Я многих понимаю, но меня никто не понимает, издевается, не считают ни за кого, как с червяком обходятся. И виновата моя мамаша, которая продержала в течение 20 лет взаперти, никуда не пускала, держала под своей проклятой юбкой, вот и получилось? Чего хотела она, говорит же, что хотела мне только хорошо, а то что я ущербный получился, говорит что я виноват. Сегодня дошло до трагедии, я сорвался на мамашу и не без последствий. Я ненавижу её. Она меня угробила, сделала моральным калекой.
Вот например, в аспирантуре, перепил чуток, так соаспиранты не стали домой везти, а бросили умирать на цементном полу, Только случайно в вуз зашёл мужик, знакомый мамаши, сотрудник кафедры. который помог мне в институт поступить, и приволок домой. Он спросил у этих аспирантов: "Почему вы его бросили?", на что они ответили: "Это ничтожество, пусть сдохнет, его с таким характером всё равно убьют. мы не будем его вести, нам эта мразь противна, тащи его сам".
Ещё: меня и сейчас опекают. Мамаша, конечно, мне не авторитет, я при ней сделаю что хочу и как хочу, ибо мне много лет и я что зря делать не буду. А вот более авторитетные меня могут контролировать, даже по просьбе мамаши. И с этим можно было и смириться, если бы не случай.
Девочка, которая молодая против меня (ей 25 лет), съездила на весь европейский футбольный чемпионат. Была одна совсем, в опасных местах, в ночных городах чужой страны, на стадионах, при беспорядках, на вокзале, и не только, и везде одна и ничего с ней не случилось. И уехала из Донецка на автобусе, на который билета и в помине не было, как она могла это сделать, ведь без билета на автобус не уедет даже министр!!! И ещё с тройкой 50-летних мужиков с другого города, незнакомых, проехала несколько тысяч километров за 2 дня, чтобы эти футболфы увидеть, да ещё и ночевала с ними в одной комнате, на такое ни одна девушка не пойдёт, страшно ведь же. Но не это главное. Главное то, что мелочь эта самостоятельная. Почему мать, отец, бабушка, братья-сватья и т.д. отпустили её на такое? Ведь никто сына не отпустит, а это дочь, она же беззащитна. Её подруги предупреждали, что там очень небезопасно, что на украинских форумах гремят темы "кацапы п*****сы" и там могут быть серьёзные конфликты. А родные - НИЧЕГО. Они уверены в том, что с ней ничего не случится.
А меня контролируют, несмотря на то что много лет уже. Пример из недавнего, когда мне было 28 лет (на 3 года старше тогог возраста, когда она ездила по футболам) была защита на профессора и банкет. Так вот тот мужик, о котором я упоминал, вывел меня за ручку из-за стола, опозорив, выпроводил за дверь вуза и заставил позвонить когда приеду домой. Почему девушка, которая младше, может по полям боевых действий одна бегать, и никому она не нужна (ей даже родственники не звонили, звонили и переживали только подруги), а я не могу даже на вузовском банкете поприсутствовать, должен домой идти, "чтобы не было проблем". Что за несправедливость, что за отношения? И тема эта создавалась потому, что может быть появились здесь бы какие-либо советы, как изменить к себе это отношение. похоже не изменишь, ибо это всё чувствуется на подсознании. Мать так воспитала, заложив ущербность в детстве и этого уже не исправишь. Жить неохота просто.....
Невероятные факты
Можете ли вы представить себе мир, в котором нет обмана? Вряд ли кому-то хватит фантазии, чтобы осознать, как многого мы лишимся или насколько много приобретём, если перестанем друг другу врать. Человек лжёт каждый день, поэтому навыки по выведению собеседника на чистую воду пригодятся каждому.
Более того, каждый из нас когда-то ошибался в людях. В такие моменты мы думаем о том, как же можно было сразу не заметить, что человек ненадёжный, и на него нельзя положиться. А бывает и так, что мы просто не можем найти общий язык с кем-то, потому что не потрудились понаблюдать за человеком с целью создания его портрета.
Но как же узнать человека на самом деле? Коллегу, потенциального партнера, друга? В интернете есть очень много статей, вроде "задайте эти вопросы, чтобы узнать человека по-настоящему". Но как вы себе это представляете? Сажаете человека перед собой и начинаете вести допрос? На это согласится не очень много людей.
Другая крайность – это полагать, что человека можно узнать только за длительный период времени. Однако, коуч Джон Алекс Кларк (John Alex Clark) уверен, что ключевым в этом вопросе является не время, в наблюдательность и умение связать полученную информацию в одну цепочку.
Существует несколько очень простых и одновременно мощных приёмов, которые помогут вам выявить закономерности в поведении человека и узнать его характер. О них и поговорим.
