Что будет с программой школа 2100 в году. Развивающие учебники выдавили из российского образования

Заявление Совета координаторов Образовательной системы «Школа 2100»

Уважаемые коллеги, друзья, все, кому не безразлично настоящее и будущее Образовательной системы «Школа 2100».

Случилось то, во что до сих пор трудно поверить!

В проект Федерального перечня учебников на ближайшие 3 года не включено НИ ОДНОГО НАШЕГО УЧЕБНИКА!!! Это означает, что в течение трех лет образовательные организации не смогут приобретать за бюджетные средства учебники ОС «Школа 2100». Их место должны занять учебники самого большого в РФ издательства-монополиста, которое в 2011 году стало частным. Предпринята попытка не просто полного уничтожения двадцатилетней работы огромного авторского коллектива, ликвидации административным путем одной из ведущих развивающих личностно ориентированных образовательных систем – это попытка уничтожения вариативного развивающего образования в нашей стране.

Как это произошло?

В сентябре 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки РФ № 1047, который формулировал требования к учебной литературе, претендующей на включение в Федеральный перечень, и описывал порядок проведения федеральной экспертизы. Теперь она состоит из трех составляющих: экспертизы научной, педагогической и общественной. 105 наших учебников (для начальной, основной и старшей школы) были поданы в экспертные организации.

К 7 февраля мы получили на каждый из них положительные заключения, то есть наши учебники успешно прошли научную, педагогическую и общественную экспертизы, что предполагало их включение в новый Федеральный перечень.

13 февраля соответствующим образом оформленные экспертные заключения, сопроводительные документы и сами учебники были отправлены для передачи в Научно-методический совет Министерства образования и науки РФ по формированию Федерального перечня. Однако работники Минобрнауки России отказались принимать наши учебники, ссылаясь на формальные разночтения в заключениях РАН и общественной экспертизы (например, «Учебник по русскому языку, 3 класс» в одном и «Учебник по русскому языку для 3 класса» в другом заключении и т.п.). Нам было сказано, что принять ряд учебников на рассмотрение Совета не могут, так как, по мнению работников Министерства, это заключения на разные учебники (?!). На просьбу принять к рассмотрению хотя бы часть наших учебных книг последовал ответ, что будут приняты либо все книги, либо ни одной. Подчеркнем, что на тот момент в Министерстве вообще не существовало Регламента приема документов для дальнейшего рассмотрения их Научно-методическим советом.

14 февраля , получив уточняющие бумаги о том, что РАН и общественной экспертизой рассматривались одни и те же учебники, мы повторно привезли учебники и экспертные заключения в Министерство. Однако опять получили отказ принять учебники Образовательной системы «Школа 2100». Мы обратились за помощью к заместителю Председателя комитета по образованию Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину. На его запрос одна из ответственных работников Минобрнауки России ответила, что издательство под видом комплекта заключений подает заключения на совершенно разные учебники. Стоит отметить, что каждый раз нам отказывались ставить отметку о доставке заключений и комплекта учебников. Понимая, что в дальнейшем все будет выставлено таким образом, будто мы вообще не подавали книги на рассмотрение Научно-методического совета, нам пришлось 14 февраля все книги и заключения отправить в Министерство экспресс почтой.

Учебники и экспертные заключения были доставлены в Министерство 15 февраля , в последний официально разрешенный для этого день подачи. Однако работники Министерства заявили, что мы уже опоздали с подачей учебников, поэтому Совет рассматривать их не будет, хотя приказ определял последним днем подачи именно 15 февраля . Таким образом, Научно-методический совет Министерства даже не рассматривал наши учебники на предмет их включения в Федеральный перечень!!!

Что может потерять наша страна?

Напомним, что, начиная с 1997 года, под руководством академика А.А. Леонтьева в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» была последовательно реализована концепция личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы, которая затем легла в основу Федеральных государственных образовательных стандартов. В 2008 году 10 авторов-разработчиков получили Премию Правительства РФ за выдающиеся успехи в области образования за подписью В.В. Путина. Это произошло именно в преддверии перехода российского образования на ФГОС. Премия была присуждена за научные разработки по созданию образовательной системы нового поколения и реализацию их в учебниках – именно тех учебниках, которые сегодня Министерство по формальным причинам отказалось рассматривать на предмет включения в Федеральный перечень.

