Батарея раевского в бородинском сражении кратко. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Сражение после смерти

Бородинское сражение - одно из величайших и самых известных сражений в Русская армия проявила героизм, которым восторгаются вот уже более двух столетий. Одной из самых стратегически важных точек на поле во время Бородинского сражения была батарея Раевского, поэтому французы приложили большие усилия для того, чтобы захватить ее.

Батарея Раевского - это холм на Бородинском

Поле, с которого очень хорошо просматривались русские позиции на запад и восток, от Новой Смоленской дороги до

На самом кургане располагались 18 орудий, несколько также стояло по бокам. Немногие орудия оставались на самом холме, остальные были во фалангах позади. Руководил обороной холма генерал-лейтенант Николай Раевский, командир седьмого пехотного полка.

Батарея Раевского («Война и мир» Толстого)

Описанию самого сражения посвящено несколько глав. Пьер Безухов никогда не служил в армии и совершенно не имел представления о том, что это такое. Но он приехал на фронт из чувства патриотизма и желания не столько сражаться и убивать врагов, сколько почувствовать себя участником такого грандиозного и так много значащего для его Родины сражения.

Пьер на батарее Раевского по-настоящему знакомится с войной. Сначала он наблюдает со стороны, ничего не понимая и ощущая себя как бы не в своей тарелке, но потом непривычное зрелище захватывает Пьера.

Батарея Раевского также называлась «ключом Бородинской позиции», потому что после ее захвата многократно усложнялась оборона Русской армии. Французы заняли деревню Бородино около шести часов, выставили орудия тяжелой артиллерии на юго-востоке и начали обстрел батареи Раевского с флангов.

Первая попытка занять позицию «Батарея Раевского» была предпринята французской пехотой около 9 часов утра. Сначала две дивизии стремительно подступили с запада. Русские палили из пушек со своих позиций, но когда враг оказался на расстоянии 100 шагов, был отдан приказ стрелять, и французские ряды стали редеть все быстрее и быстрее. Вскоре противник не выдержал и побежал.

Около 10 часов утра французы сделали вторую попытку занять батарею Раевского. К тому времени подошли русские и положение у Багратионовых флешей улучшилось. Во второй атаке участвовала дивизия генерала Морана, которая стремительно выступила вперед и успела укрыться в густом пороховом дыму прежде чем была расстреляна русскими. Внезапно дивизия Морана стремительно наступила через бруствер и захватила батарею Раевского. Но русские под командованием присланного генерала Ермолова снова заставили французов бежать.

И русские, и французы понесли значительные потери. Только к первому часу дня, установив изрядную часть артиллерии на Багратионовых флешах, французы решились на третью атаку. На этот раз батарею Раевского атаковали 6 дивизий. Конница пошла в наступление и с фронта, и с тыла батареи. Но русские конные войска, стоявшие позади пехоты, отбили эти атаки. Тогда французы пошли пехотой сразу со всех сторон. Завязалась жаркая битва. В ней принимали участие Барклай де Толли и тяжелобольной генерал Лихачев. Французы понесли большие потери, но все же в начале 5-го часа захватили батарею Раевского, а русские были вынуждены отступить к Кутузовским рубежам.

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила все общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего Отечества.

Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

Непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев, их настроение. Победа в войне 1812 года - победа всего русского народа.

Перейдем непосредственно к данному эпизоду. События, происходящие в нем, затрагивают одного из главных героев романа - Пьера Безухова. Подъезжая к месту военных действий, Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота

Чувства, которое Пьер замечал вчера...” В этот момент Пьер чувствовал себя частью

Всех, он захотел принять участие в этих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.

Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. В этот момент Пьер растерялся. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется.

Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, возможно, уже не раз принимали участие в

Войне, они знали цену жизни, боялись ее потерять в этой кровавой войне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против другого человека, может

Быть, такого же солдата, с такими же мечтами, как и у него, но имя тому солдату - враг. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение

Отечества, с одной стороны, а с другой стороны - желание наживы, хотя, возможно,

Человек просто подчиняется приказам сверху, действуя бесцельно.

