Что такое форма организации педагогического процесса. Характеристика и анализ педагогических форм

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Эталон ответа №1.

· Показатели гемодинамики в норме.

· Предположительный диагноз – стенокардия.

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа͵ причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Пациентку следует направить на приём к кардиологу и в дальнейшем руководствоваться его рекомендациями, выписать нитроглицерин для приёма в случае возникновения болей.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Русская философия берёт своё начало в XI веке от Киевского митрополита Илариона, который в ʼʼСлове о Законе и Благодатиʼʼ изложил свою религиозно- социологическую теорию о том, что история человечества движется через смену форм религии.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, ᴛ.ᴇ. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Οʜᴎ считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и в связи с этим предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Οʜᴎ подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный - ϶ᴛᴏ принято называть мессианством . Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всœех этапов европейской истории?

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России – особый: Россия есть ʼʼВеликий Восток- Западʼʼ , она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить.

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всœемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Οʜᴎ надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России - ϶ᴛᴏ и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм , который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм , который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.

- ʼʼНаучныйʼʼ социализм (марксизм), в базе которого лежал вывод о неизбежной гибели капитализма в ходе социалистической революции и построении нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком.

v Взаимоотношения человека и природы

Эта тема привела к возникновению уникальной философской системы – русского космизма , который считается ʼʼвизитной карточкойʼʼ русской философии.

Эта философия о единстве человека с природой , космосом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное (В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др.
Размещено на реф.рф
писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселœенной. Главной идеей русского космизма была идея о всœелœенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселœенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосœев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всœеединства, т.к. в их базе лежала идея соборности. Соборность - ϶ᴛᴏ объединœение (собирание) людей, их единство на базе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всœеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество , живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота , которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Проблема человека и смысла его существования находилась в центре внимания многих русских философов: Л.Шестова, В.Соловьёва, С.Булгакова, Н.Рериха и других. Но самый большой вклад в разработку этой темы внёс Н.Бердяев. По его мнению человек принадлежит к двум мирам: в одном мире - эмпирическом царствует разорванность, вражда, рабство, но есть другой мир - подлинный , это идеальное бытие, где царствуют любовь и свобода. Задача человека- освободить свой дух из этого плена, ʼʼвыйти из рабства в свободуʼʼ, из вражды в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству , способностью к которому одарён человек, т.к. его природа есть образ и подобие Бога- творца. По мнению Н.Бердяева, Бог Присутствует лишь в тех людях, которые обладают большой духовной силой, добродеятельны и занимаются творчеством.

Основные черты русской философии:

1. Целостность, которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосœев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве всœе духовные силы человека: чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, ᴛ.ᴇ. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всœеми другими

3. Соборность, ᴛ.ᴇ. единство людей на базе их любви к Богу

4. Интуинтивизм, который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции, ᴛ.ᴇ. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всœеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность, проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды , ᴛ.ᴇ. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность (вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной )

8. Социальность, практичность, ᴛ.ᴇ. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинœена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея , получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всœеединства и назовите её представителœей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея." 2017, 2018.

Размышляя о русской философии как о бесспорно неотъемлемой части мировой философской мысли, непременно задаешься вопросами:

  • чем была (и стала) она для европейской науки,
  • в чем ее своеобразие
  • и каковы ее особенности?

Может быть, все труды, эссе и статьи наших мыслителей – не более чем попытка адаптировать мысли великих европейцев под убогую отечественную действительность? И кем, по выражению Герцена, стали русские философы: болью, предупреждающей об опасности, или врачами, которые если не излечили, то хотя бы верно поставили диагноз?

«Царство вечной правды» — идеальное общество как проблема русской философии

К вечным вопросам

— кто мы? куда идем? что есть наш мир?

Вечные вопросы русской философии

в чем сила, брат?

И ответила на него так же, как и известный герой — сила в правде.

В этом почти сошлись даже непримиримые противники: Чаадаев утверждал, что любовь к истине важнее любви к Отечеству, а Достоевский — что правда выше России.