Как узнать человека
1. Замечайте детали
Каждый день человек совершает огромное количество рутинных действий: покупает еду, едет в транспорте, говорит по телефону и т.д. Действия человека могут пролить свет на его личность, а также помочь предсказать, как он себя поведёт в той или иной ситуации.
Пример А. Если человек каждый день выбирает тоже самое блюдо в кафе, то вероятно, он сторонится перемен, и ему не нравится состояние неопределенности. Такие люди могут быть верными и преданными супругами. Но с другой стороны его будет крайне сложно убедить сделать рискованные инвестиции или переехать в другую страну.
Пример Б. Люди, которым нравится играть на бирже и заниматься другими рискованными мероприятиями, вероятнее всего, будут рисковать и в остальных сферах жизни. К примеру, такой человек может уволиться с работы, не найдя другой и не подумав о финансовой безопасности на время безработицы.
Пример В. Человек, который всегда смотрит в обе стороны, когда переходит дорогу, скорее всего предусмотрительный и осторожный. Он будет досконально обдумывать каждую мелочь прежде, чем принять какое-либо решение, и пойдёт лишь на хорошо просчитанный риск.
То есть если вы будете анализировать действия человека в одной сфере, вы сможете понять, как он будет себя вести и в других областях.
2. Обращайте внимание на то, как человек общается
Как ведет себя в общении ваш собеседник? Старается с каждым человеком построить отношения или же выделяет тех, кто ему близок по духу, а остальных держит на вытянутой руке? Беседует без чёткого плана, по наитию, ориентируясь на впечатления, или всё-таки постоянно анализирует, старается быть объективным и не доверяет интуиции?
Человек больше мыслитель, опирающийся на концепции, образы, схемы и идеи, или он скорее практик, живущий в мир измеримых величин, задач и фактов? Если вы будете наблюдать за повседневными словами и поведением, то вы сумеете проследить общую линию.
3. Поговорите с человеком об отношениях с общими знакомыми, о контактах на работе
Многие полагают, что сплетничать – это пустое занятие, лишенное всякого смысла. Однако, главное в этом вопросе то, какими качествами собеседник наделяет других людей, как он объясняет их поведение. Зачастую, когда мы говорим о других людях, мы неосознанно подмечаем то, что присутствует в нас самих.
Эти разговоры помогут понять, что мы ценим в окружающих людях, на кого хотим быть похожими, а также, что мы хотим изменить в себе. Чем чаще мы говорим о других, что они эмоционально стабильны, счастливы, добросердечны или вежливы, тем выше вероятность того, что мы сами обладаем этими характеристиками.
Если человек говорит о другом, что тот прикидывается для того, чтобы вырыть кому-то яму, то это может означать, что такой человек расчетлив и строит лишь отношения, построенные на сиюминутной выгоде.
4. Прощупывайте существующие границы
Когда человек хочет построить отношения, он видит хорошее и игнорирует плохое. Однако, рано или поздно иллюзии все равно рассеются, и человек предстанет перед вами во всей красе. Человек, умеющий правильно общаться, в первую очередь, будет искать в собеседнике не хорошее, а его границы.
Если оппонент любезен, то где любезность заканчивается? Он хочет помочь, а где это стремление прекратится? Если он искренен, то когда начнёт темнить? Он терпим к ошибкам подчинённых до какого момента? Честен со своими клиентами? А если речь идет о сумме с большим количеством нулей?
Адекватный, трезвомыслящий, понимающий, разумный? Где его предел, перейдя который он превращается в безумца?
5. Обратите внимание на поведение человека в критической ситуации
Когда случаются форс-мажоры, человек показывает себя во всей красе, он просто не может играть или лукавить. Он не успевает надеть маску, поэтому и вести себя начинает так, как хотят его инстинкты.
Как узнать человека на самом деле
6. Обратите внимание на его отношение к обслуживающему персоналу
Люди, жизнь с которыми была несправедлива, по их же мнению, обладают привычкой срываться на обслуживающем персонале. Продавцы, официанты, уборщики – достается всем. Если ваш собеседник зовёт официанта щелчком пальцев или свистом, то это первый признак, что человек, как минимум, плохо воспитан со всеми вытекающими.
7. Наблюдайте за интонацией и языком тела
В интернете очень много информации о языке тела. Лжецы распознаются по некоторым признакам: они делают паузы в разговоре, меняют тему разговора, начинают оправдываться, даже если упрёка нет, при ответе на вопрос отводят глаза, часто прикасаются к своему лицу.
