Урок-исследование по поэме А.Блока "Двенадцать" (11 класс).  философско-этическая проблематика поэмы а

1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока "Двенадцать"?

Поэма А. Блока "Двенадцать" сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета - черный вечер - белый снег, образов - старый и новый мир, ритмов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, городского романса, пословиц.

2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока "Двенадцать".

Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой "на спину б надо бубновый туз" (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличительный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в красногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, превращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов - провозвестников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем - революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.

3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока "Двенадцать"?

Образ вьюги, метели - символ разгулявшейся стихии революции; образ голодного пса - сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апостолами - учениками Иисуса Христа. Образ Христа "в белом венчике из роз" впереди красногвардейцев - самый неясный и не разгаданный до конца символ А. Блока

4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока "Двенадцать"?

А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это говорит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин считал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: "Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг - это новый крест Христа, символ его теперешних распятий". Другие исследователи считают, что Христос - символ величия революции и ее святости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, символ начала новой эры. В образе Христа усматривают и воплощение справедливости революционного дела.

5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока "Двенадцать"?

Отражая романтический пафос революции, поэма "Двенадцать" сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме «Двенадцать» А. А. Блока уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    -27 Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме "Двенадцать". Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме "Двенадцать" революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов. Она представляется в
    Поэма "Двенадцать" - непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: "Сегодня я гений". Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип построения "Двенадцати" - контраст. Черный вечер, белый снег - цветовая гамма состоит из резко противоположных цветов. Нарушается
    Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красоты, Гармонии в несовершенном мире. "Мировой пожар" революции мыслится поэтом как очищающая и возрождающая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока призывать в статье "Интеллигенция и революция", которая увидела свет в то же время, что и поэма: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию". Как писала в своих воспоминаниях
    Александр Блок - один из самых крупных и значительных поэтов "серебряного века" и центральная фигура литературного направления, получившего название "русский символизм". Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма "Двенадцать". Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику. Один из
    И опять идут двенадцать... А. Блок Поэму "Двенадцать", написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих самых больших удач, хотя многие ее не приняли (даже некоторые друзья поэта). Поэт, творящий в сложное время, "среди революций", сердцем сумел почувствовать "музыку революции" и передать ее в стихах. В этой поэме Блок не стремился выразить свое отношение к перевороту, но хотел честно и правдиво описать объективную реальность, выразить чувства людей, которым суждено
    Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. ("Певец далекой жизни песен странник" "ждет призыва", ищет ответа; он уже ясно слышит "далекий гул в своем пути"; уже тогда он знает, что "в мятежный час" "сбросит сон".) Усиление гражданских мотивов в творчестве Блока между двумя революциями. (Жадный интерес к общественной жизни, участие в революционных манифестациях 1905 года, выход поэта из состояния уединенности
    Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму "Двенадцать" - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме "Двенадцать" - черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир: Черный вечер.Белый снег. Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

“Двенадцать – поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это – в одном плане. А в другом – о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же ее строк черное небо и белый снег – как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек…

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы Поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только” чернуюоболочку революции или только ее” белуюсущность – он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые теперь раскололась . Но поэт, подлинный поэт, одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов подчеркивает бескомпромиссность противостояния враждующих сил.

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат” Вся власть Учредительному собранию!, и” невеселый товарищ поп, и старушка, которая” никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут, и оплакивающая Россию” барыня в каракуле, и злобно шипящий” писатель, вития… И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что” злобупротив этого всего можно счесть” святой злобой:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди

И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом,” идут двенадцать человек…Поэт нисколько не поэтизирует их. Напротив.” В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз! А былой товарищ их Ванька -” в шинелишке солдатской, с физиономией дурацкой – летит с толстоморденькой Катькой на лихаче,” елекстрический фонарик на оглобельках…

И этот” красногвардеецПетруха, уже поднявший нож на Катьку (“У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, та царапина свежа!), этот Петруха, уложивший уже офицера (“не ушел он от ножа!), этотего товарищ, угрожающий расправой возможному сопернику:” Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, мою, попробуй, поцелуй!. И сама эта толстоморденькая Катя, которая” шоколад Миньон жрала, с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла…И эти товарищи Петрухи, без раздумий расстреливающие мчащихся на лихаче Ваньку с Катькой:” Еще разок! Взводи курок! Трах-тарарах!

