Внутренний мир гармония с внешним.

Каждый, кто более или менее серьезно интересуется «внутренними» стилями, должен четко представлять себе так называемые Пять ворот, через которые происходит взаимодействие организма с внешней средой. Хотя мы поистине купаемся в океане всевозможных энергий, как вселенских, так и порожденных другими обитателями «тварного» мира, наша Ци отнюдь не смешивается с ними свободно и хаотично, а выходит на контакт через строго определенные коммутационные пункты, обладающие пропускной способностью в обе стороны, наружу и внутрь. Их всего пять.

Голова

Имеется в виду вся голова, хотя более конкретно следует говорить о точках инь-тан (между бровей) и бай-хуэй (на самой что ни на есть макушке). Через нос и рот к нам поступают пища и воздух, принося «посленебесную» Ци, через глаза и уши идет главный поток информации, обоняние и вкусовой анализатор также вносят свою лепту. Однако не все так замечательно — органы чувств совершенно обоснованно именуют заодно «ворами», расхищающими драгоценную силу.

Глазея на что-нибудь слишком долго и внимательно, занимаясь пустой болтовней и тому подобными приятными вещами, мы неизбежно рассеиваем Ци в пространство. Вероятно, каждому знакома некоторая опустошенность, возникающая после долгого никчемного трепа с одним или несколькими прилипчивыми собеседниками. Чем интенсивнее и эмоциональнее обмен репликами, тем больший ресурс вылетает в никуда, а крики выплескивают энергию просто ведрами. Поистине, молчание — золото! В стародавние времена буддийским монахам рекомендовалось держать глаза опущенными долу, а рот, естественно, на замке, каковому правилу они следуют по сей день.

Ладони

В принципе, достаточно осознавать и мысленно контролировать ладони вообще, но собственно «вратами» считаются точки лао_гун, находящиеся почти в центре, на линии среднего пальца. Они принадлежат каналу перикарда, который начинается в четвертом межреберье и тянется по внутренней стороне рук. Если несильно сжать кулак, кончик среднего пальца упрется в эту точку.

Именно благодаря способности ладоней отдавать и забирать энергию мы наблюдаем такие феномены, как целительство, диагностика, «энергетические» удары в разных школах единоборств, перемещение предметов на расстоянии (телекинез) и прочие чудеса.

Ступни

Как и ладони, каждая ступня имеет четко обозначенный вход—выход энергии. Это точки юн-цюань, которыми начинается довольно длинный меридиан почек. Номинально — это «центр» подошвы, хотя чисто внешне точка слегка сдвинута вперед. Через юн-цюань мы взаимодействуем с земной Ци, «поднимая» ее вверх, и через них же «сбрасываем» всю энергетическую «грязь» и всяческие излишки.

Таким образом, ступни подобны заземлению, без которого любая нежная аппаратура рано или поздно сгорает как из-за собственных пробоев, так и под воздействием грубых внешних токов. Вот почему полезно ходить босиком, давая возможность матушке Земле (именно так — Земле в планетарном смысле) оттянуть на себя то, что успело налипнуть снаружи или скопиться внутри, и вот почему чрезмерное охлаждение ног грозит болезнями почек.

Издревле считается, что ежеутренний массаж юн-цюань или ступней целиком оказывает благотворное влияние на весь организм, способствуя исцелению от «ста болезней». Массировать следует не менее трех-пяти минут круговыми движениями большого пальца либо ладонью, совместив лао-гун и юн-цюань.

Документально отмечена привычка знаменитого поэта древности Су Дун-по заниматься подобным каждое утро и каждый вечер перед сном, что принесло ему завидное долголетие.

Любой человек имеет от рождения «свободу воли» и вправе (если хочет) прилагать все возможные усилия для сохранения своего физического и психического здоровья.

Во время бодрствования человек обладает Сознанием и может путем размышлений анализировать всю свою жизнь. Опираясь на свой жизненный опыт и жизненный опыт близких ему людей, он прекрасно понимает, что важнейшим условием, определяющим его долгую и счастливую жизнь, является жизнь в гармонии с окружающим миром.