На сегодняшний день Образовательную систему «Школа 2100» выбрали во всех 83 регионах РФ. По нашим учебникам учатся в среднем от 20 до 30% учеников, а есть регионы и города, где более половины учителей выбрали нашу систему. Каждый год авторы и методисты «Школы 2100» осуществляют повышение квалификации около 12 тысяч педагогов, обучая их современным образовательным технологиям, обеспечивающим реализацию ФГОС.

Считаем, что сегодня нанесен удар не только по Образовательной системе «Школа 2100», которую, опираясь на лучшие традиции образования России, создавали десятки ученых и тысячи педагогов-практиков. Нанесен удар по будущему нашей страны и будущему наших детей.

Что надо делать сейчас?

Мы призываем всех неравнодушных изменить ситуацию. Как это сделать?

Нужно на разных официальных сайтах (см. ниже) заявить о своей позиции. Например, так, как это уже сделали наиболее активные наши коллеги (меняйте и дополняйте текст своими мыслями и эмоциями):

«Я лично работаю по учебникам Образовательной системы „Школа 2100“ (или: мои дети учатся по системе „Школа 2100“) … лет и получаю высокие образовательные результаты. Считаю невключение учебников Образовательной системы „Школа 2100“ в проект Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных учреждениях, актом разрушения российского образования. Я не хочу работать по другим учебникам! Требую включить учебники ОС „Школа 2100“ в Федеральный перечень».

1) Сайт, где идет обсуждение проекта Федерального перечня учебников.

Инструкция:

Составить документ в формате Word (см. наш пример выше),

Перейти на вкладку «Выскажите своё мнение»,

Прикрепить документ Word, составленный Вами,

Заполнить все указанные поля и отправить.

2) Электронная приемная Министерства образования и науки РФ

Инструкция:

По-прежнему можно покупать и использовать наши рабочие тетради, тетради для контрольных работ и другие компоненты УМК к имеющимся учебникам.

В ближайшее время мы предложим вам новые формы учебных материалов (в том числе, в электронном виде), позволяющие использовать наши принципы, приемы, технологии работы в сочетании с любыми учебными текстами.

Искренне Ваши:

Р.Н. Бунеев – Президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Е.В. Бунеева – доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Русский язык и литература» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.А. Вахрушев – вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, кандидат биологических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год; координатор направления «Естествознание» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.В. Горячев – кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Информатика и ИКТ» в Образовательной системе «Школа 2100».

Д.Д. Данилов – кандидат исторических наук, доцент МПСИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «История и обществознание» в Образовательной системе «Школа 2100».

О.В. Чиндилова – доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, Заслуженный учитель РФ, координатор направления «Дошкольное образование» в Образовательной системе «Школа 2100».

г. Москва

http://www.school2100.ru/school2100/news/element/35431

От себя: Оговорюсь сразу, я не являюсь фанатом данной школьной программы, скорее наоборот. Но увидев на своей почте следующее озадачилась:

"Чиновники Минобрнауки не включили учебники «Школы 2100» в проект нового Федерального перечня учебников. Почему и как это произошло, что теперь делать – подробно изложено в двух приложениях к данному письму (Заявление Совета координаторов ОС «Школа 2100» – О праве использовать учебники ОС «Школа 2100» образовательными учреждениями).

Под угрозу поставлено само существование развивающего образования для массовой школы. Мы боремся и не собираемся сдаваться! Всем, кому не безразлична судьба нашего общего дела, предлагаем помочь нам. Помимо того, что указано в "Обращении совета координаторов", вы можете сделать еще несколько дел:
1) Подписать петицию к Правительству России, пройдя по этой ссылке /убрана по моему мнению/
2) Отправить жалобу на сайт Президента РФ: /убрана по моему мнению/
3) Высказаться на сайте, где идет обсуждение проекта Федерального перечня учебников: убрана по моему мнению/
4) Направить письмо в электронную приемную Министерства образования и науки РФ: убрана по моему мнению/

Вот примерный текст:

Мы возмущены действиями Министерства образования и науки РФ в отношении учебников Образовательной системы «Школа 2100»!

