Значение слова звукопись в словаре литературоведческих терминов. Исследовательская работа "звукопись как особый художественный прием поэтической речи"

Шкловер Марк Юрьевич

Эмоции звука и звук эмоций

Табл. 1. Звук эмоций .

Все значения приведены относительно буквы "А". Грамматический потенциал буквы, Рифмовый потенциал буквы, величина Эмоционального потенциала буквы и Качество стихотворения оценивались по 5-ти балльной шкале.

Буква Коли-чество Потен-циал ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР БУКВЫ Качество стихотворения Комментарии
слов глаголов грамматический рифмовый Величина Направление
А СМЯТЕНИЕ. Абсурд, азарт и апатия Мало глаголов, слабый ЭВБ.
Б ВРАЖДЕБНОСТЬ Бремя боя(брат бьет брата)
В Вера, величественность Вечность, время, вселенная
Г ГНЕВ Гнет гнева, греха, грязи и горя.
Д 1.5 ДОЛГ Дело, деньги, душа, дружба
Е 0.1 0.1 - - - Нет звука Е - Немощная буква
Ж 0.1 0.5 СТРАСТЬ, ЖАЖДА Желания, жажда жизни Немощная буква
З ЗАВИСИМОСТЬ Зов, земля, злато, зона, звено
И 1.5 ИНТЕРЕС Играть, искать, интрига Небольшой недостаток глаголов
Й - - - Немощная буква
К КОВАРСТВО Каверза, кинжал, конфликт
Л 0.5 1.5 ЛЮБОВЬ Ласкать, льнуть, лобызать
М 1.5 МАЯТА Мелькать, маячить, мяться Не достает глаголов
Н УНЫНИЕ Нытье, наказание, нервы Глагольное хранилище РЯ
О УДИВЛЕНИЕ Ошеломление, ой, обман Глагольное хранилище РЯ
П ГОРДОСТЬ Победа подвиг премия приз Глагольное хранилище РЯ
Р ИССТУПЛЕНИЕ Раж, рвение, рев, рык Глагольное хранилище РЯ Недостаток сущ. и прилагат.
С СОСТРАДАНИЕ Смерть, скорбь, старость
Т 2.6 ТРЕВОГА Темень, тайна, тишина Небольшой недостаток глаголов
У 8.6 УЖАС Упырь, убийца, урод Недостаток существительных
Ф 0.5 УВЕРЕННОСТЬ Форт, ферзь, фатум Серьезный недостаток глаголов.
Х 0.5 ОТВРАЩЕНИЕ Хам, хлам, хлев
Ц 0.1 0.5 ПРЕВОСХОДСТВО Царь, центр Немощная буква
Ч 0.5 ВЕСЕЛЬЕ Чудак, чучело, чумазый
Ш 0.5 ШОК Штурм, шквал, шторм Перекос в сторону глаголов, недостает существительных
Щ 0.05 0.3 ПРИВЯЗАННОСТЬ Щадить, щит, щупать Немощная буква
Э 0.5 0.5 0.5 ДОСАДА Эх Серьезный недостаток глаголов. Нулевой ЭВБ
Ю 0.05 0.1 Нет звука Ю Серьезный недостаток глаголов
Я 0.1 0.1 Нет звука Я Немощная буква


Табл. 2. Эмоция звуков . За основу взята классификация эмоций и чувств Ильин Е.П. (добавленные эмоции в левой колонке написаны строчными буквами)

