Бурундук диктант по русскому языку. Методическая копилка

Сценарий праздника

«Эти забавные животные».

Цели:

1. Познакомить с видовым разнообразием животных, особенностями их поведения.

2. Воспитывать гуманное отношения к животным.

Оформление, оборудование и реквизит:

Столы и стулья для учащихся;

Мультимедийный проектор

Ноутбук;

Видеофильм о животных;

Аудиозапись передачи «В мире животных»

Мультимедийные приложения;

Выставка рисунков о животных;

- «волшебный ящик»

Фото - выставка животных.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Приглашаю всех принять участие в конкурсно - развлекательном мероприятии. «Эти забавные животные»

Заставка «В мире животных»

Ведущий: Почти всюду на Земле обитают животные: в знойной пустыне и болотной тундре, в могучей тайге и широкой степи, высоко в горах и в глубинах вод. Небесную синеву разрезают крылья птиц. На сегодняшний день известно около полутора миллионов видов животных. Но история открытия новых видов животных на Земле не окончена и сегодня. Каждый год этот список пополняется новыми названиями. А сколько интересного и забавного можно увидеть, наблюдая за ними. Вот и на нашем празднике вы узнаете для себя что-то новое, а кто-то блеснет своими знаниями о мире животных. Начинаем нашу конкурсную программу «Эти забавные животные». На нашем празднике работает жюри, которое поможет оценить ваши знания.

Богат и разнообразен животный мир нашего родного края. Здесь можно встретить лесных животных, обитателей степей и полупустынь. Давайте, ребята вспомним названия этих животных.

Есть одна игра для вас

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте

Ребята, загадки дослушиваем до конца, потом хором дружно отвечаем.

Хоровые загадки:

Клубок, да не пушистый,

Колючий, да ершистый

Когда дотронешься – поймешь

Что это не клубок, а … (ЕЖ)

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно желуди искал

Я пугать его не стал

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …(КАБАН)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги

С ним тягается трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это … (ЛОСЬ)

В яме спит зимой длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Белый был зимою снежной,

Летом он сменил одежду,

Серым стал косой зверек

Кто узнал, пусть назовет… (ЗАЯЦ)

Загородил он вход плотинкой

На нем добротный мех с сединкой

Трудолюбив он, но хитер

Его вы знаете … (БОБЕР)

На овчарку он похож

Что не зуб, то острый нож

Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть … (ВОЛК)

Подход ее к жертвам обманчиво прост:

Я курочки ваша сестрица…

Блестят ее зубы и огненный хвост

Да это же это… (ЛИСИЦА)

Он роет норы, он слепой

Зубов острейший полон рот

Ответ, конечно же, простой

Вы догадались это … (КРОТ)

Молодцы ребятки,

Отгадали все загадки,

Загадки мудреные, но вы ребята смышленые.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину «Удивительные животные».

Внимание на экран. Вам предлагается вопрос и три варианта ответа, ваша задача с помощью цифр показать номер правильного ответа.

Почему медведь сосет лапу зимой?

1 высасывает жир

2 Чтобы спокойно спать

3 помогает удалить старую кожу с подошвы лап

Почему зайцу легче в гору бежать, чем с горы?

1 у него задние лапы длиннее передних

2 потому что он прыгает

3 уши мешают

Для чего еж накалывает яблоки осенью?

1 делает запасы на зиму

3 чтобы кормить ежат

Для чего лось сбрасывает свои тяжелые рога на зиму?

1 чтобы не цепляться за ветки

2 чтобы легче было передвигаться по глубокому снегу

3 они ему больше не нужны

Что является основной пищей для лисы в зимний период?

3 мыши полевки

Кому в первую очередь волк отдает добычу?

1 волчатам

2 волчице

Для чего нужны полоски дикому поросенку?

1 чтобы лучше спрятаться

2 чтобы отличаться друг от друга

3 чтобы мама издали видела

Для чего бобры строят плотины?

1 чтобы было красиво

2 чтобы хатка всегда находилась в воде

3 чтобы переходить с берега на берег

Как называются зайчата, которые родились осенью?

1 настовички

2 листопаднички

3 колосовички

Какие грибы ест лось, когда болеет?

1 лисички

2 белые грибы

3 мухоморы

А знаете ли вы, что ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.

