Британия 1940. Битва за Англию

К середине лета 1940 года план Германии под кодовым названием «Морской лев» был готов. Планировалось высадить с моря и воздуха 25 немецких дивизий на Британские острова. Но реализация задуманного все время откладывалась. Гитлер медлил. И на это были веские причины.

Осуществить вторжение через пролив Ла-Манш – это для гитлеровского командования задача не из простых. Для того чтобы начать наземную операцию, Гитлеру нужно было получить господство в воздухе и уничтожить базы английских ВВС. Шеф люфтваффе Герман Геринг заявил, что на это уйдет всего лишь четыре дня.

Но сначала Гитлер оккупировал Францию в надежде, что Англия сама начнет просить его о мире. Этого не произошло.

Лондон против Берлина

Наконец, в пятницу 13 августа 1940 года фашисты предпринимают первое массированное воздушное наступление. Чтобы усилить нажим, немцы бомбят английскую территорию по ночам. Это привело к неожиданным результатам. Несколько бомбардировщиков Хейнкель-111 сбились с курса и сбросили бомбы на Лондон. Это была первая атака на гражданский объект. На следующий день 80 самолетов королевских ВВС ответили бомбежкой в Берлине. Гитлер пришел в ярость. Он потребовал в ответ провести массированный бомбовый удар. Приказ фюрера был выполнен. 7 сентября немцы разбомбили доки и мирные кварталы. Погибло более 450 человек. Но это было главной ошибкой Геринга. Он отвлек значительные силы от бомбардировки английских военных аэродромов и перекинул их на Лондон. Так английские ВВС смогли получить необходимую передышку.

«Битва за Британию»

Самолеты люфтваффе проигрывали королевским военно-воздушным силам. Это со всей очевидностью показали результаты грандиозной воздушной битвы за Британию, развернувшейся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Немцы потеряли 1887 самолетов, англичане – 1547. Причем немецкие силы были оснащены большим количеством самолетов: 4074 единицы против 1963 английских самолёта.

Командующий люфтваффе Герман Геринг не смог объяснить, почему его подразделения не смогли победить малочисленные английские силы под командованием Хью Даудинга.

К 17 сентября Гитлер приостановил операцию «Морской лев» несмотря на то, что ему предлагали другой вариант ведения боевых действий: пролив Ла-Манш нужно заминировать полностью и высадить десант при поддержке авиации с воздуха. Но этого немецкие летчики сделать не смогли. Имея численное преимущество по количеству самолетов почти в три раза, они не победили королевские ВВС.

Даже в случае успешной высадки немецкого десанта, 28 английских дивизий, в том числе три танковые, с легкостью одолели противника.

Английская воздушная стратегия

По приказу английские летчики были разделены на высший, средний и низкий классы. Летчикам высшего класса позволялось атаковать в воздухе любого противника. Некоторые из них совершили по 100 боевых вылетов. Средний класс летчиков постоянно обучали, а летчиков самой низкой ступени старались держать на земле как можно дольше.

Одно из условий для летчиков высшего класса – по сигналу воздушной тревоги нужно было добежать до самолета за три минуты.

Летчики вылетали на задание малыми группами, вместо одной большой, как это было раньше.

Англичане дрались в небе настолько самоотверженно, что поражали хваленых немецких асов. 20 немецких самолетов сбил сэр Дуглас Роберт. Его ноги были обуты в протезы.

Немцы были избалованы легкими победами в небе над Польшей, Данией, Францией, Голландией и Норвегией. Они оказывали поддержку своим войскам в блицкриге и не смогли перестроиться на новые методы ведения воздушных боев в небе над Британией, поскольку необходимо было выполнять стратегические задачи.

Наука помогает побеждать

Английские ученые разработали радар преждевременного предупреждения. Командование люфтваффе недооценило этот радар. Это было первой серьезной тактической ошибкой. Именно это техническое новшество спасает королевские силы в первые недели от разгрома. Летчики могли видеть противника задолго до непосредственного физического контакта с ним.

ВМФ Англии – на первом месте

У Англии было 12 авианосцев, включая легкие и малые, у немцев – всего лишь четыре.

