Что такое контекстные синонимы русском языке. Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования

Синонимы - это слова, которые близки или тождественны по значению и различаются экспрессивностью и стилистическими особенностями. Они бывают разных видов, например, языковые, стилистические. Существуют также и контекстуальные синонимы.

В более широком определении это слова, имеющие близкие или тождественные значения, выражающие одно понятие, подчёркивающие различные его признаки, различающиеся при этом экспрессивными стилистическими особенностями, сочетаемостью. Это понимание свойственно современным лингвистам и сложилось почти во всех европейских языках.

Синонимы и части речи

Языковые и контекстуальные синонимы характеризуются ещё и тем, что они всегда относятся к одной и той же Условия морфологической общности необходимо в их определении. Таким образом, в русском языке к ним можно отнесли слова миг и мгновение , студень и холодец , громадный и огромный , врать и лгать , словно и будто и так далее.

Виды синонимов

В русском языке насчитывается больше десяти тысяч синонимических рядов, а различные виды выделяются на основании содержательного критерия.

Дублеты - абсолютные синонимы, то есть слова, полностью тождественные по значению (бегемот и гиппопотам , лингвистика и языкознание ).

Чистых дублетов в языке мало. Слова бегемот и гиппопотам различаются по признаку научный и ненаучный, свой и чужой. Проблема возникает, когда понятия близки по значению. Носители языка достаточно легко определяют стилистическое различие между ними интуитивно. Сложнее, когда речь идёт о смысловых синонимах: дом и здание - единица «дом» используется только при разговоре о том, где живут люди. Это родовидовые отношения включения.

Понятийные, идеографические или семантические синонимы - слова, которые характеризуют разные степени проявления признака. Например: красивый и прекрасный .

Стилистические синонимы - слова, которые дают разную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого: убежать , удрать или смыться; очи , глаза или зенки .

Смешанный тип - семантико-стилистические синонимы, которые различаются и частью концептуального значения, и коннотациями. Например: боязливый , пугливый , трусливый .

Языковые и контекстуальные синонимы

Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый , ярко-красный , багровый и так далее. Такие слова остаются синонимами всегда, независимо от контекста, в котором употребляются. Для них составляются специальные словари.

Речевые или контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке. Для их сближения достаточно понятийной соотнесённости, то есть ими могут становиться слова, вызывающие в сознании говорящего или пишущего определённые ассоциации. Абсолютно разные понятия могут вступать в синонимические отношения, означать одно и то же и свободно заменять друг друга в определённом контексте, но только в его пределах. В словарях они не фиксируются.

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

Повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

Дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

Познакомить с градацией как средством выразительности речи.

Развивающая

Создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

Обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитывающая

Воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

Воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

В точном подборе синонимов - мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Начнем с синонимов. Синонимами являются слова, близкие по значению. Например, «больной» - «нездоровый» - «квелый». Контекстуальными (они же заместительные) синонимами являются слова, синонимичные лишь в пределах определенного контекста. «Француз» вообще-то не является синонимом к «повару»: мало ли в мире поваров, и не все из них французы, как и не любой француз - повар. Однако, если мы говорим о вполне конкретном поваре Паскале Дюбуа, родом из Франции, «француз» и «повар» становятся контекстуальными синонимами в пределах данного текста.

В школе всем прививали стремление к лексическому разнообразию, мы думали, что применить в пределах абзаца одно и тоже имя - непростительный грех. На самом же деле непростительный грех (в подавляющем проценте случаев) - использование заместительных в литературном произведении. И это вполне логично, ведь фокальный персонаж у себя в голове называет других персонажей каким-то определенным образом (чаще всего - по имени, но бывает и по должности, кличке и прочее), а не всем возможным разнообразием контекстуальных синонимов, таких как «брюнет», «голубоглазый», «учитель», «педагог», «мужчина», «толстяк» и так далее. (Вспомните, что свою маму вы называете про себя мамой, а не Валентиной Петровной, женщиной, продавцом-консультантом или блондинкой.)

Приведем небольшой пример (все примеры созданы искусственно исключительно для статьи).

Андрей места себе не находил от нетерпения. Наматывал круги по комнате и то и дело спрашивал Вована :
- Ну чего, ответила?
- Не ответила, - бурчал кареглазый , обновляя страницу браузера.
- А теперь?
- Не беси.
У брюнета нервы были железные, но после шестого вопроса, ответила ли Инночка, и они начали сдавать.

Жирным выделены слова, которыми мы «обозвали» друга нашего фокального персонажа Андрюши. Вот так писать не надо. Андрей, зовущий друга Вованом, определенно не думает о нем как о кареглазом брюнете. Так что используйте в тексте этого самого «Вована» или местоимения («он», «его», «ему» и т.д., напоминаю).