Если задуматься, то данное утверждение очень емкое.

Жизнь в гармонии с окружающим миром подразумевает, что:

✓ природные и жилищные факторы не опасны для человека;

✓ воздух, вода и продукты питания не вредят здоровью;

✓ мы социальны и всегда находимся в окружении людей, поэтому независимо от того, это близкие родственники или случайные знакомые, они не должны пагубно влиять на наше здоровье;

✓ одежда, обувь, необходимые для жизни вещи, украшения и т.д. должны быть приятны в использовании и не опасны (не вредны) для человека;

✓ лекарственные препараты, если их надо применять, должны помогать выздоровлению и не иметь опасных побочных эффектов;

✓ есть еще домашние растения и питомцы, и много тех предметов и факторов, жизнь в гармонии с которыми очень важна для здо-ровья человека.

– Так как же построить свою жизнь, чтобы, по возможности, минимизировать факторы внешней среды, которые могут пагубно влиять на наше здоровье?

В решении этих и многих других вопросов нам может сильно помочь радиэстезия.

Логика радиэстезической работы в быту

Как мы уже неоднократно говорили, «Вечное Высшее Я» всегда старается сохранить свой «земной дом» – тело человека – в максимально хорошей форме. Поэтому оно всегда, когда действия человека могут навредить его здоровью, сообщает человеку об этом сигналами, которые мы воспринимаем как интуитивные (см. ). Тем не менее, все мы прекрасно знаем, что понять и учесть эти «сигналы» у нас не всегда получается. Кто каким-то «непостижимым» для окружающих способом умеет это делать, тот преуспевает в жизни. Это часто вызывает зависть у окружающих, которая со временем может сильно «подорвать» здоровье «везунчика». Но это другая тема Многомерной медицины.

Вывод!

Мы не всегда «прислушиваемся» к «интуитивным телеграммам» своего ВВЯ и совершаем одно неразумное действие за другим, тем самым постепенно разрушая (теряя) свое здоровье.

– Так как же быть, если вы частично или полностью утратили природную способность расшифровывать «короткие телеграммы» своего ВВЯ в виде незаметно промелькнувших положительных или отрицательных эмоций?

В этом нет ничего удивительного, так как всех нас с детства учили жить, строго следуя сигналам от органов чувств и логически их осмысливая. Это очень даже не плохо. Раз вы можете логически мыслить, то медицинская биолокация именно для вас.

Внимание!

Освоив основы Многомерной медицины, вы сумеете сознательно ориентироваться в окружающем мире, то есть жить в гармонии с ним.

Находясь в состоянии сознания, мы можем спокойно осмысливать все события, происходящие с нами. По существу, вся наша жизнь представляет собой постоянный выбор что-то делать или не делать: «купить эти или вот эти туфли, очки, носки?..» Такие товары мы покупаем не так часто, а вот в продуктовом магазине бываем практически каждый день. От изобилия ярких упаковок можно «сойти с ума», да и повседневная навязчивая реклама часто мешает нам сделать правильный выбор.

Напомним, что все мы разные и с детства знаем: «что для русского хорошо, для немца – смерть!».

Еще мы знаем, что правильный выбор можно сделать, только «сознательно прислушавшись» к своему «подсознанию». Таким образом, наша задача – научиться осмысленно устанавливать связь своего «сознания» с «подсознанием» и получать оттуда ответы на интересующие нас вопросы.

Внимание!

Наше «Вечное Высшее Я» совместно со всеми архивами памяти можно назвать «подсознанием» человека.

Вывод!

Задача по индивидуальному выбору правильных решений в повседневной жизни – установление гармонии с окружающим миром – сводится к налаживанию устойчивого и безопасного для человека контакта его «сознания» («Земного Я») с «подсознанием» («Вечным Высшим Я»).