Пьеру эти чувства были непонятны, а эта война была в его жизни первой. Пьер ощущал себя лишним, “не на своем месте и без дела”, боясь опять помешать кому-нибудь. Он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостною улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.

Появление “невоенной фигуры” Пьера сначала неприятно поразило солдат. Они с

Любопытством разглядывали его, косились на его фигуру. Но это отношение к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами так же спокойно, “как по бульвару”. Солдаты приняли Пьера в свой

Круг, дав ему прозвище “наш барин”. Пьер забавлял солдат, они иногда подшучивали над

Ним, но для них стало неожиданностью, когда он заговорил с ними на равных. И это

Радовало их, недоброжелательность в их взгляде пропала. Пьеру понравились люди,

Окружающая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он

Не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел

Трупы людей, но в тот момент он не понимал этого, не заострял внимания. А теперь он

Сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов

Заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, смеялись, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в

Намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение.

Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был поглощен “в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”. Чувство торжественности постепенно затухало в нем, на место этому чувству

Приходил ужас. Пьер наблюдает за сражением, за тем, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых. Он видит, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела смерть молодого офицера, которая произошла на его глазах. Все для Пьера стало неясно и странно, взгляд его помрачнел. Вдруг неожиданный страшный толчок откинул его назад на землю, этот взрыв заставил Пьера оглянуться назад, вокруг. Все, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Вспомним то настроение, в котором мы застали его в начале эпизода, а теперь сравним его с этим моментом. То радостное чувство исчезло, испарилось, оно сменилось чувством ужаса, неосознанностью действий. Пьер бежит от этого места, куда глаза

Глядят. И в этот момент он сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не

Понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка. Он схватил офицера за горло и начал душить его. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать “Я ли взят в плен, или он взят мною?” - думал каждый из них”. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым. По-моему, это неразумно, жестоко. Толстой пытается донести до нас смысл этого столкновения и не только этого. Француз и русский в данных условиях два врага. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек с противоположными взглядами, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Чаще всего эти люди стремятся к власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей.

Чаще всего это достигается вооруженным путем. А это, в свою очередь, порождает

Смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти. Этот ужас, который

Творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось.

Вдумайтесь в эти слова, которые выходили из-под пера великого писателя: “Толпы

Раненых... с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”. Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей. Суть этого романа, этого эпизода - отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей. Он в этом эпизоде ни на каплю не приукрашивает события и в то же время не искажает действительность. Он просто рисует пером эту войну в тех красках, в которых ее видели участники: Пьер, краснорожий солдат. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди

Были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война не выход из положения, нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, из-за желания какой-то мелкой кучки индивидуумов. Это Толстой и показывает нам в этом эпизоде.

Да, враг должен покинуть территорию России, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди - вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.

До “Войны и мира” не было в русской литературе произведения, где психология всего народа была бы воплощена столь верно, и главное - была бы так близка авторскому взгляду на историю и развитие цивилизации.

Роль эпизода “На батарее Раевского” в романе Толстого велика: именно здесь мы открываем для себя отношение Толстого к войне, к ее последствиям, к ее никчемности,

Противоестественности человеческому существованию.

