Басня толстого мыши главная мысль. Басня «Лев и Мышь»

Главные герои басни Толстого «Лев и мышь» — грозный Лев и крохотная, незаметная Мышь. Тема басни – тема взаимопомощи.

Однажды Мышь решила пробежать по телу спящего Льва. Лев почувствовал, что по нему кто-то бежит, проснулся и схватил Мышь.

Мышь стала упрашивать Льва, чтобы тот отпустил ее на свободу. Взамен она обещала отплатить огромному Льву добром. Льва насмешило обещание Мыши, он недоумевал, каким образом ему, царю зверей, может сделать доброе дело такое крохотное существо, как мышь? Тем не менее, Лев отпустил нарушительницу его спокойствия.

Спустя некоторое время Льва поймали охотники. Они привязали его веревкой к дереву и ушли. Заслышав рев Льва, к нему явилась Мышь. Увидев, что царь зверей привязан веревкой к дереву, крохотная Мышь перегрызла эту веревку и освободила Льва.

Мышь напомнила Льву, как тот смеялся над ее обещанием отплатить добром. Она сказала Льву, что и маленькая Мышь может сделать доброе дело для большого Льва.

Таково краткое содержание басни.

Мораль басни Толстого «Лев и Мышь» состоит в том, что не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.

Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

В басне «Лев и Мышь» мне понравилась Мышь, уверенная в своих силах.

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

...«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально - старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», - к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях - жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни

Своя рука владыка... И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти - кожи...»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней - ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей...

«Но в чем же то они усердие явили?» - спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани - запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» - для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, - нет. Проблема «доброго Льва» - проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;
  • Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    Ход урока

    Орг. момент.

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Разучивание скороговорки.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    2. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого "Лев и мышь"

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал "Азбуку" и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Словарная работа

    Басня - это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; " Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю ". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: " Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро".

    Л. Н. Толстой.

    Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Игра " Буксир"

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается - учащиеся продолжают чтение.

    4. Физкультминутка.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. "Жужжащее" чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро"

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: "Друзья познаются в беде"? Почему?

    7. Графический диктант " Лев"

    8. Творческое задание.

    Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    10. Итог урока.

    Выставка графических рисунков учащихся.

    Список литературы

    1. Галкина Г.Г. "Пальцы помогают говорить".Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство "Гном и Д", 2006
    2. Осипова А. А. " Диагностика и коррекция внимания" М., Творческий центр " Сфера" 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство "Учитель", 2007
    4. Рыбина А. Ф. " Коррекция звукопроизношения у детей" Волгоград, Издательство "Учитель"
    5. Семенака С. И. "Учимся сочувствовать, сопереживать" М., Издательство "Аркти" 2003
    6. Хохрина В. Т. "Дидактические основы урока во вспомогательной школе". Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. "Развитие памяти детей". Ярославль "Академия развития", 1997
    8. Юрова Е. В. " 259 упражнений для развития устной речи", М., Издательство АСТ "Астрель" 2001

    Тема: Л.Н. Толстой Басня «Лев и мышь»

    Цель: знакомство с творчеством русского классика Л.Н. Толстого.

    Задачи урока:

    Обучающие :

    Знания: познакомятся с творчеством русского писателя Л.Н. Толстого, его произведением «Лев и мышь.», с понятиями – басня, мораль.

    Умения: подбирать интонацию, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;

    закреплять литературоведческие понятия «басня» и «мораль»;

    Формировать универсальные учебные действия:

    Регулятивные: формулировать, удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения.

    Познавательные : осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; смысловое чтение.

    Коммуникативные : определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять контроль, адекватно оценивать собственное поведение, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве (работая в паре) .

    воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;

    творческую активность;

    эстетическое восприятие произведений искусства;

    – воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке

    развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.

    Оборудование урока :

      Презентация

      Плакат, картинки.

    Ход урока.

      Орг. момент.

    - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. И начнем урок с солнечным настроением.

    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости захотели
    К нам ещё разок прийти!

    А начнем урок с речевой разминки (слайд 1)

    II . Актуализация знаний.

      Постановка цели и темы урока.

    Для того, чтобы узнать с каким жанром литературы мы будем работать на уроке, я предлагаю выполнить следующее задание в парах. Возьмите листочки.

    Что вы видите? (слайд 2)

    Зачеркните буквы, которые повторяются. Оставшиеся без пары буквы обведите в кружок. Прочтите слово.

    БАСНЯ (слайд 3)

    Что такое басня? (слайд 4)

    Мы продолжаем работу с баснями.

    Давайте вспомним, какую басню мы анализировали на прошлом уроке? (слайд5)

    О чем она?

    Чему научило вас это произведение?

    Нужно помогать тем, кто в беде .

    Докажите, что это басня.

    Что такое мораль? (слайд 6)

    -Назовите мораль басни «Чиж и голубь»

    - Какие пословицы подходят к этой басне?

    Над другим посмеялся, над собою поплачешь.

    Не рой…

    А сейчас вы должны отгадать, кто же писатель, написавший сегодняшнюю басню.

    Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами. Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви. Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой (слайд 7)

    Что еще вы знаете про Л.Н.Толстого?

    (слайд 8), (слайд 9), (слайд 10)

    Очень грозный и отважный,
    Гривой он мохнатой машет:
    И рычит, как на распев –
    Это храбрый, сильный –

    Маленький рост, длинный хвост,
    Серая шубка, острые зубки.