Ну, посудите же – зачем было сходить с ума человеку? Оставайся бы он только верен безмятежной теории, что он в своем праве, и все в своем праве, что если новый коллежский раньше его произведен, – так этому так и следует быть, и что если Клара Олсуфьевна его отвергла, так опять это значит, – что ему к ней и соваться не следовало, – словом, продолжай он идти своей дорогой, никого не затрогивая, и помни, что все на свете законнейшим образом распределяется по способностям, а способности самою натурою даны и т. д. – вот и продолжал бы человек жить в прежнем довольстве и спокойствии. Так ведь нет же: встало что-то со дна души и выразилось мрачнейшим протестом, к какому только способен был ненаходчивый г. Голядкин, – сумасшествием… Не скажу, чтоб г. Достоевский особенно искусно развил идею этого сумасшествия; но надо признаться, что тема его – раздвоение слабого, бесхарактерного и необразованного человека между робкою прямотою действий и платоническим стремлением к интриге, раздвоение, под тяжестью которого сокрушается наконец рассудок бедняка, – тема эта, для хорошего выполнения, требует таланта очень сильного. При хорошей обработке из г. Голядкина могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и «хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит», и «правдой век не проживешь», и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: «Что, дескать, мы – что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся – эка важность… А вот – пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать – его супруги комиссии исполнять – вот это дело, вот с этим и в честь попадешь… А мы – что? Клячи водовозные, волы подъяремные – только в черную работу и годимся…» и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь «и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить»… и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел… Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии – и переход будет недалек…
Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан – г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что «одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать», и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства… Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее – решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк… Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить – утащат; поручить кому-нибудь – никому довериться нельзя; в ломбард положить – помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. «У него деньги в ломбарде лежат» – знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк – боится любопытных глаз… Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы – хорошие люди, но «надсмешники». Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности, – давай они между собою сочинять слухи – то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах… И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда… Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен, – а потом и не нужен, и ступай по миру… Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр…. Он отвечает: «Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того…» – «Чего?» – «Ан и вольнодумец»… Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: «Стой, я не того… ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!..» Словом сказать, – господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: «Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй, – я и сгрубить могу… Только что тогда будет?..» Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями, – отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование…
Никак. Потому что любовь держится на вере в чудо, а не в человека из плоти и костей, потому что всяко искушения и соблазны не имеют власти лишь над избранными, привлеченными сюда больше юродствовать, нежели провозглашать и доказывать. Спасение же остается внутри тебя самого(-ой), а не в человеке, который рядом может служить как крепкая подпорка в трудную минуту.
Сомнение остается лишь в одном - нужно ли тебе, чтоб твои чувства полноценно разделялись вживую или нет. Во втором случае начинаешь жить и любить фантазию, а в ней отсутствует домыслы, страхи и сомнения... ежели только не заниматься самообманом и не параноить подобно психу в доме скорби. Отчаявшиеся полностью в чувствах люди, хотят чтоб их возлюбила сказочная энергия, кто-то называет её Всевышним. Разница заключается в межполовой связи (безусловно вносящий коррективы) или в её отсутствии, коль очень огрубить трактовку в мирском понимании смыслов связей среди существ.
Бывают пустые, которым особо не о чем говорить. А бывают люди, которые больше делают чем говорят - они как правило тоже трепаться не любят. А бывает просто плохое настроение и усталость, в эти моменты люди тоже не шибко общительны. П.С. на полноценный контакт иду только с друзьями, которых не много, но зато настоящие. А остальным я не собираюсь рассказывать все подробности своей жизни, идти на полноценный контакт и т.д. Зачем?
Познакомь его с кокаином, про чай он точно забудет
Смирись что рано или поздно ты их потеряешь... да будет больно, да будет тяжело, но это реальность
не совсем в тему, но всё же подходит - By failing to prepare you prepare to fail.
Да, только самой. Никак к сожалению не отучить без желания самого пьющего.
А что, так сильно и часто квасит?
Может отвлечь, занять её чем-нибудь, на природу вытаскивайте, в кино, театры, концерты ходите вместе. Ещё знаю, что обильная еда, напрочь отбивает желание выпить даже у алкаголиков, кормите её при встрече, да побольше.
посетить ближайший мит ирц.лв
Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая,
попами пуганая, врагами стреляная, живучая…
Фильм «Член правительства», Вера Марецкая в роли Александры Соколовой
Забитость как качество личности – склонность влачить жалкое существование, выглядеть измученным, запуганным, несчастным, доведенным до отупения.
Идет чукча по перрону вдоль состава и в каждый вагон головой бьется. Его спрашивают: — Ты что это вагоны портишь? — Да у меня билет в мягкий вагон – вот и ищу…
Англичанину, французу, русскому, чукче и еврею подали кофе с дохлой мухой. Англичанин: выплеснул кофе. Француз: выбросил муху, выпил кофе. Русский: выпил кофе с мухой. Чукча: съел муху, так как не знал, что такое кофе. Еврей: выпил два кофе, так как выменял свою муху на кофе чукчи.
