Праславянские племена восточной европы. Неславянские народы европейской россии

Краткое изложение теоретических вопросов

План изучения темы

1. Племена и народы Восточной Европы в древности.

2. Влияние географических особенностей: природная среда и человек.

3. Восточные славяне в VII-VIII вв.

Основные понятия : индоевропейская общность, язычество, племенные союзы, военная демократия, вече, князь, дружина, дань.

Славяне принадлежат к числу индоевропейцев (ариев). Эти народы с родственными языками (индоевропейская языковая семья) населяют значительную часть Евразийского материка. Индоевропейцами (ариями), помимо славян, являются: германцы, кельты, романцы, греки, иранцы, индусы. Языковеды установили, что разделение индоевропейского языка на отдельные ветви (индоиранскую, славянскую, германскую) произошло в начале III тыс. до н.э. Вопрос о том, откуда пришли европейцы, остаётся открытым. По наиболее убедительным версиям, корни их уходят в Малую Азию VII тыс. до н.э., Северную Месопотамию, Западную Сирию, Армянское нагорье. Есть предположение, что родина ариев – Челябинская область. Выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание «славяне» (в древности - «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящие на непонятных языках (немые, немцы). В VI в. н.э. славяне уже неоднократно упоминаются в иностранных источниках. Эпоха Великого переселения народов, положившая конец Римской империи, сдвинула с мест славянские племена, подвергшиеся нашествиям германцев и степных кочевников - гуннов. Славяне, подталкиваемые увеличением своей численности, были вынуждены искать новые места для жизни. В ту пора они продвинулись на территорию Балканского полуострова. Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг - из районов Прибалтики и Дании - в Крым, на Балканы и оттуда - в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

Так последовательно в продолжение почти целого ты­сячелетия южные степи нынешней России были предме­том спора прошлых племен: готы сменялись гуннами, гун­ны - аварами, авары - уграми и хазарами, хазары - пече­негами, печенеги - половцами, половцы - татарами. На­чиная с гуннов, Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной полосе, удобной для кочевья, и не захо­дили далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного раз­грома пришлых орд постоянное местное население, состо­явшее главным образом из славян и финов .



Что касается славян, то древнейшим местом их жи­тельства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно рас­селяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки.

В середине 1 тысячелетия н.э. у славян завершался процесс распада первобытно-общинного строя. Этому способствовали: широкое распространение железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремесла. Районом расселения союза склавинов были земли на западе от Днестра, а племенного союза антов - Поднестровье и Среднее Поднепровье. На рубеже 5-6 вв. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византийской империей. В VIII – IX вв. славяне делятся три большие группы:

- южные славяне (склавины - предки болгар, македонцев, серборхорватский народ);

- западные славяне (венеды - предки поляков, чехов, словаков);

- восточные славяне (анты - предки русских, украинцев, белорусов).

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной в исторической науке, но в целом различные точки зрения сводятся к двум концепциям (см. рис.6).

Миграционная равнину)

Рис. 6 «Концепции происхождения и расселения славян».

2. Влияние географических особенностей: природная среда и человек.

Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на национальный характер. На формирование общества восточных славян повлияли следующие факторы:

1. Огромные пространства (колонизация территорий).

2. Сложные природно-климатические условия (континентальный характер природной среды, наличие огромных природных богатств приводило к экстенсивному типу земледелия за счёт расширения посевных площадей; однотипность хозяйственной деятельности).

3. Соседство с кочевыми народами Евразии.

4. Преобладание общинных традиций.

Страны Восточной Европы - это природно-территориальный массив, расположившийся между Балтикой, Черным и Адриатическим морем. Основную часть населения Восточной Европы составляют славяне и греки, а в западной части материка преобладают романские и германские народы.

Страны Восточной Европы

Восточная Европа - историко-географический регион, который включает следующие страны (по классификации Организации Объединенных Наций):

  • Польшу.
  • Чехию.
  • Словакию.
  • Венгрию.
  • Румынию.
  • Болгарию.
  • Белоруссию.
  • Россию.
  • Украину.
  • Молдавию.

История становления и развития восточноевропейских государств - это долгий и непростой путь. Формирование региона началось еще в доисторическую эпоху. В первом тысячелетии нашей эры происходило активное заселение Восточной Европы населением. В дальнейшем формировались первые государства.

Народы Восточной Европы имеют очень сложный этнический состав. Именно этот факт стал причиной того, что в этих странах часто случались конфликты на этнической почве. Сегодня в регионе преобладающее место занимают славянские народы. О том, как формировались государственность, население и культура Восточной Европы, далее.

Первые народы на территории Восточной Европы (до нашей эры)

Самыми первыми народами Восточной Европы принято считать киммерийцев. Древнегреческий историк Геродот говорит о том, что киммерийцы жили в первом и втором тысячелетии до нашей эры. Киммерийцы заселяли преимущественно Приазовье. Свидетельством тому являются характерные названия (Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, область Киммерия). Обнаружены и могилы киммерийцев, погибших в столкновениях со скифами на Днестре.

В VIII веке до нашей эры на территории Восточной Европы было много греческих колоний. Были основаны такие города: Херсонес, Феодосия, Фанагория и другие. В основном все города были торговыми. В причерноморских населенных пунктах была достаточно хорошо развита духовная и материальная культура. Археологи по сей день находят свидетельства, подтверждающие данный факт.

Следующим народом, населяющим восточную Европу в доисторический период, были скифы. О них нам известно из трудов Геродота. Они проживали на северном побережье Черного моря. В VII-V веке до нашей эры скифы распространились на Кубань, Дон, появились в Тамани. Скифы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами. Все эти сферы были у них развиты. Вели торговлю с греческими колониями.

Во II веке до нашей эры на землю скифов пробрались сарматы, разбили первых и заселили территорию Причерноморья и Прикаспия.

В этот же период в причерноморских степях появились готы - германские племена. Долгое время они притесняли скифов, но только в IV веке нашей эры им удалось полностью их вытеснить с этих территорий. Их вождь - Германарих тогда занял практически всю Восточную Европу.

Народы Восточной Европы в древности и Средние века

Царство готов просуществовало сравнительно недолго. Их место заняли гунны, народ из монгольских степей. С IV-V век вели они свои войны, но в итоге их союз распался, часть осталась в Причерноморье, другие ушли на восток.

В VI веке появляются авары, они так же как и гунны пришли из Азии. Их государство располагалось там, где сейчас Венгерская равнина. До начала IX века просуществовало аварское государство. Авары часто сталкивались со славянами, о чем говорит "Повесть временных лет", нападали на Византию и Западную Европу. В итоге их разгромили франки.

В седьмом веке образовалось Хазарское государство. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга, Крым, Приазовье были во власти хазар. Беленджер, Семендер, Итиль, Таматарха - самые крупные города Хазарского государства. В хозяйственной деятельности упор был сделан на использование торговых путей, которые проходили по территории государства. Занимались и работорговлей.

В VII веке появилось государство Волжская Булгария. Ее населяли булгары и финно-угры. В 1236 году булгары подверглись нападению монголо-татар, в процессе ассимиляции эти народы стали исчезать.

В IX веке между Днепром и Доном появились печенеги, они воевали с хазарами и Русью. Князь Игорь ходил с печенегами на Византию, но потом между народами произошел конфликт, который перерос в длительные войны. В 1019 и 1036 годах Ярослав Мудрый нанес удары печенежскому народу, и они стали вассалами Руси.

В XI веке из Казахстана пришли половцы. Они совершали набеги на торговые караваны. К середине следующего столетия их владения простирались от Днепра до Волги. С ними считались и Русь, и Византия. Сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах, после чего они отступили на Волгу, за Урал и Закавказье.

Славянские народы

Первые упоминания о славянах появляются примерно в первом тысячелетии нашей эры. Более точное описание этих народов приходится на середину того же тысячелетия. Называют их в это время словенами. Византийские авторы говорят о славянах на Балканском полуострове и в Подунавье.