Сейчас вас ждет сюрприз.

Звучит мелодия игры «Что, Где, Когда», выносят «Волшебный ящик».

В этом волшебном ящике находится живое существо. По моим подсказкам

угадайте, кто спрятался в волшебном ящике.

«Живой гость»

1. В мифах индейцах это животное подобно Прометею похищает огонь у «огненных людей» и передает его людям.

2. Это тихое животное, но, ни в коем случае не немое. Оно пищит и храпит.

3. Это миролюбивое, забавное и подвижное животное.

4. Средняя продолжительность жизни 8-10 лет.

5. Оно может бегать со скоростью 35 км/ч, как известно - это хороший прыгун. Это животное может спокойно подпрыгнуть на метр и даже выше, так, как у него очень сильные задние ноги.

6. Это быстро размножающееся животные, плодовитость от 2- до 12 детенышей.

7. У этого животного, очень чувствительные уши, которыми они вертят в любом направлением, а также регулирует температуру тела.

8. Хищник может напугать их до смерти (в буквально смысле).

9. Это травоядное животное, питается древесной корой, травой, а лакомый корм: морковь и капуста.

10. В сказке этот хитроумный, изворотливый герой противостоит братцу Лису.

11. В домашнем хозяйстве содержится, как домашнее животное, мясо используется в пищу, ценится мех, из пуха вяжут вещи.

Молодцы ребята, угадали. Это кролик его зовут Хрустик. Наш Хрустик не простой кролик, он умеет угадывать мысли. Хотите проверить? Сейчас мы узнаем о чем думает этот мальчик. Я буду подносить микрофон к голове и все мы о чем думает этот человек (подходит, звучит песня).

Вам понравился Хрустик? (Да). Сейчас ему пора в дорогу, пожелаем ему доброго пути. Давайте проводим его аплодисментами.

А знаете ли вы, что в Австралии дикие кролики являются одними из самых опасных вредителей в 19 веке их завезли с собой колонисты. Кролики заселили всю Австралию. Причиной чему послужила кроличья плодовитость и отсутствие естественных врагов. Кролики съели растительность, которой питались местные виды животных, и выселили их из нор, что привело к исчезновению многих представителей местной фауны, а также лесов, поскольку они поедали молодые побеги, не давая деревьям вырасти. Правительство Австралии было вынуждено выделить значительные средства на борьбу с этими животными.

Мы переходим к следующему конкурсу.

Закончилась зима, было много снега, свежий снег со следами зверей принято, называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда падает первая пороша и первые звери, большие и малые, отпечатают на ней строчки своих следов. Новый снегопад - новая страница, новые рассказы о потаенных лесных делах пишут на ней лесные жители. Но не только на зимнем снегу можно увидеть следы животных, их можно встретить на песке, и на влажной земле.

Для участия в конкурсе «Найди мой след» я приглашаю по одному представиветелю от каждой школы.

Каждый по очереди берет со столика карточку с изображение животного.

Задача игрока определить под каким номером находятся следы этого животного. И со столика взять соответсвующий номер.

Следы животных:

Медведь 1; Ондатра 5; Рысь 9;

Косуля 2; Волк 6; Бобр 10.

Заяц 3; Хорек 7;

Белка 4; Лось 8;

Знаете ли вы, что животные, как дети любят играть, веселится, я предлагаю повеселиться вместе с ними. Внимание на экран.

Вместе, хором, дружно поем песню «Чунга - чанга».

Давайте подарим друг другу аплодисменты!

Следующий конкурс «Очумелые ручки.»

Вам необходимо за 3 минуты сделать аппликацию «Кошечка».

Каждой команде дается лист и конверт с деталями. Оценивается быстрота, аккуратность, законченность работы.

Не забудте подписать номер школы.

По команде 1,2,3 начинаем работать.

Следующий конкурс «Волшебное слово».

Из букв предложенного слова вам необходимо за 1 минуту составить как можно больше слов. Слова в И. п., ед. числе. Имена собственные не называть..

Подпишите номер школы.

Кто знает, кто такой аллигатор.

Аллига́тор - род крокодилов.

В мире есть только две страны, где обитают представители этого рода – это Соединённые Штаты Америки и Китай.

Играть и веселится животные умеют, но где же живут животные?

Живым существам очень трудно без дома.

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым. . .