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила все общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего Отечества.
Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев, их настроение. Победа в войне 1812 года - победа всего русского народа.
Перейдем непосредственно к данному эпизоду. События, происходящие в нем, затрагивают одного из главных героев романа - Пьера Безухова. Подъезжая к месту военных действий, Пьеру непременно «захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки», он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера...» В этот момент Пьер чувствовал себя частью всех, он захотел принять участие в этих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.
Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. В этот момент Пьер растерялся. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни, боялись ее потерять в этой кровавой войне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против другого человека, может быть, такого же солдата, с такими же мечтами, как и у него, но имя тому солдату - враг. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение Отечества, с одной стороны, а с другой стороны - желание наживы, хотя, возможно, человек просто подчиняется приказам сверху, действуя бесцельно.
Пьеру эти чувства были непонятны, а эта война была в его жизни первой. Пьер ощущал себя лишним, «не на своем месте и без дела», боясь опять помешать кому-нибудь. Он взошел на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостною улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».
Появление «невоенной фигуры» Пьера сначала неприятно поразило солдат. Они с любопытством разглядывали его, косились на его фигуру. Но это отношение к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами так же спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Пьер забавлял солдат, они иногда подшучивали над ним, но для них стало неожиданностью, когда он заговорил с ними на равных. И это радовало их, недоброжелательность в их взгляде пропала. Пьеру понравились люди, окружающая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но в тот момент он не понимал этого, не заострял внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, смеялись, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение.
Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был поглощен «в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе». Чувство торжественности постепенно затухало в нем, на место этому чувству приходил ужас. Пьер наблюдает за сражением, за тем, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых. Он видит, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела смерть молодого офицера, которая произошла на его глазах. Все для Пьера стало неясно и странно, взгляд его помрачнел. Вдруг неожиданный страшный толчок откинул его назад на землю, этот взрыв заставил Пьера оглянуться назад, вокруг. Все, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха. Вспомним то настроение, в котором мы застали его в начале эпизода, а теперь сравним его с этим моментом. То радостное чувство исчезло, испарилось, оно сменилось чувством ужаса, неосознанностью действий. Пьер бежит от этого места, куда глаза глядят. И в этот момент он сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка. Он схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них». Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым. По-моему, это неразумно, жестоко. Толстой пытается донести до нас смысл этого столкновения и не только этого. Француз и русский в данных условиях два врага. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек с противоположными взглядами, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Чаще всего эти люди стремятся к власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей. Чаще всего это достигается вооруженным путем. А это, в свою очередь, порождает смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти. Этот ужас, кото- рый творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумайтесь в эти слова, которые выходили из- под пера великого писателя: «Толпы раненых... с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей. Суть этого романа, этого эпизода - отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей. Он в этом эпизоде ни на каплю не приукрашивает события и в то же время не искажает действительность. Он просто рисует пером эту войну в тех красках, в которых ее видели участники: Пьер, краснорожий солдат. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война не выход из положения, нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, из-за желания какой-то мелкой кучки индивидуумов. Это Толстой и показывает нам в этом эпизоде.
Да, враг должен покинуть территорию России, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди - вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.
До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где психология всего народа была бы воплощена столь верно, и главное - была бы так близка авторскому взгляду на историю и развитие цивилизации.
Роль эпизода «На батарее Раевского» в романе Толстого велика: именно здесь мы открываем для себя отношение Толстого к войне, к ее последствиям, к ее никчемности, противоестественности человеческому существованию.

Война 1812 года играла в России объединяющую роль. Она смогла объединить русское общество, поднять его на защиту отечества. Автор хотел изобразить причины войны, поведение на поле боя отдельных людей, победу в войне русского народа. Толстой испытывает своих героев войной и любовью.

Пьер Безухов патриот, но он не военный человек. Ему интересна жизнь, он проявляет к ней живое любопытство, ему хочется увидеть настоящее сражение, и так уж вышло, неожиданно для него самого, он стал его участником.

Подъезжая к месту военных действий, Безухов вдруг почувствовал себя частью целого войска, и он был счастлив, что его посетило это чувство единства с миром.

Пьер подъехал ближе и остался один рядом с полем сражения. На него были обращены недовольные взгляды солдат, не понимавших, почему этот толстый человек находится здесь.

Он казался им чужаком, желающим просто поглазеть на зрелище, непривычное для него. Толкавшие лошадь Безухова солдаты, которым странный всадник мешал, уже участвовали в войне, им было известно, сколько стоит жизнь, и им было страшно потерять ее. При этом они понимали, что обязанностью каждого является борьба с врагом. Поэтому люди открыто шли навстречу своей смерти, сами убивали других, желая спасти то, что было общим и самым ценным для всех – свое отечество. У французов же, по мнению Толстого, в войне было две цели: жажда наживы и подчинение приказу, то есть отсутствие этой самой цели. И то, и другое – безнравственно.

