Ведущая деятельность в пожилом возрасте общественно полезная. Творческая деятельность в старости по самуэлю смайлсу

Правильное изложение своих мыслей – это настоящее искусство, которое дано не каждому. Этому нужно учиться на протяжении всей жизни и в каждой ситуации применять необходимую стратегию и методику. О того, как мы можем собраться с мыслями, как умеем выражать свою позицию, зависит наша карьера, взаимоотношения с родными и близкими, семейное благополучие и собственный успех.

Почему Важно правильно выражаться?

Как собраться с мыслями и разложить все по полкам? К сожалению, разные люди воспринимают по-разному всю информацию, которая поступает в их мозг, это зависит от личного восприятия мира этим человеком, во-первых, а во-вторых, от правильно изложенной точки зрения собеседника. Представьте, что у вас с оппонентом абсолютно разные точки зрения, при этом Вы еще и не можете грамотно выражать свои мысли. Поймет ли он Вас хоть на секундочку? Сможет ли дальше вести диалог? Ярким примером может быть общение двух иностранцев, один из которых не владеет языком. Также с каждым человеком: у нас разные языки, даже слыша одну и ту же фразу, мы воспринимаем ее по-разному. Именно поэтому нужно научиться максимально точно, четко и конкретно выражать свои взгляды. Для этого есть специальные приемы, методики и техники.

Что поможет выражать свои мысли правильно?

Первое, что поможет грамотно и правильно выражать свои мысли – это чтение. Еще с детства у нас в школе проверяли технику чтения, заставляли читать книги летом и настаивали на их детальном изучении. Начать нужно с классической литературы. Она поможет грамотно поставить речь и разнообразить словарный запас для ежедневного общения. Это может быть Толстой, Булгаков, Пастернак и другие русские классики. Если же Вам необходимо научится грамотно выражать свои мысли в профессиональной сфере, то, естественно, нужно продолжить чтение специальной литературы: экономической, технической и т.д. Это позволит Вам не только грамотно говорить, но и расти по карьерной лестнице. Литература, которая всегда будет актуальна не только для чтения, но и для оглядывания техниками общения – это книги Дейла Карнеги, Робина Шарма, Джона Максвелл и других мировых спикеров.

Второй действенный метод – это намеренное увеличение словарного запаса. Здесь Вам поможет толковый словарь, изучение синонимов слов, а также разгадывание кроссвордов.

Не стоит уделять наибольшее внимание последнему пункту, иначе Вы будете говорить не предложениями а словами из кроссворда.

Презентация:"Познавательные процессы и способности личности"

Третье – это развитие памяти. Как развиваться память можно почитать тут (ссылка на статью). Очень важно понимать, что Вы не сможете учить новые слова, много читать и запоминать, если у Вас проблемы с памятью. Избавьтесь от них.

Четвертое – публичные выступления. Да, для многих – это страшно. Но в процессе подготовки к публичному выступлению, Вы не только узнаете много нового, но и напишите себе план выступления, тезы, которые помогут Вам составить логическую цепочку и располагать их правильно в своей голове. Чем больше будет практики, тем лучше будет изложение мысли.

Очень важно иметь ясность мысли при общении с людьми, ведь когда Вы сами не можете разобраться со своими мыслями, то кто тогда сможет? Как отработать ясность мысли рассмотрим далее.

Как приобрести и сохранить ясность ума?

