Альбер марсель краткая биография. Список известных побед Марселя Альбера

Марсель Альбер – Герой Советского Союза. Французский летчик. Приговоренный к смерти. Пилот эскадрильи «Нормандия-Неман». Американский олигарх.

От публикатора.
3 мая 2012 года. Я отметил 70-летие создания эскадрильи «Нормандия-Неман» со школьниками города Иванова. Они создали Музей «Нормандия-Неман» и берегут его как зеницу ока. Я расскажу о них, а их рассказы вы увидите в YOUTUBE.

Сегодня, 3 мая – праздник. Советских и французских летчиков вспоминают в Национальном Музее авиации в Бурже (Париж). И в Иваново, где на советском аэродроме в 1942-1943 гг. осваивали советские самолеты французские патриоты. И потом били фашистов. И погибали за Родину, за Великую Францию!

Они тоже приближали День Победы! Общий день Победы!

С праздником Победы, дорогие российские и французские друзья!

Сегодня слово – Герою Советского Союза, французу Марселю Альберу, который провел последние годы своей жизни в США. И скончался в 2010 году. Вот что он рассказал…

Интервью с Марселем Альбером

Французский вебжурнал Simulation France Magazine взял интервью у американского олигарха Марселя Альбера. Он же - бывший пилот эскадрильи "Нормандия-Неман". Герой Советского Союза.

Благодаря Пьеру Перруке мы получили возможность взять интервью у его друга Марселя Альбера, долгое время проживающему в США. Телефонный разговор состоялся 16 ноября 2006 г. накануне 89 летия этого великого аса...

Жорж Гийом: Мосье Альбер могли бы Вы коротко обрисовать вашу карьеру и Ваши успехи?

Mарсель Aльбер: Я участвовал в 37 боевых вылетах во время войны во Франции, в 15 в Северной Африке (в том числе Мерс-эль-Кебир), 47 боев во время службы в Великобритании, из них 15 над оккупированой территорией Франции, и 199 боевых вылетов в России. Я сбил 24 самолета противника.

ЖГ: Вы сами бывали сбиты или подбиты?

M.A: Нет, меня никогда не сбивали. Однажды мой самолет был пробит. Я получил две пробоины. Это было в октябре 1944 г. Я обстрелял Юнкерс 87, который загорелся. Я приблизился и увидел заднего стрелка, который повернул в мою сторону свой пугач и выстрелил. Я ответил очередью. Только по возвращению на аэродром я увидел, что он меня задел.

ЖГ: Какие бои над Францией Вы запомнили?

M.A: Бомбардировки Парижа немцами в 1940. Мы действовали с аэродрома в Мо и потеряли двух пилотов. Я обстрелял несколько немецких самолетов, но безрезультатно.

ЖГ: Вы долго думали, прежде чем принять решение бежать в Гибралтар?

M.A: Нет, скорее совсем не долго думал... ко мне пришли Дюран и Лефевр и предложили бежать вместе с ними. В этот день у меня не было полетов и мне пришлось обратиться за разрешением на вылет к Пьру Сальва, который разрешил вылет для ведения учебного боя. Я взлетел и улетел в Гибралтар без проблем.

ЖГ: Какие последствия для Вашей семьи и Ваших близких имел Ваш побег?

M.A: Меня приговорили к смертной казни. Я до сих пор храню приговор. Жандармы явились в Орли что бы повесить приговор на двери дома моей матери и на двери мэрии. Они сказали, что не могут не повесить приговор, но что они ничего не станут делать, если его сорвут. Моя мать сорвала оба листа с приговором. Ей и моей сестре повезло, что это осталось без последствий, они рисковали быть депортированы.

ЖГ: Какого рода боевые задания Вы выполняли в Великобритании?

M.A: Вылеты на Спитфайерах II, прикрытие морских транспортов, разведка, вылеты по тревоге. По сути, Спитфайер не плох, но ничего особенного, и лучше было на нем не встречать немцев - вооружение в крыльях было так себе, ни расположения, ни мощи против бомбардировщиков

ЖГ: Почему Вы отправились в Россию?