Сказанное выше наглядно демонстрирует рис. 2.3 . Основополагающее утверждение Л.Г. Пучко о том, что для эффективной работы по ее методике необходимо установление устойчивой связи «сознания» с «подсознанием» , представлено в левой части рисунка. Стрелки показывают, что «вопрос» от «сознания» должен беспрепятственно доходить до «подсознания», а «ответ» – обратно. Это означает, что «прямой» и «обратный» каналы связи должны быть исправны на 100%.

В центральной части рисунка показано, что «сознание» человека можно однозначно связать с его «Земным Я», а «подсознание» – с «Вечным Высшим Я» и душевным телом.

В правой части рисунка представлена схематическая картина взаимодействия «земной» и «духовной» составляющих человека. Показано, что для устойчивой радиэстезической работы важно, чтобы эти «составляющие человека» были надежно связаны с душевным телом.

Надеемся, что теперь у вас есть достаточное понимание того, что представляет собой медицинская радиэстезия, поэтому пришло время приступать к практической работе.

Связь человека с внешним миром

Информацию об окружающем мире и его свойствах человек получает

через органы чувств. Эта информация может восприниматься человеком как

через специальные измерительные приборы, так и непосредственно.

Органы чувств человека – это органы




обоняние


зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и

вестибулярный аппарат (акселерационные


осязание


анализаторы).





включает в себя рецепторы, реагирующие на


вестибулярный


всякое воздействие и проводящие пути,


связывающие


рецепторы



центральной


Рис.2 Органы чувств



системой.


Воздействия



человека


рецепторы




например,


физические, химические и т.д.

Что такое рецептор? Происходит от латинского слова recipere


получать.


Рецепторы



это концевые


образования




воспринимающие раздражения из внешней (экстероцепторы) и внутренней

(интероцепторы) среды организма человека.

Воспринимаемые рецепторами физические сигналы преобразуются в

нервные импульсы электрохимической природы, которые распространяются по

нервной системе со скоростью от 5 до 125 м/с (от 18 до 450 км/ч). Рецепторы

кодируют различные виды сигналов в единый универсальный частотно-

импульсный код. Число нервных импульсов в единицу времени пропорцио-

нально интенсивности сигналов, воспринимаемых рецепторами (т.е. чем силь-

нее сигнал, тем больше частота нервных импульсов) . Т.е. человек сам по себе

уже сложнейший измерительный прибор.


Больше всего информации поступает к нам через зрение (до 80%) и слух

(до 18%), а остальная информация – через осязание, обоняние, вкус и вестибу-

лярный аппарат.

Внешний по отношению к человеку мир можно описать физико-

химическими, биологическими, психологическими и социальными свойствами.

Мы будем рассматривать только физико-химические воздействия на человека.

Из этих воздействий рассмотрим электромагнитные колебания и акустические

колебания.

Спектр электромагнитных колебаний от 10-9 мкм (т.е. одна триллион-

ная миллиметра) для ã-излучения до 1011 мкм (или 100 км) для радиоканалов

связи. Т.е. диапазон от 10-9 до 1011 мкм составляет 1020 мкм. Внутри этого диа-

пазона – инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое и рентге-

новские излучения. Все эти излучения воздействуют на человека. Но чувстви-

тельным, т.е. воспринимаемым осознанно центральной нервной системой, яв-

ляется только видимый свет с длиной волны от 0,4 до 0,76 мкм (т.е. от 400 мм

до 760 мм). Это мы говорим не о расстоянии, а о спектре, о длине волны. В

другом диапазоне наши органы зрения имеют нулевую чувствительность. Но в

этом диапазоне чувствительность зрения очень высокая, наш глаз различает 570

градаций по интенсивности (ярче - бледнее) и 148 по цвету (т.е. по длине вол-

ны) . Современные измерительные приборы такой чувствительностью не обла-

Акустические колебания. Диапазон этих колебаний от инфразвука с

частотой 10-5 Гц до гиперзвука 1011 Гц. (для сравнения – частота напряжения в

электрической сети 50 Гц) . Внутри этого диапазона есть ультразвуки (104 - 109

Гц). Человек слышит звук от 16 до 20000 Гц. Средний человек в этом диапазоне

может различить до 325 градаций по интенсивности (громче – тише) и до 1800

градаций по частоте (выше – ниже) . Если современная аппаратура и обладает

такой чувствительностью, то различать сочетания звуков, как человек, она пока

не может.

