Украшайте свою речь правильными умными словами. Афоризм: пример мудрости и украшение речи

Семантическая однозначность - ясность смысла, например, "Не могли бы вы выражаться с более выраженной семантической однозначностью, а то я ни хрена не понял".

Флуктуация - случайные отклонения физических величин от их средних значений

Дефиниция - краткое определение какого-либо понятия.

Толерантность - терпимость к чему-либо. Слово модное, а потому уже не умное.

Дихотомия - деление на две части. "сейчас я произведу дихотомию этого яблока и отдам половинку тебе".

Эмтаназия - это процедура соразмерного лишения преступника жизни по гражданскому иску. "Эмтаназия по тебе плачет!"

Идиосинкразия - непереносимость. Термин медицинский, но употреблять можно везде и всюду. Например: "У меня к дуракам идиосинкразия!"

Метапуризм - это когда слова, обозначающие хорошие вещи, действия и занятия, не признаются за плохие. Например "Мать твою за ногу" - это вроде как не ругательство.

Трансцендентальный - абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический. В связи с широтой понятия рекомендуется широкое применение термина, где надо и где не надо.

Метафизический - примерно то же самое, что трансцендентальный. Термин хорош для ответа на вопрос, суть которого Вы не поняли. Например, так - "Как Вы относитесь к схоластике?" - "В метафизическом смысле?"

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Можно доставать знакомых вопросом "А вы случаем не схоластик?"

Эзотерика - тайное учение.

Трюизм - общеизвестное мнение или высказывание. Типичный пример трюизма - "Волга впадает в Каспийское море."

Эвфемизм - замена грубых или резких слов и выражений более мягкими.

Софистика - умение хитро вести прения. Жонглирование словами и понятиями. Например: "Идите Вы в жопу со своей софистикой!"

Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Эвфемизм дурновкусицы. Например: "Он так эклектично одевается!"

Инвективы - нецензурная, площадная брань, матерщина.

Гомогенный - однородный. Например: "Гомогенность этого йогурта не вызывает никаких сомнений."

Гендерный - половой. Межгендерный, соответственно, - межполовой.

Аддикция - зависимость. Например, Интернет-аддикция, нарко-аддикция.

Декадентство - упадничество. Термин хорош для оценки любых действий любых персонажей: "Какое декадентство!"

Конгруэнтность - очень богатое слово. Означает состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя одну цель. Также часто употребляется с приставкой "не".

Гипербола - преувеличение. Например: "Не гиперболизируй, пожалуйста!"

Волюнтаризм - учение, полагающее в основы бытия волевое начало. В наше время употребляется как оценочный термин действий человека, которые лично Вам не нравятся. Напр.: "Ваня выпил всю текилу. Это чистый волюнтаризм!"

Убиквисты - виды растений и животных, обитающие повсеместно. "Вон убиквист
побежал"/сказано о таракане на кухне

Когнитивный диссонанс - новая информация, входящая в противоречие со старыми знаниями, имеющимися человеком.

Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.

Эгоцентрик - самовлюблённый человек.

Бином Ньютона - формула для представления степени суммы двух чисел. Употребляется, как правило, в качестве выражения чего-то сложного в противопоставлении несложному. Например: "Тоже мне бином Ньютона!"

Когерентность - очень красивое слово. (от латинского cohaerens . находящийся в связи), согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, проявляющееся при их сложении.

Фрустрация - разочарование. наша жизнь - это цепь фрустраций.

Фрикативный - (от лат. frico - тру), применяется в лингвистике, например, фрикативные согластные "ф, ш, х, с". Можно употреблять: "Какой язык у тебя фрикативный!"

