Почему США сбросили бомбы именно на Хиросиму и Нагасаки. Уничтожение Дрездена

Первая бомбежка была 22 июля 1941 года. Вскоре после начала войны, еще 26 июня проведена учебная тревога, о которой предупреждали.

После первой бомбардировки налеты немецких самолетов происходили регулярно, каждую ночь с 10 часов вечера до 4 часов утра, а по мере приближения фронта к Москве бомбежки становились все чаще. Они бывали не только ночью, но и днем. Иногда даже не успевали объявлять воздушную тревогу.

Главным средством информации в военное время было радио. В то время радиоприемников практически ни у кого не было, но у всех в доме был репродуктор - проводной (сейчас бы сказали "кабельный") транслятор в виде "тарелки". Очень редко кто из москвичей имел радиоприемник: чаще всего, импортный «Телефункен». С началом войны их было предписано сдать в органы милиции. Там они и находились до конца войны, а затем были возвращены владельцам. С началом войны радио в домах не выключалось.

Перед налетом немецких самолетов по радио сообщали: «Граждане, воздушная тревога!», повторяли это три раза, и затем включалась сирена и гудки паровозов. Быстро все одевались(одежду клали с вечера рядом, чтобы не искать) и бежали прятаться в убежища. Обязательно брали с собой документы. У кого были маленькие дети - брали с собой еду и воду для них. В это время прожектора, шарили по небу и со всех сторон начинали стрелять зенитки. Из щели (траншеи) мне было слышно, как стучали осколки по крыше и столу во дворе, точно град, но гораздо сильнее. Дежурные занимали свои места на чердаках и крышах для уничтожения "зажигалок". Для этого там были приготовлены ящики с песком, бочки с водой и длинные щипцы для захватывания зажигалок. В этих приготовлениях - заготовке песка и воды, а также в дежурствах на крыше - активно участвовали и дети.

Немецкие самолеты сначала сбрасывали осветительные снаряды на парашютах, которые почти неподвижно висели в воздухе и как огромные лампы ярко освещали большую территорию внизу; горели они довольно долго и немецким летчикам было все хорошо видно. Затем начинали заходить на Москву бомбардировщики со страшным воем и сбрасывали бомбы - зажигательные и фугасные. Самолеты заходили на город по многу раз, пока не сбросят все бомбы.

Если зажигалка попадала на крышу, то от удара она вспыхивала и загоралась, а от нее могла загореться крыша или чердак, если зажигалка пробивала крышу. Нужно было схватить зажигалку щипцами и затушить ее в воде или песке или сбросить на землю, где тоже находились дежурные и тушили зажигательные бомбы. Мы, дети тоже дежурили на крыше - это было страшновато, особенно когда зенитки беспрерывно стреляли, а бомбы падали с противным свистом и воем, казалось, что прямо на тебя. Мы не раз видели, как два прожектора ловили самолет в скрещенные лучи, и тогда он не мог вырваться - его сбивали.

За все время налетов над Москвой и на подступах к ней зенитчики сбили 350 немецких самолетов. Но большинству самолетов не удавалось прорваться к Москве ее защищал заградительный огонь зенитных батарей и другие заградительные средства. Например, днем по улицам Москвы перемещали огромные аэростаты. Их переносили девушки-военные, держа за ремни. Ночью к ним прикрепляли длинные металлические шесты (? тросы) и отпускали вверх, создавая таким образом преграду для пикирующих самолетов. Утром девушки уносили аэростаты в ангар, а вечером опять перемещали по Москве, создавая заслон по периметру города. На зенитных батареях служили в основном тоже девушки-зенитчицы.
Немецкая зажигательная бомба (Brandbombe) типа B1.
[ ; лиц. GNUFDL]

Несмотря не принимаемые усилия по защите Москвы от бомбежек, все-таки разрушения были. В Москве тогда было много деревянных строений, поэтому от зажигательных бомб возникали пожары. Сразу же, еще до окончания бомбежки, выезжали пожарные машины для тушения возникших загораний. Когда нас, детей вывезли из Москвы в Подмосковье за 60-90 километров, то по ночам во время бомбежек и после них мы наблюдали в стороне Москвы огромное зарево. Казалось, что горела вся Москва. Однако, все-таки от зажигательных бомб значительного ущерба не было, поэтому фашисты уже в октябре отказались от сбрасывания зажигалок, а стали бомбить только фугасными бомбами, которые причиняли особенно большие разрушения и жертвы. Фугасные бомбы были весом по 50, 100, 500 и 1000 килограмм. При взрыве возникали большие воронки, например, от взрыва 1000-килограммовой бомбы воронка была диаметром 32 метра и глубиной 12 метров. При этом разрушались строения и возникали тоже пожары. Люди погибали и от взрывной волны, и от обвалов домов, и от пожаров.

К сожалению, фашистские летчики имели подробные карты Москвы, они старались бомбить прицельно по главным объектам. Так, летом школы не работали, поэтому в них размещались призывные сборные пункты, где прибывающих мобилизованных солдат организовывали в подразделения, выдавали им обмундирование, оружие, боеприпасы, а также обучали боевым действиям. Некоторые школы переоборудовали под госпитали для раненых. Поэтому во время налетов на Москву немецкие летчики старались разбомбить и школы.

После одной из бомбежек нашего района мы утром шли с папой на поезд и увидели, что бомбили нашу 366-ю школу, но не попали в нее; три фугасные бомбы упали во двор школы и на мостовую перед школой. Мы увидели большую воронку, которая еще дымилась. В этот раз погибли несколько человек, в том числе, мальчик из нашего класса.
Ныне на месте нашей школы №366 (Москва, ул.Сокольнический Вал, д.28) расположена школа №1036 .

А вот так выглядело то же самое место во время войны..

Фугасные бомбы попадали в Большой театр, на территорию Кремля, в здание ЦК ВКП(б), Центральный телеграф, Курский вокзал, Павелецкий вокзал несколько раз, в театр им.Вахтангова, в метромост, туннели метро, в здание газеты «Известия» (но там бомба не взорвалась), были разрушены некоторые фабрики и заводы, много школ и жилых домов.

Но нужно сказать, что больших разрушений в Москве не было видно. Специальные службы сразу же после бомбежки разбирали разрушенные здания, засыпали воронки, восстанавливали дороги и устраняли другие следы разрушений. Во все время войны и бомбежек Москва выглядела опрятным строгим городом.

