Великая отечественная - под водой. Гвардейский минный заградитель «Марти»

Гвардейскую. Гвардейский Военно-морской флаг она унаследовала от дизель-электрической подводной лодки К-22 «Красногвардеец» XIV серии Северного флота, воевавшей в годы Великой Отечественной войны в Заполярье. А лодка-юбиляр дважды проходила ремонт на нашем предприятии - с 1970 по 1973 год и с 1983 по 1990 год

В августе исполнилось ровно полвека, как Севмаш спустил на воду атомную подводную лодку К-22 проекта 675 (заводской номер 532)

Поскольку текущий год является 70-й годовщиной Великой Победы, а ДЭПЛ К-22 внесла свой вклад в разгром фашистской Германии, думается, об этой лодке стоит рассказать поподробнее.
«Красногвардеец» (Д-3) построен на Балтийском заводе. Воевал на Северном флоте. В активе Д-3 десять боевых походов, столько же потопленных вражеских судов и кораблей, два повреждены. 3 апреля 1942 года Д-3 удостоена звания гвардейской и 1 мая того же года вышла в свой первый поход под гвардейским флагом. Командовал кораблём капитан 3-го ранга М.А. Бибеев. Субмарина покидала родную базу в восьмой раз, уходя в море на поиск и уничтожение вражеских кораблей и судов.
В майском походе лодка потопила один и повредила два транспорта противника. 17 мая она вернулась на базу. На пирсе гвардейцев встречали Военный совет флота и экипажи подлодок базы. Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко поздравил гвардейцев с замечательной победой и вручил М.А. Бибееву орден Красного Знамени, которым «Красногвардеец» был награждён первым из подводных кораблей ВМФ СССР за отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противником и проявленные при этом мужество и героизм экипажа.
Подводной лодке Д-3 выпала особая честь: она стала первым в советском ВМФ гвардейским Краснознамённым кораблём. К сожалению, судьба «Красногвардейца» была трагической: выйдя в десятый боевой поход в конце июня 1942 года с задачей прикрытия союзного конвоя в Баренцевом море, прославленный экипаж Д-3 остался на вечной вахте в студёных глубинах Заполярья.
В честь этой лодки именем «Красногвардеец» и назвали атомный подводный ракетный крейсер К-22 проекта 675. Лодка тоже надёжно несла морские и океанские вахты, совершив семь автономных походов. Но и на её долю выпало серьёзное испытание. В конце августа 1976 года при несении боевой службы в Средиземном море К-22 столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE», получив повреждения корпуса и устройств.
С 1985 по 1990 год «Красногвардеец» проходил ремонт и модернизацию по проекту 675 МКВ на нашем предприятии. Через четыре года лодку исключили из состава ВМФ, утилизировало её наше предприятие. Такова судьба двух гвардейских кораблей.

В начале 1920-х годов штабом Красного флота было сформулировано задание на проектирование эскадренной подводной лодки. Новая ПЛ должна была иметь мощное артиллерийское вооружение и нести службу вдали от баз как автономно так и взаимодействуя с эскадрой. Последнее считалось важной составляющей успеха боевых действий, а эскадренным подводным лодкам при этом предстояло наносить удар первыми. В технических требованиях помимо прочего значилось: надводная скорость минимум 22 узла; четыре кормовых и шесть носовых торпедных аппарата с двойным запасом торпед; артиллерийское вооружение калибра 100 мм.; дальность плавания около 15000 миль. Такие подводные крейсеры в первую очередь предназначались для Тихоокеанского и Северного флотов.

В 1926 году приступили к реализации проекта подводного крейсера. Первой стала подлодка типа «Д» - «Декабрист». Однако данный проект принят не был в связи малой надводной скоростью хода - 15 узлов. Следующим проектом подводных крейсеров в данной классе стали ПЛ типа «П» серии IV – «Правда». Надводную скорость удалось довести до 20 узлов, но увеличилось время погружения, и ухудшилась подводная маневренность.

«Декабрист» в Беломорканале. Переход на Северный флот, 1933 год

Подводная лодка «П-3» в Ленинграде. 1940 год

Концепция крейсерской лодки была окончательно сформирована в 1930-1932 годах. По оперативно-тактическому заданию, представленному в 1934 году новая подводная лодка должна была:
- атаковать силы десанта и боевые корабли противника при действиях в одиночку, группой или совместно с надводными кораблями;
- действовать в отдаленных районах на коммуникациях;
- нести позиционную и разведывательную службу;
- проводить диверсионные операции;
- быть способной атаковать торпедным и выставлять минные заграждения.

Для выполнения данных операций предусматривалось сильное артиллерийское вооружение (2 пушки калибра 102 мм), 8 торпедных аппаратов, дальность плавания 12000 миль и автономность 45 суток при надводной скорости до 12 узлов.

В 1935 году Рудницкий М.А., начальник отдела подводного кораблестроения НИВК, предложил свой вариант данной подводной лодки «КР» («Крейсер Рудницкого»). В своих разработках Рудницкий опираясь на опыт создания ПЛ «Правда» с учетом перспективы разработки новых мощных и легких дизельных двигателей завода «Русский дизель». 15 апреля 1935 года предложенный проект был одобрен СТО и его включили в программу 1936 года.

25 января 1936 года утвердили эскизный проект «крейсерской эскадренной подводной лодки» «КЭ-9» серии XIV (в дальнейшем подводная лодка получила обозначение «К» - крейсерская, и прозвище «Катюша»). Главным конструктором подводных лодок данного типа назначили Рудницкого М.А. Технический проект под его руководством был разработан в ЦКБС-2 (позднее ЦКБ-18). В разработке проекта принимали участие инженеры-конструкторы Быков Н.М., Горячев П.Г., Новожилов В.В., Сегаль В.Ф. и др. Чтобы выбрать наиболее рациональные форму и размеры корпуса, в опытном бассейне испытали более 20 моделей подводного крейсера.

Первоначальным ТТЗ предусматривалось наличие на крейсерской подводной лодке самолета. Считалось, что это усилит самооборону подлодки и расширит район наблюдения за судами противника. Такой самолет 1934 году построил Четвериков И.В. под шифром СПЛ (специальный лодочный). СПЛ – свободонесущий моноплан со 100-сильным мотором. Консольные части стабилизатора и крылья с поплавками – складные. В сложенном состоянии самолет вписывался в ангар-цилиндр длиной 7450 мм и диаметром 2500 мм. Однако в дальнейшем от использования самолета отказались.

27 декабря 1936 года на ленинградских заводах – Адмиралтейском, Балтийском, «Судомех» – были заложены первые 3 подводные лодки типа «К». М.А.Рудницкий был назначен и главным строителем на заводе №194 Адмиралтейском.