ЧАСТЬ 1

Прагматичный – практичный (приземленный)
Эпатировать – поражать (ошеломлять, шокировать)
Волонтер – доброволец
Показать полностью..
Коллизия – столкновение (конфликт)
Суфражистка – феминистка
Кайман – крокодил
Генезис – происхождение (возникновение, зарождение.
Утрировать – преувеличивать
Неглиже – полуодетый
Амбивалентный – двойственный (неоднозначный)
Ортодоксальный – непреклонный (правоверный)
Кредо – мировоззрение
Профан – невежда (дилетант, непрофессионал)
Диффамация – клевета (сплетня)
Раритет – редкость
Жантильный – кокетливый (жеманный)
Интоксикация – отравление
Епитимья – наказание
Моногамия – единобрачие.
Претенциозность – вычурность
Латентный – скрытый
Амбициозный – высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый)
Индифферентный – безразличный (равнодушный, нейтральный)
Нотация – нравоучение
Экстравагантный – необычный (вызывающий, оригинальный, своеобразный)
Респектабельный – почтенный (представительный, достойный, солидный)
Меркантильный – расчетливый (корыстный, мелочный)
Репрессия – кара (наказание, насилие)
Легитимный – законный
Корсар – пират
Голкипер – вратарь
Инцидент – происшествие (случай)
Превентивный – предупреждающий
Тактильный – осязательный
Апогей – высшая точка (кульминация, предел)
Скрупулёзный – дотошный (педантичный)
Харизма – неординарность (обаятельность, притягательность)
Почетник – поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель)
Басурман – иноземец и иноверец
Аберрация – отклонение от истины, заблуждение (искажение)
Пердимонокль – полная ерунда, черт знает что
Трансцендентный – непознаваемый (иррациональный, непостижимый)
Остракизм – изгнание (травля)
Паритет – равенство (равнозначность, равноценность, равноправие)
Апробировать – испытывать
Абитуриент – тот, кто претендует на поступление в учебное заведение
Инвариантный – однозначный
Клеврет – приспешник (пособник, сообщник)
Деструктивный – разрушительный
Аннексия – насильственное присоединение
Матримониальный – брачный (супружеский)
Тенденциозный – модный
Проформа – формальность
Апологет – сторонник (приверженец)
Экзальтированный – восторженный (возбужденный, воодушевленный)
Синопсис – обозрение

ЧАСТЬ 2

1. Мимикрия - подражание.
2. Колумелла - пространство между ноздрями.
3. Фраппировать – неприятно удивлять.
4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
Показать полностью..
6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
8. Кредо - мировозрение, убеждения.
9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.

ЧАСТЬ 3 - 20 слов, которых, возможно, вы не знали

1. Глабелла - это пространство между бровями. Сейчас вы смотрите на глабеллу Райана Гослинга
2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки Показать полностью..
3. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания
4. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей
5. Фрустрация – период полного разочарования в жизни
6. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей
7. Фриссон – мурашки по коже
8. Сентенция - изречение нравоучительного характера
9. Симулякр – изображение или объяснение того, что в реальности не существует. Копия, не имеющая оригинала
10. Сингулярность – единичность, неповторимость чего-либо
11. Сибаризм – праздность, избалованность роскошью; сибарит – носитель этих качеств
12. Плюрализм – многообразие или множественность, как в приземленном, так и в философском контексте. Монизм – когда наоборот – что-то одно. Дуализм признает лишь двойственность
13. Лапидарность - краткость, сжатость, выразительность слога, стиля
14. Амикошонство - бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского
15. Мезальянс - брак с лицом низшего социального положения, неравный брак
16. Никтофилия - предпочтительная активность в ночные часы и избегание активной деятельности в дневное время суток. Иногда никтофилия является одной из разновидностей социальной фобии
17. Оброгация - внесение частичных изменений в старый закон
18. Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие
19. Эмпатия – это способность воспринимать мир глазами другого, интересоваться тем, как другой думает, живет и чувствует
20. Криптомнезия - это вид нарушения памяти, при котором чужие идеи кажутся человеку его собственными.

Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?

1. Красота - способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

Риторика возникла из потребнос­тей в воздействии на других людей, а потому красота речи не должна рассматриваться в связи с этой «генераль­ной» линией.

С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази­тельность речи - это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изоб­разительность речи - залог того, что содержание речи будет лучше усвоено.

2. Правильность - соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории.

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким каче­ством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное рече­вое поведение неуместно.

4. Ясность. Требование ясности - очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован впервую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем путипрепятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета русского адвоката П.С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорить, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас».

Приемы речи, основанные на тавтологии

Простой повтор – использование одного и того же слова дважды или трижды подряд.

Прочь, прочь отсюда!