  1. Регулярные физические нагрузки. Постоянные тренировки приводят в чувства не только мышцы, но и разум, постоянно снабжая его кровью и кислородом, что очень положительно влияет на сохранение трезвой памяти. И поможет грамотно выражать свою точку зрения.
  2. Большое количество воды. Пейте воду по утрам. Это позволит чувствовать себя бодрым весь день, вода активизирует работу желудочно-кишечного тракта, мозга и микросистем.
  3. Используйте запахи для активации работы мозга. Ясность мысли зависит не только от количества словарного запаса. Она в большей мере зависит от настроения, воодушевления и других факторов. Так, используя запахи можно здорово улучшить свои мысли и их качество. Используйте ароматы чабреца, базилика, розмарина, розы. Это поможет сконцентрировать свое внимание.
  4. Сфокусируйтесь на позитивных аспектах. Не загружайте мозг негативной информацией, и будет все гораздо проще.
  5. Играйте в головоломки: шахматы, судоку и др. настольные игры, которые потренируют Ваш мозг.
  6. Используйте качественную информацию из Сети. Разгребая груды завала материалов в интернете, можно здорово отработать ясность мысли и научится «выбрасывать ненужное» из головы.
  7. Правильно питайтесь и хорошо спите. Крепкий сон – залог успешного дня. Все известно, что ясность мысли отсутствует при постоянном недосыпании. В таком стрессовом состоянии невозможно излагать свои мысли правильно.

  • вести личный дневник или блог в Интернете. Описывайте все ярко и красноречиво, тогда и говорить вы сможете красиво и правильно, выражая свои мысли и эмоции.
  • вступать в дискуссии. Не в ссоры! Посещайте клубы по интересам, форумы, кружки, где можно поговорить и обсудить волнующие проблемы.
  • изучить логику, это позволить последовательно и точно выражать свои требования, умозаключения и др.
  • развивать коммуникативные навыки, не закрывайтесь дома, общайтесь с людьми.

Блез Паскаль
Мысли
“Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способен к добру”, “пусть презирает себя, ибо способность к добру остается в нем втуне”…
“Ум сугубо математический будет правильно работать, только если ему заранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толку и становится невыносимым”. “Ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первичных начал, лежащих в основе чисто спекулятивных, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему “непривычных”. “Бывает тaк, что человек, здраво рассуждающий о явлениях определенного порядка, несет вздор, когда вопрос касается явлений другого порядка”. “Кто привык судить и оценивать по подсказке чувств, тот ничего не смыслит в логических умозаключениях, потому что стремится проникнуть в предмет исследования с первого взгляда и не желает исследовать начала, на которых он зиждется. Напротив, кто привык изучать начала, тот ничего не смыслит в доводах чувства, потому что ищет, на чем же они основываются,