Когда забивают гвоздь, стараются чтобы его шляпка не выступала из древесины. От забитого человека, как от забитого гвоздя, видно лишь одно искореженное обстоятельствами жизни существо. По жизни плетется затурканное, затравленное существо. Оно всего боится и опасается. Недаром с ним ассоциируются слова «шуганный» и «загнанный». Как побитая, помойная собака, оно, «поджав хвост» убегает от вызовов жизни. В межличностном общении оно прячет от людей глаза, мычит что-то себе под нос, дергается, трусится, что-то постоянно перебирает в руках, краснеет и бледнеет, не может связать двух слов.
Забитость – печальный пример пришибленного разума. Забитость – куча комплексов, загнанных глубоко внутрь. Неуверенность в себе, нерешительность, закомплексованность и махровое невежество – вот визитная карточка данного качества личности. Забитый человек не может сказать своё слово, отстоять свою точку зрения.
Зачастую забитость произрастает в обстановке неуважительного общения, когда одна сторона проявляет высокомерие, пренебрежение и психологическое насилие. Без уважительности в отношениях ребенок становится забитым. Он быстро привыкает к бесконечным упрекам, непомерным требованиям, крикам и оскорблениям со стороны родителей и воспитателей. Но результат привыкания – болезнь разума – забитость.
Гордыня и неуважительность одних людей делает измученными и забитыми других. Гордыня всегда агрессивна. Именно гордыня заставляет нас причинять вред другим живым существам, делая их забитыми, униженными и оскорбленными. Ослепленный самомнением, гордец порой не осознает, как он своими словами или поступками может ранить других. Забитость нередко становится следствием бесчинства гордыни.
Забитость – скрытая форма комплекса превосходства. Люди могут надевать разные социальные маски, актерствовать, пытаясь скрыть своё настоящее лицо. Психолог С.Б. Тимченко пишет: «За любым комплексом превосходства скрывается то, что эти люди очень несчастны, что они закомплексованы, что они забиты, и не могут полностью проявить себя. Это ни что иное, как наглость, зачастую мы также видим. Есть две крайности: гордость проявляет себя или в забитости такой, закомплексованности или в наглости. Очень часто мы можем видеть людей, которые очень наглые. И многие люди думают, глядя на них: «но это же раскрепощенные люди!» Очень много разных существует практик, которые нам говорят об этом. Что «Если хочешь быть счастливым, будь им! ». Вы слышали эти крылатые фразы? «Поступай назло, будь вольным человеком. Всё, что хочешь – делай и не отказывай себе ни в чём! » Казалось бы… И мы можем видеть, что этим людям на начальных этапах это может даже помогать как-то. Но существуют прямо противоположные крайности, что эти люди из забитых превращаются в наглых. Потому что этот глубочайший комплекс неполноценности они загоняют вглубь своего подсознания и не убирают эту проблему. Потому что глубинные проблемы они не решают, потому что они не знают до конца, кто они такие и как им правильно поступать в этом мире».
Любопытен алгоритм происхождения забитости в семье. Если муж тряпка и подкаблучник, если в нем с гулькин нос решительности, женщина становится властной, очень независимой и агрессивной в своём поведении. Поэтому дочь становится забитой, а сын своенравным.
Женской природе присуще замечательное качество личности – способность прощать. Прощая мужчину, женщина учит его прощать себя и других. Без женщины мужчина нигде энергию прощения не возьмет. Когда женщина не умеет прощать, мужчина становится беспощадным. У него атрофируется всякое желание кого-либо прощать. В итоге жена становится забитой или антагонистично настроенной. Дочь становится нервной, а сын озлобленным.
В обществе, где женщины предпочитают семье карьеру, где в них преобладают мужские качества личности, мужчины становятся жалкими и забитыми. Они попадают в зависимость от жен. Становятся женоподобными или мужеподобными – смотря кому какая формулировка больше нравится. О мужественности и женственности они узнают понаслышке. Когда человек реализует не свою природу, он не может быть счастлив. Женщина раскрывает свои лучшие качества личности в процессе воспитания детей, в выстраивании отношений с мужем и родственниками. На своем поле и стены помогают. Если она занимает чужое поле, все обстоятельства жизни будут выстраиваться перед ней ощетинившимися редутами. Будучи в семье, она могла наделять мужчину энергией заботливости, нежности, мягкости, чувствительности и чуткости. Сфокусировав своё внимание на работе и карьере, женщина начинает проявлять мужские качества личности: гневливость, диктаторство, деспотизм. Под убийственным градом такого влияния мужчина постепенно превращается в олицетворенную затурканность, пришибленность и забитость.
Как быть с забитостью? Может стоит прислушаться к совету Александра Блока?
Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда — остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо — книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг —
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь —
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis * Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.
*В полную меру (лат. ) — лозунг Бранда, героя одноименной драмы Генрика Ибсена.
Петр Ковалев