Первоначально в соответствии с утвержденной 26 июня 1936 года СНК СССР 10-летней кораблестроительной программой, предполагалось построить 62 «катюши»: 6 для Балтийского Флота, 4 для Черноморского, 17 для Северной военной флотилии и 35 для Тихоокеанского. Однако в реальности заложили 12 субмарин - 6 для ТОФ и по 3 для КБФ и СФ.

На ранней стадии строительства возникли значительные проблемы. При составлении весовой нагрузки выяснилось, что центр тяжести дизельных двигателей (каждый 130 т) в действительности размещается на метр выше. Метацентрическая высота становилась значительно меньше спецификационной. По ряду разделов выявили строительную перегрузку. Все это результат спешки, при которой закладка подводных лодок фактически совпала с утверждением тех. проекта.

Чтобы спасти уже частично построенных корабли уменьшили толщину обшивки надстройки и ограждения рубки, сняли щиты пушек и облегчили ряд конструкций в верхней части лодки. Чтобы компенсировать перегрузки пришлось уменьшить толщину легкого корпуса. Метацентрическая высота осталась на уровне 300 мм, но сильные и продолжительные крены сохранялись.

В 1937 году опасались, что проект может оказаться менее удачным, чем тип «П». В связи с этим дальнейшие закладки приостановили до завершения испытаний головных судов.

Первоначально Адмиралтейский завод должен был сдать три первые единицы в конец 1938 года, пять следующих – в 1939 году и оставшихся – до конца 1940 года. Однако сроки в связи с затягиванием изготовления «начинки» для подлодок, в первую очередь силовой установки, были сорваны.

При изготовлении прочного корпуса подводных крейсеров использовали традиционный метод клепки, хотя руководство заводов, имея подготовленные кадры сварщиков и опыт сварочных работ, предлагало выполнить их цельносварными. Это предложение в УВМС не утвердили, мотивируя сложностью переработки чертежей и возможностью срыва сроков сдачи. Однако подлодках типа «К» сварными был выполнен легкий корпус, надстройка и фундаменты под вспомогательные и главные механизмы. Сочетание сварной и клепаной конструкций потребовало от тех. бюро заводов тщательно проработать узлы и детали.

Во время испытаний головных кораблей удалось развить заданную скорость хода. Вскрылись и ошибки, допущенные на стадии проектирования, однако их последствия выглядели не столь значительными. Сюрпризом не стали посредственные мореходные качества подлодок. Острые обводы носовой части подводных крейсеров прорезали волну, что не позволяло подлодке типа «К» реализовать свою надводную скорость при волнении выше 3-4 баллов. Кроме того через открытый рубочный люк в центральный пост попадали обильные порции воды. Несмотря на выявленные недостатки, комиссия посчитала, что указанные недостатки будут устранены при помощи новой «широкой» конструкции носовой части, которой в 1940 году оснастили «К-3» вышедшую на испытания.

Подводная лодка «К-3» до войны на Балтике

В связи с отсутствием мин провести испытания минного устройства смогли лишь в декабре 1940 – январе 1941 года. При этом использовались мины, собранными во флотских мастерских поштучно. Устройство, несмотря на замечания, приняли на вооружение, но с оговоркой, что в июне-сентябре 1941 года будут проведены контрольные испытания с использованием серийно изготовленных мин. Данные планы были сорваны, чем частично объясняются многочисленные выявленные в годы войны проблемы с устройством.

Считая, что все «детские болезни» со временем удастся устранить, приемная комиссия оценила «катюши» в целом очень высоко.

К началу войны заводами №189 и №194 были сданы подводные лодки «К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22» и «К-23», вошедшие в состав Северного флота. В 1942-1943 годах на Балтике в строй вступили подлодки «К-51», «К-52», «К-53», «К-56», принявшие в конце 1944 – начале 1945 годов участие в боевых действиях на данном театре. 25 декабря 1944 года в строй вступила «К-55», однако в боях она участия не приняла. Недостроенная «К-54» после окончания войны была разобрана на металл. Стоимость постройки головного корабля равнялась 23 млн., в серии ее снизили до 18 млн. рублей.

Конструкция подводной лодки – двухкорпусная. Прочный корпус имел цилиндроконическую форму диаметром 5,7 м. Сборка осуществлялась при помощи клепки. Использовались стальные конструкции толщиной 18 – 22 мм. Прочная рубка подводной лодки размещалась над отсеком №3 и представляла собой горизонтальный цилиндр (диаметр 2,3 м) со сферическими концевыми переборками. В ней был размещен главный командный пункт. Также она могла использоваться в качестве шлюзовой камеры. Переборки между отсеками 1-2, 2-3, 5-6 сферические. Переборка между отсеками 3-4 плоская. Все эти переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Переборки между отсеками 4-5, 6-7 плоские, но рассчитаны на давление 2 кгс/см2. Концевые переборки - литые, сферические. При изготовлении легкого корпуса лодки использовались 6-мм стальные листы соединенные сваркой.

Корпус подводных лодок типа «К» разделялся на семь отсеков в которых находились:
1. Носовой торпедный отсек, служащий для размещения 6 торпедных аппаратов, 10 запасных торпед на стеллажах, жилое помещение матросов;
2. Аккумуляторный, жилые помещения офицерского состава, кают-компания;
3. Центральный пост;
4. Аккумуляторный, кают-компания старшин, кубрик;
5. Главных дизельных моторов;
6. Вспомогательный дизель, главные электромоторы, жилое помещение матросов;
7. Кормовой торпедный отсек (2 торпедных аппарата размещенных горизонтально), жилое помещение матросов.
Отсеки №№ 1, 3, 6 и 7, представляли собой отсеки-убежища, которые были оборудованы постами аварийного продувания главного балласта.

На субмарине имелось 14 балластных цистерн. №№ 3, 4, 7, 8 и 9 служили для хранения топлива. Общий максимальный запас топлива составлял 243 т. Цистерна №14 размещалась внутри прочного корпуса под центральным постом и являлась минно-балластной (на подлодках «К-51»-«К-56» данную цистерну переоборудовали в топливную). Управление кингстонами и клапанами вентиляции осуществлялось при помощи пневматических приводов дистанционно. Цистерны №№ 2, 12, 13 оборудовались шпигатами вместо кингстонов. Крышки люков открывались электроприводами.

Одна из балтийских «катюш» у моста лейтенанта Шмидта. Ленинград, сентябрь 1941 г.

Подлодки типа «К» оснащались двумя главными дизельными двигателями надводного хода типа 9ДКР (мощность каждого 4200 л. с. при 400 об/мин, разработаны ленинградским заводом «Русский дизель»), вспомогательным дизель-генератором (дизель 38К8 и генератор ПГ84/42) и двумя электродвигателями типа ПГ11 (мощность каждого 1200 л. с. при 235 об/мин). Аккумуляторные батареи типа «С» были разделены на 4 группы (соединение между собой параллельное) по 60 элементов, размещавшихся в трюмах отсеков №№ 2 и 4.