Что же будет, если фокальный персонаж в произведении отсутствует? Просто представьте, что дополнительный незримый персонаж - автор, на котором и будет фокал. Герои в таком случае могут называться по фамилии, по профессии, социальному положению. Автор, безусловно, назовет бедняка просто бедняком, а не по имени не потому, что ему лень придумать имя и фамилию, а потому, что он «увидел» в описываемой сцене бедняка, коих бесчисленное количество, имя которого ни для кого роли не сыграет.

Рассмотрим ситуации, когда заместительные нам жизненно необходимы. Ситуация первая. Приведем такой пассаж:

Карина распахнула перед Мишей дверь общажной комнаты.
- Побудь с моими одногруппниками, пока я сбегаю к Люсе. Они тебе понравятся.
И ушла, оставив Мишу перед толпой незнакомых людей. Ну, хорошо, толпа - это громко сказано: всего-то три парня и две девушки.
- Хочешь чаю? - предложил парень с пирсингом в губе.
- Не стоит, спасибо.
- И слава богу, - сказала полноватая девчонка в обтягивающей майке. - У нас нет чистых чашек.
Толстушка вылезла из-за импровизированного стола, состоящего из табуретки и доски, положенной сверху, открыла холодильник.
- Что это, нахрен, такое? - Она вытащила из холодильника поднос с какой-то болотно-зеленой массой.
- Это мой эксперимент! - бросила ей рыжая девчонка. - Верни на место.
- Диана у нас биолог, - пояснил пирсингованный парень.
Толстушка сунула поднос обратно, брезгливо вытерла руки о джинсы.
Вернулась Карина.
- Все, вперед и с песней, Мишаня.
Она схватила Мишу под руку и потащила прочь. Напоследок Миша бросил взгляд на Диану. Красивая и, черт побери, похожа на его бывшую.

Что мы здесь видим? Миша приходит в компанию незнакомых людей, имен которых он не знает. В глаза ему бросаются некоторые особенности говорящих: пирсинг парня и полнота девушки. Именно по этим особенностям персонажи и именуются в дальнейшем. А вот имя второй девушки Миша узнает, и отпадает необходимость называть ее по цвету волос.

Ситуация вторая. В отличие от предыдущего варианта, фокальному персонажу здесь будет известно имя второго героя, однако потребуется подчеркнуть некоторую его характеристику. Например:

Боря без труда поднял Лизу с ее тяжеленным гипсом. Миша отпрянул от силача: не дай бог заденет - будет еще один с переломом.

Фокальному персонажу Мише имя Бори известно. Однако «силачом» подчеркивается, что его физические данные произвели на Мишу впечатление (предположим, что Лиза - толстушка из предыдущего пассажа).

Подведем итоги. В произведениях очень рекомендуется придерживаться следующих правил:
персонажей зовем так, как называет их у себя в голове фокальный персонаж (чаще всего это все-таки имя), не забываем о местоимениях; если фокальный персонаж стабильно называет другого «придурок» или использует, что называется, погонялово, их, эти контекстуальные синонимы, и употребляем;
заместительные вполне оправданно используем, если фокальному персонажу не известны имена других персонажей, и он «маркирует» их по каким-то заметным особенностям; а еще в том случае, если резко возникает необходимость подчеркнуть какую-то характеристику персонажа.

Многие из нас даже не задумываются над тем, что такое контекстный синоним. А между тем ответ на этот вопрос очень прост. Постараемся в этой статье осветить проблему выделения данных видов синонимов и особенностей их изучения и понимания.

Определение

Самое простое определение звучит таким образом: данный синоним употребляется в конкретном предложении только в определенном контексте. Например, если мы говорим об источнике воды и рядом в предложении ставим слово «ключ» в значении родника, то эти слова будут называться контекстными синонимами.

Приведем еще одно толкование. Данные синонимы образуются для того, чтобы дать наиболее полное определение тому или иному явлению.

Какие же это - контекстные синонимы? Примеры приведем ниже: «Сонечка стояла на земле и смотрела на эту черную, мертвящую глубину могилы». В данном случае прилагательные «черный» и «мертвящий» являются синонимами.

Таким образом, можно говорить не только о степени семантической дискретности рассматриваемых синонимов, но и о степени континуальности их контекстного окружения: оно по-разному диагностирует особенности семантической модификации изучаемых единиц.

Подведем итоги

Семантическая дискретность словарных дефиниций позволяет ответить на вопрос о том, что такое контекстный синоним. Это обусловлено особенностями репрезентирования информации о синонимах в толковых и синонимических словарях. Анализ словарных толкований в соединении с описанием дистрибутивной специфики рассматриваемых единиц (с учетом степени диагностичности контекста) позволяет не считать их в полной мере синонимами. Об этом свидетельствует и развитие семантических модификаций анализируемых единиц, например, проявление переносных значений, которые не отмечены словарями. Это ограничивает возможность их взаимозаменяемости в других предложениях с качественно иным контекстом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!