Авария летчиц полка гризодубовой перед войной. Пике и взлёты Гризодубовой

ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна ( 07.01.1911г. (по другим данным 1 0.05.1909г. ), Харьков – 28.04.1993г., Москва) - советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда
7 января 1911г. у Степана Васильевича Гризодубова, одного из первых в стране авиаконструкторов и авиаторов, и его жены родилась дочь Валентина. Здесь же, в Харькове, она закончила среднюю школу и поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно она закончила музыкальное училище и была зачислена в консерваторию. Мечта о небе не оставляла ее, хотя попасть женщине в летную школу очень сложно. Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928г., будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба...
Окончив аэроклуб за три месяца и оставив занятия в институте, она поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929г. в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934г. подготовила 36 летчиков...
Она оставила яркий след в истории. В середине 30-х годов прославила страну мировыми достижениями в авиации. После сверхдальнего беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток в качестве командира женского экипажа самолета «Родина» (штурман -М.Раскова, 2-й пилот -П.Осипенко) первой из женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.
Возглавив перед войной Управление международных воздушных линий СССР, проявила себя талантливым организатором, открыв первые регулярные авиарейсы в страны Европы.
В тяжелые годы войны она стала единственной в мире женщиной, командовавшей мужским, гвардейским, авиационным полком Дальней авиации. Лично совершила около 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника, в том числе на обеспечение партизанских соединений Ковпака, Сабурова, Бегмы, Федорова и других - с ночными посадками на партизанских площадках. Полк гвардии полковника Гризодубовой вывез из тыла фашистов 4 тысячи детей.
Одновременно, Валентина Степановна избирается первым председателем Антифашистского Комитета советских женщин и членом Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию преступлений гитлеровцев на территории СССР. С 1937 по 1946гг. она - депутат Верховного Совета страны первого созыва.
В послевоенные годы её государственный ум и воля проявляются в новом деле – организации уникального Научно-исследовательского летно-испытательного центра, что позволило в короткие сроки создать и оснастить авиацию современными радиоэлектронными системами, поднять обороноспособность страны на должную высоту.
В 1986 году ее труд был отмечен второй Золотой звездой героя.
Поистине всенародное уважение эта статная и красивая женщина завоевала своим гражданским бесстрашием и редкостным человеческим участием, добиваясь освобождения и возвращения к семьям, к активной работе несправедливо репрессированных людей, среди которых был Главный конструктор ракетно-космических систем, академик С.П. Королев и многие другие.
Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, как уже сказано, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Тренировки проходили на Ходынском поле, напротив которого сейчас расположен дом Гризодубовой. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах. Тренировались же на аналоге: их изготовили, кажется, три штуки. Надо сказать, кое-кому перелета не хотелось, существовал определенный настрой против самой идеи женского экипажа. Иногда летчицам, как выражалась Валентина Степановна, "подкладывали свинью" - выделяли для ночных тренировок самый большой самолет того времени ТБ-3 (они на нем никогда не летали, однако справились).
Вылетели утром 24 сентября в 8 часов 12 минут со Щелковского аэродрома. Над Уралом отказала радиосвязь. Валентина Степановна позже говорила, что это было не случайно: им неправильно дали частоты, на которых связь должна была вестись. Поскольку у Марины Расковой в астролюк вытянуло карты, при отсутствии связи сориентироваться оказалось невозможно. Гризодубова приняла единственно верное решение - взяла магнитный курс 90, упреждая на ветер, и старалась никуда не отклоняться.
Шли в облачности, снос определить не могли, тогдашние навигационные приборы не позволяли этого. Справа вдоль границы - Китай... Так они и летели от Байкала до Дальнего Востока. Вышли в район Шантарских островов, а не Хабаровска, как предполагалось, и только над океаном визуально определились: повернули почти на 180 градусов, пересекли линию побережья и летели до полной выработки топлива. Когда загорелась лампочка (осталось 30 минут полета), Гризодубова присмотрела место для посадки - происходило это в районе Амуро-Амгуньского междуречья. Так как Марина Раскова сидела в застекленной кабине в носовой части самолета, которая при посадке могла разбиться, Гризодубова приказала ей прыгать. Та с неохотой, но прыгнула. Раскову искали в тайге 9 суток. С запасом шоколада и с пистолетом она провела эти 9 суток в тайге, о чем есть книга "Жизненный путь Марины" ... А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...