По окончании бомбежки по радио объявляли: «Угроза воздушного нападения миновала. Отбой», эту фразу тоже повторяли три раза. После этого мы шли домой спать. Со временем мы привыкли к тому, что немецкие самолеты методично каждую ночь волнами налетали на Москву для бомбометания, но часто им приходилось сбрасывать бомбы где попало, так как к Москве их не подпускали. В дальнейшем мы перестали прятаться в «щели» и просто стояли в подъезде, наблюдая за небом, стрельбой зениток, слушая гул самолетов. А некоторые даже продолжали спать. Наша семья тоже изменила свое отношение к бомбежкам: как правило, я сидела около радио, слушала сообщения, а родители спали, потому что им надо было утром идти на работу.

С приближением фронта к Москве бомбежки настолько участились (бывали и по ночам, и днем по нескольку раз), что жители уже не всегда прятались в убежища, а продолжали свои дела. Правда, трамваи останавливались, магазины приостанавливали работу, но очереди не расходились.

Общие правила при начале артобстрела или бомбежки такие.

На улице

Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды — взрыв, сразу падайте на землю. Не паникуйте: уже то, что вы слышите сам звук полета, означает, что снаряд пролетел достаточно далеко от вас, а те секунды перед взрывом лишь подтвердили достаточно безопасное расстояние. Однако следующий снаряд полетит ближе к вам, поэтому вместо самоуспокоения быстро и внимательно оглянитесь вокруг: где можно спрятаться надежнее?

Если есть какой-то выступ (даже тротуар, поребрик — то рядом с ним), канава, любой выступ или углубление в земле — воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть какая-то бетонная конструкция — лечь рядом с ней.

Лежать нужно, чтобы снизить шанс попадания осколков. Все это не поможет, если прямое попадание, но снизит шансы на осколочное ранение. Осколки летят вверх и по касательной. Если человек стоит — больше шансов оказаться у них на пути, нежели если лежит.

В городском транспорте

Если первые взрывы застали вас в дороге на собственном автомобиле — не рассчитывайте, что на авто вы сможете быстро убежать от обстрела: вы никогда не будете знать, в какую сторону перенесется огонь, и не начнется ли дальше обстрел, скажем, из минометов. Кроме того, бензобак вашего авто добавляет опасного риска обгореть. Поэтому опять-таки: немедленно останавливайте машину и быстрее ищите укрытие.

В случае, если обстрел застал вас в маршрутке, троллейбусе или трамвае — следует немедленно остановить транспорт, отбежать от дороги в направлении «от зданий и сооружений» и залечь на землю. Оглянитесь и глазами поищите более надежное укрытие неподалеку. Перебегать следует короткими быстрыми бросками сразу после следующего взрыва.

Не рядом с машиной (автобусом, троллейбусов и пр.)! Если будут бить, то сначала в машину, а попадет в нее, она взорвется вместе с человеком. Надо вылезти, лучше с противоположной от обстрела стороны, и ползком отойти дальше, потом лечь.

Не подходят для укрытия:

— подъезды любых зданий, даже небольшие пристроенные сооружения. От многоэтажных / многоквартирных домов вообще следует отбежать хотя бы метров на 30-50;

— места под разной техникой (скажем, под грузовиком или под автобусом);

— обычные ЖЭКовские подвалы домов. Они совершенно не приспособлены для укрытия во времени авианалетов или ракетно-артиллерийских обстрелов (речь идет о слабых перекрытиях, отсутствие запасных выходов, вентиляции и т.д.).

Есть большой риск оказаться под массивными завалами. Загромождение таких подвалов влечет риск моментального пожара или задымленности.

Никогда не следует прятаться снаружи под стенами современных зданий! Нынешние бетонные «коробки» не имеют ни малейшего запаса прочности и легко рассыпаются (или «складывются») не только от прямого попадания, но и даже от сильной взрывной волны: есть большой риск оползней и завалов. Нельзя также прятаться под стенами офисов и магазинов: от взрывной волны сверху будет падать много стекла; это не менее опасно, чем металлические осколки снарядов.

Иногда люди инстинктивно прячутся среди любых штабелей, в местах, заложенных контейнерами, заставленных ящиками, стройматериалами и т.п. (вступает в дело подсознательный рефлекс: спрятаться так, чтобы не видеть ничего).

Эта ошибка опасна тем, что вокруг вас могут быть легковоспламеняющиеся предметы и вещества: возникает риск оказаться среди внезапного пожара.

Порой люди из страха прыгали в реку, в пруд, фонтан и т.д. Взрыв бомбы или снаряда в воде даже на значительном расстоянии очень опасны: сильный гидроудар и — как следствие — тяжелая контузия.

Можно спрятаться в следующих местах:

— в специально оборудованном бомбоубежище (если повезет). От обычного ЖЭКовского подвала настоящее бомбоубежище отличается толстым надежным перекрытием над головой, системой вентиляции и наличием двух (и более) выходов на поверхность;

— в подземном переходе;

— в метро (идеально подходит);

— в любой канаве, траншеи или яме;

— в широкой трубе водостока под дорогой (не стоит лезть слишком глубоко, максимум на 3-4 метра);

— вдоль высокого бордюра или фундамента забора;

— в очень глубоком подвале под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода); — В подземном овощехранилище, силосной яме и т.п.;

— в смотровой яме открытого (на воздухе) гаража или СТО;

— в канализационных люках рядом с вашим домом, это очень хороший тайник (но хватит ли у вас сил быстро открыть тяжелую железяку? Важно также, чтобы это была именно канализация или водоснабжение — ни в коем случае не газовая магистраль!)

— в ямах-«воронках», оставшихся от предыдущих обстрелов или авианалетов.

В худшем случае — когда в поле зрения нет укрытия, куда можно перебежать одним быстрым броском — просто ложитесь на землю и лежите, закрыв голову руками! Подавляющее большинство снарядов и бомб разрываются в верхнем слое почвы или асфальта, поэтому осколки в момент взрыва разлетаются на высоте не менее 30-50 см над поверхностью.

Итак, общее правило: ваше укрытие должно быть хоть минимально углубленным и, вместе с тем, должен находиться подальше от сооружений, которые могут обрушиться на вас сверху при прямом попадании, или могут загореться. Идеальная защита дает траншея или канава (подобная окопу) глубиной 1-2 метра, на открытом месте.

Спрятавшись в укрытии, ложитесь и обхватите голову руками. Приоткройте рот — это убережет от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы.

Не паникуйте. Займите свою психику чем-то. Можно считать взрывы: знайте, что максимум после 100-го взрыва обстрел точно закончится. Можно попытаться мысленно считать минуты.

Во-первых, это отвлекает. Во-вторых, так вы сможете ориентироваться в ситуации: артиллерийский обстрел не длится вечно, максимум — двадцать минут; авианалет — значительно меньше. В наше время не бывает длинных бомбардировок, большие группы бомбардировщиков не применяются.

