Биография дмитрия лаптева и истории его открытий. Дмитрий лаптев - биография, фотографии

Лаптев указывал, что среди живущих на Севере народностей необходимо распространить грамотность, и советовал послать туда учителей и священников.
Характерно, что Лаптев заботился о сохранении природных богатств края. Он предлагал запретить пожоги леса, раскапывание нор пушных зверей и уничтожение молодняка, что, по его словам, практиковали якуты.
В этой же докладной записке Лаптев поднимает свой голос в защиту малых северных народностей.


Участник Великой Северной экспедиции Дмитрий Яковлевич Лаптев начал службу во флоте в 1718 году гардемарином. Три года спустя, в 1721 году, его произвели в мичманы, в 1724 году - в унтер-лейтенанты, в 1731 году - в лейтенанты. Столь быстрое продвижение по службе, довольно редкое в то время, свидетел

ьствует о том, что Дмитрий Лаптев был высокообразованным, прекрасно знавшим свое дело офицером.

Вся служба Д.Я. Лаптева проходила на кораблях Кронштадтской эскадры, на которых он совершал плавания в Любек, Данциг и Архангельск.

Подбирая для участия в Великой Северной экспедиции опытных, хорошо п

одготовленных к суровым дальним плаваниям офицеров, Беринг внес в список ее будущих участников и Дмитрия Лаптева. В июле 1735 года Д.Я. Лаптев вместе с А.И. Чириковым прибыл в Якутск.

Здесь ему сразу же было поручено провести караван небольших речных судов с имуществом экспедиции по рекам Алдан, М

ая и Юдом возможно ближе к Охотску, построить в конечном достигнутом пункте склады, сложить в них груз и с судами возвратиться в Якутск. Лаптев выполнил это задание, доведя суда до намеченного пункта - Юдомскрго Креста.

Первоначально предполагалось назначить Дмитрия Лаптева в отряд Беринга - Чирик

ова или в отряд Шпанберга. Но ко времени возвращения Лаптева в Якутск выяснилось, что отряд лейтенанта Ласиниуса, проводивший опись к востоку от устья Лены, находится в бедственном положении

Питер Ласиниус, швед по национальности, был принят на русскую службу в 1725 году. Он много плавал и был зна

ющим свое дело штурманом. В экспедицию Ласиниус вызвался добровольно. Беринг назначил его начальником отряда, который должен был описать берег от устья Лены до Камчатки. Отряд располагал построенным в Якутске ботом "Иркутск" длиной восемнадцать метров, шириной пять с половиной метров, с осадкой два

Ласиниус со своим отрядом покинул Якутск 29 июня 1735 года, одновременно с отрядом Прончищева. Оба отряда 2 августа прибыли к острову Столб, расположенному в начале ленской дельты. На вторые сутки "Иркутск", пройдя Быковской протокой, достиг взморья. Еще через двое суток, дождавшись попутно

го ветра, Ласиниус вывел свое судно в море.

Плавание затруднялось большими скоплениями льда и неблагоприятными ветрами. Поэтому уже 18 августа Ласиниус ввел бот в устье реки Хараулах, решив здесь зимовать. Из плавника, валявшегося на берегу, команда быстро построила дом.

Рассчитывая еще на два г

ода работы, Ласиниус решил сэкономить провиант и вдвое уменьшил рацион. Хроническое недоедание при незнании противоцинготных средств привело к массовому заболеванию цингой, которая унесла жизни тридцати восьми человек. Одним из первых умер сам Ласиниус.

Командование отрядом перешло к штурману Васи

лию Ртищеву. Но и тот был тяжело болен, Беринг решил возвратить остатки отряда Ласи-яуса в Якутск, а взамен его послать новый отряд под командованием эия Лаптева.

Перед отрядом Лаптева, кроме общих задач, были поставлены дополнительно особые задачи.

Против участка побережья, который предстояло и

сследовать отряду, на старых картах был показан какой-то остров, "якобы земля великая", где "бывали из сибиряков и людей видели". Поэтому начальнику ряда предписывалось подходить ко всем замеченным во время плавания к островам и землям для отыскания этой "великой земли". В инструк-"и говорилось, что

если при высадке на берег встретятся люди, то надо! ними поступать ласково и ничем не озлоблять", узнавать у них о вели-ане островов и о том, кому они принадлежат. Если жители пожелают самоизвольно" принять русское подданство, их следует "наипаче при-аскивать... охранение чинить, а ничем не отягощ

ать, разве какой сами: себя расположат и станут давать ясак".

На тот случай, если окажется, что "сибирский берег с американским эшелся и потому нельзя до Камчатки пройти", инструкция предписывала следовать насколько возможно к северу и постараться узнать, далеко ли до лежащего по ту сторону переш

ейка "Полуденного или Восточного моря" (Тихого океана), а потом возвратиться в Якутск и, "отрепертовав" Берингу, ехать в Петербург "с обстоятельным известием и с картою". А если "соединения американских земель" не окажется, идти до Камчатки или в крайнем случае до устья реки Анадырь. В случае подход

а к неизвестному ранее берегу, который мог оказаться частью Америки, инструкция дословно повторяла третий пункт инструкции, данной Петром I Берингу в 1725 году при отправлении его в Первую Камчатскую экспедицию. Начальник отряда должен был идти вдоль открытого берега до встречи с европейским корабле

м или до подхода к владениям "европейских государств", узнать, как называется берег, побывать на нем, нанести его на карту и выяснить, какое государство им владеет.

Всю работу следовало закончить в два года. Отряд имел в своем распоряжении тот же бот "Иркутск".

Не дожидаясь вскрытия Лены, Лаптев

направил к зимовке Ласиниу-са 14 человек во главе со штурманом Михаилом Щербининым "для помощи Ртищеву и его людям", а также для подготовки бота к плаванию. Когда к началу июня Щербинин добрался до зимовки, там в живых осталось всего девять человек, причем все они были больны цингой.

года Лаптев с остальной частью своего отряда вышел из Якутска на трех дощаниках, груженных провиантом. Пройдя Быковской протокой, он 25 июня вышел на взморье. Плыть дальше не позволял лед, плотно забивший весь залив Буор-Хая. Поставив дощаники в Севастьяновой губе, Лаптев отправился со своей командо

й к зимовке Ласиниуса пешком по берегу.

18 июля "Иркутск" был готов к плаванию, но выйти в море удалось только 29 июля, когда лед отнесло к северу. Переход в Севастьянову губу за провиантом и снаряжением чрезвычайно затянулся из-за сильного встречного ветра и льда. Только 7 августа бот подошел к д

ощаникам.

11 августа, пользуясь благоприятным ветром, "Иркутск" направился в море, держа курс на северо-восток.

На третий день бот достиг 73° 16" северной широты на меридиане мыса Буор-Хая. Здесь был сплошной лед, пробиться через который не удалось.