M.A: Когда мы встречались с Де Голлем, мы были в одних носках, без копейки в кармане. Он выдал 30 фунтов каждому пилоту на личные надобности. Мы его спросили - можно ли нас отправить в Россию, поскольку русские вели настоящую борьбу, тогда как в Англии мы имели редкие бои с малым числом самолетов. Россия это было где то очень далеко. Один пилот даже сказал, что пока мы доедем война кончится...

ЖГ: Почему был выбран Як-1?

M.A: Если бы мы захотели Hurricane, мы бы их получили. Но мы были в России и желание летать на русских самолетах было естественно. Это был лучший самолет на тот момент, превосходящий остальные. Як-1 это хороший самолет.

ЖГ: Существовала ли разница ведения воздушных боев в небе Франции, Англии или России?

M.A: не особенно, просто в России было намного больше боев. Часто немцы уклонялись от боя. Русские были очень цепкими и на них можно было положиться. Они держали слово, если они обещали что то, то обязательно выполняли.

ЖГ: Какие миссии Нормандии-Неман Вам больше запомнились?

M.A: Во время моего первого боевого вылета я оказался на 150 км в глубь линии фронта на территории противника, и мой самолет заглох. Винты вращались, но мотор не работал. Я пролетел 3500 метров в легком пике. Я подумал, что приземлиться возле какого нибудь поселка - не лучшая идея, поскольку там будет полно немцев, и меня сразу расстреляют. Прыгнуть с парашютом, означало "потерять сапоги и оказаться в одних носках по снегу". Я решил попробовать ручной подсос горючего в мотор, и через 20 качков он завелся.

ЖГ: Что Вы думаете о русских самолетах, на которых Вы летали?

M.A: Лучший самолет - это Як-3. Он был лучше всех других самолетов, в том числе английских и американских. Плюс у него было мощное вооружение, пушка 20 мм и два пулемета, калибра 12,7, делавших 1500 выстрелов в минуту. Одно время были даже самолеты с пушкой 37 мм, это было потрясающе. Он был такой длинный, что мы летали как на пушке. Он был тяжелый и в каждый выстрел чувствовался выход снаряда из ствола и запах пороха.

ЖГ: Что Вы думаете о советских пилотах, которых Вы встречали или сопровождали в вылетах

M.A: Это были великолепные пилоты. Они сражались за свою Родину и не думали ни о чем другом. У меня самые теплые воспоминания о них.

ЖГ: Что Вы думаете о немецких самолетах, которые Вы встречали и сбивали?

M.A: Во время одного из моих первых боев, 4 FW 190 атаковали дорогу. Я направился на них и выстрелил в первый, затем во второй, в третий и четвертый. Два ушли в штопор, и мне показалось, что и третий. Позднее русские подтвердили, что все четыре самолета упали с пилотами в кабинах.

ЖГ:Были ли немецкие самолеты лучше русских?

M.A: Немецкие бомбардировщики были лучше русских, кроме Пе-2, который был быстрее. Русские получали фотографии на скорости в 600 км/ч. В 1944-45 г. немцы часто отказывались от боя, если знали, что в воздухе французы из Нормандии-Неман. Или что в воздухе Шестой.

ЖГ: Они знали, что шестой номер это Вы?

M.A: Да, мы слышали их разговоры по радио.

ЖГ: Кого из пилотов Нормандии-Неман Вы могли бы отметить?

M.A: Никого. Каждый делал свое дело, и не очень то забавное дело. У нас не было страха.

ЖГ: Вам никогда не было страшно?

M.A: Нет, мне не было страшно, потому что я никогда не испытывал настоящей опасности.

ЖГ: Такие летчики, как Хартман, описывают свой метод сбивать самолеты. Существует ли метод Альбера?

M.A: Нет, у меня не было специального метода. Я полагался на удачу, и мне везло. В воздушном бою важно видеть далеко, а у меня было хорошее зрение и я всегда видел, когда появлялся противник.

ЖГ: Как закончилась служба в Нормандии-Неман для Вас?