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютные гнездышки вьют.

Живым существам без жилища – беда,

И людям без дома - совсем никуда.

Жилище - это место, в котором живут люди или животные.

Какую функцию выполняют жилища? Кто знает?

(Ответы детей)

Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

Я предлагаю следующей конкурс, который называется: «Кто в домике живет?»

Каждой школе будет предложено изображение жилища. Ваша задача из списка животных выбрать хозяина и дать название жилищу.

Проводим жеребьевку команд.

Внимание на экран.

У кого первый номер?

Как называется жилище и кто в нем живет?

Ле́жбище - береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют северные морские котики.

Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,- нора . Норы роют утконос и лиса, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов.

Самый выдающийся строитель среди млекопитающих - бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды . Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. Бобровые хатки достигают солидных размеров - они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.

Наиболее примитивный тип убежища - логово . Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе , под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями.

Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки .

А знате ли вы, где живут белки? (В дупле).

· Давате посмотрим видеосюжет о том, где живут эти зверьки.

· Как называется жилище белки? (дупло, гайно)

Свои жилища есть и у зверей, и у людей. Но для всех живых существ есть общий дом. Что это за дом? (Наша планета Земля).

Ты можешь удивиться,

Узнав, - Земля наш дом!

Живут в нем звери, птиц,

И мы с тобой живем.

Земля- наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля- наш дом огромный

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Планета Земля общий дом для всех живых существ. Но мы не всегда знаем, что хорошо, а что плохо для братьев наших меньших. Сейчас мы с вами поговорим о том как нужно вести себя, чтобы не навредить друг другу.

Звучит песня, появляется Дюдюка.

Здравствуйте, ребята! Я смотрю здесь собрались веселые, добрые дети, которые любят животных. У меня тоже была кошка, однажды она заболела, у нее стала вылазить шерстка, на коже появились болячки, я ее срочно отнесла подальше от дома, чтобы она не заразила меня.

· У меня была собачка и она стала грызть и портить мебель, я ее выгнала из дома.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

Однажды я была в лесу и увидела под кустом ежика, ему было холодно и одиноко, и я забрала его к себе домой.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

· Зайцу понравилось бывать на моей даче зимой, когда там никого нет, он грыз молодые деревца, я поставила капкан чтобы поймать его.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

В лесу на прогулке я стараюсь громко смеяться, кричать, чтобы увидеть много зверей и птиц.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

После обеда в лесу я всегда оставляю консервные банки и разбитые бутылки, чтобы волк наколол себе лапу.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

· Дюдюка, ты поняла, как нужно вести себя с братьями нашими меньшими? До свидания.

Слово жюри.

Следующий конкурс «Забавная белочка».

За минуту найдите сколько белочек спряталиси на этой картинке. Обведите каждую белочку кружком.

Пока жюри подводит итоги мы савми немного поиграем.

Слово жюри.

В заключении нашей встречи я хочу напомнить вам слова Маленького принца

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Сценарий тематического развлечения "Как птицы и звери к зиме готовятся"

в театрализованной форме (

Цели: в игровой форме знакомить детей с тем, как готовятся птицы и звери к зиме; учить детей говорить выразительно, эмоционально; способствовать раскрытию творческих, актерских способностей детей; учить их взаимодействовать в условиях диалога; воспитывать их смелость в публичном выступлении, веру в собственные силы.

Герои: заяц, белка, барсук, бобёр, еж, 2 дрозда, дятел, медведь, лиса, кабан, ворон, тетерев.

Оформление, техническое оснащение: зал оформлен под осенний лес , аппаратура для показа слайдфильма , музыкальная аппаратура.

Звучит музыка (П.И.Чайковский «Осенняя песнь»)

Ведущий. (стихотворение Г.Кригер)

Быстро лето пролетает.

Вот уж солнышко бледней…

И болота покидают

Стаи белых журавлей.

Станет пасмурней вокруг…

То зарядит дождик вдруг,

Лист на землю упадет

И затихнет, и замрет…

То холодный ветер злющий

Принесет, нагонит тучи

И посыплется на всех

То ли дождик, то ли снег…

Выходят все герои, исполняют песню «Это осень виновата» (сл.Э.Мошковской, муз.Б.Шнапера)

«Это осень виновата»

Солнце светит реже, реже.