10 дней поисков, за которыми следил весь мир, ознаменовались драматическими событиями. Умники от демпечати, стремящиеся всемерно очернить советский период истории России, и тут не унимаются, раздувая этот драматизм, чтобы дискредитировать великое достижение отечественной авиации, обвинить Гризодубову в трагическом исходе экспедиции по спасению экипажа "Родины", хотя она к этой трагедии не имела ни малейшего отношения. Материалы, документы, полетные журналы у нас есть и вскоре будут опубликованы... Произошло же следующее. Был запрет лететь из Москвы на ТБ-З комдиву Сорокину - тем не менее, он полетел. Не разрешали лететь Бряндинскому, бывшему штурману Коккинаки, - он полетел. И самолет Бряндинского при сближении обрубил пропеллером хвост ТБ-З, в котором летел комдив Сорокин. Оба самолета разбились. Это произошло на глазах у летчиц и, естественно, омрачило радость спасения, но при чем здесь женский экипаж? Было, увы, авиационное разгильдяйство, которое существовало всегда... Однако кому-то очень захотелось свалить все с больной головы на здоровую и тем самым представить перелет как авантюру, обошедшуюся слишком дорого. Да что говорить! Не минуло и месяца со дня смерти Валентины Степановны, как "Комсомольская правда" напечатала откровенно грязную статью о ней. Там были вот такие, например, перлы: Гризодубова, оказывается, воевала в составе Вермахта и летала бомбить мирные города Европы; Гризодубова была лучшей подругой Шуленбурга и Риббентропа...
О том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Маршал Савицкий на одном из юбилейных ее вечеров показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма. Она, повторяю, командовала полком дальней бомбардировочной авиации. Было три женских полка: - 46-й полк "Ночных ведьм"(как прозвали его фашисты) на ПО-2, полк истребителей майора Казариновой и полк, летавший на Пе-2 "Пешках". Но Гризодубова в них никогда не числилась. Здесь часто путают – и делают большую ошибку. Ее полк был чисто мужской. Он занимался бомбометанием в тыл противника и по постановлению Центрального Штаба партизанского движения осуществлял обеспечение партизанских отрядов Ковпака, Федорова, Бегмы и других и их связь с Большой землей (в частности, на Большую землю было вывезено более 4000 детей). Сталин сразу назначил командиром 101-го авиаполка Гризодубову, дав ей звание подполковника,закончила воевать в звании полковника.
С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии - Машеров, Зимянин и другие. Радистом у нее некоторое время летал Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС...
Особым образом судьба свела Гризодубову и Сергея Павловича Королева. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах: Гризодубова ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Позже вспоминала: "Как дам ему (Сергею Королеву), когда он меня за косу дернул, так он в угол отлетел. Рука у меня была тяжелая..." Потом еще несколько раз они встречались. В 30-х годах Королев был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа на Ходынском поле. Речь шла о приеме в кружок Гризодубовой, и Королев, выступая, сказал нечто вроде: "Баб нам не нужно". Через много-много лет Гризодубова спасла ему жизнь, вступившись за него, отправленного в 1939г. в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. Именно Гризодубова и М.М. Громов спасли Королева. После ее (вместе с Громовым) хлопот Королева перевели в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем в Казань, на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а 24 июля 1944г. он был досрочно освобожден. По некоторым данным, Королева вывезли с прииска Мальдяк буквально за несколько часов до неминуемой гибели...
Вообще, Гризодубова была великая заступница всех несправедливо обиженных. Она получала огромное количество писем, среди которых попадались надписанные и так: "Москвa, Кремль, Сталину и Гризодубовой". К ней шли домой за помощью, и ее дверь всегда была открыта. Многие, уходя, опускались перед этой дверью на колени. Говаривали, что квартира Гризодубовой - это "филиал Верховного Совета СССР". В бумагах Гризодубовой есть папка, содержащая 4767 ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год - по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах. Она говорила: "Самое трудное - не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу..." Конечно, ее слово, ее звонок значили много. Она была вхожа в высшие государственные круги, хорошо знала Молотова, Берию, Ворошилова, Буденного - да практически всех! Бывала она и у Сталина, впечатления от этих встреч остались у нее весьма положительные. Виновником тогдашних злоупотреблений властью она считала Берию. Сталин к ней тоже относился хорошо, однако, борясь за своих летчиков, Гризодубова, по ее словам, никогда прямо к нему не обращалась. Был случай, когда она пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит ее летчика из тюрьмы: "Пока я из вашего окна не увижу, как он садится в мою машину, - не уйду..." И угроза обратиться к Сталину подействовала...Такой была Валентина Степановна Гризодубова. Она, без сомнения, заслужила золотой памятник еще при жизни."

