Что такое ассонанс в литературе. Русский язык и литература

Смыслом обладают не только слова, но и звуки. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, на его эмоции при помощи определенных слов и словосочетаний широко известна. Некоторые из них способны вызывать не только определенные эмоции, но подсознательно воспринимаются и как некие образы.

Хорошо известен воздействующий потенциал отдельных звуков человеческой речи -- так называемая фоносемантика, образуемая ассоциативной составляющей звуков и передающих их букв. Эти непосредственные связи между звуком и смыслом весьма смутны, с трудом поддаются прояснению и могут опровергаться множеством примеров, но они ощущаются, передаются и по крайней мере отчасти обладают общей значимостью - например, звукоизобразительные ассоциации (рокот - "Р", плавность и тягучесть - "Л", нудность - "Н", пронзительность - "И", мрачность - "У" и т.д.).

Например, звук [р] воспринимается как динамичный, решительный, мужественный; звуки [п] и [б] -- как солидные, основательные и надежные; [л] и [н] -- как женственные, легкие, нежные. Было замечено, что звук [о] производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты (т-о-о-лстый к-о-о-т). Преобладание звуков [а] и [э] в речи говорящего ассоциируется с эмоциональным подъемом. Недаром этот эффект используют признанные поэты-песенники. А вот звук [ы] производит впечатление чего-то мрачного, непонятного, сходное ощущение возникает и от обилия согласных, особенно шипящих. Психологи установили, что присутствие или преобладание в словах гласной [и] вызывает впечатление чего-то маленького, а в ряде случаев попросту незначительного.

Был проведен оригинальный эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупредили, что одна из них называется "пим", а другая -- "пум". А затем испытуемых попросили определить, какая же из них "ним", а какая -- "пум". Более 80% были убеждены, что маленькая фигура называется -- "ним", а большая -- "пум". Аналогично предъявлялись фигурки с названиями "ли" и "лау". Так же и в этом случае результат был однозначный: "ли" -- маленькая, а "лау" -- большая.

Основа адекватной фонетики рекламной фразы -- ее благозвучие и соответствие звукового состава смыслу рекламного сообщения. Это достигается с помощью использования слов, в которых преобладают звуки с семантикой, сходной с общим смыслом рекламного сообщения.

В общем, рекомендуется использовать в рекламе простые слова. Они возникли первыми и наиболее ярко передают соответствие звукового состава представляемому предмету или явлению. Например, в слове "легкий" звонкий [л] и пронзительный [и] передают идею невесомости, воздушности, тонкости. В слове "толстый" тяжелое глухое [г] и округлое [о] создают впечатление пухлой, объемной формы предмета.

С помощью удачного звукового решения слоган может передать не только общую идею, но и дать подсознательную ориентировку на товарную категорию, способ и ситуацию использования товара. Например:

Зубная щетка "Аквафреш"; Чистит с блеском -- действует с головой. Сочетания (ч, ст, тс и ск) - звуки щетки во время чистки зубов.

Напиток "Миринда": Взрыв вкуса. (Взр,в и вк) -- передают идею взрыва.

Ассонанс на "и" и "о" придаёт напевность и лёгкость тексту рекламного сообщения, близкие по смыслу концепты представлены на лексическом уровне - "легкость", "удобство", "свобода":

Чт[о] лежит в [а]сн[о]ве с[а]зд[а]ни [о]бувиЕССО? Уд[о]бств[а] и к[а]мф[о]рт при х[а]дьбе, [а]щущениесв[а]б[о]ды и л[о]гк[а]сти..? Не т[о]лько. Чт[о]бы п[ан"а]ть [а]с[о]бую культуру ЕССО, не[а]бх[а]дим[а] п[а]пр[о]б[а]в[а]ть эту [о]бувь н[а] себе ("ЕССО").

Аллитерация на шипящие и свистящие в следующем примере создаёт звуковой образ мягкого движения машины, которое ассоциируется с грациозными движениями женщины, - стилевого признака новой модели автомобиля, рассчитанного на женскую аудиторию:

Ни[шт]о так не по[т"ч"]ёркивает [ж]ен[с]твенноть, как му[шс]кой ко[с"]тюм ("Тойота").

