Афанасьева церковнославянский язык самоучитель скачать в пдф. Церковнославянский язык

Церковнославянский язык. Миронова Т.Л.

М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 2008 - 302 с.

Книга посвящена протестантизму – направлению христианства, которое исповедуют ныне по всему миру. Почему протестанты, или, как они себя назвали, «евангельские христиане», никогда, за все шестьсот лет своей истории, не хотели состоять в одной церкви, под началом одного первосвященника? Почему, глубоко преданные идеалам Христа, они совсем иначе, чем католики и православные, относились к памяти Божьей Матери? Почему нетленные мощи угодников и земную красоту икон они считают позорным для христианина «идолопоклонством»? Почему в России немалое число людей не гнали иноземных проповедников, а шли в «штундисты», рискуя жизнью ради новой веры? Ответ на эти вопросы дает вероучение протестантов – членов лютеранской, реформатской, англиканской, баптистской и множества других церквей. В книге раскрываются мировоззренческие установки протестантизма, особенности его догматики, культа, этики, а также его увлекательная история. Книга предназначена для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, а также всех интересующихся историей религии и культуры.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,4 Мб

Скачать:

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Церковнославянский язык и путь Богопознания
Урок 1
§1. Церковнославянская азбука
§2. Трудности церковнославянской азбуки
Урок 2
§1.Как читать по-церковнославянски
§2. Надстрочные знаки
§3. Титла, паерок
§4. Изображение чисел в церковнославянской графике
Урок 3
§1. Слова церковнославянского языка, их происхождение и значение
§2. Изменение значений церковнославянских слов в русском языке
§3. Звуковые особенности церковнославянских слов
Урок 4
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
§1. Грамматические свойства имени существительного
§2. Изменение имен существительных по числам
§3. Изменение имен существительных по падежам
§4. Типы склонения имен существительных
Урок 5
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§1. Первое склонение имен существительных
§2. Второе склонение имен существительных
§3. Чередование согласных при склонении имен существительных
Урок 6
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§1. Третье склонение имен существительных
§2. Четвертое склонение имен существительных
Урок 7
МЕСТОИМЕНИЕ
§1. Местоимение и его значения
§2. Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение сод
§3. Личные местоимения 3-го лица
§4. Местоимения ИЖЕ, ЕЖЕ, IАЖЕ
Урок 8
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§1. Грамматические свойства имени прилагательного
§2. Склонение кратких имен прилагательных
§3. Склонение полных имен прилагательных
§4. Степени сравнения имен прилагательных
Урок 9
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§1. Имя числительное и его значения
§2. Склонение количественных числительных
§3. Уклонение порядковых числительных
НАРЕЧИЕ
§4. Наречие и его значения
Урок 10
ГЛАГОЛ
§1. Грамматические свойства глагола
§2. Глагол в настоящем и простом будущем времени
§3. Глаголы архаического спряжения
§4. Глагол в сложном будущем времени
Урок 11
ГЛАГОЛ
Глагол в прошедшем времени
Глагол в аористе
Трудные случаи спряжения аориста
Глагол в имперфекте
Урок 12
ГЛАГОЛ
§1. Глагол в перфекте
§2. Глагол в плюсквамперфекте
§3. Глагол в повелительном наклонении
§4. Глагол в желательном наклонении
§5. Глагол в сослагательном наклонении
Урок 13
ПРИЧАСТИЕ
§1. Грамматические свойства причастия
§2. Склонение действительных причастий настоящего времени
§3. Склонение действительных причастий прошедшего времени
§4. Склонение страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Урок 14
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§1. Подлежащее и сказуемое
§2. Второстепенные члены предложения
§3. Дательный самостоятельный
Урок 15
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§1. Сложносочиненные предложения
§2. Сложноподчиненные предложения
§3. Придаточные цели в церковнославянском языке
§4. Придаточные условия в церковнославянском языке
Контрольные работы
Контрольная работа № 1
(уроки 1,2,3)
Контрольная работа № 2
(уроки 4, 5,6, 7)
Контрольная работа № 3
(уроки 8,9,10,11)
Контрольная работа № 4
(уроки 12,13,14,15)
Словарь
Список рекомендуемой литературы

4 667

Учебник предназначается для студентов православных высших и средних духовных учебных заведений, в том числе для заочников, а также может служить удобным пособием всем желающим изучать церковнославянский язык самостоятельно. Среди учебных текстов - утренние и вечерние молитвы, псалмы, входящие в состав церковных служб, полностью Евангелие от Матфея, канон и акафист Божией Матери.

