Что поставлялось по ленд лизу в ссср. Что такое лендлиз? Мог ли ссср обойтись без ленд-лиза

Маньчжурия - один из крупнейших промышленных регионов Китая, протянувшийся от горных кряжей Хингана до побережья .
Этнический состав современной Маньчжурии, как следствие сложных исторических процессов на ее территории, очень пестрый.
Древние народы, населявшие Маньчжурию, занимались охотой, разведением скота и примитивным земледелием. Они делились на кочевников-монголов, известных как кидани, и оседлые племена маньчжуров, которые и дали имя всей этой земле. В 1000 г. до н. э. на Маньчжурию с севера совершали набеги племена тунгусов, а в 200-220 гг. до н. э. с юга двинулисьханьцы (китайцы).
В старину на этих землях постоянно шли войны, создавались и распадались бесчисленные государства. Относительная стабильность наступила в начале XII в. с установлением господства чжурчжэней - тунгусских племен, основавших династию Цзинь (1115-1234 гг.), правившую вплоть до завоевания Маньчжурии монголами. Жестокое правление завоевателей заставило китайцев поднять восстание, изгнать монголов во второй половине XIV в. и установить правление императорской династии Мин (1368-1644 гг.).
Империя Мин оказалась недостаточно сильной, чтобы противостоять соседям. В конце XVI в. Айсиньгиоро Нурхаци (1559-1626 гг.) - один из предводителей чжурчжэней - собрал сильную армию чжурчжэней и монголов, отнял у империи Мин ее владения и в 1616 г. провозгласил себя императором маньчжурской империи Да Цзинь, в современном написании Цин (1644-1912 гг.). Тогда же чжурчжэни стали называть себя маньчжурами.
В 1644 г. маньчжуры отправились в поход на Пекин, перешли Великую китайскую стену, захватили город и присоединили весь Китай к своей империи Цин - последней из императорских династий, правивших Китаем вплоть до провозглашения республики и отделения Внешней Монголии в результате Синьхайской революции 1911 г.
В конце XVII в. произошло первое столкновение китайцев с русскими на северной границе Маньчжурии в ходе русско-китайской войны 1658 г. По результатам неудачной для русских войны был подписан Нерчинский договор 1689 г., по которому русско-китайская граница прошла по рекам Амуру и Аргуни.
Однако внутренние районы Маньчжурии долгое время оставались малонаселенными: здесь жили только кочевые племена монголов.
Императоры династии Цин всячески поощряли переселение китайцев в Маньчжурию, в XIX в. этот процесс стал массовым, и китайцы вскоре составляли подавляющее большинство в этих местах.