Смерть Катьки не прощается Петрухе.” Ох ты горе горькое, скука скучная, смертная! И пусть не раскаянье, а новая злоба лежит на его душе, -” уж я ножичком полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку! Но гнета не снять с души:” упокой, Господи, душу рабы твоея… Скучно!

Черное не прощается, черное не оправдывается – оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании двенадцати. Они чуют силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются. Они чуют и понимают то, что злобно отрицает и” писатель, вития, и обывательница в каракуле, и” товарищ поп, и вся духовно павшая” интеллигенция. И за правду” пошли наши ребята в красной гвардии служить, буйну голову сложить! За эту правду они убивают и умирают.

Ободряя друг друга, двенадцать не прибегают к мечтаниям, они ищут утешение лишь в неизбежности еше больших тягот (“Потяжеле будет нам, товарищ дорогой!). Готовность к любым мукам и есть их нравственная сила, дающая автору право саму их злобу назвать святой.

… И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Но что же вселяет в них решимость и бесповоротность, готовность ко всему и отсутствие жалости? Что, если нет ни надежды, ни веры? Героев” Двенадцатина их мучительном пути поддерживает не мечта о будущем, а непрерывное ощущение врага:” Неугомонный не дремлет враг!,” Близок враг неугомонный,” Их винтовочки стальные на незримого врага…,” Вот – проснется лютый враг…Кто же этот враг?

Не” буржуй – он жалок, ему мстят лишь попутно, когда подвернется под руку:” …ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку.

И даже не” старый мир, воплощенный в образе” паршивого пса, к которому герои Блока испытывают что-то вроде брезгливого презрения:” Отвяжись ты, шелудивый, я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу!

Нет, в” лютом врагеявно есть нечто всеобщее, соизмеримое с масштабами революционного насилия:” …мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови…,” Пальнемка пулею в Святую Русь!..Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их недоверчивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия по мере надобности. Вот почему к финалу поэмы тревога и страх за будущее только нарастают!

Вот это и есть главная примета” нового мира, в который, как принято было считать, вступают герои Блока: всеобщая и непрерывная вооруженность против всего и вся, готовность в любом” переулочке глухомвстретить врага и биться с ним до полного уничтожения… И никакого намека на ту” справедливую, чистую, веселую и прекрасную жизнь, которую назвал естественной целью революции.

В статье” Интеллигенция и революцияБлок писал, что революция – это вырвавшаяся на волю народная стихия.” Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом.

Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и становится символом трагического преображения” русскогостроя душив революционную эпоху и его крестного пути после Октября.

Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он” за вьюгой невидим), они окликают его, просят показаться, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень.

Раздаются выстрелы – вьюга отвечает на них смехом. Смех кружит в этой поэме Блока, как метель, надувает сугробы, отбрасывает в сторону всех, кто мешает красногвардейцам идти” державным шагом, хохот раздается над трупом Катьки и над убитым горем Петрухой.

В” Двенадцатипоэт и стихия впервые сходятся один на один и лицом к лицу. Все мешается в этих сценах: и” святая злоба, и” черная злоба,” черный вечери” белый снег, кровь Катьки и слезы Петрухи, печатный шаг красногвардейцев и” нежная поступьХриста. Улица оглашена криками, перебранкой двенадцати, воплями старушки, воем бездомного пса. Вьюга улюлюкает вслед двенадцати. Но герой идет впереди в молчании. Красногвардейцы – с винтовками, он -” в белом венчике из роз. Снег, над которым движется этот” призракБлока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается” кровавый флаг.

Несовместимость, несоединимость – и вместе с тем роковая связь.

Сложность и противоречивость собственного отношения к Христу Блок вносит в поэму. Для официальной критики герои поэмы – бесспорно” апостолы новой верыи” люди будущего; для Блока же слишком много старого и знакомого было в этих людях, чем отчасти и объясняется появление” прежнегоХриста впереди двенадцати.