Для практичного немца подобные утверждения не только кощунственны, но и нелепы, ибо правда может быть лишь чем-то полезным, не более. Для отечественных же мыслителей «царство правды» стало некой Землей обетованной, но можно ли придти в него и каким путем?

«Русский путь» и «русская идея»

О своеобразии России и особом призвании ее народа впервые заговорил Петр Чаадаев в «Философических письмах», и ему ответили западники и славянофилы , представители двух непримиримых философских направлений.

Первые, приверженцы позитивизма и рационализма, у которых было «две родины – Русь и Европа», утверждали, что никакого «русского пути» нет, а в «царство истины» нужно следовать проторенным общеевропейским. Славянофилы же, настаивающие на особенности и самобытности российской истории, культуры, ментальности, замечали, что повторять ошибки запада ни к чему и выделяли Россию в особую категорию.

Понятие как ответ и тем и другим впервые законченно сформулировал почвенник Достоевский в «Дневниках писателя».

Он определил его как идею православного «всеслужения» человечеству, нарек русский народ народом-богоносцем и противопоставил европейский социализм и анархизм российскому православию и патриотизму. «Русской идеей» пронизан последний роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором близкие писателю взгляды выражает его любимый герой – Алеша Карамазов. Поэтому неудивительно, что, высоко оценивая Федора Михайловича как писателя и психолога и считая его предтечей экзистенциализма, западные мыслители отвергают его идеологию.

Антропоцентризм как особенность русской философии

Однако нашу философскую мысль всегда интересовали не только проблемы развития общества в целом, но и проблемы человека, его устремлений, поиска смысла жизни. В романах Достоевского, Толстого, Чернышевского центральное внимание уделялось исканиям героев, их духовному возрождению и развитию.

Антропоцентрист , развивший понятие «русская идея», считал человека вершиной божественного творения и верил в его возрождение благодаря «истине во Христе». Экзистенциалист Бердяев, напротив, говорил о противоречивости и загадочности русской души, объясняя это конфликтом в ней рационального и иррационального, востока и запада. В ней же (душе) он видел корни русского коммунизма.

Религиозность как черта философии

Еще одна характерная особенность русской философии и ее существенное отличие от западной — некая особая «религиозность».

Отечественные мыслители попытались соединить с философскими идеями, чтобы получить универсальную формулу, с помощью которой можно было бы дать ответ на вечно актуальный вопрос: как жить дальше? Каким принципам следовать, чтобы приблизить «царство истины»?

Видели в православной вере особенность русского народа и не сомневались, что все, что препятствует , препятствует и народному благоденствию. В отличие от них Герцен, Бакунин, а также революционеры-демократы видели в религии «узду для народа». Позже в ХХ веке религиозные философы мечтали, что когда-нибудь появится идея, которая сможет объединить церковь, народ и (применительно к сегодняшнему дню можно было бы сказать — элиту). Религиозную окраску приобрел даже : он превратился в «религию отрицания», религию без Бога.

Социальная справедливость, отношение к власти и государству как проблема

Русский философ, в отличие от своего западного коллеги, всегда был проповедником, а его идеи часто становились руководством к действию. Свое отношения к власти, к государству не скрывала ни одна из философских школ.

И если славянофилы принимали официальную формулу «православие-самодержавие-народность», то революционер-демократ вполне определил свое отношение к государству и современной ему России в известном романе «Что делать?». Его последователь Ткачев создал свою теорию революции, решающим фактором в которой должна стать воля «активного меньшинства». Против создания такого общества и такого государства, а главное, пути, выбранного Ткачевым и Чернышевским, выступил Достоевский с романом «Бесы».

Предлагаем нашу презентацию

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине". Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли".



Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо "не плакать, не смеяться, а понимать" не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца. Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии. В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

3. Особенности русской философии

Остановимся на трех характерных особенностях русской философии, хотя и до сих пор речь шла о ее своеобразии и самобытности.

Эти три особенности становятся очевидными при сопоставлении русской философии с европейской: они касаются ее предметного содержания, русского стиля философствования, характера системности и языка отечественной философии. Из этих основных особенностей, по существу, складывается специфика русской философии.