Пьер почувствовал настроение солдат, и он перестал ощущать себя частью целого. Ему стало казаться, что он лишний на этом поле. Безухов взошел на курган, и стал наблюдать за тем, что происходило вокруг.

Невоенный человек и здесь неприятно поразил солдат, но только поначалу. Очень скоро они изменили свое отношение к чужаку. Это случилось в тот момент, когда они увидели, что Пьер прогуливается под пулями, словно по бульвару. После этого солдаты приняли Безухова в свой круг и прозвали его “нашим барином”.

Наш бесстрашный герой находился в радостном настроении до тех пор, пока его взгляд не упал на одиноко лежавшего мертвого солдата. Пьер и до этого видел трупы, однако не принимал это близко к сердцу. Он понимал, что смерть на войне естественна.

Теперь же он пытался понять людей, всматривался в их поведение. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что солдаты весело хохочут, шутят над разрывающимися рядом снарядами, не замечая того, как под пулями падают люди, и смех их, только что звонко раздававшийся, вдруг обрывается. Не замечают они и того, что на поле боя лежат изуродованные тела погибших. Пьер понял, что этот смех отнюдь не веселый, просто люди пытаются скрыть за ним свое нервное напряжение. И чем больше падало людей, тем больше разгоралось оживление. Автор проводит параллель между происходящим вокруг с грозой, выражение лиц солдат напоминает молнии, готовые разгореться в пламя. Пьер был поглощен наблюдением за этим пожаром, а также чувствовал, что в его душе тоже разгорается пожар.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В сентябре исполняется 245 лет со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского (1771 - 1829). Немногие в российской истории были вознесены на такую вершину народной славы. И совсем мало тех, кто столь трагически падал с нее...

Николай Семенович Самокиш. "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Холст, масло. 1912 год. Из Музея-панорамы "Бородинская битва" Фото: В. Бабайлов/РИА Новости

1. Сражение за князя Потёмкина.

Уроки отваги

С младенчества записанный в гвардию, в Преображенский полк, Николай в неполные шесть лет стал сержантом, в 14 - прапорщиком, в 17 - поручиком Семеновского полка. "Любимый из племянников князя Потёмкина", по утверждению Пушкина, подросток был вверен Светлейшим попечению казачьего полковника Василия Петровича Орлова (будущего войскового атамана Войска Донского и генерала от кавалерии) с приказом "употреблять в службу как простого казака, а потом уже по чину поручика гвардии".

У князя Потёмкина было своеобразное понимание родственного долга, которое людям нашей эпохи покажется противоестественным. Но в "безумном и мудром" XVIII веке благородное сословие рассуждало именно так и никак не иначе! Князь написал для племянника несколько наставлений; Николай Николаевич "их потерял и помнил только первые строки: во-первых, старайся испытать, не трус ли ты; если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем" 1 . Потёмкин хотел сделать из него настоящего воина, и ему это удалось. Казаки были польщены: вместе с ними стал служить близкий родственник фактического соправителя государыни!

Но почему юношу определили именно в казачий отряд? Ларчик просто открывался. Светлейший сам принадлежал к казачьему сословию. Еще в 1772 году, под именем Грицко Нечёса, Потёмкин записался в запорожский Кущовский курень, а в 1790-м был возведен императрицей в сан великого гетмана казацких Екатеринославских и Черноморских войск.

Служба в казачьих войсках стала для Николая Николаевича подлинной полевой академией. Поручик Раевский, получивший лишь домашнее образование, на практике изучает военную науку: кочует в степях с казаками, стережет армию на аванпостах, участвует в разведках и перестрелках, ведет осадные работы в траншеях крепости Бендеры "и везде приобретает уважение подчиненных и одобрение начальников" 2 .

В 19 лет он встает во главе Казачьего полка булавы великого гетмана, а в 20 лет получает чин полковника. И только скоропостижная смерть князя Потёмкина в конце 1791-го прервет на время стремительную карьеру его внучатого племянника; генеральского чина Раевскому пришлось дожидаться десять лет.

