Альтернативная личность человека. Раздвоение личности как развить

Раздвоение личности как развить

Воображаемые личности. Как создавать своих двойников во благо

Благодаря голливудским блокбастерам, мы знаем, что у людей с расстроенной психикой бывает множество заболеваний, например, они могут воображать себя кем-то другим и вести себя соответственно. Классический пример такого фильма, это «Бойцовский клуб» от Финчера, фильм снят крупными стежками, в книге Паланика, эта история рассказана полнее и лучше. Для тех, кто не знаком с фильмом или книгой, рекомендую наверстать упущенное, но здесь изложу краткий синопсис.
Главный герой устал от обыденности и однажды он встречает человека, который показывает ему выход из привычной жизни, это бойцовский клуб или бои с другими яппи, которые также утомлены окружающей действительностью. Бои дают вкус к жизни, открывают новые возможности, дают новый мир. В конце фильма герой осознает, что все это время он был двумя людьми одновременно, он узнает это по косвенным признакам и на этом картина и заканчивается. А наше повествование с этого и начинается.

К сожалению, массовая культура обожает штампы, и история психологических двойников построена на них. В сознании обычного человека иметь психологического двойника означает быть ущербным, а также иметь серьезную патологию – одним словом болеть. Шарики, зашедшие за ролики, это не лучший диагноз для любого человека, поэтому мы избегаем даже мысли о том, что такое возможно с нами. И гоним от себя все, что считаем патологией. К счастью, психологические двойники отнюдь не только негатив, это часть нашего сознания, которая сегодня изучена с точки зрения только патологии. И, наверное, этим объясняется то, как мы относимся к подобному явлению и почему зачастую не ставим его себе на службу.

Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон века. Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. В рамках моего рассказа нас не интересует эта часть истории, все мы пытаемся быть лучше в глазах окружающих и добиваемся этого разными способами. Это часть жизни любого человека, к счастью, я не знаю никаких исключений (позерство и отрицание этого факта видел, но полного отсутствия игры в личины никогда – вопрос в том, насколько сильно личина отличается от человека).
Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать ее на свое сознание. Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь?

Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек. В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы. Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову сказать, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность. И зря.

Не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется именно массовая культура и старик Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками. В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки. Виноват ли в этом Фрейд и стоит ли нам винить его в этом? Не думаю, так как он вырос в среде, где уже были вполне сформированные представления о психологических двойниках. Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году. В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил, признается в том, что обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила. На мой взгляд, эта история самое яркое отражение тех концепций, что бытовали в период романтизма и были подхвачены современной массовой культурой.

Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер (в переводе это банальный двойник - Doppelganger). Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппелььгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках. Но в рамках моего рассказа, мне было важно показать, что явление психологических двойников известно давно, а также то, что в массовой культуре сложилось крайне отрицательное отношение к нему.
Психологический двойник на практике – все за и против
Встреча с доппельгангером несет смерть, которую можно трактовать как первоначальное разрушение личности и последующую смерть тела. Думаю, что история доктора Джекила ровно о том же. Тот набор моральных ценностей, что есть у вас, может не совпадать с вашим двойником. Переходя от одного состояния к другому, вы сохраняете память о сделанном, как результат, возникает психологическая проблема – надлом. Но зачастую подобные истории связаны с органическими поражениями головного мозга, болезнями и тому подобными вещами. Для здорового человека создание временных психологических двойников, это отличный способ добиться изменения тех ограничений, что есть в его сознании, психологических установках, даже в физических возможностях тела. Звучит как некое шаманство, которое отлично работает на практике. Главное не заиграться в эту игру и контролировать процесс. Ниже я приведу простейшие примеры того, как можно использовать психологических двойников, хотя я предпочитаю термин психологические личины.

Пример рутинной работы
В жизни множество вещей, которые нам не нравится делать. Они нам не интересны, вызывают скуку и так далее. Как правило, это рутинные вещи. Заставить себя их делать очень тяжело. Психологическая личина позволяет добиться выполнения такой работы, без негативных эмоций и работы из под палки. Например, этот способ рекомендует Юрген Вольф в книге «Школа литературного мастерства», он представляет, что является супергероем «Чистильщиком». Когда ему нужно разобрать рабочий стол, он входит в этот образ – его герой не тратит время на что-то иное, кроме разборки бумаг. Представив этот образ, Юрген Вольф начинает разбирать свой стол и в итоге тратит меньше времени на это действие, но главное, оно его не раздражает.