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

Прием ассонанса, направленный на усиление выразительности стихотворной речи, также используется в создании звукописи. Ассонанс (от франц. assonance - созвучие) - это многократное повторение в стихотворении однородных гласных звуков. Нами отмечено, что рисунок гласных звуков подсвечивает мысленную картину, создаваемую смыслами и образами. Иногда в неточной рифме согласные звуки не совпадают, а гласные - совпадают.

Исследователь Б.С. Локшина изучала ассонансность поэзии Блока . Она отметила, что Блок часто использовал этот прием в своей поэзии. Гласные - это та влага, которая придает его стихам текучесть. К примеру, в стихотворении «Обман» (5 марта 1904) звучание построено на перекликающихся гласных. Ассонанс звуков [о] и [э] помогает поэту нарисовать картину поворотного мига:

В пустом переулке весенние воды

Бегут, бормочут, а девушка хохочет...

Будто издали невнятно доносятся звуки... .

Стих Блока - погружение в стихию «напевности» поэтической речи. В рифме важную роль играет не произношение, а произнесение. К. Чуковский заметил, что мелодия стиха Блока строится на гласных - это музыка любви и счастья. Музыкальное звучание поэтической речи - тоже способ информации, т.е. содержания. Звуковое совпадение при смысловом различии определяет богатое содержание. Музыкальное звучание рифмы - производное не только от фонетики, но и от семантики .

Ассонанс звука [э] создает ощущение рождения грёз о несбыточном. Перепевание звука используется для передачи монотонности, мягкости, текучести:

Ещё бледные зори на небе,

Далеко запевает петух.

На полях в созревающем хлебе

Червячок засветил и потух.

Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, который придает особый колорит художественному тексту, особенно поэтическому.

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи .

Примеры фонетической анафоры, выражающейся в повторе гласного звука [и]:

И пели с ветром о весне...

И тихими я шел шагами…

(«Я вышел. Медленно сходили», 1901) ;

И вот, слышнее звон копыт,

И белый конь ко мне несется...

И стало ясно, кто молчит

И на пустом седле смеется.

Примеры фонетической анафоры, выражающейся в повторе согласного звука [в]:

«Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать»

согласного звука [н]:

Нашепталась мне сказка косматая,

Нагадал заколдованный луг.

У Блока встречается лексическая анафора (повторение одинаковых слов). Примеры в поэзии А. Блока:

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я - равнодушный серый нелюдим...

Толпа кричит - я хладен бесконечно,

Толпа зовет - я нем и недвижим.

  • («Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…»,
  • 23 февраля 1899 года) .

Две последние строки в данном стихотворении начинаются со слова «толпа», которое повторяется дважды, создавая более ритмичный слог. Повтор слова «я» указывает на индивидуализм, который имеет мрачный, упадочный характер. Перед глазами возникает образ одинокого, чуждающегося людей, уходящего от них поэта. К.Д. Вишневский пишет, что ритмическая организация, рифма, всевозможные созвучия, паузы в поэзии облекаются в звучащий стих, вместе с содержанием оказывают на нас сильное воздействие и делают мысль поэта более выпуклой и запоминающейся .

В блоковском «Двойнике» столкновение двух миров в душе человека показано как смена музыкального (юноша) и антимузыкального («стареющий юноша»). Музыкальный напев соотносится с воспоминаньем о чистой, высокой любви: Где и она когда-то отдыхала, // Где ты вздыхал о тайнах бытия... («Двойнику», 27 декабря 1901) .

Ещё примеры:

Ветер хрипит на мосту меж столбами,

Черная нить под снегами гудёт.

Чудо ползет под моими санями,

Чудо мне сверху поёт и поёт...

Ты в эти дни была - моя,

Ты с каждым часом хорошела...

Сквозь тихое журчанье струй,

Сквозь тайну женственной улыбки

К устам просился поцелуй,

Просились в сердце звуки скрипки...

Музыкальные фразы в песне повторяются, чередуются, так и хочется сказать «рифмуются» - как строки в стихотворении. А строки в стихотворении в свою очередь - аналоги музыкальных фраз . Музыкальность стихотворной речи достигается посредством использования звуковой эпифоры - повторения конца стихотворения, например, в стихотворении А.А. Блока «Я вырезал посох из дуба…» (25 марта 1903): Одежды бедны и грубы, О, как недостойны подруги! .