В конце XIX в. в Маньчжурии усилилось влияние Японии. Обеспокоенная за свои удаленные малозаселенные восточносибирские и дальневосточные владения Российская империя, которая также планировала присоединить к себе маньчжурские территории, спешно добавила, в дополнение к Транссибирской ж/д, новое направление - Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) как кратчайший путь на Харбин. В 1901 г. вблизи русско-китайской границы был заложен город Маньчжурия (находится в восточной части совр. округа Внутренняя Монголия (КНР). Трения между Россией и Японией вылились в военный конфликт и повлекли за собой поражение русской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг.
После завоевания японской Квантунской армией Маньчжурии в 1931 г. на ее территории 13 лет существовало марионеточное государство Манчжоуго. Это политико-административное образование прекратило свое существование после Второй мировой войны, когда 19 августа 1945 г. русские солдаты захватили в г. Мукдене (совр. Шэньян) последнего императора Китая и Пу И (1906-1967 гг.) отрекся от престола.
В 1949 г. была образована Китайская Народная Республика, территория Маньчжурии вошла в ее состав в виде нескольких провинций.
На современных картах Китая название Маньчжурия используется только для обозначения города вблизи от границы с РФ, а для обозначения исторической области вошло в обиход название Дунбэй - Северные Провинции, или Северо-Восток, объединяющий провинции , Гирин и Ляонин и северо-восточную часть Автономного района Внутренняя Монголия.
Маньчжурия в целом горная область, за исключением центральной и южной ее части. В центре Маньчжурии раскинулась равнина, образованная речными наносами. Горы проходят по границам Маньчжурии на северо-востоке и юго-востоке. Хребет Большой Хинган является естественной границей, отделяющей маньчжурскую часть автономного района Внутренняя Монголия от остальной его территории, лежащей западнее. Реки Маньчжурии большие и полноводные (Амур, Сунгари).
Из-за особенностей рельефа холодный воздух застаивается в межгорье и климат здесь суровый, но местные потомки кочевых народов давно свыклись с низкими температурами и пронизывающими ветрами.
Проводимая властями Китая политика китаизации национальных окраин не обошла Маньчжурию стороной. В составе КНР Маньчжурия лишилась административной идентичности и осталась лишь исторически сложившимся регионом Северо-Восточных провинций (общее название Дунбэй). В настоящее время лишь около 7 млн чел. называют себя маньчжурами при общей численности населения около 120 млн чел.
Маньчжурия - уже не тот отсталый сельскохозяйственный район, которым она была на протяжении веков.
Провинция Хэйлунцзян обладает крупнейшими в Северо-Восточном Китае запасами каменного угля. Эта же провинция, самая богатая лесом в Китае, поставляет древесину для всей страны. Здесь же находятся широко известные на российском Дальнем Востоке зоны приграничной экономической кооперации и торговли Хэйхэ, Дунъин и Суйфэньхэ. Ежегодно в эту приграничную провинцию приезжает около 1 млн туристов из России. Одна из самых известных достопримечательностей провинции Хэйлунцзян - озеро Цзинбо, или Зеркальное озеро, в горах Ваньдашань, образовавшееся после извержения вулкана. Здесь находятся несколько интересных природных объектов: пещера «Подземный лес», всемирно известный геологический парк и природная зона всекитайского значения «Первобытный кратерный лес».
Провинция Гирин занимает в основном равнину и является одним из важнейших районов выращивания злаков, в частности - риса, маиса и сорго. Однако в результате нерационального использования почвы на полях Северо-Восточного Китая за последние полвека толщина черноземного слоя уменьшилась на 50%.
Подножие гор Чанбайшань - главный район лесоразработок в Маньчжурии. Наибольшую известность провинции Гирин принесли фармацевтические предприятия, где делают лекарства на основе женьшеня и рогов оленя - важнейших элементов традиционной китайской медицины. Главные достопримечательности провинции Гирин - постройки эпохи культуры Когурё (37 г. до н. э. - 668 г.), внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: горная крепость Хвандо (3 г. н. э.), крепость Гунгнэ (3 г. н. э.), Генеральская (Восточная) пирамида (V в.). Здесь же находятся вулкан Пэктусан (Белоголовая гора) с кратерным озером Тяньчи, или Чхонджи (Небесным), древние захоронения на горе Лонгтау (VI-Х вв.) с мавзолеем принцессы Чон Хе (конец VIII в.).
Провинция Ляонин - самая экономически развитая на северо-востоке Китая, с многочисленными предприятиями нефтехимии, черной металлургии, машиностроения и средств телекоммуникации. Самые заметные достопримечательности этих мест - Мукденский дворец первых императоров Маньчжурской династии Китая - Нурхаци и Абахая (первая половина XVII в.), несколько императорских захоронений эпохи Мин и Цин, горный город Вуну с археологическими находками 4500-летней давности и Сад Нефритового Будды в городе Аньшане, где находится самая большая статуя Будды, вырезанная из нефрита, весом 260 т.

Общая информация

Местоположение: Дальний Восток. Северо-восток Китайской Народной Республики.

Административный состав: провинции Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, а также северо-восточная часть автономного района Внутренняя Монголия.

Административные центры: Харбин (Хэйлунцзян) - 10 635 971 чел. (2010 г.), Шэньян (Ляонин) - 8 106 171 чел. (2010 г.), Чанчунь (Гирин) - 7459 005 чел. (2010 г.), Хух-Хото (Внутренняя Монголия) - 2 866 615 чел. (2010 г.).

Языки: китайский (мандаринский, или северо-китайский), корейский, маньчжурский.

Этнический состав: китайцы (ханьцы) - больше 90%, монголы, маньчжуры, корейцы.
Религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, шаманизм (неханьцы); формально атеизм.
Денежная единица: юань.