В доме

Если в доме есть подвал — спуститься в подвал.

Если подвала нет — спуститься на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше. В идеале — всем на первый этаж.

Заранее найти самую внутреннюю комнату, чем больше бетона вокруг, тем лучше (найти несущие стены), если все комнаты внешние — выйти на лестничную площадку.

Ни в коем случае не находиться напротив окон!

Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбрать самую удаленную комнату с противоположной стороны.

В том месте, что будет выбрано, сесть на пол у стены — чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Опять же, не напротив окон. Окна можно оборудовать диванными подушками (большими, плотными, но лучше мешками с песком), закрыть массивной мебелью, но не пустой (набить мешками с песком или вещами, но плотно). Это лучше, чем незащищенные окна и стекла.

В погребе

Погреб в частных домах — принимать во внимание, что его может завалить! Поэтому оставить в доме на видном месте большой бросающийся в глаза плакат «во время бомбежек мы в погребе» и указать, где погреб находится.

Взять с собой телефоны, радио на батарейках, воду.

Не впадать в панику. Я знаю, что это клише, но это важно.

После окончания обстрела (бомбардировки)

Оставляя место убежища, не давайте себе расслабиться. Теперь вся ваше внимание должно быть сконцентрировано себе под ноги! Не поднимайте с земли никаких незнакомых вам предметов: авиабомба, ракета или снаряд могли быть кассетными!

Боевые элементы часто разрываются при падении, но могут взорваться позже, в руках — от малейшего движения или прикосновения. Все внимание — детям и подросткам: не дайте им поднять что-нибудь из-под ног!

Наибольшие потери в югославском конфликте были в самом начале войны среди гражданских людей, которых боевые действия застали молниеносно: отсутствие подготовки и соблюдения элементарных правил — огромная опасность, которой можно избежать.


Жуткий гул, горящая Волга и черное от самолетов небо: именно так описывают 23 августа 1942 года те, кому удалось выжить в тот страшный день. 72 года назад в 16.18 началась массированная бомбардировка Сталинграда. В первый же день бомбежки над городом было зафиксировано не меньше 2000 самолетов врага.

Сталинград во время бомбежки. Фото с противоположного берега Волги. Фото:

Несколько районов города были разрушены практически полностью. Заводы, цирки, больницы, школы, вокзалы, театры — от прежнего Сталинграда не осталось практически ничего. Определить прежнее направление улиц удалось только после расчистки завалов. Точное количество жертв определить так и не удалось. По самым скромным подсчетам, в результате авиационного налета в Сталинграде погибло больше 40 тысяч человек.

« АиФ-Волгоград» публикует воспоминания тех, кому чудом удалось выжить в день, ставший одним из самых страшных в истории Сталинграда.

«Как же мы смогли это выдержать…»

Ольга Мирошниченко: «23 августа мы выпускали по заданию политрука боевые листки. А потом под баян танцевали прямо на песке. Командир батареи попросил меня научить его танцевать. И тут вдруг разведчик как закричит: «По местам! Самолеты летят!».

Иван Мельников: «В 42-м году мне было 16 лет. Я мечтал стать летчиком и приписал себе в документах лишний год. Вместе с двумя одноклассниками мы сбежали из дома и рванули в Сталинград - поступать в Качинское летное училище. Когда приехали, оказалось, что оно эвакуировано. Помню, как голодные бродили по городу, размышляли, что делать дальше. Что Сталинград — прифронтовой город, не понимали. Не обратили внимания и на вой сирен, означавший воздушную тревогу. Посыпались бомбы. Спрятаться, залечь в какой-нибудь канаве мы не догадались, а побежали к Волге. В головеньках мелькали мысли переправиться на левый берег. Что стало с моими одноклассниками — не знаю. Близкий взрыв оглушил меня, я метался по берегу, пока не сбило с ног очередным взрывом».

Довоенный Сталинград. Фото: музей-заповедник «Сталинградская битва»

Валентина Дорофеева: «23 августа мы пошли с подружкой в кино. Купили билет — и вдруг тревога. Нас в окоп всех, который был при кинотеатре. Прошло минут 15 или полчаса, когда мы вышли из окопа: все горело, трамваи горели, рельсы были закручены. Не знаю, как мы добежали. Немец сыпал, сыпал эти бомбы, как дождь. Все горело».

Михаил Козловцев: «Прилетела фашистская «рама» (самолет-разведчик), покружилась в районе тракторного завода, над Спартановкой, и улетела. Вскоре самолеты врага массировано бомбили город. Они расстреливали все, что двигалось по реке».

Клавдия Галкова: «23 августа мне дали выходной день, я ехала к маме на трамвае. Недалеко от Мамаева кургана раздался шум, очень типичный для самолетов. Дана была команда выйти из трамвая. Мы легли на обочине и не шевелились. Все небо было черное от самолетов. Я потихоньку отползла поближе к Мамаеву кургану в траву, так страшно было. Я все травой прикрывалась, думала, что она меня спасет. В этот день город был неузнаваемым. Дома, даже без бомб, сами по себе начинали рушиться. Стоял гул, везде слышались крики, стоны, плач. Я побежала к госпиталю и там помогала врачам до следующего дня. А когда выдалась минутка отдыха, пошла к своему дому, но на его месте была только груда камней».

Сталинград после бомбежки. Фото: www.globallookpress.com

Виктор Гомасков: «Я как раз вернулся домой после смены на Тракторном заводе и буквально провалился в сон. Меня разбудил сосед. Мы вышли на балкон — все небо было в свастике, город пылал, шумели разрывающиеся снаряды. От цеха, который я покинул лишь пару часов назад, остались одни столбы».

Прасковья Серебрякова: «Во время бомбежки Сталинградские госпитали стали эвакуировать на противоположный берег Волги. Мы с ними переправлялись на барже. Бомбили постоянно! То здесь водяной столб, то там… И раненые, и медперсонал — все, кто был на барже, сидели и шептали молитву. Мы оцепенели от страха. Сталинград горел уже весь».

Александра Селиванова: «Немецкие самолеты сбрасывали не только бомбы. На наших бойцов летели куски металла, колеса, пустые железные бочки. Все вокруг горело и рушилось. Земля у Волги стала скользкой от крови. Очень страшно было. Смотришь в бинокль, а картинка вот она, рядом. Бинокли были мощными настолько, что видно было немецкого летчика за штурвалом».