Путем тренировки человек способен значительно увеличить чувстви-

тельность своих органов чувств и расширить воспринимаемый диапазон.


Итак, человек имеет огромные возможности в непосредственном полу-

чении информации о свойствах окружающих объектов. Например, мы можем

оценить (т.е. измерить) температуру тела больного человека, прикоснувшись к

нему своим телом. Мы можем сказать, что температура нормальная (36-37оС)

или высокая (39-40оС).

Можно оценить расстояние достаточно точно. Некоторые ухитряются

оценить, какое напряжение в электрической цепи, можно оценить мощность

электрической лампочки по ее свечению и т.д.

Дегустаторы вин или пищевых продуктов тоже выполняют измеритель-

ную процедуру.

Но несмотря на это, возможности человека очень ограничены. Поэтому

человек стал придумывать, как измерять точнее и как измерить то, что человек

измерить вообще не мог. Пришлось придумывать технические средства - при-

Сначала функции простейшего прибора выполнял человек. Шагами из-

мерялось расстояние, длина и ширина – ладонями, саженями, локтями и т.д. Но

с появлением измерительных приборов в измерительной процедуре стал участ-

вовать как человек, так и техническое средство – измерительный прибор.

Ресурсная система, по точному выражению В. М. Широнина, может складывать, вычитать и делить ресурсы. Но не умножать их. Ресурсная система складывает - «расширяет ресурсную базу» за счет географической (в том числе и в недра) и геополитической экспансии, рассматривая заграничные территории, рынки, капиталы как источники ресурсов, которые хорошо бы присвоить и распределить согласно принципам социальной справедливости. Принято называть такую активность «работой по формированию ресурсной базы». Социальная динамика в ресурсном государстве заключается прежде всего в расширении ресурсной базы, в приобретении ресурсов. Сам факт обладания ресурсами означает мощь государства, его процветание. Даже относительное уменьшение количества ресурсов, которыми располагает государство, воспринимается сословным обществом как депрессия. Поэтому для формирования ресурсной базы всегда необходима агрессивная внутренняя и внешняя политика. Любое ограничение на экспансию, внутреннее или внешнее, в ресурсной системе вызывает напряженность, увеличивает и без того развитые дефициты и соответственно множит конфликты между сословиями за распределяемые ресурсы. Идеология экспансии составляла содержание советской концепции мироустройства, ведь только после установления во всей ойкумене сословной структуры советского образца и ликвидации свободного рынка с заменой его распределением ресурсов «по справедливости» мир сможет обрести черты светлого будущего. Отличие сегодняшней России от СССР в формировании ресурсной базы - прежде всего в том, что страна сталкивается с конкуренцией за ресурсы с транснациональными корпорациями в не меньшей степени, чем с другими государствами. Для участия в такого рода конкуренции Россия вынужденно создает аналоги транснациональных корпораций в самой себе - такие как «Роснефть», «Газпром» и «Росатом». Представлению потенциальных капиталов как ресурсов естественно сопротивляются другие государства и корпорации, что интерпретируется сословным устройством как враждеб ная по отношению к ресурсному устройству деятельность, как угроза. К борьбе с врагами ресурсное государство всегда готово, его служивые только и ищут, с кем бы побороться, и непрерывно к этому готовятся: служат и обеспечивают служение «по нейтрализации внутренних и внешних угроз», тем более что идентификация врага означает и выделение ресурсов на борьбу с ним. Собственно, такого рода борьба - основная задача государственного служения, которое направлено прежде всего на отчуждение и освоение ресурсов, пусть даже эти ресурсы уже есть капиталы «олигархов», других социально-экономических систем, транснациональных корпораций или залежи полезных ископаемых. Причем внутреннее напряжение (возникающее из-за несправедливости в распределении ресурсов между сословиями) традиционно считается гораздо более опасным, чем внешнее. Для того чтобы избежать генерализации внутренних конфликтов или смягчить их («накормить народ»), ресурсное государство вынужденно экс- пансирует вовне, осваивает все новые и новые ресурсы. Оно в принципе ненасытно. Однако приходит время, и такое государство сталкивается с невозможностью дальнейшего