Внутренние помещения и здания-спутники.

Египет

Гос-ва возникли чуть позже, чем в Двуречье. Дельта Нила на ранних этапах еще очень заболочена. Племена охотников постепенно перемещаются в сторону Нила, создают дренажные каналы для осушения. В отличии от Двуречья, занимались скотоводством и охотой. Гос-ва возникают на основе объединения племен вокруг поселений. Очень рано стремятся к объединению.

К сер. 4 тыс:

Юг – Долина. Верхний Египет

Север – Дельта, Нижний Египет

Кон 5 тыс. – 3100 – Додинастический период

Климат жаркий, сухой, оч редко дождь, Нил – единств крупная водная артерия, Дельта заболочена, Западный берег Нила – пустынный, мертвая земля (Запад для египтян – это мир мертвых), Восточный берег – плодородный. Злаковые культуры азиатского происхождения.

Пол 4 тыс – 1 додинастпический, Амратский период, Негада 1

неолит выражен по-иному, чем в Двуречье: сильнее связь с первобытностью.

Мало сохранилось: нет тростниковых святилищ, только керамика и мелкая пластика

Антропоморфные и зооморфные статуэтки (женское божество)

Керамика

лепная от руки, грубая, глина с соломой или зерном, плохой обжиг, роспись белым по красному фону глины (связь с первобытностью), сцены охоты, редко ритуал танец

Чаша ГМИИ охотник с собаками в горах

Изо-е вождя

Пол 4 тыс – 2 додинастпический, Герзейский период, Негада 2

Первые царские дворцы – тростниковые сооружения

Крупные захоронения в могильных ямах (появилась перегородка: для захоронения и для даров)

Керамика стиля Негада 2 :

уже используется гончарный круг!, светлый ангоб, роспись черной охрой, сосуды открытого и закрытого типа, качеств обжиг, более сложная сюжетика: изо-е погребальных процессий, плывущие по Нилу ладьи с людьми. Совершающими культовые обряды

Мелкая пластика :

Антропоморфные и зооморфные статуэтки, дощечки-палетки для растирания красок из граувакки (мягкого сланцевого камня) с изо-ем тотемного животного в рельефе и с углублением для красок на другой стороне, церемониальные палетки-стелы (более крупные, с обобщенным изо-м животных)

- палетка с Шакалами Лувр

- палетка с изо-ем гиппопотама Гамбург

- палетка со львом Британский музей, оборотная сторона - палетка с коршунами: фараон в виде льва, когтящий ливийского правителя и фриз процессии

- палетка фараона Нармера Каирский музей: 64 см, расширяется кверху, складывается египетский канон: 3 регистра. Нармер в короне Верхнего Египта одерживает победу на Правителем Нижнего Египта. Он одет в пояс, нарядный церемониальный передник, к поясу привязан бычий хвост. Передник – от хеп-седной традиции омоложения правителя в 30 лет, когда его изо-е захоранивали в кенотафе (ложной гробнице) и заново награждали фараона символами власти. Рядом – сандаленосец, вверху по сторонам – изо-я богини Хатхор (покровительница царской династии) , м-у ними знак серек. Внизу – изо-я бегущих из крепости врагов. На обратной стороне – переплетенные шеями животные с головами пантер, выше – праздничная процессия во главе с фараоном, внизу бык, разбивающий стены крепости.

Раннее царство 3100 – 2700/2750 (1,2 династии)

«Танисский период» (Танис – название 2й столицы)

Энеолит – все активно развивается (ремесла, строительство, масштабная арх-ра)

Обозначилось четкое значение заупокойного культа

Сущность человека:

Шу-тень,

Физическое тело (футляр)

Ка – двойник, энергетическая сила человека (статуи в гробницах должны быть портретными)

Ба – телесная и духовная субстанция, астральное тело, изо-ся в виде птицы

Анх – обновленная, очищенная судом Осириса сущность

Ложная дверь – символ потустороннего мира

Кошка, лягушка, павиан (культ солнца) – священные животные

Гробничное строительство:

Фараон Менес (Мин, Нармер) – 1й египетский фараон, сын бога Хора. Гос культ Хора и Хатхор.

Символы власти – кнут и жезл (фараон должен заботиться о земле и живущих на ней)

Надземная гробница Мина из Негады: как скамья с погреб камерой по центру.

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из погребальной камеры, вырубленной в скале, насыпного холма и пристроенной молельни с жертвенником

Заупокойный комплекс царицы Хор-Нойт ?