Виноватый где же, где же?

Это травка поседела,

Вся она окоченела.

Это травка поседела.

Это листья кружат, кружат.

Это птицы тужат: «Стужа!»

Это зяблик бьет тревогу:

«Кто в дорогу? Кто в дорогу?»

Это зяблик бьет тревогу…

Лето ватою укрылось.

В серой вате лето скрылось.

Моросит и плачет вата:

«Это осень виновата,

Это осень виновата,

Это осень виновата…»

Под музыку вперед выходит Ворон.

Ворон. Эге-гей, лесной народ,

Скоро к нам зима придет!

Птицы, звери, отвечайте:

Как вы зиму повстречаете?

Звери, птицы. Нас зимой не напугать.

Мы готовы зимовать!

Ворон. Ну, а как зима придет,

Холод лютый принесет?

Белка, заяц, лиса. Мы мороза не боимся,

В свои шубы нарядимся!

Барсук. Под землею в норке теплой

Не достанет нас мороз!

Ежик. Ну, а я залягу в спячку –

Для чего морозить нос!

Дрозды . Перелетные не тужат,

Ведь на юге нету стужи!

Дятел. Ну, а те, кто остаются,

Пухом все обзаведутся,

Чтобы зиму зимовать,

От мороза не дрожать.

Ворон. Ну, а как зима придет,

Листья с веток все сдерет,

Да засыплет все снежком?

Звери. Нам все это нипочем!

Ворон. А когда жучков-букашек

Всех зима прищелкнет ваших?

Что вы скажете тогда,

Это тоже не беда?

Дрозды. Так для нас – всем это ясно

На рябине гроздья красны.

Дятел. Хоть зимой и без излишков,

Но для нас сойдут и шишки.

Будем их зимой лущить,

Чтобы голод пережить.

Звери. Ну, а мы-то лишь довольны,

Что не будет насекомых.

Будет некому кусать,

Беспрестанно донимать.

Ворон. Вот когда зима настанет

Пусто все и скучно станет.

Лишь метели вой унылый,

Да снега, снега и льдины…

Звери и птицы. Коль еду себе добудем,

До весны скучать не будем!

Ворон. Видно, вас не испугать.

Значит, будем зимовать!

Все герои исполняют песню «Снег» (слова неизв.автора, музыка Г.Кригер)

"Снег"


Падай, падай, первый снег!
Вкусный снег, пушистый снег.
Снег, снег, снег.
Укрывай всю землю, снег,
Белым покрывалом.
Радость ты приносишь, снег,
И большим и малым.
Разгулялся снегопад,
Разгулялся лихо.
Ветер прошумел вдали,
И опять всё стихло.

Здравствуй, здравствуй, первый снег!
Падай, падай, первый снег!
Вкусный снег, пушистый снег.
Снег, снег, снег.

После песни герои садятся. Под музыку выбегает Зайка.

Зайка. Я пол-леса обежал,

Очень многих повстречал.

Только звери отчего-то

Все в трудах и все в заботах,

Не взглянули на меня,

Будто я им не родня!

Под музыку выскакивает Белочка. Она развешивает грибы на веточках, собирает орехи в корзинку.

Зайка. Здравствуй, Белочка, скажи

Почему твой строгий вид?

Что ты делаешь сейчас?

Белка. Делаю себе запас.

Зима лютая придет –

Все снегами заметет.

Не найти тогда грибов,

Ни орехов, ни плодов!

Зайка. Вот так-так, а я – без дела…

Мне ведь мама не велела

Никаких запасов делать.

Да я это не умею…

Белка. Ай, ай, ай! Вот упущенье!

Ну, тогда хотя б гнездо

Утепли ты хорошенько,

Чтобы спрятаться зимой!

Зайка. И гнезда у меня нет…

Белка. Вот безрадостный ответ!

Ты, наверно, бестолковый,

Наживешь немало бед!

Белка убегает. Появляется Барсук.

Барсук . (жалуясь) Как же, Зайчик, я устал.

Нору чистил, расширял.

Утеплю листвой и мхом –

И зима мне нипочем!

Зайчик. А нора зачем тебе?

Говорят, теплей в гнезде.

Белочка была сейчас,

Свой готовила запас.

Барсук. Это беличий каприз -

Гнезда делать, как у птиц!