расширения ресурсной базы, с жесткими ограничениями, которые приводят к тому, что потоки жалоб на дефицит ресурсов перерастают в социальные революции, заканчивающиеся ликвидацией старых сословий и заменой их новыми. Идеальным для ресурсного государства было бы состояние перманентной экспансии во всех направлениях и аспектах - при отсутствии ограничений на эту экспансию. Суша, водное, воздушное, космическое пространства - все должно быть поставлено на «службу народу» как совокупности сословий. Природа и общество должны были бы, по основной идее этого мироустройства, «служить людям», но не всем, а тем, кто исповедует правильные идеи переустройства мира. Идеал был достигнут после Второй мировой войны, когда мощь СССР казалась такой, что его экспансию во все среды ничто не могло остановить. В государствах, за счет которых была расширена ресурсная база, проводилась политика, апробированная при строительстве социализма: массовые репрессии, в ходе которых по мере возможности ликвидировалась старая социальная структура, после чего по советскому образцу создавались новые сословия, причем этот про цесс организовывали и направляли созданные на местах коммунистические партии местного розлива со своими критериями подбора и расстановки кадров и номенклатурой, контролируемой КПСС и КГБ. Однако при реализации этой стратегии советский сословный мир столкнулся с жесткими внутренними и внешними ограничениями на экспансию, при которых никакое увеличение количества ресурсов не приводило к уменьшению всеобщего дефицита. Скорее наоборот, дефициты увеличивались пропорционально усилиям КПСС по справедливому распределению ресурсов. В конечном счете - жалобы по поводу несправедливого распределения, начавшись с ускорения, переросли в перестройку с ее печальными для советской системы последствиями. Крах сословной системы привел, как я уже говорил, к появлению рынков, на время компенсировавших дефициты. Но сегодняшнее восстановление сословной системы и ресурсного хозяйства, сопряженное с уменьшением рыночной свободы, показывает, что в логике социального устройства нашей страны мало что изменилось. * ie rk Конечно, далеко не все отношения с внешним миром этот мир позволяет строить как экспансионистские. Во многом такие отношения строятся как заимствование. Внешний мир воспринимается сословным обществом как источник ресурсов, причем уникальных, которых нет в сословной системе и, наверное, быть не может. Но они должны быть, так как без них невозможно эффективное служение, в особенности борьба с внутренними и внешними врагами. Речь прежде всего идет о научно-технических разработках и технологиях, основанных на научных знаниях о внешнем - не социальном - мире. В условиях, когда необходимые ресурсы нельзя ни украсть, ни заимствовать, их приходится покупать. Но для того чтобы покупать, нужны настоящие деньги. Для получения этих денег (валюты) надо ее получить. Советская власть в первое десятилетие своего существования просто изымала валюту у населения или продавала - за нее же - «буржуям» художественные ценности, накопленные в имперские времена. В последующем поиск того, что купят ненавистные империалисты, представлял собой весьма важную в ресурсном государстве деятельность. Сначала экспортировалось реквизированное у «кулаков» зерно, потом начался экспорт угля и металлов, добытых принудительных трудом тех же кулаков, трудармейцев, спецпересе- ленцев и заключенных. На смену зерну, углю и металлам в качестве экспортного товара пришли нефть и газ. Поиск ресурсов, которые можно продать за границу, чтобы купить необходимое для сословного строительства, не прекращался все время существования советской власти. Причем, как показывает опыт индустриализации, то, что страна остается без хлеба и ее население вымирает от голода, не так важно, как получение в обмен за реквизированные ресурсы импортных заводов, технологий, изделий, технических специалистов и товаров народного потребления для распределения среди членов привилегированных сословий. Схожей логикой руководствуются сегодняшние служивые, заключая долгосрочные контракты на экспорт энергетического сырья, при том что энергетические потребности населения удовлетворяются далеко не полностью. Они считают, что люди перебьются, как это было всегда, ну, может быть, кто-то в морозы и помрет - во славу идеологии энергетической сверхдержавы. Импорт