ЭМОЦИЯ-ЧУВСТВО ЗВУК Эмоциональный вектор
Эмоции ожидания и прогноза
ТРЕВОГА Т Темнота, тайна, тишина
СТРАХ, ужас У Упырь, убийство
Фрустрационные эмоции
ДОСАДА Э Эх
УНЫНИЕ, нытье Н Ныть наказание напасть напрасно надрыв
ТОСКА, маята М Мелькать маячить мяться
ОТВРАЩЕНИЕ Х Хабал хам хлам
ГНЕВ Г Гад геена гниль гной гнусь грех гримаса гром
ИССТУПЛЕНИЕ, раж, Р Рев, радость, рвение, рык
Коммуникативные эмоции
ВЕСЕЛЬЕ Ч Чавкать чадо чечетка чмок чудак чучело
СМЯТЕНЬЕ, состояние абсурда А Агония адреналин авария анархия
сострадание С Смерть, скорбь, старость
Интеллектуальные эмоции
УДИВЛЕНИЕ, ошеломление О Очень обман обмереть ой осечка
ИНТЕРЕС И Игра, интуиция, искать
Эмоции догадки
УВЕРЕННОСТЬ Ф Факт форт ферзь финка фатум
Эмоции, возникающие в процессе деятельности
СТРЕСС, шок Ш Штурм шквал шторм шило шприц шпага шпиль шпора штык
ЧУВСТВА
ПРИВЯЗАННОСТЬ Щ Щадить, щит, щупать
зависимость З Зов, земля, золото, зона, звено, зерно
долг Д Делать, дети, дом, деньги, друг, держава, дружина, душа
ЛЮБОВЬ Л Ласкать, льнуть, лобызать
страсть, жажда Ж Желать, жить, женщина, жадность, жизнелюбие
ПРЕВОСХОДСТВО Ц Царить, целый, центр
ВРАЖДЕБНОСТЬ Б Бить, бичевать, бомбить, бой
АГРЕССИЯ, конфликт, коварство К Карать, кинжал, клинок, кипеть, конфликт
ГОРДОСТЬ П Побеждать патриот престиж перл подвиг почтение премия приз
вера, величественность В Вечность, время, вселенная, верх, воля, воин, власть

Звукоряд слов, создающий определенное звучание, выступает инструментом формирования смыслов. Это первая (и основная) функция звукописи в поэтическом тексте. Термин «функция» употребляется здесь в значении «задача» – попросту говоря, функция определяет, что дает употребление того или иного приема в тексте.

Функции звукописи

1. Звукопись является проводником смысла.
В этом контексте понятие «звукопись» употребляется в узком смысле слова: как соответствие звукового состава фразы изображаемому.


1. И буду слушать тишину,
Листая Пушкина поэмы,
Смотреть в окошко на Луну
И ворошить в уме проблемы.

2. Дует губы вечер. Ветер дует.
Хмурит речка брови-берега…


2. Звукоповтор действует суггестически, порождает магию слова, эффект музыкального сопровождения, тонко передает настроение лирического героя.
Фонетическая выразительность вносит весомый вклад в создание энергетики стихотворения, его воздействующего потенциала. Артикуляционное напряжение, с которым произносятся многие сочетания согласных, влечет за собой общую фонетическую напряженность стиха, и это напряжение передается содержанию, влияет на его восприятие.


Колосится колосок,
Солнце целится в висок.
Блики, лики, лица.
Но кукует птица.
Колесило колесо,
Закатилось за лесок.
Крест на колокольне
Небо колет больно


.
3. Звукопись усиливает нелинейность поэтического текста, проявляющуюся в большой роли вертикальной связности. Слова связываются не только по горизонтали, линейно – морфологической и синтаксической связью (когезия), но и по вертикали, т.е. создаются смысловые, образные, звуковые переклички слов, объединяющие их в одно целое (когерентность).


Анатолий Мельник
НА РЫБАЛКЕ

Легкая рябь и зыбь,
Темные спины рыб,
Блики и облака,
Солнцем полна река.
Плавные плавники,
Нега и блажь строки.
Мой невелик улов
Щук, окуней и слов.


4. Звукопись ослабляет неточную рифму, если таковая имеется в строфе. Например:

Глянул – совсем сед,
Рядом сосед, дед,
В душу мою – сад,
Семь поселил бед.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. А. встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. А. богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность А. в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русской народной поэзии А. занимает заметное место. Звучные А. рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...

Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста близ...

С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на А. и на рифме, которая вышла из А., находящейся под ударением: «Как возьмет голод, появится и голос»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Один с сошкой, семеро с ложкой». У поэтов досиллабической и силлабической эпохи стихосложения А. не встречаются: в то время русские поэты усердно трудились над выработкой новых ритмических форм стиха, и такие детали, как А., были вне поля их зрения. Лишь в 18 в., когда реформаторы русского стихосложения В. Тредиаковский и М. Ломоносов развили основы нового метрического стиха, появилась тенденция к использованию А. как средства звуковой выразительности. Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»:

Бугристы берега, благоприятны влаги,

О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,

О, грады, где торги, где мозго-круглы браги...

(«О сомнительном произношении буквы „г“ в Российском языке»)

Удачны опыты аллитерирования стиха у А. Сумарокова, Г. Державина и К. Батюшкова. Великолепны А. в стихах А. Пушкина.


Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Кто к торгу страстному приступит?

Свою любовь я продаю...


В следующих стихах Пушкина применена тонкая А. - комбинация созвучий согласных и гласных:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

В духе пушкинского артистизма встречаются прекрасные А. и у других поэтов, например:

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам.

(Н. Языков)

Волга, Волга, весной многоводной

Ты не так заливаешь поля...

(Н. Некрасов)

В стихах символистов, культивировавших А., нередко нарушается чувство меры; их А. вычурны и назойливы, что особенно относится к Бальмонту, поразившему когда-то современников стихотворением «Челн томленья», сплошь построенном на механической смене аллитерирующих звуков - в, б, ч, с и др.:


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...


Другое стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л»:


С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» - Светло,

Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» -

Полночь глядит с небосклона.


Оригинальны А. в следующих стихах И. Северянина:

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по шоссейному песку.

«Дозировать аллитерацию, - писал В. Маяковский в статье „Как делать стихи?“, - надо до чрезвычайности осторожно и по возможности невыпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Одним из элементарных видов А. является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом):

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть... Тебя уже не будет скорро.

Или в стихотворении П. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии»:

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

АССОНА́НС (франц. assonance - созвучие) - 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Например, А. в «Слове о полку Игореве»:

Рища в тропу Трояню,

чрес поля на горы, -

пети было песнь Игореви...

Коли Игорь соколом полете, -

тогда Влур влъком потече...

А. пересыпаны русские народные стихи - песни, частушки, пословицы и поговорки:


Девушка спесива -

Не дала спасибо,

Дружком не назвала.

Аленушка не добра,

Испить воду не дала.

Чернобровый большой парень

Положил на сердце камень.

Дарю платок - сини коймы,

Утирайся, милый, помни.

Милый - сокол, милый - лебедь,

Как соскучится - приедет.


Вот А. в частушках Ярославской области:


Сошью платьице с оборкой,

На оборке вышью буф.

Нету время тяжелее,

Когда милый любит двух.

Веселее пой, гармошка,

Громче, черномехая,

Моя милка по дорожке

На фордзоне ехала.

Подруженьки про меня

Говорят, что модница.

Мне и надо модной быть,

Потому - колхозница.


Наряду с рифмами А. встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским - Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы: от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать. Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и А., например у Пушкина:


И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

(«Полтава»)

Но уж дробит каменья молот,

И скоро звонкой мостовой

Покроется спасенный город,

Как будто кованной броней.

(«Путешествие Онегина»)


Развитие А. в русской поэзии конца 19 и начала 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. В советскую эпоху А. пользуются почти все русские поэты.

Вот начало поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», где первые две строфы целиком выдержаны в системе А.:


про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

время потому,

что резкая тоска

стала ясною,

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь!

растекаться

слезной лужею?

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.


Вот ряд образцов А. в стихах других советских поэтов:


Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть.

Войду, сниму пальто, опомнюсь,

Огнями улиц озарюсь.

(Б. Пастернак)

Поздравляю вас, мама,

с днем рождения вашего сына.