Скачать djvu: YaDisk 2,9 Mb - 600 dpi - 368 c., ч/б текст, оглавление - 3
Введение - 8
Возглашение перед святым Евангелием («Проглас» Константина Философа) - 30
Урок 1 1. Особенности церковнославянской азбуки - 33
2. Надстрочные знаки - 38
3. Употребление прописных букв - 40
4. Знаки препинания - 41
5. Правила произношения - 41
6. Цифровые значения букв - 43
Приложение. О церковном чтении - 45 Урок 2 1. Первое склонение существительных (основной тип). Твердый и мягкий варианты - 49
2. Склонение кратких прилагательных мужского и среднего рода - 51
3. Спряжение глаголов в настоящем (будущем простом) времени - 53
4. Спряжение глагола быти в настоящем времени - 54 Урок З 1. Склонение существительных с основой на г, к, х - 55
2. Смешанный тип первого склонения - 56
3. Особенности звательного падежа существительных первого склонения - 57
4. Прошедшее время. Аорист - 57
5. Склонение личных местоимений азъ , ты и возвратного местоимения себе - 59 Урок 4 1. Второе склонение существительных - 60
2. Склонение кратких прилагательных женского рода - 62
3. Склонение местоимений третьего лица - 63
4. Склонение полных прилагательных - 65
5. Перфект - 66 Урок 5 1. Третье склонение существительных - 70
2. Притяжательные прилагательные - 71
3. Архаическое спряжение глаголов - 73
4. Порядок слов в простом предложении - 74
5. Абстрактно-собирательное значение формы множественного числа среднего рода полных прилагательных без определяемого слова - 74
6. Дательный принадлежности - 75 Урок 6 1. Склонение местоимения той - 77
2. Аорист от основ на согласный (продолжение) - 78
3. Архаический аорист на –тъ - 80
4. Дательный падеж с инфинитивом - 80
5. Значение еже перед инфинитивом - 81 Урок 7 1. Влияние третьего склонения на первое - 85
2. Имперфект - 86
3. Действительные причастия настоящего времени - 87
4. Слитные формы местоимения с предлогами - 89 Урок 8 1. Имперфект (продолжение) - 92
2. Действительные причастия прошедшего времени - 93
3. Четвертое склонение существительных (общая характеристика) - 94 Урок 9 1. Имперфект от глаголов с основой инфинитива на –и – - 97
2. Действительные причастия прошедшего времени от глаголов с основой инфинитива на -и- - 97
3. Глаголы с суффиксом –ну – - 98 Урок 10 1. Несклоняемые прилагательные - 102
2. Прилагательные на –ск – - 102
3. Сослагательное наклонение - 103 Урок 11 1. Влияние на первое склонение утраченного склонения - 108
2. Двойной винительный (Acctisativus duplex) - 108
3. Страдательные причастия - 110 Урок 12 1. Некоторые другие особенности первого склонения - 120
2. Особенности второго склонения - 121
3. Дательный самостоятельный (Dativus absolutus) - 122 Урок 13 1. Повелительное наклонение - 128
2. Конструкция да + настоящее (будущее простое) время - 129
3. Иже с причастием и другими частями речи - 131 Урок 14 1. Повелительное наклонение (продолжение). Архаические черты в повелительном наклонении - 154
2. Четвертое склонение. Множественное число мужского и среднего рода - 155
3. Плюсквамперфект - 157
4. Сравнительная степень прилагательных - 157 Урок 15 1. Четвертое склонение существительных. Слова женского рода - 168
2. Сравнительная степень прилагательных (продолжение) - 169
3. Дательный с инфинитивом (продолжение) - 170
4. Винительный с инфинитивом (Accusativus cum infinitivo) - 171 Урок 16 1. Особенности числительных - 180
2. Будущее время - 181
3. Описательные формы времен - 182
4. Плеоназм - 183 Тексты для чтения Евангелие от Матфея - 194
Из службы Сретению Господню - 260
Псалом 136 - 261
Стихиры и тропари из Постной триоди - 262
Из службы Субботы Акафиста - 264
Синаксарь Субботы Акафиста - 275
Песнь хваления св. Амвросия, епископа Медиоланского - 279
Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа - 280
Канон о Распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы - 297
Канон Великой Субботы - 302
Пасхальный канон и стихиры Пасхи, Слово огласительное св. Иоанна Златоуста - 309
Стихиры и тропари из Цветной триоди - 317 Приложения Русский перевод псалмов, включенных в учебник - 323
Употребление буквы ять - 345
Числительные, количественные и порядковые - 348
Слова, встречающиеся под титлами - 349
Месяцы. Дни недели - 351
Таблицы - 351
Источники цитат - 360
- 362

Предисловие

«Пойте Богу нашему… пойте разумно».
(Пс. 46, 7-8)

Церковнославянский язык - наше драгоценное национальное достояние. Это язык, на котором уже тысячу лет Святая Русь возносит свои молитвы к Богу.