Носовые горизонтальные рули – складывающиеся. Горизонтальные рули в сложенном состоянии размещались вдоль борта надстройки. Отливные средства состояли из одного центробежного насоса М-125 и трех трюмных поршневых насоса ТП-18 (один - дифферентовочный). Для пополнения запасов сжатого воздуха служили два компрессора высокого давления (производительность каждого 15 л/мин). Имелся стабилизатор глубины без хода. Для провизионных цистерн впервые в отечественном подводном судостроении применили рефрижераторную фреоновую установку. Для пополнения питьевой воды имелось два элетроопреснителя (производительность каждого 40 л/ч).

Как уже говорилось ранее, скорость подводных лодок типа «К» во многом зависела от состояния моря. По данным ГМШ, 20 узлов достигалось при волнении менее 3 баллов, при 4 баллах она составляла уже 18 узлов, при 5 – 11 уз., при 6 – 9 уз., при 7 баллах – 6 уз. При волнении более 8 баллов движение против волны под главными дизелями становилось невозможным, и необходимо было переключаться на вспомогательный дизель, обеспечивающий скорость не более 4 уз. Кроме того наблюдались значительные крены – до 35 градусов при волнении 7 баллов и до 55 в условиях шторма.

Подводные крейсеры «К» оснащались двумя перископами большой светосилы, также приспособленные для ведения фотосъемки. Оптическая длина составляла 8,5 м, ход – 4 м. Радиостанции подлодки были способны обеспечить устойчивую радиосвязь даже на дальних дистанциях. Основным средством получения от базы информации служил длинноволновый приемник «Дозор», передатчиком – коротковолновый «Скат». Передатчик «Окунь» фактически являлся резервным.

Экипаж подводной лодки тип «К» состоял из 10 офицеров, 20 старшин и 37 рядовых. На подводных крейсерах серии XIV были обеспечены лучшие условия обитаемости: для офицеров были оборудованы каюты, каждый старшина и рядовой имели отдельную койку. Старшины получили свою кают-компанию. Впервые на советских подлодках появились душевые и электрокамбуз.

Крейсерско-эскадренные лодки серии XIV имели мощное торпедное, артиллерийское и минное вооружение.

Главным оружием подводной лодки «Катюша», как и других подлодок, были торпеды. Всего на субмарине имелось шесть торпедных аппаратов в носовой части располагавшихся по три в два ряда и два в кормовой. Еще два кормовых торпедных аппарата располагались в надстройке, хотя большинство механизмов управления находилась внутри. Все стальные трубчатые, пневматические торпедные аппараты имели калибр 533,4 мм и обеспечивали запуск торпед с глубины менее 15 м. Лодки оснащались электрическими «автоматическими коробками торпедной стрельбы», позволявшими осуществлять пуск из боевой рубки с интервалом 2 секунд, однако из-за ненадежности их практически не использовали. В 1944 году создали счетно-решающий прибор ТАС-Л, позволявший определять курс и скорость цели для расчета параметров стрельбы. Однако значительные габариты не позволяли устанавливать прибор в лодке без снятия прочной рубки. В связи с этим ТАС-Л был установлен в конце 1944 года лишь на К-21.

Штатный боекомплект лодки - 24 торпеды. В первом отсеке на стеллажах хранились 10 запасных торпед, под нижними торпедными аппаратами 4 могли в пеналах, однако на практике их никогда не загружали, таким образом, боекомплект составлял 20 торпед. Кроме того, в холодное время года вода в торпедных аппаратах в надстройке замерзала, поэтому в Северном и Балтийском флотах зимой эти аппараты не заряжались. Время перезарядки носовых аппаратов – 50 минут, время приемки торпед – 5 часов. В годы ВОВ на подлодках типа «К» применялись торпеды 53-38, 53-38У и 53-39.

Артиллерийское вооружение подводных лодок «Катюша»: два орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм образца 1938 года и два полуавтоматических орудия 21-К калибра 45 мм образца 1933 года. Боезапас каждого 100-мм орудия составлял 200 патронов (по некоторым данным данные орудия являлись модернизированными и их боезапас составлял по 400 выстрелов). Боезапас 45-мм орудий - по 600 выстрелов, углом возвышения до 85 градусов. Часть патронов хранилась в ограждении рубки в специальных герметичных кранцах. 100-мм орудия устанавливались на поворотных площадках, имевших фальшборт с трех сторон. Чтобы увеличить углы обстрела кормовой 21-К в бортах выполнили откидные панели, которые в ходе войны заменили постоянными вырезами с фальшбортами. Зенитное вооружение усиливалось двумя выносными пулеметами «Максим» калибра 7,62 мм.

В отличие от минного заградителя «Ленинец» на подлодках серии XIV постановщик и мины «ЭП-36» были расположены в специальной минно-балластной цистерне, а не в кормовых трубах. Устройство минно-балластной цистерны позволяло проникать в нее изнутри прочного корпуса через люк. Само минное устройство прошло испытания на подлодке «Форель». При постановке мины перемещались электролебедкой по рельсам и сбрасыванием под корпус через два люка, выполненных в легкой обшивке цистерны. Рукоятку рычага вывели на пост управления сбрасывания мин.

Подводная лодка «К-3» стала единственной из всей серии которую оснастили пневматическими сетепрорезателями «Краб-3». Всего было установлено восемь устройств: 4 в форштевне, 2 в диаметральной плоскости на верхней палубе и 2 на горизонтальных рулях. Работа сетепрорезателей не вызывала нареканий, однако в боевых условиях применения не нашли.

Поскольку еще на ранних стадиях проектирования были выявлены некоторые недостатки «Катюш» предпринималось несколько попыток развить и модернизировать проект. Первая попытка развития подводных лодок типа «К» была предпринята в 1937 году. Под руководством Б. А. Малинина в ЦКБ-18 начались работы над серией XIV-бис - проектом 41а или тип «КЭ». От базового проекта он отличался установкой создававшихся в то время дизельных двигателей мощностью 6000 л.с. каждый и возврат к размещению ангара с гидросамолетом СПЛ. В качестве одной из причин официального отказа назывались недопустимость снижения подводной скорости и увеличения водоизмещения.