Вопрос так и остался неразрешенным: кто они – действительно носители нового, в ком сама их бесконечная злоба к миру” святаи плодотворна, или же это только очередная вариация” русского бунта, бессмысленного и беспощадного, который неминуемо должен закончиться треклятым” вечным покоем, засвидетельствованным фигурой Христа? Возможность этого и многих других толкований заложена в самой художественной природе поэмы.

Вопросы по 1-й главе.

Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?

Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.

Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.

Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).

Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.

Вопросы ко 2-й и З-й главам .

Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?

Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь —
В кондовую.
В избяную,
В толстозадую!

Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего
начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).

Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.

Вопросы к 4-6-й главам.

Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?

С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.

Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя
пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в
Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».

Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение
Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.

Однако убитой оказалась Катька. Злоба нашла выход, обагрив снег кровью. Оружие,
выданное для защиты общего дела, превратилось в орудие личной мести. Чувство стихийно, оно не подвластно разуму. Автор сочувствует Петрухе, но понимает, что в пожаре общего может сгореть и личное. Стихия чувства должна очистить душу героя. И следующие главы исследуют психологическое состояние героя.

Вопросы к 7-8-й главам.

Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?

Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».

Но смерть невинного человека не приносит успокоения. «Неугомонный враг» Петрухи — его совесть – начинает мучить героя. Убийство заставило его заново пережить свою любовь к Катьке, В сознании Петрухи возрождается идеальный облик Катьки, разбудив прежнее высокое чувство:

— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил …
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил …
— Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча … ах!

Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».

Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»

Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.

Вопросы к 9-й главе.

Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему
возникает образ пса?

Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.

Вопросы к 10-12-й главам.

Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?

1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»?

Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реали-стические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета — черный вечер — белый снег, образов — старый и новый мир, рит-мов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, го-родского романса, пословиц.

2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока «Двенадцать».

Образ вьюги, метели — символ разгулявшейся стихии револю-ции; образ голодного пса — сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апосто-лами — учениками Иисуса Христа. Образ Христа «в белом венчике из роз» впереди красногвардейцев — самый неясный и не разгадан-ный до конца символ А. Блока.

3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличитель-ный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в крас-ногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, пре-вращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов — провозве-стников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем — революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.

4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Бло-ка «Двенадцать»? Материал с сайта

А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это гово-рит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин счи-тал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: «Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг — это новый крест Христа, символ его теперешних распятий». Другие исследовате-ли считают, что Христос — символ величия революции и ее свя-тости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, сим-вол начала новой эры. В образе Христа усматривают и воплоще-ние справедливости революционного дела.

5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?

Отражая романтический пафос революции, поэма «Двена-дцать» сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • контрольные вопросы по поэме 12
  • новый мир в поэме блока двенадцать
  • поэма блока двенадцатьсатирические образы
  • поэма невесте ответ
  • вопросы к поэме двенадцать

Стоит буржуй, как пес голодный.
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный.
Стоит за ним, поджавши хвост.
А. Блок

Поэма А. Блока «Двенадцать» (1918) стала логическим заключением творчества поэта. В ней автор соединил «вечные» вопросы, волновавшие его всю жизнь. В поэме Блок изображает революцию как гибель старого мира и рождение нового. Также автор отражает социальные противоречия: бедность и богатая жизнь показаны Блоком как борьба, как столкновение добра и зла. В качестве «вечного» вопроса поэт рассматривает и проблему выбора человека в условиях революционной стихии, который изображен Блоком как безмолвный буржуй, стоящий на перекрестке. Этот «человек-вопрос» не знает, какую из четырех дорог ему выбрать, куда пойти, чтобы укрыться от разыгравшейся стихии.

Поэт поднимал проблему взаимодействия религии и революции. Блок пытался по-новому представить окружающий его мир: соединение стихии и веры выражается поэтом-символистом в образе Иисуса. Бесспорным является то, что Блок смотрел в корень поднятых им вопросов, а социальные противоречия общества давали новую пищу для размышлений и творчества. Так в чем же суть «вечных» вопросов, поставленных автором?