За него вы волнуетесь,

и волнуетесь сильно.

Вот лежит он,

больной и неприбранный,

Неразумно женатый,

для дома неприбыльный.

(Е. Евтушенко)

Подолгу наблюдали мы закат,

Соседей наших клавиши сердили.

К старинному роялю музыкант

Склонял свои печальные седины.

(Б. Ахмадулина)

Когда в душе души избыток -

Ни мелких чувств, ни слов избитых.

Душа по-новому щедра,

Добра, как песенка щегла.

(Р. Казакова)


2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние А. встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:

Сени новые, кленовые, решётчатые...

Выпускала сокола из правого рукава...

Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко и далеко на родиму сторону.

Внутренним А. мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у»:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Весьма выразительны внутренние А. у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:

У наших ушки на макушке,


Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

Вот затрещали барабаны -


Примеры звукописи в русской поэзии

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) разные "стили" поэзии. В целях З. может использоваться:

а) повтор звука: "Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну" (А. Блок);

б) повтор фонетически близких звуков: "Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак);

в) противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклоненных, /Шевеля тяжелыми складками/Шелков зеленых" (М. Волошин);

г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов).

Приёмы З. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, "Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа "словесной инструментовки", в сборнике: Поэтика, в. 5, Л., 1929.

ЗВУКОПИСЬ — см. Фоника.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

ЗВУ́КОПИСЬ - совокупность приёмов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «Полено упало на палец Наполеона» - в этой фразе многократный повтор согласных п-л (л’)-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приёмов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.

Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определённым семантическим значением:

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

Идёт. К нему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремлённость рус. царя.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’"Ονομα — имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней — смыслом его. В словах — квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот — звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д.

Если для изучающего русский язык известно значение слов — лягушка, кошка и корова, — то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу — кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово βου̃ς, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции (свои уклады органов речи), — вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание — топот, для немцев — Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами.

Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1) ономапоэтичность звуков и 2) ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов (см. Аллитерация). Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот — ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове — копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:

О, как, о как

Нам к вам,

О, боги, не взывать.

(Сумароков).

Слова «как» и «к вам», взятые отдельно, не имеют отношения к кваканью лягушек, но в связи они характеризуют это кваканье.

Другой пример из Шантеклера Ростана, в переводе Щепкиной-Куперник:

ХОР ПЧЕЛ.

Жужжа, кружим,

Кружа, жужжим,

Мы из жасминов жадно пили,

Потом летим к цветам чужим.

Ух, ух, ух!

Шипи и трещи и сипи-и-и-и,

И мяукай,

Ухай, вой, улюлюкай,

Запугивай адской мукой.

Ух, ух, ух!

Ономапоэтичность, построенная на косвенной инструментовке, состоит в установлении связи между слуховыми ощущениями и другими — зрительными или моторными. Пример из Шантеклера:

Реет рой, рой резвых ос

Над грядой румяных роз;

Под игрою ранних рос

Нежно рдеют ризы роз.

Здесь звук «с» свистящий, как бы режущий, ассоциируется с жалом осы.

Ономапоэтичность ритма сводится или к быстрому, или медленному его течению. Примеров мы приводить не будем: их можно подыскать на любой странице у наших поэтов. Ритм иногда сочетается с ономапоэтичностью, например, в пословице — «тише едешь, дальше будешь».

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. dic.academic.ru

ЗВУКОПИСЬ - в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. ("...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт).

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ЗВУКОПИСЬ - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д.

Целое: звуковая организация стиха

Вид: звукоподражание

Прочие ассоциативные связи: консонантизм, сингармонизм

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...

К. Бальмонт

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. Пушкин

"В поэзии звучащее слово дается крупным планом. Слово превращается в образ, и в этом важную роль играет звукопись" (Е. Эткинд).