Крупнейшие города: Далянь (Ляонин) -6 170 000 чел. (2009 г.), Цицикар (Хэйлунцзян) - 5 367 003 чел. (2010 г.), Гирин (Гирин) - 4414 681 чел. (2010 г.), Аньшан (Ляонин) - 3 645 884 чел. (2010 г.), Фушунь (Ляонин) - 2 138 090 чел. (2010 г.).

Крупнейшие реки: Сунгари (Сунхуацзян, самая длинная), Амур (Хэйхэ), Ляохэ.

Соседние государства и территории: на востоке, севере, северо-западе - Российская Федерация, на юго-западе - китайская провинция Хэбэй, на юге - Корейская Народно-Демократическая Республика.

Важнейшие аэропорты: Чжоушуйцзы (город Далянь, Ляонин), Таосянь (город Шэньян, Ляонин).

Цифры

Площадь: 801 600 км 2 .

Население: около 120 млн чел. (2011 г.).

Плотность населения: 149,7 чел/км 2 .

Самая высокая точка: Пэктусан (Гирин), 2744 м.

Климат и погода

На побережье - умеренный муссонный, во внутренних районах - резко континентальный.
Средняя температура января: на юге -12°С, на севере -20°С.
Средняя температура июля: на юге +25°С, на севере +23°С.
Среднегодовое количество осадков: 350-600 мм.
Относительная влажность воздуха: 75%.

Экономика

Общей статистики по Маньчжурии не ведется. Существенный рост ВРП и ВРП на душу населения наблюдается после введения в 2007 г. государственной
программы возрождения экономики Северо-Востока КНР.
Наиболее развитая провинция - Ляонин: в 2010 г. доля промышленности составила 54%, сфера услуг - 37%.
ВРП Маньчжурии: 1,63 трлн юаней (2002 г.).
ВРП на душу населения: $4000 (2002 г.).

Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, руды (железная и алюминиевая), мрамор, базальт, графит.

Промышленность: горнодобывающая, металлургическая, деревообрабатывающая, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая, машиностроительная, автомобилестроительная, энергетическая.

Сельское хозяйство: растениеводство (хлопководство, зерновые, соя, картофель, овощеводство), животноводство.

Рыболовство.

Достопримечательности

Провинция Хэйлунцзян : природный заповедник Чжалун, озеро вулканического происхождения Цзинбо, или Зеркальное озеро (горы Ваньдашань), пещера «Подземный лес», геологический парк, «Первобытный кратерный лес»;
■ Провинция Гирин : постройки эпохи культуры Когурё (горная крепость Хвандо (3 г. н, э.), крепость Гунгнэ (3 г. н. э.), Генеральская (Восточная) пирамида (V в.), вулкан Пэктусан (Белоголовая гора) с кратерным озером Тяньчи, или Чхонджи (священное Небесное озеро), древние захоронения на горе Лонгтау (Vl-Хвв.) и мавзолей принцессы Чон Хе (конец VIII в.);
Провинция Ляонин : горный город Вуну, Сад Нефритового Будды и самая большая статуя Будды, лесопарк Метеоритной горы;
Город Харбин (Хэйлунцзян) : Парк«Солнечный остров», гора Эрлуншань, площадь Софии, Харбинская усадьба «Волга», Центральная улица(конец XIX в.), Буддийский храм Цзилэсы (первая половина XX в.), Свято-Покровский храм (первая половина XX в.), Парк И. В. Сталина (середина XX в.), Софийский собор (начало XX в.), Башня Дракона (телебашня провинции Хэйлунцзян, начало XXI в.), Парк северо-восточных тигров, Музей свидетельств преступлений японского «Отряда 731».
Город Шэньян (Ляонин) : Фулин (Дунлин) - захоронение цинского императора Айсиньгиоро Нурхаци (1559-1626 гг.), Чжаолин (Бэйлин) - захоронение цинского императора Айсиньгиоро Абахая (1592-1643 гг.), Мукденский дворец первых императоров Манчьжурской династии Китая - Нурхаци и Абахая (первая половина XVII в.);
Город Чанчунь (Гирин) : Вэйхуангун - императорская резиденция Маньчжоуго (в 1932-1945 гг. здесь жил последний китайский император Пу И), лесной парк Наньху на озере Цзин-Юэ, чанчуньский киногородок, Драгоценная пагода эпохи династии Ляо (X-XIIвв.).

