отдельными психологическими заболеваниями. Так он считал, что основные черты данных мифов во многом отвечают маниакальным представлениям психотиков, которые страдают манией то ли величия, то ли преследования. Принимая все это во внимание, Ранк выявил тесную связь между структурной манией у параноиков и мифами о героях, еще он дал характеристику мифов как параноидальной структуры.

По предположению Отто Ранка травма рождения является главным фактором возникновения тревоги и страха. Автор считал, что момент рождение ребенка и отделение его от матери для человека является травмирующим событием. И на подсознании у человека присутствует стремление вернуться в лоно матери и восстановить предшествующее положение, которое непосредственно связано с травмой рождения.

По теории, которую составил Отто Ранк «Травма рождения» — нервоз возникающий на почве внутреннего конфликта человека. С одной стороны это ужасы рождения, а с другой стороны желание вернуться в изначальное состояние дородовой гармонии. В результате этого Отто Ранк переосмыслил ключевые тезы классического психоанализа:

— боязнь кастрации, таким образом, стал рассматриваться как символическое выражение первичной травмы (рождение человека) и вторичной травмы (отлучение малыша от груди матери);

— комплекс Эдипа – с точки зрения воплощаемых человеком попыток возвращения в материнскую утробу (перенос внутриутробного блаженства на заряженные беспокойностью гениталии);



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!