Разговор князя андрея с пьером перед бородинским сражением. Рабочая программа Учебный курс: русская литература

Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить.

Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Ивановича. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что погибли много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

О нет! Отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, - повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, - прокричал он. – Увидимся ли, нет… - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
(Л.Н.Толстой «Война и мир»)
При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3. В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины 19 века считало этот принцип главным в изображении действительности?

В4. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В5. В данном эпизоде отображено внутренне состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В6. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения(«страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?
Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Толстого об антигуманном характере войны?
Часть 2 .
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.
ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя облегала;

И ты из давала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.
(А.С.Пушкин)
В7. Как называется вид рифмовки, который использует Пушкин в стихотворении «Туча»?

В8. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Пушкин в следующих строках:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В9. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.

В10. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» - «ликующий день»)?

В11. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.д.)?
Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С2. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы
С3. Как вы понимаете слова критика об образе Акакия Акакиевича: через «холодный, злобный юмор» звучит «любовь общая, мировая, христианская»? (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе

за курс 10 класса.

Цель: выявить уровень усвоения знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса.

Предлагаемые тесты составлены с учетом Государственного стандарта образования по литературе.

В тесты включены задания по следующим литературы:

История литературы – В1, С1-С5

Теория литературы – В2-В11

Структура Кима.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического произведения, состоит из семи заданий с кратким ответом (В1-В7) и задания с развернутым ответом ограниченного объема (С1).

Часть 2 аналогична по структуре части 1 и предполагает анализ лирического произведения (В7-В11,С2). Задание С1 представляет собой развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Задания С2 предполагает включение анализируемого материала и литературный контекст.

Часть 3 проверяет умение строить связное содержательное речевое высказывание на заданную сформулированную тему.

Спецификация к переводному экзамену по литературе (10 класс)

задания

Проверяемые знания и умения

Знать определения основных теоретико-литературных понятий, уметь ими пользоваться при анализе художественных произведений

Уметь строить развернутое суждение о роли и месте данного фрагмента в эпическом произведении

Уметь строить развернутое суждение, включая анализируемое материал в исторический контекст

Уметь строить связное содержательное высказывание на заданную литературную тему.

Система оценивания.

За правильный выполнение каждого задания части В учащиеся получают 1 балл.

Оценка выполнения задания С1

Точность и полнота ответа

Экзаменуемый отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки отсутствуют

Экзаменуемый понимает специфику заданий, но не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, или допускает 1 фактическую ошибку

Рассуждает поверхностно, слабо аргументирует ответ, подменяет анализ пересказом, или допускает две фактические ошибки

Неверно отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с содержательной задачей, или подменяет рассуждение пересказом текста, или допускает три и более фактических ошибок

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С2

Точность и полнота ответа

Называет не менее двух произведений одного или двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводит аргументы; фактические ошибки отсутствуют

Приводит одну позицию сопоставления, указывая произведение и автора; допускает одну фактическую ошибку

Приводит одну позицию сопоставления без фамилии автора или названия произведения; допускает 2-3 фактические ошибки

Не отвечает на вопрос или отвечает неверно

Максимальный балл

Оценка выполнения задания С3

    Глубина и самостоятельность понимания проблемы

Формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя доводы и делая выводы; фактические ошибки отсутствуют

Ограничивается общими тезисами, не во всех случаях подкрепляя суждения доводами и выводами; допускает 1-2 фактические ошибки

Объясняет смысл проблемы поверхностно или упрощенно; 3-4 фактические ошибки

Неверно отвечает на вопрос

    Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Уместно применяет литературоведческие термины и объясняет функции литературных приемов

Допускает неточности в употреблении терминов, не объясняет функции литературных приемов

Допускает ошибки в употреблении терминов

Не использует теоретико-литературные сведения

    Обоснованность привлечения текста произведения

Привлекается обоснованно и достаточно разносторонне

Привлекается не всегда целесообразно

Используется только пересказ

Не привлекается

    Последовательность и логичность изложения

Части высказывания логически связаны, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей

Есть повторы и нарушения последовательности

Есть отступления от проблемы, предложенной в вопросе

Отсутствие связи между частями

    Следование нормам речи

1 речевая ошибка

2-3 речевых ошибки

4 речевые ошибки

5 и более речевых ошибок

Максимальный балл

Критерии выставления оценки .

Максимальное количество баллов за всю работу – 32.

Выставление оценки:

«5» – 28-32 баллов

«4» - 19-27 балла

«3» - 11-17 балл

«2» - менее 11 баллов

Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.

1 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить.

Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Ивановича. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что погибли много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

О нет! Отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, - повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, - прокричал он. – Увидимся ли, нет… - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

В1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3. В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины 19 века считало этот принцип главным в изображении действительности?

В4. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В5. В данном эпизоде отображено внутренне состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В6. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения(«страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

С1. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Толстого об антигуманном характере войны?

Часть 2 .

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя облегала;

И ты из давала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин)

В7. Как называется вид рифмовки, который использует Пушкин в стихотворении «Туча»?