    Лев, мышь (слайд 11)

    III . Работа по теме урока:

    Итак сегодня мы знакомимся с басней «Лев и мышь», которую написал Л.Н.Толстой. (слайд 12)

    Давайте охарактеризуем льва. Какой он лев в книгах, в мультфильмах? Собираем слова…

    А мышка, какая? Собираем слова…

    (работа с информационным полем) АНТОНИМЫ

    Сейчас давайте прочитаем слова, которые встретятся нам в басне. Предварительное чтение. (слайд 13)

    Почему их распределили в 3 группы, по какому признаку?

    Перед первичным знакомством, давайте предположим, о чем будет эта басня. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и на экране. (слайд 14)

    Сейчас вы послушаете запись басни. Обратите внимание на выразительность чтения этого произведения

    2) Беседа после слушания:

    Понравилось?

    А кто из героев больше понравился? И поче­му?

    Дети. - Мне больше понравилась мышь. Она добрая.

      И мне мышь. Она помогла льву.

      А мне лев сначала не понравился: он насмехался над слабостью мыши, а потом мне его стало жалко, а когда мышь помогла льву, я очень этому обрадовалась. Мышь умная, - она предусмотрела, что в жизни всякое может случиться и она, маленькая мышь, может быть полезна большому льву.

    3) Чтение текста на стр. 82.

    Сейчас вы перечитаете текст самостоятельно, и подумаете, почему ав­тор назвал свое произведение басней.

    Дети. - Я думаю, что эта история поучительная, она многому учит.

    Дети. - Нельзя насмехаться над теми, кто слабее тебя.

    - Надо помогать другим в беде.

    - Даже маленький и слабый может быть полезным .
    -Раз это басня, значит, в ней должна быть мо­раль. В чьи слова вложил ее автор?

    Дети. В слова мыши.

    Учитель. Давайте прочитаем эти слова, в которых за­ключена мораль, т. е. нравоучение.

    (Дети находят заключительные слова басни и читают их вслух.)

    А как надо понимать смысл последней фразы: «...бывает и от мыши добро»?

    Ученик. Мышь маленькая, но помогла сильному льву в его горе.

    Надо это понимать буквально только по отно­шению к мыши или у этой фразы более широкий смысл?

    Ученик. У этой фразы имеется более широкий смысл: и от слабого да малого может быть добро, надо только иметь желание его делать, а также замечать, кому плохо, и при­ходить на помощь.

    IV . Работа над планом произведения

    1. Составление подробного плана

    Ребята, сейчас мы еще раз перечитаем басню, а вы подумайте на сколько частей можно разделить текст. Чтение цепочкой.

    Сколько частей у вас получилось? четыре части.

    Ребята, давайте начнем с тех кто выделил четыре части.

    О чем говорится в 1 части?

      В первой части говорится о том, что мышь попа­лась ко льву в лапы и она просит ее отпустить;

      в третьей части рассказывается о том, как лев попался в ловушку, а мышь ему помогла;

      и в последней части заключаются поучитель­ные слова мыши.

    Ребята, вы знаете, я тоже разбила текст на 4 части и озаглавила их. Но, к сожалению, перепутала порядок частей. (слайд 15)

    Поможете мне.

    Работа в группах, расставить части по порядку.

    - У нас с вами получился план текста.

    2. Цитатный план

    А теперь давайте попробуем эти части укруп­нить. Например, объединим первую и вторую, третью и чет­вертую. Получилось, как у большинства из вас, две части.

    Озаглавим их. Но теперь сделаем по-другому: заглавия вы будете придумывать не своими словами, а в каждой ча­сти басни найдете слова, которые вы считаете главными, - эти слова и будут ее заглавием. Итак, давайте прочитаем первую часть басни и найдем в ней слова, которыми можно ее озаглавить.

    Ученик. Я думаю, эту часть можно озаглавить такими словами текста:

    «Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать».

    Согласны ли вы со своим товарищем?

    Что же вы считаете главным во второй час­ти? Найдем эти слова.

    (Ребята перечитывают вторую часть еще раз и находят слова

    «...бывает и от мыши добро», в которых заключена главная мысль этой части.

    У нас получилось два плана: один подробный, из четырех пунктов, второй - покороче, из двух. А у кого-то был из трех. Все вы оказались правы, ибо количество частей может быть любое, лишь бы вы сумели выделить главную мысль каждой микрочасти.

    А теперь давайте подведем итог проделанной нами рабо­ты. Что вы узнали новое для себя?

    Дети. - То, что можно составить план любого произве­дения.

      То, что части в тексте можно выделить покрупнее и помельче.

      В зависимости от количества частей план может быть подробный и может быть покороче.

      То, что части можно озаглавить своими словами, а можно взять авторские слова из текста.

    V . Итог

    С творчеством, какого писателя знакомились? Произведение…

    Какая основная мысль басни? (слайд 16)

    Сегодня на уроке

      я узнал (а)...

      я понял (а)...

      я научился (ась)...

      мне было... (слайд 17)

    А закончить урок я хочу словами Л.Н.Толстого (слайд 18)

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его…

    Рефлексия (карточки)

    - Кому было интересно на уроке, подтвердите смайликами

    Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

    Басня «Лев и Мышь»

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

    Мораль басни Толстого «Лев и Мышь»

    Басня «Лев и Мышь» учит, что никогда и ни при каких совершающихся в твоей жизни обстоятельствах не стоит умалять чьих-то достоинств,
    преуменьшать чью-то значимость и недооценивать чьи-то силы. В жизни все и всегда может повернуться совершенно неожиданным образом, где сильные становятся беспомощными «львятами», а слабые обретаюсь мощь значимости «Мыши».

    В любой ситуации следует оставаться человеком, ведь никто не знает, что ожидает его за судьбоносным поворотом и кто в этот определяющий этап жизни окажется рядом, в чьей поддержке ты увидишь спасение.

    Анализ басни «Лев и Мышь»

    Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

    Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!