На всю жизнь Николай Николаевич сохранит благоговение перед Светлейшим. Упорное нежелание соотечественников отдать должную справедливость заслугам Потёмкина перед Российской империей станет первой жизненной драмой Раевского, и он в штыки будет встречать любые попытки опорочить имя Светлейшего, от кого бы они ни исходили, хоть от будущего императора:

"Великий князь Николай Павлович, смотря на дворец (князя Потёмкина, разрушающийся от времени. - С.Э. ), повторил слышанные слова: этот человек все начинал, ничего не кончил. Потёмкин заселил обширные степи, распространил границу до Днестра, сотворил Екатеринославль, Херсон, Николаев, флот Черного моря, уничтожил опасное гнездо неприятельское внутри России присоединением Крыма и Тавриды, а не закончил только круга жизни человеческой, не достигнув границы, ей предназначенной, умер во всей силе ума и тела!" 3

2. Сражение у села Салтановка.

Сыновья уходят в бой

День 11 (23) июля 1812 года, когда произошел бой у плотины села Салтановка под Могилевом, прославит имя командира 7-го пехотного корпуса генерала Раевского на всю Россию.

В критический момент боя генерал лично поведет в атаку Смоленский полк. Хотя сам Раевский будет контужен картечью в грудь, его героическое поведение выведет солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратят противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 16-летний Александр и 10-летний Николай. Вспоминает внук генерала Николай Михайлович Орлов: "В момент решительной атаки на французские батареи Раевский взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшого, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого в одной из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска" 4 .

Василий Андреевич Жуковский напишет ставшие хрестоматийными строки:

Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами!

А через сто лет художник-баталист Николай Семенович Самокиш увековечит этот боевой эпизод в известной картине "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой".

И сегодня уже не имеет значения, что в январе-феврале 1814 года сам генерал Раевский в конфиденциальной беседе со своим адъютантом поэтом Константином Николаевичем Батюшковым опроверг красивую легенду: "... Весь анекдот сочинен в Петербурге. ... Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем..." 5 Бой под Салтановкой стал его звездным часом. Генерал превратился в героя мифа, а легенда стала жить своей жизнью.

Факты же таковы. Генерал Раевский лично водил в атаку Смоленский полк и был контужен картечью, но остался в строю, а его сыновья находились при войсках его корпуса в момент сражения. Причем старший Александр участвовал в бою, а младший Николай побывал в зоне действия неприятельского ружейного огня. "Николай, находившийся в самом сильном огне, лишь шутил. Его штанишки прострелены пулей" 6 .

В результате боя под Салтановкой будет выиграно драгоценное время, Наполеону не удастся реализовать замысел разбить две русские армии по частям, и разрозненные до той поры армии генералов Барклая де Толли и Багратиона успешно соединятся под Смоленском. Разве всего этого недостаточно, чтобы смертный человек стал героем бессмертного мифа?! 7

3. Сражение на Бородинском поле.

Батарея Раевского

Батарея Раевского была построена на холме, с которого хорошо просматривалась русская позиция: на север - до Новой Смоленской дороги, на юг - до Багратионовых флешей. Поэтому захват этой батареи для французов имел столь большое значение. Продвижение французов восточнее Багратионовых флешей ставило прорвавшиеся войска под фланговый удар со стороны батареи в случае удержания ее русскими. За эту особенность батарею Раевского называли "ключом Бородинской позиции".

На батарее было установлено 18 орудий, плюс орудия по бокам укрепления. Небольшая часть русских войск, назначенных оборонять батарею, расположилась внутри укрепления, остальные стояли позади и на флангах (всего восемь русских пехотных батальонов в первой линии и три егерских полка в резерве). Оборону этого участка и возглавлял командир 7-го пехотного корпуса генерал-лейтенант Николай Раевский.