И не способен охватить предмет единым взглядом”. “Чувство так же легко развратить, как ум”. “Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем сообщается. Для человека заурядного все люди на одно лицо”.
“Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием”. “Надо сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного”. “Форма должна быть изящна”, “соответствовать содержанию и заключать в себе все необходимое”. “Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление”.
“Отвлекать ум от начатого труда следует, только чтобы дать ему отдых, да и то не когда вздумается, а когда нужно”: “отдых не вовремя утомляет, а утомление отвлекает от труда”.
“Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом, невольно радуешься”.
“Хорошо, когда кого-нибудь называют” “просто порядочным человеком”.
“Мы не способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению”. “Середина, данная нам в удел, одинаково удалена от обеих крайностей, так имеет ли значение – знает человек немного больше или меньше?”
“Воображение” – “людская способность, вводящая в обман, сеющая ошибки и заблуждения”. “Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью; сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх”. “Воображение распоряжается всем – красотой, справедливостью, счастьем, всем, что ценится в этом мире”.
“Когда человек здоров, ему непонятно, как это живут больные люди, а когда расхварывается”, “у него другие страсти и желания”. “По самой своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах”. “Человек до того несчастен, что томится тоской даже без всякой причины, просто в силу особого своего положения в мире”. “Состояние человека: непостоянство, тоска, тревога”. “Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть”. “Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние”. “Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения”.
“Из всех положений” “положение монарха наизавиднейшее”. “Он ублаготворен во всех своих желаниях, но попробуйте лишить его развлечений, предоставить думам и размышлениям о том, что он такое”, – “и это счастье рухнет”, “он невольно погрузится в мысли об угрозах судьбы, о возможных мятежах”, “о смерти и неизбежных недугах”. “И окажется, что лишенный развлечений монарх” “несчастнее, чем самый жалкий его подданный, который предается играм и другим развлечениям”. “Вот почему люди так ценят игры и болтовню с женщинами, так стремятся попасть на войну или занять высокую должность. Не в том дело, что они рассчитывают найти в этом счастье”: “мы ищем” “треволнений, развлекающих нас и уводящих прочь от мучительных раздумий”. “Преимущество монарха в том и состоит, что его наперебой стараются развлечь и доставить ему все существующие на свете удовольствия”.
“Развлечение – единственная наша утеха в горе”. “Человека с самого детства” “обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он” не сумеет сохранить “здоровье, доброе имя, имущество”, и “малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным”. “И на него обрушивается столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах”. “Отнимите у него эти заботы, и он качнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, – вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей”.
“Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустыне!”
“Люди живут в таком полном непонимании суетности всей человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну, не поразительно ли это!”
“Мы так жалки, что сперва радуемся удаче”, а потом “терзаемся, когда она изменяет нам”. “Кто научился бы радоваться удаче и не горевать из-за неудачи, тот сделал бы удивительное открытие, – все равно что изобрел бы вечный двигатель”.
“Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим”. Но даже осознавая “всю горестность нашего бытия, несущего нам беды”, мы “все-таки не утрачиваем некоего инстинкта, неистребимого и нас возвышающего”.
“Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды”.
“Человек не ангел и не животное”, несчастье же его в том, “что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное”. “Человек так устроен, что не может всегда идти вперед, – он то идет, то возвращается”. “Величие человека – в его способности мыслить”. “Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он – тростник мыслящий”.
“Сила разума в том, что он признает существование множества явлений”. “Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе”. “Мы должны повиноваться разуму беспрекословней, чем любому владыке, ибо кто перечит разуму, тот несчастен, а кто перечит владыке – только глуп”. “Разум всегда и во всем прибегает к помощи памяти”. “Душа не удерживается на высотах, которых в едином порыве порой достигает разум: она поднимается туда не как на престол, не навечно, а лишь на короткое мгновение”.
“Мы постигаем существование и природу конечного, ибо сами конечны и протяженны, как оно. Мы постигаем существование бесконечного, но не ведаем его природы, ибо оно протяженно, как мы, но не имеет границ. Но мы не постигаем ни существования, ни природы Бога, ибо он не имеет ни протяженности, ни границ. Только вера открывает нам его существование, только благодать – его природу”. “Вера говорит иное, чем наши чувства, но никогда не противоречит их свидетельствам. Она выше чувств, но не противостоит им”.
“Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе. Справедливость, не поддержанная силой, немощна, сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные люди не переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью”. Однако “понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения”.
“Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно”. “Почему следуют стародавним законам и взглядам? Потому что они здравы? Нет, потому что общеприняты и не дают прорасти семенам раздора”. “Умеющие изобретать новое малочисленны, а большинство хочет следовать лишь общепринятому”. “Не хвалитесь же своей способностью к нововведениям, довольствуйтесь сознанием, что она у вас есть”.
“Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима, что большинство ее отрицает. Значит, его заблуждение сознательное, оно проистекает из нелюбви к истине и добру, и этому человеку нет прощения”.
“Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы. Поэтому тяготится духовной пищей тот, кто не испытывает голода, Алкание правды: высшее блаженство”. “Я утруждаю себя ради него” – в этом суть уважения к другому человеку, и это “глубоко справедливо”.
“Человеческая слабость – источник многих прекрасных вещей”.
“Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибо ничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством, тем самым подтверждая, что если теперь его натура мало чем отличается от животной, то некогда, пока он не спал, она была непорочна”.
“Своекорыстие и сила – источник всех наших поступков: своекорыстие – источник поступков сознательных, сила – бессознательных”. “Человек велик даже в своем своекорыстии, ибо это свойство научило его соблюдать образцовый порядок в делах”.
“Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает”.
“Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием”.
“Могущество мух: они выигрывают сражения, отупляют наши души, терзают тела”.

