Задание15 ЕГЭ. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Михаил Булгаков не умел лукавить, приспосабливаться ни в жизни, ни в литературе, был на редкость цельным человеком, что, естественно, проявилось и в его творчестве. И устно и письменно Михаил Булгаков в течение всей своей жизни последовательно отстаивал принципы русской классической литературы, следуя заветам своих великих учителей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л.Толстого - любимых и почитаемых им писателей. Он небезосновательно полагал, что современная отечественная словесность не может успешно развиться без усвоения всего лучшего, что было накоплено за многие годы великой русской литературой. Булгаков писал лишь о том, что хорошо, глубоко и всесторонне изучил, что его волновало. Он имел свою точку зрения на проходящие в стране процессы, которая часто не совпадала с официальной. Писатель и гражданин был убежден, что ведущую роль в развитии страны должна играть интеллигенция, и был ревностным приверженцем, по его словам, «излюбленной и великой Эволюции», классическим представителем той части деятелей культуры, которые, не покинув страну в трудные годы, стремились сохранить свои «родовые признаки» в новых условиях. Но он прекрасно понимал, что творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях, встретят жестокий отпор. А это предрекало существование в условиях почти враждебного окружения.

Среди наших писателей послереволюционной эпохи Михаил Афанасьевич Булгаков теснее других связан с темой прозрения и своего пути в жизни и литературе. Путь этот был многотруден и полон боев, побед и поражений, а сам ход событий и литературные недруги не раз пытались толкнуть его на дорогу, уводящую в сторону.

Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В нем, как всегда кажется, издали и по прошествии лет, мало случайного и отчетливо проступает чувство пути. Будто заранее было предсказано, что мальчик, родившийся 3(15)мая 1981года в Киеве, пройдет через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать или бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения, бури оваций и пору глухой немоты и умрет, не дожив до пятидесяти лет, чтобы, спустя еще четверть века, вернуться к нам своими книгами.

Он не принадлежал к сословию российского дворянства, предки его не числились в купеческих гильдиях и промышленниках, рабочих и крестьян среди них также не имелось. Нельзя назвать Булгакова и потомственным интеллигентом. Родное гнездо, дом и семья всегда имели для Булгакова значение первостепенно важное и непреходящее, очень многое определили в его характере и судьбе. Профессорская семья была дружная и веселая. Булгаковы любили музыку и театр, сам Михаил в юности хотел стать артистом, играл в домашних спектаклях и экспромтом писал небольшие юмористические рассказы. Было душевное тепло, были незабываемые счастье и радость.

Еще студентом Булгаков начал писать прозу - по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил» , 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгакову было не до литературы. Вместе со всеми киевлянами он пережил более десяти переворотов. Его как врача мобилизовали петлюровцы. Бежал, вернулся домой. Затем пришли белогвардейцы. Опять мобилизация осенью 1919года, и, наконец, гражданская война забросила врача Михаила Булгакова во Владикавказ. Там он служил в госпиталях, там же начал печатать первые публицистические статьи в газетах - и всю жизнь впоследствии вынужден был скрывать, что печатался в газетах при белых.

В автобиографии (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил).

В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей - И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1968 в Великобритании).

В 1925 Михаил Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе - Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

Булгаков был человеком мужественным, волевым и целеустремленным и находил в себе силы для того, чтобы преодолевать препятствия, встречавшиеся на пути писателя. Он всегда оставался русским писателем классической школы, честным интеллигентом, в огне революции гражданской войны осознавшим неразрывность своей связи с народом, Родиной. Его выбор был однозначен.

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя; пьеса о Мольере Кабала святош (1930-1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, начиная его с искреннего манифеста: "После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет: сочинить "коммунистическую" пьесу, а, кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель - попутчик… этого совета я не послушался. Попыток сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет". Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. О многом говорят известные слова Булгакова, сказанные в этом разговоре: "Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне Родины, и мне кажется, что не может". Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936г. Булгаков получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Затем он написал несколько сценариев для кино, - ни по одному из них не был снят фильм, хотя были режиссеры, мечтавшие о постановке. Он написал четыре либретто для таких видных композиторов, как Асафьев, Глиер, Дунаевский, но ни одна оперная постановка его либретто не была осуществлена. Он был согласен, на какую угодно литературную или театральную работу, только бы - любой ценой! - реализовать свой талант. Он метался, как затравленный зверь, но куда бы ни кидался, там уже краснел флажок оцепления.