Первая особенность русской философии в нашей историко-философской литературе получила название онтологизма . Приведем некоторые высказывания на этот счет.

А. Лосев среди основных характерных черт русской философии на первое место ставит ее онтологизм, который определяет всю ее суть. «Русская философия, – пишет А. Лосев, – прежде всего, резко онтологична».

С. Франк придерживается того же взгляда: «Характерная черта русского мировоззрения: тяга к реализму, или, лучше сказать, к онтологизму, невозможность довольствоваться какой-либо формой идеализма или субъективизма».

Та же мысль у Н. Бердяева: «Русская философская мысль сознала себя существенно онтологической. Она размышляла не столько о познании, сколько о бытии. Она хотела понять познание как конкретное сущее». Русские философы противопоставляют онтологизм гносеологизму и идеализму европейской философии.

Онтологизм в русской философии означал, во-первых, новую концепцию бытия, которая одновременно оказывалась и новой онтологической гносеологией и новой философской антропологией. Другими словами, онтологизм означал, что речь идет о философии, способной дать целостное знание .

Классическая европейская философия рассматривала познание как рассудочное отношение познающего субъекта к познавательному объекту. При этом субъект сводился к его сознанию и находился вне бытия и над бытием. Следовательно, гносеологическое отношение сводилось к отношению мышления, сознания к бытию.

Русская философия заменяет классическое отношение на новое отношение. Вот как об этом пишет Н. Бердяев: «Субъект и объект – одинаково бытие. Бытию принадлежит изначальный и абсолютный примат. Различение субъекта и объекта совершается внутри самого бытия, и гносеология не может претендовать на то, чтобы занять место вне бытия» .

Такую же попытку «продвинуть эту онтологическую теорию сознания» делают С. Франк, А. Лосев и др. Реконструируя всю линию русского онтологизма, следующим образом можно концептуально представить онтологизм.

Бытие как мир природы, предметов, как мир вещественно-телесный, может существовать, будучи и немыслимым, непознаваемым. Первоначальное отношение человека к миру носит онтологический, а не гносеологический характер. Человек изначально входит в бытие, его нельзя отчуждать и выводить за пределы бытия. Бытие не располагается перед ним, поскольку человек с ним слит, сращен неразрывно. Он только в своем сознании, как мыслящее существо, ставит себя в отношение к миру. И прежде, чем мы рассмотрим человека в качестве чистого сознания, мыслящего субъекта, он является в первую очередь материально-чувствующим, предметно-деятельным, онтологически связанным со своим миром. Находясь внутри бытия, человек живет им, а не созерцает и сознает. Применительно к человеку не имеет смысла говорить о первичности материи, о ее определяющей роли, о примате бытия и т.п.

Чисто познавательное отношение человека к миру возникает в условиях весьма развитого общества, с разделением труда, появлением социальных групп и индивидов, занятых исключительно интеллектуальной деятельностью. А отношение человечества в целом к миру по-прежнему останется чувственно-предметным, практическим, лишь часть которого составляет созерцательно-гносеологическое, вплетенное в чувственно-предметную деятельность. Вследствие этого мы и не можем рассматривать бытие как равнодушную и нейтрально-отстраненную материю, «объективную реальностью». Слияние человека с бытием, более того, само присутствие человека в мире придает всему бытию смысл, оно становится иным от самого факта существования человека в мире: все вещи, предметы, все структуры бытия приобретают новые функции и значения. Подобно тому, как возникший органический мир преобразил, изменил мир в целом, в том числе и неорганический, так и человек своим появлением придал миру новое значение, новое содержание. Поэтому противопоставление человека и бытия как полярностей теряет смысл, поскольку человек, взятый во всей своей субъективности, столь же объективно реален, как и бытие, обступающее и обнимающее человека со всех сторон. Бытие утрачивает свою абсолютную объективность и должно быть взято субъективно.

