Буква Ч, ч (называется: че) — присутствует во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 24-ая, в русском - 25-ая, в белорусском - 26-я, в украинском и сербском - 28-я, в македонском - 29-я); некоторые неславянские народы также используют её в своих письменностях.
В церковно- и старославянской азбуках именуется «червь» (ц.-с.) или «чрьвь» (с.-с.) — словом этим обозначались не только черви, но и моль. Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.), имеет вид и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице, имеет форму и обозначает число 1000.
Обычно происхождение этих двух букв (как и Ц), связывается с семитской буквой «цади» или «цаде» (ср. с еврейским символом для этой буквы, который применялся в началах и серединах слов: צ).
Из существовавших вариантов написания буквы Ч в кириллице следует отметить чашеобразное старое (схожее с латинской буквой Y) и её форму в босанчице, имеющую вид латинского v или даже современной русской У (прописной буквы); буква Ч смотрелась как «коппа» — Ҁ в шрифтах Ф. Скорины.
Произношение
В русском языке исторически букву Ч произносили как одиночный звук, т.е., глухой переднеязычный палатальный шипящий фрикативный звук /ɕ/. Сейчас буква Ч произносится как глухая аффриката: в русском языке является всегда мягкой /tɕ/, но в большинстве иных славянских языков, имеющих кириллическую письменность, вообще всегда или часто твёрдая /tʂ/. Русская фонетическая транскрипция традиционно для передачи сочетания звуков /tɕ/ использовала символ [ч], хотя встречаются в литературе и варианты [т’ш’] или даже [тьщ].
ЗЧ, СЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ
Буквосочетания «зч», «сч», «жч», «шч», «здч», «стч» принято в русском языке выговаривать как долгое [ш̅’] (/ɕː/) (по аналогии с буквой «щ»).
Буквосочетание «чн» традиционно произносили как [шн] (/ʂn/), но теперь такое произношение сохраняется лишь в редких словах (напр., нарочно), в других словах в то же время (напр., точно), утвердилось [чн] (/tɕn/). На особенности произношения сочетания букв «чн» повлияли диалектные различия: чаще [шн] можно встретить в московской речи и оно было нормой в речи старомосковской; для произношения петербургского более типичным является [чн].
Словарной нормой считают произношение [шн] в таких словах, как скучный (и скучно), яичница, нарочно (и [чн] в нарочный, т.е. «посыльный»), очечник, конечно (но [чн] в словах, производных от слова «конечный»: алгоритм работать будет конечно, время жизни частицы конечно), скворечник; в производных от мужских личных имён I-го склонения (Илья, Кузьма, Никита, Фома и др.) женских отчествах, заканчивающихся на -ична: Ильинична, Кузьминична, Никитична.
Не является обязательным, но допускается произносить [шн] в следующих словах: молочный, сливочный, порядочный (здесь возможны вариации в зависимости от семантики: это порядо[чн]ый человек, а другой — сволочь порядо[шн]ая), шапочный, копеечный, шуточный, гречневый, бутылочный, горчичный (и горчичник), булочная, двоечник, прачечная, лавочник, троечник, собачник. В прочих случаях предпочтительнее произносить [чн].
Буквосочетание «чт» в таком местоимении, как что и в его производных (ничто, чтобы и др., кроме нечто) произносят как [шт] (/ʂt/), во всех прочих словах (включая нечто) произносят как [чт] (/tɕt/).
ТЧ, ЧЧ
Удвоенную букву "чч" (встречающуюся в заимствованиях, напр., каприччо) произносят одинарно, т. е. правильно произносить не /tɕtɕ/, а /tːɕ/, при этом появляется пауза в звуке /tː/ между выполнением смыкания и размыкания, и в целом звучание может происходить более медленно и отчётливо. Аналогично произносят и сочетание «тч»: отчество.
Орфография буквы
В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в
ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).
Применение
Ч сокращенно обозначают час - единицу времени
Ч - «время Ч» - некоторое определённое время
Ч - в рецептах, в сокращении слова «часть» (объёмная или массовая часть — понимают из контекста)
Ч — в обозначении серии паровозов.