Английские восемь тяжелых больших крейсеров сражались против шести немецких.

Количество эсминцев превосходило в несколько раз: 230 против 42 немецких эсминцев.

Несмотря на то, что в Великобритании количество подводных лодок – 147 против 1170 немецких - было намного меньше, немецкие подлодки оставили в техническом оснащении. Они не были оснащены радарами, которые Гитлер запретил использовать не только в авиации, но и на флоте. Из-за этого в 1943 году немецкие подводники понесли огромные потери, десятки субмарин были пущены ко дну.

Политический талант английского руководства

Если бы Советский Союз капитулировал, то переоснащенная армия и флот Германии могли нанести мощный удар по Великобритании. Предвидя такое развитие событий, Черчилль заручился поддержкой Америки и приобрел надежного союзника, который стал поставлять по ленд-лизу необходимое вооружение. В свою очередь Англия организует помощь Советскому Союзу, своему мощному и единственному сухопутному союзнику.

Военное снаряжение, боеприпасы идут морским путем и через Персидский коридор. В Англии со всей очевидность понимают хрупкость своего положения рядом с фашистской Германией. В стране появляется новая система обороны, передовое вооружение. Создаются специальные подразделения по борьбе с Германией. Каждый год строятся новые корабли, оснащенные средствами борьбы с подводными лодками. Затраты из государственного бюджета на военные цели идут многомиллионные. Англия лучше своих противников была подготовлена к долгосрочной обороне и оказалась в выигрышной позиции.

После разгрома Франции Англия осталась одна лицом к лицу с Германией. В это время в английской внутренней политике произошли важные перемены. На смену Н. Чемберлену пришел лидер консерваторов У. Черчилль, который заявил, что «мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило».
Новое правительство Англии признало Ш. де Голля главой движения «Свободная Франция», выступавшего за продолжение борьбы с Германией. С де Голлем было подписано соглашение, по которому он получал военную и финансовую поддержку от Англии.
Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова (даже на стадии штабной разработки). Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточно, чтобы «поставить на колени Англию». В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. 13 августа 1940 г. Геринг объявил «орлиным днем». Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны.
Началась «битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составили 1 200 бомбардировщиков и 1 ООО истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1 800 зенитных орудий. Действия немецкой авиации стратегически приносили мало пользы: это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок. Страдало мирное население. С 7 сентября по 3 ноября Лондон испытал «блиц», за время которого на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков в день. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на г. Ковентри, основательно его разрушив. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ко-вентрированы».

В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам. На Берлин за 1940 г. было сброшено 14,6 тыс. тонн бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок от 30 октября 1940 г. гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Открылась новая страница воздушной войны - «бомбардировки по площадям», т.е. подрыв морального духа немецкого населения.
В Англии немецкие бомбардировки различной интенсивности продолжались до июня 1944 г. и привели к гибели более 60 тыс. человек. «Поставить на колени» Великобританию, как предполагал Геринг, не удалось.
Во время «битвы за Англию» итальянские войска захватили Британскую Самали, часть Кении и Судан. В сентябре 1940 г. проникли в Египет, однако были разбиты англичанами.
Перед нападением на СССР немецкое командование осуществило Балканскую операцию, в результате которой Югославия, Греция и остров Крит были оккупированы. На Дальнем Востоке Япония заняла северные районы Китая и южную часть французского Индокитая.
Таким образом, перед началом восточной кампании гитлеровская Германия и ее союзники захватили многие страны Европы, часть Северной Африки и Дальнего Востока. Экономика, вооружение и людские ресурсы покоренных стран были направлены на укрепление вермахта.

Предоставляя "гарантии" малым странам, английские и французские политики отнюдь не заботились об их целостности и суверенитете. Наоборот, они хотели использовать эти "гарантии" как фактор давления на Германию в ее переговорах с Англией.