Если бы Дмитрий Лаптев не стремился пробитьс

я на северо-восток, а попробовал обойти непроходимый лед с юга, держась ближе к материку, весьма вероятно, что ему удалось бы значительно продвинуться на восток. Но он не сделал этого, так как был глубоко убежден в том, что мыс Святой Нос простирается далеко на север и заканчивается где-то в районе

76°20" северной широты, и хотел обойти этот мыс. Такое убеждение возникло у Лаптева в результате изучения старинных карт.

Плавание на юг, по его мнению, только удлинило бы путь, не дав никакого выигрыша во времени.

Простояв во льду сутки, сжимаемый порою так, что терял управление, "Иркутск" пове

рнул назад. На консилиуме, созванном Лаптевым, 5ыло решено возвратиться на зимовку. 22 августа бот вошел в Быковскую эку ихтал подниматься вверх по Лене. 6 сентября Лаптев привел бот (реку Борисову, впадающую в Лену на 7040" северной широты. 8 сентяб-I Лена стала.

Отряд построил для себя пять доми

ков и разместился в них. Чтобы тредотвратить заболевание цингой, Лаптев распорядился готовить отвар 13 коры и шишек кедрового сланика. Благодаря этому больных было очень но, и за все время зимовки умер лишь один человек.

С зимовки Лаптев послал Берингу в Якутск рапорт и решение консилиума, в котор

ом проход морем от Лены к Колыме признавался невозможным из-за сплошного льда. По рассказам местных жителей-якутов, теподвижньш лед, простиравшийся до Святого Носа, не взламывался де-нетиями.

16 августа 1737 года Лаптев выехал в Петербург, где должен был гшаться вопрос о продолжении работы северны

х отрядов экспедиции в связи с окончанием поставленного им срока. Как известно, 20 декабря 1737 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение довести картографирование побережья Северного Ледовитого океана до конца.

Адмиралтейств-коллегия высказала мнение, что на пути от Лены до гатки непреодолимых

препятствий не существует. Сведения, собранные историком Миллером, подтверждали, что русские суда плавали в про-ном от устья Лены до Анадыря. Поэтому Адмиралтейств-коллегия пред-шсала Лаптеву выбирать для плавания такое время, когда лед относит от ерега к северу, а если в плавании "крайняя невозможн

ость от льда по-ягнет", ожидать на месте изменения ледовой обстановки и при удобном шучае немедленно следовать дальше. Кроме того, коллегия предписала 1аптеву производить в зимнее время обследование и опись устьев рек и морского побережья на еще не пройденных участках маршрута.

Адмиралтейств-колле

гия обязала Сибирскую губернскую, Иркутск и Якутскую канцелярии создать в удобных местах по пути следования ряда Дмитрия Лаптева склады с провиантом и необходимым имуще-гвом. Одновременно коллегия потребовала исполнения предыдущих ука-эв о постановке "маяков" и посылке геодезистов для картографирова

ния ерегов.

Обо всех этих решениях Лаптев узнал, когда добрался до Москвы. Но он считал необходимым сообщить Адмиралтейств-коллегий свои соображения по поводу дальнейшего порядка работы отряда и решил все-таки доехать до Петербурга.

Президент Адмиралтейств-коллегий адмирал Н.Ф. Головин согласилс

я с доводами Лаптева. Было принято решение продолжать плавание только в том случае, "ежели надежда к тому морскому походу будет". В противном случае следовало, отправив судно в Якутск или поставив "где способ-нея", пройти сухим путем до устья Колымы, а затем к Нижне-Колымскому острогу. При выполнени

и работ надлежало обратить особое внимание на картографирование мыса Святой Нос, бухт, заливов устьев рек. Составленную во время похода обстоятельную карту Лаптев должен был послать из Нижне-Колымского острога в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию, а затем отправиться с отрядом на Камчатку через Ана

дырский острог или иной дорогой по своему усмотрению.

С Камчатки Лаптеву предписывалось пройти морем к устью Колымы на судне, полученном от Беринга. При этом, в случае если бы Лаптев на месте увидел, что удобнее начать плавание от устья Анадыря, Адми-ралтейств-коллегия разрешила ему требовать от Б

еринга присылки судна именно туда.

Берег от Анадыря до Колымы в то время можно было описать только с судна, так как на побережье обитали "неподданные народы, называемые чукчи, которые с имеющимися в подданстве российской державе всегда войну имеют". Лаптеву было приказано ничем не озлоблять чукчей

, "показывать им приласкание" и принимать в подданство, "ежели пожелают".

Так как зимовать на побережье, заселенном воинственными чукчами, не представлялось возможным, Лаптеву предписывалось в случае необходимости возвратиться на зимовку в Анадырь и продолжить плавание в следующем году.

ии от Анадыря к Колыме Лаптев должен был уделить особое внимание картографированию Чукотского Носа (ныне мыс Дежнева) и острова, расположенного против устья Колымы.

Однако предусмотреть абсолютно все Адмиралтейств-коллегия не могла, поэтому Лаптеву было разрешено в случае необходимости отклоняться

от полученных инструкций и поступать так, как он найдет нужным. Одновременно Адмиралтейств-коллегия обязала местные Сибирские власти выполнять все требования Лаптева.

По пути из Петербурга в Якутск у Лаптева созрел один план, о котором он сообщил президенту Адмиралтейств-коллегий в своем письме и

з Усть-Кута 4 марта 1739 года. Убежденный, что обойти Святой Нос с моря ему не удастся, Лаптев решил провести первую зимовку где-либо к западу от мыса и,одно временно послать взятых им из Якутска плотников на реку Индигирку, впадающую в море восточнее Святого Носа. В течение зимы плотники должны был

и построить судно "на манер шлюпки или бота", на котором можно было бы идти морем до Колымы, а затем и к Камчатке. Вместе с тем Лаптев предполагал обойти Святой Нос во второе лето на боте "Иркутск", который должен был зимовать к западу от этого мыса.

Следовательно, Лаптев предполагал закартографир

овать в течение., .с лет берег от Лены до Колымы, разбив его на два участка - к западу Гк востоку от Святого Носа, - имея на каждом участке по одному судну 1 тот случай, если "Иркутск" не сможет дойти до устья Колымы.

Еще до приезда в Якутск Лаптев распорядился послать матроса Алексея Лошкина с з

аданием описать берег от устья Лены до Святого Носа. Лош-кин по зимнему пути выехал из Якутска на Яну, от устья которой ему предстояло начать картографировать берег. Дойдя до Святого Носа, он должен был вернуться на Яну и продолжать картографировать берег в западном направлении до Лены.

В Якутск е

ще по зимнему пути был послан геодезист Иван Киндяков, которому поручалось картографирование реки Индигирки от ее верховьев до устья.

Лаптев из-за большого количества груза только в начале марта 1739 года добрался до Усть-Кута. Дождавшись вскрытия Лены, его суда спустились к Якутску.

Приведя в п

орядок бот "Иркутск", Лаптев 7 июня ушел в плавание. К 5 июля он достиг устья Лены и, пройдя Быковской протокой, вышел в море. Вскоре "Иркутск" бросил якорь в Севастьяновой губе. На море вплотную к берегу стоял лед, и продвигаться дальше было невозможно.

