Владимир Баскаков - Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение

1. Появление предмета и области «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества - невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. В основе этой проблемы лежат сложности т. н. «заземления» чувств: реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека - это активизация его энергии. Для того, чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя тело в тот момент, когда человек испытывает сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: человек начинает нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток») и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное») тело не способно «заземлить» такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. С одной стороны, смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта со смертью. Смерть превращается из реальности в силулякр (Ямпольский М.,1991, Бодрийяр Ж., 2000). С другой, - смерть превращается в монстра, табу.

Отсюда название области - «танатотерапия» - очень четко обозначает главную цель такой терапии - оказание специфической (!) помощи (терапии - уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, - от танатологии - науки о смерти (скорее философия), с другой стороны, - от паллиативной медицины, просто ухода за умирающими.

2. В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти, (см. содержание семинаров базового и мета-уровня, а также (Баскаков В., 2001).

3. Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело клиента. В этом нам видится особая «миссия» танатотерапии в деле восстановления своеобразной справедливости по отношению к человеческому телу. Обычно тело человека рассматривается, пользуясь языком гештальттерапии, своеобразным «фоном», используется для. Расхожей является фраза «покажи, как ты владеешь, своим телом». В таком случае трудно назвать отношения «владеющего» с «владеемым» как партнерские. Большинство систем личностного роста, используя тело на первых этапах, в дальнейшем рассматривают его как своеобразную обузу (треугольник восхождения в классической йоге). Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру заявляя во весь голос о своих правах - болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела - своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей - маразм у пожилых, отсутствие чувств - первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других).

4. В танатотерапии ставка делается на т. н. «иньский» компонент - тотальное расслабление, в отличие от, в основном, используемого в психотерапии «янского» компонента (сравните, например, отличие психотерапии К. Роджерса). Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, - другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле - воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания и во многом дискуссионное положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнений телесных приемов танатотерапии.

Наличие активности, «янского» начала хорошо прослежено в традиционном (особенно отечественном) здравоохранении. Судить об этом можно, хотя бы, по устойчивым языковым выражениям милитаристского толка, которыми ома изобилует («приступ болезни», «борьба с болезнью», «борьба за жизнь», «остановить развитие опухоли» и т. д.). Кстати, и сам термин «здравоохранение» в нашей стране появился только после Октябрьской революции. До революции нынешнее Министерство здравоохранения носило название «Департамент народного здравия». До сих пор The World Health Organization часто неправильно переводится - как Всемирная организация здравоохранения.

5. Избыток иньского компонента традиционно рассматривается как своеобразный коллапс, кома (ср., название статьи Д. Боаделлы «Между катарсисом и комой»). Уступчивость, пассивность в большинстве случаев (в политике, экономике, медицине и др.) также носит негативный оттенок. В танатотерапии основная стратегия терапии направлена на движение к центру иньской составляющей, к источнику янской активности, в нем находящемуся, - что в итоге приводит к балансировке инь-янской составляющей, балансировке, осуществляемой самим телом.

Этот мощный и концентрированный источник янской активности окружен «океаном» - иньской безмятежности и покоя. В этом своеобразном «золотом сечении» сочетания процессов «активизации» и «заземления» - залог безопасности проявления этой активности. Активность не приводит к т. н. «отреагированию».

Это скорее то, что происходит во сне. «Уснувшее», расслабленное и, таким образом, «заземленное» тело создает условия для появления сновидений. Сон, сновидения - это активность бессознательного, проявление подавленного, своеобразное «отреагирование»; но в сочетании с «заземленным» телом, в окружении иньского безмолвия тела такая активность максимально безопасна и для самого тело, и для человека. Отсюда - целительность снов. Отсюда: «утро вечера мудренее». Хорошей иллюстрацией такой своеобразной «логики» безопасности сочетания янской активности в центре иньского компонента может служить известная картина художника-примитивиста Генри Руссо.

Аналогичные процессы (вытекающие из логики, впервые зафиксированные в китайском мышлении, - «максимизация одной из полярностей приводит к зарождению полярности противоположного качества") протекают и в центре янской компоненты. Это хорошо описано у Джона Лилли; этому служит сам образ и название его книг - «Центр циклона», «Парный циклон». Собственно, механизм отреагирования («катарсиса») и строится на процессе максимизации янской составляющей, которая (максимизация - см. диаграмму Рис. 1) с необходимостыо приводит к появлению иньской составляющей (освобождение, высвобождение, успокоение). Это привычный в культуре и социуме способ «борьбы» с бессонницей, когда включается телевизор, и все внимание направляется на экран. Или, когда в руки берется неинтересная книга и её читают до тех пор, пока она не вываливается из рук. Цивилизация (особенно западная) пошла по янскому пути - т. е. по пути высокого темпа жизни, силы впечатлений и т. д. Сильное чувство в западной культуре всегда передается через интенсивность (в кинематографе - разорванная одежда и откусанное ухо). Привычная нам пауза (неожиданная остановка транспорта, преждевременный приход куда-либо и др.) зачастую воспринимаются ними как трата времени, его потеря. На Востоке же - это такой же полноценный акт жизни, максимально этой жизнью наполненный. Однако, постепенно (но очень медленно) в западной кулыуре все же меняется отношение к иньской составляющей: стали популярны техники медитации, релаксации, китайские двигательные системы, «уравновешивающие высокий темп окружающей жизни» (Елисеев В., Баскаков В., 1990).