Город был разрушен практически полностью. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Нина Чеснокова: «Наш взвод послали к ремесленному училищу, чтобы помочь оставшимся в живых после страшного налета. Перебежали дорогу, на пути стоит разрушенный продуктовый киоск, через прилавок свесилась убитая продавщица. В этот день отоваривали талоны на сахар, и поэтому в момент бомбежки там было много народу в очереди. Мы с девочками стали растаскивать живых в одну сторону, мертвых - в другую. Я увидела мальчика, у которого был распорот живот. Он просил то ли пить, то ли жить. Взяли его с собой в машину. Приехали в больницу, а он уже умер».

Ираида Брызгалова: «Кажется, даже земля была объята пламенем. От взрывов приходилось зажимать палочки между зубов, чтобы не травмировать уши».

Анна Шишкова: «Раненых после бомбежки было много, но запомнился особенно один молодой красивый темноволосый парень. Только позже я узнала, что это был Рубен Ибаррури». (Рубен Ибаррури — Герой Советского Союза, был тяжело ранен во время Сталинградской битвы и умер 4 сентября 1942 года в госпитале. — прим. ред.)

Разрушенный город - вид сверху. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Нина Широкова: «Госпиталь был на набережной. Еще до бомбежки раненых стали эвакуировать. Баржа успела доплыть лишь до середины Волги… Еще долго в воде плавали белые рубашки. Разбомбили и здание госпиталя. Каким-то удивительным образом большинство кроватей остались целыми. Они стояли посреди пепелища, подчеркивая ужас происходящего. После бомбежки ехать по улицам было невозможно — можно было лишь идти. Ничего не было, кроме разрухи и трупов».

Валентина Мохова: «Это невозможно описать словами, это надо видеть! Мертвых полно, лошадей половинки лежат. Я боялась, что меня ранят в живот, ведь это самое страшное ранение. Я не столько голову берегла (по голове сразу насмерть, да и все), а всегда живот закрывала, чтобы мучений страшных и долгих не испытывать. Сейчас вспоминаю то время и удивляюсь, как же мы смогли все это выдержать, столько потерять, столько выплакать, но не сломаться…».

5 бомб на квадратный метр

Сталинград продолжали бомбить еще несколько дней. Меньше, чем за месяц, на город было сброшено 50 тысяч бомб. Весили они от 50 до 1000 килограммов. На каждый квадратный метр земли пришлось примерно по 5 бомб и крупных осколков. По мнению историков, ни одному городу в мире не приходилось пережить такое.

При подготовке материалы использованы воспоминания ветеранов из книги «Битва, изменившая мир», а также публикации с сайта музея-заповедника Сталинградская битва.

В сентябре 1942 советской бомбардировочной авиацией была совершена серия психологических налетов на столицы балканских стран-сателлитов Германии -Будапешт,Бухарест,Софию . До той поры в Румынии и Венгрии считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, в связи с чем там отсутствовали многие элементы предосторожности на случай бомбежек. Для Болгарии же, до сих пор поддерживавшей дипломатические отношения с СССР, бомбардировки вообще стали полной неожиданностью.

Бомбардировки Будапешта.

Особенно сильные повреждения были нанесены Будапешту. По словам дипломата одной из нейтральных стран, во время первого налета на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и, по заявлению венгерской печати, правительством было реквизировано все стекло в городе для ремонта его окон. Венгры горько жаловались, что они не понесли бы подобных потерь, если бы немцы не забрали венгерские ПВО в Германию. Налеты произвели глубокое впечатление на население, а также принесли большой ущерб. Венгры, видимо, не в состоянии были до первого налета на Будапешт постигнуть тот факт, что кто-либо осмелится подвергнуть их бомбардировке. Из передовых статей венгерских газет было очевидно, что народ жил в стране чудес, из которой можно вести войну против других наций, не получая ответных ударов. Этот фантастический миф был развеян советскими воздушными налетами.

Все три государства лихорадочно бросились организовывать противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков союзников..

Бомбардировки Бухареста.

Первоначально 4-й авиакорпус ДД полковника В. А. Судца (штаб в Запорожье) находился в резерве, а начиная с 25 июня он приступил к боевой работе. Первой бомбила Бухарест 26 июня пятерка "ильюшиных" ст. лейтенанта Цейгина. В столице Румынии зазвучали сигналы воздушной тревоги, на центр города с высоты 7000 м упали 9 ФАБ-250 и 12 ЗАБ-50, наша сторона добилась определенного психологического эффекта воздействия на население. При отходе от Бухареста был сбит экипаж лейтенанта Мухартых - вероятно, первая потеря части с начала войны.

В ночь на 2 июля после длительного перерыва атаковали румынские объекты экипажи 4-го авиакорпуса ГК. Планировалось задействовать 24 ДБ-3ф для удара по Плоешти, но плохие метеоусловия помешали командованию 50-й авиадивизии поднять в небо хоть один бомбардировщик. Из 14 самолетов 22-й авиадивизии четыре вернулись вскоре после взлета из-за различных неисправностей, а половина оставшихся атаковала запасную цель - Бухарест, при этом один экипаж пропал без вести.

Адмирал Н. Г. Кузнецов порекомендовал Военному совету ЧФ нанести новые воздушные удары по Бухаресту с целью оттянуть туда часть сил вражеской авиации. Поскольку к этому времени был накоплен определенный опыт налетов на Берлин, авиаторам приказали использовать максимально тяжелые бомбы. Военный совет сразу же взялся за подготовку рейда. В ночь на 8 сентября семь ДБ-3Ф, ведомые зам. командира 2-го мтап Героем Советского Союза майором Н. А. Токаревым, сбросили три ФАБ-1000 и восемь ФАБ-500 на вражескую столицу. Можно отметить, что в первый день «зимней войны» этот летчик (во главе восьмерки ДБ-3) сбросил смертоносный груз на жилые кварталы Хельсинки, в результате чего погибло много мирных жителей. Теперь Токарев атаковал другую столицу неприятельского государства - Бухарест в соответствии с боевым приказом.

В ответ на бомбежки Бухареста в течение 11 сентября вражеская авиация нанесла несколько особенно сильных ударов по Одессе - только в результате утреннего налета 15 Ju88 из KG51 погиб 121 и получили ранения 162 мирных жителя. Увы, по большому счету отомстить врагу было уже нечем. В ночь на 13 сентября звено ДБ-3 сбросило на Бухарест три ФАБ-1000 и две ФАБ-250. Над ночным городом вновь были разбросаны тысячи листовок. Насколько известно, в румынской столице в сентябре от налетов пострадало 14 человек. Тем не менее стамбульский корреспондент британской газеты «Таймс» сообщил о переезде в результате бомбардировок румынского правительства из Бухареста в Синаю. Советская пресса преувеличила величину ущерба, нанесенного неприятелю, стремясь максимально использовать моральный эффект. Немцы же не отказали себе в удовольствии лишний раз оповестить мир о «кровавых злодеяниях большевизма».