В 2008 году авторы этих учебников получили Премию Правительства Российской Федерации за подписью В.В. Путина за научную разработку образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках, а в 2014 году комиссия Минобрнауки отказалась даже принимать к рассмотрению эти учебники, несмотря на положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз! В результате более 100 учебников «Школы 2100» по всем предметам для 1–11 классов не включены в проект Федерального перечня учебников на 2014–2017 годы.

Вскоре тысячи учителей и сотни тысяч учеников по всей России могут лишиться возможности дальше заниматься по учебникам, которые они выбрали. А ведь эти учебники успешно используются в школах уже более 20 лет, учителя с их помощью осваивают современные образовательные технологии, а ученики добиваются высоких результатов в изучении предметов, растут самостоятельными, творческими, активными и ответственными гражданами России. В последние годы еще сотни школ выбрали учебники системы «Школа 2100» как наиболее качественные и удобные для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов. И что же теперь? Дети, которые освоили программу «Школа 2100» в 1–3 классах, не смогут получить свои любимые учебники в 4-м классе. Образовательные учреждения, которые с помощью системы «Школа 2100» начали выстраивать преемственность от начальной к основной и старшей школе, не смогут завершить этот важнейший процесс. Разрушится не только система образования детей, но и система поддержки и обучения педагогов.

Мы просим пересмотреть безответственное, несправедливое и противоправное решение чиновников Минобрнауки РФ и включить учебники Образовательной системы «Школа 2100» в новый Федеральный перечень. Дайте возможность думающим учителям России самим выбирать, какие учебные книги больше подходят для их детей!

С уважением,
коллектив ОС «Школа 2100»

От себя: Я бы конечно еще раз процитировала последний абзац самого автора, но пальцы не шевелятся, ибо меня никто не спросил, когда мне навязали эту программу, и в этот раз, нас уже сроднившихся с этими ".." кхм, учебниками, опять хотят кинуть? А Минобрнауки вообще в люди ходят?

Обновлено 17/03/14 15:46 :

А вот прочитав все комментарии, я готова теперь что то констатировать. Вопрос то был изначально, как ребенку и его окружающим будет в очередной раз тяжело, смена привычной трактовки материала, смена самого материала, подмена некоторых понятий (очень часто). Мы вообще кого с Вами растим?

Несмотря на замечательные характеристики, заявленные создателями, такие как подготовка детей к реальной жизни и развитие их творческого потенциала, «Школа 2100» постоянно собирает негативные отзывы. Родители жалуются на цену учебников (комплект для первого класса стоит почти 2000 рублей). Кроме того, метод преподавания математики кардинально отличается от привычного, и если дети не успевают за учителем в классе, то родители не могут помочь. Есть претензии к программе чтения, а логику авторов программы родители прямо называют «своеобразной».

И все же, «Школу 2100» отменяют не по этим причинам, а потому, что ее учебники рассчитаны только на одного ребенка и школам просто невыгодно их закупать. Особенность программы в том, что задания выполняются прямо в учебниках, поэтому передать их следующему классу не получится. Когда ее отменят официально — неизвестно, но большинство школ уже от нее отказались. Те, кто уже начал заниматься по ней — продолжат занятия, но набор новых классов уже не ведется.

Какие программы будут у первоклассников?

Кроме Школы 2100 для первоклассников существует около десятка программ, поэтому выбор у родителей по прежнему остается.