В8. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Пушкин в следующих строках:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В9. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.

В10. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» - «ликующий день»)?

В11. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.д.)?

С2. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы

С3. Как вы понимаете слова критика об образе Акакия Акакиевича: через «холодный, злобный юмор» звучит «любовь общая, мировая, христианская»? (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

2 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В6, С1 .

Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставившись в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это повсюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом всего себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Лона чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

Э, брат, да ведь природу направляют и поправляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого бы ни одного великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут идело…

А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. В каком городе происходит разговор студента и офицера?

В2. Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

В3. В разговоре студента и офицера указаны важные, типический черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины 19 века широко использовало такой способ отображения действительности?

В4. Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

В5. В репликах студента многократно используются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни…тысячи существований», «тысячи жизней» и т.д.). Какой художественный троп здесь использован?

В6. Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

Часть 2.

.

Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.И.Тютчев)

В7. Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

В8. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот художественный прием?

В9. Для создания поэтического настроения Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и т.д. Как называется это художественное средство?

В10. Определите размер, которым написано стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной».

В11. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом.

С2. Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?

Часть 3

С3. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»? (По пьесе Островского «Гроза»)

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

3 вариант

Часть 1

.

Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

Папаша, сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барина, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

(И.С.Тургенев. «Отцы и дети»)

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Тургеневым картины мира?

В2. Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

В3. Какое место занимает приведенный эпизод в сюжете произведения?

В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная но обмене репликами и использованная Тургеневым в данном фрагменте?

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.(«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»)

В6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», высокий лоб)?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов и детей»?

Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2 .

О, как мы убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(Ф.И.Тютчев)

В7. Определите вид пафоса, которым проникнуто стихотворение.

В8. Как называется художественный прием, использованный автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)

В9. Настроении лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

В10. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето , был мимолетным гостем он!»

В11. К какой разновидности лирики, воспроизводимой интимные душевные переживания, относят стихотворение «О, как убийственно мы любим?

Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С2. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

4 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1 .

Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, лишь отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, не грациозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания ни них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкой утро не стояла неубранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой и не валялись хлебные крошки. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха

В1. Определите разновидность жанра романа, к которому относится произведение Обломова.

В2. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману И.А.Гончарова «Обломов»

В3. С помощью какого художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность, неподвижность жизни героя («Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной».)

В4. Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещения.

В5. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, не грациозные стулья» и др.)

В6. Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающая раскрыть характер героя(«паутина, напитанная пылью», «нумер газеты…прошлогодний,»)?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Что такое «обломовщина»?

Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи –

Внимай их пенью – и молчи.

(Ф.И.Тютчев)

В7. К какой разновидности лирики, посвященной вопросам осмысления сущности мира и человека, относится стихотворение Тютчева?

В8. Как переводится название стихотворения?

В9. Какая композиционная особенность стихотворения помогает понять завершающую мысль каждой строфы и отсылает к названию?

В10. В первой строфе Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

В11. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С2. Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме «невыразимого»?

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С3. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

Варианты

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Бородинское

Петербург

Социально-философский

Роман-эпопея

Раскольников

Павел Петрович Кирсанов

Что такое обломовщина?

Конфликт

Интерьер

Гипербола

Риторические

Художественная деталь

Художественная деталь

Парная, смежная

Трагический

Философская

Антитеза

Молчание

Олицетворение

Антитеза

Сравнение

Сравнение

Любовная

Риторический вопрос

МАОУ СОШ № 147


Контрольно – измерительные материалы для переводной аттестации по литературе в 10 классе по модели ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы Чернева О.С.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир».)

    Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

    Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

    В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

    В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

    Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

    Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Степень агрессив-ного воздействия по табл. 16, 17, 18 Влажностный режим помещений Зона влажности (по СНиП II-3-79) Защита
Неагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Без защиты Влагостойкие лакокрасочные материалы
Слабоагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Без защиты Химически стойкие влаго-стойкие лакокрасочные мате-риалы или влагобиостойкие пропиточные составы
Среднеагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Химически стойкие лакокра-сочные материалы Химически стойкие, влаго-стойкие лакокрасочные мате-риалы или химически стойкие влагостойкие пропиточные со-ставы
Сильноагрессивная Жидкая среда Химически стойкие влаго-стойкие лакокрасочные ма­териалы или химически стойкие влагостойкие пропи­точные составы

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполни­те задания 1-9.

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот тол­стый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатеринин­ского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он вос­питывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветст­вовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось бес­покойство и страх, подобный тому, который выражается при виде че­го-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, дейст­вительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядыва­ясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весе­ло улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... - сказала она. Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

Вы думаете?... - сказала Анна Павловна, чтобы сказать что- нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собесед­ницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, ко­торой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив боль­шие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

Мы после поговорим, - сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она воз­вратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислуши­ваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ос­лабевал разговор.

(Л.Н. Толстой«Война и мир»)

1. Назовите фамилию дворянский семьи, сцена именин в доме кото­рой резко противопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.

