Я помню чудное мгновенье образы. «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Тема

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанр

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Каждому известно стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина под названием «Я помню чудное мгновенье…». Сложно найти строки, наполненные любовью и восторгом по отношению к любимой женщине, которые превосходили бы данное произведение по своей нежности и трепетности.

История создания

Проводя анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может упомянуть несколько фактов о истории его создания. Написано оно было в деревне Михайловское в 1925 году. Русский критик Н. Скатов был убежден в том, что ни один поэт ни до, ни после Пушкина, не смог создать подобного образа любви. Одним из таких необычных произведений и является стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого и рассматривается в данной статье.

Произведение это посвящалось юной красавице по имени Анна Керн. В первый раз А. С. Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году. была супругой генерала Керна. Впервые увидел девушку Александр Сергеевич в гостях у общих знакомых. Тогда еще юный поэт был поражен обаянием девятнадцатилетней красавицы. А. С. Пушкин и Анна Керн всего лишь обменялись несколькими фразами - между ними не было никакой любовной связи.

Через несколько лет Александру Сергеевичу вновь довелось встретить молодую супругу генерала. Именно в тот момент и родились прекрасные строки, повествующие о необычайной силе любви, которая способна воскрешать.

О чем произведение?

Действие стихотворения начинается с описания одного вроде бы незначительного момента в жизни поэта. Описывается «мимолетное мгновенье», которое отпечаталось в памяти. Затем, посредством описания эмоций и переживаний, великий русский поэт погружает читателя в атмосферу реальной жизни. Одновременно более ясным и четким становится облик лирического героя стихотворения. Становится понятной его дальнейшая судьба:

«В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

Но явление «гения чистой красоты», которому адресовано произведение, дарит лирическому герою вдохновение и упоение.

Интонации

Работая над анализом стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может рассказать и об одной из характерных особенностей этого произведения. А именно, о сохранности одинаковой интонации на протяжении всего стихотворения. Несмотря на происходящие в жизни удары судьбы, шумную суету и различные трудности, она (интонация) остается неизменной.

И внезапно провидение преподносит лирическому герою еще одну встречу с его любовью. Только в этот момент интонации стихотворения начинают меняться. Лирического героя наполняет тихая и спокойная радость оттого, что он имеет возможность еще раз лицезреть дорогое его сердцу существо. Торжествующий голос его не стихает, но устремляется с еще большей силой в небеса:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Тема, жанр

Анализируя стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, школьнику стоит также указать тему и жанр произведения. В финале стихотворения читатель может снова увидеть мотив пробуждения, радости жизни, восторга, который удалось вновь обрести лирическому герою. Нет никаких сомнений в том, что в данном произведении доминирующим чувством является любовь, которая способна окрылить человека, подарить ему надежду в череде самых тяжелых жизненных бурь.

Итак, основной темой данного произведения является любовь. Жанр произведения - любовное послание. Однако в нем также можно найти и размышления философского характера о том, насколько значимым может быть всего лишь один миг, если он запомнился на всю жизнь. Каждое такое мгновение - ценность.

Художественные средства

Нельзя сказать, что в стихотворении много художественных средств. Но именно это и придает произведению и простоту, и одновременно изысканность. Эпитеты, которые использует великий русский поэт, отличаются и возвышенностью, и необычайной гармонией - «гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты».

Простота изображаемого автором образа достигается самыми привычными словами. Что касается страстности произведения, тех эмоциональных порывов, которые описаны в нем, то здесь Александр Сергеевич активно использует прием метафоры. Любовь не умирает, она живет вопреки всем жизненным обстоятельствам. «Прежние мечты» способен развеять «бурь порыв мятежный», но они все равно воскресают вновь. Также следует отметить и особую мелодичность произведения, достигаемую при помощи использования разнообразных синтаксических средств - анафор, рефренов, обрамлений.

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» показывает, что в произведении используется рифмовка перекрестного вида. Прием аллитерации представлен сонорными согласными звуками «л», «м», «н». Все эти приемы способствуют созданию особой мелодики в этом необычном стихотворении.

Композиция

Все произведение написано четырехстопным ямбом. Что касается композиционных особенностей, то в стихотворении выделяются три равные части. Каждая из них связана друг с другом, при этом они самостоятельны по своему смысловому содержанию. В первой из этих частей содержатся воспоминания о прекрасной встрече поэта со своей любовью.

Вторая часть отличается большей драматичностью. Здесь наблюдается затухание нежных чувств, вплоть до полного наступления "тишины". Заключительная часть построена немного иначе. Здесь движение идет, напротив, вперед, по нарастающей душевного подъема.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»: план работы

Иногда школьникам необходимо не просто кратко проанализировать стихотворение, но сделать это согласно плану. Рассмотрим приблизительную схему:

  1. Автор и название произведения.
  2. История создания.
  3. Художественные средства.
  4. Ритм, размер.
  5. Особенности лексики.
  6. Вывод, мнение школьника.

Заключение

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого был проведен в данной статье, на сегодняшний день остается эталоном возвышенной любовной лирики. Оно представляет собой настоящий памятник чувственного порыва и глубоких поэтических переживаний. В стихотворении переплетаются образы любимой женщины и самой любви - это нечто светлое и хрупкое, что до боли знакомо каждому из живущих на земле.