Крепостные стены в Иерихоне

Стела Джетта , Лувр (3000 г, 64 см. на 2,5 м, известняк, изо-е бога Хора в виде сокола, крепко держащего перекладину), обобщенность, монументальность)

Много культовых каменных сосудов

Скарабеи (амулеты-обереги):

- фигурка стареющего фараона 2-й дин

Павиан из Абидоса (3000 г, 52 см., алебастр)

Дворец в Сереке (царский дворец из дерева, прямоуг двор, обнесенный оградой, в который вписан иероглиф Джет (змейка – имя фараона))

Древнее царство (28 – 23 вв), 3 – 6 династии

Династия

Абидос - кенотафы

Саккара – мастаба

Гиза - пирамиды

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из

1) погребальной камеры, вырубленной в скале, насыпного холма, пристроенной молельни

2) мир Ба - мир мертвого тела (вокруг саркофага ставили необходимые предметы и засыпали песком доверху), мир Ка – мир гробничных рельефов (стела с изо-м покойного и есть Ка, покойник лежал головой на север, лицом на Запад. Юж стена – изо-е покойного за жертвенным столом, Северная –дверь).

Капелла имеет тип коридора, позже она стала вырезаться внутри кладки. Как Мастаба вельможи Марат-Руне

Первые росписи появляются только с 6-й династии.

Погребальный комплекс фараона Джосера 27 в до н.э. в Саккаре:

Арх-р Имхотеп, на искусственной террасе 545 на 278 м, 9 м каменная стена с 15 вратами, главные оформлены в виде пропилей. Южная часть комплекса посвящена празднику Хеб-сед (30-летия правления). Пирамида высотой 64 м. глубина 24 м, 6 ступеней. Храм: при входе вдоль стен – ¾ каннелированные колонны, впервые использованы капители в виде раскрытых цветов папируса и бутонов лотоса, в перекрытиях имитируются бревна. В подземелье изразцовое бирюзовое панно «Ритуальный бег царя».

Пирамида, что это?

Плоть царя (т.к. фараон человек по матери и бог по отцу, гробница – его нерушимая плоть)

Лестница богов

Трон Осириса

Верхушка колоссального обелиска, поднимающегося из земли

Царь=Осирис, пирамида=Осирис

Скульптура Джосера - инкрутстированные глаза, клафт – полосатый царский платок, парик, борода, положенная только богам и фараонам

Деревянная панель Хесира с резьбой из мастабы в Саккаре (сохр 5 панелей) - 1я панель – начальник придворных врачей, начальник царских работ, верховный сановник Юга Египта, условная поза, невысокий рельеф (идет, сидит за столиком, …)

Статуй 3й династии немного, но они легко отличимы: женщины всегда стоят, мужчины идут, опираясь на сэхеб

Династия (2600 – 2490)

Пирамида Снофру в Медуме , в 70 км от Каира, возможно принадлежал фараону Хуни, ступенчатая пирамида, погребальная камера с ложным сводом

Пирамида Снофру в Дашуре – «ромбовидная» (грани переломлены пополам),

Южная пирамида Снофру в Дашуре – «Красная», 1я правильная пирамида. Высота 104 м, основание 215 на 220, внутри нет подземных галерей, с маленькой пирамидкой царицы, кенотаф

Это «немые» пирамиды. В них нет надписей и религиозных текстов, они появятся только в 6й династии

Комплекс в Гизе (не планировался как единый комплекс):

В 20 км севернее от Мемфиса, место выбрал Хеопс, грунт крепче, чем в Саккаре, был уже распланирован зап и вост некрополь.

Пирамида Хеопса : арх-р Хемиун, длина основания 233 м., высота 147 м., погреб камера на высоте 60 м, есть камера царицы и 2 пирамидки для царицы рядом. 2 погребальных храма Верхний и Нижний с крытым переходом к верхнему храму. Большая галерея в пирамиде длиной 50 м и высотой 5,7 м, а также 5 разгрузочных камер под погребальной. Погреб камера облицована гранитом, а снаружи пирамиды и в коридорах – известняк. Вход в пирамиду с севера. Новшество: более четкая планировка, пирамида теперь одна в центре двора, окруженного стеной. Рядом – пирамидки цариц, с востока – храм. Храм был прямоугольный, с массивными квадратными столбами, по сторонам – 2 узких помещения для статуй. Далее – открытый и закрытый двор и молельни. Входом в комплекс были ворота в долине Нила, к-е стерегли сфинксы.