В зависимости от территории проживания славян разделили на западных, восточных и южных. Так, южные славяне расселились на юго-востоке Европы, западные славяне - в Центральной и Восточной Европе, восточные - непосредственно в Восточной Европе.

Именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Славяне Восточной Европы были самой многочисленной группой. Восточные изначально делились на племена: поляне, древляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене, бужане.

Сегодня к восточнославянским народам относятся русские, белорусы, украинцы. К западным славянам - поляки, чехи, словаки и другие. К южным славянам принадлежат болгары, сербы, хорваты, македонцы и так далее.

Современное население Восточной Европы

Этнический состав неоднородный. Какие национальности там преобладают, а какие в меньшинстве, рассмотрим далее. В Чехии проживают 95% этнических чехов. В Польше - 97% составляют поляки, остальные цыгане, немцы, украинцы, белорусы.

Маленькой, но многонациональной страной является Словакия. Десять процентов населения - венгры, 2% -цыгане, 0,8% - чехи, 0,6% -русские и украинцы, 1,4% составляют представители других народностей. на 92 процента состоит из венгров или, как их еще называют мадьяров. Остальная часть - это немцы, евреи, румыны, словаки и так далее.

Румыны составляют 89% на втором месте венгры - 6,5%. В составе народов Румынии также есть украинцы, немцы, турки, сербы и другие. В составе населения Болгарии на первом месте болгары - 85,4%, на второй позиции - турки 8,9%.

В Украине 77% населения - украинцы, 17% - русские. Этнический состав населения представлен крупными группами белорусов, молдаван, крымских татар, болгар, венгров. В Молдавии основное население составляют молдаване, на втором месте украинцы.

Самые многонациональные страны

Самой многонациональной среди стран Восточной Европы является Россия. Здесь проживают более ста восьмидесяти национальностей. На первом месте русские. В каждом регионе есть коренное население России, например, чукчи, коряки, тунгусы, дауры, нанайцы, эскимосы, алеуты и другие.

Более ста тридцати наций проживает на территории Беларуси. Большую часть (83%) составляют белорусы, затем русские - 8,3 %. Цыгане, азербайджанцы, татары, молдаване, немцы, китайцы, узбеки также есть в этническом составе населения этой страны.

Как развивалась Восточная Европа?

Археологические исследования на территории Восточной Европы дают картину постепенного развития этого региона. Находки археологов говорят о присутствии здесь людей с самой древности. Племена, населяющие эту территорию, вручную обрабатывали свои земли. При раскопках ученые находили колосья различных злаков. Занимались и скотоводством, и рыболовством.

Культура: Польша, Чехия

В каждом государстве есть свои народов Восточной Европы разнообразна. Польская корнями уходит к культуре древних славян, но большое значение на нее оказали и западноевропейские традиции. В сфере литературы Польшу прославили Адам Мицкевич, Станислав Лемм. Население Польши в большинстве своем католики, их культура и традиции неразрывно связаны с канонами религии.

Чехия всегда сохраняла свою самобытность. На первом месте в сфере культуры находится архитектура. Здесь много дворцовых площадей, замков, крепостей, исторических памятников. Литература в Чехии получила свое развитие лишь в девятнадцатом веке. Чешскую поэзию «основал» К.Г. Маха.

Живопись, скульптура и архитектура в Чехии имеет многовековую историю. Миколаш Алеш, Альфонс Муха - наиболее известные представители этого направления. Есть множество музеев и галерей в Чехии, среди них уникальные - Музей пыток, Национальный музей, Еврейский музей. Богатство культур, их сходство - все это имеет значение, когда заходит речь о дружбе соседних государств.

Культура Словакии и Венгрии

В Словакии все торжества неразрывно связаны с природой. Национальные праздники Словакии: праздник Трех Царей, аналогично масленице - вынесение Марены, праздник Люции, В каждом регионе Словакии есть свои народные обычаи. Резьба по дереву, живопись, ткачество - основные занятия в сельской местности в этой стране.

Музыка и танцы стоят на первом месте в культуре Венгрии. Здесь часто проходят музыкальные и театральные фестивали. Еще одна отличительная особенность - венгерские бани. В архитектуре преобладают романский, готический стиль и барокко. Культуре Венгрии присущи народные промыслы в виде вышитых изделий, изделий из дерева и кости, настенных панно. В Венгрии повсеместно расположены культурные, исторические и природные памятники мирового значения. В плане культуры и языка на соседние народы оказала влияние Венгрия: Украина, Словакия, Молдова.

Румынская и болгарская культура

Румыны в основном православные. Эту страну принято считать родиной европейских цыган, что наложило свой отпечаток и на культуру.

Болгары и румыны являются православными христианами, поэтому их культурные традиции схожи с другими восточноевропейскими народами. Самое древнее занятие болгарского народа - виноделие. На архитектуру Болгарии оказала влияние Византия, особенно в культовых зданиях.

Культура Белоруссии, России и Молдавии

На культуру Белоруссии и России повлияло в значительной мере православие. Появились Софийский собор, Борисоглебский монастырь. Широко развито здесь декоративно-прикладное искусство. Ювелирное, гончарное и литейное дело распространены во всех частях государства. В XIII веке здесь появились летописи.

Культура Молдавии развивалась под влиянием Римской и Османской империй. Свое значение имела близость в происхождении с народами Румынии, Российской империи.

Культура России занимает огромный пласт в восточноевропейских традициях. Она представлена очень широко и в литературе, и в искусстве, и в архитектуре.

Связь культуры и истории

Культура Восточной Европы неразрывно связана с историей народов Восточной Европы. Это симбиоз различных устоев и традиций, которые в разное время оказывали влияние на культурную жизнь и ее развитие. Направления в культуре Восточной Европы во многом зависели и от вероисповедания населения. Здесь это были православие и католичество.

Языки народов Европы

Языки народов Европы относятся к трем главным группам: романская, германская, славянская. Славянская группа включает тринадцать современных языков, несколько мелких языков и диалектов. Они являются основными в Восточной Европе.

Русский, украинский и белорусский входят в восточную славянскую группу. Основные диалекты русского языка: северный, центральный и южный.

В украинском есть карпатские наречия, юго-западные и юго-восточные. Влияние на язык оказало долгое соседство Венгрии и Украины. В белорусском языке присутствует юго-западное наречие и минский диалект. В западнославянскую группу входят польский и чехословацкие наречия.

Несколько подгрупп выделяют в южнославянской группе языков. Так, есть восточная подгруппа с болгарским и македонским. К западной подгруппе относятся и словенский.

Официальным языком в Молдавии является румынский. Молдавский язык и румынский, по сути, один и тот же язык стран-соседей. Поэтому он и считается государственным. Разница лишь в том, что у румынского больше заимствовано из а у молдавского языка - из России.

Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической. Однако по мере расселения племен стало нарастать языковое отчуждение. Из ностратической семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую вошли предки большинства народов Восточной Европы и родственные им в языковом отношении народы Азии.

Дифференциация индоевропейской общности оказалась тесно связанной с этническими процессами. Здесь многое остается неясным. Дело в том, что проблемы происхождения народов - этногенеза - всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя. Исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует также иметь в виду многочисленные миграции племен и народов, процессы ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные ряда смежных научных дисциплин - археологии, исторической лингвистики, антропологии и т.д. Практически отсутствует материал, позволяющий судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы. Несколько шире представлены свидетельства для изучения этногенеза в эпоху железного века, однако и здесь больше вопросов, чем научно-обоснованных ответов, Потому исследователи предпочитают говорить о существовании определенных этнических групп. Ясно также, что у народов, населяющих Россию, нет единого предка - настолько сложны и разнообразны были происходившие на территории Восточной Европы этнокультурные процессы.

Какие же племена и народы жили на территории России в I тысячелетии до н.э.?

В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н.э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно-угоров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

Севернее территории, занятой утро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н.э. на европейскую территорию будущей России из Малой Азии проникли народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию - южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы - заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки.

Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II - I тысячелетия до н.э. оставили предки славян, а какие - предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

Приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. балтославяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвычайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою этническую самостоятельность, дифференцировали себя в культурном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне и у славянских, и у балтских племен будут различные исторические судьбы.

Однако славянская общность не осталась единой. Вскоре она разделилась на три большие группы: южную, западную и восточную. Южные славяне осели на Балканах. Они стали предками современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов. Западные славяне, двигаясь вслед за германскими племенами, достигли берегов рек Эльба, Майн и Дунай; с ними связана история чехов, словаков и поляков. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель. Восточные славяне стали предками русских, украинцев и белорусов.

Дальнейшее складывание этнической карты нашей страны оказалось связанным с расселением народов, прежде всего восточных славян, интенсивнее других племен осваивавших просторы Восточной Европы. Кроме того, этническая картина в I тысячелетии н.э. будет подвержена влиянию Великого переселения народов.

Древние славянские племена сыграли большую роль в этнической географии Восточной Европы I тыс. н. э. Наиболее ранние письменные свидетельства, относящиеся к I–II вв., сообщают, что они занимали значительную область Центральной и Восточной Европы. Античным историкам и географам этого периода – Плинию, Тациту, Клавдию Птолемею – они были известны под именем «венедов», группы племен, обитавших, по их сведениям, на территории от на севере до Карпатских гор на юге, по берегам реки Вистула (Висла). Название «славяне» иногда связывают с именем одного из племен венедов («суовены» по Птолемею), которое впоследствии становится основным для обозначения всей этнической группы. Готский историк VI в. Иордан сообщал уже о трех родственных союзах племен – венетах, антах и склавенах, причем местом проживания антов он называл территорию от Днестра до Днепра, а склавенов – от Савы до верховьев Вислы и до Днестра. Византийские авторы VI–VII вв. Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта и другие описывали славян, населяющих Подунавье и север Балканского полуострова.

Современная историческая наука, основываясь на этих отрывочных сведениях, а также на данных археологии, этнологии и топонимики, породила достаточно много теорий о происхождении и месте первоначального расселения славян. Однако большинство этих гипотез сходится в том, что славяне представляют собой автохтонное население Центральной и Восточной Европы, а главный период их выделения в самостоятельный этнос из индоевропейской языковой общности приходится на I тыс. до н. э. Основной территорией первоначального расселения славян (в широком понимании) можно считать земли от Одера на западе до среднего течения Днепра на востоке и от побережья Балтийского моря (между Вислой и Одером) на севере до Северного Прикарпатья на юге. На этой территории сохранились следы нескольких археологических культур, которые принимали участие в этногенезе славян: лужицкая, поморская, пшеворская, зарубинецкая, черняховская и некоторые другие. Непосредственными предшественниками славян большинство исследователей считают культуры пражского типа (пражско-пеньковская и пражско-корчакская), ареал распространения которых вписывается в очерченное пространство.

Великое переселение народов и складывание обособленных славянских групп

В I–II вв. н. э. древние славяне соседствовали на севере с германцами и балтами, также входившими в северную группу индоевропейских племен. На юго-востоке обитали индоиранские племена – скифы и сарматы, на юге – фракийцы и иллирийцы, на западе – германцы. Дальнейшее расселение и этническая история славян тесно связаны со значительными передвижениями германских, скифо-сарматских и других племен.

Во II–V вв. германские племена готов и гепидов совершили переход от южного берега Балтийского моря и нижнего течения Вислы, через славянские земли, к Северному Причерноморью. Видимо, под влиянием этого продвижения среди славян намечается обособление на восточную и западную ветви. В IV–VII вв. на огромном пространстве Центральной Азии и Восточной Европы приходят в движение множество племен. Этот процесс известен под названием «Великого переселения народов». Во второй половине IV в. совершил переход на запад через Дон, Северное Причерноморье в Центральную и гуннский племенной союз. Этот союз образовался во II–IV вв. в результате смешения тюркоязычных племен хунну (сюнну), первоначально обитавших в , с автохтонным населением Южного Приуралья и – угорскими племенами. Гунны разгромили сармато-аланские племена, занимавшие территории между Кавказом, Доном и Волгой, а затем готов в Северном Причерноморье. После этого одна часть готов (остготы) вошла в состав гуннского племенного союза, а другая (вестготы) совершила большой путь по Европе в Южную Галлию и . Сами же гунны в конце IV в. образовали государство, подчинявшее племена и народы Северного Причерноморья, Подунавья, Южного Прикарпатья. В середине V в. вождь гуннов Аттила попытался распространить свою власть на Западную Европу, но потерпел поражение в Каталуанской битве и после его смерти государство гуннов распалось.

С конца V в. племена антов и склавинов передвигаются на юг к Дунаю, в Северо-Западное Причерноморье, затем антские племена через низовья Дуная, а племена склавинов с севера и северо-запада вторгаются в пределы балканских провинций Византии, в результате чего Балканы заселяются славянами и начинает складываться южная группа славянских племен. Одновременно с этим процессом идет расселение славян в северо-западном и северо-восточном направлениях. Они заселяют земли по Нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря, а также Верхнее Поднепровье.

В середине VI в. через волго-донские степи в Северное Причерноморье вторгся племенной союз аваров (обры или обри русских летописей), главную роль в котором играли тюркоязычные племена. Опустошив земли антов, в 560-х гг. авары вторглись в Паннонию (среднее течение Дуная), где основали Аварский каганат. Точных и постоянных границ каганат не имел. Известно, что авары совершали набеги на Византию, славян, франков, лангобардов и другие племена и народы с целью грабежа и сбора дани. С 20-х гг. VII в. в результате поражений от византийцев и восставших славянских племен начинается постепенное ослабление и распад каганата. Этот процесс был завершен на рубеже VIII–IX вв., когда Аварский каганат потерпел от Франкского королевства Карла Великого, выступавшего в союзе с южными славянами, решающее поражение. К концу IX в. авары были ассимилированы народами Подунавья и Северо-Западного Причерноморья.

Ассимиляция (этнолог.) – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Во второй половине VI в. степи Центральной Азии и территории между Волгой и Доном были объединены в рамках одного государства – Тюркского или Тюркютского каганата, образованного тюркоязычным (в своей основе аварским) племенным союзом. Это государство распалось в самом начале VII в. на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты. Западно-Тюркский каганат, включавший Северное Причерноморье и территорию между Доном, Волгой и Кавказом, просуществовал недолго, так как уже в середине VII в. сюда вторглись болгары (в современной науке их принято называть протоболгарами) – также тюркоязычное кочевое племя. Они образовали здесь свое государство – Великая , центральная часть которого находилась в низовьях Дона и на восточном побережье . На рубеже VII–VIII вв. протоболгары разделились. Одна часть – «черные болгары» – продолжала кочевать в степях между Доном и Кавказом и постепенно растворилась в массе других этносов этого региона. Существует версия, что именно от них происходит название одного из современных народов – балкарцев. Другая часть, так называемая «орда хана Аспаруха», ушла на запад, в район нижнего течения Дуная, где со временем была ассимилирована местными славянскими племенами (эта общность составила основу современного болгарского народа). В конце VII в. здесь образовалось Первое Болгарское царство. Наконец, третья группа совершила переход к северо-востоку (на среднюю Волгу и Нижнюю Каму). На этой территории ассимиляция протоболгарами местного финно-угорского населения привела к образованию этноса и государства волжских булгар (или болгар).

В VIII в. большая группа угорских племен – мадьяр, живших до этого по Яику и Ори, совершила переход на запад, через Волгу и Дон в причерноморские степи, а затем далее на средний Дунай.

Под влиянием Великого переселения народов славяне были вынуждены освоить новые территории, у них постепенно нарушалась языковая и этническая общность, и в результате сформировались три существующие доныне славянские группы: западная, восточная и южная. Южные славяне расположились на Балканском полуострове (Фракия, Северная , Далмация, Истрия) вплоть до побережья Адриатического моря и долин Альпийских гор, на берегах Дуная и до Эгейского моря. Западные славяне расселились между на западе и Вислой на востоке, побережьем Балтийского моря на севере и средним течением Дуная на юге.