"Гарантии" английских политиков были лишь разменной монетой в торге с агрессорами, средством обмана масс, продолжением политики "умиротворения" в модифицированном виде. Вот почему Гитлера не беспокоили эти фальшивые "гарантии" Чемберлена. "Англия и Франция, - говорил Гитлер, - дали обязательства, но ни одно из этих государств не желает их выполнять... В Мюнхене мы видели этих убогих червей - Чемберлена и Даладье. Они не решатся напасть"

Кто-кто, а Гитлер хорошо знал своих политических оппонентов. "Единственное, чего я боюсь, - это приезда ко мне Чемберлена или какой-нибудь другой свиньи с предложением изменить мои решения. Но я спущу его с лестницы, даже если мне самому придется ударить его ногой в брюхо!" - восклицал он. Гитлера не удовлетворяли частичные уступки Англии и Франции: он стремился к коренному переделу мира.

Вермахт вполне готов был претворить в жизнь планы командования. В соответствии с планом «Гельб» были развернуты три группы армий в составе 8 армий (всего 136 дивизий, из них 10 танковых и 7 моторизованных) , действия которых поддерживали два воздушных флота. Предназначенные для наступления войска имели 2580 танков, 3824 боевых самолета, 7378 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше.

Что могли союзники противопоставить военной силе Третьего Рейха? Всего на Северо-Восточном фронте Франция и Англия располагали 108 дивизиями. Французские войска на этом фронте имели 2789 танков (из них 2285 современных) , 11200 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше. В британских экспедиционных силах насчитывалось 310 танков и около 1350 орудий полевой артиллерии.

Гамелен оставил в своем распоряжении 6 дивизий, из которых 3 танковые были предназначены для усиления группировки войск, выдвигающихся в Бельгию.

Военно-воздушные силы союзников имели задачу оказывать поддержку сухопутным армиям, а также осуществлять самостоятельные операции, наносить бомбовые удары по военным и промышленным объектам в тылу противника.

К началу боевых действий французские военно-воздушные силы насчитывали 1648 самолетов первой линии, в том числе 946 истребителей и 219 бомбардировщиков. Британская авиация в мае 1940 г. имела 1837 самолетов первой линии, из них более 800 истребителей и 544 бомбардировщика. В составе передовых ударных сил было 10 эскадрилий, имевших на вооружении устаревшие бомбардировщики «Бэттл» и «Бленхейм», радиус действия которых затруднял их использование с аэродромов Англии.

Для лучшей наглядности приводится таблица. Из соотношения истребительной и бомбардировочной(ударной) авиации вполне очевидно, что союзники не ставили наступательных задач. В отличии от Luftwaffe.


Для англо-французских союзников война закончилась через две недели, в Дюнкерке.

Дюнкерк был не просто поражением, Дюнкерк был катастрофой для вооружённых сил Великобритании.


"Во всем мире были убеждены, - признавал позднее британский премьер У. Черчилль, - что настал час нашей гибели". Институт Гэллапа, проведший в сентябре 1940 г. опрос общественного мнения в США, сообщал: после падения Франции более 35% граждан США были уверены в победе Германии, 32% - в победе Англии и 33% не дали ответа (Fleming P. Invasion 1940. London, 1959, p. 81-82. ). Недаром посольство США в Лондоне советовало всем гражданам США покинуть страну.

Что могла противопоставить гитлеровцам Англия тех дней? Могла ли она выстоять против решительного натиска вооруженных сил германского вермахта? Безусловно, нет. Более того, английские армии, бросившие первоклассное оружие - танки, артиллерию, боеприпасы, винтовки - на морском берегу у Дюнкерка, были, по признанию У. Черчилля, почти совершенно безоружны.

"Фактически во всей стране, - с горечью вспоминал Черчилль, - едва насчитывалось 500 полевых орудий всех типов и 200 средних и тяжелых танков". В военно-воздушных силах в боевой готовности было 446 истребителей и 491 бомбардировщик.

Нельзя не прийти к выводу, что в июле - августе 1940 г. малочисленная английская авиация с недостаточно опытным летным составом, в котором ощущалась большая нехватка, не смогла бы оказать достаточного противодействия массированным налетам германских ВВС. Потребовались бы месяцы, прежде чем английские заводы смогли бы восполнить потерянное. Собственно говоря, в июне - июле 1940 г. в Англии не было сухопутной армии в современном ее понимании. Деморализованные, обезоруженные дивизии, до Дюнкерка составлявшие костяк английской армии, требовали полного переформирования и вооружения.