В январе 1940 г. по распоряжению Кузнецова Н.Г., нового наркома ВМФ СССР, вернулись к разработке улучшенного проекта получившего обозначение «КУ» или «Крейсерская улучшенная». Работы поручили ЦКБ-18 под руководством Дерибина З.А. Основные изменения «КУ»: введение цельносварного корпуса и установка двигателей 10ДКР (мощность каждого 6000 л.с.). При этом, подводное водоизмещение должно было вырасти на 80 тонн, а надводное на 50-60 тонн. Надводная скорость должна была увеличиться до 24 узлов, а автономность до 60 суток. Эскизный проект «КУ» планировалось завершить в 1941 , а тех. проект - в 1942 году. Закладка первых двух лодок по новому проекту также планировалась на 1942 год. Однако данные планы оказались сорваны начавшейся ВОВ и дальнейшего развития подводные лодки тип «К» не получили.

Ни одна из подлодок «Катюша» не принимала участие в Советско-финской войне, даже несмотря на то что К-1 и К-2 были введены в ходе нее. Подводные лодки тип «К» серия XIV проходили службу на Северном и Балтийском флотах.

Северный флот
За годы войны «Катюшами» Северного флота было выставлено 399 мин, и выполнили 26 торпедных атак, во время которых было запущено 89 торпед.

К-1
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 28 апреля 1938 года. Строительство завершено 16 декабря 1939 года. Совершила переход в Северный флот из Ленинграда в июне - августе 1940 года. На минах поставленных субмариной подорвались транспорты «Ингвар Нильсен», «Конг Нирг», «Роберт Борнхофен», «Курцзее» суммарным тоннажем 12000 брт, сторожевые корабли «Убир» и «Черускер», получил повреждения танкер "Конгсдаль" (9959 брт). В сентябре 1943 года пропала без вести.

К-2
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 28 апреля 1938 года. Строительство завершено 16 декабря 1939 года. Совершила переход в Северный флот из Ленинграда в июне - августе 1940 года. 10 сентября 1941 г. у острова Вардё произвела постановку мин на которых подорвался транспорт «Акка» (2646 брт). Во время своего одного их боевых походов уничтожила транспорт артиллерийским огнем и по возвращению отсалютовала артиллерийским залпом, что стало традицией на Северном флоте. В сентябре 1942 пропала без вести.

К-3
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 31 июля 1938 года. Строительство завершено 27 ноября 1940 года. 3 декабря 1941 г. в проливе Бустансунд К-3 атаковала транспорт «Альткирх» (4713 брт) и три корабля ПЛО. В результате торпедной атаки был поврежден транспорт. Однако противник обнаружил субмарину и начал ожесточенное бомбометание. Погружаясь подлодка ударилась о подводную скалу. Разрывы глубинных бомб повредили междубортные цистерны. Поднимавшееся на поверхность топливо демаскировало субмарину, поэтому командир дивизиона капитан 2 ранга Гаджиев М.И. решил всплывать и навязать артиллерийский бой. В результате корабль ПЛО «Фёрер» («UJ-1708»), «Мекленбург» («UJ-1403») получил серьезные повреждения. «UJ-1416» вышел из боя и скрылся. В марте 1943 года пропала без вести.

К-21
Заложена 10 декабря 1937 года. Спуск на воду 16 августа 1939 года. Строительство завершено 30 ноября 1940 года. 5 июля 1942 года подлодка К-21 атаковала немецкую эскадру. В результате атаки кормовыми торпедами линкор «Тирпиц» получил повреждения, а один эсминец сопровождения потоплен. В октябре 1942 г. подводный крейсер К-21 наградили орденом Красного Знамени. От подрыва на минах, поставленных подводной лодкой противник потерял транспорт «Бессхайм» (1174 брт) и корабль ПЛО «UJ-1110». Транспорт «Ригель» (3828 брт) получил повреждения. Весной 1944 года стала на капремонт, завершившийся после войны. 11 сентября 1954 года снята с вооружения. В 1983 году была отремонтирована и установлена в Североморске в качестве мемориала.

К-22
Заложена 5 января 1938 года. Спуск на воду 4 ноября 1938 года. Строительство завершено 15 июля 1940 года. Осенью 1941 года К-22 вышла в боевой поход, в котором потопила бот, транспорт и нефтеналивную баржу. В том же походе были уничтожены еще один сторожевой корабль и два транспорта. В декабре 1941 года ставила в надводном положении в проливе Рольвсесунд минные банки (здесь погиб транспорт «Штейнбек» 2185 брт). Затем было уничтожено артиллерией судно «Вейдинген» (200 брт). 19 января 1942 г. Торпедным залпом был поврежден транспорт "Мимона" (1147 брт). Сторожевой корабль был уничтожен при помощи артиллерии. Находясь под обстрелом противника подлодка К-22 смогла уничтожить пароход "Вааланд" (106 брт), после чего ушла в открытое море. Подводная лодка К-22 стала гвардейской. В феврале 1943 года пропала без вести.








Подводная лодка «К-22»

К-23
Заложена 5 февраля 1938 года. Спуск на воду 28 апреля 1939 года. Строительство завершено 25 сентября 1940 года. На минах субмарины погибли транспорты «Асунцион» (4626 брт), «Бирк» (3664 брт), «Флотбек» (1930 брт) и судно-ловушка «Альтенланд». 12 мая 1942 года потоплена глубинными бомбами.

Подводная лодка «К-23»

Балтийский флот
За годы войны балтийские подлодки тип «К» выполнили 36 торпедных атак, во время которых выпустили 94 торпеды.

К-51
Заложена 28 февраля 1938 года. Спуск на воду 30 июля 1939 года. Строительство завершено 17 ноября 1943 года. Первый боевой поход в район Кольберга состоялся 23 ноября 1944 г. 28 января 1945 г у маяка Рюгенвальде был потоплен датский угольщик «Виборг» (2028 брт). 29 декабря 1955 года снята с вооружения.







Подводная лодка «К-51»

К-52
Заложена 28 февраля 1938 года. Спуск на воду 5 июля 1939 года. Строительство завершено 11 октября 1942 года. Была награждена орденом Красного Знамени. 29 декабря 1955 года снята с вооружения.

К-53
Заложена 30 мая 1938 года. Спуск на воду 1 сентября 1939 года. Строительство завершено 31 июля 1943 года. 11 сентября 1954 года снята с вооружения.

К-54
Заложена 30 апреля 1937 года. Спуск на воду 3 марта 1941 года. Не достроена, пущена на слом.

К-55
Заложена 29 апреля 1937 года. Спуск на воду 7 февраля 1941 года. Строительство завершено 25 декабря 1944 года. 11 сентября 1954 года снята с вооружения.

К-56
Заложена 17 октября 1937 года. Спуск на воду 29 декабря 1940 года. Строительство завершено 29 октября 1942 года 10 октября 1957 года затонула при ядерных испытаниях.