Пирамида Хефрена : высота 143 м., но стоит на более высокой площадке, чем пирамида Хеопса, сохранилась облицовка наверху, расположена в 300 м от пирамиды Хеопса

Пирамида Миккерина – высота 60 м,оптический эффект: «не маленькая, а далеко находящаяся», + зап некрополь: мастаба вокруг пирамиды, нижний и верхний храм с дорогой м-у ними.

Сфинкс высотой 20 м., длина 57 м. тело льва, голова фараона Хефрена, из монолита, лапы приделаны, в клафте, была борода

Заупокойная статуя

До сер среднего царства не знали полировку, только шлифовку! Статуи высекались снизку вверх.

Статуя Хеопса , 7 см из слоновой кости

Статуя Хефрена из диорита в натур величину, сидит на троне, за спиной – бог Гор в виде сокола.

Портретная статуя Микерина (Менкаура)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Фараон Менкаур (Микерин) — 4 династия фараонов Древнего Египта, 2539/2511 – 2494/2471 гг. до н.э.

Строитель третьей пирамиды Египта в Гизе, сын . Правил 29 лет, однако, в Туринский список содержит дату 18 лет. Мать- Хамерернебти I. Братья и Сестры – Хентерка, Анхмаре, небемахет, Дуанре, Ниусерре, Ахре, Шепсеткау, Хеметре, Юнмин, Юнре, Сехемкаре, Никауре, Хамерернебти II и Рехетре.

Пирамида дочери Хенткаус расположена рядом с гробницей отца, от которой вместе с фараоном Усеркафом взала начало 5 династия.

Жаловался на отца — фараона Хефрена, который запер храмы от посещения народом, оно и понятно, благочестие отнимало много времени. Надеялся построить самую высокую пирамиду, но времени и средств не хватило. Открыл несколько храмов. Артефакты найдены в Библе.

Пытался продлить себе жизнь, бодрствуя по ночам и гуляя по рощам, увешанным яркими светильниками. Любил крепкие напитки, чем и прославился в народе. , 66 метров высоты, 108,4 м в основании, была построена при жизни Менкаура до высоты 20 метров с гранитной облицовкой.

Погребальную камеру пришлось углубить от грабителей намного ниже от запланированно. Младший сын Шепсескаф достраивал пирамиду отца и три пирамиды–спутницы рядом для захоронения жён.

Сводные братья Микерина служили визирями у старшего, который рано умер, ещё до смерти отца.

Пирамиды фараона Микерина:
1. Пирамида в Гизе
2. Пирамида царицы Хамерернебти II
3. Две пирамиды для жён.

Статуя фараона Микерина

Скульптура царя Египта и его царицы хранится в Музее изобращительных искусств в Бостоне (США). Предмет искусства Старого царства времен правления 4 династии Древнего Египта сделан из сланца. Ее размер – примерно 5 на 10 см. Артефакт был найден в яме, сделанной раннее кладоискателями ниже уровня пола в храмовой части пирамиды Микерина в Гизе во время раскопок, проводимых при содействии университета Гарварда и Музея изящных искусств Бостона. Руководителем проекта выступил археолог Джордж Рейснер. Находка обнаружена в январе 1910 года.

В истории искусства древней цивилизации, статуя царственной пары представляла собой яркий пример демонстрации иерархической градации египетского общества.

Статуя фараона Микерина, Музей Бостона

Микерин изображен в позе стоя, левая нога немного выдвинута вперед, руки строго вертикально с кулаками, сжимающими цилиндрической формы предметы. Его вид свидетельствует о неограниченной власти и напористости. Он представляет собой идеал мужественной красоты периода . Черты его лица выглядят аристократичными и кажутся идеализированными. На голове одет немс – традиционный головной убор для представителей царской династии. Наличие бороды выдает фараона.

Рядом с ним находится скульптура женщины, идентифицированной как царица Хамерернебти II. Ее тело почти до щиколоток покрывают льняные одежды. Позже этот стиль был заимствован . Такие художественные формы в древности использовались при изображении культа Хатхор, а также женщин более низкого ранга, как например, жены Птаха-Хенуи, статуя которой хранится в Музее изобразительных искусств в Бостоне.