M.A: В декабре 1944 я прибыл в отпуск во Францию через Каир и Алжир. Это Де Голль прислал за нами свой самолет, что бы мы могли побывать во Франции. В Алжире мы задержались свыше предусмотренного времени и опоздали на самолет, он улетел без нас и пропал без вести, хотя на нем был опытный пилот. Я вернулся в Россию в конце войны. Последний вылет должен был быть на Данциг, где немцы все еще сопротивлялись. Соваж мне дал свой самолет, "пятерку". Моторы уже завели, когда русские нам сообщили, что немцы капитулировали, и этот вылет не состоялся. Война закончилась. Столько русских погибло. Бедные ребята.

ЖГ: Что стало с Яком-3, на котором Вы вернулись?

M.A: На нем еще летали многие летчики, пока он не пошел в металлолом.

ЖГ: Какой урок Вы извлекли из этих лет войны?

M.A: Никакого особенного урока, кроме того, что мне повезло остаться живым.

ЖГ: Чем Вы занимались после 1945 г.?

M.A: Я служил в испытательном центре в Оранже.Там однажды мне пришлось сажать загоревшийся самолет с десятью пассажирами на борту. Самолет зацепился за деревья и взорвался. Меня выбросило, и я уцелел, не знаю, как и почему. Я шел пешком, и один мальчишка меня заметил, меня разыскивали в течении 6 часов. Этот мальчишка сообщил, где я, в это время уже начали раскапывать место взрыва в поисках моего трупа.

ЖГ: с чем связано Ваше желание оставаться столь незаметным?

M.A: Никто ничего у меня не спрашивал, а у меня было очень много работы, что бы писать воспоминания.

ЖГ: Что значит Нормандия-Неман для Вас сегодня?

M.A:. Я получал несколько писем от летчиков. Единственный более менее постоянный контакт у меня был с Риссо и Де Ля Пуапом.. Де Ля Пуап недавно приглашал меня во Францию.

ЖГ: Знаете ли Вы, что существует множество людей, которые любят "летать" на компьютерных симуляторах и которые увлекаются Нормандией-Неман? Что бы Вы могли им сказать?

M.A: Cлава Богу, они не рискуют получить пулю.

Перевод на русский язык © С.В.Дыбов

Четыре года назад, 23 августа 2010 года, скончался Марсель Альбер – легендарный летчик прославленного авиационного полка «Нормандия – Неман». Дата, конечно, не круглая, но таких заслуженных людей грех не помянуть. Марсель Альбер был одним из тех самых французских военных летчиков, что воевали на стороне Советского Союза в Великой Отечественной войне в составе полка «Нормандия – Неман». Более того, за два года воздушных боев французский летчик настолько проявил себя, что 27 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Альбера лишь трое других французских офицеров полка – лейтенанты Жак Андрэ, Ролан де ла Пуап и, посмертно, Марсель Лефевр, были удостоены высшей награды советского государства.

Марсель Альбер был одним из первых французских военных летчиков, отправившихся добровольно в Советский Союз для участия в отражении агрессии гитлеровской Германии. В Советский Союз он прибыл в ноябре 1942 года, в двадцатипятилетнем возрасте. За плечами Марселя Альбера к этому времени было уже четыре года службы в Военно-воздушных силах Франции. В отличие от многих других офицеров полка, происходивших из аристократических или, по крайней мере, зажиточных семей, Марсель Альбер был по происхождению выходцем из рабочего класса. Он родился 25 октября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье и после окончания школы работал на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Параллельно молодой человек не оставлял романтическую мечту о профессии пилота. В конце концов, он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе леньги выучился на них за свой счет, после чего поступил в военно-воздушное училище и в 1938 году был зачислен в Военно-воздушные силы Франции в звании сержанта (тогда еще пилоты авиации по прохождению подготовки получали не офицерское звание, а звание унтер-офицерского состава).


На момент начала Второй мировой войны в 1939 году Альбер проходил службу в летной школе в Шартре в должности инструктора. 15 февраля 1940 года он был переведен по собственной просьбе в действующее авиационное подразделение – истребительную группу, вооруженную «Девуатинами-520». 14 мая 1940 года Альбер, тогда еще носивший звание старшего сержанта, сбил своей первый самолет – Ме-109. Следующим сбитым самолетом противника стал Хе-111.