Говорю тебе, как брат:

Норка лучше во сто крат!

Ты, давай, со мною вместе

Н о ру делай. Нам не тесно

Будет вместе зимовать!

Ну, так что, пойдем копать?

Зайка. Мне в норе не усидеть,

Мне б под куст – и замереть!

Барсук. Ну, не хочешь, так не хочешь.

Этак можно помереть!

Барсук уходит с недовольным видом. Появляется Бобер, он несет бревно.

Зайка. Здравствуй, дядюшка Бобер!

Ты куда бревно попер?

Бобер. Укрепляю свою хатку.

Видишь, вот как я хитер!

Моя хатка на воде,

Входа не видать нигде.

Лучше хатки дома нет,

Вход – подводный, в чем секрет!

Ты мне будешь помогать –

Вместе будем зимовать!

Зайка. Что ты, если я нырну,

Так ведь сразу утону!

Я уж лучше под кустом.

Это мне почти что дом!

Бобер. Ну, сиди, хоть до утра.

Мне же некогда, пора!

Бобер уходит. Появляется Ежик.

Еж. Здравствуй, Зайчик, что грустишь?

Что невесело глядишь?

Зайка. Нету у меня ни хатки,

Нет ни норки, ни гнезда,

Говорят все, что несладко

Мне придется в холода!

Еж. У-у, да это не беда!

А тебе скажу тогда:

Я плотнее наедаюсь,

Своим жиром (гладит живот) запасаюсь.

Там меня и сон смор и т.

Я под листья до весны

Заберусь и буду спать,

Без заботы зимовать!

Зайка. Ежик, я так не смогу.

Я так крепко не усну.

Я от шороха любого

Влезть готов хоть на сосну!

Еж. Думал дать тебе совет,

Да тебе в нем проку нет.

Еж машет лапой и уходит. Зайка грустно вздыхает и идет вперед, навстречу ему Медведь.

Медведь. Ну, здор о во! Что, Косой

Ходишь-бродишь сам не свой?

Зайка. Все кругом к зиме готовы.

Я ж один ни то ни се:

Ни запасов нет, ни дома,

Только шубка, да и все.

Медведь. Брось бродить, пустое дело!

Мне все это надоело!

Много сала накоплю

Сладко до весны просплю!

Все герои выходят и исполняют песню «Почему медведь зимой спит». (Муз. Книппер, слова А. Коваленкова)

"Почему медведь зимой спит".
Раз морозною зимой,
Вдоль опушки лесной,
Шёл медведь к себе домой,
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге,
По просёлочной дороге,
И шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик.
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил; "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

После песни все расходятся. Выходят Медведь и Зайчик.

Медведь. А теперь, Косой, прощай.

Да не хмурься, не скучай!

Появляются под музыку два Дрозда, ссорятся.

Дрозд 1 . Говорю ж: лететь пора!

Дрозд 2. Потерпи хоть до утра!

Дрозд 1 . Да ведь не зачем терпеть,

Срочно надобно лететь!

Ну, как грянут холода?

Мы с тобой тогда куда?

Дрозд 2 . Ладно, ладно, не шуми!

Вместе скоро полетим!

Дрозды убегают. Появляются Кабанчик и Лиса.

Лиса. До чего ж ты не одет!

Ни какой шерстинки нет!

Кабанчик. Я в щетинке, да зато

Утеплился, как в пальто.

У меня запасы сала!

Ты ж совсем тощ а я стала!

Лиса. Я худая! Ха, ха, ха!

(отвернувшись в сторону) Помолчал бы от греха.

Да зато какая шуба, (приглаживает мех)

Всем мехам мои меха!

Лиса и Кабанчик уходят.

Зайчик. (растерянно) Что же делать? Как мне быть?

Дома мне не раздобыть…

И на юг не улететь….

Остается потерпеть.

Спрячусь-ка пока в кустах,

Подремлю там до утра.

Звучит негромкая музыка. В это время возможен показ слайд-фильма про позднюю осень.

Заяц просыпается, потягивается. Оглядывается вокруг.

Зайчик. Сколько снега навалило!

Это что у нас? Осина? (делает вид, что жует веточку)

А неплохо, даже вкусно,

Хоть, конечно, не капуста!

Раздается звук завывающего ветра. Зайчик зябко ежится.