Западнее, в двухстах с небольшим метрах рос густой молодой лес. С его опушки французская пехота и атаковала батарею. Русская артиллерия добивала лишь до опушки, так как дальше наблюдение было невозможным. Французы же, заняв село Бородино, установили юго-восточнее его сильную артиллерию и начали фланговый обстрел батареи Раевского. Французы трижды атаковали ее в продолжение восьми часов, лишь после этого им удалось окончательно занять батарею 8 . "Пункт сей столь важен в глазах Наполеона, отпор русских столь утомителен для неприятеля, что по решительном занятии оного сражение кончается и огонь начинает утихать по всей линии" 9 .

"Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы", - говорил о нем Наполеон. Но Раевскому, известному своей строптивостью, не суждено было получить жезл генерал-фельдмаршала и встать во главе одной из двух армий, а от предложенного царем графского титула он гордо отказался.

4. Сражение с Николаем I.

Без шансов на победу

В конце 1824 года Александр I уволил генерала в "бессрочный отпуск": император подозревал его в тесных связях с членами тайных обществ и счел за благо лишить Раевского должности корпусного командира. Через год на престол взойдет Николай I, а восстание декабристов сыграет роковую роль в жизни генерала и всего его семейства. По делу декабристов будут арестованы оба его сына - Александр и Николай, и оба зятя - генерал-майор Михаил Федорович Орлов и генерал-майор князь Сергей Григорьевич Волконский. В крепости окажутся его единоутробный брат - отставной полковник Василий Львович Давыдов и арестованный в доме Раевского его адъютант - подполковник Алексей Васильевич Капнист.

Сыновей вскоре выпустят с "очистительным аттестатом", Орлова освободят благодаря хлопотам брата Алексея, Капнисту вменят арест в наказание и уволят со службы. Давыдов и Волконский будут осуждены и приговорены к каторжной работе в Сибири. Мария, любимая дочь генерала, последует за Волконским в Сибирь...

Это сражение Николай Николаевич Раевский выиграть не мог. Ему оставалось только умереть. И он умер.

Он был в Смоленске щит,
В Париже - меч России.

Эта надпись выбита на могильном камне великого сына Отечества.

5. Сражение после смерти.

Мужество Пушкина

У покойного имелось богатое родовое имение - 1864 крепостных крестьян мужского пола, но после смерти генерала, никогда не умевшего вести хозяйство, остались огромные долги. Кредиторы наседали. Семейству Раевских грозила неминуемая нищета. Былые подчиненные отвернулись, не желая хлопотать за семейство, столь сильно скомпрометированное восстанием декабристов. И лишь Пушкин имел гражданское мужество написать шефу жандармов графу Бенкендорфу откровенное письмо.

"Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбой замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что выбор ее пал на меня, само по себе уже свидетельствует, до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая - накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Г-жа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалованья покойного мужа, с тем чтобы пенсия эта перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к вашему превосходительству, я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года, - великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго и отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа" 11 .

Голос поэта был услышан. Граф Бенкендорф доложил государю, и вдове Раевского была назначена пенсия - 12 000 рублей ассигнациями в год. После гибели Пушкина на дуэли его вдова станет получать 15 000 рублей. Вдове государственного историографа Карамзина назначат 50 000...

НЕРВ ЭПОХИ

"В каком-нибудь углу да дерутся..."

Николай Николаевич Раевский участвовал практически во всех войнах, которые вела Российская империя в конце XVIII - первой четверти XIX веков. Он сражался с турками, поляками, персами, французами, шведами... Для Раевского, как и многих других людей той героической эпохи, война была важнейшим средством самореализации, позволяя проявлять храбрость и незаурядные воинские таланты.

"Матушка Россия тем хороша, что все-таки в каком-нибудь углу ее да дерутся", - утверждал известный генерал Яков Петрович Кульнев, геройски погибший в 1812 году. Несколько поколений русского служилого дворянства выросло и сформировалось в непрерывных войнах, которые вела Россия. В течение последней трети XVIII века страна приняла участие в семи войнах, а с 1805 по 1812 г. - в восьми.