Затем Альбер был переброшен в числе других летчиков на авиационную базу в Оране – в тогдашней французской колонии Алжир. Именно там Марселя застала весть о перемирии Франции с гитлеровской Германией и о приходе к власти коллаборционистского правительства Виши. Далеко не все французские офицеры и солдаты согласились с тем, чтобы признать поражение своей родины и служить новым хозяевам. Среди противников режима Виши оказался и двадцатитрехлетний лейтенант авиации Марсель Альбер. Как и другие патриотично настроенные французские военнослужащие, он только ждал момента, чтобы уйти из-под командования вишистов и перейти на сторону «Сражающейся Франции».

Вместе с двумя сослуживцами – двадцатидвухлетним лейтенантом Марселем Лефевром и двадцатидвухлетним аспирантом (самое младшее офицерское звание во французской армии) Альбером Дюраном, Марсель Альбер на самолетах D-520 во время тренировочного полета бежали с авиабазы в Оране. Летчики взяли курс на британскую колонию Гибралтар – ближайшую территорию союзников. Из Гибралтара на судне «оранские беглецы», как их впоследствии прозвали в полку, отправились в Великобританию. На английской земле французские пилоты вступили в движение «Свободная Франция» и были зачислены в формирующуюся авиационную эскадрилью «Иль-де-Франс». В свою очередь, вишистское правительство за «дезертирство» заочно приговорило Альбера, Лефевра и Дюрана к смертной казни.

В 1942 году руководивший движением «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль договорился с Иосифом Сталиным об участии французских военных летчиков в боевых действиях на русском фронте. На советскую сторону возлагались обязанности по материальному и военно-техническому обеспечению французских авиаторов. Начальник штаба ВВС Сражающейся Франции генерал Марсиаль Валэн и командующий ВВС Сражающейся Франции на Среднем Востоке полковник Корнильон-Молинье непосредственно занялись формированием боевой группы из числа надежных французских летчиков. Так началась прославленного полка «Нормандия – Неман» - славная страничка франко-русского боевого сотрудничества в Великой Отечественной войне.

После того, как 25 ноября 1942 года было подписано соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, в Советский Союз была переброшена первая группа летчиков. 4 декабря 1942 года в городе Иваново была сформирована истребительная авиационная эскадрилья, получившая название «Нормандия» - в честь известной провинции Франции. Гербом эскадрильи стал герб провинции Нормандия – красный щит с двумя золотыми львами. Первым командиром эскадрильи стал майор Пуликэн, однако уже 22 февраля 1943 года командование принял майор Тюлян. Лейтенант Марсель Альбер был в числе первых французских военнослужащих, начавших службу в эскадрилье «Нормандия».

Франсуа де Жоффр, автор издававшейся в Советском Союзе популярной книги «Нормандия – Неман» и ветеран полка, так описывал своего сослуживца Марселя Альбера: «Альбер (впоследствии знаменитый «капитан Альбер») является одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Ученик-подмастерье, механик на заводах Рено в прошлом, этот человек потом стал фанатиком авиации, воздушным лихачом. Начал он с того, что стал выкраивать из своего небольшого заработка деньги на оплату учебных летных часов на аэродроме в Туссю-ле-Нобль под Парижем. Этот парижский парень, скромный и застенчивый, краснеющий без всякого повода, очень быстро достиг зенита славы. Сейчас можно с твердой уверенностью сказать, что Альбер был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка». На страницах книги «Нормандия – Неман» Альбер часто появляется как веселый человек, с чувством юмора, и, в то же время, видна глубокая степень уважения автора - самого военного летчика «Нормандии» к этому герою.

Первоначально эскадрилья «Нормандия» включала в свой состав 72 французских авиатора (14 военных летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. На вооружении подразделения стояли истребители Як-1, Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 5 апреля 1943 года личный состав эскадрильи приступил к боевым вылетам. Уже 5 июля 1943 года, после очередного пополнения добровольцами – французскими летчиками, эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк «Нормандия», в состав которого вошли три эскадрильи, названные в честь основных городов провинции Нормандия – «Руан», «Гавр» и «Шербур». Как один из наиболее опытных летчиков, именно Альбер стал командовать эскадрильей «Руан». Его друг и коллега по «оранскому бегству» Марсель Лефевр принял эскадрилью «Шербур».