Зайчик. Вот так ветер, ой-ей-ей!

И какой холодный, злой!

Появляется Тетерев.

Тетерев. Эй, зайчишка, не робей!

Прячемся в сугроб скорей!

В норке снежной ветра нет.

Это наш с тобой секрет!

Тетерев подмигивает Зайчику, и они вместе убегают.

Ведущий . Зайка наш не пропадет!

Быстро времечко пройдет.

И за зимушкой-зимою

Там весна-красна придет!

Звучит веселая музыка, герои выходят на поклон.


Зимние сценки - можно использовать как на занятиях, так и в любой другой деятельности.

Зяблик и дятел

Уж больно бережёшь ты, Дятел, свой нос. Всё о сучки его чистишь!

Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь - носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.

Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Всё носом да носом - того гляди без носа останешься!

(Почему дятел не улетает на зиму? Почему его называют санитаром леса? Какую роль в жизни дятла играет клюв?)

А вот птица клёст рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чём он рассказывает чижу.

Клёст и Чиж

Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

Да нет, Чижик, это я радуюсь!

Нашел время радоваться.

Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:

В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

(Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?)

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снеги и лютый мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.

Ворон и тетерев

Что, Ворон, холодно?

Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть; вовсе закоченеешь.

А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег - бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!

(Как тетерев переносит непогоду? Какие еще животные прячутся под снег? Полевые и лесные мыши, куропатки, заяц в сильный мороз тоже прячутся в снег. Почему животные прячутся в снегу, снег ведь не может греть? Дела в том, что в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, а воздух, как нам уже известно, плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег).

А вот и берлога, что там за шум. Давайте послушаем:

Сорока и Медведь

Эй, Медведь, спишь, что ли?

Хррр: Уснёшь с такой: Чего тебе, стрекотуха?

Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну птица-глухарь - это понятно. А вот Медведь: Ну что такое Медведь?

Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь» - значит «мёд ведающий», знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. Хррр, хррр.

(Почему медведь зимой спит? Медвежьего корма зимой в лесу нет. Какие еще звери впадают в спячку? Спит барсук в своей норе. Как и медведь, живёт в это время за счет жира, который накопил в своём теле ещё летом и осенью. Но барсук, в отличие от медведя, иногда просыпается, поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает. А какие животные делают запасы на зиму?)

Контрольная работа № 6

(диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и кажутся песчинками, маленькими точками.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если вы поищите Полярную звезду, вы её легко найдете.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

(131 слово)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите.

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Контрольная работа 7

(диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»)

Высокий уровень подготовки

ВОЛШЕБНАЯ РОСА

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Но­чевали мы в палатке, Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался и;» палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе» в траве. Между двумя елками висела паутина. На её ниточках» переливаясь, сияло что-то разноцвет­ное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках, Я тронул его пальцем., и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки за­прыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов

Примечание. Объяснить написание неопределённого местоимения что-то.

    Выпишите из предложений первого абзаца глаголы, ставя их в неопределенную форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный cooстав этих глаголов и деепричастий.

    Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 2) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту.

Средний уровень подготовки

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны в сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки,

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

Примечание. Выписать на доску слово лиственница.

Задания

    Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант 2) и укажите их морфемный состав.

    Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант 1) и переваливаясь (вариант II).

    В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Контрольная работа 8

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

Высокий уровень подготовки

ВЕРБЛЮД И МУРАВЕЙ

Шествовал по пескам Верблюд, Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имен собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.

Задания

    Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (вариант 1), третьего и четвёртого (вариант 2) абзацев текста.

    Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант I); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант II) предложений текста.

Средний уровень подготовки

Муравьи - самые распространённые обитатели нашей планеты. Они рас­селились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи - друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использован­ных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант1) и прогреваемых, используются, образуя (вариант 2).

3. Проведите синтаксический разбор предложения: Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Контрольная работа №9

ТЕСТ по теме «Имя числительное».

1 вариант

а) сотня б) третий

миллиард пятерка

тройной десяток

единица множество

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный

50, 19, 11, 60, 80, 15, 500, 17, 12, 700, 900, 90.

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное третьего склонения:

а) пять б) двадцать

сорок два

один трех

7. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

Друзья, сани, подруги, ножницы, брюки, работницы.

8. С каким из существительных не может сочетаться количественное числительное?