1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон.
2. Курос. Ок. 590-580 г. до н.э. Мрамор. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Давайте сравним очень раннюю (ок. 600 г. до н. э.) греческую статую обнаженного юноши, называемую куросом, со статуей Микерина. Черты сходства бросаются в глаза: это и кубический характер скульптур, словно хранящих в себе форму блока, из которого они были высечены, и широкоплечий, с тонкой талией, силуэт, и положение рук с характерно сжатыми кулаками, и выставленная вперед левая нога, и тщательная моделировка коленных чашек. Общей для обеих статуй является и стилизованная манера передачи волос, делающая их похожими на парик. Египтянину греческая статуя, наверное, показалась бы "примитивной" — упрощенной, скованной, нескладной, недостаточно натуральной. Но есть у нее и свои достоинства, которые в египетскую мерку не укладываются. Во-первых, она совершенно объемна и самостоятельна — более того, перед нами первое в истории мирового искусства каменное изображение человека, о котором это по праву может быть сказано. Египетский мастер никогда не решался полностью освободить свои фигуры от камня, из которого они высечены. Более того, они всегда остаются в той или иной степени погружены в него: так, например, промежутки между ногами, между руками и торсом, или между двумя расположенными рядом фигурами всегда остаются частично заполнены. Сквозных промежутков египетские статуи не знают. В этом смысле все они принадлежат не объемной скульптуре в полном смысле этого слова, а высокому рельефу, предельным случаем которого они, по сути дела, и являются. Греческого скульптора же, напротив, пустоты не смущают нимало. Он решительно отделяет руки от торса и ноги друг от друга, избавляясь где только можно от лишнего материала (единственным исключением остаются лишь тонкие перемычки между кулаками и бедрами). Он явно стремится к тому, чтобы любая каменная деталь статуи входила в органическое целое как значимый элемент образа. Камень должен быть преображен, ему не позволено оставаться инертной, нейтральной массой.

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что различие продиктовано в данном случае не техникой, а именно художественным замыслом скульптора. Освободив свое создание, греческий мастер сообщил ему дух, совершенно чуждый любой египетской статуе. В то время как эти последние дышат умиротворенностью, словно неведомые чары навеки избавили их от необходимости делать хоть малейшее усилие, греческие скульптуры полны напряжения и скрытой энергии. Прямой взгляд их широко раскрытых глаз резко контрастирует с мягким, устремленным вдаль взором египетских статуй."

Древний Египет ассоциируется у многих со священными скарабеями и папирусами, Нефертити и Тутанхамоном, мумиями фараонов и гробницами, скальными гробницами и цариц. Но для большинства людей Древний - это, в первую очередь, знаменитые пирамиды Гизы и Большой сфинкс. Именно здесь, в заупокойных храмах у самой неприметной из трех Великих пирамид, были найдены статуи-триады Микерина (Менкаура).

Комплекс пирамид в Ливийской пустыне

Комплекс древних монументальных сооружений на плато Гиза находится менее чем в трех десятках километров от центра Каира, где на площади Тахрир стоит , самое большое на планете хранилище предметов древнеегипетского искусства. Великие пирамиды, главные , включают в себя гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Древнеегипетских правителей в наше время чаще называют греческими вариантами их имен. Оригинальные египетские имена звучали как Хуфу, Хафра и Менкаура. Все они относились к IV династии, династии «строителей пирамид», и жили около 4,5 тыс. лет назад.

Самая знаменитая из трех гробниц - (Хуфу). Поначалу высота этого монументального сооружения составляла порядка 147 метров. Со временем конструкция лишилась верхушки, но и на сегодня это грандиозное сооружение возвышается над плато на высоту 137 метров. Длина основания исполинского монумента превышает 230 метров. Возле находится музей с 43-метровой Солнечной ладьей фараона, найденной в котловане рядом с погребальным сооружением. Неподалеку стоит Большой с чертами лица Хафра, древнейшая монументальная скульптура планеты, сохранившаяся до наших времен.

Вторая пирамида, изначально была ниже пирамиды Хуфу на три метра. Однако за счет геометрии конструкции и расположении на самом высоком участке некрополя, визуально она кажется выше. Заупокойный храм царя находился на значительном удалении от основной гробницы. До нашего времени от него остались одни развалины. В пирамиде-спутнице с южной стороны от пирамиды Хефрена вероятно была захоронена супруга правителя.