На мой вкус, этот пример из реальной жизни работает, но выглядит несколько смешно и искусственно. Кто из нас мыслит так картинно и шаблонно? Немногие. Тем более, что мышление Вольфа, это мышление сценариста пишущего для Голливуда, нам оно в качестве прообраза совсем не подходит. Так как же быть? Конструирование психологической личины
Лучшего материала для конструкции вашей личины, чем вы сами, не найти. Вы знаете все свои сильные и слабые стороны, а также представляете, что именно вы не любите делать. Подавляющее большинство методик связанных с психологией или историй успеха, изменений сознания, говорят о том, как Добиться постоянного изменения сознания . На мой взгляд, это излишне для большинства жизненных ситуаций, так как нам Нужна временная конструкция, которую можно использовать по мере необходимости . Создание временной конструкции не требует таких постоянных усилий, поддержания себя в определенном тонусе и не ломает ваши психологические установки. Это очень важно, это мягкое и главное временное изменение, которое полностью подконтрольно вам.
Например, работая со статистическими данными, мне всегда было грустно. Огромный объем цифр, большое число листов, любить такую работу может только своеобразный человек, которым я не являюсь. К сожалению, эта работа требует не только внимательности и усидчивости, но и попыток найти закономерности. Как проявить творческое начало при необходимости долго сидеть и смотреть в однообразные колонки цифр? Выход в конструировании психологической личины. Мое альтер-эго для такого случая это я, с рядом изменений. В частности, я сконструировал свое сознание так, что получаю удовольствие от того, чтобы находить схожесть или закономерности, а также необычности в рядах цифр. Все, что выбивается из общего плана, дает всплеск эмоций, радость от того, что я нашел нечто новое. За основу при конструировании я брал свои впечатления от эмоций, которые у меня вызывает неожиданный выигрыш в казино (сильные впечатления, которые отлично встраиваются в любую личину), а также чувство завершенности по окончании сборки большого паззла. Две основных эмоции, которые важны, так как у меня они ассоциируются с удовольствием, а сборка паззла дает опыт того, что в итоге я получу моральное удовлетворение, но для этого надо проявить усидчивость.
Кто-то делает нечто подобное, но прибегает к другим трюкам – часто это называют настроиться на работу. Очень важно понять, что единожды создав такую психологическую личину, которая опирается на ваш личный опыт, вы сможете доставать ее из шкафа в любой нужный момент. То есть вы будете проявлять те черты характера, которые у вас уже есть, только тогда, когда вам нужно. Вне зависимости от того, как вы себя ощущаете в данный момент, вы просто переключаетесь на ту работу, что вам нужна и делаете ее качественно.

Из маленьких трюков – сделав работу, надо не забыть «выключить» свою личину, и вернуться в нормальное состояние. Кому-то это нужно, кому-то как мне нет. Просто рекомендация на всякий пожарный случай.

Возможно, что к этому моменту у вас уже возникло неприятие «шарлатанства», которое я проповедую. Не стоит тогда даже пробовать применить это на практике, все равно не получится. Да и не нужно это вам. Если вы считаете, что что-то подобное возможно, а вы готовы попробовать, то создайте психологическую личину очень простой конфигурации и посмотрите, как она работает для вас. Для каждого человека это индивидуально. Не пытайтесь создать сложную конструкцию, выберите одну-две эмоции и отталкивайтесь от них, создайте альтер-эго, которое поможет вам в решении рутинных задач. Потренируйтесь неделю, другую. Уверен, что вы увидите, что это работает.
Если эта методика приглянется большому числу людей, то в следующем материале я могу рассказать подробнее, что можно делать еще с конструктами и какие полезные трюки в этой области есть. Надеюсь, что вам было интересно прочитать этот текст, и он заставил вас подумать о психологии людей, перебрать в памяти свой жизненный опыт.