Расселение восточных славян в конце I тыс. н. э.

Наиболее полную картину расселения восточно-славянских и соседствовавших с ними племен на рубеже I–II тыс. дает сопоставление сведений русского летописного свода начала XII в. – «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) с другими письменными источниками и археологическими, этнографическими, лингвистическими материалами. Местом первоначального расселения славян ПВЛ называет среднее и нижнее течение Дуная, «там, где ныне земля Угорская и Болгарская», куда славяне, по сообщению летописца, пришли из Азии после Вавилонского столпотворения и так называемого «смешения языков». Этот сюжет, основанный на библейской легенде, не подтверждается данными археологии, но при дальнейшем изложении истории славян автор «Повести» приводит более достоверные сведения. Он сообщает, что славяне разделились на три группы – западную, южную и восточную, и что восточные славяне начали расселяться в северо-восточном направлении, постепенно заняв обширные территории Восточной Европы. Еще более важно перечисление летописью восточно-славянских племенных союзов с описанием территорий их проживания.

Согласно этим данным лесостепная область Среднего Поднепровья, между устьями рек Десны и Роси, была населена племенным союзом полян. Его название было связано с тем, что поляне, по выражению летописи, «в поли седяху». Их крупнейшим центром был Киев, возникший из нескольких поселков на «горах», а точнее холмах, расположенных на правом берегу Днепра. К западу от полян, в Полесье, в бассейнах рек Тетерев, Уж, Горынь, до Припяти на севере жили древляне. Ландшафтная особенность этого района в летописи подчеркнута тем, что древляне «седоша в лесах», откуда и название племенного союза. Наиболее известный из городов древлян – Искоростень. К северу от древлян, между Припятью и Двиной, жили дреговичи. В современном языке и некоторых западнорусских диалектах слово «дрягва» означает «болото». По Западной Двине дреговичи соприкасались с полочанами, в отношении которых летописцем указывалось, что они «седоша на Двине и нарекошася полочане речки ради, яже втечень в Двину, – именем Полота».

Область расселения ильменских словен на севере достигала реки Невы, озера Нево (Ладожское), а на западе, несколько отступая от побережья Финского залива, уходила на юг по реке Нарове и по Чудскому озеру. Автор ПВЛ сообщает, что именно словене основали Новгород. Характерно, что словене, в отличие от других племен, «прозвались своим именем», т. е. сохранили общее наименование славян. Очевидно, это было связано с тем, что данная часть славянской этнической общности, по мере продвижения на новую территорию, оказалась в иноязычном окружении. Самоназвание «славяне» (видоизмененные – «склавены», «склавины», «суовены» и др.) изначально имело значение «владеющий словом, речью», и подчеркивало отличие от иноплеменников, по-славянски не говорящих. Поэтому ильменские словене, соседствующие с финно-угорскими и балтскими племенами, сохранили этот этноним. Подобным образом возникли этнонимы «словаки» и «словенцы», так как эти народы также оказались на периферии славянского расселения, в окружении иноязычных племен.

Верхние течения Днепра, Волги и Западной Двины, доходя до Псковского озера на западе, занимали кривичи, племенным центром которых был Смоленск на Днепре. В левобережье Днепра, по реке Сож и ее притокам находилась область расселения радимичей, а по Оке, в ее верхнем течении – вятичей. Названия этих двух союзов племен летописец объясняет не географическими особенностями их мест проживания, а именами родоначальников – Радим и Вятко. К северо-востоку от полян, в поречьях Десны, Сейма и Сулы жили северяне. Этот термин также имеет «географическое» происхождение, так как ПВЛ описывает славянские племена, с точки зрения полян, для которых такое обозначение северных соседей вполне естественно. Кроме того, если верить утверждению автора летописи, северяне происходили от кривичей, следовательно, сместились в Среднее Поднепровье с севера, что тоже могло послужить мотивом для наименования.

К западу от полян и древлян проживали бужане, «зане седяше по Бугу», позднее получившие название волыняне. Заселенная ими территория охватывала оба берега Западного Буга и верховья Припяти. Возможно, что предшественником бужан (волынян) было племенное объединение, известное летописцу под именем дулебов и распавшееся к Х в. К восточным славянам относились и племена белых , занимавшие в основном северо-западные склоны Карпатских гор. Наиболее южными племенами восточных славян были уличи и тиверцы, которые населяли побережье Днестра и земли между Южным Бугом и Прутом. Правда, их этническая принадлежность достаточно спорна. Некоторые исследователи предполагают, что это были тюрко-язычные или ирано-язычные племена, находившиеся под сильным культурным влиянием славян.

Стоит еще раз подчеркнуть, что перечисленные этнонимы обозначали большие союзы племен, которые имели внутренние подразделения. Однако письменные источники не дают о них сведений, поэтому выделение их возможно только на основе археологических данных. Тем не менее летописный свод неоднократно подчеркивает единство всех восточно- славянских племен, в основе которого лежала общность языка.

Таким образом, территория расселения восточных славян, согласно ПВЛ, представляется весьма обширной. Граница ее на западе проходила от впадения Невы в Финский залив вдоль побережья к р. Нарве; тянулась по Чудскому и Псковскому озерам; пересекала Западную Двину в среднем течении; затем от среднего течения Немана проходила к верховьям Вислы; через северную часть Карпатских гор шла на юг к реке Серет и по Дунаю к . Северная граница расселения восточно-славянских племен от Невы пролегала по южной оконечности озера Нево (Ладожское), рекам Сясь, Чагода, Шексна, на Волгу, до Нерли на Клязьму, с Клязьмы на Москву-реку, по ней на Оку и, захватывая верховья Дона, Оки, Сейма, спускалась по реке Псел на Днепр. На юге, от устья Псела, граница направлялась вверх по Днепру и, не доходя реки Рось, уходила на запад к Южному Бугу, а затем по Бугу к , известному в древности как Русское.

Эти границы восточно-славянского населения сложились к концу IX – началу Х в. Вполне естественно, что они достаточно условны. Соприкосновение с соседними народами в приграничных районах приводило к значительным смещениям. Это нашло отражение в том, что в ряде случаев наблюдается выход восточно-славянского населения на соседние территории. В этом расселении можно отметить три направления. Одно – на нижний Дунай и Балканы – ко времени образования Древнерусского государства в значительной степени ослабло. Второе – на север и северо-восток. Уже к концу IX – началу Х в. славянское население из окрестностей Новгорода достигает Онежского и Белого озер, рек Свирь, Шексна и оседает на территориях занятых финно-угорскими племенами. Аналогичная ситуация сложилась в окско-клязьминском междуречье, куда проникали вятичи и кривичи. Третье направление – южные районы. Существовал ряд трудностей в заселении и освоении плодородных лесостепных и степных земель, среди которых защита от кочевников представляется одной из главных. Славянское население то выдвигалось вперед, то откатывалось назад. Однако отдельные потоки славян проникали достаточно далеко. Некоторые восточные авторы IX–X вв. отрывочно упоминают о существовании славянского населения на территории Хазарского каганата уже в VIII в. Славяне появляются на Дону, где центром колонизации в конце Х в. стало поселение Белая Вежа (на месте хазарского города Саркел), при пересечении сухопутного пути с донской водной магистралью. Славянское население продвигается и на побережье Азовского (Сурожского) и Черного (Русского) морей.

География неславянского населения Восточной Европы

Источники позволяют нанести на карту основные племенные группы, которые населяли в это время различные территории Восточной Европы и соседствовали с восточно- славянскими племенами. Территории от Дуная до Вислы и Западного Буга занимали племена западных славян: , моравов, вислян, мазовшан. На юго-западе с конца IX в. соседями восточных славян стали венгры (мадьяры), смешавшиеся здесь со славянским, аварским и другим населением, романские племена валахов (волохов), а по нижнему Дунаю – южные славяне (болгары).

