Художественные натюрморты. Что такое натюрморт

Он не только может украсить любое помещение, но и привнести в него особенное философское содержание. Натюрморт – совершенно потрясающая живопись, обладающая очень интригующим свойством, способная остановить и заставить любоваться копиями вещей, на которые обычно не обращаешь внимание. На первый взгляд казалось бы простейшие предметы, изображаемые на картинах, на самом деле несут в себе глубокое смысловое наполнение. Часто не прямолинейное, но ассоциативное или символичное. Как говорится, имеет значение не то, что непосредственно изображено на картине, а то, о чем она повествует. К натюрморту сегодня можно отнести не только полотна, запечатлевшие на себе с помощью приемов живописи окружающие образы, но и собственно , как самостоятельный элемент интерьера, а также искусство фотографии.



Натюрморт «завтраки» - это в основном, композиция из небольшого количества предметов. Они могут быть выполнены из различных материалов: из стекла, керамики или металла. Такой натюрморт не только наполнен смыслом, раскрывающим неразрывную гармоничную связь людей и окружающего их мира, но и наполнен здоровым оптимизмом восприятия жизни. Приметно, как щедра матушка – природа, и какими талантами и трудолюбием обладает человек. Нам тоже под силу украсить свой интерьерный стиль подобными композициями. А можно просто подобрать картину с изображением натюрморта и повесить ее в гостиной.



Невозможно не упомянуть о французском натюрморте , в котором торжествует декоративность придворного искусства. Романтическое настроение натюрморту придавали охотничьи трофеи и цветы. Прекрасно дополнит такой натюрморт интерьер кабинета, прихожей или гостиной.



Натюрморт , требующий знания религиозных традиций и символики, получил название «суета сует» , или «ученый» натюрморт . Этот интеллектуальный вид натюрморта зародился в середине 17 в. в университетском Лейдене и стал очень популярен не только в стране, а и за границей. Рядом с предметами, символами человеческого счастья, мы видим черепа - мистические символы. Они соседствуют то с царской короной, то с рыцарскими доспехами, то с музыкальными инструментами, то с драгоценностями. С сухим шелестом отсчитываются чьи то минуты бытия в песочных часах.



Иллюзионистический натюрморт
обманка (тромплей) . Стал популярен в середине 17 в. В таких натюрмортах используется иллюзионистский прием, искусно создающий обман зрения трехмерного пространства, наподобие современной – объемной или 3D. И еще тогда такой вид натюрморта призван был решать те же самые недостатки интерьера. Родина натрюрмортов, отличающаеся скудной территорией под застройку жилых домов, вынуждала архитекторов отдавать предпочтение этажности. При этом интерьеры ограничивались по площади и представлялись маленькими комнатами и узким лестницами, ведущими наверх. Вынужденной мерой стало совмещение спальни, кабинета и гостиной. Небольшие простенки между окнами украшали маленькие зеркала в рамках, картины или географические карты. Таков был скромный декор интерьера . Поэтому, чтобы как-то зрительно расширить границы замкнутого помещения, голландские мастера в своих картинах разрабатывали перспективу и многоплановость пространства. Причем эта грандиозность могла не отвечать действительности. Зрительно интерьер иллюзорно продолжается на холсте. Художники с особой тщательностью копировали предметы домашнего обихода и давали волю фантазии, когда возникала необходимость в создании эффекта свободных зон. В картинах – обманках благодаря утонченному колориту, эффекту осязаемости, подбору предметов и рационализму композиции, отражался реальный быт образованного населения. Рядом с туалетными принадлежностями могли соседствовать атрибуты для занятий наукой или искусством, или охотничья экипировка. Подобные натюрморты идеальны или небольшой квартиры.





Натюрморт «накрытые столы» тоже вырос из голландской живописи. В городе устраивали банкеты в честь воинов, ведших борьбу за независимость Голландии, и чтобы увековечить память об этих событиях, заказывали художниками портреты. За столом обычно собирались только близкие люди, поэтому сервировка стола была подчинена идее братства и товарищества. Постепенно такие натюрморты стали выражать философию праздника, беззаботного веселья и счастья и его кратковременности. Но с боем часов исчезает наслаждение изысканными винами, роскошными блюдами и вообще радостью жизни, остаются лишь кусочки не съеденного хлеба, ореховая скорлупа да осколки разбитой посуды.



Говоря о натюрмортах в целом, невозможно не упомянуть об особенном жанре натюрморта роскошном натюрморт е. Он обычно наполнен высоко эстетическими чувствами и состоит, в основном, из предметов роскоши и очень оригинальных предметов. Это может быть дорогое старинное красивое оружие, шпаги, украшенные драгоценными камнями, охотничьи трофеи. Дорогая еда - выпечка, сыры, дорогие напитки в драгоценных бокалах из фарфора, стекла или золота, а также фрукты могут составлять роскошный натюрморт. Составят шикарную композицию редкие книги или Библия в дорогом переплете, старинные часы и подсвечники с позолотой с горящими на них свечами.



По технике изображения различают такие виды натюрмортной живописи .

Для создания декоративного натюрморта художник использует стилизованные формы, близкие к орнаменту, но имеющие символическую суть. Ему свойственны яркие контрастные цвета, выразительные силуэты и плоскостность. Плоскостность декоративных натюрмортов прекрасно сочетается с плоскостью стены. Этот жанр искусства способен украсить интерьер помещения, его архитектуру. Картина может быть выполнена в той же цветовой гамме, что и помещение, гармонично продолжая его. А может, наоборот представлять собой яркое пятно, акцентирующее на себе внимание, и этим развивая пространство в каком-то ритме. Оказавшись в такой обстановке, внутренне настраиваешься на ритмичность и музыкальность.