  • В первую очередь это «Школа России» — традиционная школьная программа, по которой учились еще в школах СССР. Конечно, ее привели в соответствие с современными научными открытиями, добавили упражнений для развития логики, но в целом ее характеристика осталась прежней — это классическая система обучения, доступная для любого ребенка.
  • «Гармония» — несложная для усвоения образовательная программа, призванная развить ребенка всесторонне. Развивает логику, интеллект, творческие способности.
  • «Планета знаний» — имеет гуманитарное направление, формирует разносторонние интересы, знакомит с культурой, помогает ребенку увидеть картину мира. Особенности программы позволяют научить работе с текстами, самостоятельному сбору информации.
  • Эльконина-Давыдова — лучше подойдет детям, опережающим сверстников в развитии. Развивает абстрактное и теоретическое мышление, память.
  • Занкова — обучение первоклассников ведется максимально быстро, дается много теоретических знаний. Развитие ребенка идет как бы «толчками» — для этого на него периодически обрушивается очередной объем информации. Обучение идет непросто, поэтому программа Занкова не рекомендуется детям, которые не посещали садик.
  • «Перспективная начальная школа» — ее цели лежат в надпредметной области. Развивает логику и интеллект, но не практические знания для повседневной жизни.

Какую программу выбрать для начальной школы?

Какая программа лучшая для первоклассников — закон об образовании оставляет это вопрос на усмотрение школ и родителей. Родители имеют право выбрать систему обучения, исходя из уровня развития и врожденных способностей ребенка.

Если сравнить школьные программы, среди них обнаружатся те, что попроще и посложнее. Если вы не знаете, какую программу обучения выбрать для своего первоклассника, то может помочь школьный психолог, для этого ребенку нужно пройти тестирование.

Доброго времени суток, друзья! Я не оставляю попыток разобраться с наших маленьких школьников. Программ много, все они разные. И если про или « » я наслышана, благодаря тому, что по ним учат в школе, которую посещает моя дочь, то, например, «образовательная программа 2100 начальная школа» для меня является загадкой природы. Вернее являлась. Теперь и я имею представление о том, что это такое.

Нет, я не нашла эти сведения в интернете, я не вычитала их в книжке. Я поступила круче, я обратилась к опытному педагогу и попросила его дать свою оценку данной программе обучения.

Автор текста, размещенного ниже – учитель. Правда, профессионально он «Школой 2100» не пользовался. Но, возможно, это и к лучшему. Нет предвзятости, часто свойственной тем, кто считает нужным защищать от критики всё то, чем он профессионально пользуется.

План урока:

Что же такое «Школа 2100»?

Нет на свете идеальной учебной программы. Любой ребёнок – яркая индивидуальность. А любая программа рассчитана на некоего «среднего» ученика.

Любая программа основана на каких-то концептуальных представлениях, которые всегда отчасти ошибочны. Такова природа человека. Никто не знает конечной Истины.

Кроме того, программа – это не самое главное. Очень важно, каким человеком окажется первый учитель вашего ребёнка. Это даже важнее его профессиональных качеств, хотя они тоже имеют огромное значение. Важна атмосфера в школе. Программа же решающей роли не играет. Но, конечно, что-то – порой многое — зависит и от неё.

Нельзя сказать однозначно плоха ли она или хороша. Важно понять её особенности.

Особенности «Школы 2100»

Программа «Школа 2100» — инновационная. Учебники по ней не входят в обязательный перечень рекомендуемых Министерством. Это означает, что результаты работы по ней менее предсказуемы. Что, отдав ребёнка в подобный класс, вы отчасти рискуете.

Уточню. Это не значит, что «старые» программы лучше. Они предсказуемей. Часто можно предсказать, что ничего особо хорошего они ребёнку не дадут. Но это тоже предсказуемость.

Инновация – это всегда в какой-то мере эксперимент. А эксперимент предполагает неясный результат.

А автор кто?

«Школа 2100» разработана под руководством известных в педагогическом мире людей. Это Алексей Алексеевич Леонтьев, Давид Иосифович Фельдштейн, Шалва Александрович Амонашвили и Светлана Константиновна Бондырева. Двух из них: Д.И.Фельдштейна и Ш.А.Амонашвили – я знаю лично. Кто такой А.А.Леонтьев, отлично представляю. А вот о С.К.Бондыревой мне пришлось искать сведения в интернет.