А ведь многие талантливые художники такого давления всяких доброжелательных "граждан" не выдерживали и становились приспособленцами. В глазах Булгакова жалкой была их участь, и не один из таких лжепопутчиков революции выведен им в романах и пьесах. Духовная честность и творческая независимость всегда были для Булгакова - писателя превыше всего. В середине 1960-х годов читатели о жизни его почти ничего не знали. Так бывало в истории мировой литературы. Но в нашей отечественной ситуации реплика Воланда "…что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!" прозвучала насмешливо - искушающе. Хватались, собственно, автора прочли его книги и стали ошаривать воздух вокруг. Писателя нигде не было, он давно покинул Москву,- говоря же иными словами, остался в ней навсегда.


  • Среди наших писателей послереволюционной эпохи Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) теснее других Связан с темой прозрения и своего пути в жизни и литературе. Путь этот был многотруден и полон боев, побед и поражений, а сам ход событий и литературные недруги не раз пытались толкнуть автора «Мастера и Маргариты» на дорогу, уводящую в сторону.


  • Булгаков был человеком мужественным, волевым и целеустремлённым и находил в себе силы для того, чтобы преодолевать препятствия, встречавшиеся на пути писателя. Он всегда оставался русским писателем классической школы, честным интеллигентом, в огне революции и гражданской войны осознавшим неразрывность своей связи с народом, Родиной.

  • Родное гнездо, дом и семья всегда имели для Булгакова значение первостепенно важное и непреходящее, очень многое определили в его характере и судьбе. Профессорская семья была дружная и веселая, Булгаковы любили музыку и театр, сам Михаил в юности хотел стать артистом, играл в домашних спектаклях и экспромтом писал небольшие юмористические рассказы. Было душевное тепло, были незабываемые счастье и радость. Образы дома, братьев, сестёр, матери проходят через всю булгаковскую прозу как символ навсегда утраченного счастья.

  • Писательская биография Михаила Булгакова была необыкновенно деятельна. Он поймал свою судьбу, обрёл своё место в истории отечественной литературы, но стоило ему это очень дорого.



    Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891г.в семье доцента (под конец жизни-профессора Киевской духовной академии). Мать, Варвара Михайловна, тоже преподавала-в прогимназии.С рождением первенца, Михаила, к преподавательской деятельности уже не вернулась,вслед за Мишей появились на свет Вера,Надежда,Варвара,Нико -лай,Иван,Елена и главной заботой матери стало воспитание детей.


  • Пока был жив отец, Афанасий Иванович в доме Булгаковых царили довольно строгие нравы: существовал чёткий распорядок, соблюдались религиозные обряды. Послушание родителям было для детей первейшей заповедью, забота друг о друге- священным долгом.

  • Ни тихоней, ни святошей в результате такого воспитания Михаил не стал. Это куда как убедительно подтверждает сценка в гимназии которая в романе вспоминается взрослому Алексею Турбину.

  • Он не участвовал ни в каких кружках, не примыкал ни к каким политическим партиям, непосещал митингов, избегал участия в студенческих беспорядках.


  • Дело, впрочем не только во влиянии отца, а быть может, ещё больше в очень ранней, идущей самой его натуры

  • внутренней независимости. Обаянию новых авторитетов –в искусстве или в политике -он, как правило не поддавался.

  • В 1907 году умер Афанасий Иванович.

  • Для семьи это было тяжелейшим ударом. На

  • руках Варвары Михайловны осталось семеро

  • детей. И старшему было 16 лет, а младшей Елене 5 лет. Правда материальная сторона жизни вскоре наладилась: духовная академия добилась для Булгаковых пенсии, которая превышала

  • заработок отца. Постепенно восстанавливалась и душевное равновесии, всей семьи. Были Булгаковы необыкновенно дружны, трогательно заботились друг о друге. «В семье все очень много читали, -вспоминала сестра Михаила Афанасьевича, Надежда Афанасьевна Земская. – Все, начиная с матери, прекрасно знали русскую литературу. Знали и западную».



    Надо полагать, западную читали и в подлинниках, благо знание языков почиталось в семье обязательным. Точно так же все страстно любили музыку- играли на разных музыкальных инструментах, организовали свой домашний хор, в котором участвовали и некоторые из друзей. И столь же страстно увлекались театром, особенно оперой. Дома Часто ставили любительские спектакли, режиссёром которых и одним из исполнителей был Михаил. И очень охотно наведывалась в этот дом шумная гимназическая и студенческая молодёжь.