«Это не преувеличение: „Святая Русь”… Прошли, канули безвозвратно в историю темные годы религиозной глухоты и слепоты, когда эти чудесные слова выговаривались с иронической, кривой усмешкой… - писал замечательный русский ученый Иван Александрович Ильин в 30-х годах XX века, работая в эмиграции для возрождения России. - Русская интеллигенция учится и научается произносить их иначе - с глубоким чувством, цельно и искренно: и сердцем, и разумом, и устами, и волею…»*

* О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелев. – Собр. соч. Т. 6. Ч. 1. М, 1996, с. 388.

Церковнославянский язык звучал веками для поколений наших предков, и он изначально был родным для них, он имел тот же грамматический строй и почти тождественный словарный состав, и лишь небольшие южнославянские особенности в звучании общеславянских корней да некоторые книжные, не свойственные живой речи обороты, появившиеся под влиянием греческого синтаксиса, отличали его от языка древнерусского. Первый книжный язык славянства, он стал также и первым русским литературным языком, стилем древнерусского языка, предназначенным для богослужения и духовных книг. Правда, он имел в своем составе целый пласт слов новых, созданных нашими первоучителями в ходе их переводческой деятельности, но эти слова, создаваемые из славянского же материала, скоро стали привычными для слуха.

Теперь мы находим в церковнославянском языке многое, что открывает нам историю русского языка, объясняет его особенности. Теснейшая {3} связь русского литературного языка с языком церковнославянским очевидна. «Мы, русские, - писал академик П. А. Лавров, - особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своем литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем»*. По праву можно видеть в русском литературном языке единственного прямого наследника древнего церковнославянского (старославянского) языка святых Кирилла и Мефодия. В этом - одна из важнейших причин для нас сохранять древний богослужебный язык, вопреки тенденции к распространению литургического употребления национальных языков в других славянских Церквах (сербской, болгарской, македонской).

* П. А. Лавров. Материалы по истории возникновения славянской письменности. Л., 1930, с. III.

Церковнославянский язык во многом понятен и без специального обучения, когда в него благоговейно вслушивается верующий человек. Однако с течением времени живой русский язык, изменяясь, все более отдалялся от прежнего грамматического строя, а язык, которым, по выражению Ломоносова, «украшается Церковь Российская», хранил свой древний облик, лишь немного приспосабливая его к живой меняющейся языковой стихии. Все более трудными для восприятия становились богослужебные книги и Священное Писание. В XIX веке задача совершенствования церковнославянского перевода осознавалась как необходимая многими выдающимися церковными деятелями, среди которых были такие авторитеты, как святитель Филарет Московский и святитель Феофан Затворник.

О том же писал в 1955 году и исповедник XX века, святитель Афанасий (Сахаров): «…я горячо люблю наши Октоихи, Триоди, Минеи, - восторгаюсь их поэзией, восхищаюсь глубиной содержания, умиляюсь их назидательности»*.

* Письмо Л. И. Синицкой от 8 октября 1955 г. - «Молитва всех вас спасет». Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М., 2000, с. 441.

«Исправление церковных книг неотложное дело. Надо не только то, чтобы православные умилялись хотя бы и непонятными словами молитвословий. Надо, чтобы и ум не оставался без плода… И я думаю, что и в настоящей церковной разрухе в значительной {4} доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа»*.

Однако никто из святых отцов Русской Православной Церкви не был сторонником перевода богослужения на русский язык*. Богослужение может стать более понятным различными путями. Прежде всего, если иметь в виду людей, вновь входящих в Церковь, которые часто жалуются на полную непонятность того, что они слышат - необходимо настоящее воцерковление, то есть частое посещение церкви, участие в ее таинствах, исполнение ее предписаний. Ничто не сможет заменить в этом нашего личного труда. Верующий воцерковленный человек начинает понимать многое, но не все. Полнота понимания, насколько она зависит от языка (мы не говорим здесь о глубине разумения духовных истин, которая есть благодатный дар), потребует углубленного изучения самого языка.