Ответ: ___________________.

2. Кто единственный из гостей Анны Павловны выразит Пьеру искреннюю симпатию?

Ответ: ___________________.

3. Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как на зывается такой способ организации художественной речи?

Ответ: ___________________.

4. В бланк ответа впишите название композиционного элемента, ко торый позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Бе зухова.

Ответ: ___________________.

5. Укажите термин, которым в литературе называется изобразитель но-выразительное средство, позволившее автору определить глав ное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «ум ный, робкий, наблюдательный, естественный».

Ответ: ___________________.

6. Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тетушке: «пробурлил Пьер»?

Ответ: ___________________.

7. Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» Анны Павлов­ны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот прием?

Ответ: ___________________.

8. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомменти­руйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравствен­ная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естествен­ная сила жизни...»

9. Почему жанр романа Л.Н. Толстого определяется как роман- эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на небольшую кучку людей в желтых киверах, темно-зеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия. <...>

Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь.

Напрасно он так много людей повел, - сказал свитский офицер.

И в самом деле, - сказал Несвицкий. - Тут бы двух молодцов послать, все равно бы.

Ах, ваше сиятельство,- вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все с своею наивною манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет.- Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст?

А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.<...>

Ну,- сказал свитский офицер, - это картечь!

Он показал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали. На французской стороне <...> показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука один за другим, и третий.

О, ох! - охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. - Посмотрите, упал один, упал, упал!

Два, кажется?

Был бы я царь, никогда бы не воевал, - сказал Несвицкий, отворачиваясь.<. >

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце!

Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае!

И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса. там тихо, счастливо. «Ничего, ничего бы я так не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, - думал Ростов, - во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность.».

Л.Н. Толстой«Война и мир»)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами .

1. К какому роду литературы относится «Война и мир»?

Ответ: ___________________.

2. Каким термином обычно обозначают жанр «Войны и мира»?

Ответ: ___________________.

3. Как называется значимая подробность, являющаяся средством

художественной характеристики (например, отмеченные автором жёлтые кивера, тёмно-зелёные куртки, расшитые снурками)?

Ответ: ___________________.

4. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

5. В данном фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________.

6. В данном фрагмете противопоставлены война и картины природы. Как называется стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Ответ: ___________________.

7. «ласково-глянцевито блестела вода, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса». Назовите троп, использованный

Л. Н. Толстым

Ответ: ___________________.

8. Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?

9. Как в данном фрагменте выражается отношение повествователя к войне, и в каких произведениях русской литературы мы встречаемся с таким же отношением?

Вариант № 3

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вы­шел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп ме­сяца. После замолкшего прежнего страшного гула ору­дий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Сто­ны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднима­лись и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел

ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вы­шли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся су­мерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались та­кие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с ку­чером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошёл Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схва­тившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

  1. Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! - за­кричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на ули­цу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, неко­торые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Фера­понтов обратился к нему.
  2. Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! ре­шилась! Сам запалю. Решилась... - Ферапонтов побе­жал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солда­ты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был до­жидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и све­тился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медлен­но двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчётливо освещая лица столпившихся лю­дей, стоявших на перекрёстке.

(Л. Я. Толстой «Война и мир»)

1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толсто­го «Война и мир».

Ответ:___________________.

2. Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?

Ответ:___________________.

Ответ:___________________.

4. Установите соответствие между персонажами- дворянами и их поступками во время войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

5. Каким термином обозначается способ отображе­ния внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися ру­ками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватив­шись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Ответ: ___________________.

6. Как называется выразительная подробность, не­сущая в художественном тексте важную смысловую на­грузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

Ответ: ___________________.

В7. Фрагмент начинается и заканчивается описани­ем пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпи­зодов, образов в художественном произведении.

Ответ: ___________________.

8. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведён­ном эпизоде?

9. В каких произведениях русской классики зву­чит тема человека на войне и что сближает эти произве­дения с романом Л. Н. Толстого?

Вариант № 4

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир».)

1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером. 2. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание? 3. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности? В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении? 4. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Слова «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни», сказанные Болконским, являются законченной мыслью, изречённой или записанной в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимой другими людьми. Назовите соответствующий термин.

6. «…остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло ». Как называется использование не буквального (прямого), а переносного значения слов.

7. Н. Г. Чернышевский ввёл понятие которым обозначается детальное воспроизведение вхудожественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств,настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психическогопроцесса, его закономерностей и форм. Назовите его.

8. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

9. Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Вариант № 5

Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

– Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

– Нельзя, mon cher

везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

– Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

– Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

Князь Андрей усмехнулся.

– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

– Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

– Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

__________________________________________

5. Какой вид комического, основанный на скрытой насмешке, использован в реплике князя Андрея: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет…»?

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества.

Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением.

Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу.

Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям.

И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.

Не случайно после раскрытия этих мыслей князя Андрея о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне. До конца своей жизни Наполеон не мог понимать ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было в Наполеоне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О чем думал перед сражением князь Андрей? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!