Бомбардировка Праги .
Бомбардировка Праги - бомбардировка находящейся под германской оккупацией столицы Чехословакии, проведённая Военно-воздушными силами США 14 февраля 1945 года . Как позднее утверждали представители американских ВВС, бомбардировка произошла по ошибке вследствие того, что самолёты, летевшие бомбить Дрезден, сбились с курса.
Около 60 бомбардировщиков B-17 Flying Fortress сбросили 152 тонны бомб на густонаселённые районы Праги. В результате погиб 701 человек и было ранено 1184 человека, все они являлись гражданскими лицами. Было разрушено около ста зданий, некоторые из которых представляли культурно-историческую ценность.

Бомбардировки Загреба.
Загреб - столица Независимого государства Хорватия,существовавшего с апреля 1941 по май 1945 года.Бомбардировки Загреба в годы Второй мировой войны проводились авиацией союзников с 1943 по 1945 годы по просьбе югославских партизан. Чаще всего бомбардировкам подвергались районы Чрномерец, Боронгай и Плесо. Число погибших во время бомбардировок до сих пор не установлено. Всего было совершено 13 авианалётов самолётов США, которые были организованы силами 15-й воздушной армии.
22 февраля 1944 во время первого крупного авианалёта на город бомбами был разрушен доминиканский монастырь, в результате бомбардировок было убито восемь студентов семинарии, в ответ на что архиепископ Загреба Алоизий Степинац отправил письмо представителю Великобритании в Ватикане с осуждением подобного акта. 30 мая 1944 на район Боронгай были сброшены сто бомб, каждая из которых весила по 250 кг, что вызвало колоссальные разрушения.

Бомбардировка Сан-Марино.
Бомбардировка города Сан-Марино, произведена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании 26 июня 1944 года во время Второй мировой войны. На город было скинуто 263 бомбы. В результате бомбардировки погибло 63 мирных жителя.
В начале сентября 1944 года Сан-Марино был оккупирован немецкими войсками, а 20 сентября его отбили союзные войска.

Бомбардировки Софии.

В конце лета 1942 года, в разгар наступления Вермахта по двум южным направлениям: на Кавказ и к Волге, в Москве было принято решение о "политических" бомбардировках, чтобы показать всему миру, и в первую очередь США, поставлявшим Советскому Союзу огромное количество боевой техники, что СССР продолжает сражаться и даже находит силы наносить удары по Берлину и столицам немецких союзников. Советская авиация дальнего действия (АДД) бомбила кроме Берлина Вену,Будапешт, Бухарест,Хельсинки, Варшаву, Братиславу и даже Софию, хотя Болгария на тот момент не находилась с Советским Союзом в состоянии войны и,более того, поддерживала дипломатические отношения. Поэтому в Софии появление в небе советских дальних бомбардировщиков Пе-8 вызвало крайнее удивление. Разрушения, правда, были не очень большими, да и советские самолеты больше Болгарию не бомбили. Но через год с небольшим в дело вступили американцы, которых стали очень раздражать нападения болгарских истребителей на бомбардировщики США, пролетавшие над территорией Болгарии для бомбежек нефтепромыслов в Румынии.

14 ноября 1943 года самолеты 12-й воздушной армии США - 91 В-25 под прикрытием 40 Р-38-совершили первый налет на Софию. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и истребители 2-й и 3-й авиагрупп смогли атаковать их только уже на отходе. Подпоручик Михаил Григоров сбил Р-38, который упал на территории Македонии около г. Дебар.
Следующий налет на Софию состоялся через неделю-24 ноября, когда из 60 бомбардировщиков B-24 из 15-й воздушной армии США цели смогли достигнуть только 17. На этот раз болгарские истребители были готовы к налету-с аэродрома Враждебна взлетели 24 D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе поднялись 16 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы.
10 декабря в третьем налете на Софию участвовал 31 B-24D, которых снова прикрывали Р-38. Им навстречу с аэродрома Карлово взлетели 16 D.520 из 1-й авиагруппы, с аэродрома Враждебна - шесть D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе - 17 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы.

Один из лучших стратегических бомбардировщиков Второй Мировой Б-24 «Либерейтор».

Последний в 1943 г. налет на Софию прошел 20 декабря. В нем участвовали уже 50 В-24 из 15-й воздушной армии США, которых сопровождали 60 Р-38. В воздух поднялись 36 D.520 из 1-й и 2-й авиагрупп и 20 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы, которые встретили противника приблизительно в 65 км юго-западнее Софии. В тот день в боях над Македонией и Болгарией было сбито семь "Лайтнингов".Американцы потеряли и четыре B-24D.Американцы утверждали, что 20 декабря сбили 28 болгарских истребителей. По американским данным, были потеряны 1 бомбардировщик и 3 истребителя.

Несмотря на отвагу и самопожертвование болгарских лётчиков, американская воздушная армада всё же достигла немалых успехов. 50 "Либерейторов" прорвали болгарский истребительный заслон, уничтожили бомбами 113 зданий в Софии и разрушили железную дорогу, в округе болгарской столицы. Из гражданского населения погибли 63 человека, а 93 мирных жителя были ранены.

Тяжелый истребитель и разведывательный самолет Локхид P-38 «Лайтнинг». На таком самолете летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери.

В этом бою молодой болгарский пилот Димитр Списаревский протаранил огромный "Либерейтор" своим "Мессершмиттом".В момент, когда Списаревский прибыл к месту воздушного боя, группа из 16 бомбардировщиков ускользнула из сражения и взяла курс на болгарскую столицу. Вопреки всякой военной логике Димитр, устремляется в атаку на эту группу в одиночку. Берёт одну «Летающую крепость» на прицел и начинает непрерывную стрельбу из пулемёта. "Лайтнинги" из прикрытия тоже стреляют метко, пробоин в "Мессершмитте" Списаревского становится все больше и больше, но он не замечает ничего, кроме самолёта, который идёт бомбить его столицу. За минуту-полторы Димитр израсходовал весь боезапас, но цель достигнута - вражеский бомбардировщик поврежден и начинает гореть. Тогда Списаревский замечает, что патронов уже нет, а его машина сильно повреждена. Димитр понимает, что живым из вражеской стаи самолётов всё равно не выйдет. И устремился на таран ко второму бомбардировщику.

Димитр Списаревский.