  • Д.И.Фельдштейн – очень успешный карьерный педагог, доктор наук и академик. Это человек, понимающий конъюнктуру, умный, но, как и все такие люди, довольно беспринципный. Для него важно не то, полезно ли это для детей, а – будет ли это востребовано и одобрено начальством.
  • Ш.А.Амонашвили – прекрасный педагог-практик, но теоретик слабый. То есть это человек, отлично работающий с конкретными детьми. Но когда начинает рассуждать на теоретические темы, у него получается не очень хорошо. Он прославился как новатор, поэтому любит всякие инновации, но научной педагогики не знает.
  • А.А. Леонтьев – академический психолог, сын великого учёного А. Н. Леонтьева. Вырос в академической среде. Слабо представляет себе реалии школы, живых детей.
  • Наконец, С.К.Бондырева – тоже человек из академической среды.

Среди авторов учебников – очень разные люди. Например, это замечательные учёные и писатели Г.Г.Граник и Л.Г.Петерсон: они авторы учебников по русскому языку и математике для 1, 2, 3 и 4 классов. Однако есть много авторов из академической среды, слабо ориентированных на реальные проблемы школы.

К чему стремились авторы?

К чему стремились эти люди? Они хотели создать новую программу обучения, которая противостояла бы большинству старых.

Если в старых программах цель начального обучения – научить детей учиться, а также сформировать простые умения (писать, читать, считать) и навыки, плюс также довольно простые знания, – то «Школа 2100» ставит гораздо более амбициозные цели.

Она стремится и воспитать самостоятельность (интеллектуальную, прежде всего), и научить думать, и в широких пределах развить, и дать довольно много информации. И, конечно, если говорить о методической стороне, то традиционные «скучные» методы она обычно отвергает. Хотя учитывает ФГОС (федеральные стандарты), пытаясь впрячь в одну телегу чиновного коня и трепетную новаторскую лань.

Про Калушу и Бутявку

Получается достаточно противоречивая система обучения.

Приведу простой пример. Детям предлагается расставить знаки препинания в таком предложении: «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке и увазила Бутявку и волит Оее - Оее Бутявка-то некузявая».

Что сие значит? Известный языковед, Л.В.Щерба, в своё время придумал фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка», чтобы было понятно, что сама форма слов и их связь в предложении также имеют значение для понимания смысла.

Однако Л.Щерба вовсе не предполагал, что подобный метод будет использоваться в обучении детей младшего школьного возраста.

Вроде бы это интересно. Но детям мешает, отвлекая их внимание, сбивая его с того, на чём нужно сосредоточиться, на то, что не имеет отношения к учебной задаче. Ребёнок начинает думать о том, кто такая Калуша, как она выглядит (наверное, смешная очень!) и пр.

Да, в этом предложении действительно можно расставить знаки. Несмотря на искусственность самих слов. И это интересно академикам. Но не маленьким детям.

В таком стиле сделаны почти все учебники.

Авторы программы не беспокоились о соответствии её элементарным принципам общей дидактики: даже принципу постепенно возрастающей сложности. Они не думали о специфике возраста, о том, сколько времени потратит ученик, устанет ли он. Их интересовало другое: создать нечто максимально необычное, насыщенное и современное.

Отдавать ли ребенка на программу «Школа 2100»?

Ответить на этот вопрос может только мать.

Думаю, ребёнку с развитым интеллектом, любознательному, без проблем со здоровьем – она не повредит. А вот обычный малыш, да ещё и болезненный, вероятнее всего, будет уставать.

«Школа 2100» не есть зло. Но и благом для детей не является. Хороший учитель может успешно работать и по такой программе. Плохому же никакая программа не поможет.

Так что, если нет другого выхода, к программе, по которой учат ваше дитя, нужно отнестись философски.

Друзья, напомню, это было мнение опытного учителя. Вам было интересно читать? Мне очень) Так что выражаю огромную благодарность педагогу за то, что поделился своим взглядом.

Также вы можете подробнее познакомиться и с другими программами обучения, например, « », « », « ».

Уверена, что будет немало комментариев к этой статье, буду ждать их с нетерпением. Ну а пока позвольте пожелать вам всего самого доброго и попрощаться до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа».

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Ах, да, чуть не забыла) Детишкам привет!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!