Рис. 1. Диаграмма инь-янских взаимоотношений

Показательно, что в последнее время появляются публикации, оценивающие состояние комы в качестве необходимого (самому организму) процесса восстановления жизнедеятельности организма (Линкс Н… 2001). В таком случае реанимационные, активизирующие (в этом смысле, - янские) процедуры могут в ряде случаев быть расценены как неадекватные ситуации, в которой находится сам организм (см. ниже. - неадекватность применения приемов «санации» на этапе «терминации», см. Набоков «О Гоголе» (Набоков В., 1993).

6. В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания используется моделирование (в отличие от имитации) смерти, причем, редкого ее вида - т. н. правильной смерти. В основе такой модели - модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен (см. отрывок ниже). Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются, и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает; глаза приоткрываются (не видите ли Вы в таком описании лежащего новорожденного ребенка?).

Вот как описывает такую смерть русский историк Миролюбов (Миролюбов Ю., 1996):

«И вдруг шум в передней: «Батюшка, прадед наш помирает. Причастить надо!» Отец встает и сейчас же, ни слова не говоря, несмотря на уговоры матери, идет во двор и уезжает. Долг прежде всего! Мы, оставшиеся, сетуем, но вскоре забываем. И уже через час папа снова дома. «Древнейший дед!» - рассказывает: «Вхожу в хату, а он уже на лавице лежит, под головой подушка, набитая соломой, в чистой рубашке, с зажженной свечой в руке, светлый такой, радостный. «Простите, говорит, все меня, что в такой день помирать собрался! Господь зовёт!» - «Радуйся, раб Божий, - говорю: в этакий день представиться перед Христом - честь великая!» - «Я и то радуюсь, да родных моих жалко. Святки ведь. Им радость омрачаю». - «Не думай об этом». Пособоровал его, поисповедовал, причастил, а он и говорит: «Посидите, батюшка, еще минуту, почитайте мне отходную». Я почитал, и вдруг вижу, заснул дед. А потом свечка выпала из его рук. Оказывается, помер». В этом простом описании смерти стариков того времени - вся Русь Святая! Просто жил человек, трудился, исполнял Заповеди Божьи, детей родил, вырастил, поженил и внуков увидал, правнуков, праправнуков, и, наконец, умер. Простая жизнь и такая же прекрасная, простая смерть, без вычура, без сутолоки. Так умирали все, у кого совесть чистая была. Как настоящие первые христиане, в белой рубашке, со свечой в руке! И сколько есть на свете людей, что умирают с проклятиями на устах… А здесь - чистота, духовная простота, спокойствие. Припоминаем мы, как в Антоновке дед Минай помирал: пришел домой и говорит жене: «Ну, баба, ставь воды на печь, умыться надо, чистоту сказано». Та поставила. Дед умылся, причесался, бороду подстриг, усы подправил, и говорит: «А поди-ка, у нас свеча есть?» - «А на что тебе свеча?» - испуганно спросила она. - «А ты, баба, не осуждай: давай свечу!» Дала она ему свечу. - «У нас и ладану немного есть?» - спросил Минай. - «Есть» Дала ему ладан. Дед развел кадильницу, глиняный горшочек, и говорит: «А ты поди-ка к батюшке, зови его к нам. Исповедоваться надо, приобщиться». - «Да, что же ты, дед, помирать что ли собрался?» - заголосила она. - «А ты, баба, не перечи! Ступай, коли сказано. Потрудись для меня. Я для тебя тоже трудился». Пошла она к священнику. Пришли вместе, а дед уже сам на лавицу лег, свечу в руке держит: «Скорее, батюшка, а то душа уйдет!» Священник поисповедовал его, причастил, а тут баба в слезах, возле деда стоит: «На кого ты меня покидаешь теперь?» - «А на Господа Бога и Матерь Божию», - отвечает, - «А ты не голоси. Всем помирать надо однажды». Потом, когда батюшка ушел, он попросил подправить подушку, напиться спросил, затем охнул однажды и свечу уронил наземь. Заголосила баба. Дед уже больше ничего не слышал. Улетела душа его к Богу Высшему.

Удивительный люд наш русский! Так грандиозно просто, так духовно ни один народ в мире не умирает. У каждого из стариков были припасены «на смерть» чистые носки с белыми пятками и наконечниками, чистое белье, костюм, туфли, как надо. Этих вещей никто носить не смел, ни стирать, ни гладить, как куплены были, так и в сундуке лежали. В них одевали умершего, после обмывания. Но вот эти два деда, о которых рассказали мы выше, имели нравственную силу сами обмыть себя, приготовиться, лечь и умереть. Ведь сколько людей есть, которые при одной мысли о смерти бледнеют, трясутся, за священника хватаются, а здесь просто, ясно, без шума или крика, человек готовится на Тот Свет».