Во время стоянки в Севастьяновой губе на бо

т прибыл Алексей Лош-кин, который сообщил определенное им истинное местоположение Святого Носа; это позволило Лаптеву более правильно спланировать работу отряда. Он сообщил Адмиралтейств-коллегий, что собирается зимовать на Индигирке, то есть восточнее Святого Носа.

Пока "Иркутск" стоял в Севастья

новой губе, штурман Щербинин описал мыс Буор-Хая и обнаружил идущую на северо-восток от этого мыса длинную косу, покрытую льдом.

На Быковском полуострове Лаптев, опасаясь, видимо, аварии судна, оставил деньги, 400 пудов муки, сухари и десять человек для охраны.

На борту "Иркутска" было оставлено

тридцать пять человек, остальных Лаптев отправил в Якутск.

22 июля бот вошел в открывшуюся у берега полоску воды, но вскоре возвратился обратно. Полоска воды была настолько узка, что нельзя было обойти мели. Только 29 июля "Иркутск" смог снова отправиться в путь. Но уже к вечеру ветер стал крепча

ть, лед пришел в движение и сжал судно. Плохо пришлось бы "Иркутску", если бы к следующему утру ветер не переменился и не отнес лед от берега, освободив тем самым бот. Но продвижение вперед шло крайне медленно, так как ветер был встречным.

реки Омолой. Только 4 августа Лаптев смог повести судно дальше. К вечеру того же дня "Иркутск" дошел до мыса Буор-Хая, где стоял сплошной лед, отделенный от берега узкой полоской воды. Эта полоска оказалась очень короткой, и "Иркутск", дойдя до ее конца, стал на якорь.

Вскоре подул сильный юго-зап

адный ветер, который забил и без того узкую полоску воды льдинами, отколовшимися от "стоячего" льда. В любую минуту бот мог быть сорван с якоря и выжат льдом на берег.

Чтобы этого не случилось, Лаптев с огромным трудом провел "Иркутск" за большую льдину на мели, наиболее устойчивую.

На следующее

утро ветер отогнал лед от берега, и Лаптев повел судно дальше, рассчитывая обойти косу, обнаруженную штурманом Щербининым. Но осуществить этот замысел ему не удалось. Широкая полоса воды заметно сузилась и вскоре превратилась в узкий канал.

Пришлось возвратиться обратно к мысу. Усилившийся ветер

забил льдом канал, да и сам канал находился в движущемся льду. Видя, что лед может затереть судно, Лаптев направил "Иркутск" к наиболее узкой южной части канала и повел его под парусами по проходу, пробиваемому высланной на лед командой. Наконец, ледяная преграда осталась позади, и судно вошло в раз

реженный лед.

7 августа бот подошел к устью западной протоки реки Яны, а 10 августа - к устью восточной протоки, но войти в Яну не удалось из-за мелководья.

Между тем северный ветер нагнал лед. Пришлось укрываться за крупными льдинами, задержавшимися на мели. Только 13 августа "Иркутск" смог про

должать путь, но уже к вечеру этого дня, дойдя до мыса Чуркина, он опять оказался под угрозой сжатия. Снова пришлось укрываться ото льда и шторма.

На следующий день "Иркутск" обогнул мыс Святой Нос, и вскоре на северо-востоке был замечен остров, который Лаптев назвал островом Меркурьева. Через нек

оторое время на северо-северо-западе увидели другой остров. Его назвали островом св. Диомида. Теперь этих островов нет: они были сложены из ископаемого льда и растаяли.

К 17 августа "Иркутск" отошел от Святого Носа на 105 миль к востоку. Море в этом районе было настолько мелко, что когда бот шел н

ад глубинами 2,5-3 метра, берега не было видно. Сильные восточные и северные ветры начали нагонять лед. Надо было подумать о надежной стоянке. Однако посылаемые Лаптевым шлюпки часто не могли подойти к берегу из-за мелководья, а в тех местах, куда они подходили, удобных стоянок не оказывалось. Лучши

м местом для зимовки в этом районе могло быть устье реки Индигирки. Поэтому Лаптев 20 августа послал на берег матроса с якутами для отыскания устья и постановки в его районе знака.

22 августа Лаптев обнаружил, что бот идет в пресной воде, и предподожил, что перед ним находится устье Индигирки. Для

осмотра входа в него он отправил на единственной шлюпке лоцмана и матроса.

В тот же день поднялся сильный юго-восточный ветер, к ночи разыгрался шторм. Шесть дней отряд Дмитрия Лаптева упорно боролся со льдом. За эти дни "Иркутск" отнесло к юго-востоку, и он опять оказался на соленой воде. Послан

ная к берегу шлюпка не возвратилась.

В поисках входа в реку Лаптев подвел бот ближе к берегу. Район был еще не изведан, и Лаптев вел бот медленно, тщательно измеряя глубины. С наступлением темноты "Иркутск" пришвартовался к стоявшей на мели большой льдине.

За ночь матросы смастерили из бочечных

обручей и просмоленной парусины две небольшие лодки, а утром, когда на море поднялось легкое волнение, разломавшее молодой лед, на берег отправился штурман Щербинин. Ему тоже не удалось найти вход в реку. Тогда Лаптев отправил его вторично, "чтобы, вышед на землю и подле земли, искал устье и жилых м

ест и чтоб им ко входу учинили помощь".

Мороз усиливался, к 1 сентября море сплошь покрылось льдом, который быстро утолщался. Казалось, наступила зима, но 4 сентября ветром нагнало воду, взломало лед и сняло все сидевшие на мели старые льдины. Поднявшийся шторм за пятнадцать часов отнес бот далеко

в море, а затем переменившийся ветер понес судно к берегу. 7 сентября наступило безветрие, и море опять стало покрываться сплошным слоем льда.

Не имея никаких сведений ни от Щербинина, ни от лоцмана и матроса, Лаптев решил снова предпринять поиски устья Индигирки. Посланные им 10 сентября по льду

на берег люди в тот же день возвратились с радостным известием: устье восточной протоки Индигирки находилось всего в четырнадцати верстах от судна. С ними вернулись и лоцман, матрос и Щербинин. Эти люди перенесли много лишений.

Не имея возможности возвратиться на бот за провиантом и теплой одеждо

й, они продвигались по берегу, терпя холод и голод. У двоих были отморожены ноги. В таком состоянии их нашел геодезист Киндяков, который еще зимой был послан Лаптевым из Якутска для нанесения на карту Индигирки; закончив ее, он к 31 августа выехал на взморье. Оказав помощь бедствовавшим товарищам, К

индяков поручил им показать Лаптеву вход в устье протоки, а сам отправился вверх по реке, чтобы привести с зимовий нарты, на случай если во время шторма "Иркутск" потерпит крушение.

Лаптев решил остаться в устье реки до весны. Поэтому он организовал перевозку всего провианта и имущества с судна на

берег. 22 сентября к боту прибыли собачьи упряжки, приведенные Киндяковым, что значительно облегчило эту тяжелую работу.