Книга, отряд, красота, парта, подъезд.

а) шесть седьмых; г) девяносто семь;

б) сто один; д) сорок пятый;

в) пятьдесят один; е) триста пятьдесят два

Сто, тридцать, семь, пятьдесят, шестьсот, десятый.

Пятьдесят, шестисотый, двести, девятисотый, девяносто.

12. Найди соответствия.

а) (В) тысячу (раз) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (На) втором (этаже) 2) количественное, собирательное, простое, в род. п.

в) (От) пятерых (друзей) 3) количественное, целое, простое, в вин. п. ъ

ТЕСТ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2 вариант

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) много б) несколько

семеро три седьмых

пятак двойка

десятка сорокаградусный

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семерка; в) оба; г) трое; восьмой.

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь». Запиши их.

60, 80, 70, 12, 18, 19, 15, 600, 17, 500, 800, 90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное второго склонения:

а) тысяча б) девяносто

миллион двадцать

триста миллиард

7. Выпиши те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

Крыши, стороны, берега, ученики, сёстры, комнаты, животные.

8. С каким из существительных может сочетаться количественное числительное?

Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Десять, двадцать, один второй, две пятых, сорок.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятитысячный, семьдесят, девятьсот, семидесятый, триста.

12. Найди соответствия.

а) (На) восемьдесят (случаев) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (Через) полтораста (метров) 2) количественное, целое, простое, в вин. п.;

в) (О) пятнадцатом (посетителе) 3) количественное, дробное, простое, в вин. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Контрольная работа №10

по теме «Местоимение».

1 вариант.

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?

Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не спрашивал ………, не создавал ………, не сомневался ………, не обижал ……….

Я заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом (не, ни)чего (не, ни)было видно. Я выстр…лил в воздух, но (не, ни)получил (не, ни)каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой(то) бурелом, но всё-таки ухитрился (из)него выбрат…ся. Вдруг послышался треск суч…ев и чьё(то) пр…рывистое дыхание. Какой(то) зверь бежал прямо (на)меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч…ствовал, как животное подошло (ко)мне и лизнуло меня.

(По В. Арсеньеву.)

    Отгадай загадки.

    • Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ ?

      Какие два личных местоимения «мешают» движению на дорогах?

Кто-то с крыш просыпал мелочь,

И она звенит о камни,

Разбивается на части.

    Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

      Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.

      В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

    вариант

    Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.

    Исправь грамматические ошибки.

Егонная мать, думаю по вас, с мной, в сколька метрах?

    Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н…кто не спросил, явился н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не встречался ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел ……….

    Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Рыжая собач…нка пр…жалась к двери под…езда, беспомощно повизгивала и др…жала от холода. Ей хотелось обогрет…ся, но (не, ни)кто (не, ни)спешил ей на помощь. Вдруг кто(то) т…лкнул дверь. Собака вскочила, увид…ла (не, ни)высокого человека в кож…ом пальто. Она доверчиво пр…к…снулась (к)его руке. Он стр…хнул (с)её спины снег и поманил рукой. От радости она зав…зжала.

(По А. Чехову.)

    Отгадай загадки.

    • В каком местоимении два звука, но одна буква?

      Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.

    Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Все от дождика промокли.

Люди ходят и от счастья

Ничего сказать не могут.

8.. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

    Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.

    Барыня приказала убрать щенка.Он выполнил её указание.

Проверь всё! Желаю удачи! Получи оценку «пять»!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Итоговая диагностическая контрольная работа №11

(диктант с языковым анализом по теме «Повторение»).

Высокий уровень подготовки

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погро­зил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное жи­вотное.
112 слов.

Примечание. Выписать нa доску существительное Таджикистан.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор слова детский.

    Проведите фонетический разбор слов решил (вариант I) и завёз (вариант II).

    Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в первом предложении второго абзаца (вариант I) и во втором предложении второго абзаца (вариант II).

    Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

    Подчеркните в первом (вариант 1) и во втором (вариант 2) предложениях текста всеместоимения как члены предложения и укажите их разряд.

    Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в первом предложе­нии третьего абзаца.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Средний уровень подготовки

НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
108слов.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант 1) и (у) него (вариант 2).

    Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и солёная (вариант 2).

    Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении: Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.

    Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант 1) и разбивая (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!