Принципиально важной характеристикой, отличающей тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (сравни, в аутогенной тренировке: «моя рука тяжелая», «моя рука теплая»). Непонятно, откуда может взяться тепло в расслабленном теле, ведомом инструкцией аутогенной тренировки. Ведь расслабление - иньская составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т. н. «холодную зону» (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом). Танатотерапия, представляющая собой специальную технологию (сумма принципов, приемов, упражнений) позволяет это сделать.

7. Базовым принципом, на котором строятся приемы, и характеристикой работы выступает своеобразная «телесная гомеопатия», которая, применительно к танатотерапевтическому процессу, формулируется так: «минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным но силе чувствам и переживаниям». Проявляемые в таком случае чувства не ведут (не могут привести!) к отреагированию в силу того, что источник этой янской активности окружен «океаном» иньской составляющей (см. выше).

8. Только в таком случае (сочетание особого вида контакта «танатотерапевт-клиент»; особого режима выполнения приемов - «телесной гомеопатии»; ставки на иньский подход, когда сессия начинается с «тотального заземления»), в танатотерапевтической сессии достигается особый результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент т. н. «активизации»), которая тут же поглощается самим телом (момент т. н. «абсорбции») (подробнее о моторных полях «активизация»/»абсорбция» см. Д. Боаделла, 2002). Тело, таким образом, выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Это «программы» самого тела, работа которых зависит только от условий, которые способствуют их запусканию.

9. Область танатотерапии - это область, находящаяся между своеобразными навигационными «створами» или, пользуясь мифологическим языком, - между Сциллой (сон, кома, глубокий транс) и Харибдой («отреагирование», катарсис). И в первом, и во втором случае разрывается связь между танатотерапевтом и клиентом. В этом опасность этих мест - непонятно, куда движется процесс клиента. Контакт утерян. Но, одновременно, в этом - точная квалификация танатотерапевтического процесса: если клиент засыпает, или, если он, не обращая внимания на танатотерапевта, входит в отреагирование, - это точно не танатотерапия. В таком случае можно применять весь спектр приемов других видов психотерапий (активизировать контроль, открывать дыхание и т. д.). В чем-то танатотерапевтический процесс может напоминать «полеты» шамана с гарантией возврата и неразрывной связью - шаман-больной.

10. В танатотерапии процесс умирания рассматривается как процесс, состоящим из двух стадий: своеобразной «вялотекущей» и «активного умирания», соответственно - «санации» и «терминации». Оказывая помощь умирающему важно ориентироваться в этих стадиях и выбирать приемы и средства, адекватные самой стадии. Для стадии «санации» - санирующие приемы, для «терминации» - приемы терминирующие. Неадекватность применения приемов не является помощью, приводит к насилию над человеком, подрывает его ресурс. Часто умирающий просит не применять к нему санирующих процедур, как, например, в следующем отрывке:

«С ужасом читаешь, до чего нелепо и жестоко обходились лекари с жалким, бессильным телом Гоголя, хоть он молил только об одном, чтобы его оставили в покое. С полным непониманием симптомов болезни и явно предвосхищая методы Шарко, доктор Овер погружал больного в теплую ванну, там ему поливали голову холодной водой, после чего укладывали его в постель, прилепив к носу полдюжины жирных пиявок. Больной стонал, плакал, беспомощно сопротивлялся, когда его иссохшее тело (можно было через живот прощупать позвоночник) тащили в глубокую деревянную бадью; он дрожал, лежа голый в кровати, и просил, чтобы сняли пиявок, - они свисали у него с носа и попадали в рот. Снимите, поднимите! - стонал он, судорожно силясь их cмахнуть, так что за руки его пришлось держать здоровенному помощнику тучного Овера" (Набоков В… 1993),

Возвращаясь к медицине, отметим, что многие факторы (медицинская модель болезни; клятва Гиппократа, обязывающая спасать «до последнего»; собственные проблемы врачей) - не позволяют врачам менять их стереотип отношения к помощи и к идее процессов «санации»/«терминации».

11. Особенность применения отдельных приемов танатотерапии (таких как «опускание нижней челюсти», разные способы «заземления» на различные части тела; в отдельных случаях - применение четырех базовых приемов танатотерапии) заключается в том, что они сами «настраивают» стадии умирания, и в этом смысле являются всегда адекватными этим стадиям («санации» и «терминации»). Если умирающий находится на стадии «санации», он, с их помощью, выздоравливает; если он находится на стадии «терминации» - умирает. В последнем случае его смерть является правильной и легкой. И это реальная помощь.