Пирамида Микерина

Самая низкая из трех Великих пирамид, расположена в двухстах метрах от главных сооружений некрополя. Высота ее всего 62 метра (оригинальная - 66), но, согласно древнегреческим историкам, она была самой красивой. Первые шестнадцать ярусов были облицованы красным асуанским гранитом. Середину конструкции украшал белый известняк из Туры, а увенчивавший усыпальницу пирамидион (бенбен) также был изготовлен из красного гранита. По цветовой гамме сооружение могло напоминать австрийский флаг пирамидальной формы. На солнце наклонные стены переливались всеми цветами радуги и монументальное здание оказывало на древних очень сильное впечатление (если верить грекам). К сожалению, облицовку уже в средние века сняли мамлюки и сегодня сооружение выглядит довольно невзрачно.

Статуи-триады фараона Микерина (Менкаура)

Когда будете выбирать, что в качестве сувениров, наверняка вам попадется множество пирамидок, поддельных папирусов, фигурок царей и сверхъестественных существ из древнеегипетской мифологии.. Возможно, хоть и маловероятно, вам встретится сувенир в виде небольшой скульптурной композиции с фигурками фараона с двумя богинями - миниатюрная копия триады Микерина.

До нас не донесла письменных свидетельств о фараоне Менкаура, датирующихся временем его правления. Знания об этом царе получены главным образом от древнегреческих историков Манефона и Геродота. Среди немногочисленных артефактов, связанных с именем фараона, были и полдесятка скульптур-триад, найденных в храмовых комплексах пирамиды Микерина.

На стыке 19-го и 20-го столетий американский египтолог Джордж Рейснер находит в Нижнем заупокойном храме царя несколько статуй-триад из кристаллического сланца. На самой известной из них, хранящейся ныне в Каирском музее, по правую и левую руку от Менкаура стоят богиня Хатхор (справа от фараона) и богиня Инпут (слева). Рейснер обнаружил четыре великолепно сохранившихся триады и несколько скульптурных композиций, сильно потрепанных временем. Все фигурки искусно изготовлены из граувакки (палеозойский песчаник с кварцом и вкраплениями других горных пород) и изображают фараона Микерина с богиней Хатхор, ее отцом Ра и другими божествами древнеегипетского пантеона.

Согласно одной из гипотез, подобные триады изготавливались для каждого района Египта. Если это предположение верно, в каждом номе кварцевого фараона оберегала богиня Хатхор с изящно загнутыми коровьими рогами и божество - покровитель нома. В этом случае и бог солнца Ра в триаде скорее представляет не общеегипетского бога, а номовое божество, либо покровитель всей династии. Три из найденных статуй-триад экспонируются в Каирском Египетском музее, а две хранятся в Бостонском музее в Соединенных Штатах.

На самой известной триаде (экспонат Каирского музея № JE40678) Менкаура сопровождают Хатхор и Инпут, номовое божество XVII нома и жена (а иногда и женское воплощение) бога Анубиса. Аналогична композиция и у другой прекрасно сохранившейся триады (Каирский музей, экспонат № JE46499), только здесь вместо Инпу слева от Микерина стоит Бат, подобно Хатхор нередко изображавшаяся с зооморфными признаками коровы. У Хатхор между изящных рогов виднеется солнечный диск. «Двуликая» Бат в те времена была лунной богиней и покровительствовала городу Ху (Диосполис Парве в Эллинистическом Египте при Птолемеях). Позже, во времена Среднего царства, атрибуты и отличительные черты Бат добавились общеегипетской богине Хатхор. На третьей триаде (экспонат № JE40678 Каирского Египетского музея) вместо бат изображен Монту, номовое божество фиванского IV нома. В одной триаде из Бостонского музея Хатхор изображена посередине композиции сидящей на троне. По сторонам от нее стоят фараон и богиня Унут, номовое божество XV нома, заячьего.

Усыпальнице фараона Микерина, возведенной в 26 веке до н. э., суждено было стать последней из Великих пирамид Гизы. Несмотря на то, что эта пирамида не так поражает размахом, с ней связано немало важных археологических открытий и интересных фактов.

В древности пирамида Микерина была известна как «Нечер эр-Минкау-Ра», что обозначало «Минкау-Ра божественен». Микерин или Менкаура (букв. «непоколебим гений Ра»). – это 6-й фараон IV-й династии Древнего Царства, который правил около 2530-2510 до н.э. Источников о времени его правления сохранилось немного, поэтому трудно дать однозначную характеристику личности и государственной политике этого правителя, зато внешний облик фараона был восстановлен по статуям, найденным вблизи его пирамиды.