Схожі твори:

  1. Любовь – большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для...
  2. Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде – поэме “Человек” (903) – произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки...
  3. Если оставить в стороне схоластические рассуждения о “драматическом” роде басен, идею, которая Хвостову казалась оригинальной и плодотворной, то увидим, что по существу он отстаивает сугубо моралистическое направление в басне. “Урок...
  4. Максим Горький Голубая жизнь Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время мать была религиозным человеком...
  5. Ч. Т. Айтматов Плаха Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, “кулаки”. В романе “Плаха” можно выделить три основные сюжетные линии,...
  6. Ю. П. Казаков Двое в декабре Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала...
  7. В. М. Гаршин Ночь Бедный господин, слушая тиканье часов, думает о самоубийстве. В нем борятся несколько голосов; самый ясный “бичевал его определенными, даже красивыми фразами”. Так он сидит с 8...
  8. Рассказ ” Старуха Изергиль ” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку...
  9. Рассказ Н. С. Лескова “Человек на часах” был написан и впервые опубликован в 1887 году под названием “Спасение погибавшего”. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. Рассказ “Человек на часах”...
  10. А. И. Куприн Сапсан Рассказ ведется от имени самого пса Сапсана: “Я Сапсан Тридцать Шестой большой и сильный пес редкой породы, красно-песочной масти, четырех лет от роду и вешу около...
  11. Мать маленького рассказчика Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец скучал, не обращал внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней еще играл, потому что она была похожа на...
  12. В. С. Токарева День без вранья Двадцатипятилетний Валентин, учитель средней школы, однажды утром просыпается с ощущением счастья, потому что ему приснилась радуга. Валентин опаздывает на работу – он преподает французский...
  13. В море после катастрофы упал самолет. На острове оказались подростки. Толстяк в очках, больной астмой; стройный искусный Ральф. А еще Джек знает охоте. И с ними множество малышей. Дети решили...
  14. А. П. Платонов Ювенильное море Пять дней человек идет в глубину юго-восточной степи Советского Союза. По дороге он представляет себя то машинистом паровоза, то геологом-разведчиком, то “другим организованным профессиональным существом,...
  15. А. Серафимович Воробьиная ночь На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю...
  16. Давно, в старинное время, жил в одном городе старый на вид человек. Он работал в кузнице недалеко от московской дороги подручным у главного кузнеца, потому что плохо видел и был...
  17. С. Топелиус Человек и слон В старом замке Або (Финляндия) жил старый домовой. Дружил он лишь с домовым из кафедрального собора и старым привратником замка Маттсом Мурстеном, с которым познакомился,...
  18. А. фон Шамиссо Удивительная история Петера Шлемиля Германия, начало XIX в. После долгого плавания Петер Шлемиль прибывает в Гамбург с рекомендательным письмом к господину Томасу Джону. В числе гостей он...
  19. Р. Акутагава В чаще Рассказ японского писателя Акутагавы Рюноскэ считается самым лучшим в мире рассказом из когда-либо написанных. Несколько человек рассказывают о произошедшем убийстве, все по-разному, и читателю трудно установить,...
  20. В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда...

.
Краткое изложение Мысли

"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача про количество книг".

Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

Ориентация в пространстве

В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.

Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.

(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)

База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.

Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и дошкольникам.

Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие.

Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.

Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.

Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другая история...

Развитие ребенка с пяти до семи очень важно потому, что после семи лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом - то ли получится, то ли нет, бабушка надвое сказала.

В этом смысле роль взрослых в старшем дошкольном возрасте - в том, чтобы, живя вместе с ребенком, предоставить ему всю полноту жизни. Да, покупать развивающие игры, да, шить тряпочные куклы. Да, бегать взапуски и учить играть в пристеночек и в футбол. И варить вместе суп. Но об этом чуть ниже.

Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Именно после пяти (не до! до пяти на пользу идут только сказки и игры, колыбельные и игрушки!). После пяти ребенку нравится думать, корпеть над конструктором, решать шахматную задачу. И вот тут недогрузить его было бы обидно. После пяти хороши даже не очень удачные занятия в группах.