Любопытные факты

■ Башня Дракона - телебашня провинции Хэйлунцзян - одна из самых высоких в Азии; высота - 336 м. Постройка 2002 г.

■ В провинции Гирин в 1976 г. упал самый крупный каменный метеорит общей массой до 4000 кг; около 100 его осколков весят 2700 кг, наибольший осколок - называется Цзилинь - весит 1770 кг.
■ Центральная улица Харбина - самая длинная пешеходная улица Азии: длина 1450 м, ширина с тротуарами - 21,34 м.
■ Город Харбин был основан русскими в 1898 г. как железнодорожная станция Сунгари - первая станция Трансманчжурской магистрали (КВЖД). Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856-1924 гг.), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине). Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими и переехали в Харбин для работы на железной дороге.
■ После революции и гражданской войны в Харбине осели около 100-200 тысяч белоэмигрантов. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.
■ В 1924 году в Пекине было подписано соглашение о правовом статусе КВЖД между Китаем и СССР. Чтобы не потерять работу, харбинские русские должны были принять советское гражданство. В 1935 г., когда СССР продало свою долю КВЖД, и тысячи русских харбинцев с советским гражданством были вывезены «на родину», где большинство из них сразу или в 1937 г. были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности. В 1945 г. из занятого Советской Армией Харбина в лагеря отправили почти всех остававшихся харбинских русских.

Когда-то Маньчжурия занимала огромную территорию. Сейчас территориально она входит в состав разных государств. Так равнинную часть китайской Маньчжурии занимают провинции Хэйлунцзян, Ляонин и Цзилинь. Хребет Большой Хинган находится на территории автономного района Внутренняя Монголия.

Часть Маньчжурии находится на современной территории России и входит в состав , Еврейской автономной области и частично в состав Амурской области и .

Из истории Маньчжурии

Название произошло от именования народа — маньчжуры (южнотунгусского происхождения) в начале XVII века. В прошлом этот народ имел свою государственность.

В древности Маньчжурия делилась на множество отдельных владений, которые то соединялись в одно государство под властью одного правителя, то вновь распадались. С севера двигались воинственные тунгусские племена, ставшие господствующими в северной Маньчжурии.

На юге колонизация со стороны современного Китая приносила с собой зачатки ханьской культуры. В X веке Маньчжурия была завоевана киданями. C 1115 года господствующими становятся чжурчжэни, создавшие знаменитую династию Цзинь, которая контролировала и Маньчжурию, и почти весь северный . В 1234 году в Маньчжурию пришли монголы.

После свержения монгольского владычества в Китае (1368 г.), новая Империя Мин пыталась в начале XV века покорить всю Маньчжурию. Однако на протяжении большей части Минской эпохи лишь крайний юг региона - Ляодунский полуостров (современный Ляонин) - стабильно оставался под властью Пекина.

В конце XVI в. один из чжурчжэньских вождей, Нурхаци, смог объединить под своей властью множество чжурчжэньских и монгольских родов. И в 1616 году объявил себя императором новой империи, названной «Поздняя Цзинь» - в знак продолжения традиций империи Цзинь XII-XIII веков. Затем был завоёван и принадлежавший Минской империи Ляодун.

И немного географии

За исключением юга, Маньчжурия представляет собой невысокую горную территорию. В западной её части тянется с севера на юг горный хребет Большой Хинган (кит. Син-ань-лин), наиболее высокие горы в юго-восточной части страны - Чанбайшань (средняя высота 1500-1800 м, наибольшая 2745 м).

Реки: Амур, по которому проложена граница Китая с Россией. Приток Амуру Сунгари, сливающийся с Нонни-цзян, Ляохэ с многими притоками, Ялу.

В Маньчжурии расположен знаменитый российский Порт-Артур. Это длинная история, а у нас не исторический сайт….

Климат суровый.

Население разнообразное: китайцы преобладают на юге, собственно маньчжуры, монголы, тунгусы, корейцы, японцы. Есть русские.

Основные занятие местного населения: земледелие, скотоводство, горное дело.

В административном отношении китайская часть Маньчжурии разделяется на три провинции:

  • мукденская (кит. Шэн-цзин; главный город Мукден),
  • гириньская (главный город Гиринь),
  • Хэй-лун-цзянская (главные города Цицикар и Айгунь).

