Высокая и низкая самооценка личности. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции

Сегодня мы с вами поговорим о том, чем отличаются высокая и низкая самооценка личности . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое самооценка личности , для чего она нужна, какие основные функции она выполняет, каковы основные признаки и причины низкой и высокой самооценки, и много другой интересной и полезной информации на эту тему. Все это будет нам необходимо для того, чтобы в следующей статье рассмотреть, как поднять самооценку и уверенность в себе. Итак, обо всем по порядку.

Что такое самооценка личности?

Начнем с определения. Самооценка – это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

В современном мире адекватная самооценка и уверенность в себе – это один из ключевых факторов в любом деле.

Если у человека не будет уверенности в себе – он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его . Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

Функции самооценки.

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  1. Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  2. Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе и следовать своим, а не чужим целям.
  3. Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для .

Низкая, высокая и завышенная самооценка.

Часто можно услышать такие выражения как “адекватная самооценка”, “низкая или заниженная самооценка”, “высокая самооценка”, “завышенная самооценка”. Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка – это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений – и низкого уровня . Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

Признаки низкой самооценки.

Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
  • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно – без повода;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
  • Недовольство своим внешним видом;
  • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг – враги);
  • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
  • Ярко выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

Проблемы и трудности возникают в жизни абсолютно любого человека, но важна разница в их восприятии. Человек с низкой самооценкой воспринимает все временные проблемы как постоянные, как свою “тяжелую судьбу”, и поэтому всегда настроен негативно и пессимистично. В результате все это может даже стать причиной серьезных психических расстройств. В то время как человек с адекватной самооценкой стремится преодолевать возникающие трудности и , делая для этого все возможное.

Зачем нужна высокая самооценка?

Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка – это плохо, что нужно “знать себе место и сидеть, не высовываться”. И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное – очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди “плывут по течению”, и главное для них – чтобы их никто не трогал.

Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

Люди начнут вас ценить и уважать, только когда у вас будет адекватная высокая самооценка и уверенность в себе. Верьте в себя, и тогда другие поверят в вас!

Признаки высокой самооценки.

Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы – молодец!).

  • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
  • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
  • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
  • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
  • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
  • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
  • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.

Причины низкой самооценки.

Чтобы говорить о том, как повысить самооценку и уверенность в себе, необходимо также знать причины низкой самооценки, поскольку устранить причину эффективнее, чем бороться с последствиями. Что интересно, эти причины могут быть самого разного характера, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая социальной средой, условиями, в которых растет и развивается человек. Давайте их рассмотрим.

Причина 1 . Неправильное воспитание. Очень многих людей родители воспитывали только “кнутом”, постоянно ругая, сравнивая не в лучшую сторону с другими детьми. Естественно, у такого ребенка с самого детства формируется низкая самооценка: он ничего не может, он плохой, он неудачник, другие лучше.

Причина 2 . Череда неудач или психологическая травма. Бывает, что у человека часто случаются неудачи, и особенно когда их много, и они идут чередой, он начинает воспринимать это как закономерность, собственную слабость, собственное бессилие. Либо же это может быть одно, но очень значимое событие, которое психологи называют “психологической травмой”. Особенно ярко это бывает выражено, опять же, у детей и подростков (а именно в раннем возрасте преимущественно и формируется самооценка личности). Соответственно, у человека формируется заниженная самооценка: он не может быть уверен в себе и заранее “программирует” себя на неудачи.

Причина 3 . Отсутствие жизненных целей. Очень серьезная причина низкой самооценки. Если у человека отсутствуют четко выраженные – ему не к чему стремиться, незачем развиваться. Такой человек ведет пассивный образ жизни, никак не развивая свои личностные качества. Он не мечтает, не заботится о своей внешности и своем благосостоянии, и у такого человека часто не просто низкая самооценка, а вообще отсутствующая.

Причина 4 . Окружение и социальная среда. На формирование самооценки личности огромное влияние оказывает окружение и среда, в которой находится человек. Если он растет и развивается среди аморфных людей без целей, плывущих по течению, он скорее всего, сам будет таким же, низкая самооценка ему обеспечена. Но если его окружают амбициозные, постоянно развивающиеся и успешные люди, являющиеся хорошим примером для подражания, человек будет стремиться не отставать от них, и у него скорее сформируется адекватная, высокая самооценка.

Причина 5 . Проблемы с внешностью или здоровьем. И, наконец, еще одна существенная причина низкой самооценки – это наличие определенных дефектов внешности или видимых проблем со здоровьем (лишний вес, слабое зрение и т.д.). Опять же, с ранних лет такие люди могут подвергаться насмешкам и оскорблениям, поэтому у них часто формируется низкая самооценка, что мешает на протяжении всей взрослой жизни.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое самооценка личности, чем отличаются низкая и высокая самооценка, каковы их признаки и причины. А в следующей статье мы будем говорить о том, как поднять свою самооценку, если она занижена.

Следите за обновлениями! До новых встреч на !

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Человек сверяет то, что он делает с тем, чего от него ждут.
Виды самооценки:
1) положительная, отрицательная, противоречивая; 2) высокая или низкая;
3) верная, неверная, вымышленная, искаженная;
4) адекватная, неадекватная (неадекватная завышенная или неадекватная заниженная).
Самооценка – результат проекции «реального Я» на «Я идеальное».
Кроме самооценки следует отметить оценку личности группой и ожидаемую оценку. Они все могут расходиться между собой, особенно в детских коллективах.
Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Многочисленные отечественные исследования показали, что только адекватная самооценка позволяет личности жить без внутренних конфликтов, а неадекватная – источник разочарований и повышенной личностной тревожности.
В структуре самооценки выделяются 2 компонента:
1) когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение;
2) эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.
Самооценка выражается в 2-х формах – общей и частной. Она может быть как более, так и менее категоричной (думаю, наверное, мне так кажется и т. п.).
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний.
Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях:
1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех;
2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи.
Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формула У.Джемса: Самоуважение = Успех / Притязания
По формуле для повышения самоуважения можно избрать два пути:
1) повышая успех или 2) снижая притязания.
Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная – нелюбовью. Самоотношение является механизмом обратной связи.
Уровни самореализации (Коростылева Л.А).
1) примитивно-исполнительский;
2) индивидуально-исполнительский;
3) уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста);
4) смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности).

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценкечеловек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценкапринадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

Приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

Имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

Игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

Истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

Становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

Экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

К критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

Как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

Имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

Легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

Ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

Подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

Прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

Имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

Обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

Как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

Остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

Конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

Страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

Ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

Нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

Слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

Становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

Имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

Познавательного, способствующего адекватности;

Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!