Лейтенант Джон Маклендон (пилот «Лайтнинга» прикрытия, 97-я истребительная эскадрилья, его самолёт был сбит и он пленён в тот самом бою, очевидец тарана)рассказывал:
" За шесть минут до того как мой истребитель был сбит, я видел нечто неслыханное и грозное… вихрем летящий болгарский истребитель отделился от уже падающей к земле нашей «летающей крепости», метнулся всеми силами к другой и свалился на неё. Он отрубил её хвост и Liberator разрушился как большой дуб, поражённый молнией на горе. А там был один из наших лучших экипажей. Поистине страшная смерть, даже и для самого отважного пилота".

Налеты американских бомбардировщиков сильно сказались на моральном состоянии болгарского гражданского населения. Накануне Рождества немецкий посол в Софии Адольф Хейнц Бекерле (Adolf Heinz Beckerle) сообщал в Берлин в рейхсминистерство иностранных дел:

"Министр иностранных дел Шиманов сегодня попросил меня прибыть к себе и изложил мне опасения болгарского правительства относительно дальнейших воздушных налетов противника.

После последнего налета оно [правительство] очень сильно озабочено тем, что болгарские города, и в частности София, вследствие нехватки подвалов и других убежищ очень уязвимы от воздушных налетов, и что у болгарского населения нет такой стойкости, как у нас, немцев, и что новые налеты окажут неприятное воздействие на моральное состояние болгарского общества.

Поэтому болгарское правительство просит правительство Германии рассмотреть вопрос о возможности посылки в Софию ста немецких истребителей с соответствующим наземным персоналом. Кроме того, оно просит о немедленной поставке 50 истребителей "Мессершмитт". Единственная защита от вражеских налетов - это их истребители, которые действительно решительно атакуют противника, но которых после каждого вылета становится все, меньше.

Истребители французского производства Девуатин D.520, находившиеся на вооружении болгарских ВВС(трофеи переданные немцами болгарам).

Он [Шиманов] также обратил мое внимание на то, как это важно психологически, если болгарский народ, благодаря помощи немецкой авиации, не будет чувствовать себя беззащитным перед вражескими воздушными налетами".

На этот раз Германия серьезно отнеслась к просьбе Болгарии. Люфтваффе направили на защиту Софии одну истребительную группу, начали переподготовку пятидесяти болгарских пилотов " и предоставили болгарской авиации дополнительную материальную помощь. В течение января - февраля 1944 г. ей было передано 40 "Мессершмитов" Bf-109G-6 и 25 Bf-109G-2,32 "Юнкерса" Ju-87D-3/D-5,10 Фокке-Вульфов FW-58, а также 9 Bu-131 и 5 Аг-96В. Однако большинство новых "Мессершмиттов" прибыли в Болгарию уже после "черного понедельника".

В понедельник 10 января 1944 г. на Софию было совершено два налета. Около полудня над городом под мощным истребительным прикрытием появились 180 В-17, а вечером его атаковали 80 английских бомбардировщиков. В результате в Софии были уничтожены 4100 зданий, погибли 750 и были ранены 710 человек. В отражении налетов участвовали 70 болгарских и 30 немецких истребителей, которым удалось сбить восемь бомбардировщиков и пять Р-38.

Налеты 10 января имели тяжелейшие последствия для болгарской столицы. Около трехсот тысяч жителей покинули город, школы были закрыты, государственные учреждения прекратили работу, а большая часть чиновников также выехали из города. Даже спустя две недели жизнь в Софии все еще не нормализовалась. 23 января немецкое посольство сообщало в Берлин по телеграфу: "Работы по ликвидации последствий продвигаются чрезвычайно медленно. Вода и электричество все еще подаются лишь частично, телефон не работает. Большинство магазинов закрыто".

Бомбардировка Софии. Чуть выше центра виден православный собор на площади.

Только в феврале измученное население Софии, наконец, почувствовало, что жизнь города начала входить в нормальное русло. Однако уже 16, 17 и 29 марта город подвергся новым налетам. Но самый мощный налет состоялся 30 марта. В нем участвовали 450 тяжелых бомбардировщиков: американские В-17 и В-24 и английские "Галифаксы", которых сопровождали 150 Р-38. В результате бомбежки в Софии было отмечено около двух тысяч пожаров.

Чтобы отразить налет, командование 6-го истребительного полка подняло в воздух 73 самолета: с аэродрома Карлово взлетели 28 D.520 во главе с командиром 1-й авиагруппы поручиком Богданом Илиевым, с аэродрома Враждебна - 6 D.520 и 19 Bf- 109G-6 из 2-й авиагруппы во главе с поручиком Бончевым, а с аэродрома Божуристе-20 Bf-109G-6, которые вел командир 3-й авиагруппы поручик Стоянов. Кроме того, взлетели и четыре учебных Avia В-534, которые, как ни удивительно, смогли повредить один "Либерейтор".
17 апреля 1944 г. в 11.35 в Софии снова прозвучали сигналы воздушной тревоги. К городу приближались 350 В-17, летевших четырьмя "волнами", которых сопровождали 100 истребителей. Именно во время отражения этого налета, ставшего десятым по счету налетом на Софию, болгарская авиация понесла самые тяжелые потери с начала войны. Первыми в воздух поднялись самолеты 2-й авиагруппы - 16 BF-109G-6 и 7 D.520, которые сразу же вступили в бой. Однако оказалось, что в тот день в налете в качестве истребителей сопровождения участвовали не двухмоторные Р-38, хорошо знакомые болгарам, а Р-47 "Сандерболт" и Р-51 "Мустанг", которых служба воздушного наблюдения первоначально приняла за немецкие истребители. В результате, когда болгары поняли свою ошибку, было уже поздно и 2-я авиагруппа, попав под удар неожиданно появившихся "Мустангов", потеряла сразу семь "Мессершмиттов".

Дальние истребители "Мустанг". Эти истребители "добили" немецкую ПВО.

Бомбардировки Вены.

Первый налет на Вен у был произведен советскими дальними бомбардировщиками Пе-8 четвертого сентября 1942 года. Затем до 17 марта 1944 года наступило затишье, которое было нарушено первыми налетами англо-американской авиации базировавшейся на итальянские аэродромы. После высадки союзников в Нормандии большая часть немецкой авиации была переброшена для противодействия наступающим войскам США и Англии.В июне 1944 года оставшиеся истребители сбили одну десятую из 550 бомбардировщиков участвовавших в налете.

Противовоздушная оборона Вены состояла из кольца зенитных батарей расположенных вокруг города и из трех пар Флэктауэр. Это были огромные сооружения предназначенные для размещения в них зенитных орудий.

Одна из венских флэктауэров. Вид снизу.

Батарея на флэктауэре. На заднем плане видна вторая башня из "пары" , с радиолокатором.