Начиная с весны 1943 года Марсель Альбер стал принимать участие в воздушных боях, практически сразу показав себя как очень искусный и отважный пилот. Так, 13 июня 1943 года, после попадания немецкого снаряда, была повреждена система топливопитания самолета, пилотируемого Марселем Альбером. Лейтенант, с помощью ручного насоса питая мотор самолета бензином, пролетел 200 километров и приземлился на аэродроме. На протяжении лета 1943 года Альбер участвовал во многих воздушных боях, как, впрочем, и другие летчики эскадрильи. Сам он, вспоминая об этом периоде, подчеркнул, что лишь недостаточная организованность эскадрильи удерживала ее от более активной борьбы с противником – вместо пяти боевых вылетов в день делался всего один. В феврале 1944 года за победы в воздушных боях летом 1943 года лейтенанту Марселю Альберу был вручен Орден Красного Знамени.

Октябрь 1944 года отметился знаменитым сражением группы из восьми самолетов «Як-3» под командованием Марселя Альбера против тридцати немецких «юнкерсов», прикрываемых 12 истребителями. Лично Альбером в этом сражении было сбито 2 самолета противника, его сослуживцами – еще пять. Французские летчики потерь не понесли. 18 октября 1944 года истребители «Нормандии» атаковали 20 немецких бомбардировщиков и 5 истребителей. В результате боя было сбито 6 бомбардировщиков и 3 истребителя, причем Марсель Альбер лично сбил 2 вражеских самолета. 20 октября восьмерка «Як-ов» Марселя Альбера атаковала немецкие бомбардировщики, бомбившие позиции советских войск. И таких страниц в боевой биографии французского летчика – немало.

27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер, командовавший 1-й эскадрильей «Руан» полка «Нормандия – Неман», был удостоен высшей награды СССР – золотой звезды Героя Советского Союза. На момент награждения Альбер совершил 193 боевых вылета и сбил 21 самолет противника. Кстати, на следующий день после награждения Альбера, Сталин подписал указ о присвоении авиационному полку «Нормандия» почетного наименования «Неманский» - в честь воздушных боев во время освобождения территории Литвы от гитлеровских войск. В середине декабря 1944 года Герой Советского Союза Марсель Альбер уехал в отпуск во Францию, по возвращению откуда был назначен для прохождения дальнейшей службы в формируемой авиационной дивизии «Франция» в Туле и больше к службе в полку «Нормандия – Неман» не вернулся.

После окончания войны Марсель Альбер еще некоторое время продолжал службу в Военно-воздушных силах Франции. Он занимал должность французского военно-воздушного атташе в Чехословакии, затем в 1948 году вышел в отставку с военной службы. Женившись на гражданке США, Марсель Альбер переехал в Соединенные Штаты. Вчерашний военный летчик и герой воздушных боев посвятил себя одной из самых мирных профессий – он стал управляющим ресторанами. Причем в статусе ресторатора капитан Альбер проявил себя не менее эффективно, чем во время службы в Военно-воздушных силах. В штате Флорида Марсель Альбер прожил долгую и счастливую жизнь. Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни.