12. В основе всех человеческих проблем и болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы (Баскаков В., 1998) и соответствующие им части тела (своеобразная «проблемная анатомия»): контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова), чувства/контакгы (руки, грудная клетка), сильные чувства/сексуалъные отношения (паховая область), опоры (ноги). Телесность в танатотерапии рассматривается и как оппозиция/взаимодействие «социальное»-«биилогическое» тело, и как представленное на уровне пяти физических тел: индивидуальное и ряд групповых (семья, организация, государство, цивилизация) (Баскаков В., 1998). Основной характер работы с четырьмя базовыми проблемами в танатотерапии чем-то напоминает своеобразную «телесную оптику»: филигранной телесной работой меняют ориентацию своеобразных «зеркал» внутри тела (другое название - body tuning, настройка тела). Тело тотально «заземляется», и контроль отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения («абсорбирования») энергии. Поглощение способствует дальнейшему «заземлению» и т. д. Привычные паттерны, блоки и защиты становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

Рассказывают, что в России до революции опытные мамаши снимали комплексы у своих сыновей-переростков следующим образом: отводили их на одну «сессию» в публичный дом (в то время - саногенные заведений). Эти высокопрофессиональные телесно-ориентированные «жрицы любви» за один сеанс умели открыть доступ к океану специфической энергии, перед лицом которой отпадали все подростковые комплексы.

В другом случае, один талантливый французский археолог открыл подземный храм в джунглях Южной Америки. Храм охранялся, но знания археолога убедили охрану в безопасности и возможности посещения им этого места. Пройдя вместе с провожатыми весь извилистый подземный путь и увидав красоту центрального храмового места, археолог поинтересовался у охранников, может ли он это сфотографировать. Для этого у него все было под рукой - фотоаппарат с фотовспышкой. «Да! - сказали охранники. - Но только при естественном освещении». Другому впору растеряться! Но талант - талант во всём! Этот археолог отправился в ближайшую деревню и там накупил обычных зеркал. Он расставил и настроил их таким образом в извилистом ходе храма, что, когда солнце оказалось в зените, - его лучи, пройдя весь путь, отражаясь в зеркалах, наполнили светом внутреннее убранство храмового зала. Археологу не представило никакого труда сделать столь желанные снимки.

13. Наконец, важной составляющей танатотерапии является духовная составляющая. Эта реальность проявляет себя через вопросы: «что есть Я?», «с чем себя идентифицирую?» Только ли с телом?

Инициирующий компонент танатотерапевтического процесса заключается в приобщении (латинское инициато, итальянское инициаре, английское инишиэйт - означают вводить, приобщать, быть причастным) работающего с клиентом танатотерапевта к реальности жизнь/смерть. Смерть - это что? Чем она является для меня? Если Смерть - враг, соперник? Тогда это - заведомый проигрыш. В таком случае - смириться, пасть ниц или встретить ее с достоинством? Если Смерть - друг, помощник, советчик? То в чем? Если Смерть - женщина, как, например, в русской традиции (у немцев - это он - der Tod)? Тогда - алхимическая «свадьба»?

Про приобщенность, инициированность - популярный нынче американский сериал «Скорая помощь», где верхом профессионализма является скорее «развоплощение» врачей - смешение бытового плана и профессионального. Занимаясь сложной операцией, они зачастую обсуждают свои бытовые неурядицы.

Совсем другое дело - случай, описанный итальянским журналистом. На строительстве Миланского Собора журналист остановил рабочего, везшего в тачке песок, вопросом, чем тот занимается. Этот рабочий вез песок тому рабочему, который смешивал этот песок с цементом и передавал эту смесь тому рабочему, который, добавляя воду, приготовлял из этого раствор для того, чтобы передать его тому рабочему, кто этот раствор поднимал на вершину строящегося Собора для того, чтобы его получил тот рабочий, кто на этот раствор клал кирпич в стену Собора. Так вот, на вопрос журналиста обычный подвозчик песка ответил: «Я строю Собор!». В этом смысле он был инициирован, приобщен к происходящему, приобщен великой цели зодчества.

Увидев в списке предлагаемых психотерапевтических методов слово "танатотерапия ", вспоминается греческая мифология, согласно которой Танатос — это греческий бог смерти . А в нашем мире на смерть существует некое табу . Обычно мы не говорим об этом ни за чашечкой кофе, ни на домашней кухне на ужином, с детьми обычно не обсуждаем эту тему. И на протяжении жизни в нашем организме нарушается баланс существования человека: ум — чувства — телесные ощущения. Доминирует ум, при этом чувства замораживаются и блокируются в теле. Человек контролирует себя, свои чувства, но в определённый момент, когда сила чувств достигает своего переизбытка, человек теряет контроль, "взрывается ". А ведь этого могло и не произойти, — и внутреннее состояние могло быть стабильным, умей человек полноценно выражать свои эмоции через физическое расслабление.