В связи с нехваткой авиабензина к осени 1944 года зенитная артиллерия стала единственной защитой от авианалетов. Чтобы сбить один самолет расходовалось в среднем 5000 снарядов малого калибра и 3400 снарядов большого калибра. В дневное время сбивался один самолет из 125, ночью один из 145. Тем не менее, примерно одна третья часть бомбардировщиков и истребителей сопровождения получали значительные повреждения.

Некоторые из венских оборонных предприятий были перемещены в защищенные места, такие как пещеры или укрыты иным способом.Военное производство даже увеличилось.Использовался труд заключенных и военнопленных. Пути сообщения, в том числе резервные, перестали функционировать только в последние дни войны.

Вена подверглась бомбежкам 52 раза в течении войны. Были разрушены 87000 зданий (20% от общего количества). На весь город остались только 41 исправный гражданский автомобиль. В городе насчитывалось более 3000 воронок. 270000 человек стали бездомными.

Бомбардировки Рима и Ватикана.

Бомбардировки Рима производились в 1943 и 1944 годах, в основном англо-американской авиацией и, в меньшей степени, немецкими самолетами, до освобождения Рима 4 июня 1944 года. Папе Римскому Пию XII не удались вначале его попытки объявить Рим открытым городом посредством переговоров с президентом США Рузвельтом при посредничестве архиепископа Нью-Йорка (будущего кардинала) Спеллмана. В конце концов Рим все же был объявлен открытым городом 14 августа 1943 года, через день после последней бомбардировки авиацией союзников.

Англо-американская авиация совершила 110000 самолето-вылетов на бомбежки Рима, потеряв при этом 600 самолетов и 3600 членов экипажей погибшими. Всего, до захвата Рима было сброшено 60000 тонн бомб в течении 78 дней.

Первая бомбардировка Рима была произведена 16 мая 1943 года, за три месяца до немецкой оккупации города. Именно тогда Папа Римский и обратился к Рузвельту с просьбой "освободить Рим с его бесценными храмами от возможных дальнейших боли и опустошения и от невосстановимого разрушения".

16 июня 1943 года Рузвельт ответил: "Атаки на Италию ограничены, насколько это возможно в человеческих силах, военными объектами. Мы не намерены вести войну против гражданских лиц и невоенных объектов. В случае крайней необходимости для проведения боевых операций в небе над Римом, наши летчики хорошо ознакомлены с расположением Ватикана и особо проинструктированы не допустить сбрасывания бомб над Ватиканом-сити".

Американские пилоты, среди которых было множество католиков, относились к Риму и Ватикану с большим почтением. Напротив, английское общественное мнение и, естественно, мнение английских летчиков склонялось к тому, что город надо бомбить. Англичане не забыли, что итальянские самолеты принимали участие в налетах на Лондон, в самом мощном авианаступлении- "Блиц".

Можно отметить две особо тяжелые бомбардировки: 19 июля и 13 августа 1943 года. 19 июля 521 самолет союзников бомбил три цели ранив при этом тысячи горожан. После бомбежки Папа Пий XII вместе с монсеньором Монтини (будущим папой Павлом VI) проехал к церкви Сан Лоренцо, сильно поврежденной во время бомбежки, и раздал большую сумму денег(около двух миллионов фунтов стерлингов) людям в толпе. В этот же день, между 11 и 12 часами, 150 летающих крепостей В-17 нанесли удар по товарной станции и сталепрокатному заводу в том же Сан Лоренцо. Во второй половине дня авиация союзников атвковала еще две цели в Риме, в том числе аэропорт.

Легендарный бомбардировщик В-17 "Летающая крепость" славился своей живучестью. Были случаи когда поврежденный самолет возвращался на одном моторе. Последний налет союзников на Рим состоялся 13 августа 1943. Бомбили снова те же Сан Лоренцо и Скала дель Литторио. Ватикан придерживался официальной позиции нейтралитета. Поэтому ВВС как союзников, так и немецкие старались избегать сбрасывания бомб на территорию папского города. Тем не менее, по одному разу каждая из сторон бомбила территорию Ватикана, по ошибке. Первый раз это случилось 5 ноября 1943 года, когда английский самолет скинул четыре бомбы около железнодорожной станции Ватикана и разбил окна на высоких куполах собора Св.Петра, а также чуть не разрушил здание Радио Ватикана. разрушения не фатальные, но заметные до сих пор. Первого марта 1944 года немецкий самолет сбросил шесть бомб на Ватикан, разнеся вдребезги подворье Св.Дамасо.

Папа Пий XII в годы войны.

Бомбардировки Манилы.

Столицу Филиппин Манилу японские бомбардировщики бомбили 1 января 1942 года. Налет 63 бомбардировщиков был произведен после того, как по настоянию правительства страны во избежание разрушений Манила была объявлена открытым городом и были выведены филиппинские и американские войска, включая зенитные орудия.

Соединенные Штаты начали бомбардировки Манилы 7 января 1945 года, почти через три месяца после высадки американского десанта на востоке Филиппин в заливе Лейте. Японцы защищались в Маниле яростно, до последнего человека. Бои длились с 3 февраля по 3 марта 1945 года. Сегодня трудно сказать, что разрушило Манилу в большей степени - авиабомбежки или наземные бои. Американцы понесли потери около 1000 человек погибших и до 6000 раненных, у японцев насчитывается свыше 16000 погибших. Мирных жителей Манилы погибло около 100 тысяч человек. Город был буквально стерт с лица земли. Это было самое кровавое и разрушительное городское сражение в бассейне Тихого океана.

Вид с воздуха на разрушенную Манилу.

Бомбардировки Токио.

Первый авианалет на Токио состоялся 18 апреля 1942 года, в день рождения императора Хирохито. Налет был осуществлен в ответ на обстрел территории США с японской подводной лодки всплывшей у берегов Калифорнии и приуроченный ко дню рождения президента Рузвельта(30 января 1942 года). Американцы ответили с присущим им размахом. В налете участвовали 16 бомбардировщиков В-25 стартовавшие с борта авианосца "Хорнет". Но об этом в отдельной статье.

Следующий рейд на японскую столицу состоялся 24 ноября 1944 года, когда 88 самолетов бомбили Токио. Бомбы были сброшены с высоты около 10 километров и, по оценкам, только около 10 % из них поразило намеченные цели.
Первые рейды проводились силами 12-й воздушной армии США с авиабаз в материковом Китае в рамках Операции Matterhorn. Это никогда не рассматривалось как удовлетворительное решение, не только из-за сложностей снабжения китайских аэродромов (поставки шли через «Горб» - воздушный мост из Индии в Китай через Гималаи), но и потому что B-29 могли достичь Японии только при условии замены части бомбовой загрузки на дополнительные баки с горючим.
Налеты с Марианских островов.
Когда стратегия «прыжков с острова на остров» адмирала Нимица привела к захвату Марианских островов, расположенных в пределах дальности полета B-29 от Японии, 12-я воздушная армия переместила туда свои базы (особенно на Гуам и Тиниан). Теперь B-29 могли летать бомбить Японию с полной бомбовой загрузкой.