Подлодка «К-56»

В общей сложности на счету подводных лодок типа «К» XIV серии насчитывалось 37 потопленных судов (общее водоизмещение 82597 брт) и 20 вспомогательных и боевых кораблей, повреждены были 4 боевых корабля и 8 судов (35126 брт) противника.
Подлодки данного типа уничтожили:
- торпедами 4 вспомогательных судна, 5 боевых кораблей и 16 транспортов (43195 брт);
- на минах погибли 5 боевых кораблей и 12 судов (33997 брт);
- потоплены артиллерией 3 вспомогательных судна, 3 боевых корабля и 9 транспортов (5405 брт).

После войны в составе советского ВМФ остались 6 подлодок типа «К», которые в 1948 году собрали в составе Северного флота. В 1949 году их переклассифицировали в большие подлодки и К-21, -51, -52, -53, -55 и -56 получили индексы Б-4 - Б-9, соответственно. Значительная модернизация этих субмарин не проводилась, поскольку к тому времени на вооружение начали поступать большие подлодки проекта 611, которые имели более высокие характеристики. В 1954-1956 годах подлодки типа «К» сняли с вооружения. Б-9 (К-56) перевели в разряд опытовых. Остальные пять переоборудовали в плавучие зарядные станции, а в 1956-1958 годах - в учебно-тренировочные.

Технические характеристики:
Водоизмещение:
надводное – 1710 тонн;
подводное – 2200 тонн;
Длина – 97 м;
Ширина – 7,8 м;
Осадка – 4,04 м;
Запас плавучести – 41,4%;
Скорость хода
подводная – 10 узлов;
надводная – 22 узла;
Силовая установка:
2 дизеля 9ДКР51/55 мощностью 1200 л. с. каждый;
дизель-генератор 38К8 номинальной мощностью – 800 л.с.;
2 электродвигателя ПГ11 мощностью 1200 л.с. каждый;
аккумуляторная батарея тип «С», 240 элементов, 4 группы;
Дальность надводного плавания – 15000 миль;
Максимальная глубина погружения – 100 м;
Рабочая глубина погружения – 80 м;
Автономность – 50 суток.

Вооружение:
10 торпедных аппаратов (6 носовых, 2 кормовых, 2 в надстройке, боезапас 24 торпеды);
2 орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм (боезапас 400 снарядов);
2 орудия 21-К калибра 45 мм (боезапас 1100 снарядов);
минное устройство МБЦ (боезапас 20 мин);
Экипаж – 67 человек.

Подготовлено по материалам:
http://army.lv
http://korabley.net
http://www.deepstorm.ru
http://www.navy.su
http://book.uraic.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Виктор Николаевич Котельников (1908 - 1943) - подводник, в годы ВОВ капитан 1 ранга, командир дивизиона ПЛ СФ. Род. в г. Богородск Нижегородской обл. Участвовал в спасение Папанинцев. Первый кто прошёл подо льдом на подлодке. Погиб в боевом походе.

Автобиография

«Родился 03.10.1908 года в городе Богородске Нижегородской губернии (Горьковской области) в семье служащего. Отец до начала Октябрьской революции трудился приказчиком в магазине Б. Люблинова, после Октябрьской революции работал в разных государственных учреждениях того же города. В 1906 году он был сослан на два года царской охранкой в Вологодскую губернию. Причина ссылки была в том что отца выбрали секретарем одного собрания где обсуждались нужды сельской общины. В 1916 году его забрали на войну... В 1928 году скончался от туберкулеза. Мать из крестьян, домохозяйка.»

Учёба

Виктор Котельников отучился девять классов поработал в райкоме комсомола и по комсомольскому призыву поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе. Окончил ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1931 году. Еще будучи курсантом, он проходил стажировку на учебных судах Германии и Норвегии. В 1932 прошёл специальные курсы командного состава ВМС РККА. В августе 1936 года закончил курсы Учебного отряда подводного плавания имени Кирова.

Слова И. Колышкина

Подлодка Д-1

Вот как рассказывал о нем знаменитый подводник И. Колышкин: «Наш штурман Витя Котельников пришел на флот по путевке комсомола и был направлен в военно морское училище. Оттуда он попал в училище имени Фрунзе которое и окончил в 1931 году. Потом он ходил год штурманом на барсе, а затем получил направление на подлодку Д-1. Человек он прямой, открытый, честный. Службе отдается весь без остатка. И несмотря на свою командирскую молодость штурманскую специальность успел освоить на все сто. С таким товарищем вместе служить приятно и дружить хорошо...»

Служба на флоте

Подлодка Д-2

С 1931 по 1932 назначается помощником штурмана на барсе. В 1932 становится командиром Боевой Части на подлодке Д-2. С апреля 1933 года его переводят на подлодку Д-1 где так же становится командиром боевой части (БЧ-1). В сентябре 1933 года в город Мурманск прибыла подводная лодка Красногвардеец Д-3. По Беломорско-Бал-тийскому каналу ее провел Котельников. Ещё находившейся на подлодке в ранге штурмана. В августе 1936 года Котельников назначается помощником командира подлодки Д-3. А с марта 1937 его переводят на подлодку Щ-301. В ноябре 1937 года старший лейтенант Котельников назначается на подводную лодку Д-3 Красногвардеец командиром.

Исследователи на льдине

Подходил к концу январь 1938 года. Пристальное внимание всей страны было приковано к четверке ученых ставивших арктический эксперимент на станции «Северный полюс-1». Около восточного берега Гренландии где наблюдались дрейфующие льдины. Ученые И. Папаниным, П. Ширшовым, Е. Федоровым и Э. Кренкелем, находились на одной из этих льдин. В течение восьми месяцев льдина служила убежищем для смельчаков. Но из за потепления начала разрушатся. 1 февраля Э. Кренкель послал в Москву радиограмму. «...Находимся на обломке поля длиной 300 метров и шириной 200 метров... В случае обрыва связи просьба не беспокоиться». Правительство приняло оперативное решение и решила всеми возможными способами снять исследователей со льдины.

Организация спасения исследователей

Самое сильное участие по спасению исследователей приняли отважные моряки Северного флота. За малое время были поднятые в полную готовность гидрографические суда Таймыр и Мурман. К выходу в море также готовились эсминец Карл Либкнехт и три подводные лодки. Они должны были обеспечить наилучшую связь с поднятым в небо дирижаблем В-6 СССР. А в дальнейшем стать для него маяком на маршруте полета. 5 февраля подводная лодка Д-3 под командованием старшего лейтенанта Котельникова отчалила от базы и направилась в Кольский залив для определения девиации (отклонения магнитной стрелки) компасов. На утро поступил приказ направить свои курс из залива в Баренцево море. На подлодке находилась группа самых лучших радистов флота. Они и должны были обеспечить радиомост: станция «Северный полюс-1» и Москва. Уже в пути на подлодку пришло донесение о катастрофе дирижабля. Взрыв двадцати тысяч кубометров водорода находящихся в дирижабле осветило Горы под Кандалакшей. Теперь надежда была только на корабли Таймыр и Мурман.