Владимир Баскаков предложил свой метод эффективной релаксации — танатотерапию, или излечение смертью. В основу терапии положена модель тотального расслабления . Танатотерапия — это авторский метод, включающий приёмы установления или восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания. В качестве базового принципа автор метода выделяет "минимальные по силе и амплитуде воздействия ", приводящие "к максимальным по силе чувствам и переживаниям ". Танатотерапия — один из интереснейших методов телесно-ориентированной психотерапии , который изучает соединение сознания человека с разными видами умирания.

Метод танатотерапии позволяет решать психологические проблемы, исцелять душу и разум человека приведением в норму его энергетического баланса. Автор метода делает акцент, что танатотерапия не имитирует смерть, а лишь моделирует через символическое представление .

Только в момент испытания сильных чувств, когда человек перестаёт контролировать своё сознание, он способен отпустить телесные импульсы. Интересны результаты применения танатотерапии при лечении бесплодия и невынашивания беременности .

Когда наступает смерть ? Когда человек полностью теряет контроль над телом. А умирать человеку страшно, потому что тело в этом случае перестанет ему принадлежать. Помогая расслабить тело, а значит, и психику, танатотерапевт моделирует смерть человека. И смерть уже не пугает, не вызывает болезненных переживаний; можно эмоционально "умереть " и родиться заново.

С помощью таких упражнений можно избавиться от эмоционально-мышечных напряжений. Очень интересна в танатотерапии работа с нижней челюстью, — если сделать хороший вдох грудью, то автоматически пойдет вверх голова, а челюсть — вниз. Расслабленная нижняя челюсть — это необходимое условие расслабления всего организма. То есть, чтобы выжить физически, просто необходимо уметь расслабляться .

А возможен и такой сценарий танатотерапии. Приходит человек к терапевту. Что его тревожит?

"Жить не хочется совсем. Депрессия" .

Терапевт предлагает ему попробовать умереть, раз в этой жизни его ничего не радует, ничего не хочется и единственное желание — закончить с этой жизнью.

Смерть выполняет роль активизатора сильных чувств. Человека вывозят в поле и предлагают попробовать умереть. Он согласен. Из автомобиля выкатывают настоящий гроб. Вообще, всё по-настоящему. Он ложится в него. Гроб закрывают. Подвешивают на дерево и говорят, что приедут за ним через 20 часов. Все уезжают. Человек лежит в гробу.

Лежит час, лежит два, уже отдохнул, что называется, все мысли передумал, даже вздремнул, если такое возможно в гробу. Гроб раскачивается, ночь приближается. Дышать всё труднее, хотя естественная вентиляция присутствует. Человек не можете ни повернуться, ни встать, ни присесть, ноги и руки затекают, его охватывает ужас и единственное желание меняет своё направление — жить!

Когда человек говорит, — "я хочу умереть ", "я не хочу жить ", он может себе представлять что-то из области "не жить ", но у него нет опыта проживания смерти. Поэтому, можно рассуждать о смерти, можно жаловаться на жизнь, говорить о том, что всё не так, а можно, попробовать умирать в искусственно созданных условиях.

Какова же была реакция человека, за которым приехали через двадцать часов?

Как только открыли крышку гроба, он выскочил из гроба человека со словами: "Я люблю жизнь… Я люблю свою жену… У меня замечательная работа… Я ещё столько дел хочу сделать… Ещё столько мест, в которых я не бывал… Отвезите меня домой скорее ". Человек осознал ценность жизни.

Стоит отметить, что в медицине есть отдельный раздел "танатология" , который изучающет состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, а так же причины смерти и проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Это учение и послужило возникновению такого направления в психотерапии, как танатотерапия.

Метод танатотерапии даёт мощный динамический эффект. Имея переживания смоделированного опыта умирания, человек начинает ценить жизнь как таковую.

Школа-мастерская личного развития

Школа танатотерапии и телесной психотерапии

Помни о смерти

Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры стали по очереди подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех фраз, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: «Помни о смерти, пока не узнаешь, что такое смерть».

Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот совет.

Вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры упали на колени, молясь Богу о спасении. Они в ужасе стонали, считая себя погибшими, и в исступлении ожидали помощи свыше.

Все это время дервиш сидел спокойно, задумчиво перебирая четки и совсем не реагируя на происходящее вокруг. Наконец волны утихли, море и небо успокоились. Придя в себя, пассажиры вспомнили, насколько безмятежен был дервиш среди всеобщего ужаса.

Разве вы не осознали во время шторма, что только хрупкие корабельные доски отделяют вас от смерти? - спросил один из них.

О да, конечно, - ответил дервиш, - я знал, что на море может случиться все что угодно. Но еще на суше я часто размышлял о том, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий, от смерти нас отделяет нечто, еще менее прочное.