Так же как и в Европе, ВВС США пытались придерживаться практики дневных точечных бомбардировок. Это, однако, оказалось невозможным из-за наличия около берегов Японии сильных ветров в стратосфере, делавших невозможным прицельное бомбометание. Ли Мей, командовавший в то время 12-й воздушной армией, приказал переключиться к тактике массированных ночных бомбардировок с использованием зажигательных бомб с высот около 2 километров по основной агломерации городов, включающей Токио, Нагоя, Осака и Кобе. Несмотря на ограниченный первоначальный успех бомбежек, особенно против Нагои, Ли Мей продолжил использование этой тактики против японских городов. Атаки против стратегических объектов также проводились путем дневных бомбежек с более низких высот.
Первый успешный бомбовый рейд с использованием зажигательных бомб был проведен на Кобе 3 февраля 1945: почти половина основных заводов города была повреждена, объем производства на одной из двух городских верфей упал более чем в два раза.

Бомбардировщик В-29 " вывалил" свой смертоносный груз.

Большая часть бронирования и вооружения бомбардировщиков снималась чтобы увеличить бомбовую загрузку; японская система ПВО по количеству ночных истребителей и зениток была настолько слаба, что это было вполне возможным.
Первый рейд такого типа на Токио произошел в ночь с 23 на 24 февраля, когда 174 B-29 уничтожили около 3 кв. км. города. В ночь с 9 на 10 марта 334 B-29 провели повторный налет на Токио, сбросив около 1 700 тонн бомб. Около 40 кв. км. площади города было разрушено; свыше 100 000 человек погибло в возникшем огненном смерче. Урон был максимальным в части города к западу от Императорского дворца. Это был самый разрушительный в истории налет с использованием обычных вооружений . Город был сделан преимущественно из дерева и бумаги, и японские методы борьбы с пожарами оказались неэффективными. Пожары вышли из-под контроля, нагревая воду в каналах до кипения и вызывая самопроизвольное самовозгорание целых кварталов. Результаты зажигательных бомбардировок Токио подтвердили опасения, высказанные адмиралом Ямамото еще в 1939: «Японские города, будучи сделанными из дерева и бумаги, загорятся очень легко. Армия может заниматься самовосхвалением сколько хочет, но если начнется война и будут крупномасштабные авианалеты, страшно представить что тогда произойдет.»

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес: [email protected]. Буду очень благодарен.

Что мы знаем о войне на Западе? А на Тихом океане? А была ли война в Африке? Кто бомбил Австралию? В этих вопросах мы профаны. О древних римлянах осведомлены достаточно неплохо. Египетские пирамиды знаем, как свои пять пальцев. А здесь, как будто учебник истории пополам разорвали. На Великой Отечественной зациклило. А Второй мировой, как и не было. Совковая идеологическая машина проехала мимо этих событий. Нет ни книг, ни фильмов. Даже диссертации историки на эти темы не писали. Мы там не участвовали, а значит и нечего об этом распространяться. Штаты потеряли память об участии Союза в войне. Ну и мы в отместку об иной войне, кроме своей, советско-германской, молчим.

Стирая белые пятна в истории Второй мировой, расскажем об одном ее этапе — блиц-бомбардировке Великобритании.

Бомбардировка Острова проводилась Германией с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941 года, как часть «Битвы за Британию». Хотя «блиц» был направлен на многие города по всей стране, начался он с бомбардировки Лондона и продолжался в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 43 тысяч мирных жителей погибли в результате бомбардировок, половина из них в Лондоне. Большое количество домов в Лондоне были разрушены или повреждены. 1 400 тысяч человек лишились жилья. Самая масштабная бомбардировка Лондона произошла 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало город вечером и ещё 250 — ночью. Бомбы большого калибра наносили существенный ущерб дамбам и другим гидротехническим сооружениям, ограждающим Темзу. Было отмечено более ста значительных повреждений, грозивших затоплением низменных частей Лондона. Для предотвращения катастрофы городские коммунальные службы вели регулярные восстановительные работы. Во избежание паники среди населения работы проводились в режиме строгой секретности.

Несмотря на то, что власти Лондона готовили бомбоубежища еще с 1938 года, их все же нехватало, а большинство из них оказалось просто «муляжами». Около 180 тысяч лондонцев спасались от бомбежек в метро. И хотя правительство первоначально не приветствовало такое решение, люди просто покупали билеты и пережидали там налеты. Фотографии веселых, поющих и танцующих в подземке людей, которые цензура разрешала публиковать, не могут рассказать о духоте, крысах и вшах, с которыми там приходилось сталкиваться. И даже станции метро не были гарантированы от прямого попадания бомбы, как это случилось на станции «Бэнк», когда погибло более сотни человек. Поэтому большинство лондонцев просто залезали дома под одеяло и молились.

10 мая 1941 года Лондон подвергся последнему мощному авианалету. 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город в течение нескольких часов около 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Возникло более 2 тысяч пожаров, было разрушено 150 водопроводных магистралей и пять доков, 3 тысячи человек погибли. В ходе этого налета было сильно повреждено здание парламента.

Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбэнк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд, и Саутгемптон выдержали тяжелые воздушные налеты и понесли большое число жертв.

Налеты осуществлялись силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков. Только в сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7 320 тонн бомб, в том числе 6 224 тонны — на Лондон.

К началу лета 1940 года британские власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, как потенциальных целей для бомбардировок в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Детей лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Британская армия помогает в расчистке города

Борьба с пожаром после воздушного налета. Манчестер. 1940 г.

А в это время Сталин с Гитлером делили Европу. СССР и Германия осуществляли на практике договоренности пакта Молотова-Риббентропа. Без минуты сбоя, точно по графику, шли десятки эшелонов с зерном, металлом, нефтью, бензином, хлопком, и прочая, прочая в жернова нацистов. Это с нашего металла отливали бомбы, падавшие на Британию, это наш хлеб ели немецкие асы перед полетом на остров. Это наше топливо заливали в баки бомбардировщиков Люфтваффе. Но мы об этом молчали тогда, молчим и сегодня.

Конечно британцы, вместе с союзниками отомстили нацистам, и весьма жестоко. Ковровые бомбардировки городов Германии до сих пор вызывают ужас своими последствиями. Об этом следующий наш материал.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!