"Фонетические эффекты, звукопись может показаться верхом искусности, полной и свободной властью над речью. Но это не всегда так, потому что в таких стихах заранее приняты определенные ограничения, определенные "правила игры" (В.В. Кожинов).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Звукопись - фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Аллитерация и консонанс

Аллитерация - прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», - строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс - повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма - приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора - это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы - художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух -

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Цель: повторение изученного в 5-7 классах о звукописи, тропах речи; использование знаний на практике при анализе текстов.

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Звукопись.
    1. Аллитерация.
    2. Ассонанс.
  4. Четыре времени года в звукописи.
  5. Тропы речи.
    1. Эпитеты.
    2. Олицетворения.
    3. Метафоры.
    4. Сравнения.
  6. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися. Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель».
  7. Анализ прозаического текста. Н. Соколовой «Рябинка».
  8. Подведение итогов урока.
  9. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

I. Организующий этап

Слово учителя о теме урока, целях, об эпиграфе, к которому вернемся позже.

II. Какие мудрые мысли вы нашли и записали в домашней работе?

1. Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).

2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).

3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет… (Н. Браун).

4. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин).

III. Что такое звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.
Вернемся к эпиграфу. Какие звуки повторяются? Громыхание грозы, шепот и шорох морского гравия. Как называется это явление? Аллитерация и ассонанс. Что такое аллитерация? Это повторение одинаковых или сходных звуков. Ассонанс – это повторение гласных звуков.

IV. Следующий этап урока – четыре времени года в звукописи. Мы поговорим о том, что можно слышать весной, летом, осенью, зимой; отметим ассонанс и аллитерацию. Итак,

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят… (Ф. И. Тютчев)

Непрерывное повторение ут, у напоминает гул потока, бл, гл – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.

Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
журч, руч, урч – журчание воды;
жуж, шм, – жужжание.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. А. Некрасов)

Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; у – напоминает свист ветра.

Веселым треском трещит затопленная печь.
тре, тре, ч, щ – напоминает треск дров в печи.

Но не всегда звукопись явна, видна отчетливо. Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам откроется необычайное звуковое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью.
Возьмем, например, басню Крылова «Ворона и Лисица».
Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой вороны?
«Взгромоздясь, позавтракать, призадумалась» - тяжелые сочетания звуков.
А какие – для Лисицы? – «близохонько, пленил». Вкрадчивость, льстивость Лисицыной речи, с придыханием, фальшивой восторженностью – «голубушка, хороша, царь-птица, светик, сестрица, перышки».

V. Важнейшее качество художественного текста – его выразительность. Выразительность же зависит от присутствия в языке определенных средств, которые способны придавать речи это качество, это изобразительно-выразительные средства.

1. Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в нем какое-либо свойство, качество. Это образное определение предмета или действия; слова, использованные в переносном значении. Эпитет – поэтическое определение.

Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
Эпитет может указывать на:

1) величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («весенние мечты»);
3) цвет («рудо-желтый песок», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»);
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («мой первый друг, мой друг бесценный»).

2. Олицетворение – это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Олицетворения используются при описании явлений природы окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)

Назовите олицетворения, найдите прием звукописи.

3. Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)

4. Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака; открытое сопоставление.

Внизу, как зеркало стальное , синеют озера сруи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер , услал дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел , за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

VI. Мир насекомых – самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный, интригующий и любопытный, дает множество ассоциаций с миром человеческой жизни. Среди вечных лирических сюжетов, переходящих из одной поэтической книги в другую, это и мотыльки, и пчелки, кузнечики, муравьи, бабочки и шмели. Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Последний шмель». (Текст стиха, размноженный на ксероксе, перед учениками)

Анализ стихотворения.