Главный город Маньчжурии Мукден. Через Маньчжурию проходит Китайско-Восточная железная дорога, являющаяся продолжением Сибирской дороги до города Владивостока (1482 км) с ветвями Харбин-Дальний (941 км), Нан-куэнь - Линь - Порт-Артур (48 км) и Таши-цзяо - Иш (22 км).

После чего наименование "Маньчжурии" как правило используется только в отношении областей оставшихся в составе Цинской империи .

История

Зарождение Маньчжурии

В землях впоследствии поименованных Маньчжурией издавна существовали многочисленные тунгусские племена, известные китайцам как «северные варвары»: су-шэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ и другие. В этногенезе маньчжуров участвовали также тюркские и монгольские племена. Образование чжурчжэнского государства в XII веке ускорило консолидацию племён региона, но только в начале XVII века союз чжурчжэнских племён складывается в единое этно-политическое объединение Маньчжу .

Покорив Китай при сыне Нурхаци, маньчжуры составляют здесь новую правящую династию – Цин – а также военную касту, расселённую по всей стране, что подстёгивает их быструю культурно-энтическую ассимиляцию. При этом Маньчжурия остаётся регионом с особым статусом в составе Цинской империи.

Цинская Маньчжурия

Как родина цинских правителей Маньчжурия считалась священной, тут располагаются гробницы и родовые святыни императоров, переселение сюда ханьцев и моноголов запрещается для сохранения его самобытного населения. Религией местных народов – маньчжуров , солонов , тунгусских племён и отчасти дауров – а также императорского дома был шаманизм . Это также отличало Маньчжурию от соседних областей, т.к. ханьцы были приверженцами конфуцианства , буддизма и даосизма , а монголы в первую очередь ламаизма .

Далее речь идёт только о «Внутренней Маньчжурии» – т.е. о землях оставшихся в составе Цинской империи – которые еще долго сохраняли за собой историческое наименование «Маньчжурии». Эти земли также быстро утрачивают свою прежнюю изолированность. В году для Маньчжурии было организовано римо-католическое «апостольское викариатство» под эгидой французского Общества иностранных миссий, а с открытием для европейцев Ню-чжуана появились и протестантские миссионеры из Англии . В эпоху империализма , когда Китай делается предметом амбиций ведущих держав, Маньчжурия становится ареной столкновения и взаимопроникновения ряда влияний, в первую очередь – китайских, российских и японских .

Период позднего империализма

Представителями интересов западных держав в Маньчжурии – в первую очередь Англии , Франции и США – являлись торговые агенты, а также римо-катлические и протестантские миссионеры. Главное внимание последних было обращено на медицинскую помощь; госпитали служили главным средством пропаганды.

Японская гегемония

С началом японской интервенции в Россию в году, в связи с русской гражданской войной , Маньчжурия вновь наполняется японскими военными частями, а также политическими и торговыми агентами. Одновременно в Маньчжурию прибывает поток русских эмигрантов и беженцев – сотни тысяч русских проходят через «манчьжурский» период в поисках пристанища, а многие оседают здесь, значительно увеличивая русское население края в 1920-х годах. Оформляется и быстро растёт новая Харбинская епархия в ведении Русской Православной Церкви Заграницей , делаясь ведущим зарубежным центром патриархальной русской жизни в условиях изгнанничества.

При том что Япония сделалась бесспорным гегемоном в Южной Маньчжурии, на севере укрепились было позиции китайских республиканцев под водительством Чжан Цзолиня . После года китайское правительством признало СССР , но совместное советско-китайское управление Китайской Восточной железной дорогой не было стабильным сожительством – в году из-за китайской попытки захвата железной дороги разгорелся Конфликт на КВЖД , в котором Красная армия вышла победительницей.