  • С началом войны 1914 году и еще в течение целого года мало что изменилось в образе жизни молодых Булгаковых. К этому времени Михаил Афанасьевич уже был женат. К слову сказать, женитьба его и предшествовавшие ей события немало переполошили всю семью и особенно мать, Варвару Михайловну. Познакомился он со своей будущей женой в. 1910 году



    Татьяна Николаевна Лапа, еще и гимназии не окончила. Притом жила она с родителями в Саратове- для любовных свиданий не такой уж и ближний для Киева свет. Поездки Миши в Саратов становились всё более частыми. Занятия в университете он забросил настолько, что не перешёл на третий курс, и это было чревато отчислением. А голова его была полна одним- жаждой всё новых встреч с Тасей, как звали в семье будущую невестку.

  • Варвара Михайловна исстрадалась в такой степени, что в конце концов тяжело заболела. Кончилось это вполне благополучно: в апреле 1913 года молодые, наконец, получив согласие родителей, обвенчались.

  • Весной 1916 года Булгаков окончил медицинский факультет университета и стал госпитальным врачом- хирургом. Вслед за тем он был призван на военную службу. Но к осени того же года его неожиданно отозвали из армии и направили в качестве земского врача в Смоленскую губернию, село Никольское. О том, как складывалась его сельская врачебная практика, лучше всего рассказано самим Булгаковым в цикле рассказов «Записки юного врача». «Записки юного врача» печатались в 1925-1927 годах в журнале «Медицинский работник», то есть в издании специализированном.




    Однако вспомним, что 30-е годы- пора расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. Написаны блистательные, лучшие его произведения: биографический роман «Жизнь господина де Мольер», драмы «Кабала святош» и «последние дни» («Пушкин»), «Театральный роман», остроумнейшая комедия «Иван Васильевич» и, конечно же, «Мастер и Маргарита»,роман, принёсший автору посмертную мировую славу.

    Вспоминая о Михаиле Булгакове сохранили для нас облик человека подлинно интеллигентного, мужественного, полного сознания своего достоинства. При всей своей душевной ранимости Михаил Булгаков неизменно сохранил сдержанность, спокойную иронию, облик его был изящен и рыцарствен. Он всегда был верен себе, своей судьбе, оставался русским писателем классической школы. Сохранились интереснейшая булгаковская мысль: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке». Ведь это, в сущности, великий завет Достоевского, всей русской классической литературы от Пушкина до Чехова- «при полном реализме найти в человеке человека». Михаил Булгаков всегда пребывал верен этому завету. Именно таковы историческое назначение и смысл требовательного булгаковского гуманизма. Таковы итоги и уроки этой незаурядной и поучительной писательской судьбы.





    И(1) однако ж (2) это был не сон, а настоящая (3) несомненная действительность. Мы прибавили шагу и через полчаса(4) кажется (5) подошли к водопаду.

    Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.

    В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.

    Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».

5.Глазунов (1) буквально (2) преображался (3) дирижируя оркестром. Он (4) говорят (5) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

1) Много желал да ничего не поймал.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя ры­царских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способно­сти и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В народной медицине водные настои приготавливают хо­лодным или горячим способами.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булга­ков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) За чаем собрались гости да хозяева.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.

2) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.

3) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и ка­зались то стаей летящих птиц то острыми льдинками.

4) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена вы­дающемуся религиозному и государственному деятелю Руси.

9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с распространённым обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)Панкратову это нравилось, и он счастливо улыбался, зажмуривая глаза. (2) Люба напоминала ему молодость и первые, наполненные до краёв счастьем, годы семейной жизни с Натальей. (3) К штабс-капитану сестра относилась равнодушно. (Г.Семенихин)

10. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях :1) Его поведение _ кажется _ всем странным.2) Пароход отойдет _ конечно _ не раньше рассвета.3) Ночь была лунная _ мягкая.4) Ой ты Волга _ родимая Волга _ кто не любит твоих берегов!5) Ты _ может быть _ ждал меня.

11. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые .

Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром,(1) разнося вокруг глухие раскаты. Он то усиливался,(2) то почти затихал,(3) уносясь куда-то вдаль. И дождь,(4) подчиняясь грому,(5) начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве,(6) потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце,(7) посвежевшее и яркое. Старый пушкинский парк в Михайловском,(8) крутые берега Сороти,(9) местной речки,(10) запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала,(11) искрилась и дымилась,(12) окружённая космами пепельных туч. Радуга,(13) казалось,(14) была похожа на арку,(15) воздвигнутую на границе заповедной земли.

(По К. Паустовскому)

Выпишите цифры, обозначающие запятые

    при однородных членах;

    при обособленном обстоятельстве;

    при обособленном определении;

    при вводных словах;

    при уточняющем члене.

12. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А. Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

13. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге.(С. Городецкий) а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

11.а)2,6,8,11; б) 1345; в) 7,12,15; г)13,14;д)9,10

Вариант 1

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (…….)нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

В связи с этим

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Команда, -ы, ж.