* Доказательством невозможности такой замены служат не только неудачные попытки перевода, но и - в художественном отношении - весьма удачные, каковы, например, переводы псалмов С. С. Аверинцева (Избранные псалмы. М., 2005). Для их восприятия необходима не меньшая подготовка, чем для церковнославянского текста - только в другой, светской культурной традиции, и без комментариев и толкования все равно не обойтись.

Путем изучения грамматики и расширения круга чтения славянских текстов знание языка может быть доведено до высокого уровня, когда непонятного останется немного. А это немногое может быть объяснено, при необходимости, уже специалистами обращением к греческим оригиналам - ведь и при чтении по-русски мы иногда бываем вынуждены прибегать к словарям и справочникам. Прочные результаты могут быть достигнуты именно путем изучения внутреннего строя языка, а не одним чтением русских переводов, при том что славянский текст остается в сознании неким ребусом. Поэтому издания молитв и песнопений по-славянски вместе с русским переводом, выходившие в начале XX века и переизданные сейчас, могут быть полезны только как пособия для уяснения смысла отдельных текстов при изучении грамматики, но не вместо него.

В начале XX века между епископами велись споры о том, не следует ли перевести богослужение на русский язык*. Подобные опыты практиковались обновленцами в начале 20-х годов, но это резко оттолкнуло от них верующих, и они были вынуждены вернуться к славянскому {5} языку. Итог дискуссии подвела сама жизнь. Приведем здесь еще свидетельство С. А. Волкова, бывшего в 1919 году студентом Московской Духовной академии.

* См.: А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева. История церковнославянского языка в России. (Конец ХІХ-ХХ в.). М, 2001, с. 61-73.

Вечером 11(24) апреля 1919 года было совершено одно из кощунственных деяний новой власти - вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

«На следующий день я проснулся от громового звона всех лаврских колоколов. Звонили полиелейным звоном, как в самые большие праздники. Наспех одевшись, я поспешил в Лавру.

От небольшой часовни, стоящей на площади возле Красных торговых рядов… до самого Троицкого собора в четыре человека тянулась очередь желающих приложиться к мощам и впервые в жизни взглянуть на них. Люди шли медленно, и когда я приблизился к собору, войти в него, казалось, нет никакой возможности. Два лаврских монаха… провели меня через южный вход возле Серапионовской палаты и поставили на место, обычно занимаемое при мощах дежурным иеромонахом. Отсюда было все хорошо видно.

В соборе горели все паникадила. На огромном подсвечнике перед ракой пылало неугасимое пламя: сгоравшие свечи непрерывно заменялись новыми. Отец Вассиан (Пятницкий, впоследствии епископ. - А. В.) говорил о мученичестве Преподобного с воодушевлением и силой, и в толпе то тут, то там раздавались плач и рыдания. Потом начался молебен Сергию. На клиросах вместе с монахами пели хоры мальчиков, а „радования” в акафисте, тропарь Преподобному и некоторые молитвы пели все присутствующие…

Невольно я вспомнил тех писателей и даже духовных лиц, утверждавших, что славянский язык непонятен и чужд народу, что следует в богослужение ввести разговорный русский язык… Какая ошибка! Какое незнание души русского народа! Эти бабы и мужики, эти парни и девки, а в особенности старики и старухи - прекрасно понимали церковнославянский язык богослужения, за исключением разве отдельных слов. Они познакомились с ним в школах, изучили его во время частых и прилежных посещений церкви, во время своих странствий по святым местам. И они с любовью и жаром пели священные слова, звучащие столь возвышенно и проникновенно…

Впрочем, сейчас, когда я пишу эти строки*, все совершенно изменилось:

*Воспоминания были завершены в середине 60-х годов XX века.

не только народ, но и образованные филологи, преподающие {6} теперь в средних школах и в вузах русский язык и литературу, не смогут, пожалуй, прочесть и перевести самые простые тексты молитв. Но разве невежество, распространявшееся чуть ли не насильно с отделением от школьного образования Церкви, а вместе с ней - и всего исторического наследия русского народа, связывающего его с народами славянскими, может служить аргументом в пользу искоренения культуры вообще?..»*

* С. А. Волков. Последние у Троицы. Воспоминания о Московской Духовной академии (1917-1920). М.-СПб., 1995, с. 214-215.