Тем временем японские активисты в радикальных кругах армии всё сильнее нажимали на наследника Чжан Цзолиня – его сына Чжан Сюэляна который унаследовал северо-маньчжурское «генеральство» – с целью его полного подчинения. После «Маньчжурского инцидента» - подрыва железной дороги около Мукдэна 18 сентября года - японская Квантунская армия провела быструю кампанию по захвату Северной Маньчжурии и к началу года подавила организованное китайское сопротивление. 1 марта года в пределах Южной и Северной Маньчжурии было провозглашено номинально независимое «государство Маньчжурия» - Маньчжоу-го - ставшее марионеточным образованием в орбите Японии. Последний цинский император Пу И был поставлен японцами во главе лимитрофной страны, которая в году стала именоваться «Маньчжурской империей» - Маньжоу-ди-го – со столицей во вновь переименованном Синьцзине (ныне Чанчунь). При том, что в Маньчжурии был создан собственный государственный аппарат с подчёрнутым представительством разных народов на корпоративной основе – в противовес китайской политике китаизации – на деле главным органом управления страны стало командование японской Квантунской армии, а также сеть японских администраторов в маньчжурских государственных органах.

Благодаря японским инвестициям и богатым природным ресурсам, быстро пошла индустриализация и эксплуатация Маньчжурии. Массовое переселение японцев и корейцев , организованное японскими властями, было призвано противодействовать уже установившейся гегемонии ханьцев в этническом составе Маньчжурии. Маньчжурия также разрабатывалась и обустраивалась японскими планировщиками как плацдарм для дальнейшего захвата Китая, продвижения в СССР и

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Ленд-лиз - программа ленд-лизу (от англ. lend - «давать взаймы» и lease - «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам в Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США.Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года предусматривал:

  • поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушимое и не утрачена техника и оборудование должна быть возвращена в США.

Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества.

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4% средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также и на то, что по ряду позиций поставки имели важное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд - от Великобритании и Британского Содружества.

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран - участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.

Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австралия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединенные нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединенные нации / Страны Оси: 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

Как показывает приведенная выше таблица, до декабря 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Следует учесть, однако, что до этого момента Великобритания была истощена морской блокадой и существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически полностью завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 90 млн осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам как по ВВП (0,9:1), так и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть повлиять на ход боевых действий в 1942 году. 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Франклин Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, который втянул США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора, как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Весь этот ленд-лиз не был безусловно необходим СССР. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и др.). и станки для советской промышленности.

Поставки в СССР

Подписание договоров о ленд-лизе

БМ-13 «Катюша» на платформе студебекера

Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросам взаимных военных поставок происходила вМоскве с 29 сентября по 1 октября 1941 года.

В результате решений, принятых на этой конференции, первой сделки о поставках в СССР была достигнута в феврале1942 года, когда на СССР была распространена действие закона о ленд-лизе.

11 июня 1942 года посол СССР в США Максим Литвинов и госсекретарь США кордель Хэл обменялись нотами, в которых указывалось, что подписанное 11 июня 1942 года «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» заменяет и делает недействительным предыдущее соглашение между правительствами СССР и США по этому же вопросу, заключенное путем обмена посланиями между Рузвельтом и Сталиным в феврале 1942 года.

Маршруты и объем поставок

Основные маршруты и объем поставок транспортных грузов показаны следующей таблице:

Маршруты поставок тысяч тонн % От общего
Тихоокеанский 8244 47,1
Транс-иранский 4160 23,8
Арктические конвои 3964 22,6
Черное море 681 3,9
Советская Арктика 452 2,6
Всего 17 501 100,0

Три маршрута - тихоокеанский, Транс-иранский и арктические конвои - обеспечили в сумме 93.5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был полностью безопасным.

М3 «Ли» танкисты прозвали «братской могилой шестерых»

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно по этому маршруту, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовской (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой наморожувалы метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР. Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и уничтожались. Морская часть пути от западного побережья СРСС до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Студебекеры в Иране на пути к СССР

Транс-Иранский маршрут в августе 1941 года позволял транспортировать всего лишь 10 000 тонн в месяц. Чтобы увеличить объемы поставок необходимо было провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и транс-иранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. К октябрю 1942 года объемы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 - до 100 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, к концу 1942 года, которые подверглись активных атак со стороны немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. За одним из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другим - через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска - Сибирь»), была переброшена 7925 самолетов.

Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении советской промышленности и армии. Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:

Программа ленд-лиза была взаимовыгодной, как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

«Валентайн» «Сталин» направляется в СССР по программе ленд-лиза.