Вычислить шпиона
Иностранца в России можно распознать по тому, как он произносит слова, в которых есть буква Ч, например «чудо» или «ночной». У англичанина или немца звук [ч] распадется на две составляющие - [т] и [ш]. Дело в том, что звук [ч] - аффриката. Он состоит из двух звуков, произносимых слитно. В английском тоже своя аффриката - [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J - звонкое и твердое. А наше Ч - противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш].
Родственные связи
Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y (ипсилон). Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц - тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой. Так, в России есть регионы, в которых вместо «черт» говорят «цорт», а где-то вместо «церковь» произносят «черква».
Аз есмь начало и конец
Многие слова на Ч в русском языке восходят еще к древнему индоевропейскому языку (на нем говорили 7–5 тысячелетий назад). Вот, к примеру, «чадо» - слово устаревшее, но все еще нам понятное. Праславянское čędo происходит от корня со значением «начинать». Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Звук [k], стоящий перед [i] и [e], еще в общеславянском дал звук [ч], [еn] перешло в [ę] (Э носовое), а потом в [а]. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок - «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время - это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Корень ken/kon имел значение времени. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» (то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо»), а второй - к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.
Правило сплошных исключений
В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало». Во-вторых, [ч] оказался на мес те сочетаний tj, kj. Именно поэтому мы говорим «свеча» - она «светит» и «я плачу» - от «плакать». Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Рядом с ней идут гласные, которые обычно «командуют» твердыми звуками: А, О, У (а не Я, Ё, Ю). Зато для И и Е сделано исключение: вспомните хоть одно слово с ЧЫ и ЧЭ. Трудно? Практически невозможно. Зато ЧИ и ЧЕ - сколько угодно: «чистюля», «читатель», «чебурек», «черемуха» и т. д. Этому есть простое объяснение: когда-то в русском языке всякий согласный звук был либо мягким, либо твердым. От гласных он не зависел. Но потом это правило перестало работать, и за одной и той же буквой начали скрываться два звука. Перед «твердыми» гласными - твердый, перед смягчающими, которые пришлось специально для этого придумать, - мягкий. Букву Ч это не коснулось - никакого твердого [ч] у нас не было и нет до сих пор. ЧА, ЧУ, ЧО нельзя прочитать иначе, чем [чя], [чю], [чё], а потому смягчающие буквы не понадобились - факт, который осчастливил школьников правилом «ЧА пиши с буквой А».
Озипа Бахтакалиевна
Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»
Образовательные области : Речевое,познавательное художественно-эстетическое социально-коммуникативное,физическое развитие.
Цель : Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч] ,буквой Ч
Задачи : Упражнять детей в умении выделять звук [ч] ,характеризовать его,определять место звука в трёх позициях , (в начале. в середине, в конце слова) .
Сформировать понятие о букве Ч , о значимости буквы в слове .
Совершенствовать речевой аппарат детей.
Расширять кругозор, словарный запас детей, тренировать память, дикцию, интонацию.
Развивать слуховое,фонематическое,зрительное восприятие.
Развивать навыки чтения, коммуникативные способности на основе общения, интеллектуальные и творческие.
Воспитывать умение работать в определённом темпе
Создавать условия для чтения без утомления и перенапряжения
Использовать игровые ситуации, словесные игры, динамическую паузу
Предварительная работа Чтение Дж. Родари «Приключения Чипполино»
Оборудование и материал
Ноутбук, мультимедийный проектор. Письмо от Деда Буквоеда , магнитная доска,буквы большого формата , слоговая таблица, сигнальные карточки, карточки со словами –описаниями Чучелки; предметные картинки, сундучок с куклой Чучелкой и угощением для детей -чудо сюрприз
Буквы из разрезной азбуки , схемы слов, «светофорчики» , карандаши зелёного цвета (для каждого ребёнка)
1. Введение в тему.
Ребята, сегодня я нашла письмо от Деда Буквоеда .