Исследователь Краснова Л. отмечает, что «широко представлена у Блока и внутренняя рифма, создающая неповторимую мелодию его стихов, углубляющая конечные созвучия» . Внутренняя рифма - это сочетание ассонанса, аллитерации и слоговых повторов внутри строк. Это мощный инструмент формально-слоговой целостности, цельности текста. Внутренняя рифма обладает теми же свойствами и имеет те же типы, что и слоговой повтор, но отличается от него тем, что повторяются не просто отдельные слоги в словах, но и целые слова с отдельными перестановками слогов или букв .

Блок использует неточные рифмы, усеченные рифмы. Внутренние замещения необычны, т.е. Блок разрушает звуковые закономерности, естественно сложившиеся в русской неточной рифме. Примеры:

Падают розы вечерние,

Падают тихо, медлительно.

Я же молюсь суевернее,

Плачу и каюсь мучительно.

Мне снились веселые думы,

Мне снилось, что я не один...

Под утро проснулся от шума

И треска несущихся льдин.

Я шел к блаженству.

Путь блестел

Росы вечерней красным светом,

Назначение звукописи в художественном плане может заключаться в простом создании музыкального звучания речи, гармонии. Без ущерба логической стороне речи такое использование звукописи эстетически оправдано. Особую красоту речи придает стройное повторение созвучий, отдельных согласных, слов.

Р.Р. Чайковский полагает, что о звукописи может идти речь только в том случае, если звуковая инструментовка текста нацелена на усиление тех или иных аспектов его смыслового содержания и создание определенного эмоционального состояния читателя .

Блок не любил слушать свои стихи и говорил, что пишет их не для произнесения, а для чтения. Звукопись является проводником смысла. В данном контексте звукопись употребляется в значении соответствия звукового состава фразы изображаемому. Повтор согласных или гласных в стихотворениях помогает читателю представить какую-либо картину или услышать какой-либо звук.

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные гласные звуки, т.к. в безударном положении гласные изменяются. В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Ранняя лирика Блока наполнена мистико-религиозной символикой. Гласный звук [о], повторяясь, передаёт противопоставление себя и своего пути миру толпы:

художественный звукопись лирика блок

Пока спокойною стопою

Иду, и мыслю, и пою,

Смеюсь над жалкою толпою

И вздохов ей не отдаю

«Перекличка» гласных и согласных звуков отличает речевые отрезки, которые разделены паузами, будто слышится вздох, т.к. сочетание звуков [д], [о], [х] создает иллюзию вздоха.

А. Блок добился взаимопроникновения разных видов творчества - музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, гармонии их слияния. В своих исследованиях, помимо содержательного компонента звука, А.П. Журавлев усматривает связь между звуком и цветом. Он говорит о частотности использования тех или иных звуков для создания определенных звукоцветовых ассоциаций. В стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (23 февраля 1899) гамма красок картины В. Васнецова описывается словами в стихотворении, поддерживается содержательной музыкой звуков. Поэт описывает картину В. Васнецова:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью! .

Расчет звукоцвета показал, что в стихотворении среди гласных наиболее заметно доминируют «красные» А и Я, затем «темный» Ы и «темно-зеленый» У. Но и словами создана та же цветовая картина: пурпур заката, кровавые казни, пожар, кровь. Зловещие темно-красные тона различных оттенков подчеркивают трагические пророчества, к несчастью сбывшиеся затем в полной мере. Ясно, что звуковая и словесная цветовые гаммы находятся в полном взаимном соответствии.

Экспрессия звуковая в поэтических текстах может быть как ярко выраженной, так и ослабленной, или сниженной. На данное явление влияет насыщенность звуковой ткани более предсказуемыми или менее предсказуемыми элементами, информативность и выразительность всей звуковой структуры. По мнению А.П. Журавлева, в поэтических произведениях содержательность звуков используется как особое изобразительно-выразительное средство, помогающее «теснее слить форму с содержанием» , выразить содержание полнее, ярче. Необходимо учитывать при анализе произведений ритм, как пульс стиха; рифму, придающую стихотворениям особое звучание. Эти компоненты очень сильно влияют на реализацию содержательности звуков, потому что «опорные» звуки ритма, и, прежде всего, ударные гласные, более информативны в стихе; а звуки, образующие рифму, подчеркнуто содержательны.

Строки А. Блока: Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои («Ветер принес издалёка», 29 января 1901) звучат протяжно, свободно, напевно. Этот эффект создает ассонанс - повторение одинаковых гласных звуков, облагораживающее поэтическую речь. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы; создается эффект присутствия, детализации.