Северо-западными соседями восточных славян были летто-литовские (балтские) племена. Область их расселения охватывала Восточную Прибалтику от нижнего течения Вислы до Псковского озера. К ним относились пруссы, населявшие побережье Балтийского моря между устьями Вислы и Немана. Земли по правому берегу Западной Двины вплоть до Псковского озера занимало племя летьгола (латгалы), а их соседями на юге и юго-западе была зимегола (земгалы). Побережье Балтийского моря (Западная ) населяла корсь (курши). Область расселения ятвягов и литвы охватывала бассейн реки Вилия между Западным Бугом и Неманом, а между устьем Немана и Западной Двиной жило племя жмудь (жемайты), в среднем течении Немана с ними соседствовали аукштайты. В XI–XII вв. в бассейне реки Протвы, притока Москвы-реки, жило племя голядь, также принадлежавшее к группе балтских племен. Оказавшись в окружении славян, оно было очень быстро ассимилировано ими.

Лесные районы севера и северо-востока Восточно-Европейской равнины занимали финно-угорские племена. Чудь (эсты) населяла территорию от Чудского озера до Финского и Рижского заливов. Южнее, по побережью Рижского залива, в устье Западной Двины обитало племя ливь (ливы). Позднее оно дало название этой территории (Лифляндия, Ливония) и Ливонскому ордену. Побережье Финского залива между реками Нева и Нарова населяло племя . По Неве и вокруг Ладоги располагалась корела. Значительную территорию между Ладожским, Онежским и Белым озерами, ограниченную с севера Свирью, а с востока Шексной, населяла весь (вепсы). ПВЛ называет весь коренным населением города Белоозеро. К северо-востоку от Белого озера, в бассейнах Онеги и Северной Двины жили племена, получившие в русских источниках название чуди заволочской. Племена, жившие в Верхнем Прикамье и бассейне Вычегды, известны под названием пермь. (приблизительно от Шексны до Оки) и берега озер Ростовского и Клещина населяло племя меря. Именно мерянам обязан своим возникновением Ростов. Их соседями были обитавшие по левому берегу Волги черемисы (мари). Среднее течение Оки занимала мещера, а нижнее – мурома. Племенным центром последних был город Муром. В правобережье средней Волги жили племена мордвы. Отдельные мордовские поселения заходили далеко на запад по Оке, Цне и Хопру. К югу, вдоль Волги, шли земли, населенные буртасами, в этническом отношении близкими .

К востоку и юго-востоку от финно-угров и восточных славян располагались тюрко-язычные племена. К ним относятся волжско-камские булгары (болгары), область расселения которых на востоке начиналась от впадения реки Белой в Каму, на западе тянулась до средней Волги, а на юге доходила до . Степная территория, лежащая полосой от бассейна Яика (Урала), через нижнюю Волгу и до нижнего Днепра, представляла собой область расселения кочевых племен. Во время и после Великого переселения народов эта зона была очень оживленной магистралью передвижения разнообразных этносов из Центральной Азии в Европу. Примерно в конце IX в. степи между Доном и Южным Бугом заняли печенеги, представлявшие собой конгломерат племен тюркского и финно-угорского происхождения. Однако к середине XI в. печенежские племена сменили половцы (кипчаки), которые соседствовали с восточными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в. С этого времени обширную степную территорию от до Северного Причерноморья восточные письменные источники называют Дешт-и-Кипчак, а русские – Половецкая степь.

1. Неславянские народы северной России.

2. Неславянские народы Поволжья.

1 . КАРЕЛЫ - народ Российской Федерации, составляющий, большинство (около 80 тыс. чел. жителей республики Карелия (до распада СССР - Карельская АССР), Общая численность в Российской Федерации- около 125 тыс. чел. Проживают, кроме Карелии, в Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской и других областях. Говорят на карельском языке, который имеет несколько диалектов.(собственно карельский, ливвиковский, людиковский) и относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи.

С точки зрения физической (биологической) антропологии карелы принадлежат к беломоро-балтийской расе, входящей в большую европеоидную расу. Однако в некоторых группах карельского населения прослеживается небольшая монголоидная примесь. Русские летописи называют их предков, которые в IX в. населяли северо-западное побережье Ладожского озера, - «корела». Освоив в XI- XII вв. западную часть теперешней территории.Карелии, корела постепенно продвигались на север и на восток, смешиваясь с лопарями (саами) и вепсами;. С XII в., войдя а состав Русского государства находились под постоянным этнокультурным влиянием русских, что, «однако, не помешало консолидации карельского этноса, произошедшей в середине ХV в.

Традиционный вид хозяйства карелов - трехпольное и подсечное земледелие (рожь, ячмень,овес, горох, редька, репа, а с конца XIX в. -свекла, морковь, картошка, брюква) и животноводство (коровы, лошади, свиньи). Немаловажное значение в традиционном хозяйстве карел имеет рыболовство. Тип жилица-близок к северно - русскому при наличии некоторой специфики, которая проявляется в архитектурном декоре. В народном костюме также имеют место формы, присущие традиционной одежде русских Европейского Севера: сарафан, рубаха. Однако в национальном карельском костюме существуют и свои особенности: в Прионежье можно встретить тип древней несшитой юбки (хурстут); среди северных карел - рубаху с разрезом на спине,мужские шейные платки, вязаные и плетенные пояса и наголенники, а среди южных карел широко распространена архаическая вышивка.

В традиционной карельской пище существуют особенности, отличающие их от проживающего рядом русского населения. Эти рыбные похлебки с добавлением мучных продуктов, пироги с крупой и картофелем (калитки), запеченная в молоке и сметане рыба. Из напитков особенно традиционны для карел квас из репы, чай, чуть подсоленый кофе. Фольклор имеет некоторое сходство с финским: древние песнопения (руны), которые сопровождаются игрой на кантеле (щипковый музыкальный инструмент), сказки с древними героями и сюжетами из древней финской истории, и, наконец, карело-финский эпос «Калевала"".


СААМЫ (самоназвание - саами, саамь, саме, устаревшее название –лопари) - народ, расселенный на Кольском полуострове (кольские-саамы 1615 чел.), Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). Прежнее название «лопари» имеет скорее всего финско-скандинавское происхождение, перешедшее затем и к русским. Антропологически саамы весьма своеобразны; их относят к лапоноидному типу (монголоидная примесь) большой европеоидной расы. Саамский язык составляет свою отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи. В языке Кольских саамов существует четыре диалекта,а также несколько говоров. Верующие саамы в Скандинавии и Финляндии - лютеране, в России - православные.

Саамы- древнее население европейского Крайнего Севера. Их предки занимали более обширную территорию, но в течение нескольких веков оттеснялись на север и ассимилировались русскими, карелами, финнами и скандинавами. Основным занятием саамов долгое время были охота и рыболовство, но с XVII в. они становятся оленеводами, сохраняя этот тип хозяйства в качестве основного до сих пор. Традиционное жилище - переносной конусовидный шалаш, основу которого составляют жерди. На них покрывается мешковина (летом) или оленьи шкуры (зимой). У Кольских саамов это жилище называется «кувакса» , у скандинавских - «кота», традиционная мужская и женская одежда отличается друг от друга незначительно. Это прямая рубаха; сшитая из сукна или холста, которую мужчины подпоясывают широким кожаным ремнём. Зимняя одежда у саамов представляет

собой глухую накидну из олених шкур мехом наружу, которая стягивается ремешками. Традиционная пища состоит главным образом из оленьего мяса (зимой) и из рыбы (летом). Фольклор саамов -это прежде всего, мифы, народные сказания и предания. Долгое время у народа саами сохранялись пережитки шаманизма.

КОМИ - самоназвание двух близких народов. Один из них -собственно коми, называющие себя также коми морт или коми войтыр и которых ранее называли зырянами (образуют коренное население республики Коми, численность - около 300 тыс. чел.); другой - коми-пермяки, оставляющий основу населения Коми-Пермяцкого автономного Округа (95,5 тыс. чел.). Представители первого народа проживают также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Представители второго народа населяют, кроме Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермскую область. Собственно коми говорят на коми (- зырянском) языке, имеющим десять диалектов. Коми-пермяки говорят на коми-пермяцком языке, имеющим заметное родство с коми (-зырянс­ким) и удмуртским языками. Все они принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие коми -православные и староверы.