В письме Дед Буквоед сообщает плохую весть. Чучелка похитила новую букву , с которой мы должны были познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква . Если по картинке ответите на вопросы, то узнаете, что это за буква .
Что вы видите на картинке? (человека, часы)
Что делает человек? (чинит часы)
Как назвать человека, который чинит часы? (часовщик)
Где работает часовщик? (в часовой мастерской)
А теперь послушайте слова : часы, человек, чинит, часовщик часовая
Какой звук чаще других повторяется в этих словах?
Правильно,звук [ч] , который на письме обозначается буквой Ч .
Значит. какую мы должны найти букву ? Ч
А чтобы найти эту букву ,мы сначала поближе познакомимся
со звуком [ч] .
Для этого нужно нам размять свой язычок
2. Артикуляционная гимнастика
-Послушайте скороговорку :
«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас»
Назовите слова в ней со звуком [ч]
Прочтем скороговорку все вместе медленно, чётко выговаривая
(Чтение скороговорки индивидуально в убыстрённом темпе) .
3. Характеристика звука .
Когда мы произносим звук [ч] , кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.
Давайте, ребята,произносём вместе этот звук [ч-ч-ч]
Какой это звук , гласный или согласный ?
Почему? (звук [ч] согласный произносится при помощи язычка, его нельзя пропеть, воздуху есть преграда)
А еще этот звук особенный , он всегда мягкий. Поэтому мы обозначим его зеленой карточкой.
А сейчас послушаем, какой еще это звук , звонкий или глухой . Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук (ч-ч-ч)
Что вы чувствуете? (звук [ч] произносится без голоса, он глухой )
Какой карточкой мы обозначим в этом случае звук ч ?
Поэтому мы обозначим его карточкой, на которой изображение колокольчика перечеркнуто жирной линией, потому что голосок наш спит, а не звенит, как колокольчик, когда мы произносим звук [ч] .
Итак, Арина, посмотри еще раз на карточки и скажи, какой звук [ч] ?
Правильно, звук [ч] – глухой , согласный , мягкий.
Теперь,ребята, мы знаем,какой характер у звука ч ,а значит, сумеем найти и букву…Ч , тем более, что Дед Буквоед отправил к нам своих помощников.
4. Определение места звука в слове .
Дед Буквоед отправил нам своих помощников. И вот мы видим первого из них. Кто это?
Правильно, это Дюймовочка. (слайд1) .
Дюймовочка покажет нам дорогу, если мы выполним её задание
Есть ли звук (ч) в её имени, где стоит?
Дюймовочка принесла вам картинки
Вам нужно взять картинку в названии которой есть звук [ч] ,сесть за стол, взять схему слова и закрасить кирпичик на ней, который соответствует месту звука в вашем слове . (Выполнение задания детьми)
У кого звук [ч] стоит в начале слова? (в середине, в конце слова)
Так, где же может стоять звук[ч] в слове ? (вначале, в середине, в конце слова) .
Молодцы, справились с заданием.
И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою. Этот герой «Чебурашка» (слайд 2) .
А в его имени есть звук (ч?
Где он стоит? (ответы детей)
5. Звуковой и слоговый анализ слова.
И Чебурашка приготовил нам задание Вам нужно выложить звуковую схему слова . Это слово вы узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь –
Стучим, стучим. Что это?»
Правильно, часы. Возьмите светофорчики и выложите звуковую схему этого слова .
А сейчас проверим, все ли правильно выполнили это задание. Ксюша, выложи схему слово-часы на магнитной доске
Почему ты поставила первым зелёный кружок? А вторым- красный?
(первым стоит мягкий согласный звук , который обозначается зелёным кружком,а вторым стоит гласный звук [а] -который обозначается красным кружком. А почему третьим ты поставила -синий кружок?, а четвёртым-красный?
(потому что третий-это твёрдый согласный звук [с] ,который обозначается синим кружком, а четвёртый-гласный звук [ы] , который обозначается красным кружком)
Ребята, проверьте у всех ли так выполнено задание?