Не "развивать функции", а жить вместе.

Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней работы.

То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают разный.

То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром. Ставит пьесы в кружке "Умелые пальчики". Сначала она (и ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают, обдумывают - годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол, потом репетируют...

Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас нормально развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить.

И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка" ему к поступлению в школу не нужны. Для развития ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия.

Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили? Развитие какого-либо навыка или функции?

Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это понадобится. А все функции у такого ребенка обязательно будут развиты нормально.

Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути.

Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.

Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.

Папа, что это? Колокольчик?

Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.

Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пятнадцать? Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно, согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное - что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное. И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нужно посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие.

Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы. Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо, нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю. Этот способ имеет свои подводные камни и часто приводит к разочарованиям. Однако нередки и удачи. Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

ЛИТЕРАТУРА

    Безруких М.М. «Ступеньки к школе» Москва, Дрофа, 2002.

    Васильева Т.В. «Ты меня понимаешь» Изд «Акцидент» Санкт-Петербург 1994

    Гленн Доман "Гармоничное развитие ребенка" Москва, Аквариум ЛТД, 1996

    Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». (4 издание) Изд.Питер, 2004. «Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. Указания» Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Конева О.Б. 2001

    Запорожец А.В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики» М. 1980

    «Справочник дошкольного психолога» под. Ред.Г.А.Широкова Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

    «Психологическая готовность детей к школе» Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003.

    Предшкольная подготовка и адаптация первоклассников сайт -http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml

    Определение готовности ребенка к школе тесты сайт -

http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01a.shtml

    «Психология ребёнка» Под редакцией А.А.Реана Санкт-Петербург Прайм – еврознак М, 2007

Умение правильно формулировать мысли и способность донести их до окружающих играют важную роль в общении между людьми, будь то дружеская беседа, деловые переговоры , желание убедить или чему-нибудь научить человека. Неважно о чем вы говорите, важно как! Главная проблема, возникающая из-за неумения грамотно формулировать мысли – это непонимание между людьми. Недостаточно ясно сформулированная и изложенная мысль неправильно воспринимается и помимо отсутствия желаемого результата такая речь может дезинформировать собеседника.

Что поможет научиться формулировать мысли

  • Научиться формулировать мысли поможет чтение. Польза чтения очевидна. Читайте хорошую, разнообразную литературу. Читайте и перечитывайте русскую классику – Достоевский, Толстой, Пушкин, Тургенев, Булгаков, Чехов, Пастернак и др. Читать надо вдумчиво, анализируя прочитанное, чтобы не получилось как писал Александр Сергеевич: «Отрядом книг уставил полку, читал-читал, и всё без толку».
  • Богатый словарный запас - хороший помощник в умении красиво формулировать свои мысли (читайте - «Как повысить словарный запас »), пополняйте его.
  • Одно дело, когда, пытаясь выразить свои мысли, вы ищете подходящее слово и скудный словарный запас не позволяет вам его найти, другое дело, когда вы просто не можете быстро вспомнить, найти подходящее слово. Уделите внимание развитию памяти и реакции.
  • Научиться излагать свои мысли вам поможет ведение дневника или блога. Пишите красноречиво, ярко о том, что происходит в вашей жизни, о том, что вас волнует, о своем настроении, своих эмоциях.
  • Принимайте участие в обсуждениях на различных форумах, высказывайтесь. Учитесь дискутировать и развивайте умение отстаивать свою точку зрения .
  • Английский философ 19 века Джон Милль писал - «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляет нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика». Изучайте логику, она научит смотреть на происходящее глубже и понимать его, а это пригодится в умении излагать мысли .
  • Немаловажным фактом в умении формулировать свои мысли является окружение человека , круг его общения. Понятно, что те, кто два слова между собой связать не могут, ничему вас в этом плане не научат, а если таких людей в вашем окружении большинство - это только усугубит ситуацию. Смотря на то, как правильно излагают мысли люди из вашего окружения, мотайте на ус.
  • Общительному человеку всегда проще найти слова, чтобы выразить свою мысль. Если вы не относите себя к таковым, развивайте коммуникативные навыки общения .