Сразу же после высадки на берег Лаптев отправил матроса Алексея Лошкина для нанесения на карту морского берега до реки Алазеи и Гр-лыжинской протопи дельты Индигирки, а Щербини

на и Киндякова - для картографирования средней и восточной проток. Когда Лошкин возвратился, выполнив задание, Лаптев отправил его в Петербург с рапортом в Адмиралтейств-коллегию.

Лаптев, донося Адмиралтейств-коллегий о подробностях похода, сообщил свои планы на лето 1740 года. Он намеревался, есл

и только позволит ледовая обстановка, продолжить плавание на восток "до реки Колымы, до Чукотского Носа и до Камчатки". Далее Лаптев указывал, что в случае, если ему не удастся спасти весною "Иркутск" от сжатия льдов, он построит на Колыме новое судно, а берег между Индигиркой и Колымой опишет с суш

и. К рапорту была приложена карта берега от устья Лены до реки Алазеи.

Лошкин добрался до Петербурга только в июне 1740 года. Адмирал-тейств-коллегия, обсудив рапорт Лаптева, предписала ему поступать "усматривая по тамошнему состоянию, по наилучшему его рассуждению".

года, Адмиралтейств-коллегия заслушала рапорт Беринга от 30 апреля 1739 года, в котором он сообщал, что не имеет на Камчатке ни судна, ни провианта для отряда Дмитрия Лаптева. Впрочем, Лаптев и не надеялся на Беринга. В своем личном письме президенту Адмиралтейств-коллегий Н.Ф. Головину, еще не зная

Во время зимовки Лаптев нанес на карту реку Хрома, мимо которой прошел отряд, следуя от Святого Носа к устью Индигирки.

22 января 1740 года на Колыму отправился на собаках Киндяков. Описав нижнее течение реки вплоть до морского побережья, он

направился по нему к Индигирке, составляя по пути карту. 6 апреля он прибыл в Русское Устье, где зимовал отряд.

Выполнив эти работы, Лаптев начал готовиться к летнему плаванию.

С большим трудом заготовив лес, отряд приступил к постройке четырех судов для перевозки провианта и других грузов по м

орю до Колымы или Алазеи, в случае если бот не удастся сохранить.

Внимательно осмотрев стоявший во льду бот, Лаптев пришел к заключению, что поднять его на лед и передвинуть по льду к прибрежной полынье, как он рассчитывал раньше, вряд ли удастся, так как для этого не было достаточного количества

леса и не хватало людей. Поэтому он решил разгрузить бот и, прорубив во льду канал до прибрежной полыньи, вывести в нее судно. К работам Лаптев решил привлечь не только весь свой отряд, но и "всех, которые вблизости реки Индигирки обретаются".

ти местных жителей начали пробивать во льду канал. От бота до открывшейся к этому времени прибрежной полыньи было около 850 метров, толщина льда достигала 1,5-2 метров.

К 27 июня канал был готов, и бот выведен в полынью, но поднявшийся ветер сломал лед и понес его к берегу. Бот сдавило льдом и выж

ало на мель.

Несмотря на почти безнадежное положение судна, Лаптев решил не прекращать работ по его спасению. Пришлось разгрузить бот, снять мачты и подвести под корпус бота ваги (рычаги). Наконец, 11 июля "Иркутск" был снят с мели, и его начали готовить к плаванию. Лед продолжал теснить судно, пр

иходилось непрестанно менять стоянку, укрывая бот за большими стоявшими на мелях льдинами. Только к 29 июля "Иркутск" был полностью готов к походу.

31 июля лед начал отходить от берегов, и в этот же день "Иркутск" отправился в плавание. 1 августа отряд миновал устье реки Алазеи, а 3 августа на гор

изонте был замечен остров, Лаптев назвал его островом Св. Антония*.

На следующий день "Иркутск" стал на якорь против устья средней протоки Колымы. В реку для измерения фарватера была послана шлюпка с людьми.

Однако ледовая обстановка за это время изменилась; вскоре показались отдельные льдины, а затем бот вошел в густой плавающий лед. "Иркутск" продвигался вдоль высокого каменистого берега по узкому, местами шириной всего десять-двадцать метров, каналу. Часто большие льдины надвигались на бот, а найти

убежище у приглубого и ровного берега было невозможно. На шестые сутки этого опасного плавания "Иркутск" подошел к Большому Баранову мысу.

августа "Иркутск" стал на якорь у небольшого Нижне-Колымского острога, насчитывавшего всего десять жилых домов. Здесь и пришлось расположиться на зимовку.

Осенью геодезист Киндяков начал составлять карту верховьев реки Колымы. На возвышенном правом берегу устья восточной протоки Колымы отряд пост

роил из плавника знак, хорошо видимый с моря.

Одновременно Лаптев послал штурмана Щербинина в Анадырский острог для заготовки леса на постройку судов для плавания по Анадырю.

В следующем, 1741 году Лаптев решил предпринять еще одну попытку пройти морем от Колымы на восток. 29 июня 1741 года "Ирк

утск" вышел из Нижне-Колымского острога. Вместе с ботом шли две большие лодки, построенные зимой по требованию Лаптева. На каждой из них находилось по двенадцати местных казаков. 8 июля отряд прибыл на взморье. Через несколько дней льды разредились, и отряд отправился дальше. Продвижение на восток ш

ло крайне медленно. Впереди бота плыли лодки, отыскивали во льду проходы, измеряли глубины и сигналами указывали Лаптеву правильное направление.

К 25 июля отряд снова достиг Большого Баранова мыса. Ледовая обстановка оказалась здесь такой же, как и в прошлом году: льды преграждали путь. У самого м

ыса не было удобной стоянки, поэтому Лаптев отвел бот и лодки немного назад.

4 августа отряд вновь подошел к мысу. Посланные вперед лодки подвижкой льда были отнесены в сторону от бота и вскоре раздавлены.

К счастью, люди успели высадиться на лед и спастись. Видя, что за мысом стоит непроходимый

лед, Лаптев созвал консилиум, который, обсудив создавшееся положение, признал, что "за выше объявленными препятствиями прибыть на Камчатку невозможно", и постановил "впредь на оное море ботом не выходить". 6 августа "Иркутск" отправился в обратный путь и через несколько дней снова прибыл в Нижне-Ко

лымский острог.

Лаптев стал готовиться к переезду на Анадырь сухим путем. Трудно сказать, знал ли он в это время, что и на Камчатке не приготовлено судно для плавания его отряда к Колыме. Судя по довольно продолжительному сроку, который прошел со времени слушания Адмиралтейств-коллегией рапорта Бе

ринга, можно предполагать, что Лаптев знал об этом, но точных данных на этот счет нет.