Датский пролив или Проход подо льдом

Подлодка Д-3

Поход протекал в довольно сложных условиях. Разыгрался немыслимый шторм. Была вероятность встречи с айсбергом. Что привело бы к затоплению лодки Красногвардеец Д-3 в Датском проливе. В самой центральной части пролива подлодка была вынуждена не однократно проходить в надводном положении неширокие полосы тонкого льда. Когда Д-3 подошла к более толстому льду старший лейтенант В. Котельников получил разрешение провести пробное погружение.13 февраля 1938 года подлодка прошла ледовый заслон в подводном положении на глубине 50 метров. Около 30 минут подлодка находилась под ледовым покровом. Некто не передаст того восторга когда лодка прошла опасный участок надводных льдов. Так старший лейтенант В. Котельников первым из командиров североморцев прошел под ледовым покровом в Военно-Морском Флоте. В этом же походе Д-3 первой из северо¬морских подводных лодок пересекла нулевой меридиан.

Строчки из дневника Виктора Котельникова

Почти телеграфным стилем он передавал о кренах подводной лодки обледенении и небывалых штормах. К великому счастью, сохранилась запись от 13 февраля. «...При снежной пурге приказал произвести пробное погружение. Все механизмы работают исправно. Настроение команды превосходное. В 12.55 слева по борту открылся остров Ян-Майен. Получили по радио приказ вернуться обратно, так как Таймыр и Мурман уже приближаются к лагерю. Экипаж опечален - ведь мы надеялись получить разрешение подойти прямо к льдине - лагерю исследователей».

Вторая Мировая воина

Подлодка К-22

Взяв во внимание хороший послужной список Виктора Николаевича Котельникова в мае 1941 года адмиралтейство решает назначить его командиром нового крейсера К-22. Начало Великой Отечественной войны застало подлодку в Кронштадте. В августе приходит приказ где крейсер К-22 переходит в состав Северного флота а в октябре подлодка добралась и пришвартовалась в Полярном вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.

Подлодка К-22

С 29 октября по 18 ноября 1941 года крейсер К-22 сделала свой первый на то время боевой поход к военному рубежу Вест-фьорд. Подлодка К-22 не обнаружила врага. 6 декабря 1941 года подлодка вышла для минирования пролива у Хаммерфеста (о. Рольвсе и пролив Рольвсе-сунд). На установленных минах 9 декабря 1941 года подорвался и затонул вражеский корабль в 5 тысяч тонн. В трюмах которого находилась 20 тон полушубков для егерей германии. В этот же день крейсер К-22 установил ещё 20 мин. При установки мин подлодка обнаружила вражеский корабль противника Veydingen которая потопила артиллерийским огнем. После этого вдали показалась каботажное судно буксировавшее баржу с грузом. Подлодка открыла артиллерийский огонь и потопила врага. В ту же ночь на минах крейсера К-22 был потоплен германский корабль Steinbeke (2185 брт). 8 январе 1942 года крейсер К-22 под командованием Котельникова одержала непоколебимую победу: в Тана-фьорде она потопила два транспорта противника и уничтожила сторожевой корабль. 13 января 1942 года подлодка вступила в бои с 2 кораблями противника и опять море приняло не большой подарок в количестве 30 тысяч полушубков.

Бухта Стурстенбукт

19 января 1942 года обнаружила в бухте Стурстенбукт вражеский корабль. Лодка К-22 дала залп по кораблю но все шесть выпущенных торпед прошли рядом с целью. Тогда К-22 вооружённая двумя 45-мм и двумя мощными 100-мм орудиями всплыла и открыла по кораблю артиллерийский огонь. Вскоре был обнаружен рыболовный траулер Vaaland находившеися у самого входа в бухту. Подлодка дала пару залпов по траулеру Vaaland. Траулер в туже минуту объяла пламенем. Крейсер К-22 продолжил атаку рядом стоявшего транспорта вскоре потопившего его. За погибшим судном крейсер К-22 обнаружил ещё один корабль а так как на траулере справились с пожаром. Подлодке пришлось сражается одновременно с двумя кораблями противника. Вскоре траулер получил повреждения не совместимые с жизнью и затонул. Второй транспорт тоже был уничтожен. 31 января 1942 года К-22 благополучно вернулась на родную базу.

Отчет о походе или прозвище подлодки К-22

По возвращении из похода командир подлодки рассказал об уничтоженных двух транспортов и одного сторожевого корабля германских войск общим водоизмещением в 8800 т. Одним из которых был корабль Mimoň (1147 брт). 11 января он попал в шторм и его выбросила на берег. В дальнейшем атакованный крейсером К-22 загорелся и выгорел. Трюмы корабля Mimoň были наполнены меховыми полушубками предназначавшимися для германских егерей воюющих на мурманском направлении горно-стрелкового корпуса «Норвегия». За подводной лодкой К-22 прочно утвердилось прозвище «специалиста по раздеванию немцев».

Спасение моряков

Подлодка Щ-421

С 26 марта по 9 апреля 1942 года крейсер К-22 заступал на боевое дежурство у мыса Нордкап. 3 апреля 1942 года в районе мыса Слетнес подлодка К-22 обнаружила вражеский транспорт и два сторожевых коробля. Подлодка дала бои и потопила торпедами вражеские корабли противника. 9 апреля 1942 года подлодка по приказу оставила боевую позицию и отправилась на помощь подлодке (Щ-421). 8 апреля подлодка (Щ-421) задела мину в 8 милях к северу от мыса Норд-Кап. Около полудня К-22 приблизилась к подводной лодке щука (Щ-421). После неоднократных попыток буксировки сняла с нее экипаж и уничтожила торпедой аварийную Щуку. Как не грустна было смотреть но подводная лодка ушла подводу оставляя за собой обломки обшивки разные вещи экипажа перемешанные с маслом и топливом подлодки. На следующий день К-22 пришла в Екатерининскую гавань.

Присуждение звания

Вечером в Доме офицеров в торжественной обстановке состоялось поздравление экипаж К-22. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года №72 за успешное выполнение заданий командования подводной лодке К-22 было присвоено гвардейское звание. А Капитану 2 ранга В.Н. Котельникову командующий флотом вручил орден Красного Знамени. В том же 1942 году король Великобритании Георг VI наградил Котельникова Британским орденом За боевые заслуги.

Две подлодки

Подлодка К-3

3 февраля 1943 года две подлодки К-22 и К-3 отправились на совместный боевой поход. Командиром К-22 был назначен капитан 3 ранга В.Ф. Кульбакин вмести с ним отправился и командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников. 6 февраля пришло первое донесение с К-3. В шифровке говорилась что произошла первая встреча с вражескими германскими кораблями и одержана первая победа. 7 февраля 1943 года в 19:00 К-22 ещё вела радиопереговоры с подлодкой К-3 затем акустик на К-3 зафиксировал четыре громких щелчка, и после этого связь с подлодкой прекратилась. В заданный район предусмотренный на случай потери связи лодка не появилась. Потопив 2 германских корабля К-3 14 февраля возвратилась на базу.