Основным шасси «Катюш» стали ленд-лизинговые «Студебекеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время, как Соединенные Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для советской «Катюши», в СССР было выпущено всего лишь 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, были уничтожены во время войны. На сегодняшний день во всем постсоветском пространстве сохранилось всего четыре аутентичных реактивных минометов «Катюша», созданных на базе советских автомобилей ЗИС-6. Один из них находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй - в Запорожье. Третье миномет в базе «полуторки» стоит как памятник в Луганске. Четвертый - в Нижегородском кремле.

Jeep. В рамках программы ле-лиз в СССР было отправлено 51 000 "виллис" в собранном и разобранном виде.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5% от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1%), 610 тыс. тонн сахара (41,8%), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108%).СССР получила 427 000 автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн 586 тыс. тонн) - почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945». Однако в самой статье написано, что США и Великобритания поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941 - 1945 гг было сделано 5539 тыс. тонн авиабензина, таким образом западные поставки составили лишь 18% от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таким был в советском авиапарке процент самолетов.

Летательных аппаратов 14 795
Танков 7 056
Легковых джипов 51 503
Грузовых автомобилей 375 883
Мотоциклов 35 170
Тракторов 8 071
Винтовок 8 218
Автоматического оружия 131 633
Пистолетов 12 997
Взрывчатки 345 735 тонн
Динамита 70400000 фунтов
Пороха 127 000 тонн
Тротила 271 500 000 фунтов
Тилуола 237 400 000 фунтов
Детонаторов 903 000
Оборудование зданий $ 10910000
Товарных вагонов 11 155
Локомотивов 1 981
Грузовых судов 90
Противолодочные корабли 105
Торпедных катеров 197
Радиолокаторов 445
Двигателей для кораблей 7 784
Запасов продовольствия 4478000 тонн
Машин и оборудования $ 1078965000
Цветных металлов 802 000 тонн
Нефтепродуктов 2670000 тонн
Химикалий 842 000 тонн
Хлопка 106 893 000 тон
Кож 49 860 тонн
Шин 3786000
Армейских ботинок 15417000 пар
Одеял 1541590
Спирта 331 066 л
Пуговицы 257 723 498 шт.

СССР получила от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомобилей в 1943 году было 5,4%, в 1944 году в СА - 19%, а по состоянию на 1 мая 1945 г. - 32,8% (58,1% составляли машины советского производства и 9,1% - трофейные). США и Британская империя поставили 18,36% авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты поставленные по ленд-лизу, в то время, как советский самолеты могли заправляться советским бензином с меньшим октановым числом.

Сравнительные данные роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны такие как:

Материалы Производство СССР (без учета имеющегося в начале войны) Ленд-лиз Ленд-лиз/Виробництво СССР, в%
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53%
Медь, тыс. тонн 534 404 76%
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106%
Олово, тыс. тонн 13 29 223%
Кобальт, тон 340 470 138%
Авиатопливо, тыс. тонн 4700 1087 23%
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92%
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102%
Сахар, тыс. тонн 995 658 66%
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480%
Животные жиры, тыс. тонн 565 602 107%

Долги по ленд-лизингу и их выплата

Сразу же по завершении войны США направили странам, получавших помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и другого оборудования, которое находилось в странах получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. По ту военную технику, которая была уничтожена фашистами в ходе боев, США не потребовали ни цента.

Великобритания

Объем долгов Великобритании перед США составил $ 4,33 млрд, перед Канадой - $ 1,19 млрд. Последний платеж в размере $ 83250000 (в пользу США) и $ 22,7 млн (Канада) было проведено 29 декабря 2006 года.

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составила $ 187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Однако, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврат долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Российская Федерация)

На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемую отказ американской стороны. Переговоры1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $ 800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $ 300 млн. По мнению советского правительства, расчеты должны были вестись не в соответствии с реальной задолженности, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, который был закреплен еще в марте 1946 года.

Соглашение СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. Согласно этому договору СССР обязался до 2001 года заплатить $ 722 млн, включая процентами. До июля 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму $ 48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с введением американской стороной экономических мер в торговле с СССР (Поправка Джексона-Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - $ 674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на российскую федерацию (Борис Ельцин, Андрей Козырев), по состоянию на 2003 й год российская федерациядолжна примерно 100 млн. американских долларов.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-byrnes accords) регулирован французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!