С этой точки зрения, категория бытия есть предельно широкое понятие. В силу своей многозначности и многоликости оно охватывает как непосредственную принадлежность к миру в конкретном физическом и социально-историческом пространстве и времени, так и если оно мыслится вне времени. Под словом бытие, следовательно, мы понимаем как реальные действительно существующие вещи, предметы, тела, так и идеальные: идеи, образы, нормы и т.п. Таким образом, быть – это не только то, что есть, имеет место, пребывает, находится, но и то, что соответствует норме, понятию, идеалу, своему предназначению. Другими словами, бытие – это не только обозначение мира наличных вещей, но это и мир духовно-чувственный, духовно-становящийся.

Понятие бытия охватывает все сущее в его недифференцированном виде, обозначая их существование. Тем самым удается, с одной стороны, преодолеть деонтологизацию человека, исключение его из бытия и сведение к сознанию, а с другой стороны, преодолевается сведение бытия к его вещественности и предметности.

Пребывание человека внутри бытия – это жизнь человека, это его бытие. И у него нет сомнения в нем. Дискуссия появляется в связи с вопросом, в чем сущность бытия, что есть все сущее и в чем его сущность, в чем заключается основание всего сущего. О существовании сущего свидетельствует сама жизнь, для понимания сущности сущего непосредственно жизненных фактов мало. И здесь появляется возможность подменить предмет дискуссии: вместо вопроса, в чем сущность сущего, ставится вопрос, имеем ли мы сущее, оно ли нам дано в нашем жизненном мироощущении. И тогда появляется идея, мысль о небытии, об отсутствии бытия или о его неподлинности и т.п. Вполне здравый вопрос, что представляет собой в своей сути являющийся мир, таков ли он на самом деле, подменяется вопросом, а есть ли он в действительности.

Содержательно подход к определению бытия в качестве исходного берет отношение человек – мир человека, это отношение разных уровней внутри самого бытия, т.е. объективное, реально существующее отношение. И тогда анализ бытия оказывается анализом всей совокупности человеческих отношений с обступающим его бытием. Бытие, таким образом, раскрывается через его становление, изменение. Н. Бердяев пишет, что «все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхностей вещей. Если идти от человека во вне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей… Человек как бытие, равнокачественное миру» . Содержательный подход, который можно назвать экзистенциально-философским, экзистенциально-антропологическим, позволяет категорию бытия интерпретировать не только в значении всего сущего, в значении существования всего, но и в значении смысла всего сущего, поскольку человек введен в бытие. Следовательно, бытие уже не сводится к существованию, скажем, вещей, тел, объектов и т.п. – оно включает в себя и объективацию некой идеи, точнее, того, чем они могут стать, быть, развиться до тождества со свое функцией.

Таким образом, онтологизм русской философии позволяет преодолеть деление европейским рационализмом философии на гносеологию и онтологию. Разделяя философию на две самостоятельные философские дисциплины, философия закрывает путь к сущностному пониманию как бытия, так и познания. Своей концепцией онтологизма русская философия открывала выход из рационалистического тупика.

Остановимся на второй черте русской философии своеобразии русской философской рефлексии. Она теснейшим образом связана с первой: новое понимание бытия требовало и нового философствования над ним.

Человек, укорененный в бытие, познает его прежде всего не посредством категорий рассудка, а проживанием жизни: жизнь есть необходимое условие знания. Поскольку философия исследует предельные и запредельные основания бытия, то она не может ограничиться деятельностью рассудка. Если в европейской философии в основание познания кладется разум – ratio, то в русской философии – вся полнота жизненного опыта. Положив в основание познания только разум, мы можем прийти к тому, что все, не укладывающееся в границы разума, оказывается несуществующим.

Полнота бытия, положенная в основание познания, требует от познающего не ограничиваться деятельностью одного рассудка: истина не может быть открыта исключительно рационально-интеллектуальным путем. Поэтому внутренне строение русского философского мышления оказывается чрезвычайно сложным: в нем обнаруживаются элементы интуитивного, дорационального, художественного и даже мистического сознания.