Заранее прошу прощения за многословие. Пожалуй, я начну с самого начала, а именно, со своего альер эго, которое получило имя Сион. Так его окрестила одна из моих старых знакомых, и имя приелось, но не в этом суть. Я сам по себе довольно добрый и отзывчивый, достаточно сердобольный, имею не малую часть сострадания, рассудительный, и по большей части жизнерадостный. У меня есть друзья, с которыми я в теплых отношениях с самой школы, есть любимая девушка, которую люблю, и которая любит меня. Но, к сожалению, уживаться им приходится не только со мной. Время от времени "приходит" он, Сион. Он появился в моей жизни 3 года назад. Я не знаю, что повлияло на его приход, так как в тот момент не было каких-то знаменательных событий, потрясений и прочего. Моя жизнь происходила точно так же. Я ходил на работу, на которой мне действительно нравилось работать, я отдыхал на природе с друзьями и девушкой каждые выходные, ни с кем не ссорился. Все было прекрасно. Но однажды мне начал сниться каждую ночь один и тот же сон. В этом сне, я бродил по старому, брошенному особняку, с двумя или тремя этажами. Выполнен он был в большой части из дерева, архитектура напоминала начало 20 века. Он был разрушен, дыры в стенах, в полу, обрушенные лестницы и крыши. За его пределами было темно и туманно, и была зима (сон мне начал снится в октябре). Я заглядывал во все комнаты и всегда заходил в одну и ту же дверь. В не большой комнате на полу, "по-турецки", сидел человек в глубоком капюшоне, из-за которого не было видно глаз, кожаная куртка коричневого цвета, черные обрезанные перчатки (вязаные). Он сидел у костра, глядя на него, а когда заходил я, то не спеша поднимал взгляд на меня и медленно вставал. Меня всегда охватывал неописуемый ужас на этом моменте сна, он словно забирался мне в душу своим взглядом, даже во сне я чувствовал, как трясутся мои колени от страха. Когда он выпрямился в полный рост, я узнал в нем себя. Это был я. Однозначно! И он начал гнаться за мной. Все сны, а было их не менее восьми, я убегал от самого себя же, и всегда просыпался не пойманным. То будильник, то еще что-нибудь будило меня. Но когда он приснился мне в последний раз, то фигура в капюшоне все-таки догнала меня, резко развернула к себе и ударила меня по лицу. Именно на этом моменте я и проснулся "в холодном поту". Сон резко прекратился. Больше он мне никогда не снился, и я вскоре о нем забыл и больше не вспоминал, даже не рассказывал почти никому, потому что просто забыл. Прошло около недели с последнего сна. Каждое утро меня начало охватывать чувство тревоги. Я никак не мог понять от чего меня трясет. Я, семья, друзья, коллеги, начали замечать, что я периодически "западаю", то есть смотрю в одну точку и думаю о чем-то своем, не слыша нечего вокруг. Все заметили, что я стал нервным, более агрессивным, время от время срываюсь на мелочи. Я тоже начал обращать на это внимание. И я помню, что даже мои мысли, были словно не моими. Мне почему-то резко стали противны люди, я все время видел в них что-то плохое. Лицемерие, алчность, неоправданная жестокость, все качества, которые мне никогда не нравились в людях. И что самое интересное, я зачастую оказывался прав. Я словно начал смотреть на людей тем взглядом, которым посмотрел на меня человек из моего сна, то есть я. Потом это ушло. А спустя еще неделю начало чередоваться. Я было дело думал, что вернулся в норму. Свалил все на легкий стресс, переутомление. Мое "раздвоение" со временем начинало прогрессировать. То есть, если, например, я месяц был в состоянии добродушного Алексея, который всех обожает и всем нравится, то 2-3 дня из них я был злым и агрессивным дядькой, который на дух не переносил людей и многое с ними связанное. Таким образом, дней "Сиона" начало становится больше, а дней Алексея меньше. На этой почве начались конфликты с семьей, с девушкой, с друзьями. Различного рода недопонимания. И каждое божье утро, не отступающее чувство тревоги, год за годом, вне зависимости от активности той или иной "личности". В этом состоянии я существую уже четвертый год. Год назад, Сион начал не только съедать мне мозг, он начал совершать крайне опрометчивые поступки, как я сам считаю. Я не хотел бы их озвучивать, но уверяю, все живы и здоровы. Просто, он как будто начал заявлять о себе. Не подумайте, что я говорю о нем, как об отдельной личности, просто я выражаюсь сейчас так, чтобы было более понятно. Я не пьющий человек. Максимум, что я могу себе позволить, это пара бокалов виски или вина на знаменательный день. (Но это никак не влияет на него, уверяю). Я не курю табак, я не употребляю наркотики или любые другие психотропные вещества, в том числе и лекарственные, так как болею крайне редко. Я старался не уделять этому внимания, думал пройдет, искал какие-то причины этому. Но нечего не выходило. Последние 3 месяца Сион не дает мне собраться с мыслями. Его мысли заполоняют мою голову, он словно пытается меня на что-то уговорить. Он сеет в моей голове сомнения о моем жизненном выборе, сеет тревогу, некоторое время меня одолевала мания преследования. Я начал чаще предпочитать одиночество, уходить в себя, чаще стали посещать негативные мысли. Но что самое страшное,в любом моем состоянии "падает забрало", если вдруг, не дай бог, я стал свидетелем жестокости к человеку или животному. Жестокости в любой форме. И не обязательно даже присутствовать при этом. Какая-нибудь история, рассказанная коллегой, или новость, услышанная по телевизору. Даже сцена в фильме с элементами жестокости. Увидев или услышав нечто подобное я перестаю себя контролировать. Мою грудь начинает сжигать адское пламя гнева, глаза наливаются кровью, я и не испытываю каких-либо других желаний, кроме одного - наказать. Сразу же приходит мысль о том, насколько ничтожны порою в своих низких поступках люди, насколько они отвратительны и мерзки, хочется дергать из толпы человека и начать душить его голыми руками, выкрикивая ему в лицо все мерзости, которые совершил он. И есть еще ода черта, которую я упустил. Летом, в теплое время года Сион не приходит. Никогда. Пока, по крайней мере. Я не посещал никогда психологов. Я говорил о своей проблеме с самыми близкими людьми, но они уверяли меня, что волноваться не о чем. И я хотел так думать, но приходил он и рушил все мое спокойствие. У меня замечательные отношения с родителями и всеми ближайшими родственниками. Не смотря на то, что мои родители давно в разводе, я нисколько не злюсь на отца. Я все прекрасно понимаю. У меня есть мама, бабушка и крестная тетя. Есть две двоюродные сестры и мы со всеми замечательно ладим. На работе у меня тоже не плохие отношения как с коллегами, так и с начальством, вплоть до директора ресторана, с которым я хожу в один тренажерный зал. У меня нет врагов, как я сам по крайней мере думаю. Скажите, пожалуйста, как мне избавиться от этого, или как научится с этим жить, без вреда окружающим и себе самому? Заранее спасибо!