Руководитель и ведущий:

  • Владимир Бacкaков (Москва)

Танатотерапия - это особый подход в телесной психотерапии. Танатотерапия, как специфический метод воздействия на широкий круг проблем человека, предназначена для применения в самых разных случаях:

  • при любых страхах, и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни
  • при нарушениях сна
  • для достижения максимального расслабления
  • в работе с умирающими
  • при оказании помощи семье умирающего
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком)
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности
  • при сложностях в сексуальных отношениях
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях
  • при неврозах
  • в качестве реабилитации кризисных состояний
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат
  • при ДЦП, особенно напряженной формы
  • для более полного понимания и чувствования себя
  • для переживания трансперсонального опыта.

Такой спектр применения танатотерапии обусловлен её концепцией, особенностями приемов и метода (подхода).

Сертификационная программа по танатотерапии. Подготовка танатотерапевтов-практиков

В.Ю. Баскаков

Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение

© Перевод, оформление серии, Институт общегуманитарных исследований, 2007

* * *

1. Танатотерапия: постановка проблемы

Главной целью танатотерапии является оказание специфической помощи (от therapia - уход, забота, лечение) в установлении (или восстановлении утраченного) контакта человека с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 1995). Актуальность такой помощи, особенно в настоящее время, базируется на невозможности полноценного контакта современного, а, значит, по меткому выражению отечественного режиссера и актера Роллана Быкова, – шизофренизированного человека с его сильными чувствами, которые он испытывает в момент его соприкосновения с реальностью смерти (проблема т. н. «заземления чувств»). Как результат: реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима), – проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу отмеченной шизофренизированности современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума» (разума, сознания, контроля). Прогноз на будущее отмеченного дисбаланса трех сфер легко проследить на примере пришельцев из будущего – гуманоидов – их внешнего вида – огромной как бы «раздутой» головы и дистрофированных конечностей (см. ниже). Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов – все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, реинтегратора трех его сфер.

Реальность смерти и контакт с ней – представляет максимально интересный предмет психологического исследования, психотерапевтической деятельности в силу особых качеств того, кто этим предметом и деятельностью занимается. Сам объект предполагает особые способы «заземления», не повсеместную толерантность смерти, а исключительный интерес к ней самой и механизмам (поведенческим, телесным), активизируемым в момент контакта человека со смертью.

2. Лики Танатоса. Символическая смерть: виды смерти

Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение/ остановка, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела (Баскаков В., 2000). Что дает такое моделирование для контакта с реальностью смерти? Модельная (не-настоящая) смерть, одновременно включая паттерны (стереотипы) наших поведенческих, телесных реакций на реальность смерти, при этом – не ведет к шоку («короткому замыканию» трех сфер как при посттравматическом стрессе и шоковой травме), не разрушает тело, – позволяет танатотерапевту встраиваться в эту модель профессионально, технологически и оказывать помощь в выведении из паттернов. Чем более в модели не узнана смерть-«монстр» – тем более открыт человек этой реальности, тем полнее его контакт с ней.

2.1. Тотальное расслабление как смерть

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется (ср. «покойник» – от покой), сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом (ср. «мертвецки пьян», а, значит, падает как куль). У тех, кто профессионально занимается перевозкой-переноской таких только что умерших тел существуют специальные приемы перемещения таких абсолютно пластичных, «текущих» тел. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т. е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются. На картине известного английского художника Джона Эверетта (Рис. 1) утонувшая Офелия изображена именно так: с широко открытыми глазами, ртом и руками ладонями вверх.


Рис. 1 Утонувшая Офелия


Интересно, что после смерти с телом умершего часто производят определенные действия, направленные на приведение «в норму» этих полностью раскрытых частей тела: глаза закрывают, нижнюю челюсть подвязывают платком, руки и ноги связывают (Фото 1).


Фото 1. Мертвый Бисмарк.


Родственники Бисмарка до сих пор судятся с фотографами, тайно заснявшими и опубликовавшими в газетах фотографию мертвого Бисмарка за то, что на фото Бисмарк – этот символ могущества империи – показан слабым.


И это вместо того, чтобы при жизни поддерживать характеристики полностью раскрытого тела, например, приоткрытый рот, который нам закрывают в детстве наши родители («закрой рот, а то муха влетит!»), а взрослыми мы открываем его только от чрезмерного удивления. При этом родителям вряд ли известна ключевая роль нижней челюсти не только в подавлении негативных сильных чувств, таких как гнев, злость, ярость, ненависть (только при назывании этих чувств рефлекторно закрывается рот и сжимаются челюсти!), но и в такой важной будущей сфере жизни их ребенка как сексуальные отношения. Оказывается, в русском матерном языке глаголы «закрой рот!» и «не разговаривай!» – прямо отсылают к гениталиям.

Важно отметить, что тотально расслабленное тело холодеет, и похолодание, например, конечностей, – надежный индикатор движения в сторону тотального расслабления. Это противоречит, например, пути аутогенной тренировки, где вслед за аутосуггестией «моя рука тяжелая» (совершенно справедливо; смотри, ниже «объектность и предметность частей тела») следует – «моя рука теплая». Расслабление и тепло – вещи несовместимые (смотри ниже).