Судьба других «оранских беглецов», вместе с которыми Марсель Альбер совершил побег с авиационной базы в Алжире и через Англию попал в Советский Союз, сложилась куда менее счастливо. 1 сентября 1943 года в районе Ельни не вернулся из боевого вылета младший лейтенант Альбер Дюран. К тому дню он успел сбить шесть вражеских самолетов. 28 мая 1944 года был подбит самолет Марселя Лефевра. На горящем самолете летчик сумел выйти за линию фронта и вернуться на аэродром. Но 5 июня 1944 года от полученных ожогов старший лейтенант Марсель Лефевр скончался. Им было сбито ко времени ранения 11 самолетов противника. 4 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Французский авиационный полк «Нормандия – Неман» стал самым знаменитым примером боевого сотрудничества советской военной авиации с иностранными летчиками. Несмотря на многие десятилетия, прошедшие со времени окончания Великой Отечественной войны, и в России, и во Франции стараются сохранять память о воинском подвиге французских летчиков, сражавшихся на стороне Советского Союза. Памятники летчикам полка стоят в Москве, Калининграде, Калужской области, деревне Хотенки в районе Козельска, именем полка названы улицы в Иваново, Орле, Смоленске, Борисове. Действует музей полка «Нормандия – Неман». Во Франции памятник летчикам полка стоит в Ле-Бурже. Сложилось так, что Советский Союз признал заслуги героя нашей статьи гораздо раньше его родной Франции. Если звание Героя Советского Союза Марсель Альбер получил в 1944 году, то Орденом Почетного Легиона – высшей государственной наградой Французской Республики – прославленный военный летчик был награжден лишь 14 апреля 2010 года – в девяностодвухлетнем возрасте, за несколько месяцев до своей смерти.


25.11.1917 - 23.08.2010
Герой Советского Союза

М арсель Оливер Альбер (Marcel Olivier Albert) – командир 1-й эскадрильи 1-го отдельного истребительного Краснознамённого ордена Александра Невского, ордена Почётного легиона, Креста Освобождения, Военного креста с шестью пальмами, Военной медали авиационного полка Национального комитета «Сражающаяся Франция» – «Нормандия» 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, старший лейтенант.

Родился 25 ноября 1917 года в Париже (Франция) в многодетной семье рабочего. Француз. По окончании средней школы работал механиком на заводе фирмы «Рено». Выделяя из своего скромного заработка определённую сумму денег, он за свой счёт обучался лётному делу в частной школе в окрестностях Парижа.

В Вооружённых Силах Франции с 24 марта 1938 года. Получил диплом военного специалиста в училище города Истр, после чего был направлен в город Шартр – в Центр обучения лётчиков-истребителей, где служил с июля по сентябрь 1939 года, то есть до начала Второй мировой войны.

14 мая 1940 года сержант М.Альбер в боях за Францию сбил гитлеровский «Ме-109» и, по неподтверждённым данным, 21 мая того же года – «He-111». После капитуляции Франции авиачасть, где он служил, была переброшена в Северную Африку. 14 октября 1941 года, выразив несогласие с политикой правительства Виши, М.Альбер вместе с М.Лефевром и А.Дюраном, на своих боевых самолётах перелетел в Гибралтар, а откуда направился в Великобританию, где служил в 340-й эскадрилье «Иль-де-Франс» и в составе сил «Освобождения Франции» сражался с германскими фашистами за свободу своей родины.

В конце ноября 1942 года М.Альбер с первой группой французских лётчиков-добровольцев в количестве 14 человек, прибыл в Советский Союз, где в городе Иваново формировалась французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия» для участия в боевых действиях на советско-германском театре военных действий. 16 июня 1943 года лейтенант М.Альбер, пилотируя советский самолёт-истребитель «ЯК-1Б», одержал свою первую победу в рядах эскадрильи «Нормандия», сбивая в паре со старшим лейтенантом А.Прециози фашистский «Фокке-Вульф-189».

5 июля 1943 года эскадрилья была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк «Нормандия». В конце весны 1944 года, когда «Нормандия» в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии приняла непосредственное участие в Белорусской наступательной операции советских войск, старший лейтенант М.Альбер был назначен командиром 1-й авиаэскадрильи. Он одним из первых французских лётчиков отказался от тактики одиночного боя, сразу поняв её пагубность. В боевой обстановке его отличали храбрость, настойчивость, разумность действий, грамотная тактика. В полку не было такого лётчика, который бы раньше М.Альбера замечал противника в воздухе. Из всех лётчиков «Нормандии» он имел наибольшее количество сбитых самолётов противника. Смелость и решительность, тонкий расчёт и стремление помочь другу в трудную минуту – вот что отличало командира 1-й эскадрильи в бою.