Отсюда: http://www.saint-exupery.ru/show.html?id=120&eid=mnu&lng=rus


Гризодубова Валентина Степановна
Родилась: 14 (27) апреля 1909
Умерла: 28 апреля 1993 (84 года)

Биография

Валентина Степановна Гризодубова - советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова - дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно одной версии, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Увековечение памяти

Россия

Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Грязи (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область).

В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.

В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).

В ГБОУ Школа № 185 в апреле 2014 года открыт музей Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда В. С. Гризодубовой.

В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.

В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.

Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.

В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина

Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Черкассах, Сумах, Харькове, Кривом Роге, Луцке и Мариуполе.

Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.

Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили - ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

Семья

Отец - Гризодубов, Степан Васильевич.
Мать - Гризодубова (Комаренко) Надежда Андреевна.
Супруг - Соколов Виктор Александрович.
Сын - Валерий.

Награды

Звание Героя Советского Союза (2 ноября 1938 года) медаль «Золотая Звезда» № 104;
звание Героя Социалистического Труда (6 января 1986 года);
два Ордена Ленина (1938, 1986);
два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985);
орден Октябрьской Революции;
орден Трудового Красного Знамени (1936);
орден Красной Звезды (1937).
Медали, в том числе:
медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени;
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Почётный гражданин города Пенза (1965).

1909-1993

Герой Советского Союза (02.11.1938), Герой Соц.Труда (06.01.1986), летчик, полковник (1943).
Родилась 10 мая(27 апреля — ст.ст.) 1909 года в городе Харьков (Украина) в семье авиаконструктора и изобретателя С.В.Гризодубова. Русская.
В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 годах – лётчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.
В армии с 1936 года. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д.Осипенко, штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубовой Валентине Степановне 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда» №104.
С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР.
Участница Великой Отечественной войны: в мае 1942-мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку противника, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и партизанам.
С 1946 года – в запасе. С 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 годах – начальник Лётно-испытательного центра НИИ. С 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части.
За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятилетием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Гризодубова – единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда).
Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).
Награждена 2 орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), орденами Трудового Красного Знамени (1936), Красной Звезды (1937), медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946 годах. Почётный гражданин города Пенза (1965).
В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Героине, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации. Имя В.С.Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге). Имя Героини носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), р.п. Сузун (Новосибирская область), других городах и посёлках России, а также в Донецке (Украина), Алматы (Казахстан).

Источники информации:

  • Гризодубова Валентина Степановна / Герои Страны /
  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.1. М., 1987
  • Подвиги во имя Отчизны. — 2-е изд.,- Харьков: «Прапор», 1985.

20 лет назад ушла из жизни знаменитая летчица, первая женщина, ставшая Героем Советского Союза

В начале прошлого века техник-электромеханик харьковских паровозоремонтных мастерских Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт - творцов одного из первых в мире самолетов. И сам загорелся мечтой построить собственный аэроплан. Летательные аппараты в то время были большей редкостью, чем нынче космические корабли. Чтобы лучше разглядеть конструкцию американских авиаторов, Степан Васильевич купил у киномехаников местного синематографа несколько кадров, запечатлевших полеты американцев.

Когда самолет был построен, конструктор усадил в него, привязав к сиденью, свою двухлетнюю дочь, и они поднялись в небо. Вряд ли Степан Васильевич тогда думал, что через годы увидит дочку в киножурналах, рассказывающих о ее рекордных перелетах и опасных ночных рейсах в тыл врага.

«Чтобы жениться на простой украинке, Степан Гризодубов скрыл свое дворянское происхождение»

Легендарная летчица покоряла не только небо, но и мужские сердца. За сильный волевой характер ее уважали даже руководители советского правительства. О воздушных приключениях и земной жизни Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой корреспондент «ФАКТОВ» побеседовал с директором Харьковского музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталием Власко .

*В 1938 году Валентина Гризодубова (в центре) вместе с Полиной Осипенко (слева) и Мариной Расковой совершили на самолете «Родина» легендарный беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток

Друг и биограф Валентины Гризодубовой военный летчик-испытатель Мстислав Листов называет Валентину Степановну русской героиней. Но родилась-то она в Харькове. Значит, у нее могут быть украинские корни?