С точки зрения русской мировоззренческой философии, истина не сводится к соответствию наших представлений об объекте самому объекту. Истина должна быть правдой. Следовательно, знание должно соответствовать всей жизни, жизни целостной и подлинной, смыслу жизни: познать – это пережить. Познание является переживанием: «Полное понимание – это «воссоздание», т.е. обращение разумеваемого в факт нашей собственной жизни» . Эта же мысль повторяется и у С. Франка: «Что-то «узнать» – означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания…» . А. Лосев называет также знание, вытекающее из непосредственного чувства, верой.

Вера в русской философии – понятие специфическое. Ее ни в коем случае нельзя рассматривать как антипод знанию. Она включает в себя множество различных оттенков: доверие, убежденность, верность, религиозная вера. Вера понимается как знание, вырастающее из непосредственного повседневного опыта многих поколений и не нуждающееся в дополнительной проверке. Вера – бездоказательное знание, в чем-то она сродни кантовскому априоризму. Н. Бердяев так раскрывает диалектику знания и веры: знание есть форма веры – доверие к ограниченному опыту, вера есть тоже знание, но более полное .

В русской философской культуре, мы уже не раз говорили, философия понимается как мировоззрение. А мировоззренческая картина мира не может основываться только на научном знании: у него есть определенные границы. Поэтому научные знания в мировоззрении дополняются другими формами освоения и постижения мира, основанными на ином опыте, более богатом и более бесконечном, чем научный опыт. Существует еще духовный опыт .

Таким образом, мы действительно можем говорить об особом русском стиле философского мышления. Безусловно, речь идет не о противопоставлении его европейской философской культуре: мы лишь подчеркиваем национальную особенность философствования, существующую в мировом философском процессе.

О системности русской философии. Пожалуй, самым распространенным упреком в адрес русской философии является упрек, что она несистемна . И в этом якобы выражается ее незрелость, несформировванность. В действительности все обстоит гораздо сложнее. Критики русской философии не принимают во внимание ни наличие в русской философии ряда специфических тем и проблем, ни особую структуру философского мышления.

Русская философия системна, но системна по-своему. А. Лосев высказал по этому поводу парадоксальную мысль: «Вся русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую или, лучше сказать, сверхлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и направлений» . А. Лосев следующим образом разъясняет свою мысль: благодаря необычайной широте и глубине, всеохватности направленных тем, задач, выдвинутых идей русская философия не поддается формально-логической систематизации по примеру европейской классической философии. В этом смысле она не бессистемна, а сверхсистемна.

Сверхсистемность ее заключается в том, что русская философия системна художественно-эстетически, ее системность близка системности художественного произведения. С. Франк убедительно доказывает, что «литературной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка бывает отдано однозначно определенной философской проблеме, – обычно это произведение, которое, будучи посвящено какой-то конкретной проблеме исторической, политической или литературной жизни, попутно освещает глубочайшие, кардинальные мировоззренческие вопросы» .

Своеобразие русского философствования определило и ее особый язык. Многие категории и понятия в русской философии имеют другой смысл, чем в классической европейской философии. Например, в русской философии слова «любовь», «вера», «сердце», «душа» и др. содержат категориальный смысл, а не этический. В языковом отношении русской философии наиболее близок язык европейской экзистенциальной философии.

С того момента, когда философия перестает быть наукой, а становится мировоззрением, ее классическая формально-логическая системность становится невозможной. В сущности,гнорьт67 к такому же выводу пришли в середине XIXв. основатели марксистской философии: философией Гегеля заканчивается философия в старом смысле, вместе с ней приходит конец всякой абсолютной системе. Философия становится просто мировоззрением.

В середине XIXв. начался новый этап в истории философии – эпоха неклассической философии. О ней уже нельзя судить по стандартам европейской классической философии. Русская философия второй половины XIX – начала XX в. представляет новый тип философского мировоззрения. В сравнении с классической европейской философией она может показаться настолько уникальной, что не поддается никакому сопоставлению и сравнению. Но, сравнивая русскую философию с европейской неклассической философией, мы найдем много общих типологических черт.

В целом русская философия развивается в том же направлении, что и европейская, она не уклоняется от общей линии развития.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!