триада Микерина

Микерин был прямым потомком создателей двух других великих пирамид Гизы, внуком Хеопса и сыном Хефрена. На престол он ступил уже в зрелом возрасте. Геродот пишет о нем как о справедливом правителе, который в отличие от своих предшественников меньше принуждал людей к строительным работам. Принято считать, что он умер ещё до окончания строительства пирамиды.

Описание пирамиды Микерина

Размеры. На момент завершения строительства основание пирамиды было равно 102,2м х 104,6 м, а высота – 65,55 м (в настоящий момент – 62 м). Данное сооружение в размере значительно уступает усыпальницам Хеопса и Хефрена, но занимает почетное третье среди Великих пирамид. Пирамида Микерина находится в 200 м от вышеуказанных гробниц.
Особенности. Пирамида Менкаура во многом повторяет планировку и технику . При этом её строительство было связано с большим количеством сложностей, ведь плато в выбранном месте было неровным. Для основной кладки использовался известняк из карьера, расположенного недалеко от пирамиды.

Облицовка первых ярусов и верхушки была выполнена из красного гранита, тогда как середину украшал белый известняк. Остатки облицовки сохранились до нашего времени. Для возведения этой пирамиды использовались блоки большего размера, чем для усыпальниц Хеопса и Хефрена, правда, они были хуже отшлифованы. Геродот пишет, что последняя особенность объяснялась приказом фараона, который хотел облегчить жизнь рабочим.

Что внутри? Вход внутрь пирамиды находится на высоте 4 м. Он открывает проход длиной 32 м, которой ведет в панельную камеру. Здесь располагалось несколько ложных дверей. Попасть в погребальную камеру, где находился саркофаг, можно через вестибюль и горизонтальный туннель. Погребальная камера была обнаружена исследователями далеко не сразу, поскольку туннели были намеренно замаскированы.

Погребальная камера Микерина имеет 6,5 м в длину, 3,5 м в высоту и 2,3 м в ширину. Стоит упомянуть и о боковой камере с небольшими нишами. В отношении её назначения ведутся споры. В целом по уровню обеспечения сохранности мумии, усыпальница Менкаура опережает другие Великие пирамиды. Погребальная камера расположена глубже, ограждена крепче и замаскирована лучше.

Несколько фактов из истории пирамиды

От соседних великих пирамид усыпальница Микерина отличается не только размерами, но и большой бороздой на поверхности. Это не задумка архитектора, а результат трудов султана аль-Азиза, сына знаменитого Саладина. В 12 веке этот султан решил демонтировать египетские пирамиды. Искал ли он сокровища или просто хотел прославиться столь нестандартным способом, неизвестно, но начать решил с пирамиды Микерина. Вот только султан аль-Азиз не учел, что разбирать пирамиды не менее сложно, чем строить. Безумная затея завершилась спустя 8 месяцев. Единственным её итогом стала большая борозда.

К слову о сокровищах. По предположениям ученых пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина были ограблены ещё 4 тысячи лет назад во времена так называемого «первого переходного периода». Первым известным европейцем, проникшим в погребальную камеру пирамиды Менкаура, стал полковник Говард Вайс. Это случилось во второй трети 19-го века. Но вместо сокровищ он обнаружил здесь два саркофага.

Один был деревянным и относился к римской эпохе. Сейчас он находится в Британском музее. Другой был изготовлен из базальта и, скорее всего, принадлежал фараону Менкауру. Правда, при перевозке в Англию этот саркофаг затонул где-то в Гибралтарском проливе.

Археологическое открытие, связанное с пирамидой Микерина

В эпоху правления Микерина погребальный комплекс помимо пирамид включал поминальный храм, где бывшему фараону молились и приносили жертвы как божеству. Храм Микерина был обнаружен в 1908 г. В ходе раскопок археологи нашли 7 больших статуй, выполненных из сланца. 4 скульптурные композиции изображали фараона в сопровождении двух богинь. В итоге они стали известны как «триады Микерина». Исследователи отмечают, что в триадах изображение правителя замещало египетского бога Гора.

Описанное открытие стало очередной сенсацией, ведь найденные статуи отлично сохранились. «Триады» можно посмотреть в Каирском музее и Бостонском музее искусств. В храме также были обнаружены скульптурная пара фараона с женой и алебастровая статуя сидящего правителя Египта в натуральную величину.

Сокращение государственной казны и относительная скромность Микерина стали причиной того, что его гробница заметно уступает в размере пирамидам его предшественников. В то же время именно расположение рядом с грандиозными усыпальницами сделали пирамиду Менкаура всемирно известной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!