Фонетическая сторона речи очень важна в поэтическом тексте. При чтении «Фабрики» (24 ноября 1903) Блока первая же фраза с ассонансом [о] создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В соседнем доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается:

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота… .

Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности, как прием создания звуковой экспрессии, напряженной и яркой.

Ассонанс играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с ударными инструментами в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков.

«Я вышел в ночь - узнать, понять

Далекий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

Поверить в мнимый конский топот…

И слушал я - и услыхал:

Среди дрожащих лунных пятен

Далёко, звонко конь скакал,

И легкий посвист был понятен»

Окрашенность гласных в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы придают ритму и движению стиха определённую динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя.

Таким образом, Блок часто использовал прием ассонанса в своей поэзии. Под ассонансом понимают особый литературный прием, который заключается в повторении гласных звуков в том или ином высказывании.

Художники и мастера слова прибегают к звукописи не только в эстетических целях, но и для решения более сложных стилистических задач. Поэты могут привлекать звукопись для выполнения в поэтической речи серьезной смысловой функции. Помимо смысловой функции, звукопись может функцию звукового образа. При этом в приемах звукописи находит отражение развитие темы, сюжета, звуковая окраска художественных образов и т.д. Средствами звукописи могут выступать благозвучие или неблагозвучие стихотворной речи. Как прием усиления звуковой выразительности стихотворений используется звукоподражание. Также звукопись в поэзии может выполнять выразительно-изобразительную и эмоционально-экспрессивную функции, при которых образные выражения получают особую экспрессию. Как выразительное средство используются звуковые повторы в современных заголовках журнальных и газетных статей. И в данном случае назначение звукописи заключается в привлечении внимания.

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых гласных звуков способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается эффект присутствия, детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения ассоциативно-смысловых связей. Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, не плачу... / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с ударными инструментами в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению стиха определённую динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

(От фр. assonance - созвучие)

У этого термина, увы, два значения.
Ассонансом называют и одну из разновидно­стей рифмы, и повторы гласных звуков в стиховой ткани. Ассонанс как рифменное явление будет рассмотрен в статье о рифме. А здесь разговор пойдет об ассонансе как о звуковом рисунке стиха.

Подобно аллитерации, ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи. Однако эстетическим эффек­том ассонанс превосходит аллитерацию. И не то чтобы аллитерация была хуже ассонанса. Просто ассонанс попадается много реже аллитерации, что обусловлено причиной объективной. В нашем языке гласных звуков в не­сколько раз меньше согласных, в то время как их встречаемость в речи лишь на одну пятую уступает встречаемости согласных. Поэтому гласным сравни­тельно труднее выделиться из привычного звукового фона в ощутимые на слух повторы. Эффект ассонансов можно сравнить с эффектом драгоценных камней:

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Блок

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Заболоцкий

Ассонансы особенно часты в народной поэзии и в белых авторских стихах, где они своеобразно компенсируют отсутствие рифмы:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью...

Эту народную стилевую стихию гениально воссоздал Лермонтов в речи старого солдата, безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Ассонансы стягивают слова в единый смысловой и эмоциональный узел. Вот как, например, проводит «музыкальную тему» сирен Н. Заболоцкий:

И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...
А третья сулила забвенье
И кубок вздымала вина:
«Испей - и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»

Если поэт, следуя художественному заданию, сознательно избегает ассонан­сов, то словесные образы обособляются отчетливее, воспринимаются как гра­дация, усиливающая впечатление типического или, напротив, оттеняющая противоречивость чувств. Тайнами такого очарования владел, например, А. Блок:
В кабаках, в переулках, в извивах…

Ночь, улица, фонарь, аптека...

Вновь у тебя... Унижен, зол и рад.

Подчас ассонансы могут вызывать у нас те или иные конкретные ассоциа­ции. В строках С. Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь -

слух выделяет гулкое «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши. Или ассо­нансы в стихотворении Фета «Кукушка»:

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Как видно из примеров, ассонансы играют не самостоятельную, а подчи­ненную роль: они зависят от характера выражаемых поэтом переживаний.

Другие термины на сайте

Верлибр (Его история и природа)

Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно.

Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.

Метафора l в широком понимании - любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение со­вести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной об­разности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!