Вместе с тем Лаптев, по-видимому, понимал, что если ему не удалось пройти морем от Колымы до Камчатки, то, очевидно, не удастся пройти и в обратном направлении. Вероятно, поэтому он и решил идти сухим путем от Н

ижне-Колымского до Анадырского острога, затем спуститься вниз по течению Анадыря и связать таким образом опись берегов Северного Ледовитого океана с описью побережья Тихого океана. Связью этих описей Лаптев хотел завершить работу своего отряда.

Такой план Лаптев наметил еще осенью 1740 года во вре

мя зимовки в Нижне-Колымском остроге и сообщил о нем в письме Н.Ф. Головину. Этим и объясняется кажущаяся двойственность в действиях Лаптева, когда он, готовясь к плаванию морем на восток от Колымы, одновременно послал Щербинина на Анадырь строить суда.

ачьих упряжках отправился в путь. Дорога лежала вдоль правого притока Колымы - Большого эя. У устья реки Ангарки отряд перегрузился на приготовленные здесь него нарты с запряженными в них оленями. Перевалив в верховье ьшого Анюя через горный хребет Гыдан (Колымский) и выйдя на реку!блон (правый при

Вскоре после прибытия отряда в Анадырский острог оттуда отправился военный отряд под начальством казачьего пятидесятника Шипицына для защиты коряков от чукчей. Воспользовавшись этим, Лаптев ко-андировал квартирмейстера Ро

манова и бывшего поручика артиллерии 1овицкого, велев им составлять карту по пути следования отряда Шипи-,ша от Анадырского острога до устья реки Пенжины.

Сам же Лаптев занялся подготовкой к плаванию по Анадырю. Веской 1742 года отряд приступил к постройке двух больших лодок. 9 июня после вскрытия

реки Лаптев со своими людьми отправился на этих лодках шуть.

Почти от самого острога Анадырь разветвляется и на протяжении нее ста километров течет двумя рукавами: северный из них называется Анадырем, а южный - протокой Майной. Лаптев отправился вниз по ше и, достигнув устья Анадыря, повернул наз

ад, чтобы повторить картографирование. Нанесение на карту второго рукава было поручено Кин-дякову.

После окончания описи Анадыря работу отряда можно было считать законченной. 19 октября 1742 года Лаптев со всем отрядом выехал по зимнему пути в Нижне-Колымский острог. Оставив в остроге команду охра

ны бота "Иркутск", он отправился в Якутск и прибыл туда 8 марта 1743 года. В Якутске в это время находился А.И. Чириков, приевший на себя после смерти Беринга командование Великой Северной экспедицией. От Чирикова Лаптев получил предписание немедленно вые-ать в Петербург для донесения Адмиралтейств-

коллегий о своей работе. В декабре 1743 года Лаптев был уже в Петербурге. Адмиралтейств-коллегия рассмотрела представленные им документы и материалы и постановила считать работу законченной. Бот "Иркутск" решено было передать местным властям, которые обязывались "содержать его под хранением тамошних

служилых людей"; весь личный состав отряда поступал в споряжение А. И. Чирикова.

Дмитрий Яковлевич Лаптев не ограничился порученным ему картографированием берегов. Вернувшись в Петербург, он написал и 2 февраля 1744 года представил Адмиралтейств-кодлегии докладную записку о состоянии народностей,

живущих на крайнем северо-востоке России.

В докладной записке Лаптев писал, что ему было поручено только толожить на карту морской берег от устья Лены до Камчатки, но так как в том краю до него не было никого, кто мог бы увидеть недостатки в управлении краем, он считает возможным высказать свои с

оображения по этому поводу. Лаптев указывал, что среди живущих на Севере народностей необходимо распространить грамотность, и советовал послать туда учителей и священников.

Характерно, что Лаптев заботился о сохранении природных богатств края. Он предлагал запретить пожоги леса, раскапывание нор п

ушных зверей и уничтожение молодняка, что, по его словам, практиковали якуты.

В этой же докладной записке Лаптев поднимает свой голос в защиту малых северных народностей. Говоря о злоупотреблениях при сборе ясака, он отмечал, что сборщики нещадно обирают местных жителей, что сама система определен

ия размеров дани несправедлива и приводит население к обнищанию, что ее необходимо изменить, ибо это есть самый верный способ облегчить материальное положение народов Севера. Одновременно Лаптев осуждал систему аманатов (заложников) в качестве меры для обеспечения покорности северных народностей и с

воевременной уплаты ими дани.

В этой же докладной записке Лаптев предлагал поощрять судоходство по Лене, считая, что для жителей низовий Лены, Яны, Индигирки и Колымы имеет первостепенное значение доставка крестьянами с верховий Лены хлеба, ниток для сетей, железных котлов, ножей, топоров и других

предметов, необходимых в домашнем обиходе, для охоты и рыболовства. Еще во время пребывания в экспедиции Д.Я. Лаптев был произведен в капитаны 3-го ранга. По возвращении в Петербург его назначили советником "в экспедицию над верфями и строениями", то есть в управление Адмиралтейств-коллегий, ведавш

ее верфями, зданиями и иными сооружениями, принадлежавшими флоту. В следующем, 1746 году Лаптев командовал одним из кораблей Кронштадтской эскадры. Осенью 1751 года Лаптева назначили секунд-интендантом Кронштадтского порта, затем он снова командовал кораблем.

В 1757 году Лаптев был произведен в ко

нтр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота. В апреле 1762 года он вышел в отставку в чине вице-адмирала Дата его смерти неизвестна.

В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевых море, простирающееся от Таймыра до Новосибирских островов, берега которого первыми исследовали Лаптевы, называ

ется морем Лаптевых.

На северной стороне ленской дельты, несколько восточнее устья Туматской протоки, находится мыс Лаптева, названный в честь Дмитрия Лаптева. Пролив, ведущий из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское море между материком и Большим Ляховским островом, также называется проливом Дмитрия

( XVIII век)

Работы отряда Великой северной экспедиции, имевшего своей задачей опись берегов Северного Ледовитого океана от Лены на восток, были начаты в 1735 г. под начальством лейтенанта Петра Ласиниуса. После смерти Ласиниуса начальником отряда был назначен лейтенант Д. Я. Лаптев. Заслуга Лаптева не только в том, что его отрядом был описан большой по протяжению участок сибирского берега (между Леной и Колымой), но и связаны между собой берега Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Биографические сведения о Дмитрии Лаптеве скудны; лучше всего освещен период его жизни за время работы в экспедиции.

Лаптев на морскую службу поступил в 1718 г. гардемарином и уже, в 1721 г. был произведен в мичманы. Большую часть службы он провел на судах Балтийского флота. В 1735 г. Д. Лаптев уже в чине лейтенанта был назначен в Великую северную экспедицию. Летом этого года он провел речные суда с грузами экспедиции по рекам Алдану, Мае и Юдоме до Юдомского Креста и после разгрузки каравана и постройки склада доставил суда в Якутск.

В 1736 г. Беринг назначил Д. Лаптева, вместо умершего лейтенанта Ласиниуса, начальником отряда экспедиции, имевшего целью пройти морем до устья Лены на восток, к Камчатке, или к устью реки Анадырь, производя по пути опись северных берегов Азии.