Благодаря голливудским блокбастерам, мы знаем, что у людей с расстроенной психикой бывает множество заболеваний, например, они могут воображать себя кем-то другим и вести себя соответственно. Классический пример такого фильма, это «Бойцовский клуб» от Финчера, фильм снят крупными стежками, в книге Паланика, эта история рассказана полнее и лучше. Для тех, кто не знаком с фильмом или книгой, рекомендую наверстать упущенное, но здесь изложу краткий синопсис.
Главный герой устал от обыденности и однажды он встречает человека, который показывает ему выход из привычной жизни, это бойцовский клуб или бои с другими яппи, которые также утомлены окружающей действительностью. Бои дают вкус к жизни, открывают новые возможности, дают новый мир. В конце фильма герой осознает, что все это время он был двумя людьми одновременно, он узнает это по косвенным признакам и на этом картина и заканчивается. А наше повествование с этого и начинается.

К сожалению, массовая культура обожает штампы, и история психологических двойников построена на них. В сознании обычного человека иметь психологического двойника означает быть ущербным, а также иметь серьезную патологию – одним словом болеть. Шарики, зашедшие за ролики, это не лучший диагноз для любого человека, поэтому мы избегаем даже мысли о том, что такое возможно с нами. И гоним от себя все, что считаем патологией. К счастью, психологические двойники отнюдь не только негатив, это часть нашего сознания, которая сегодня изучена с точки зрения только патологии. И, наверное, этим объясняется то, как мы относимся к подобному явлению и почему зачастую не ставим его себе на службу.

Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон века. Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. В рамках моего рассказа нас не интересует эта часть истории, все мы пытаемся быть лучше в глазах окружающих и добиваемся этого разными способами. Это часть жизни любого человека, к счастью, я не знаю никаких исключений (позерство и отрицание этого факта видел, но полного отсутствия игры в личины никогда – вопрос в том, насколько сильно личина отличается от человека).
Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать ее на свое сознание. Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь?

Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек. В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы. Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову сказать, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность. И зря.

Не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется именно массовая культура и старик Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками. В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки. Виноват ли в этом Фрейд и стоит ли нам винить его в этом? Не думаю, так как он вырос в среде, где уже были вполне сформированные представления о психологических двойниках. Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году. В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил, признается в том, что обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила. На мой взгляд, эта история самое яркое отражение тех концепций, что бытовали в период романтизма и были подхвачены современной массовой культурой.

Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер (в переводе это банальный двойник - Doppelganger). Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппелььгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках. Но в рамках моего рассказа, мне было важно показать, что явление психологических двойников известно давно, а также то, что в массовой культуре сложилось крайне отрицательное отношение к нему.
Психологический двойник на практике – все за и против
Встреча с доппельгангером несет смерть, которую можно трактовать как первоначальное разрушение личности и последующую смерть тела. Думаю, что история доктора Джекила ровно о том же. Тот набор моральных ценностей, что есть у вас, может не совпадать с вашим двойником. Переходя от одного состояния к другому, вы сохраняете память о сделанном, как результат, возникает психологическая проблема – надлом. Но зачастую подобные истории связаны с органическими поражениями головного мозга, болезнями и тому подобными вещами. Для здорового человека создание временных психологических двойников, это отличный способ добиться изменения тех ограничений, что есть в его сознании, психологических установках, даже в физических возможностях тела. Звучит как некое шаманство, которое отлично работает на практике. Главное не заиграться в эту игру и контролировать процесс. Ниже я приведу простейшие примеры того, как можно использовать психологических двойников, хотя я предпочитаю термин психологические личины.

Пример рутинной работы
В жизни множество вещей, которые нам не нравится делать. Они нам не интересны, вызывают скуку и так далее. Как правило, это рутинные вещи. Заставить себя их делать очень тяжело. Психологическая личина позволяет добиться выполнения такой работы, без негативных эмоций и работы из под палки. Например, этот способ рекомендует Юрген Вольф в книге «Школа литературного мастерства», он представляет, что является супергероем «Чистильщиком». Когда ему нужно разобрать рабочий стол, он входит в этот образ – его герой не тратит время на что-то иное, кроме разборки бумаг. Представив этот образ, Юрген Вольф начинает разбирать свой стол и в итоге тратит меньше времени на это действие, но главное, оно его не раздражает.

На мой вкус, этот пример из реальной жизни работает, но выглядит несколько смешно и искусственно. Кто из нас мыслит так картинно и шаблонно? Немногие. Тем более, что мышление Вольфа, это мышление сценариста пишущего для Голливуда, нам оно в качестве прообраза совсем не подходит. Так как же быть? Конструирование психологической личины
Лучшего материала для конструкции вашей личины, чем вы сами, не найти. Вы знаете все свои сильные и слабые стороны, а также представляете, что именно вы не любите делать. Подавляющее большинство методик связанных с психологией или историй успеха, изменений сознания, говорят о том, как добиться постоянного изменения сознания . На мой взгляд, это излишне для большинства жизненных ситуаций, так как нам нужна временная конструкция, которую можно использовать по мере необходимости . Создание временной конструкции не требует таких постоянных усилий, поддержания себя в определенном тонусе и не ломает ваши психологические установки. Это очень важно, это мягкое и главное временное изменение, которое полностью подконтрольно вам.
Например, работая со статистическими данными, мне всегда было грустно. Огромный объем цифр, большое число листов, любить такую работу может только своеобразный человек, которым я не являюсь. К сожалению, эта работа требует не только внимательности и усидчивости, но и попыток найти закономерности. Как проявить творческое начало при необходимости долго сидеть и смотреть в однообразные колонки цифр? Выход в конструировании психологической личины. Мое альтер-эго для такого случая это я, с рядом изменений. В частности, я сконструировал свое сознание так, что получаю удовольствие от того, чтобы находить схожесть или закономерности, а также необычности в рядах цифр. Все, что выбивается из общего плана, дает всплеск эмоций, радость от того, что я нашел нечто новое. За основу при конструировании я брал свои впечатления от эмоций, которые у меня вызывает неожиданный выигрыш в казино (сильные впечатления, которые отлично встраиваются в любую личину), а также чувство завершенности по окончании сборки большого паззла. Две основных эмоции, которые важны, так как у меня они ассоциируются с удовольствием, а сборка паззла дает опыт того, что в итоге я получу моральное удовлетворение, но для этого надо проявить усидчивость.
Кто-то делает нечто подобное, но прибегает к другим трюкам – часто это называют настроиться на работу. Очень важно понять, что единожды создав такую психологическую личину, которая опирается на ваш личный опыт, вы сможете доставать ее из шкафа в любой нужный момент. То есть вы будете проявлять те черты характера, которые у вас уже есть, только тогда, когда вам нужно. Вне зависимости от того, как вы себя ощущаете в данный момент, вы просто переключаетесь на ту работу, что вам нужна и делаете ее качественно.