2.2. Сон как смерть

Наилучшим образом этот вид смерти прослежен в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал/а»). Старорусское «смежить очи» означает одновременно и «погрузиться в сон, заснуть» и «умереть» (Фразеологический словарь русского языка, 2001).

Многие из молитв «на сон грядущий» и «заутренних», по сути, описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение):

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твой Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя Благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь («Молитва для мирян». «Новониколаевск», 1996 г. Стр. 34–35).

В мифологии бог сна Гипнос, – брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «русском теле», Баскаков В., 1998) или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»). Это способствует ее разблокированию и гармонизации. Прекрасной метафорой такого рода баланса может служить известная картина Генри Руссо (Henri Rousseau) (Рис. 2), на которой изображены спящий певец и стоящий над ним лев.


Рис. 2 Картина Генри Руссо «Сон»


Нам в этой картине важно подчеркнуть несколько ключевых моментов, отличающих и сон, и танатотерапию от других видов терапий: максимальной безопасности и своеобразного баланса процессов активизации («лев», сновидение) и расслабления («спящий путник»), а также своеобразной логики тела: грозный лев выходит в тот момент, когда путник засыпает.

Человек, готовясь «отойти ко сну» (ничего не напоминает эта фраза?), – редко засыпает правильно. Правильно относительно чего? Конечно, относительно правильного умирания (см. ниже). Мы редко засыпаем лежа на спине (когда тело максимально «заземлено» за счет максимально полного контакта с тем, на чем мы лежим), еще реже мы располагаем руки открытыми ладонями вверх поверх одеяла (по А. Солженицыну – это один из видов пыток политических заключенных в ГУЛАГе), совсем не отпускаем нижнюю челюсть (см. ниже), не разваливаем ступни ног. И самое главное – мы не привычно сваливаемся в сон (строки культовой песни «если смерти – то мгновенной!»), а медленно ждем приближения Гипноса. В таком случае нам становится понятным смысл изображения смерти не с автоматом Калашникова или с топором, а именно с косой.

Термин

Слово танатотерапия является производным от двух корней (греч. «thanatos» - смерть и «therapia» - уход, забота, лечение) и может быть переведено как «терапия смертью». Система получила такое название в связи с телесно-ориентированным методом работы, сочетающим характерные для умирающего человека состояния максимального обездвижения и тотального расслабления.

Цель танатотерапии

Главная цель танатотерапии - оказание специфической помощи в восстановлении человеком утраченного им контакта с процессами смерти и умирания. Танатотерапия оперирует широким спектром представлений о различных видах смерти, к которым относит тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание/остановку процесса, сумасшествие, объектные характеристики тела и др. Танатотерапевтическая методика предлагает специальные техники для восстановления контакта с вышеперечисленными видами смерти и нормализации соответствующих им психофизических процессов человека.

Метод танатотерапии

Танатотерапия и body-tuning

В основе метода танатотерапии лежат естественные процессы саморегуляции человеческого организма. Условия для их проявления возникают благодаря характеру приемов и особому подходу в работе с пациентом (т.н. «body-tuning» - гармонизация разбалансированной внутренней реальности, «настраивание» тела). Такая работа с телом приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное заземление ), чем создаются условия для безопасной встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации и интеграции болезненных переживаний и представлений пациента.

Моделирование «правильной смерти»

В качестве средства установления и восстановления утраченного контакта с процессами смерти и умирания танатотерапия использует моделирование т.н. правильной смерти. Основа этой модели - тотальное расслабление. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, и он даже может испытывать радость. Его тело максимально расслабляется, дыхание становится поверхностным и замедленным, руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх, ступни ног раскрываются, а сами ноги распадаются; нижняя челюсть расслабляется, глаза приоткрываются. (Здесь стоит отметить некоторое сходство с асаной Шавасана (поза трупа) - позой в классической йоге, предназначенной для расслабления, полноценного отдыха тела и нормализации течения праны. Эта поза рекомендована в йоге для устранения беспокойства, напряжения и усталости. Шавасана позволяет достичь полного покоя тела и ума, так как во время принятия этой позы внимание уделяется глубокому дыханию и сосредоточению на нем, в то время как тактильные ощущения сведены к минимуму: тело лежит свободно, челюсть и язык расслаблены, губы сомкнуты, глаза закрыты, ладони развернуты вверх, пятки сведены вместе, дыхание производится при помощи движений нижней части живота и диафрагмы, а ум обращен только к наблюдению за вдохами и выдохами.)

При соблюдении особого танатотерапевтического режима во время сеанса тело достигает энергетического баланса и вырабатывает ровно столько энергии (процесс активизации ), сколько само же поглощает (процесс абсорбции ). Тело выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Таким образом, в процессе терапии используются естественные механизмы тела пациента, а работа танатотерапевта сводится к их запусканию.