В 1736 г. Д. Лаптеву удалось пройти на боте «Иркутск» на восток только до меридиана мыса Буорхая, - дальше стоял сплошной, непроходимый лед. Пришлось зазимовать на Лене в устье реки Борисовой (70°40´ с. ш.). Зимовка прошла относительно благополучно (умер только один человек): по приказу

Лаптева больных цингой поили отваром из шишек и коры кедрового стланика, благодаря чему заболевшие цингой выздоравливали. По окончании зимовкиЛаптев привел бот в Якутск и в середине августа 1737 г. отправился в Петербург для получения дальнейших инструкций. Адмиралтейств-коллегия решила продолжать исследования и приказала Лаптеву в случае невозможности вести опись берега с моря, производить ее по суше.

В Якутск Лаптев вернулся 25 мая 1739 г., но еще до этого он послал матроса Алексея Лошкина для описи берега по сухому пути от устья Лены до Святого Носа, а геодезиста Киндякова для описи реки Индигирки от ее истоков до устья.

Лаптев на «Иркутске» вышел из Якутска 7 июня и, спустившись по Быковской протоке Лены, 5 июля вышел в море. Льды задержали его в Севастьяновой губе. Во время стоянки вернулся Лошкин, сообщивший сведения о Святом Носе. Штурман Михаил Щербинин за это время описал мыс Буорхая.

Только 29 июля «Иркутску» удалось продвинуться между льдами вдоль берегов залива Буорхая и 14 августа обогнуть Святой Нос.

Вскоре на северо-востоке был усмотрен остров, названный островом Меркурьева, а несколько позже на северо - северо-западе еще один остров, названный островом Св. Диомида. В настоящее время эти острова не существуют. По-видимому, они были сложены из вечномерзлого грунта и растаяли.

Дальнейшее продвижение на восток было очень тяжелым. 1 сентября море замерзло, однако 4 сентября льды взломало, и за 15 часов бот отнесло в море верст за сорок. 7 сентября ветер стих, и море вновь замерзло. На «Иркутске» не было ни дров, ни воды. В конце сентября вся команда «Иркутска» перебралась в поселок Русское Устье, расположенный в вершине дельты реки Индигирки.

В ту же осень матрос Лошкин описал морской берег до реки Алазеи и Годыженскую протоку дельты Индигирки, а штурман Щербинин и геодезист Киндяков описали среднюю и восточную ее протоки.

Весной 1740 г. Лаптев описал реку Хрому, Щербинин - реку Яну, Киндяков - нижнее течение Колымы и оттуда морской берег до Индигирки.

Со 2 по 27 июня 1740 г. вернувшаяся на «Иркутск» команда и 85 местных жителей пробили во льду канал длиной около 850 м до открывшейся в это время полыньи. Как только «Иркутск» был заведен в полынью, поднялся ветер, взломал льды, и бот выжало на мель.

Только 31 июля «Иркутск» смог пойти дальше на восток. Следующим утром прошли реку Алазею, а 3 августа подошли к острову Крестовскому из группы Медвежьих островов, который был назван островом Св. Антония. Не заходя в Колыму, Лаптев прошел на восток, но у мыса Большой Баранов путь был прегражден льдом. Лаптев повернул обратно, и 23 августа «Иркутск» стал на зимовку у Нижне-Колымского острога.

29 июня 1741 г. Лаптев еще раз вышел в море. Перед «Иркутском» плыли две лодки, построенные за зиму на Колыме. Они отыскивали проходы между льдами и измеряли глубины.

25 июля и затем 4 августа «Иркутск» безуспешно пробовал продвинуться на восток за мыс Большой Баранов. 10 августа «Иркутск» вернулся в Нижне-Колымск.

27 октября отряд Лаптева вышел из Нижне-Колымска и, сначала на собаках, а потом на оленях, 17 ноября добрался до Анадырска.

В 1742 г. на построенных в Анадырске двух больших лодках отряд Лаптева описал реку Анадырь и осенью по зимнему пути перебрался в Нижне-Колымск.

В декабре 1743 г. после семи лет работы на севере Лаптев вернулся в Петербург. Надо напомнить, что всеми отрядами Великой северной экспедиции были положены на карту берега от устья Печоры до мыса Большой Баранов. Из этого протяжения одна треть была выполнена отрядом Д. Лаптева, другая - от рядом его двоюродного брата, X . Лаптева.

Одна эта работа свидетельствует об исключительных заслугах Лаптева в исследовании северо-восточных окраин России и ставит его в ряд выдающихся географов XVIII века.

По окончании экспедиции Лаптев служил на Балтийском море, командуя разными судами, затем в одном из управлений Адмиралтейств-коллегий, ведавшем верфями. В 1757 г. Лаптев в чине контр-адмирала был младшим флагманом Балтийского флота. В апреле 1762 г. Лаптев был уволен со службы в чине вице-адмирала. Год его смерти неизвестен.

На северной части побережья Ленской дельты находится мыс Лаптева, названный в честь Д. Лаптева. Пролив между материком и Большим Ляховским островом называется проливом Д. Лаптева; от Таймырского полуострова до Новосибирских островов протянулось море Лаптевых, названное так в честь двоюродных братьев X . и Д. Лаптевых.

Дмитрий Яковлевич Лаптев

Лаптев Дмитрий Яковлевич (1701-1767), русский мореплаватель и исследователь Арктики, двоюродный брат Хариона Прокофьевича Лаптева .

Дмитрий Яковлевич Лаптев с 1736 года руководил отрядом Великой Северной экспедиции по съемке побережья на востоке от Лены. В 1743 году возвратился в Петербург, продолжая служить на Балтийском флоте , с 1757 года - контр-адмирал, в 1762 году вышел в отставку в чине вице-адмирала. Донесения и отчеты Лаптева содержат ценные сведения по истории Великой Северной экспедиции, этнографическое, историческое и хозяйственное описание малых народностей крайнего Северо-Востока России, указывают конкретные пути для подъема их благосостояния путем развития экономических связей с русским населением Сибири и введения грамотности.

ЛАПТЕВЫ - мореплаватели, двоюродные братья, исследователи Арктики и Сибири, участники 2-й Камчатской экспедиции. Дмитрий Яковлевич (1701-1767) - вице-адмирал, обследовал побережье Ледовитого океана от устья р. Лена до мыса Б. Баранов недалеко от устья р. Колыма, бассейн и устье р. Анадырь. В дальнейшем служил на Балтийском флоте. Харитон Прокопьевич (1700-1763) - капитан 1-го ранга, служил на Балтике, провел съемку от устья р. Лены до устья р. Енисея, описал полуостров Таймыр.

Их именем названо море Лаптевых (между полуостровом Таймыр, островами Северной Земли и Новосибирскими островами).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 273.