Древние предки коми населяли бассейн среднего и верхнего течений Камы, часть их во второй половине I-го тыс. н.э. переселилась в бассейн реки Вычегды и смещалась с проживавшими там фино-угорскими народами. В результате этого смешения сформировались два племенных конгломерата: вычегодская пермь, ставшие-непосредственными предками собственно коми, и великая пермь (предки коми-пермяков). ,

Этническая культура народа коми связана со средой его обитания, а наличие резервной территории позволяло коми сохранять традиционный хозяйственный комплекс почти неизменным. В XII в. начался переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию, а к XV в. коми освоили трехпольное земледелие, однако еще в начале XX в. у коми можно было встретить все три типа земледелия; подсечное, переложное и трехпольное. Основными зерновыми культурами до сих пор являются ячмень, рожь, овес, пшеница, лен, конопля. Жилище коми - это срубные дома, состоящие из двух изб - летней (лункерка) и зимней (войкерка). В народной одежде прослеживается большое сходство с традиционным костюмом русских Европейского Севера; Женский костюм состоит из сарафана различных типов (шушун, кунтей,синяк, китайка), рубахи, передника (запон) ,мужской – из рубахи, штанов с широким шагом (гач), пояса и войлочной шляпы. С наступлением холодов надеваются кафтаны, а зимой - шубы. Достаточно самобытной является одежда для охоты. Это наплечная накидка (лузан), вязаные чулки, кожаные туфли (уляди) и также кожаные высокие сапоги (бахилы). Из традиционной кухни выделяются блюда из мяса и рыбы, хотя и продукты растительного происхождения также употребляются в пищу.

Традиционный промысел в основе своей связан с народным искусством: вышивкой, узорчатым ткачеством и вязанием, аппликацией из меха, резьбой по дереву. Фольклор коми состоит из песен, сказок, эпических сказаний о Пере-богатыре, а также из преданий о чуди, которых коми считают своими историческими предками.

Материальная и духовная культура коми-пермяков близка этнической культуре собственно коми. Их традиционное занятие- пашенное земледелие (зерновые, конопля, лен, горох). Распространено животноводство (лошади, коровы), пчеловодство, рыболовство. Жилище коми-пермяков - срубные трехраздельные дома, близкие по своему типу к северорусскому (изба-сени-изба). Вплотную к жилому помещению пристраиваются хозяйственные постройки. Традиционная одежда также имеет большое сходство с народным костюмом собственно коми. Женская одежда состоит из сарафана (дубас, рубахи, узорного пояса (покром), передника (запон). Мужская - из штанов (вешьян), рубахи, которая подпоясана узорным поясом. Поверх нижней одежды носится холщовый балахон (шабур), холщовые кафтаны, шуба (пась). Традиционная пища коми-пермяков состоит из ячменного и ржаного хлеба, овощей, рыбы, грибов, ягод. Мясные блюда употребляются редко, преимущественно по праздникам. Прикладное искусство коми-пермяков связано с традиционными промыслами, такими как узорное ткачество, реазьба и роспись по дереву и кости; обработка бересты и рогов. Известен коми-пермяцкий эпос о Лере и Мизе, а также о Пеле и Кудым-Оше, распространены предания о чуди, былички, сказки.

2 . ТАТАРЫ (самоназвание - татар)- один из самых крупных народов России(шестой по численности, более 6,5 млн. чел.), составляющий основное (коренное) население республики Татарстан. Татары проживают также в республике Башкортостан, в Челябинской,Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, на юге Сибири и Дальнем Востоке. После распада СССР небольшое количество татар. продолжает оставаться в некоторых странах СНГ- республиках Центральной Азии и Казахстане.

Этноним (название народа) «татары» исторически прослеживается с VI в. н.э. среди конгломерата монгольских племен, кочевавших к юго-востоку от озера Байкал. В период монгольских завоеваний, происходивших в XII- XIVв. так назвались некоторые народы, вошедшие в состав одного из государств, образовавшихся в результате этих завоеваний и получившего название Золотая Орда. В дальнейшем татарское население дифференцировалось, в результате чего сформировалось несколько этно-территориальных групп татарского населения, из которых особенно выделялись такие, как татары Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, касимовские татары и мишари), татары Нижнего Поволжья или астраханские татары (юртовские татары, кундровские татары и карагаши) и, наконец, татары Сибири (тобольские, барабинские и томские татары). Подобный географический разброс татарского населения повлиял на его антропологическое разнообразие. Татары Среднего Поволжья и Приуралья близки по своей антропологии к представителям большой европеоидной расы. Большая часть астраханских и сибирских татар антропологически приближаются к южно­сибирскому варианту большой монголоидной расы. Такая неоднородность проявляется и в языках; на которых говорят различные группы татар: поволжские, приуральские и сибирские татары говоря на языке кыпчакской подгруппы, входящей в тюркскую группу алтайской языковой семьи, в то время как язык астраханских татар, имея ногайскую основу, более всего близок к классическому татарскому языку. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Татары преимущественно земледельцы (выращивают рожь, пшеница, овес, горох, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю). Менее развито у них животноводство (разводят мелкий и крупный рогатый скот, лошади, домашняя птица). Среди традиционных ремесел особенно выделяются-обработка кожи и шерсти, изготовление узорной обуви и вышитых головных уборов. Традиционный татарский дом (четырех- или пятистенная изба) делится на мужскую и женскую половины.

В мужской и женской нательной одежде традиционного костюма главным элементом; является туникообразная рубаха и штаны с широким шагом. На рубаху мужчины и женщины надевают приталенный камзол, причем женские камзолы длиннее мужских. Верхняя одежда как мужская, так и женская - бешмет, стеганный на вате. Мужской головной убор – шапка(зимой), тюбетейка, войлочная шляпа (летом). Очень самобытны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка под названием калфак, украшенный снаружи серебряными монетами головной убор (кашпау) и разнообразные покрывала с вышивкой. Из традиционной обуви особо выделяются ичеги, сшитые из мягкой кожи, и туфли, инкрустированные цветной кожей. Традиционная пища состоит в основном из мясо-молочных блюд, а также из блюд растительного происхождения: каша; хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины, сдобы из пресного теста (бавырсак, кош, теле). Ритуальное блюдо - мед смешанный с маслом; свадебный напиток - смесь фруктов и растворенного в воде меда (ширбэт). Самым значительным национальным праздником является сабантуй, посвященный весеннему севу (с традиционными состязаниями - борьбой, бегом, конными скачками). Устное народное творчество богато сказками, легендами, песнями, загадками, поговорками. Одним из основных жанров являются байты - эпические или лиро-эпические произведения, рассказывающие об истории татарского народа.

БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт) - народ, образующий основное население одной из национальных республик Российской Федерации (РФ) - Башкортостана. За пределами своей этнической территории живут в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской и Свердловской областях РФ. Общая численность в России на начало 1990-х годов Около 1,5 млн., в том числе в Башкортостане 864 тыс. чел.

Происхождение башкирского этноса тесно связано со скотоводческими племенами тюркского происхождения, кочевавшими до прихода на территорию Южного Урала в приаральско-сырдарьиноких степях. Однако самыми древними предками башкир были ираноязычные сарматы и различные финно- угорские племена. Именно поэтому антропологический тип башкир неоднороден. Часть их относится к субуральскому типу переходной уральской расы; башкиры, живущие на северо-западе республики, близки к восточно-европейскому типу среднеевропеоидной расы; и, наконец, восточные башкиры имеют много общего с представителями южносибирской расы. Башкирский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи, имея несколько диалектов. Среди башкир широкое распространение имеют русский и татарский языки.