Предки летчицы по отцовской линии - выходцы из Курской губернии, - рассказывает Виталий Власко.- В конце XVIII столетия переехали на Харьковщину. Мужчины были, как правило, священниками. Один из них много лет служил полицейским начальником в Сумах, второй - чиновником канцелярии уездного предводителя дворянства. Обоим император пожаловал дворянское звание. Дворянин не имел права жениться на девушке-простолюдинке без разрешения царя. А Степан Гризодубов полюбил простую украинку Надежду Комаренко. И записался в метрической книге просто как почетный гражданин Харькова. В советское время это спасло его дочь от крупных неприятностей.

Кстати, родной брат ее матери Владимир Комаренко был известным в Харькове музыкантом, основал первую в городе детскую музыкальную школу. В годы войны он спас от уничтожения библиотеку нот местной консерватории. Уже после освобождения харьковчане поделились сохранившейся нотной партитурой с киевскими коллегами. Ведь столичная консерватория была разгромлена.

Валентина Степановна была очень образованной и музыкальной женщиной. Прекрасно пела, играла на фортепиано, училась на отделении вокала Харьковской консерватории. И все же заложенная еще в раннем детстве страсть к небу оказалась сильнее.

- Но ведь летая с дочерью на своем первом самолете, отец рисковал ее жизнью!

Ну что делать, если ребенка не с кем оставить, а летать хочется. (Ее мама - модистка, уходя к заказчикам на дом, часто оставляла Валюшу с отцом.) Вот таким отчаянным человеком был Степан Гризодубов. Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. И Валя, будучи школьницей, начала летать на планерах.

Во время Первой мировой войны Гризодубова призвали в армию. Узнав, что он - авиаконструктор, начальство направило его в Гатчинскую школу военных летчиков. После окончания учебы его оставили там преподавателем.

А в 1919 году, когда из Украины были изгнаны немцы, Клим Ворошилов - командующий Первой конной армией красных - назначил Степана Васильевича начальником ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Коннице была нужна поддержка с воздуха. Впоследствии на базе тех мастерских вырос Харьковский авиазавод, где строились истребители Поликарпова, затем - большие гражданские самолеты Туполева, а сейчас - Антонова.

«За похабные анекдоты Валентина выгнала Чкалова из машины»

После Гражданской войны Степан Гризодубов вместе с дочерью участвовал в знаменитых слетах в Коктебеле на горе Клементьева, - продолжает Виталий Власко, - куда приезжали со своими планерами Сергей Королев, Сергей Ильюшин, Олег Антонов и другие знаменитые в будущем конструкторы и летчики.

А вот начальник «Укрвоздухпути» Василий Юнгмейстер - прекрасный летчик, герой Гражданской войны - планеров не признавал. Он считал, что любой самолет должен летать только с двигателем. Из-за конфликта с ним Гризодубов ушел из авиамастерских и долгие годы работал инженером в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где создавал контрольно-диспетчерскую аппаратуру для разных отраслей промышленности, а также сконструировал три типа аэросаней. В годы войны эти ревущие машины с десантниками, вздымавшие воздушной струей от винтов тучи снега, приводили в трепет фашистов. Немцы думали, что русские создали новые быстроходные танки.

- Страшили врага и самолеты, которые водила в бой дочь конструктора...

Да, на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны маршал авиации Евгений Савицкий показывал трофейный немецкий плакат с изображением Гризодубовой на фоне горящих немецких городов с надписью: «Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города!..» За ее голову была назначена крупная сумма. Самое интересное, что Валентина Степановна командовала мужским авиаполком дальней авиации. Мужчины слушались ее беспрекословно и называли матушкой. Хотя строгой, но справедливой «матушке» было всего 32 года.

Однажды, еще до войны, Валентина Степановна ехала на своем автомобиле «Опель Кадет» с правительственного приема вместе с Валерием Чкаловым и другим известным авиатором, тоже Героем Советского Союза штурманом Иваном Спириным. Подвыпивший Чкалов начал рассказывать скабрезные анекдоты. Гризодубова не терпела сальностей. Она приказала водителю остановиться и выгнала славных героев из машины под проливной дождь.

- Автору этих строк сама Валентина Степановна в 80-е годы прошлого столетия рассказывала, что главком ВВС Новиков иногда приказывал ей отправляться бомбить противника на тихоходных транспортных «Дугласах» днем, без прикрытия истребителей. Так он мстил Гризодубовой за то, что в 30-е годы она отказалась взять его, уже в то время комбрига, в свой экипаж, - летчиком-то он был не ахти каким.