Лаптевы Дмитрий Яковлевич (гг. рожд. и смерти неизв.) и Харитон Прокофьевич (ум. 21.XII.1763) - русские мореплаватели и исследователи Арктики, двоюродные братья. Дмитрий Яковлевич Лаптев с 1736 гола руководил отрядом Великой Северной экспедиции по съемке побережья на Восток от Лены. В 1743 году возвратился в Петербург, продолжая служить на Балтийском флоте, с 1757 года - контр-адмирал, в 1762 году вышел в отставку в чине вице-адмирала. Донесения и отчеты Лаптева содержат ценные сведения по истории Великой Северной экспедиции, этнографическое, историческое и хозяйственное описание малых народностей крайнего Северо-Востока России, указывают конкретные пути для подъема их благосостояния путем развития экономических связей с русским населением Сибири и введения грамотности.

Харитон Прокофьевич Лаптев в декабре 1737 года был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от реки Лены до устья реки Енисея. В 1743 году возвратился в Петербург, успешно выполнив задание, продолжал службу на судах Балтийского флота (с 1762 года - обер-штер-кригс-комиссар). Донесения и отчеты Лаптева 1739-1743 годов содержат ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр. В личных записках Лаптева (издание 1851 года) дано этнографическое и хозяйственное описание малых народностей полуострова Таймыр.

Р. В. Овчинников. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Лаптев Дмитрий Яковлевич (1701–1767), российский мореплаватель, вице-адмирал (1762), исследователь Арктики, участник Великой Северной экспедиции. В 1736 году отправлен руководителем ленско-камчатского отряда вместо умершего Петра Ласиниуса и спас оставшихся в живых девятерых человек. В августе 1739 г. Лаптев проник в Восточно-Сибирское море проливом, открытым в 1638 г. землепроходцами И. Ребровым и Е. Бузой, но получившим его имя. На подходе к проливу и в нём он обнаружил два островка (Меркурия и Диомида), которые в начале 19 века были разрушены морем и превращены в банки. В 1739–1743 годы с четырьмя зимовками отряд Лаптева выполнил значительный объём картографических работ. Участники экспедиции произвели съёмку 2,5 тысяч км северного побережья Азии между дельтой Лены и мысом Большой Баранов с губой Буор-Хая, Янским и Колымским заливами, выполнили опись большей части течения рек Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря, собрали первые достоверные данные о существовании и о приблизительных размерах Яно-Индигирской и Колымской низм., выяснили, что мыс Святой Нос расположен на 400 км южнее показанного на старой карте. По материалам инструментальной съёмки Лаптев составил первую карту Чукотки. Помимо пролива, его имя носит мыс, а в честь двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых названо море.

Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Росмэн-Пресс, М., 2006.

Литература:

Экспедиция Беринга. Сб. док-тов, М., 1941;

Мат-лы для истории рус. флота, т. 7-8, СПБ, 1879-80;

Яников Г. В., Д. Я. Лаптев. В. Прончищев, X. Лаптев, С. Челюскин, в кн.; Рус. мореплаватели, М., 1953;

Луцкий С. Л., Д. Я. и Х. П. Лаптевы, в кн.: Люди рус. науки, т. 1, М.-Л., 1948;

Зубов Н. H., Отечеств. мореплаватели - исследователи морей и океанов, М., 1954;

Греков В. И., Очерки из истории рус. географич. исследований в 1725-1765 гг., М., 1960.

Там же) - русский полярный исследователь.

Биография

Выходец из мелкопоместных дворян Великолукского уезда Псковской губернии . Двоюродный брат Харитона Лаптева .

Первое знакомство с северными водами Лаптев получил летом 1730 года, плавая под командованием капитана Барша на фрегате «Россия» в Ледовитом океане у берегов России. 19 марта 1731 года он произведён в лейтенанты , а в 1733 году, при общем переименовании флотских чинов, получил звание лейтенанта майорского ранга.

В 1731 году он был назначен в «Великую Северную экспедицию », имевшую своей целью обследовать впервые и нанести на карту громадное пространство северного побережья России, простирающееся на 130° долготы и от 64,°5 до 77,°5 северной широты и кроме того Охотское море и Камчатку , причём попутно было положено основание исследованию всех внутренних областей Сибири .

Назначенный в экспедицию с самого начала Д. Лаптев сперва не имел определённого дела, но в 1736 году получил прямое назначение заменить лейтенанта Лассиниуса, работавшего с отрядом по описи берегов к востоку от устья реки Лены.

Весною 1736 года Д. Лаптев выступил из Якутска , 25 июня был у Быковского мыса в дельте Лены и отсюда сухим путём, из за льдов, проехал в Хариулах, где зимовал бот и 29 на нём пошёл в Ледовитый океан . Приняв у Быковского мыса людей и запасы, он пошёл к северо-востоку; под 73°16" северной широты были встречены сплошные льды и Лаптев, зная по слухам, что проход вдоль берега кругом мыса Святой Нос закрыт льдом, решил вернуться в реку и с 6 сентября поставил бот на зимовку.

Летом следующего года Д. Лаптев поехал с отчётом в Петербург и здесь получил приказание продолжить опись берега к востоку от реки Лены до устья реки Колымы, а оттуда, смотря по обстоятельствам - или самому съездить за судном в Камчатку , или, послав за ним, дожидаться его в устье реки Анадырь и стараться обогнуть мыс Дежнёва на обратном пути.

27 июня 1739 года он дошёл до начала дельты Лены и 5 июля через Быковскую протоку вышел в океан. Продвигаясь медленно из-за льдов, к востоку, он 11 августа был у устья Яны , а 14 обогнул мыс Святой Нос в 72°50" северной широты, производя всё время съёмку берега, подошёл к реке Индигирке, посылал к берегу людей для отыскания фарватера , причём, за пропажей первой шлюпки , вторую сделали из обручей и парусины. 31 августа установилось сообщение с берегом через береговой лёд, на протяжении 14 вёрст охвативший берег. 22 сентября все были уже на берегу; часть экспедиции обследовала по льду дельту реки Индигирки и берег океана от Алазеи до Колымы , реку Ану, а сам Д. Лаптев обследовал реку Хрому .

В течение зимовки из расспросов Д. Лаптев убедился, что местные условия движения льдов у берегов не позволят летом заняться описью с моря берегов к востоку, тем более, что зимовать на Анадыре среди воинственных чукчей было почти невозможно, достать же судно из Камчатки нельзя было потому, что сам Беринг ещё не появился туда. Донеся обо всём этом в Петербург , Лаптев получил в июне 1740 года от Адмиралтейств-коллегии приказание продолжать опись берегов по его усмотрению и обойти Чукотский Нос . С большим трудом удалось 31 июля выйти в море, 4 августа были уже у реки Колымы , промеряв устье которой, Лаптев пошёл к востоку по узкому каналу между льдами и обрывистым берегом; дойдя до Баранова камня вынуждены были воротить обратно, так как льды совершенно подошли к берегу, и зимовал у Нижнеколымска . Осенью описали верховья реки Колымы , и осмотрели дорогу на реку Анадырь до Анадырска и подготовили там лес для постройки судна.