Пропавшая без вести

К-22 до сих пор числится пропавшей без вести а экипаж насчитывавший в последнем походе 77 человек. И кроме этих 77 человек на борту подлодки находились начальник политотдела бригады Рудольф Радун и журналист А. Мациевич. Вероятнеи всего подлодка погибла 7 февраля 1943 года в районе мыса Харбакен. Предположительно задела подводную мину.

Ордена

  • Орден Ленина в 1942 году
  • Орден Красного знамени в 1942 году
  • Орден За боевые заслуги (Британия)

Последние награды

Улица Котельникова. В городе Полярном Мурманской области России

14 июня 1949 года в исполкоме города Полярного городского Совета депутатов трудящихся был принят протокол № 17 О переименовании улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания. На основании данного Протокола улица вторая линия была переименована и названа в честь героя В.Н. Котельникова. А в 1987 году, на основании принятого исполкомом Полярного горсовета народных депутатов решения от 26 февраля №11 Об упорядочении названий улиц, нумерации домов, подъездов и квартир в Полярном, название улицы Котельникова была перенесена на ул. Советскую: улица Советская частично была переименована и названа именем В.Н. Котельникова.

Морская гвардия России ведет свою историю с первой четверти XIX века. Первая военно-морская часть русской императорской гвардии - Гвардейский экипаж - был сформирован только в 1810 году, на 110 лет позднее первых сухопутных гвардейских частей. После Октябрьской революции было ликвидировано само понятие о гвардии, а возвращение гвардейских званий в советском флоте опять произошло чуть позднее, чем в армии! Первые гвардейские части сухопутных войск в СССР появились 18 сентября 1941 года, а первые гвардейские корабли получили звания гвардейских только 3 апреля 1942 года. Приказом № 72 Народного комиссара Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова гвардейскими стали четыре подводные лодки Северного флота: Д-3 «Красногвардеец», подводная лодка «К-22», «М-171» и «М-174». Из состава Краснознаменного Балтийского флота первыми гвардейскими кораблями стали эскадренный миноносец «Стойкий», минный заградитель «Марти» и тральщик «Гафель». И только один боевой корабль Черноморского флота был удостоен гвардейского звания, но зато это был самый крупный и мощный корабль - крейсер «Красный Кавказ».

Справедливости ради нужно сказать, что чуть раньше гвардейские звания получили морская пехота и морские летчики, сражавшиеся рука об руку с бойцами Красной Армии с первых дней войны. Первой 5 января 1942 года гвардейского звания удостоилась 71-я морская стрелковая бригада, переименованная во 2-ю гвардейскую стрелковую бригаду. 8 января гвардейскими стали еще четыре военно-морских части: три балтийских авиаполка (1-й минно-торпедный и 5-й и 13-й истребительные, после переформированные в 1-й гвардейский минно-торпедный и 3-й и 4-й гвардейские истребительные) и один авиаполк Северного флота - 72-й смешанный, после присвоения звания ставший 2-м гвардейским истребительным. А 18 марта 1942 года звание гвардейского присвоили 75-й морской стрелковой бригаде, ставшей 3-й гвардейской стрелковой бригадой

До конца войны число гвардейских кораблей, частей и соединений советского ВМФ существенно выросло: 18 надводных кораблей и 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиадивизии, 20 авиаполков, два зенитно-артиллерийских полка, бригада морской пехоты и морская железнодорожная артиллерийская бригада. Последним гвардейским подразделением на флоте в годы войны 26 сентября 1945 года стал 6-й истребительный авиаполк, после присвоения переименованный в 22-й гвардейский истребительный авиаполк Тихоокеанского флота.

Но как бы ни были велики заслуги морских пехотинцев и морских летчиков, флот - это в первую очередь боевые корабли. Именно поэтому днем рождения морской гвардии в советском ВМФ принято считать именно 3 апреля 1942 года. А первые гвардейские корабли достойны того, чтобы пусть коротко, но рассказать о судьбе и боевом пути каждого из них.

Гвардейская подводная лодка Д-3 «Красногвардеец»

Подлодка Д-3 была третьей лодкой первого советского проекта больших подводных лодок - серии I. Заложена на Балтийском заводе 5 марта 1927 года, 14 ноября 1931 года вошла в состав морских сил Балтийского моря, а 21 сентября 1933 года, совершив переход из Ленинграда в Мурманск - в состав Северной военной флотилии. В феврале 1935 года подлодка, задействованная в операции по обеспечению деятельности первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1» впервые в истории мирового подводного флота совершила 30-минутное подледное плавание. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила семь боевых походов и не вернулась из восьмого. Д-3 стала первой в ВМФ СССР подлодкой, удостоенной и звания Краснознаменной (орденом Боевого Красного знамени «Красногвардейца» наградили 17 января 1942 года), и звания гвардейской. По официальным данным советской стороны, на счет «Красногвардейца», совершившего 12 торпедных атак и выпустившего 30 торпед, записаны 8 потопленных судов общим водоизмещением 28 140 брт и одно поврежденное водоизмещением 3200 брт.

Гвардейская подводная лодка «К-22»

Эта субмарина фактически повторила судьбу Д-3: те же восемь боевых походов, последний из которых закончился исчезновением лодки, то же вступление в строй сначала Балтийского, а потом уже Северного флота. Лодка была заложена в Ленинграде на заводе № 196 5 января 1938 года по проекту серии XVI - самых крупных советских подлодок довоенного периода - и уже через десять месяцев спущена на воду. 7 августа 1940 года лодка вошла в состав Балтийского, а 30 октября 1941 года, после перехода по Беломорско-Балтийскому каналу - Северного флота. На боевом счету К-22 числится 9 потопленных судов - транспортных и вспомогательных, а также боевых кораблей. 7 февраля 1943 года субмарина в последний раз вышла на связь с подлодкой К-3, с которой совершала совместный боевой поход, и больше о ней ничего не известно.

Гвардейская подводная лодка «М-171»

Подлодка типа «Малютка» XII серии заложена на заводе №196 в Ленинграде 10 сентября 1936 года, через 10 месяцев спущена на воду, а 25 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота под литерой М-87. Полтора года спустя, 21 июня 1939 года лодка, пройдя Беломорканалом, добралась до Мурманска и вошла в состав Северного флота уже под обозначением М-171. Именно с этой литерой лодка и заслужила свою боевую славу, совершив за годы Великой Отечественной войны 29 боевых походов, выполнила 20 торпедных атак, выпустила 38 торпед и записала на свой счет два достоверных трофея: потопленный 29 апреля 1942 года немецкий транспорт «Curityba» (4969 брт) и поврежденный 29 января 1943 года германский транспорт «Ilona Siemers» (3245 брт). Подлодка служила в составе советского ВМФ до 1960 года: в 1945-м она вернулась на Балтику уже в качестве подводного минного заградителя, в 1950-м перешла в подкласс учебных, а 30 июня 1960 года, после 23 лет службы, исключена из списков судов ВМФ.