Техника формулирования мысли

  • Иногда сформулировать мысль мешают внешние, отвлекающие или смущающие факторы. Не обращайте внимание и не зацикливайтесь на внешней обстановке.
  • Часто проблемой формулирования мысли является ее недодуманность. Надо четко и конкретно понимать то, что вы хотите сказать.
  • Формулируя свои мысли, сосредоточьтесь на основной, на той, которую и хотите донести. Избегайте многословности и излишней болтливости . Если будут нужны детали - собеседник их уточнит.

Надежда на понимание с полуслова, как раз приводит к непониманию. Формулируйте мысли четко и ясно , не ожидайте, что ваш собеседник обязательно догадается о том, что вы хотите сказать!

Психолог Е. Авербух приводит такую обобщенную характеристику старого человека:

«У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, мизантропами, пессимистами. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Интерес к внешнему миру, к новому снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимся в старости, происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает стариков более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т. п. Ослабляется у стариков контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом».

Нарисованный портрет старика, конечно, окрашен в чрезмерно мрачные тона; в реальности дело обстоит не так мрачно и односторонне.

Д. Бромлей выделяет в цикле старения три стадии:

  1. «удаление от дел» (65–70 лет),
  2. старость (70 и более лет),
  3. дряхлость, болезненная старость и смерть.

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Для последней стадии Д. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик и определений состояния личности, внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость – сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще недостаточно исследованы.

У старых людей резко меняется структура их психологического времени . В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека. Этим объясняется ностальгия старых людей по прошлому, при этом прошлые события окрашиваются в светлые тона. Однако только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми стремлениями и желаниями.

Противоречивые данные в психологии старости существуют относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти, в особенности на текущие события, и т. п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача предстает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б. А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц старше 70 лет:

  1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т. е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.
  2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.
  3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания.

В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста – ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, – то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни».

Старость – это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. – это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста, фиксируемые в психологической литературе.

Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни человека, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости , отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них.

Важной социальной задачей является помощь старым людям организовать творческий и плодотворный вечер их жизни. Например, дома для престарелых должны были бы стать своеобразными культурными центрами, в которых проходят концерты, творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого: у соседей был бы центр, где происходят интересные события, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность.

Позитивная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни в интернате для престарелых выявилась в одном из экспериментов, описываемых в указанной выше статье Л. И. Анцыферовой. Исследование заключалось в следующем. Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из благоустроенных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами.

Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение.

Таким образом, в выступлении перед первой группой директор выделял те области жизни, за которые они должны нести ответственность. Тем самым обитатели интерната ориентировались на активную жизнь, на расширение контактов с окружающим миром, на проявление инициативы. В речи перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Результаты бесед экспериментатора с ними сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала.

Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48 % из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29 % стариков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. По их оценкам, 71 % обитателей из второй группы стал более слабым и пассивным.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Это можно видеть на примерах выдающихся людей – ученых, художников, государственных деятелей и т. д. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. Тициан прожил 99 лет; в 95 лет он написал одну из лучших своих картин («Оплакивание Христа»). И. П. Павлов прожил 87 лет и до конца жизни не прекращал научную работу. Он создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат».

Гете прожил 83 года, Ньютон – 84, Микеланджело – 89, и все они были активно деятельны до конца своей жизни. А. Верди в 80 лет создал оперу «Фальстаф». Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Как только речь заходит о достижениях более зрелой части человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире вне зависимости от времени. В любой мощной духовной культуре существует особый духовно-практический институт старчества. Мы знаем об этом через такие имена, как духовник, старец, гуру, аксакал.

В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности. Прошлое и настоящее рассматриваются личностью в контексте предельных, смысловых вопросов человеческого существования: места и назначения человека, смысла его жизни и смерти.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!