27 октября 1944 года, на завершающем этапе боёв за освобождение Белоруссии, командир авиаполка «Нормандия» подполковник Пуйяд телеграфировал в Москву во французскую военную миссию, что вверенный ему полк одержал 200-ю официальную победу, а М.Альбер сбил вражеских 23 самолёта.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, гражданину Французской Республики старшему лейтенанту Альберу Марселю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

На следующий день приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина от 28 ноября 1944 года 1-му отдельному истребительному авиаполку «Сражающейся Франции», отличившемуся в боях при прорыве обороны немецко-фашистских войск на реке Неман, было присвоено наименование «Неманский»; указывалось, что впредь его наименование – «1-й отдельный истребительный авиационный Неманский полк Сражающейся Франции «Нормандия». И с этого же времени в печатных изданиях и во французских документах он сокращённо стал называться – авиационный полк «Нормандия-Неман».

В декабре 1944 года, воспользовавшись законным правом на продолжительный отпуск после двух лет пребывания на советско-германском фронте, капитан М.Альбер в числе 15 лётчиков авиаполка убыл во Францию, и больше в боях не участвовал. После войны продолжил службу в ВВС Франции. В 1946 году, в период подготовки к авиационному шоу, пилотируемый им самолёт потерпел аварию, а сам лётчик, к счастью, не был серьёзно ранен. С 1947 года М.Альбер – военно-воздушный атташе Франции в Чехословакии. В этот период он познакомился со своей будущей женой, работавшей в посольстве США.

С 1948 года майор М.Альбер – в отставке. По окончании службы вместе с супругой переехал в США, где в течение многих лет управлял сетью ресторанов. Проживал в штате Флорида (США). Последние годы жил в доме престарелых в городе Харлинген (штат Техас, США). Скончался 23 августа 2010 года, на 93-м году жизни. Похоронен в городке Шипли (штат Флорида, США).

Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (12.04.2010), великий офицер ордена Почётного легиона (12.11.2009), компаньон ордена Освобождения (11.04.1944), кавалер Военного креста 1939-1945 (15 пальмовых ветвей, 3 позолочённые звезды), кавалер медали Сопротивления с розеткой. Награждён также советскими орденами Ленина (27.11.1944), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями, Военным крестом (Чехословакия).

25 ноября 1917 года в Париже в обычной рабочей семье на свет появился будущий прославленный французский летчик авиаполка «Нормандия-Неман», Герой Советского Союза Марсель Альбер.

Уже в раннем возрасте Марсель был вынужден пойти работать - окончив школу, он устроился на автомобилестроительный завод «Рено». С юных лет заветной мечтой Марселя было стать летчиком. Чтобы добиться ее, молодому человеку приходилось отказывать себе во всем, выкраивая из своей небольшой заработной платы средства на оплату частных летных курсов.

24 марта 1938 года Альбер поступил на службу во Французские ВВС. После обучения в военном училище в городе Истр он был направлен на службу в Шартр, где в то время находился Центр обучения летчиков-истребителей. Здесь Альбер встретил начало Второй мировой войны. Франция вступила в нее 3 сентября 1939 года, через два дня после нападения гитлеровской Германии на Польшу, но долгое время активности не проявляла. Лишь в 1940 году боевые действия перешли в активную фазу. 14 мая 1940 года сержант Альбер во время очередного вылета сбил немецкий истребитель Me-109. Это была его первая воздушная победа из двадцати трех подтвержденных.

Через полтора месяца Франция потерпела сокрушительное поражение и была вынуждена капитулировать. Часть ее армии была разоружена немцами, часть переправилась через Ла-Манш в Великобританию. Альбер же оказался в той части французской армии, которую немцы позволили оставить подконтрольному им коллаборационистскому правительству Петена, вошедшему в историю как Виши. Солдаты были переброшены в Северную Африку, где находились французские колонии - Алжир и Тунис.

Желая для себя иной судьбы, 14 октября 1941 года Альбер и два его друга - Марсель Лефевр и Альбер Дюран - во время тренировочного полета угнали свои самолеты и взяли курс на Гибралтар, находившийся в то время под контролем Великобритании. С точки зрения вишистов, это была государственная измена. В военное время наказанием за такое преступление была смертная казнь - именно к ней трое летчиков были заочно приговорены. Интересно, что и Шарля де Голля, выступившего против правительства Петена, примерно в то же время заочно приговорили к смерти. Но история расставила все на свои места, и такие люди, как де Голль и Альбер, через три года вернутся во Францию национальными героями, а Петена и его клевретов самих будут судить за государственную измену.