1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».

2. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы, механизма. Система команд .

3. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера .

4. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

при´нял тамо´жня на´долго

перелила´ озло´бить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

ТРОЕ братьев у новых ТУФЛЕЙ

без ВИШЕН

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

К..рпорация обж..гать

пом..стить расст..лая с..туация

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

р..спорядиться, с..гласие

чере..чур, бе..болезненный,

пр..образовать, пр..следовать

о..пирать, по..тянуть

без..мянный, сверх..зобретательный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Блюд..чко Зареч..нский

претерп..вать привередл..вый плутони..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

догон..шь, разбуд..шь

беспоко..шься шепч..шься

расчист..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

Мост (не)построен.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ было покрыто водой.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) За чаем собрались гости да хозяева.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми

5)Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение и повествование

4) Рассуждение

22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

1) бесцельные

2) безуспешные

3) старательные

4) вредные

23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)метонимия 2)сравнение

3)сравнительный оборот 4)ирония

5)разговорные слова и фразеологизмы

6)заимствованные слова

8)риторический вопрос

9)синтаксический параллелизм

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

1 вариант

Величественная

У новых туфель

поместить

Преобразовать

преследовать

Привередливый

Шепчешься

Неистощим

Вследствие

Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы
можем найти как сходства так и различия.
3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение
знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это
разграничение поддерживалось крупнейшими
представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь
спорят по поводу переписки Гёте с великим русским
поэтом А.С. Пушкиным.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так
и расположение домов как вековые леса так и уютные
приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть
выставлено от 0 до 2 баллов.
За каждую верно указанную цифру,
соответствующую номеру ответа, экзаменуемый
получает 1 балл. Если верно приведены 2
цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок
записи цифр в ответе не имеет значения.
Задание объединяет в себе два задания из КИМов
прошлого года: на запятые в сложносочинённых
предложениях и в предложениях с однородными
членами. В ответах может быть 2 примера с ССП,
или 2 примера с однородными членами, или 1 –
ССП и 1 – с однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа
15, необходимо помнить, как
ставятся знаки препинания в
простом осложнённом
предложении (с однородными
членами)
и в сложносочинённом
предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам
различать простые и сложные
предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ
ОСНОВА.
Грамматическую основу составляют
главные члены предложения, т. е.
подлежащее и сказуемое в
двусоставном предложении или один из
главных членов в односоставном
предложении.

Простое предложение содержит одну
грамматическую основу. Оно может быть
осложнённым, в данном задании нас
интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом
предложении, осложнённом
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Помни!
Во-первых, однородные члены предложения
НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью
речи. Самое главное, чтобы они отвечали на
один и тот же вопрос и зависели от одного
слова!
Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ
ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и
сказуемое, и определение, и дополнение, и
обстоятельство.
Обозначим однородный член знаком Ο.

Правило. Однородные члены предложения могут использоваться

без союзов
с одиночными союзами
с повторяющимися союзами
Ο,Ο,Ο
В саду
расцвели
розы,
лилии,
ромашки
соединительными союзами
и, да(=и), или
ΟиΟ
Ο или Ο
Вдруг налетела буря с
крупным И частым градом.
Ο, Ο и Ο
Осеннею свежестью,
листвой И плодами
благоухает сад.
союзами противительными
а, но, да(=но), зато, однако
Ο, а Ο
Ο, зато Ο
Не железным ключом
открывается сердце, А
добротой.
или…или
либо…либо
и…и
то…то
не то…не то
ни…ни
1) и Ο, и Ο, и Ο
или Ο, или Ο, или Ο
Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО
ратный стан, ТО схватки боевые.
2) Ο, и Ο, и Ο
Ты меня не слышишь, ИЛИ не
понимаешь, ИЛИ просто
игнорируешь.
3) Ο и Ο, Ο и Ο
Метели И вьюга, стужа И темнота
не помешали полярникам
высадиться на льдины.
с двойными
союзами
не только… но и
как…так и
если не…то
не столько
сколько
хотя и…но
Запятая ставится
перед второй
часть союза!
не только Ο, но и
Ο
как Ο, так и Ο
Эти нормы под
силу вспомнить
КАК мастерам
спорта, ТАК И
новичкам.

10. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Ловушка №1!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай
конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися
союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри
ряда соединены одиночным союзом.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными
подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными
обстоятельствами):
Запятые нигде не ставятся!

11. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Запятая внутри них не ставится!

12. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1) Мы
были
не
только
удивлены,
но
и
,
обрадованы.
2) Гаврила хотел что-то возразить, да сжал
губы.
,

13. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень,
или жасмин.
Запятая
,
,
не ставится во фразеологических
оборотах с повторяющимися союзами:
и то и сё,
ни то ни сё,
ни свет ни заря,
ни рыба ни мясо,
ни днём ни ночью,
ни дать ни взять,
ни взад ни вперёд.

14. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1) Пурга, сильный ветер остановили путников.
,
2)Много
лет
жили
и
трудились
в
Сибири
потомки Ермака Тимофеевича.
3) Снег и ветер, солнце и дождь сменяли друг
друга во время нашего путешествия.
,

15. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1) Она взяла
вилку
и
нож
и
начала
есть.

16. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

,
,
фразеологизм
,
,
,
,

17. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Здесь можно потренироваться в постановке знаков
препинания в предложениях с однородными членами:
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2b6018976de-4240-b667201e136ff70f/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_016%5D.swf
2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22dd8d1717c3-4b48-b85d624b839e937f/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_017%5D.swf
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73b2660f-0b7f4480-88b1a50671c17416/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_018%5D.swf
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e46aeac5aa68-4ab2-95e33e3a253b55e2/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_015%5D.swf

18. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором
простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило,
равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся
между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга
запятыми.
И, ДА, НИ… НИ;
ТОЖЕ, ТАКЖЕ;
А, НО, ДА (в значении НО),
ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ;
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,
ТО… ТО…,
НЕ ТО… НЕ ТО…,
ТО ЛИ … ТО ЛИ

19. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Знаки препинания не ставятся
1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью,
люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила
настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям
предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее
придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на
полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3)
относится к общему придаточному предложению (1)

20. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть
повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и…,
поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили
прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то
ли…, поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё
раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать
хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как
мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и
дождливо.

21. Разберём задание

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных
,
форм в корейской архитектуре.
(Нет однородных членов, предложение простое).
(5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли
изменить настроение гостя.
1. Находим грамматические основы. Все предложения простые.
2. Устанавливаем, как связаны однородные члены, чертим схемы.
3. Выбираем ДВА варианта ответов: 23

22.

23.

15-1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах
борются химическими способами.
3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в
домашнем кругу.
4) То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
5) Солнце быстро прогрело небольшое озеро и в нем сразу
закипела жизнь.
35

24.

15-2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В народной медицине водные настои приготавливают
холодным или горячим способами.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков
чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в
жизни и литературе.
3) Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет.
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть
голубоватыми.
5) Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное
и бьется невероятно быстро.
34

25.

15-3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании
настоящего боя.
2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на
самые незаметные звуки жизни.
3) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
4) За чаем собрались гости да хозяева.
5) И метался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались
искры по туманам...
15

26.

15-4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Защитой средневековому воину служили простая стёганая
туника или детали доспехов.
2) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
3) 2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью
на шёлковых или бумажных свитках.
4) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал
преимущество живописи перед поэзией и многие
современники разделяли его точку зрения.
5) Сердце у крошечных колибри относительно их веса
огромное и бьется оно невероятно быстро.
45

27.

15-5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и
приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных
станков и приспособлений для обработки листового
металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или
твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом
то морем.
5) В поведении скворца много суетливого и забавного
деловитого и хитрого.

28.

15-6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
2) Индивидуальность писателя проявляется даже в
предпочтении того или иного цветового эпитета.
3) Почти каждый из французских скульпторов работал
одновременно и в историко-мифологическом и в портретном
и в пейзажном жанрах.
4) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и
расположение домов как вековые леса так и уютные
приморские города.
5) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и
тревожно
15

29.

15-7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их
наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как
по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…
4) Там будет праздник не только сегодня но и завтра..
5) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и
могла двигаться в нужном направлении даже при встречном
ветре.
34

30.

15-8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей
на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и
умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не
чувствует растерянности.
5) В его коллекции было много ножей и кинжалов пистолетов и
ружей.
35

31.

15-9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в
библиотеке.
2) Между тем разведчики Кизевича все не возвращались и это
тяжелым камнем лежало на душе комбата.
3) Человек должен соблюдать как юридические так и
нравственные законы.
4) Океан и небо перемешались и понеслись над головой
потоками воды.
5) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на
шёлковых или бумажных свитках.
23

32.

15-10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким
голосом.
2) Недавно шел первый снег и все в природе находилось под
властью этого молодого снега.
3) Лесные ягоды лучше всего собирать утром или вечером.
4) Французская революция не была результатом случайного
стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.
5) Тихо и синева повисла между еще зелеными деревьями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!