Правда, летом 1940 г. на Британских островах были разбросаны маленькие гарнизоны, но их вооружение и снаряжение были весьма слабыми. К концу июня имелось всего несколько хорошо обученных дивизий и бригад. Однако вооружения и снаряжения было недостаточно даже для одной танковой дивизии.

Хотя в стране были созданы силы местной обороны, но они в лучшем случае имели винтовки устаревшего образца и пулеметы. Сотни тысяч англичан, готовых защищать свои дома, располагали лишь охотничьими ружьями, старинными мушкетами, холодным оружием, начиная от вил и кончая ножами. Английский народ был больше вооружен энтузиазмом, чем оружием.

По данным разведки германского генерального штаба, в начале августа 1940 г. английская армия располагала на побережье для обороны юга страны 13-14 дивизиями. Общая численность действующей армии оценивалась разведкой в 320 тыс. человек, армии резерва - в 100 тыс. инструкторов и 900 тыс. возможных новобранцев. Фактически, по данным Черчилля от августа 1940 г., на всем южном побережье Англии было сосредоточено 8 дивизий. Во второй половине сентября после экстраординарных мер по формированию новых соединений английское командование располагало на широком фронте южного побережья 16 дивизиями, из них тремя бронетанковыми.

Лишь в июне военный кабинет Англии принял решение о реорганизации полевой армии, которая имела бы 26 дивизий; из них всего 2 дивизии были бы танковыми. К середине августа, по английским данным, эти 26 дивизий были созданы. Но что это был за "ударный кулак" Черчилля и начальника имперского генерального штаба Аллана Брука, сменившего на этом посту генерала Айронсайда?

Гитлеровский генштаб явно переоценивал силы противника. Правда, к сентябрю 1940 г. боеспособность английской армии несколько возросла. Танковые части насчитывали в начале месяца 240 средних и 108 тяжелых машин. Количество легких танков достигло 514. Резко возрос выпуск истребителей. Вместо запланированных в июле - августе 903 истребителей было произведено 1418, т. е. в 1,5 раза больше.

Великобритания спешно готовилась к “Битве за Англию” о каких-либо наступательных действиях никто и мечтать не мог. За весь период между Первой и Второй мировой войной Британия так и смогла создать современную боеспособную армию.

Британским летчикам противостояли опытные пилоты Люфтваффе с опытом боев над Испанией, Польшей, Францией. Среди них - два самых знаменитых немецких аса - Вернер Мольдерс, сбивший к ноябрю 1940 года 47 самолетов, и Адольф Галланд.

Десятилетия спустя после Битвы за Англию Галланд сказал, что атаки Люфтваффе разбились о мужество и мастерство британских летчиков. Собственно, и главнокомандующий немецкой авиацией Геринг через несколько лет после Битвы за Англию, когда бомбардировки городов Германии стали повседневным явлением, приводил в пример своим летчикам британцев.

Острая, особенно летом 1940 года, нехватка пилотов заставляла английских летчиков совершать иногда до четырех вылетов в день. Командир эскадрильи «Тигр» Адольф Малан – южноафриканец, один из лучших британских асов Второй мировой войны, сбил в Битве шесть самолетов, всего на его счету 32 самолета противника. Ему принадлежит крылатая фраза: «Тяжело поврежденный вражеский бомбардировщик, вернувшийся домой с убитыми и умирающими – что может быть хуже для морального духа Люфтваффе?».

Дуглас Бадер – знаменитый безногий ас, командир прославленного «Большого Авиакрыла», одержавший к осени 1941 года 23 победы, был сбит над Францией пилотами эскадрильи Адольфа Галланда. Немцы были поражены тем, что летчик с протезами вместо ног мог управлять "Спитфайром" , и, связавшись с Королевскими ВВС, организовали доставку новых протезов Бадеру. В числе немногих летчиков-истребителей, участников Битвы за Англию, переживших Вторую мировую войну, Бадер принял участие в специальном параде, посвященном пятилетнему юбилею битвы.