До середины XVII в. основным традиционным занятием башкир было полукочевое скотоводство: С начала XVIII в. возрастает роль земледелия, однако у южных и восточных башкир кочевание сохранялось вплоть до начала XX в. Традиционные формы быта башкир осшованы на земледелии и скотоводстве. Большое значение, особенно на юге, имеет коневодство. Традиционные ремесла башкир - ткацкое дело, выдека войлока, производство ковров, обработка кожи. Женская традиционная одежда - длинное отрезное в талии платье (кюлдак), передник и камзол, Часто украшенным серебряными монетами. Типичный женский головой убор называется кашмау - чепец, конец которого спускается по спине и который обычно украшается монетами и серебряными подвесками; головной убор незамужней девушки - шлемовидная шапочка с прикрепленными к ней монетами (такыя). Мужской национальный костюм башкиров состоял из рубахи, штанов с широким шагом, камзола или халата. Традиционный головной убор башкира - тюбетейка, круглая меховая шапка, меховой малахай, который закрывает уши и шею. Башкирская кухня основана на мясной и молочной пище; традиционные блюда башкир -вареная конина и вареная баранина (бешбармак), вяленая колбаса (казы), сыр (корот), простокваша (катык). Наиболее распространенными народными праздниками башкир являются джин, сабантуй и специфический женский праздник под названием каргатуй. Башкирский фольклор - это прежде всего героический эпос («Урал-батыр», «Акбузат»), песни о башкирских героях (батырах).

Чуваши (самоназвание - чаваш) - народ, образующий основное население (более двух третей, 907 тыс. чел.) Чувашской республики, входящей в состав Российской Федерации (РФ), в которой чувашей насчитывается 1773,6 тыс. чел. Кроме своей этнической территории они проживают в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях, в Москве и Московской области, в Красноярском крае, Кемеровской, Оренбургской областях", Казахстане и на Украине. Общее число чувашей на территории бывшего СССР 1842,3 тыс., чел.

Этногенез чувашей закончился приблизительно к концу I тысячелетия н. э, в результате смешения племенного объединения волжско-камских болгар с финно-угорскими племенами, населявшими территорию будущих чувашей. Дальнейший процесс тюркизации местного населения был обусловлен разгромом волжских болгар в XIII вв. татаро-монголами, после чего (середина XV в) чувашские земли вошли в состав Казанского ханства. Этнической консолидации чувашей способствовало присоединение их территории (1551 г.) к Московской Руси, Чуваши делятся на две основные этнотерриториальные группы: проживающих в северо­западной Чувашии (верховые или вирьяп) и населяющих северо- восточную и южную Чувашию (низовые или анатри). Однако между этими двумя группами проживает группа средненизовых чувашей, которая по языку близка к вирьял, в бытовом же отношении имеет большое сходство с антари. Чувашский этнос относится к субуральскому варианту уральской расы, а язык образует булгарскую подгруппу тюркской группы, входящей в алтайскую языковую семью.

Основа традиционного хозяйства - земледелие, которое трансформировалооь в течение нескольких веков от подсечно-огневого до трехпольного. У чувашей со второй половины XIX в. преобладают жилища, близкие к планировке среднерусского дома: изба, сени, клеть. Женский и мужской народный костюм чувашей слабо дифференцирован. Он состоит из туникообразной рубахи под названием кепе (женская отличается богато украшенной вышивкой) и штанов с широким шагом. Верхняя одежда похожа на кафтан (шупар), а в холоднее время года надевается поддевка.(сахман) и овчинная шуба (керек). Очень красивы головные уборы, особенно женские: шапочка, имеющая форму усеченного конуса, украшенная монетами, и бисером (хушпу), чалма из треугольной ткани. Головной убор незамужней женщины - шлемовидная или полусферическая щапочка, расшитая бисером и украшенная монетами, В национальной кухне основу составляют продукты растительного происхождения: супы (яшка), бульоны с разнообразными добавками, каши, пироги с различной начинкой. В пищу употребляются и молочные блюда: кислое молоко (турах), сыр из творога (чакат) и др., а также мясные блюда: колбаса из овечьих потрохов (шартан), вареная колбаса из рубленного мяса с крупяной начинкой (тултармаш). Самый распространенный напиток -ржаное или ячменное пиво. Чувашская семья до сих пор является хранителем народных традиций; родильных, свадебных и похоронных. Среди чувашей сильно распространен русский язык, поскольку чувашский этнос подвергся значительной аккультурации со стороны русских. Верующие чуваши - христиане православного толка.

МАРИЙЦЫ (самоназвание - мари, мэрий, в дореволюционной России назывались черемисами) - народ, проживающий в одной из республик Российской Федерации Марий Эл составляющий основную часть ее населения (более 325 тыс. чел.). Общая численность марийцев \в России - около 645 тыс. чел., которые кроме свой этнической территории, компактно проживают в Башкортостане (около 106 тыс. чел.), Татарии (около 10 тыс. чел.), а также в Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Марийцы подразделяются на три основные этнорегиональные группы: горные, населяющие Правобережье Волги, луговые- междуречье между реками Вятка и Ветлуга; и восточные - к востоку от реки Вятка, в основном на территории Башкортостана, переселившись туда в XV- XVIII вв. В соответствии с этим расселением марийский язык (финно-угорская группа уральской языковой семьи) делится на следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Антропологически марийцы относятся к; субуральскому типу уральской расы, то есть являются европеоидами с небольшой монголоидной примесьюю Верующие - христиане (православные), а также приверженцы свой собственной марийской веры, которая является пережитком древних языческих поверий.

Древними предками марийцев были финно-угорские племена, которые расселились на теперешней территории марийцев в нач. нашей эры. Под названием сремискане (VI в.), они упоминаются готским историком Иорданом, Не обошли марийцев вниманием и русские источники («Повесть временных лет», XII в.) Именно в конце XII в началось сближение марийских племен с русскими, которое заметно усилилось после присоединения к России (XVI в.) Среднего Поволжья.

Пашенное земледелие - основное традиционное занятие марийцев (выращивают рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен). Среди огородных культур особенно распространены лук, картофель, хмель, морковь, редька. Вспомогательными видами хозяйства являются животноводство (держат лошадей, крупный рогатый скот, овец), лесной помысел, пчеловодство и рыболовство. Из традиционных ремесел особо следует выделить вышивку, ювелирное дело и резьбу по дереву. Сельское традиционное жилище представляет собой сруб (тюрт) с двускатной крышей, разделенный на две или три части. Национальный костюм как женский, так и мужской состоят из туникообразной рубахи (тувыр), штанов (йолаш), кафтана (шовыр), поясного полотенца (солык) и пояса (юштэ), Традиционная пища довольно разнообразна: суп с клецками (лажка), вареники, начиненные мясом или творогом (подкогыльо), конская вареная колбаса (каж), творожники (туара), печеные лепешки (салмагинде). Самые распространенные марийские напитки: пиво (пура), пахта (эран), хмельной напиток из меда (пуро). Традиционные верования основаны на культах предков и языческих божеств.