Эпизевксис – фигура речи, по которой слово повторяется с эмфазой (повтор производится без паузы).

Я не смогу, не смогу простить такого предательства!

Анафора – повторение слова, словосочетания в начале ряда предложений или их частей.

Я точно знаю, что влюбилась,

Я точно знаю, что буду теперь страдать,

Я точно знаю, что это чувство останется без ответа!

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или после каждого из нескольких высказываний.

На улицах шумно, на работе шумно, в домах многоэтажных шумно!

Этимологическая фигура – фигура речи, состоящая в объединении в составе одного словосочетания двух этимологически тождественных слов.

Все шутки шутите!

Задание. Составьте фрагменты речи, употребив фигуры речи, основанные на тавтологии.

Приемы речи, основанные на перечислении

Градация – повышения (реже – понижение) силы выражения от слова к слову – членов синонимического ряда, тематической группы и т.д.

Я готова была наговорить ему гадостей, унизить его, уничтожить!

Эпитрохазм – фигура накопления кратких и выразительных слов, поспешное собирание характеристик, чаще осудительных.

Бестолковая, безумная женщина! Бестия!

Задание. Составьте фрагменты порицающей речи, употребив приемы речи, основанные на перечислении.

Приемы речи, основанные на контрасте

Антитеза – противопоставление двух противоположных мыслей или образов. Обычно антитеза строится на основе антонимов.

Бедность учит, а счастье портит

(Пословица)

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

(Грибоедов А.С. Горе от ума)

Синециозис – объединение противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывание одному и тому же предмету противоположных качеств.

Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.

(Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо)

Задание. Составьте фрагменты речи с противным, построенным на антитезе.

Задание. Сделайте из высказываний с антитезой высказывания с синециозисом.

Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

1. В чем-то он умен, в чем-то нет. 2. В результате нового повышения цен тем, кто живет за чертой бедности, придется туго; в меньшей степени пострадают те, у кого высокая зарплата.

Приемы речи, основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности

Риторический вопрос – восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-то утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

И какой же русский не любит быстрой езды?

(Гоголь Н.В. Мертвые души)

Как можно доверять человеку, который уже один раз предал? Уж раз предал один раз, предаст и другой!

Риторическое восклицание – высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

Ах, природа родного края! Сколько истинной красоты, волнующей душу! Загадок и тайн!

Задание. Составьте фрагменты речи на тему России, Родины, вуза и т.д., основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности.

Приемы речи, основанные на установлении контакта оратора с аудиторией

Обращение – то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в любой другой ее части).

Мои внимательные и не очень внимательные слушатели!

Коллеги! Как нам быть в данной ситуации?

Друзья! Поймите меня правильно… .

Субъекция – фигура обращения к слушателям как бы с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Оратор ставит вопрос, а затем отвечает так, как нужно ему.

Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

(Козьма Прутков)

Прозопопея – представление своей речи в ходе диалога.

Так что же такое любовь? Это настоящая тайна. Пытались ли ее разгадать люди на протяжении своего существования? Да, в нее жаждали проникнуть многие!

Задание. Установите контакт с аудиторией, используя перечисленные приемы.

Приемы речи, основанные на преувеличении или преуменьшении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика форм речи. Сущность доказательства. Ораторское искусство. Эвристическая риторика. Логика речи. Стилистические приёмы ораторской речи. Лексические приёмы ораторской речи.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Ораторское красноречие как особый вид искусства. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи. Традиции современной ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи.

    презентация , добавлен 15.12.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Формирование ораторского искусства. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.

    Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

    Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

    Источники богатства русского языка

    Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

    Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

    В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

    Не воздух, а золото,
    Жидкое золото,
    Пролито в мир.
    Скован без молота —
    Жидкого золота
    Не движется мир.

    Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

    Драгоценные грани

    Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

    А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

    Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

    Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

    А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

    Лес не тот!
    Куст не тот!
    Дрозд не тот!

    Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

    Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

    Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

    Усиление оттенков речи

    Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

    Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

    Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

    Фигура, прибавляющая смысл

    Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

    1. фонетическая;
    2. морфологическая;
    3. лексическая;
    4. синтаксическая.

    Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

    Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

    Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

    Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

    Великая сила

    Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!