Летчики успешно долетели до Гибралтара, а в декабре 1941 года перебрались в Лондон, где вступили в ВВС, подконтрольные комитету де Голля «Сражающаяся Франция». После нескольких месяцев тренировок им было доверено нести воздушную вахту над Лондоном и Ла-Маншем.

Переломным моментом в судьбе Альбера стал март 1942 года, когда де Голль обратился к советскому руководству с предложением направить в СССР группы летчиков и авиамехаников для совместного участия в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение, а уже в декабре в городе Иваново была сформирована эскадрилья, которая получила название в честь северной французской провинции - «Нормандия».

Альбер стал одним из первых французских летчиков, прибывших в СССР в самый тяжелый момент. Немцы и их союзники стояли у стен Сталинграда, блокировали Ленинград, рвались в Закавказье. Под оккупацией врага находились шесть союзных республик и множество западных областей РСФСР, и дать стопроцентной гарантии, что Советский Союз выстоит, никто на Западе не мог. За первый год своего пребывания в Советском Союзе Альбер сбил 11 вражеских самолетов. Ему удалось даже освоить русский язык. Когда эскадрилья была преобразована в полк, он стал командиром одной из его эскадрилий.

Много славных страниц в историю полка «Нормандия» вписал Марсель Альбер. Так, в октябре 1944 года он, будучи ведущим в восьмерке истребителей, атаковал крупное авиационное соединение из 30 бомбардировщиков и 12 истребителей прикрытия. Враг, потеряв семь самолетов, был вынужден повернуть обратно. Два из них сбил сам Альбер. 18 октября 1944 года в очередной атаке он сбил еще два самолета. А 26 октября при атаке на группу немецких бомбардировщиков, пытавшихся нанести удар по советским позициям, Альбер записал на свой личный счет 23-й сбитый самолет, который одновременно стал юбилейной, двухсотой сбитой французскими летчиками вражеской машиной. В общей сложности за время войны французский летчик совершил 193 боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, грудь отважного летчика украсили советский орден Красного Знамени, орден Освобождения, Военный крест. После войны он получит еще несколько французских орденов, чехословацкий Военный крест, а в 1985-м будет удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени.

28 ноября 1944 года полк «Нормандия» прибавил к своему названию слово «Неман». Таким образом были отмечены его заслуги в освобождении Белоруссии.

Автору данного текста приятно отметить, что авиационным механиком у Марселя Альбера был его земляк, уроженец деревни Кукуевка Смоленской области, Александр Петрович Аверьянов , который в числе 17 механиков-добровольцев был направлен в эту прославленную часть. Предметом его гордости, как отмечает в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков, было то, что Альбер за все время участия в боевых действиях ни разу не был сильно подбит. Аверьянов удостоен двух орденов Красной Звезды, двух медалей «За боевые заслуги», двух французских Военных крестов. После войны он долгие годы работал слесарем в локомотивном депо, жил в поселке Колодня (ныне - в черте Смоленска), где и ушел из жизни в 1979 году. Сегодня его награды представлены в экспозиции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Заслуги «Нормандии-Неман» в освобождении Смоленщины отмечены еще и тем, что в честь легендарного полка в Смоленске названа улица.

В 1948 году Альбер в звании майора вышел в отставку. После женитьбы на сотруднице американского посольства он переехал в США, жил в штате Флорида, занимался ресторанным бизнесом. Судьба подарила Альберу долгие годы - он дожил почти до 93 лет, скончавшись 23 августа 2010 года. Похоронен в городе Шипли во Флориде.

С тех пор прошло много лет. Уже практически никого нет в живых из личного состава «Нормандии-Неман». Бессмертно лишь одно - сознание того, что даже в самую тяжелую годину представители разных стран и национальностей могут объединиться ради общей высокой цели. Наша страна вечно будет помнить небольшую группу французских летчиков, прибывших на помощь в самый тяжелый момент, чтобы сразиться за свободу всего человечества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!