Грустная ирония риторического вопроса теперь очевидна для многих. Наше время - время восстановления порушенных стен, время собирания уцелевших остатков былого богатства. Но на нас лежит и долг приумножения сохраненного. Наш церковный народ, ныне поголовно грамотный, должен принести Богу разумное пение. Домашнее чтение по-славянски Евангелия, которое когда-то было в обычае в русских семьях, снова может вернуться в обиход, на новой, более высокой ступени-с полным пониманием читаемого. А то, что научившиеся читать Евангелие по-славянски не захотят вернуться к чтению его в русском переводе, доказывается многими примерами. Оптинский старец Варсонофий назвал как-то в беседе со своими духовными детьми славянский перевод Священного Писания величественным царским дворцом, а русский по сравнению с ним - обычным домом (не потому, конечно, что русский язык сам по себе беден, а потому, что таково исторически сложившееся разделение сфер употребления между ним и церковнославянским языком). Русский литературный язык, и даже его высокий стиль, насыщенный славянизмами, принадлежит светской литературе, и верующие люди, глубоко укорененные в православной традиции, не могут не чувствовать его неуместность в богослужении.

Будем смотреть на изучение грамматики, как и на всякое изучение наук, по завету нашего великого соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова - как на «упражнение, в котором красота и важность, отнимая чувство тягостного труда, некоторою сладостию ободряет»*.

*Слово о пользе химии. - Сочинения М. В. Ломоносова. Т. 4. СПб., 1898, с. 273.
Господи, благослови!

Методическая записка для преподавателя

Настоящий учебник - практическое пособие для изучения церковнославянского языка, которое сложилось за годы преподавания автора (1995-2005) в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет).

Учебник включает все необходимое, чтобы после его усвоения перейти к самостоятельному дальнейшему чтению. Основное внимание уделяется особенностям церковнославянской грамматики по сравнению с русской, развитию навыков понимания текста. Изложение рассчитано на минимальное знание лингвистической терминологии (в пределах школьной программы). Сведения из истории языка, приводимые при объяснении грамматики, не обязательны для запоминания студентам-нефилологам. Напротив, филологам преподаватель может сообщить дополнительный историко-лингвистический материал.

Учебник предназначен для преподавания языка в течение одного учебного года, при двух занятиях в неделю (четыре академических часа), но при увеличении домашних заданий может быть усвоен и при меньшем количестве аудиторных занятий. В первом семестре изучаются первые двенадцать уроков. Помимо материала для чтения, даваемого в каждом уроке, к концу первого семестра должны быть прочитаны пять-семь глав Евангелия от Матфея. Несколько глав читаются на занятиях с необходимым грамматическим разбором. Остальная часть - домашнее чтение в течение учебного года. Материал урока может быть разделен на два или три занятия, тексты для чтения задаются на дом и затем читаются в аудитории. Уроки 13-16 и все тексты для чтения изучаются во втором семестре.

Читаемые тексты желательно соотнести с церковным календарем. Если Пасха ранняя, то часы лучше прочитать после Светлой недели, разобрав сначала пасхальные песнопения. Перед постом прочитывается 136-й псалом, некоторые тропари и стихиры начала Постной Триоди. Во время Великого поста прочитываются акафист Божией Матери (к Субботе акафиста), служба Великого Пятка, канон, называемый «Плач Богородицы», и канон Великой субботы.

Учебник Т. Л. Мироновой сформировался на основе многолетнего опыта преподавания церковнославянского языка в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете и на Учебных курсах Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Он содержит грамматику церковнославянского языка, упражнения и контрольные работы по каждой теме, словарь к учебным текстам. Предназначенное для учащихся средних и высших учебных заведений, как светских, так и церковных, пособие будет полезно и тем, кто осваивает церковнославянский язык самостоятельно, стремится лучше понять Священное Писание и православное богослужение. Издание 3-е, существенно переработанное и дополненное, подготовлено в рамках Программы Российской Государственной библиотеки "Книга в пространстве культуры".

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ.
Открывая грамматику, дабы научиться по ней церковно-славянскому языку, необходимо знать о важнейших свойствах этого языка, нераздельно связанного с Русской Православной Церковью. Слово живого языка - английского, русского, китайского, любого - несет в себе энергию действия. И потому любое имя есть не только и не столько сочетание звуков и грамматическая структура. Любое имя содержит в себе смысл, который позволяет воздействовать на человека одним только тем, что произносится.

Повествование о светлых людях и их добрых делах, чистое слово, не замутненное сомнением, иронией, скептицизмом, оставляет в человеке чувство чистоты, так теплый летний дождь промывает запыленные стекла окна. Слово же злое неизбежно порождает в душе человека чувство катастрофы, отягчает ее грузом злого воздействия. Слово, таким образом, есть дело. Это его свойство люди издревле используют в религиозных и магических обрядах, творя словом добро и зло.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Церковнославянский язык, Миронова Т.Л., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Программа курса, К учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 4 класс, Кочергина В.А., 2012


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!