Из маленьких трюков – сделав работу, надо не забыть «выключить» свою личину, и вернуться в нормальное состояние. Кому-то это нужно, кому-то как мне нет. Просто рекомендация на всякий пожарный случай.

Возможно, что к этому моменту у вас уже возникло неприятие «шарлатанства», которое я проповедую. Не стоит тогда даже пробовать применить это на практике, все равно не получится. Да и не нужно это вам. Если вы считаете, что что-то подобное возможно, а вы готовы попробовать, то создайте психологическую личину очень простой конфигурации и посмотрите, как она работает для вас. Для каждого человека это индивидуально. Не пытайтесь создать сложную конструкцию, выберите одну-две эмоции и отталкивайтесь от них, создайте альтер-эго, которое поможет вам в решении рутинных задач. Потренируйтесь неделю, другую. Уверен, что вы увидите, что это работает.
Если эта методика приглянется большому числу людей, то в следующем материале я могу рассказать подробнее, что можно делать еще с конструктами и какие полезные трюки в этой области есть. Надеюсь, что вам было интересно прочитать этот текст, и он заставил вас подумать о психологии людей, перебрать в памяти свой жизненный опыт.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим с вами об альтер эго – что это такое, имеет ли оно отношение к эгоизму, всегда ли наличие второй личности считается в психологии отклонением, а также каким бывает альтер эго и для чего оно человеку.

Можно привести тысячу примеров из литературы или кино, где используется альтер эго – «Доктор Джекил и мистер Хайд», по которому был создан персонаж Халка от Marvel, Человек-паук, Чудо-женщина и другие супергерои, персонаж Джима Керри в фильме «Маска». Называть можно до бесконечности — не так давно вышедший «Сплит» с Джеймсом Макэвоем или «Убежище».

Некоторые знаменитости также выпускают свои альтер эго в социальные сети, чтобы повысить собственную популярность и привлечь внимание к собственной персоне, например – Гриша Ургант или Кирилл Приколов, созданный Филиппом Киркоровым.

Думаю, теперь вам стало чуть понятнее что означает это слово, но давайте все-таки подробнее разберемся с термином.

Значение термина

Альтер эго – это вторая личность человека, буквально «Второй Я». Современные психологи все еще иногда спорят можно ли применять это слово только в клинических случаях во время шизофрении и раздвоения личности или термин актуален и для тех ситуаций, когда второй персонаж создается осознанно для решения внутренних и внешних проблем, и человек при этом не .

Большинство ученых все-таки склоняются ко второму варианту и признают, что наличие альтер эго не обязательно свидетельствует об отклонениях. Тем более, что альтер эго есть у каждого человека. Вспомните как в детстве мы в одно мгновения становились рыцарями или прекрасными принцессами. С возрастом идеальное становится более совместимым с реальностью, но все равно остается и потому, иногда выползает на поверхность.

Не всегда нам хватает каких-то внутренних качеств и мы надеваем на себя маску более уверенных, романтичных или общительных людей, в зависимости от ситуации. Это помогает быстрее и проще справиться с трудностями и .

Сильные и слабые образы

Зачем людям дополнительные образы? Чаще всего причиной их появления служат страхи, отсутствие смелости или . В таком случае человек может нарочно занижать или завышать собственные качества, становиться более сильным или .

Всем нам знакомы ситуации, когда женщины, дабы решить свои проблемы с помощью мужчины превращаются в слабых девочек и ведут себя соответствующе этой роли: начинают капризничать, плакать, выставлять свою беззащитность напоказ.

Мужчины напротив чаще примеряют на себя образ сильного и независимого рыцаря, если им надо справиться с какой-то трудностью. Они начинают создавать персонаж, а затем и сами верят в соответствие.