Гвардейская подводная лодка «М-174»

Как и подлодка М-171, М-174 была заложена в Ленинграде, но чуть позже - 29 апреля 1937 года, и при закладке получила литерное обозначение М-91. 7 июля 1938 года ее спустили на воду, а 21 июня 1938 года она вошла в состав Балтийского флота. На Север обе «Малютки» попали одновременно, совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу с 15 мая по 19 июня 1939 года. В состав Северного флота лодку включили 21 июня 1939 года уже с именем М-174, и она успела совершить один боевой поход во время Зимней войны 1939-40 годов, правда, не добившись успеха. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 17 боевых походов, но из последнего, начатого 14 октября 1943 года, не вернулась. Во время службы М-174 совершила 3 торпедные атаки и выпустила 5 торпед, записав на свой счет достоверно подтвержденный немецкий транспорт «Emshörn» (4301 брт), потопленный 21 декабря 1941 года.

Подводная лодка, потопившая фашистский транспорт, подошла к причалу базы. Фото: ТАСС

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий»

Этот эсминец был заложен в Ленинграде, на заводе №190 26 августа 1936 года по самому массовому довоенному проекту советских эсминцев. 26 декабря 1938 его спустили на воду, а 18 октября 1940 года «Стойкий» вступил в строй и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Он воевал с первого же дня войны, а славу этому кораблю принесло участие в уникальной операции по эвакуации советского гарнизона полуострова Ханко. Отряд кораблей для этой операции был сформирован 30 октября 1941 года, и в него, помимо многих других, вошли «Стойкий» и два других первых гвардейских корабля на Балтике - минзаградитель «Марти» и тральщик «Гафель». Но именно на «Стойком» держал флаг командующий эскадрой и руководитель операции вице-адмирал Валентин Дрозд, чье имя кораблю присвоили 13 февраля 1943 года, после гибели командующего. Эсминец прослужил на Балтике до 1960 года, последнее время - в качестве судна-цели.

Гвардейский минный заградитель «Марти»

Это самый старший среди всех первых гвардейский кораблей советского ВМФ. 1 октября 1983 года его заложили на датской верфи как царскую паровую яхту «Штандарт», и после спуска на воду 21 марта 1895 года он стал любимой яхтой последнего русского императора Николая II. В 1917 году на его борту располагался Центробалт - командование революционных матросов, а после легендарного Ледового похода из Гельсингфорса в Кронштадт яхту поставили на хранение. И только в 1936 году корабль вернулся на службу: его переоборудовали в минный заградитель. Войну «Марти», получивший это имя в 1938 году, встретил 22 июня на рейде Таллина, а уже в ночь на 23 июня вышел на первую боевую постановку мин. Всего за время войны «Марти» совершил 12 боевых походов, поставил 3159 мин и сбил 6 самолетов противника. Он оставался в строю до 1961 года, принеся последнюю пользу флоту как корабль-мишень для ракетных стрельб.

Минный заградитель «Марти». Фото: wikipedia.org

Гвардейский тральщик «Гафель»

Еще один участник легендарного похода к Ханко, тральщик «Гафель» был заложен в Ленинграде 12 октября 1937 года по проекту 53у - самому массовому проекту базовых тральщиков 1930-40 годов. 23 июля 1939 года он вступил в строй и вошел в состав Балтфлота. Участвовал в Зимней войне, встретил войну в Кронштадте, прославился как активный участник эвакуации защитников Ханко, занимался тралением до конца войны и закончил службу на флоте 1 сентября 1955 года.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

Был заложен в Николаеве в 1913 году как легкий крейсер «Адмирал Лазарев», но в 1918 году строительство прервали. Возобновилось оно только в 1927 году, уже после того, как корабль переименовали в «Красный Кавказ». Он вступил в строй 25 января 1932 года, став самым современным на тот момент кораблем советского флота - и последним в его составе, который был заложен еще в царской России. Войну крейсер встретил в Севастополе, и уже 23 и 24 июня занялся постановкой минных заграждений на подходах к Севастопольской гавани. «Красный Кавказ» участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийском десанте в конце декабря 1941 года. Именно в Феодосии 4 января 1942 года во время бомбежки крейсер получил тяжелейшие повреждения, которые на полгода поставили его на ремонт. Но уже в августе 1942-го «Красный Кавказ» вернулся в строй, и служил до 21 ноября 1952 года, когда, уже разоруженный и превращенный в корабль-мишень, сослужил последнюю службу, приняв в себя противокорабельную крылатую ракету с бомбардировщика Ту-4. Символично, что произошло это в районе Феодосии, а из списков судов флота корабль исключили 3 января 1953 года.

Далее в рубрике 3 апреля 1840 года в бою с горцами совершил подвиг гарнизон Михайловского укрепления, а герой этого события Архип Осипов стал первым русским солдатом, навечно зачисленным в списки воинской части

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. - «Б–22») пр. 675

Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг подводной лодки «К–22» XIV серии СФ. Спущена на воду 29 ноября 1964 г, приемный акт подписан 7 августа 1965 г, 6 сентября 1965 г. включена в состав СФ. Приказом командующего СФ от 3 ноября 1967 г. лодке присвоено почетное наименование «Красногвардеец».

Водоизмещение: надводное 4415 т, подводное 5760 т; длина 115,4 м, ширина 9,3 м, осадка 7,1 м; глубина погружения 300 м; мощность 32 000 л.с.; скорость: надводная 14,0 уз., подводная 23,0 уз.; вооружение: 8 пусковых установок ракет «П–5Д», четыре 533–мм носовых торпедных аппарата, два 406–мм кормовых торпедных аппарата; автономность 60 суток, экипаж 105 человек.

В 1966 г. «К–22» совершила первый автономный поход на боевую службу.

В период с 1970 по 1973 г. на предприятии «Звездочка» она проходила средний ремонт. 28 августа 1976 г. при несении боевой службы в Средиземном море АПЛ столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE» и, получив повреждения корпуса и устройств, была поставлена на аварийный ремонт. С 1985 по 1990 г. на предприятии «Звездочка» лодка проходила средний ремонт и модернизацию по пр. 675 МКВ. Всего «К–22» выполнила семь автономных походов на боевую службу. 15 июля 1994 г. лодка была исключена из состава ВМФ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!