Николай Раевский с отличием действовал под Тарутином, в боях за Малоярославец и при Красном. Осенью 1813-го только его Гренадерский корпус устоял при сокрушительной атаке французской кавалерии, едва не пленившей всех трех союзных монархов - русского, прусского и австрийского. При этом Раевский был ранен в верхнюю часть груди с раздроблением кости, сам извлек пулю из-под правой ключицы, но остался в строю до конца сражения. Гренадерский корпус генерала Раевского в 1814 году первым подошел к Парижу, захватил господствующие над городом высоты, что и вынудило гарнизон вступить в переговоры и капитулировать...

Вслед за своим кузеном и другом Денисом Васильевичем Давыдовым наш герой с полным правом мог воскликнуть:

Пусть загремят войны перуны,
Я в этой песне виртуоз!"

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

Почему Лев Толстой не поверил в легенду о сыновьях Раевского

Красивая легенда очень не нравилась графу Льву Николаевичу Толстому ("нет величия там, где нет простоты, добра и правды"), и в эпопее "Война и мир" он попытается изобличить ее устами графа Николая Ростова.

"Во-первых, на плотине, которую атаковали, должна была быть, верно, такая путаница и теснота, что ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его, - думал Ростов, - остальные и не могли видеть, как и с кем шел Раевский по плотине. Но и те, которые видели это, не могли очень воодушевиться, потому что что им было за дело до нежных родительских чувств Раевского, когда тут дело шло о собственной шкуре? Потом оттого, что возьмут или не возьмут Салтановскую плотину, не зависела судьба отечества, как нам описывают это про Фермопилы. И стало быть, зачем же было приносить такую жертву? И потом, зачем тут, на войне, мешать своих детей? Я бы не только Петю-брата не повел бы, даже и Ильина, даже этого чужого мне, но доброго мальчика, постарался бы поставить куда-нибудь под защиту", - продолжал думать Ростов, слушая Здржинского. Но он не сказал своих мыслей: он и на это уже имел опыт. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. Так он и делал".

Подобные рассуждения следует отнести к разряду антиисторичных: так мог размышлять человек второй половины XIX века, когда "гуманистический туман" уже окутал умы интеллигенции, но так не мог думать профессиональный военный эпохи наполеоновских войн. Раевский поступил со своими сыновьями так, как в свое время с ним самим поступил Светлейший: взял их с собой в армию.

СЛОВО О ДРУГЕ

"Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества" 10 .

А.С. Пушкин

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 12. М., 1996. С. 172.
2. Орлов М.Ф. Некрология генерала от кавалерии Н.Н. Раевского // Орлов М.Ф. Капитуляция Парижа. Политические сочинения. Письма. М., 1963. С. 34 (Литературные памятники).
3. Н.Н. Раевский - Ек. Н. Раевской. 13 июня - 6 июля 1820 г. Кавказские Минеральные Воды // Архив Раевских. Т. I. СПб., 1908. С. 518.
4. Архив Раевских. Т. I. С. 160.
5. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1978. С. 414 (Литературные памятники).
6. Н.Н. Раевский - С.Н. Раевской. 15 июля 1812 г. // 1812-1814: Секретная переписка генерала П.И. Багратиона. Личные письма генерала Н.Н. Раевского. Записки генерала М.С. Воронцова. Дневники офицеров русской армии: Из собрания Государственного Исторического музея / Сост. Ф.А. Петров и др. М., 1992. С. 215.
7. Сводку свидетельств современников об участии братьев Раевских в сражении под Салтановкой см.: Архив Раевских. Т. I. С. 154-166; 1812-1814. С. 209-210.
8. Прунцов. В.В. Бородинское сражение. Популярный очерк. М., 1947.
9. Орлов М.Ф. Некрология генерала от кавалерии Н.Н. Раевского. С. 38.
10. Пушкин - Л.С. Пушкину. 24 сентября г. Кишинев // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 13. М., 1996. С. 19.
11. Пушкин - А.Х. Бенкендорфу. 18 января 1830 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 14. М., 1996. С. 58-59, 399.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!