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

1.автор-А.С.Пушкин "К***" " Я помню чудное мгновенье" 2.жанр-Лирическое стихотворение. 3.История создания-стихотворение "К*** " посвящено А.П. Керн,с которой Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году на балу.Летом 1825 года Анна Керн гостила в Тригорском, находящемся неподалеку от Михайловского,где жил тогда опальный поэт (период северной ссылки).В его основу положены реальные факты биографии Пушкина. 4.тема-Любовная лирика.Любовное послание.5.основная мысль,идея-Любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды,возрождает к полной жизни после душевного угнетения. Композиция: стихотворение можно разделить условно на три части,которые различаются и содержанием,и настроением героя. Первая часть- в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием,как звучит в нем ее голос,как снятся ее черты. Вторая часть-он переживает дни" во мраке заточенья",где и душа его находится в плену,он живет "без божества,без вдохновенья". Третья часть-автор снова счастлив,его душа снова проснулась,она вновь любит и поет. Художественные приемы: эпитеты-чудное мгновенье,чистая красота,мимолетное виденье,безнадежная грусть,шумная суета,голос нежный,милые черты,порыв мятежный,небесные черты,тянулись тихо,бьется в упоенье. Сравнение: передомной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. Метафоры: томленье грусть,тревога суеты,бурь порыв,мрак заточенья,глушь заточенья. Олицитворения: звучал голос,снились черты,шли годы,порыв рассеял,тянулись дни,настало пробуждение,сердце бьется,воскресли и божество,и жизнь,и слезы,и любовь. Заключение: стихотворение заканчивается льющимся из сердца восторженным утверждением радости любви и жизни: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь, И божество, И вдохновенье, И жизнь, и слезы. И любовь. Прием стихосложения: 1-рифмовка перекрестная,2-размер пятистопный ямб.

«Я помню чудное мгновенье» одно из самых важных произведений в лирике А.С.Пушкина. Об этом стихотворении сегодня узнают еще со школьных парт, ибо оно не потеряло своей популярности. Стихотворение является откровенным признанием в безудержных чувствах поэта к Анне Керн, которая была известной личностью в Петербурге и слыла необычайной красавицей. Поэт написал этот шедевр в июле 1825 года, а опубликован он был другом Пушкина А.А. Дельвигом только в 1827 году в сборнике «Северные цветы».

Любовь и страсть - основные темы, которых касается автор в своих произведениях. На эту тематику отведено немало работ поэта. В данном стихотворении Пушкин описывает свое отношение к молодой красавице, которую увидел еще на светском приеме в 1819 году у Олениных. С тех пор в сердце Пушкина не было покоя, оно пылало страстью на протяжении долгих лет. Южная ссылка нарушила возможность видеть любимую, о чем поэт вспоминает в произведении. Но вернувшись в поселок Михайловское, он снова видит Анну Керн в близлежащем поместье Тригорское на приеме. Чувства воспылали с новой силой. К сожалению, отношений между молодыми людьми не сложилось, ведь Анна рассматривала Пушкина лишь как перспективного поэта. Пушкин даже делал ей предложение после того, когда она развелась с первым мужем, но получил отказ.

Главная тема стихотворения

Из первых строк стихотворения становится понятным, что оно переполнено светлыми, чистыми, искренними чувствами любви к женщине. Это главная тема произведения. Портретных характеристик предмета обожания Пушкина здесь нет. Он дает краткое описание своей возлюбленной: «гений чистой красоты». Стихотворение сложено из трех частей, каждая из которых описывает разный период времени с определенным настроением.

В первой части поэт упоминает те ощущения, который он пережил при встрече с любимой: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье». Употребление нежных эпитетов дает возможность читателю проникнуться чувствами автора. Вторая часть стиха говорит об унылом периоде ссылки и заточения поэта, в котором он не мог ничего чувствовать, позабыв о милых чертах любимой женщины. Но в третьей части чувства воскресают с новой силой, душа поэта заново оживает. Он может переживать те же ощущения, что и раньше: «и жизнь, и слезы, и любовь». К автору снова возвращаются душевные силы, ведь любовь занимает главное место в его жизни.

«Я помню чудное мгновенье» можно по праву назвать одой любви к женщине, красота которой сравнима с гением, то есть духом, образцом, эталоном. Здесь описана любовь, которую не смогли унять ни годы разлуки, ни неволя, ни душевные терзания.

Структурный анализ стихотворения

Художественные средства, использованные автором, это употребление эпитетов. В стихотворении приведена единственная метафора, что приводит в замешательство критиков, ведь это не повлияло на эмоциональную насыщенность стихотворения и его лиричность. Поэт использует еще некоторые сравнения: «гений чистой красоты», « мимолетное виденье».

Композиция стихотворения делит его на три части. Они различаются эмоциональной насыщенностью. Упоминание первой строчки в начале и в финале стихотворения называется кольцевая композиция. Выбранный жанр произведения - форма послания, признания в чувствах. Стихотворение можно назвать автобиографическим, в нем четко выделены периоды жизни Пушкина: нахождение в Петербурге, Южная ссылка, пребывание в родовом поместье Михайловское. В тексте автор переплетает нежные чувства с философскими мыслями.

Стих написан в размере пятистопного ямба. Использована перекрестная рифмовка - с чередованием мужских и женских рифм. В каждой строфе прослеживается четкий смысл и завершенность мысли. Благодаря мелодичности и легкости восприятия, стихотворение не раз воспроизводилось как романс. Наиболее известным романсом является музыкальное произведение М.И. Глинки.

Данное стихотворение считается шедевром в поэзии. В нем раскрываются искренние чувства поэта, что дает возможность грядущим поколениям узнать о чувственности, нежности, смысле жизни, который кроется в любви. На примере стихотворения можно понять, что значит любить по-настоящему.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!