А сейчас скажите, а сколько слогов в слове часы?
Прохлопайте это слово.
Молодцы! И с этим заданием справились
Как говорят : «Всему своё время» «Было –делу время, а теперь –потехе час»
6. Физминутка «Часы» .
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так? Наклоны туловища
Это маятник в часах, вправо-влево.
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, Скрещенные руки над головой
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время Приседания
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу Вращение туловища вправо
Не касаются друг друга Ходьба по кругу и назад
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедленная ходьба
А бывает, что спешат
Словно убежать хотят Бег на месте
Если их не заведут
То они совсем встают.
7. Работа с разрезной азбукой
Ребята, Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где чучелка спрятала букву Ч .
И это самый близкий друг Чучелки… Чипполино (слайд 3) .
Но и у Чипполино тоже есть своё задание
Чипполино и Чучелка – друзья. Чипполино знает много хороших и красивых слов про Чучелку.
Я сейчас буду называть эти слова, а вы по первым звукам этих слов выложите слово из букв разрезной азбуки и тогда вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч (Один ребёнок выкладывает у доски)
Послушайте эти слова : смешная, упрямая, необычная, добрая, удивительная, чудесная, обворожительная, красивая.
(По первым звукам этих слов дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово и читают слово без буквы Ч её нет поэтому и надо её найти
Какое слово у нас получилось?
(Сундуок)
Есть такое слово в русском языке (нет)
Кто догадался какое слово нам хотел подсказать Чипполино (сундучок)
Какую букву мы должны найти ?
Где её Чучелка спрятала, кто догадался? (в сундучке)
«Сундучок, сундучок покрутись, повернись и всем нам покажись»
Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.
Посмотрите, какая она (ответы детей)
А ещё ты,чучелка, озорная.
Чучелка, ты зачем букву похитила ?
(Я просто хотела поиграть с ребятами, чтобы у меня была своя буква Ч , ведь в моем имени их … сколько? Да, целых две,а я даже ничего не знаю про свою любимую букву Ч .)
Ребята, прочтите слово,которое вы составили без буквы Ч . (Сундучок)
Чучелка : Ой, как некрасиво получилось! Простите меня, ребята. Возьмите букву Ч обратно .
(Каждый ребёнок получает букву Ч и вставляет в слово -сундучок)
Прочтите, что получилось (сундучок)
Молодец, Чучелка, хорошее, доброе и полезное дело сделала
8. Знакомство с буквой
Ребята, а пусть Чучелка у нас останется и узнает побольше про свою любимую букву Ч .
Ребята, кто расскажет Чучелке, чем звук отличается от буквы ? (ответы детей) звуки мы произносим и слышим, а буквы видим , читаем и пишем.
Посмотрите, вот буква Ч . На что она похожа? (ответы детей на крючок, на вешалку)
Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4» .
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя .
Из каких элементов она состоит?
(Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной)
Все сказочные герои : Дюймовочка, Чебурашка,Чипполино хотят убедится, как вы ребята запомнили букву Ч и приготовили для вас слоговую таблицу
Вам нужно прочесть слоги и составлять из них слова и Чучелку поучить читать
На доске нарисована слоговая таблица.
(Выполнение задания детьми)
темп регулирую
(Слова : часы, Сочи, удача, дача, сода, усы, учи, холода, сомы, дамы.)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
С каким звуком вы сегодня познакомились?
Какой это звук ? (глухой , согласный , мягкий)
Какой буквой он обозначается на письме?
На что похожа буква Ч ?
Назовите слова со звуком [ч] .
Чучелка, тебе понравилось у нас? Тогда оставайся у нас, а мы с ребятами хотим тебе подарить букву Ч , чтобы у тебя была своя буква .
И у Чучелки для вас, ребята, есть сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [ч] , угадайте, что это? (Чупа-чупсы)
Чупа-чупсы в сундучке : помогите Чучелке открыть его, скажите волшебные слова : «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» .
Чучелка угощает детей.
Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!