Что обозначает белый флаг на корабле. Флаги военно-морского свода сигналов российской империи и ссср

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Сигнальные флаги на корабле

Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

Размеры сигнальных флагов различных комплектов

Свернутый сигнальный флаг

Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.

На флоте чтят традиции, соблюдают давние ритуалы и дорожат символикой. Всем известно, что главным флагом является Андреевский стяг, гордо развевавшийся на мачтах и грот-стеньгах еще первых императорских парусных кораблей петровского флота. Однако не все знают, что уже тогда существовали и другие морские флаги, различавшиеся по функции и информативной направленности. Такое положение действует и сегодня.

Рождение Андреевского флага

Создавал Петр Великий, он же позаботился и о его символах. Первые морские флаги он рисовал самолично и перебрал несколько вариантов. В основе выбранной версии лежал «косой» Андреевский крест. Именно этот вариант, ставший восьмым и последним, прослужил до Октябрьской революции 1917 года. Осененные крестом св. Андрея Первозванного, российские корабли одержали многие победы, а если и терпели поражения, то слава о героизме моряков пережила поколения и сияет поныне.

Святой Андрей Первозванный

Причина, по которой был выбран именно этот символ, имеет глубокий смысл. Дело в том, что первый ученик Христа Андрей Первозванный, брат апостола Петра, считается одновременно и покровителем мореходов (сам он был галилейским рыбаком), и Святой Руси. Он в своих странствиях посещал в числе многих других городов и Киев, и Великий Новгород, и Волхов, проповедуя веру христианскую. Апостол Андрей принял мученическую смерть на кресте, при этом палачи его распяли не на прямом, а на косом кресте (так возникло понятие и название этого символа).

Военно-морской флаг России в окончательной петровской редакции выглядел как белое полотнище, перечеркнутое синим крестом. Таков он и сегодня.

В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант - почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

Какие флаги бывают на флоте

Флаги на флоте бывают разные, и назначение их различно. Кроме обычных кормовых Андреевских стягов на кораблях первого и второго рангов поднимается еще и гюйс, но только во время стоянки у причала. После выхода в море кормовой флаг поднимается на мачте или стеньгах (в самой высокой точке). Если начинается бой, производится поднятие государственного флага.

«Цветные» флаги

Уставом предусмотрены также и вымпелы флотоводцев различных рангов. Военно-морские флаги, обозначающие присутствие на борту командиров, обозначаются красным полотнищем, четверть которого занимает синий Андреевский крест на белом фоне. На цветном поле располагаются:

  • одна звезда (белая) - если на борту командир соединения кораблей;
  • две звезды (белые) - если на борту командующий флотилией или эскадрой;
  • три звезды (белые) - если на борту командующий флотом.

Кроме этого, бывают и другие цветные флаги, с изображением герба РФ на красном фоне, перечеркнутом двумя крестами, Андреевским и прямым белым или с двумя пересекающимися якорями на том же фоне. Это означает присутствие на корабле Министра Обороны или Начальника Генштаба.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Флаги с Георгиевской лентой

Все условно делятся на обычные и гвардейские. Отличительным признаком гвардии в России служит Георгиевская лента, присутствующая в символике подразделения. Морские флаги, украшенные оранжево-черной полосой, означают принадлежность корабля или береговой базы к числу особо прославленных частей. От первоначальной мысли о том, что лента должна стать отдельным элементом знамени, моряки отказались, чтобы она не могла обвиваться вокруг флаг-фала, и теперь Георгиевский символ наносится непосредственно на полотно в нижней его части. Такой морской флаг России свидетельствует об особой боевой готовности и высоком классе как самого корабля, так и его экипажа, он ко многому обязывает.

Флаг морпехов

Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них - флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там - победа!».

Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.

После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!