тихотворение называется «Последний шмель». Слово «последний» - одно из любимых в творчестве Бунина. Выясним значение этого слова (последний шмель, последние дни). Связь с темой осени и смерти, с грустью, печалью; осень, последние дни радости, счастья, увядания, смерть шмеля.
Стихотворение состоит из трех строф, слово «шмель» есть только в первой и третьей строфе. Первая строфа содержит звукопись и цветопись.
Сколько шипящих звуков [ ч ], [ ш ] вы насчитали? 10. Сколько свистящих? [ з ], [ с ] – 7. Как называется это явление? – аллитерация. Есть ли ассонанс? – [ а ], [ у ] – 15, 6. Такое нагнетание свистящих, шипящих звуков, подкрепленное ассонансом, способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля. Эпитеты – черный, бархатный, золотой – помогают изображению шмеля. «Золотое оплечье» - величественный, бархатный – так и хочется погладить, черный и золотой – торжественные цвета. Черный цвет – цвет траура, предчувствие гибели. Первая строка звучит празднично, а вторая разрушает эту атмосферу, подготавливая тему осени, увядания, грусти. «Шмель… заунывно гудящий певучей струной» - метафора.
Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог (ты - со мной). Поэтическое обращение в форме вопросительного предложения.
Таким образом, многокрасочный мир природы (шмель), противопоставленный бесцветному миру человека (жилье человечье), в то же время объединен с ними общим настроением.
Вторая строфа представлена короткими, отрывочными предложениями. Приставка по - (полетай, погуди) означает непродолжительность времени. Мир природы и здесь многокрасочен (свет, зной, безмятежность, жара). Мир человека (подоконники ярки).
Настроение предощущения гибели усиливается. Красота природы быстротечна.
Название цветка (на засохшей татарке) сменяется красочной метафорой (на подушечке красной). Увядший цветок преображается в прекрасное посмертное ложе шмеля.
В третьей строфе происходит размежевание мира человека и мира природы. Человек мыслит, осознает происходящее. Стихотворение обретает философское звучание (опустели поля, бурьян, ветер угрюмый – эпитет).
В смерти шмеля нет трагизма. Шмель, и живой, и мертвый, охарактеризован одним эпитетом: золотой, то есть несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты.

VII. Человек и природа, умение видеть и ценить красоту, ответственность каждого из нас за свои поступки – темы, актуальные для сегодняшнего времени. Перед нами текст Соколовой о рябинке. Чтение текста учеником (выразительность, интонация).
Тема текста?
– Рябинка.
Основная мысль?
– Каждый человек отвечает за свои поступки, и все мы вместе в ответе за происходящее на Земле; что же останется после нас.
Стиль?
– Художественный в сочетании с разговорным.
Тип речи?
– Повествование и описание с элементами рассуждения. Какие художественные и языковые средства использует автор для описания деревца, участников действия?

(Ученики в своих тетрадях делают записи, потом зачитывают).

1. Рябинка, деревце – уменьшительно – ласкательные суффиксы, веточка.
2. Олицетворения: рябинка пристроилась на обочине, тянулась к свету и поднялась, мотая головой; гроздья смеялись; ветки протягивали листья.
3. Эпитеты: рябинка долговязая, угловатая, милая, кудрявая, богатая; тонкие ветки; тяжелые пышные богатые гроздья, ярко и празднично окрашенные; добрые длинные склеенные листья. Люди: бездушные люди.
4. Сравнение: рябинка долговязая, как подросток; листья склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
5. Метафоры: деревце запылало, как костер; каждая ягода дрожала в капле воды; на рябинке горела одна – единственная яркая кисть.
6. Использование диалога, реплики действующих лиц характеризуют их. Можно много говорить на эту тему, но для нас этот урок – еще одна ступенька к полному анализу художественного текста, а в будущем – и к ЕГЭ.

VIII. Подведение итогов урока

– Ребята, о каких языковых явлениях мы говорили сегодня на уроке?
– Зачем в художественных текстах используется звукопись? Тропы речи?

IX. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок

X. Домашнее задание

Сделать анализ любого стихотворения о природе русского поэта.

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

  1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
  2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
  3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
  4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга -

горе дола.

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе - через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись - один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!