Центральное место в поэме занимает революция, которая помогает понять многие проблемы, волновавшие поэта. Блок так описывает «стихию»:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Поэт - символист развивает тему революции при помощи символов. Блок умело сочетает скрытый смысл слов, краски, звуки, пейзаж для того, чтобы передать «стихию» как можно правдоподобнее, хотя революция в поэме изображается не прямо, а косвенно. На страницах «Двенадцати» мы не увидим конкретного описания народных выступлений. Образ неукротимой вьюги сопровождает всю поэму от начала и до самого конца. Разрушая старые устои, революция творит новое, трансформируя народное мироощущение. Изображение стихии дает возможность читателю увидеть противоречия, которые возникают на фоне разыгравшейся вьюги. Блок понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должна сгореть дотла вся старая жизнь. К вопросу разрушения прошлого обращались писатели и девятнадцатого столетия (И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862)). Так, Базаров считал, что сначала надо «место расчистить», а потом строить. И «двенадцать» у Блока идут «без имени святого». Они готовы ко всему, к любым разрушениям, лишь бы подготовить место для строительства новой жизни. Эти перемены изменили существование каждого человека.

Тема революции связана с темой народа, властно взявшего в свои руки колесо истории:

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут.

Так поэт изображает жизнь народа условиях «стихии».

Блок противопоставляет старую женщину и барыню в каракуле, но одновременно объединяет их общим «ощущением революции»:

К другой повернулась
- Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И бац - растянулась!

Поэту было интересно понять, как развивается «вечный» вопрос бедности и зажиточности в условиях революции. Блок рассматривает мироощущение людей, их жизнь в период «страшной бури».

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавший хвост паршивый пес.

«Пес безродный» - образ «старого мира» - не покидает людей. Он мешает им сделать выбор. Пса пытаются прогнать только красногвардейцы.

«Двенадцать» являются вершителями революции, которых поэт-символист изображает без конкретного описания черт и внешности:

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Именно две последние строки четко характеризуют этих людей. Автора не интересовало то, как они выглядят, ему было интересно отследить связь «двенадцати» с христианской верой.

Вопрос о взаимодействии религии и революции многие годы стоял открытым для Блока. Проблема моральных принципов в условиях «стихии» также получила свое развитие в поэме. Интересно, что вместе с красногвардейцами образ Христа встречается постоянно. У читателя даже может сложиться ощущение, что «двенадцать» неотделимы от Иисуса. Но как они могут быть вместе, если красногвардейцы «идут без имени святого»?

В этом и заключается противоречие поставленного Блоком вопроса. Иисус ведет революционеров вперед:

Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Исус Христос.

Но мог ли Христос вести людей, отрицающих принципы христианской морали, которые призывают:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем - ка пулей в Святую Русь...

Красногвардейцы преступают через кровь. И идут они не с крестами, а с винтовками. Пытаясь выявить связь религии и революции, Блок изображает Иисуса в финале поэмы с «кровавым флагом» и «в белом венчике из роз». Красное полотно- это своеобразный призыв, благословение дел революции. Почему же столь близкий красногвардейцам «Исус» идет «впереди», а не в их числе? «Что Христос идет перед ними - несомненно», - замечал Блок. Являются ли они одним целым? Как Иисус мог допустить кровопролитие? Но все же он благословляет «двенадцать», ведь, по Блоку, религия и революция неотделимы.

Итак, в поэме автор поднимает «вечные» вопросы, которые были актуальны в условиях «стихии». Они более остальных волновали Блока. Смена «старого мира» на новый полностью изменила мироощущение общества и поставила людей перед выбором жизненного пути. Поэт изображает буржуя, который стоит «как вопрос». Этим Блок передает масштабы перемен. Автор сравнивает человека с вопросом и создается впечатление, что поэт - символист даже их приравнивает. Блока интересовали не только противоречия окружающей действительности, но «вечные» вопросы: любви и ненависти, добра и зла. В поэме получила большое развитие тема взаимосвязи бушующей стихии и религии, которую автор ставил на важное место. Поэт не мог, конечно, рассмотреть все темы и проблемы, которые волновали общество, но он постарался раскрыть наиболее важные и близкие ему «вечные» вопросы, которые и получили свое развитие в поэме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!