МОРДВА - народ, составляющий основу населения республики Мордовия (313, 4 тыс. чел.), входящей в состав Российской Федерации (более одного миллиона человек). Компактно расселены в Башкортостане (около 32 тыс. чел.), Татарстане (29 тыс. чел.), Чувашии (18,7 тыс. чел.), Сибири, на Дальнем Востоке (более 80 тыс. чел.), а также в следующих областях РФ: Самарской (116,5 тыс. чел.). Пензенской (86,4 тыс. чел.), Оренбургской (около 69 тыс. чел.), Ульяновской (около 62 тыс. чел,), Нижегородской (36,7 тыс. чел.) ,Саратовской (23,4 тыс. чел.). Более 60 тыс. чел. проживает в некоторых странах СНГ. Мордва состоит из двух этнокультурных групп; эрзя и мокша, которые некоторыми учеными ставятся на уровень двух субэтносов. Эрзянский и мокшанский языки удалены друг от друга настолько, что имеют свою литературную форму, но тот и другой принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По своим антропологическим характеристикам мордва несет в себе переходные формы европеоидной. расы, а у мокши обнаруживается небольшая монголоидная примесь. "

Древнейшие предки мордовского этноса - финно-угорские племена, населявшие во второй половине I -го тыс. до н.э. междуречье Волги, Оки и Суры.; Начиная с первой половны I -го тыс. н. э. наметилась тенденция формирования и дифференциации эрзянской и мокшанской племенных групп. В этом процессе немаловажную роль играла обширность территорий, а также взаимодействие двух ветвей мордовского этноса с различными иными культурами. Развитию дуальности мордвы способствовала и миграция через их территорию представителей иных культур: волжских булгар, а позже - монголо-татар. Под именем «морденс» мордва упоминается в VI в. готским историком, а в Х в. византийский император Константин Багрянородный говорит о существовании страны Мордии. Некоторое разночтение можно встретить в русских летописях XI - XII вв.; в них сохранились этнонимы (название народа) мордва и мордовичи. В то время как эрзя (арису) и мокша встречаются соответственно в послании хазарского кагана(X в.). И те и другие взаимодействовали с этносами тюркского происхождения (татарами, волжско-камскими болгарами) и русским населением, связь с которым еще больше усилилась после присоединения мордовских земель к русскому государству (конец XV в.). Впоследствии (середина XVI в.) мордва приняла христианскую веру в форме православия, долго сохраняя однако элементы язычества.

Основой традиционного хозяйства мордвы является пашенное земледелие (рожь, пшеница; конопля, лен, просо). Вспомогательная роль отводится животноводству (крупный и мелкий рогатый Скот), бортничеству. Традиционное жилище имеет планировку схожую со среднерусской двухкамерной избой. Мордовский женский костюм состоит из холщовой рубахи белого цвета(памар) с богатой вышивкой. Эрзянский костюм - сплошь покрытая вышивкой рубаха (покай); верхняя одежда -халат из белого холста (руця). У мокшанок - белые холщовые штаны (понкст) и тот же халат из белого холста (мышкас, плахон). Весьма разнообразны женские головные уборы; они невысоки, имеют твердую-основу. У незамужних девушек - налобная повязка, обшитая бисером. Старинная традиционная обувь - это прежде всего лапти, которые у эрзя называются карть, а у мокша - карьхть.

Традиционная пища более всего состоит из продуктов земледелия:

дрожжевой хлеб (киот), пироги с разнообразной начинкой, блины, лапша, круглые кусочки теста, заваренные в воде. Блюда из мяса у эрзя и мокша также отличаются: эрзи употребляют в пищу жареное мясо и ливер с приправами (селянка), мокша едят жареное мясо с луком (щеням). Народные ремесла мордвы- вышивка, резьба по дереву и шитье бисером.

Традиционные праздники чаще всего приурочены к народному календарю один из которых (вельозкс) посвящен Вель –ава - покровительнице деревни. Мордовский фольклор более всего основан на обрядовой поэзии (календарной и семейной). Это свадебные песни, различные причитания.. Среди мордовского населения бытуют лирические грустные песни, пастушки, поговорки.

Удмурты (самоназвание - утморт,укморг, устаревшее русское название - вотяки) - народ, составляющий основное население Удмуртии (496,5 тыс. чел.) - республики, входящей в состав Российской федерации (РФ). Удмурты малыми группами проживают в Татарстане (около 25 туе. чел.), Башкортостане (около24 тыс. чел.), республике Марий,^л (2»5 тыс. чел.), Пермской (около 33 тыс. чел.), Кировской (23 тыс. чел.). Тюменской « (чуть больше 7 тыс. чел.), Свердловской (23,6 тыс. чел.) областях, а также в Украине (около 9 тыс. чел.), Узбекистане (2,7 тыс. чел.) и Белоруссии (1,2тыс.чел).

В антропологическом отношении удмурты являются представителями субуральского варианта уральской переходной расы. Удмурты говорят на удмуртском языке, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и имеет.четыре основных наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Весьма распространенными являются русский и татарский языки. Верующие удмурты - христиане православного толка.

В основе этногенеза удмуртов - древние финно-угорские племена, населившие теперешнюю территорию Удмуртии с I-го тыс. до н.э. I-го тыс. н.э). На рубеже I-го и II-го тыс. н.э. удмуртские племена попали под влияние вояжско-камских болгар, о 1236 г. они оказались под монголо-татарским владычеством. До середины XVI в. их северные территории были частью Вятской земли, а южные входили в состав Казанского ханства. Однако в третьей четверти того же века вся территория, на которой проживали удмурты, вошла в состав Русского государства, оставаясь до сих пор субъектом Российской Федерации.

Основными традиционными видами хозяйства удмуртов является пашенное земледелие (рожь, овес, гречиха, ячмень, полба, горох, лен, конопля) и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы, домашняя птица). Традиционное жилище удмуртов - сруб из бревен (корка) с двускатной крышей. Сени дома - холодные, печь- русская. Хозяйственные постройки - амбар (кенос), летняя кухня.

В традиционной одежде удмуртов прослеживается два варианта - северный, в "котором преобладают белый, красный, черный, и южный с многоцветной гаммой. Женский народный костюм состоит из туникообразной рубахи (дэрем), халата (шертдарем), передника, высокого конусовидного головного убора (айшон) с накидкой (сюлык) узорчатых чулков.

Верхняя женская одежда – кафтан из сукна (дукес) и овчинная шуба, Мужской традиционный костюм почти аналогичен русскому народному костю му(пестрядинные штаны, рубаха косоворотка, валяная шляпа, лапти с, онучами). Основу национальной кухни составляют продукты питания растительного характера. По праздникам широкое распространение имеют такие блюда как пельмени, рыбники, пироги с грибами, ягодами и, овощами, а также мясо, масло, яйцо, мед. В религиозном плане в удмуртском этносе отчетливо проявляется система синкретизма язычества и христианства. В быту заметное место занимает вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву. Удмуртский фольклор и устное народное творчество содержат в себе космогонические мифы, предания о древней истории народа, сказания о богатырях, сказки, загадки, пословицы и поговорки, несущие в себе, духовное наследие удмуртского этноса.

КАЛМЫКИ (самоназвание - хальмг) - народ, большинство которого проживает в республике Калмыкия (146,3 тыс.чел.). Остальные живут в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, а также в Ставропольском крае и Сибири. Немногочисленные диаспоры калмыков существуют в США, во Франции, Германии. Калмыки относятся, по своим антропологический характеристикам к одной из групп центрально-азиатской расы, входящей в большую монголоидную расу(антропологически близки монголам и бурятам). Говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Происхождение калмыков связывается, с ойратами Джунгарской равнины, часть которых в поисках новых пастбищ перекочевали в район нижнего течения Волги (конец XVI - XVII вв.) Здесь они постепенно смешивались с местными народами, более всего, тюркского происхождения. Вплоть до начала XX в. вели кочевой образ жизни, сохраняя деление на несколько племенных групп. В советское, особенно в процессе насильственной депортации в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан(с 1943. по 1957.). Однако, несмотря на это, калмыки до сих пор сохранили определенные культурные черты.

Основой их прежнего хоаяйственно-культурного типа было кочевое

скотоводство с преобладанием овец и лошадей. Традиционные ремёсла -

обработка металла, вышывка, резьба по дереву и тиснение по коже, у калмыков три основных типа традиционного жилища: кибитка, землянка полуземлянка.

Основу традиционного костюма составляет длинное платье, на

которое надевается безрукавка, длинная рубаха, штаны, сапожки и

вышитый пояс. Мужской традицонный костюм состоит из приталенногокафтана; рубахи, штаны, сапоги из мягкой кожи. Основа традиционного питания- овечье и лошадиное мясо, говядина и молоко, а также свинина и дичь. Широко распространенным напитком является чай с молоком,

маслом и другими добавками (соль, специи). В калмыцком фольклоре

бытуют протяжные песни, сказки, изречения, богопожелания, но особенно

известен калмыцкий героический эпос «Джангар». Верующие калмыки -

буддисты ламаистского толка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!