Проблемная анатомия

В основе всех человеческих болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы, локализованные в соответствующих им частях тела (проблемная анатомия):

  • контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова)
  • чувства/контакты (руки, грудная клетка)
  • сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область)
  • опоры (ноги)

Телесность в танатотерапии рассматривается в контексте оппозиции/взаимодействия социального и биологического тел. Помимо этого телесность находит выражение и в пяти уровнях физических тел: индивидуального и ряда групповых (семья, организация, государство, цивилизация). Концепция настройки тела (body tuning) в танатотерапии предполагает работу с четырьмя базовыми проблемами через принцип т.н. телесной оптики. Тонкой телесной работой терапевт меняет ориентацию «зеркал» внутри тела, в результате чего оно тотально заземляется, а контроль сознания отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения (абсорбирования) энергии, а поглощение способствует дальнейшему заземлению. Привычные паттерны, блоки и защиты пациента становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

Танатотерапия и закапывание в землю

Стоит особо подчеркнуть, что танатотерапия и ее метод не имеют никакого отношения к тренингам и практикам, предполагающим добровольное временное закапывание их участников в землю.

Показания

Танатотерапия позволяет оказывать помощь в широком спектре ситуаций:

  • в работе с умирающими;
  • при оказании помощи семье умирающего;
  • при любых страхах , и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни;
  • при нарушениях сна ;
  • для достижения максимально расслабления;
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком);
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности;
  • при сложностях в сексуальных отношениях;
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств;
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях;
  • в качестве реабилитации кризисных состояний;
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат;
  • при ДЦП , особенно напряженной формы;
  • для более полного понимания и чувствования себя;
  • в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.

Список литературы

  • Архангельские психиатры лечат смертью. «Курган и курганцы» (г. Курган), № 60 за 03.06.2003 г., стр.5.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2007. ISBN 5-88230-196-3 , 978-5-88230-196-4
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия. Психотехнический подход. // Сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый спец. выпуск. СПб., 1995
  • Баскаков В. Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). Психологическая консультация. № 1. 1998. Стр. 13-20.
  • Баскаков В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. Стр. 54-61.
  • Баскаков В. Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000, стр. 264-276.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти / Свободное тело / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 - с. 108-125.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия посттравматического стресса / Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих / Материалы всеармейской научно-практической конференции (25-26 октября 2001 г.) - СПб.: ООО «ФАРМиндекс», 2001, стр. 372-373.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия/ Энциклопедия традиционной народной медицины: Направления. Методики. Практики / Сост. И. М. Минеев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Сопричастность», 2002, стр. 537-539.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Институт танатотерапии, 2002.- 90 с.
  • Газарова Е. Сумасшествие как смерть. Клинические аспекты танатотерапии: обсессивно-фобические расстройства. Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.11-15.
  • Газарова Е. «Танатотерапия: глубокий выдох». Популярная психология, № 8, 2005, с.72.
  • Газарова Е. Э. Танатотерапия. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под ред. Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.60-63.
  • Горобец П. Ю. Модели телесной психотерапии. Вестник НЛП, выпуск 2, 2000.- М., Издательство «КСП+», 2000, стр.363.
  • Замараева Е. В. Танатотерапия и трансформация отношений. В сб.: III-я Междисциплинарная научно-практическая конференция «Мужчина и женщина. Любовь, партнерство, семья», М., 2003, стр.300-304.
  • Замараева Е. Зачем учиться умирать? Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.5-11.
  • Инсарова Н. «НЕСКАЗКА о смерти». Популярная психология, № 8, 2005, с.78-79.
  • Карицкий И. Н. Теория и практика в психологии. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под редакцией Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.14.
  • Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-во Института психотерапии, 2005. с.379, 479-480.
  • Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 574-578.
  • Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- стр.498-505 (глава «Танатотерапия»).
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб, «Питер», 2002.- (упоминается «Танатотерапия» в разделе "Телесно-ориентированная психотерапия), стр. 886.
  • Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005, с. 129, 172, 395, 562.
  • Учитель смерти. Умирать в России надо легко и непринужденно. Газета «Московская правда», № 90 (25388), 28 апреля 2006 г., стр.4.
  • Body Magic. Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p.15-17.
  • RABOP Russia Annual International Conference for Body Psychotherapy and Thanatotherapy «Body: between Life and Death». Newsletter EABP, Spring 2006, page 21.
  • Thanatotherapie nach Wladimir Baskakow. «Korper Geist Seele». Hamburg 4,2004, s.45.
  • La formazione in thanatoterapia e molto diffusa soprattutto all Est. Un seminario per imparare a morire. Corriere di Siena, Domenica 28, Ottobre 2001.

Ссылки

  • из издания «Клиническая психология. Словарь» из проекта Яндекс.Словари.
  • Е. Э. Газарова. Танатотерапия: тело - жизнь - смерть // Тезисы выступления на конференции ППЛ 4-го октября 2008 г. (лицензия GNU FDL)
  • АНО «Институт танатотерапии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Танатотерапия" в других словарях:

    танатотерапия - парапсих. мед. лечение смертью (используется при лечении от депрессии) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Смерть (гибель) необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. В медицине… … Википедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!