Сержант Рэй Холмс совершил первый таран немецкого бомбардировщика над Лондоном, сумел выпрыгнуть с парашютом и вернулся в строй.

Среди более чем трех тысяч летчиков, участвовавших в Битве, было более 2500 британцев, 147 поляков, 101 новозеландец, 94 канадца, 87 чехов, бельгийцы, южноафриканцы, австралийцы, французы, ирландцы, американцы. Поначалу командование ВВС не хотело давать самолеты полякам, французам, чехам, голландцам, считая, что их моральный дух подорван поражением их стран. Но к августу 1940 года в рядах королевских ВВС уже было немало иностранцев.

Самое большое количество воздушных побед во время Битвы (17) принадлежит чеху Йозефу Франтишеку. Бежав из Чехословакии после оккупации ее Гитлером, он воевал в составе польских ВВС, затем, после оккупации Польши, присоединился к французам и летом 1940 года записался в Первую польскую эскадрилью британских ВВС. Франтишек погиб в октябре 1940 года.

Среди польских летчиков был сбивший восемь вражеских самолетов сержант Шапошников – вероятно, русский, которых было немало среди офицеров польской армии. Еще один русский, воевавший в небе над Англией - князь Эмиль Голицин, которому принадлежит победа в воздушном поединке на самой большой, за всю войну, высоте.

Еще один поляк, сражавшийся в рядах Королевских ВВС – Витольд Урбанович, попавший в Англию из Франции в июне 1940 года. На его счету 14 сбитых самолетов за лето-осень 1940 года. С 1942 года он воевал в составе американских ВВС на Тихом океане. Он - один из немногих асов, удостоенный высших военных наград трех стран – Польши, Великобритании и США.

Воздушные бои отличались исключительным упорством. Британские летчики часто атаковали вражеские бомбардировщики с близкого расстояния, стараясь стрелять наверняка. 18 августа "Харрикейн" сержанта Хэрри Ньютона зашел в хвост бомбардировщику "Дорнье", но был подбит пулеметным огнем. Самолет загорелся, в огне была кабина, комбинезон и перчатки летчика. Однако Ньютон сумел сбить бомбардировщик, набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом.

Из воспоминаний командира эскадрильи Стэнфорда Така, сбившего в Битве за Англию пять самолетов Люфтваффе: «Два "Юнкерса-88", уходящие над проливом на юго-юго-восток на высоте около 5 км, увидели меня и резко снизились почти до уровня моря… Я обогнал их, развернулся и в лобовой атаке обстрелял один из них… Уже набирая высоту, я увидел, как вражеский самолет упал, подняв огромный столб воды. У моего самолета были повреждены крылья, и было несколько пробоин в лобовом стекле.

Я вновь пошел в лобовую атаку, открыл огонь и сразу же увидел вспышку огня в районе кабины "Юнкерса". Он упал в море прямо подо мной, и хвост моего самолета подняло так, что я едва не задел носом воду. Мне удалось набрать высоту, но мой "Спитфайр" был сильно поврежден. Мне удалось пролететь 30-40 миль до побережья, но самолет уже дымился. Я выпрыгнул с парашютом на высоте 250 метров. Самолет упал на лес в полутора милях от меня…».

Летчики Королевских ВВС, выбрасывавшиеся с парашютами из сбитых самолетов, приземлялись на своей территории и быстро возвращались в строй. Летчики Люфтваффе, напротив, часто попадали в плен, поэтому потери немцев в летном составе превысили потери британцев почти в 5 раз.

В Битве за Англию Люфтваффе лишилось 1598 самолетов, в том числе – более 800 истребителей. В иные дни немцы теряли более 40 самолетов - такие потери Германия просто не могла себе позволить. Королевские ВВС потеряли 902 истребителя.

А самолетам-ветеранам Битвы пришлось воевать и на Восточном фронте. Уже через несколько недель после нападения Германии на СССР на север России прилетело 151-е авиакрыло Королевских ВВС, чтобы передать советским союзникам свои "Харрикейны".

Битва за Англию - под таким названием вошло в историю Второй мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!