Летом 1741 года ещё раз пытался обойти морем Баранов камень, и, хотя лето было очень тёплое, всё таки выполнить этот план не удалось. Построив за зиму две шлюпки, Д. Лаптев с 24 человеками команды на них 29 июня выступил в путь, 25 июля дошёл до места поворота на зимовку в 1740 году; несмотря на все усилия до 6 августа не могли добиться никакого успеха и 10 возвратились на место зимовки.

Отсюда 27 октября на 45 нартах, на собаках, поехал в Анадырский острог, куда прибыл 17 ноября. Зимою же часть его партии занялась съёмкой берега моря до реки Пенжины , а весною начал строить шлюпки и в лето 1742 года с 9 июня до 3 августа произвёл на них опись реки Анадыри до устья, по окончании которой вернулся в Нижнеколымск к своему боту и отсюда уже, через Якутск отправился в Петербург, куда и приехал в декабре 1742 года.

Экспедиция эта произвела одну из самых громадных, по количеству и важности добытых материалов, работ в истории полярных исследований; в течение 10 лет, посреди ужасных трудностей, описано было громадное протяжение береговой полосы вдоль северных окраин России начиная от Канина Носа при входе в Белое море до реки Колымы на восток.

Произведённый ещё в конце 1739 года в капитаны, по очереди, Лаптев по возвращении продолжал служить во флоте, командовал разными судами: в 1750 году - кораблём «Святой Иоанн Златоуст»; в 1751 году - кораблём «Святой Иоанн Златоуст второй»; в 1756 году - кораблём «Святой Николай», все в Балтийском море).

5 мая 1757 года произведён в контр-адмиралы и командовал в начале кронштадтской эскадрой. 30 января 1762 года уволен в отставку с чином

Дмитрий Яковлевич Лаптев родился в 1701 г. в селе Болотово недалеко от Великих Лук. В 1715 г. вместе с двоюродным братом Харитоном Лаптевым Дмитрий поступил в Морскую академию в Петербурге. После окончания Академии в 1718 г. он был произведен в гардемарины и начал службу на Балтийском флоте на кораблях Кронштадской эскадры.

В 1721 г. Лаптев получил чин мичмана, в 1724 г. за особые заслуги в морских науках он был произведен в унтер-лейтенанты. С 1725 г. молодой офицер нес службу на судне "Фаворитка", плававшем по Финскому заливу. С 1727 г. в течение двух лет Дмитрий Лаптев выполнял обязанности командира фрегата "Святой Яков", а затем командира пакетбота, курсировавшего между Кронштадтом и Любеком.

Первое знакомство Лаптева с северными морями состоялось летом 1730 г., когда он совершил плавание в Баренцевом море на фрегате "Россия" под командованием капитана Барша. В 1731 г. Дмитрий Лаптев был произведен в лейтенанты.

Высокообразованный и хорошо знающий свое дело офицер Дмитрий Лаптев был замечен Адмиралтейств-Коллегией и внесен в список участников Великой Северной экспедиции. В июле 1735 г. Д. Я. Лаптев прибыл в Якутск. Ему было поручено провести караван небольших речных судов с имуществом экспедиции по Алдану, Мае и Юдоме как можно ближе к Охотску, построить склады, сложить в них грузы, а затем привести суда в Якутск. Лаптев успешно выполнил это задание, проведя суда до Юдомского Креста.

Первоначально предполагалось назначить лейтенанта Лаптева в отряд Беринга - Чирикова или в отряд Шпанберга. Однако в 1736 г., когда выяснилась трагическая судьба отряда лейтенанта Ласиниуса, было принято решение о назначении Дмитрия Лаптева новым командиром Ленско-Енисейского отряда.

В навигацию 1736 г. отряд под командованием Лаптева на боте "Иркутск" дошел до мыса Буорхая. Встретив непроходимые льды, мореплаватели были вынуждены остановиться на зимовку. Вновь судно экспедиции вышло в море лишь в июле 1739 г., после того как Адмиралтейств-Коллегия приняла решение о продолжении работы отряда. В этот раз мореплавателям с большими трудностями удалось дойти до устья Индигирки.

Летом 1740 г. после окончания зимовки отряд предпринял новую попытку пройти морским путем до Чукотки. В середине августа возле берега Большого Баранова Камня путь преградили льды, продвижение дальше стало невозможным. Перезимовав в Нижнеколымске, отряд в последний раз попытался пройти морем на восток, однако и в эту навигацию не удалось обойти Большой Баранов Камень.

Хотя морская экспедиция под командованием Дмитрия Лаптева не увенчалась успехом, усилиями сухопутных групп удалось описать значительную территорию от устья Лены до Анадыря. Благодаря работе Ленско-Колымского отряда на генеральной карте России, составленной по итогам Великой Северной экспедиции в 1746 г., появились очертания береговой полосы вдоль северной окраины Сибири.

Вернувшись в 1743 г. Петербург, Дмитрий Лаптев представил в Адмиралтейств-Коллегию рапорт о работе отряда, карты, а также докладную записку о состоянии народностей, живущих на крайнем северо-востоке России. В этой записке он высказал свои соображения о распространении грамотности среди местного населения Севера и призывал послать туда учителей и священников. Им была также высказана озабоченность состоянием природных богатств края. В этой же записке Лаптев предлагал поощрять судоходство по Лене для обеспечения жителей низовий Лены, Яны, Индигирки и Колымы предметами, необходимыми в домашнем обиходе, для охоты и рыболовства.

Еще во время Великой Северной экспедиции Дмитрий Лаптев был произведен в капитаны 3-го ранга и по возвращении в Петербург назначен советником управления Адмиралтейств-Коллегии, ведавшего верфями, зданиями и иными сооружениями, принадлежавшими флоту.

С 1746 г., продолжив службу на Балтийском флоте, Лаптев командовал разными судами ("Святой Иоанн Златоуст", "Святой Иоанн Златоуст второй", "Святой Николай"). Он принимал участие в строительстве морского порта в Кронштадте, а осенью 1751 г. был назначен секунд-интендантом этого порта. В Кронштадте Дмитрий Яковлевич организовал школу для обучения детей мастеровых.

В 1757 г. Дмитрий Лаптев был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота.

В 1762 г. в чине вице-адмирала Дмитрий Лаптев "за старостию и болезнью" был уволен со службы. Он поселился в небольшом поместье под Великими Луками, поддерживал добрые отношения со многими участниками экспедиции, многим помогал материально. Узнав о тяжелом материальном положении семьи Алексея Ильича Чирикова, он подал прошение на имя императрицы, а в обращении в Великолукскую провинциальную канцелярию и к директору банка ходатайствовал о перечислении своей адмиральской пенсии в счет погашения долга Чириковых.

Дмитрий Яковлевич Лаптев умер предположительно в 1771 г. и был похоронен на местном кладбище.

Именем Дмитрия Лаптева назван пролив между материком и Новосибирскими островами. В память о братьях-мореходах море между Новосибирскими островами и Таймырским полуостровом носит имя Лаптевых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!