Да, храбрая была женщина. Не боялась даже Лаврентия Берии. В годы сталинских репрессий спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров. Берии однажды сказала в его кабинете: пока не увижу в окно, что такой-то вышел из Лубянки на улицу, не уйду из вашего кабинета. И Лаврентий Павлович сдался! Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Валентина Степановна вместе с другим знаменитым летчиком - Михаилом Громовым - не один месяц добивалась перевода Королева в Москву, в туполевское КБ, которое тоже работало за решеткой, но условия там были лучше. Все это время у нее дома жила мама Сергея Павловича. Хотя помогать «врагам народа» и их родственникам было очень рискованно.

«Муж Гризодубовой - военный летчик-испытатель - ушел из дому из-за упреков тещи»

После войны гвардии полковнику Гризодубовой предложили командовать авиадивизией. Она отказалась: «Ни одного дня в мирное время я в армии находиться не буду». И добилась создания уникального НИИ, где создавалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации.

Валентина Степановна помнила, как тяжело пришлось им с Полиной Осипенко (тоже нашей землячкой - из города Бердянска, который, кстати, одно время даже назывался городом Осипенко) и штурманом Мариной Расковой совершать свой рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина» конструкции Павла Сухого...

За неделю до полета (а это был 1938 год) НКВД арестовало инженера-связиста, готовившего Раскову к полету. Новый инженер забыл дать им коды радиосвязи. Марина Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты! Штурманская кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу. Хорошо, что через окно в облаках они увидели море и вернулись на материк, где сели на замерзшее болото. Поскольку посадка производилась на брюхо и штурману в передней стеклянной кабине оставаться было рискованно, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом.

Посадка прошла благополучно. Самолет практически не пострадал, только слегка погнулись законцовки винтов (позже из Москвы прилетел с ремонтниками муж Гризодубовой - летчик-испытатель, командир полка Головного летно-испытательного центра ВВС Виктор Соколов. Он перегнал «Родину» в Москву).

Через девять суток самолет и двух членов экипажа нашли десантники поисково-спасательного отряда, которым командовал лейтенант, впоследствии житель Киева Алексей Олянишин. А на следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она очень рисковала. В тайге водились медведи и тигры. Марина потеряла в болоте теплую обувь, обессилела.

Но перед этим Валентине и Полине пришлось пережить другой ужас. Они обрадовались, увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Перевернулся и повалился в тайгу и огромный четырехмоторный ТБ. От него отделились несколько точек - десантники, которые успели выпрыгнуть, и те, кого выбросило из кабины. Спастись на парашютах удалось немногим. В той катастрофе погибли 16 десантников, а также Герой Советского Союза Александр Бряндинский - штурман экипажа известного летчика Владимира Коккинаки, за два месяца до этого совершившего рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на бомбардировщике конструкции Сергея Ильюшина. Очевидно, все внимание летчиков было приковано к земле, к поиску самолета Гризодубовой, и в воздухе они не заметили опасного сближения друг с другом.

Эту трагедию сама Валентина Степановна оценивала как следствие вопиющей недисциплинированности и воздушного хулиганства одного из пилотов, а также бездумности некоторых командиров-авиаторов. «Дуглас», на котором прилетел из Москвы Бряндинский, по ее мнению, вообще не должен был там появляться. Командующему ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдиву Сорокину тоже было запрещено лететь в район поисков. Они злоупотребили служебным положением. «Это позор! - сказала с присущей ей прямотой Валентина Гризодубова. - Три бабы сумели пролететь считай вслепую, в скверных погодных условиях, почти через всю страну. А эти устроили в небе цирк... Ладно, не хочу говорить о погибших плохо...»

Прожив большую интересную жизнь, прославленная летчица умерла в 83 года от открывшейся язвы желудка.

- Как сложилась ее семейная жизнь?

К сожалению, не так, как летная биография. В 1936 году у Валентины Гризодубовой и Виктора Соколова родился сын Юра. Нянчить его из Харькова приехала бабушка. По некоторым сведениям, теща доконала зятя упреками: «Моя дочь - Герой Советского Союза, а ты...» Тот собрал чемодан и ушел.

Дата и место рождения: 27.4.1909 г., Харьков
Дата смерти: 28.4.1993 г.

Советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

Биография

Валентина Гризодубова - дочь русского авиаконструктора, изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова.

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима.

В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий.В 1944 году, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал(исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

Политическая деятельность

С 1937 по 1946 - депутат Верховного Совета страны первого созыва



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!