техники, технологий и научных знаний был и остается специфической характеристикой сословного мироустройства. Достижения техники, особенно в форме оружия и бытовых приборов, импортировались и в империи, и в СССР, и в современной России. Импорт и распределение такого рода ресурсов привычен и повседневен, а изделия отечественной «легкой» промышленности чаще всего неоригинальны и представляют собой относительно удачные копии того, что делается на Западе или - теперь уже - на Востоке. В сословном обществе процветает ремесло, до технологий дело не доходит - не та «социально-экономическая формация». Ремесло позволяет выполнять уникальные изделия, подковывать блох, но не обеспечивает технологического развития. Даже организация массового производства «товаров народного потребления» всегда представляла собой государственную проблему, чаще всего решавшуюся - после постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР - формированием специального сословия и выдачей ему соответствующего ресурса. Кроме того, далеко не все технологии можно было импортировать, на импорт вооружений, оборонной техники и смежных технологий были и есть серьезные ограничения; такие изделия приходится изготавливать самим. Но для этого сначала необходимо «получить» идеи, прототипы, чертежи и макеты. Получение необходимого есть особая деятельность, заключающаяся в мониторинге зарубежной науки и технологических разработок, их оценке и - при необходимости - изъятии знаний, технологий и отдельных изделий с последующим освоением изъятого отечественной наукой и промышленностью57. После того как служивые люди, исполняя свой долг перед Родиной, «получат» необходимое, следует наладить «современное производство» в условиях, когда это по самой своей природе невозможно, так как несовместимо с ресурсной организацией государства и сословной структурой. Для решения этой непростой задачи приходится локально нарушать принципы сословного мироустройства, создавая «особые условия для преодоления технологического и научного отставания от потенциальных противников». На необъятных просторах страны при преодолении отставания возникают «почтовые ящики», «закрытые города», «технопарки», «наукограды», «свободные экономические зоны», в которых создаются подобия научных и технологических центров капиталистической экономики и даже элементы капиталистического образа жизни. Эти оазисы частично выводятся из-под общей сословной юрисдикции - порядка управления ресурсами, там действуют свои законы, в том числе и законы распределения ресурсов вне административного торга, целевым образом. Именно целевое распределение ресурсов (на создание «изделия», а не на деятельность по освоению разнаряженных ресурсов) позволяло создавать отечественные ракеты, бомбы или радиолокаторы. Социальным результатом этой активности становится формирование сословия ученых и конструкторов, не полностью вписывающихся в сословное мироустройство. Это не обычные бюджетники, скорее - в современных терминах - это лица свободных профессий, обслуживающие государственные службы. В пределах таких «зон» формируется специальная социальная структура, в которой главным служением становится создание «изделий», а все остальные служения переходят в статус обеспечиваю щих и обслуживающих. Так, в «академгородках» практически вся полнота распределяющей власти была сосредоточена в администрациях АН СССР и государственных НИИ. Однако после снятия режима и перехода к обычному освоению бюджетных ресурсов исчезает и то, ради чего оазисы создавались. И они со временем превращаются в сохраняющие оттенок привилегированности сословные миры (иногда отграниченные от остальной России «запреткой» и контрольно-следовой полосой, демонстрирующей отделенность от обычного сословного мироустройства), как это произошло с советскими ЗАТО и академгородками. Несмотря на такие жертвы принципами сословного мироустройства, «внедрение» изобретений, любые технологические новации были и остаются для сословной системы головной болью, прежде всего потому, что новации меняют структуру распределения ресурсов, а это гораздо больше проблем в отношениях между сословиями порождает, чем решает. Поэтому «техническое перевооружение» и «внедрение результатов научно-технического прогресса» представляет для сословного мироустройства прежде всего социальную проблему.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!