Работая над реалистичным натюрмортом , художник изображает настолько яркие живописные полотна, что их практически невозможно отличить от фотографии. Композиция не перегружена множеством предметов, передает их индивидуальность и максимально приближена к натуре. Каждое цветовое пятно имеет четкий контур и объем и представлено в реальном цвете. Например, украшая интерьер спальни или гостиной, можно самостоятельно составить легкую композицию из любимых цветов. В небольшой вазе или любом другом сосуде достаточно поместить скромный букет, в котором зеленая листва и крупные цветы

с легкой небрежностью переплетаются естественным образом . Прекрасным интерьерным дополнением станут гроздья винограда и сочные яблоки, расположенные на изящной тарелке. Несколько виноградин живописно лежат на белой салфетке или скатерти. Рассматривая подобные натюрморты, как бы ощущаешь аромат и вкус плодов и напитков. Гиперреалистичные натюрморты появились уже в современности. Благодаря открывшимся новейшим технологиям и возможностям выполнения фотографий, стало возможным получение настолько четкого изображения, что создается иллюзия реальной жизни.

Символический натюрморт состоит из предметов, изображенных очень упрощенно, похожих на условные знаки. На скатерти разбросаны фрукты, но создается впечатление, что они вылеплены штукатурной лопаткой. Если подойти близко, то увидим нагромождение разноцветных мазков вместо четкой формы плодов. Однако, отступив, они становятся хорошо узнаваемыми: спелые и сочные, и представляют собой организованную законченную композицию. Очертания предметов органично взаимодействуют с такими же упрощенными красками. Такой натюрморт-интерьер создается не для того, чтобы описать внешний вид вещей, попавших в поле зрения, а чтобы выразить все чувства, ассоциации, ощущения и эмоции, которые они разбудили.

В абстрактном натюрморте все предметы изображены искаженно, практически схематично и далеки от реальности. Все цвета не имеют плавных переходов, а напротив, они имеют резкие геометрические формы.

Настаивает: для своего интерьера, не сдерживайте свою фантазию, дайте волю эмоциям и желаниям. Не только его фотографическое или живописное изображение, но и он сам по себе, как , способен на удивительные вещи – например, неповторимо украсить даже самую непритязательную обстановку.


Натюрморт (франц. Nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи, изображающий дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрмортные мотивы встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес, столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать.

Впервые упоминания о натюрморте можно найти в XV-XVI веках. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной.

Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф).

Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»).

Для голландских натюрмортов , как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.)

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс ). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.).

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).


В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов).

В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого , переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы , И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден . Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога , П. Гогена и прежде всего П. Сезанна . П. Пикассо , А. Матисса

Что такое натюрморт?

Натюрморт (от фр. nature morte — «мертвая природа») — жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданной композиции.

Рассмотрим немного подробнее, что такое натюрморт, на какие виды его можно разделить.

Нидерландский натюрморт XVII века

В нидерландском натюрморте этой эпохи по большей части запечатлевали размеренную, словно застывшую жизнь.


В это время в Голландии натюрморт как жанр развивался достаточно интенсивно, чему способствовали различные факторы. В это время был высок уровень научного развития в математике, физике, естествознании, общественных науках. Мореплаватели привозили из-за границы много новых предметов, возникли новые технологии изготовления различных вещей, на витринах было расставлено множество различных красивых товаров.


Можно выделить два вида популярных натюрмортов в это время — цветочный и ученый.

Цветочный натюрморт

С 40-х гг. XVII века натюрморт стал развиваться как самостоятельный жанр. Популярность его легко объяснима: в то время традиционным считалось иметь роскошные сады, активно заниматься разведением цветов.


Представители: Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давид де Хем.

Ученый натюрморт

Считается интеллектуальным типом натюрморта. Чтобы понять такой натюрморт, человеку необходимо разбираться в Библии и религиозной символике. Нередко в этом жанре используются иллюзии для создания обмана зрения. Наибольшую популярность они приобрели в середине XVII века в Голландии и за ее границей.


В числе популярных художников следующие: Якоб де Гейн Младший, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Амбориусы Босхарты Старший и Младший, Клара Петерс, Давид Байли, Мария ван Остервейк, Корнелис Бризе, Абрахам Миньон, Виллем ван Алст, Ян ван Хейсум.

Натюрморт в России XVIII-XX вв.

Как жанр натюрморт оформился в России в начале XVIII в. До XIX века он считался низшим жанром, понимали его ограниченно в основном как простую композицию, например, постановку из фруктов и цветов. Изначально в натюрморте изображали дары моря и земли, различные вещи.


В XX веке этот жанр поднялся на ступеньку выше, это время его расцвета в России. Начались поиски новых цветов, форм, композиций. В течение буквально 15 лет натюрморт изменился от импрессионизма до абстрактного искусства.

В 30-40-е гг. двадцатого столетия развитие жанра немного приостановилось, но в 50-х происходит новый подъем, и натюрморт упрочняет свое положение в числе других живописных жанров.


Русские художники, работавшие в это время: Петр Кончаловский, Виктор Тетерин, Сергей Захаров, Николай Позднеев, Илья Мешков, Константин Коровин, Сергей Осипов, Майя Копытцева, Евгения Антипова, Ярослав Крестовский, Капитолина Румянцева и т. д.

Натюрморт XX-XXI вв.

Натюрморт в эту эпоху — широкое поле для экспериментов. Этот жанр развивается в различных областях:



Теперь, зная, что такое натюрморт, при желании вы можете попрактиковаться в этом жанре. Вам пригодится статья , также полезные материалы вы найдете в разделе .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!