Альтер эго и эгоизм

Думаю, что для многих уже стал понятен ответ на вопрос, который я поставила в самом начале этой публикации: имеет ли какое-то отношение альтер эго к эгоизму. Имеет, так как образ, как правило, создается для того, чтобы решить какие-то внутренние проблемы человека.

Даже если мы говорим о Бетмене или Супермене, которые берут на себя роль персонажа в крайней степени , то делается это все равно исходя из личностных интересов, дабы помочь реализовать свои внутренние потребности, на которые не способен Кларк Кент или Брюс Уэйн.

Если персонаж создается настолько осознанно, то о каких психических отклонениях вообще может идти речь? Совершенно другое дело, когда человек начинает ощущать мир в крайностях. Он начинает разделять себя и своего персонажа. Происходит расщепление личности, что может привести к душевному расстройству.

Если вы хотите чуть больше узнать о своем эго, могу предложить вам книгу Томаса Метцингера «Наука о мозге и миф о своем Я» . В ней вы узнаете что значит сознание, насколько свободна ваша воля, а также о многом другом, что будет не только интересно, но и полезно.

На этом у меня все. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.

«Другой я» - именно так с латинского переводится выражение «alter ego», которым пользуются для обозначения воображаемой или существующей на самом деле альтернативной личности человека.

Но откуда этот другой берется? И можно ли оставаться в трезвом уме, если в тебе уживаются сразу несколько личностей?

Маска, я тебя знаю!

Прежде всего отметим, какие значения может принимать выражение «альтер эго».

  • Лицо, уполномоченное действовать от имени другого лица.
  • Образ, имидж, созданный для сцены.
  • Другая сущность человека, созданная им сознательно или возникшая вследствие психического расстройства.

Самые ранние упоминания об этих двух словах относятся еще к античности, однако широкую известность они получили благодаря монархам европейских государств, которые, передавая бразды правления преемнику, провозглашали его «вторым королевским я» - alter ego regis. Отсюда и первое значение слова.

Однако в наши дни в подавляющем большинстве случаев альтер эго - явление не политического, а психологического и культурного порядка. Так, например, в литературе нередки случаи, когда в произведении действует персонаж, представляющий альтер эго автора. Либо речь идет о двух (или более) героях, которые имеют так много общего, что кажутся разными сторонами одной и той же личности. То же в кинематографе: стоит только вспомнить знаменитый фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб».

А что говорить о многочисленных сценических образах, которые создают популярные исполнители! Например, победительница конкурса «Евровидение» бородатая женщина Кончита Вурст - иное воплощение Томаса Нойвирта, марсианин Зигги Стардаст - Дэвида Боуи…

Но одно дело - люди творческие. Игра воображения, возникающие и исчезающие лирические герои, желание почувствовать себя другой личностью, которая сможет сказать обществу то, чего не смогли бы они сами, - все это неотъемлемые составляющие их жизни. А если альтер эго появляется у самых обычных мужчины или женщины? Что значит оно тогда? Нужно ли сразу бежать к психологу или даже к психиатру?

Во-первых, придумать себе образ может любой человек, не только артист или писатель. Например, по каким-то причинам вы не желаете открывать окружающим свою истинную сущность, или хотите произвести на кого-то нужное впечатление, или просто развлекаетесь…

Другие привычки, другая одежда, другое поведение в обществе - и вот вместо тихого, нелюдимого книжного червя перед нами звезда вечеринок. Как далеко могут зайти такие игры, решать только самому человеку, главное, чтобы они не приносили вреда окружающим и ему самому.

Во-вторых, появление альтер эго действительно может быть сигналом тревоги. Близкий человек временами словно бы перевоплощается, ведет себя совершенно иначе, а затем не может вспомнить, что делал? Такие симптомы, возможно, означают диссоциативное расстройство идентичности (его также называют расщеплением личности или расстройством множественной личности).

Обычно такое заболевание возникает из-за сильнейших психических травм, долговременного физического или эмоционального насилия или становится следствием другого расстройства психики, которое не было обнаружено ранее. К счастью, расщепление личности - явление чрезвычайно редкое.

Если же оно все-таки будет диагностировано, то следует помнить, что в настоящее время патологию лечат с помощью различных видов . Во многих случаях удается значительно облегчить симптомы. Автор: Евгения Бессонова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!